Терапевтические сказки для дошкольников. Сказки, полезные для детей. Дракон в колодце

1. В ситуации, которая кажется малышу неразрешимой

ДВЕ ЛЯГУШКИ
(Какая бы проблема ни мучила малыша, эта сказка поможет ему понять, что если иметь достаточно терпения и настойчивости, то из любой ситуации можно найти выход.)

Жили-были две лягушки. Однажды они прыгали по столу в поисках съестного и случайно запрыгнули в кувшин с молоком. Как ни пытались они выбраться оттуда, ничего не получалось: горлышко кувшина было узким и скользким, а под ногами у лягушек было только жидкое молоко, в котором они бултыхались, с силой перебирая лапками.

Скоро они устали, и у них почти не осталось сил. Тогда одна лягушка говорит:

– Эх, все равно нам не выбраться отсюда, какой смысл бороться?

– Нет, – отвечает другая, – я так быстро не сдамся. Глядишь, и придет откуда-нибудь подмога.

Побултыхались еще немного. Первая лягушка совсем выбилась из сил.

– Я больше не могу! – опять заныла она. – Да и зачем? Все равно бесполезно.

С этими словами она сложила лапки и пошла ко

Вторая же лягушка не хотела сдаваться и из последних сил колотила по молоку уставшими лапками. Вдруг ей стало казаться, что она чувствует внизу что-то твердое. Лягушка забултыхалась еще сильнее, и чем дольше она делала это, тем тверже становилось молоко под ее лапками – сама того не зная, она взбила его, превратив в масло! Имея опору под ногами, ей не стоило больших усилий выпрыгнуть из кувшина.

Вспомнив о своей подруге, лягушка подумала:

– Ах, как жаль! Если бы у тебя оказалось чуточку больше терпения!

ИСТОРИЯ О МОРЕХОДЕ

(Эта история поможет ребенку после события, означающего для него большую потерю, – развод родителей, переезд в другой город, пожар и пр.)

Единственный человек, переживший крушение корабля, был выброшен на пляж маленького необитаемого острова. Он усердно молил Бога вызволить его из этой беды. Каждый день он смотрел на горизонт в поисках корабля, который мог бы его спасти, но помощь не приходила.

С большим трудом мореход построил маленькую хижину из деревянных досок, выброшенных волнами на песок. Свои жалкие пожитки он разместил в хижине и по-прежнему с надеждой смотрел на горизонт. На острове ему почти не удалось найти съедобных плодов, а рыбачить он не особо умел.

Через несколько дней, возвращаясь к своему скромному жилищу, мореход обнаружил, что оно охвачено огнем. Черный столб дыма поднимался в небо.

– О Господи! За что ты так наказываешь меня?! – воскликнул он в отчаянии и печали.-Яитакпоте-рял все, а сейчас ты отбираешь у меня последнее!

Обессилев от горя, мореход лег на песок и заснул. Разбудил его гудок корабля, приближавшегося к его острову. Корабль пришел, чтобы спасти его!

– Как же вы нашли меня? – удивился мореход.

– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили ему с корабля.

2. Если ребенок страдает, что слишком слаб, мал и пр. (например, при конфликте со старшими детьми в школе или во дворе)

ДУБ И ТРАВИНКА

(Послушав эту сказку, малыш поймет, что внешнее проявление силы – не всегда преимущество. Есть ситуации, в которых сильнее оказывается маленький и слабый.)

На открытом солнечном пригорке росли дуб и травинка. Дуб был высоким и крепким, он с гордостью шелестел своей листвой, вытягивая ветви навстречу солнцу. Травинка же была маленькой, тоненькой и хрупкой. Дуб высокомерно взирал на нее с высоты и смеялся над ней:

– Какая же ты маленькая и слабенькая! Тебя и разглядеть трудно с моей высоты. Посмотри на мой толстый ствол, на мои могучие ветви: мне не страшны никакие бури и непогоды. А ты, бедняга, гнешься при самом легком дуновении ветра. Никакой гордости, никакой силы.

Однажды на пригорок налетел страшный ветер. Он гнул крепкие ветви дуба, срывал с них листья. Он пригибал травинку до самой земли. Дуб опять смеялся над травинкой:

– Смотри, какой я сильный! Не то что ты!

Но ветер становился все сильнее и постепенно перерос в настоящий ураган. Одним порывом он вырвал дуб вместе с корнями из земли и повалил его.

Когда буря успокоилась, лежащий на земле дуб увидел прямо перед собой все ту же маленькую травинку. Она распрямилась, стряхнула с себя капельки дождя и ласково улыбнулась.

ХИТРЫЙ ЗАЯЦ

(Эта сказка покажет ребенку, что сила ума важнее силы физической и что тот, у кого есть ум и сообразительность, может одержать верх в любой ситуации.)

