Сын стал панком что делать. Папа был панком, сын стал эмо. Что нужно делать, если ребенок стал неформалом

Фотобанк Лори

По мнению психологов, это период, когда человек переживает один из самых серьезных жизненных кризисов: он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Можно сказать, что именно в это время у ребенка формируется внутреннее «Я», он отчаянно ищет новые авторитеты, а родители, напротив, воспринимаются им как нечто «примитивное». Подросток нарушает все правила поведения и традиции, которых придерживается семья. Психологи в таких случаях рекомендуют родителям не давить на ребенка, но, тем не менее, сохранять свой авторитет в его глазах.

Однако, заметив, что в гардеробе ребенка начали преобладать черные цвета, или что он, например, проколол брови, нос, выкрасил в яркий цвет волосы – многие родители теряются – как реагировать на такое поведение? Ясно, что строгий запрет вызовет еще большее желание стать частью модной молодежной субкультуры, но и бездействовать обеспокоенные мамы и папы тоже не могут, и не должны.

Противники неформальных течений чаще всего сами из себя ничего не представляют: читают мало, в музыке не разбираются, интересы дальше работы не простираются. Если такой человек говорит «Я слушаю любую музыку», то его плей-лист ограничивается «дибиланом», а если человек утверждает, что слушает «тяжелую» музыку, то у него найдется и «Лунная соната», и «Полет валькирий», и старинные романсы.

В принципе, неформальные движения существовали всегда. Во времена бабушек и дедушек были стиляги и хиппи, а в период юности родителей – панки, рэперы и металлисты. В итоге, все последователи неформальных культур выросли, стали серьезными людьми, обзавелись семьями, а теперь со страхом смотрят на своих внуков и детей, которые, так же как и они когда-то, увлеклись модными течениями. Бояться этого, конечно, не нужно, однако следует выработать определенную линию поведения.

Для начала, родителям следует понять причины, которые толкнули их детей в объятия той или иной субкультуры. Их несколько.

Причина первая : веяние моды. Она, пожалуй, самая безобидная, так как объясняется психологической податливостью подростка и проходит спустя год-другой. С возрастом тинейджер потеряет интерес к неформальному течению, поменяет гардероб на одежду более оптимистичных цветов, пострижет волосы и снимет браслеты с шипами.

Причина вторая : способ самовыражения. В душе такого ребенка происходит бунт, направленный против родителей, общества, правил поведения, действующих в нем. И, что хуже всего, чувство, испытываемое от этого эмоционального и поведенческого протеста, ему нравится.

Причина третья : внутренние . Возможно, ребенок примкнул к молодежной субкультуре из-за своих комплексов: неудовлетворенности своим внешним видом, фигурой и т.д. Новые друзья не оценивают товарища по привычным в социуме характеристикам, а сам тинейджер перестает относиться к себе столь критически.

Причина четвертая : . Возможно, увлечение неформальным течением для ребенка – бегство от гнетущей, неблагополучной атмосферы в семье. Подросток чувствует себя брошенным, одиноким, ведь родители заняты выяснением отношений друг с другом. Оказавшись внутри молодежной группировки, он начинает ощущать себя понятым и востребованным. К тому же, у подростка и его новых друзей, скорее всего, в душе наблюдается один и тот же внутренний надлом.

Чего нельзя делать, если ребенок стал неформалом

1. Игнорировать. Некоторые родители равнодушно отмахиваются от появившейся проблемы, считая, что «с возрастом это пройдет». Вероятность такого сценария, конечно, возможна. Однако наблюдать за поведением ребенка и его контактами со сверстниками просто необходимо. Особенно, если учесть крайне неустойчивую психику подростков.

2. Запрещать. Это вызовет ответную, еще более агрессивную реакцию.

3. Оскорблять кумиров ребенка. Скорее всего, это закончится тем, что дети испортят отношения с родителями, перестанут им доверять.

Что нужно делать, если ребенок стал неформалом

1. Изучать проблему . Вместо оскорблений используйте общение с ребенком, чтобы собрать как можно больше информации об особенностях неформального движения. Родители должны трезво оценивать масштабы опасности.

2. Общаться. Проводите выходные в кругу семьи. Мама и папа должны постараться максимально сблизиться с ребенком. Если в семье есть определенные традиции, их нужно всячески поддерживать и в подростковом возрасте. Говорите юному неформалу, что принимаете его увлечение, несмотря на то, что оно очень вас беспокоит. Если, будучи подростками, родители и сами увлекались какой-то субкультурой, будет полезно рассказать об этом ребенку. Причем, внимание нужно заострить на том, как мама и папа потеряли интерес к неформальному движению.

3. Показать ребенку, что его воспринимают как взрослого. А у взрослого, как известно, есть не только права, но и обязанности. Пусть подросток возьмет на себя, к примеру, какую-то часть работы по дому.

А вообще, как говорят, лучше предупреждать болезнь, чем лечить ее. Чтобы шансы ребенка стать неформалом были минимальными, нужно чтобы он с детства был занят делом, которое ему интересно. Запишите его в : пусть это будет пение, рисование, танцы, спорт. Помните, что кроме компьютеров, ноутбуков и планшетов в доме должны быть книги.

Чтобы у ребенка с детства сформировались правильные ориентиры, родители должны быть для него примером. Трудно объяснить подростку пользу хобби, если мама и папа ничем не интересуются.

Наконец, родители должны помнить, что их : для тинейджера очень важно, чтобы в семье царила доброжелательная атмосфера. Все это значительно снизит риск приобщения ребенка к неформальным течениям.

Неформальность, как нормальность.
Большинство молодёжи 1980-х прошло через неформальные группы. Да-да, как всегда, найдутся хорошие и правильные девочки/мальчики (нынче тёти и дяди), которые вспомнят, свято верили и полыхали праведностью. Я сейчас буду говорить о большинстве. И о реальности, а не о метаморфозах человеческой памяти, при которых бывшая панкушка предстаёт в своих мемуарах девочкой-с-косичками, ибо стыдно признаться дочери-эмо, что и сама была не Белоснежкой...

Понятие «неформалы» (или «нефоры») для нас тесно связано с Перестроечной эпохой. Ещё бы! Не было дня, чтобы какая-нибудь молодёжная газета не отметилась очередной статьёй о заблудших панках, об агрессивных металлистах или ещё того краше – о питерских наци. Можно ли считать, что неформальные объединения были порождением Перестройки? И да, и нет.
«Да» потому что именно журналистские расследования сделали неформалов героями дня и наиболее часто обсуждаемыми персонажами. А. Троицкий в своей книге «Рок в СССР» отмечал: «Теперь от журналистов стали требовать остроты, проблемности и сенсационности, поэтому неформальные молодёжные группировки оказались одной из излюбленных тем, наряду с частным предпринимательством и разоблачением бюрократо в».
«Нет» потому что «нефоры» существовали в Советском Союзе задолго до апрельского Пленума 1985 года. Любители рока или фанаты «Спартака» водились и раньше, однако, их было принято либо не замечать, либо жёстко критиковать как «чуждое явление».


Тем не менее, само объединяющее понятие «неформалы» появилось действительно в Перестроечные годы. Это слово имеет в своей основе отрицание, то есть несёт в себе яркое противопоставление «формальным» коллективам – пионерии и комсомолу. Кроме того, для «вступления» в ряды панков или металлистов не требовалось ни заполнения анкет, ни подачи заявлений. Для этого была не нужна утверждённая государством «форма». Вообще, словосочетание «неформальные объединения молодёжи» использовали исключительно чиновники и журналисты. Сами юноши и девушки себя так не называли. Тем не менее, в обществе слово «неформал» приобрело, скорее, положительный оттенок. Почему это произошло? В те годы понятия «формальность», «формализм», «для проформы» сделались почти ругательными, это были синонимы антиперестроечной политики, а тут появляются некие ребята, которых называют неформалами. Между серым костюмчиком райкомовского чинуши и проклёпанной косухой металлиста общество однозначно выбирало второе, хотя бы, потому что это было новым, свежим и – неформальным.

В 1988-1989 годах комсомол, действительно, начал сдавать позиции. Поначалу это выглядело, как ревностная попытка перестроиться, измениться и очистить свои ряды от этих самых «формалистов». Так, в некоторых учебных заведениях с должностей комсоргов начали смещать прилизанных мальчиков и правильных девочек, заменяя этих любителей пустословия – неформальными лидерами. Часто это выглядело весьма комично, как сюжет для киножурнала «Ералаш». В других коллективах и вовсе начались реальные «чистки», которые, правда, очень скоро были остановлены «сверху»: Перестройка – это, конечно, хорошо, но количественные показатели никто не отменял! Комсомол спешно принялся патронировать всевозможные молодёжные начинания – от создания клубов (с безалкогольными барами и дискотекой) до проведения конкурсов красоты. Так, «Московская красавица-88» прошла под эгидой Московского горкома ВЛКСМ.

Разумеется, многое делалось по принципу: Если что-то нельзя уничтожить, то это нужно возглавить. Однако некоторые комсомольские работники совершенно искренне желали изменить молодёжную политику, искали пути и методы. Было много по-настоящему интересных дел и начинаний, но, так или иначе, доверия к «формалистам» было всё меньше и меньше, да и Перестройка всё чаще представлялась некоей полумерой. Многие люди понимали, что перестраивать не получается – надо ломать. Кроме того, в прессу начала просачиваться информация, что вожаки ВЛКСМ корыстны, равнодушны, беспринципны.

На этом фоне портрет рядового неформала выглядел яркой альтернативой. Многочисленные статьи и передачи породили моду на неформальность. Каждый, уважающий себя молодой человек, стремился прибиться к какой-нибудь группировке. Девочки реже группировались, но и они симпатизировали той или иной тусовке. Сама атмосфера эпохи располагала к этому: и взрослые, и дети старались громко заявить о своей инаковости. Быть неформальным, не вписываться в официальную систему, сделалось нормой, а когда все сделались «иными», не стало и самой системы. В одной из статей, посвящённых металлистам, автор сетовал, что огромное число юношей, гордо носящих на себе цепи и проклёпанные куртки, не имеют понятия об истории «тяжёлой музыки». Они «балдеют» и всё, часто даже не зная имён своих кумиров.

Написать на стене дома или на обложке школьного дневника слова ‘Heavy Metal!’ было проще, чем найти свою реальную нишу… Все эти группировки яростно враждовали друг с другом, причём в этих конфликтах чаще всего не было реальной ненависти. Просто это был стихийный бунт против многолетнего хождения строем, против пропаганды тотального коллективизма. Подростково - юношеская агрессия 1980-х совпала с мучительной ломкой стереотипов. Если уж взрослое поколение пошло по пути отрицания и разрушения догм, то, что говорить о молодёжи? Конфликтная «поросль» тогда воспринималась, как деятельная и наиболее свободная часть общества.

Все статьи, фильмы и телепрограммы, посвящённые неформалам, строились по одной нехитрой схеме. Сначала - страшноватая картина (вроде грандиозной тусовки «проклёпанных» мальчиков). Потом начинались возгласы осуждающих пенсионеров или функционеров. Следом шли рассуждения на тему: « А легко ли быть молодым?» Всё это венчалось оптимистичным выводом: «Нет! Нелегко! И мы обязаны их понять!» Одни из них были многочисленны и агрессивны, другие – держались скромно. Некоторые, к примеру, брейкеры, отошли в прошлое вместе с исчезновением моды на брейк-данс. Другие – «перегорели» своим увлечением, как, например, большинство металлистов. Многие любера пополнили ряды криминальных структур 1990-х, хотя больша́я их часть всё-таки стала «нормальными людьми» - бизнесменами, военнослужащими, тренерами фитнес-клубов. Повлияла ли «неформальная жизнь» на всех этих ребят? Безусловно. Говорить о затихании неформальных движений начали уже в 1990-м году, когда этим никого нельзя было удивить. Неформалы никуда не делись, они есть и сейчас, только их уже никто не воспринимает, как общественно-важную силу...

Сложно и одновременно очень забавно жить в начале ХХІ века! Каждый день происходит что-то новое. Это касается и культуры, а особенно - молодого поколения. А что для детей - развлечение, то для родителей - головная боль. И если к таким субкультурам, как металлисты и панки, родители уже привыкли, то сейчас есть эмо, готы и другие неформальные объединения, которые сегодня нас пугают.

Субкультура: что это и для чего она нужна ребенка?

Сегодня наше общество не однородное. Каждое живое существо - это микромир, со своими заботами, проблемами, увлечениями. Но при всем этом у нас похожие запросы и интересы. Временами, чтобы их удовлетворить, надо их объединить с другими людьми, ведь намного легче вместе достигнуть цель. Таков механизм образования субкультур - люди объединяются по интересам, которые совершенно не противоречат ценностям культуры, а лишь дополняют ее. И подростковые субкультуры - это не исключение. Они возникают, потому что нужны: они дарят возможность, особенно подросткам и молодежи, творчески себя проявить, найти свое личное место в жизни, найти новых друзей. Роль субкультуры нужна для социализации личности. Становясь эмо, металлистом, панком или готом, молодой человек усваивает новые социальные роли, законы общения, нормы поведения. Субкультура - это маленькая часть общественного организма. Другими словами, она - словно рука. Если руки нет, то человек может жить, но будет только инвалидом.

«Что же делать? Как говорить с подростком? Может, ему все это запретить?» -- первые вопросы многих взрослых, которые узнали, что их подросток - неформал.

«В первую очередь -- успокоится» , - таков главный совет психологов. А потом - запомнить, чего делать нельзя.

Чего нельзя делать?

- не бояться и не паниковать . Молодежные субкультуры всегда существовали. Причем не только для того, чтобы родителей позлить. По мнению социологов и психологов, неформальные объединения нужны подросткам для развития, самовыражения, общества.

- не запрещать . Все ж знают, что запретный плод очень сладкий. Всегда с неформалами пытались бороться, но результат нулевой.

- не игнорировать . Это может быть хуже запретов. Пусть ребенок знает, что вы знаете его увлечение. Иначе он подумает, что вы его разлюбили.

- не оскорблять кумиров ребенка . В подростковом возрасте даже обычная фраза «Выключи эту рычалку» может вызвать обиду и агрессию. Ведь ребенок это может воспринять как неуважение к себе, как желание задеть и оскорбить. Лучше сразу поинтересоваться, что за группа, а потом сказать подростку сделать чуть тише.

- не обвинять «во всех грехах». Высказывание «Все неформалы - алкоголики и преступники» обидное и неверное. Преступления и пагубные привычки не зависят от внешнего вида и любимой музыки.

- не преуменьшать важности увлечения . Мол, это у тебя пройдет, перебесишься, перерастешь. Даже если так случится, ребенок вам все равно не поверит и будет говорить, что это - навсегда. Кстати, некоторые увлечения и хобби могут перейти в профессию. Ведь никто не знает, может быть, ваш подросток в будущем станет тренером знаменитой спортивной команды или профессиональным агентом музыкальной рок-группы. Даже если и нет, многие родители не бросают подростковые увлечения: болеют за любимую знаменитую команду, слушают красивую любимую музыку.

Помни эти правила, таким образом, вы избавитесь от многих конфликтов.

Что нужно и можно делать:

- собирать информацию . Узнайте о неформалах, к которым привязан ребенок, что-то новое. И об этом расскажите ему. А лучше - если вы вместе поищите информацию в сети. Это сблизит вас, и заодно развеет некоторые страхи. А если вас бросает в дрожь, посмотрите интересный сериал «папины дочки». Там есть модница, спортсменка-футболистка и даже готка! Они совершенно разные, со своими характерами, но они - хорошо дополняют друг друга.

- сомнения и опасения обсуждать с ребенком . Использую при этом сообщения, например, «Меня очень волнует…» или «Я беспокоюсь, что…» а не «Ты не прав», «Ты не хорошо себе ведешь». Не бойтесь спросить у ребенка, если чего-то не поняли из его объяснений или не знаете. При такой беседе вам нужно правильно задавать вопросы, и слушать, не перебивая.

- быть чутким и внимательным . Важно помнить, что ребенку также бывает обидно, больно или страшно. А ваша любовь, понимание и внимание в этот трудный период ему очень необходимы.

- использовать увлечение ребенка ему во благо . Ему нравятся экстремальные виды спорта? Хорошо! Это замечательный повод, чтобы поговорить с подростком о здоровом образе жизни. Такой разговор, он не будет воспринимать как нужные нотации.

- выбрать вместе с ребенком атрибутику с названием и символикой его любимой группы - это будет поводом для признания его права самовыражение и самоопределение. А придя домой, попросите ребенка рассказать вам о любимых спортсменах или музыкантах. Ребенок оценит ваше внимание, а вы узнаете, почему «Зенит - чемпион», а «Ария - рулит!»

- рассказать собственное подростковое увлечение . Таким образом, вы покажите, что понимаете его страсть к спорту, музыке. Даже если ребенок все это назовёт «нафталином», он поймет, что у вас есть что-то общее.

Любите их такими, какие они есть

Моя история, которая со мной произошла этим летом.

Парк. На скамейке сидит грустная девочка лет пятнадцать. Одета в розово-чёрные тон, с длиной челкой. Она была похожа на красивую Барби, только в таких кукол не бывают таких грустных глаз. Я возле нее присела и спросила в чем дело.

Она не сразу разговорилась. Я узнала, ее зовут Аня, и она - эмо. За это ее не любят в школе, а родители говорят, «что ничего к добру не приведет». А когда она хотела доказать им, что многие неформалы - талантливые, адекватные люди, взрослые приводят примеры многолетней давности.

А еще она сказала, что немножко завидует одному человеку, своему однокласснику-готу. Ведь его родители не удивляются ни вампиров на плакатах, ни музыке, ни одежде чёрного цвета. Напротив, думают, что это хорошо, когда подросток ищет себя, хочет самореализоваться. Также ему подарили электро-гитару - он хочет создать собственную группу. Но, взрослые поставили одно условие: чтобы алкоголя и сигарет не было. Будет замечен за бутылкой или за курением - останется без компьютера, без готичной атрибутики и без любимой музыки. «Но ему и не нужна бутылка, ему и так хорошо», - говорит Аня. Кстати, сама она наркотиками не балуется, не пьет и не курит. Главная ее страсть - это поэзия и рисование. «Я свои творения выкладывала в интернет. Некоторым даже понравилось!»

А на нескромный вопрос, чем они отличаются от других, она ответила так: «Эмо - это эмоциональные люди. Они очень восприимчивы, ранимы и более чувствительные. Им трудно быть равнодушными и они наружу выплескивают свои переживания. Многие сочиняют стихи, рисуют. К сожалению, есть люди, которые этим пользуются и причиняют нам очень больно. А другие думаю, что мы вены вскрываем, мечтаем с собой покончить. Мне это больно слышать, ведь я очень люблю своих друзей, жизнь…»

И знаете, кого Анюта винит в таком плохом отношении к эмо? Журналистов! Я хотела ей возразить, но потом, я подумала, что она права: ведь в прессе можно найти статьи, сводящиеся к одному: эмо - самоубийца, металлист - поклонник сатаны, панк - наркоман. Только факты в этих статьях не представлены, одни только домыслы. Вот так и появляются стереотипы. «Но я не сильно обижаюсь на тех, кто не любит эмо. Ну все, мне пора. А то мама и папа будут переживать» - сказала Аня и побежала домой.

Я осталась одна и думала… Думала о том, что не бывает «безопасных» или «опасных» увлечений. Все зависит от человека: что одному человеку может быть полезно, то другому - вредно. Главное - говорить со своими подростками, быть в курсе всего. И, почаще говорить, как вы их любите. Любите всяких - и «металлических», и «готичных».

Взаимопонимания и терпения вам с вашим подростком неформалом!

Что представляет из себя панк? У многих сложилось ясное представление об этих людях. Панки представляются грязными, пьяными, аморальными людьми, с выделяющимся из толпы видом. Так оно и есть, сами панки стремятся быть такими. Но зачем им это? Почему человек становится панком?

Как правило, панком из-за того, что он не согласен с чем-то. Не согласен с обществом, с моральными и этическими нормами, с политической системой, с окружающей его обстановкой. Он не приемлет это всё, ему это дико не нравится и для него это чуждо.

Ему хочется чего-то иного, разнообразного, разноцветного. Хочет видеть альтернативы и выбирать из них понравившееся ему. Проще говоря, индивидуальность личности, присущая каждому человеку, старается найти пути реализации, но не находит их - и выливается во внешнем виде, в аморальном, деструктивном поведении. Человек старается бороться с этими факторами, но изменить ничего, кроме себя, он не может, и поэтому меняет себя. И с нарастанием враждебных факторов человек всё больше и больше изменяет себя, старается сопротивляться этим факторам.

Но что представляет из себя эта его борьба? Ни что иное, как саморазрушение. Человек подобен самоубийце, который сводит счёты со своей жизнью. Панк тоже сводит счёты со своей жизнью, и разница лишь в скорости: самоубийца делает это быстро, а панк - медленно. Его самореализация есть ни что иное, как медленное самоубийство. Он изводит себя различными средствами, такими, как употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков и вообще не пойми чего.

Также он разрушает всё человечное в себе, что было или могло быть, своим аморальным поведением. Вместо того, чтобы действительно бороться с окружающей средой, что-то созидать, панк лишь разрушает и не способен уже строить что-то новое. Он разрушает себя медленно, но верно.

Панк живёт в своём маленьком мире, пытаясь отделиться от окружающей среды, спрятаться от неё. Он подобен больным аутизмом, которые находятся в своём мире и плохо идут на контакт с окружающими. И не важно, идейный ли это панк или просто любитель панк-музыки и угаров, всё сводится к одному - к саморазрушению. Человек не способен мыслить трезво - "всё вокруг плохое - пойду удавлюсь!" Действительно плохое, но такими методами оно лучше точно не станет.

Давайте представим, что два противника ведут войну, борется друг с другом, ну, например, две армии. А теперь представим, что одна из этих армий - армия окружающей среды, а другая - среднестатистический панк, и что мы увидим? А мы увидим то, что вместо того, чтобы бить противника, одна армия уничтожает сама себя изнутри. Это, как бы гол в свои ворота. Абсурдно, не так ли?

Конечно, без средств массовой информации это явление, как и другие субкультуры, не имело бы такой популярности.

Давайте скажем спасибо многочисленным рок-кумирам, которые искалечили жизнь себе и другим, показывая на своём опыте, как это стоит делать, придавали шик и блеск медленному самоубийству, делали его эстетическим.

Быть панком, на мой взгляд - это показывать свою слабость, трусость. Вместо того, чтобы действовать как-то, панк просто отключает себя. Деградирует изо дня в день. Вместо того, чтобы изучать что-то, познавать, учиться чему-то, приобретать новые навыки - уничтожает себя, ни чему не учиться, пьянствует всё время, несёт какую-то чушь, постоянно ржёт над ней.

Не хочу никого обидеть и поэтому ставлю знак вопроса в названии статьи, чтобы тем самым показать, что до конца этот вопрос не решён.

Что еще почитать