Жил-был заяц. Он любил грызть траву на лужайке около речки и приходил туда каждый день. Однажды на лужайку пришел огромный слон. Увидев зайца, он протрубил:

– Уходи отсюда, косой! Я хочу здесь пастись. Когда мы – большие – появляемся, вы – маленькие – должны уходить.

– Убирайся отсюда, заяц! Я хочу есть здесь траву. Когда мы – большие – приходим, вы – маленькие – должны уходить.

«Ну погодите, глупые звери, – подумал зайка. – Я вам покажу, кто из нас сильней». Он поскакал дальше и вернулся с толстой веревкой. Показав ее слону, он сказал:

– Могучий слон, хочешь помериться со мной силами? Посмотрим, кто кого перетянет.

Слон от удивления чуть не подавился охапкой листвы во рту. Он взял в хобот один конец веревки, а заяц ухватился за другой и попрыгал за кусты – туда, где пасся бегемот.

– Могучий бегемот, – обратился он к тому. – давай померимся силами. Интересно, кто кого перетянет.

Бегемот чуть не подавился охапкой травы, настолько удивило его предложение зайца. Он зажал конец веревки между зубами.

– Я побегу за кусты, – сказал заяц. – Там другой конец веревки. Тяни, когда я скомандую.

Зайчик доскакал до кустов, спрятался там и громко крикнул:

Слон и бегемот начали изо всех сил тянуть веревку. Они упирались ногами, топали и сопели, но ни один из них не смог перетянуть ее на свою сторону. Наконец они так устали, что оба одновременно выпустили веревку и в изнеможении опустились на землю. Заяц выскочил к бегемоту:

– Эй ты, увалень! – закричал он. – Что, я так же силен, как ты, или нет?

Потом он поскакал к слону:

– Эй, громила! Убедился, что я не слабее тебя?

С тех пор зайчик ел траву на лужайке сколько хотел. Слон объедал неподалеку листву с кустарников, бегемот жевал траву рядом с ним, и еды с лихвой хватало на всех.

3. Если у малыша проблемы с другими членами семьи

ТРИ СЕСТРЫ

(Прочитав эту сказку, малыш научится не унывать и верить в то, что справедливость рано или поздно восторжествует.)

У одной женщины было три дочери. Старшую из них звали Одноглазка, потому что у нее был только один глаз посреди лба. Среднюю звали Двуглазка – у нее было два глаза, как у всех остальных людей. Имя младшей было Трехглазка, потому что у нее был третий глаз на лбу. Поскольку Двуглазка выглядела так, как все остальные люди, сестры и мать терпеть ее не могли. Они вечно смеялись над ней, заставляли ее делать то, что не хотели делать сами, и давали в обед только свои объедки.

Однажды, когда Двуглазка пасла на пригорке козу, она села на траву и горько заплакала. Неожиданно она увидела перед собой женщину.

– Отчего ты плачешь, красавица? – спросила та. Двуглазка рассказала ей, как сестры и мать обращаются с ней и как часто голод мучает ее. Мудрая женщина ответила:

– Вытри слезы, девушка! Я помогу тебе, и тебе больше не придется голодать. Скажи своей козе: «Козочка ме-ме, накрой стол мне!», и перед тобой окажется стол, полный самых вкусных блюд. Когда ты насытишься, довольно будет сказать: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол снова исчезнет. Проговорив это, женщина пропала. Двуглазка решила сразу же последовать совету. Она сказала услышанные от женщины слова, и откуда ни возьмись перед ней возник стол с лучшими яствами. Вдоволь наевшись, Двуглазка проговорила: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол исчез.

С этого дня девушка всегда была сыта и, вернувшись с пастбища домой, не притрагивалась больше к объедкам, оставшимся от сестер. Сестры заметили это и рассказали матери. Мать решила послать Одноглазку вместе с сестрой на пастбище, чтобы выяснить, кто же тайком приносит Двуглазке еду. Но та поняла, что замышляет ее сестра, и усыпила ее своим пением. Уснув, Одноглазка закрыла свой единственный глаз и ничего не заметила.

На следующий день мать послала Трехглазку, чтобы наблюдать за сестрой. И на этот раз Двуглазка почуяла недоброе и постаралась усыпить сестру пением. Но у уставшей Трехглазки закрылись только два глаза; третий же, прищурившись, видел, как Двуглазке удалось насытиться. Вернувшись домой, Трехглазка обо всем рассказала матери, и та из зависти приказала зарезать чудесную козу.

Опять сидела Двуглазка на траве и горько плакала, и опять явилась ей мудрая женщина. На этот раз она посоветовала:

– Попроси у сестер отдать тебе сердце убитой козы и закопай его возле дома. Оно поможет тебе.

Двуглазка отправилась домой и попросила у сестер сердце козы. Они отдали его ей, громко смеясь. Ночью, пока все спали, девочка зарыла сердце возле дома, как советовала ей женщина. Когда утром сестры вышли за порог, они с удивлением увидели возле дома прекрасное дерево с серебряными листьями и золотыми яблоками. Одна Двуглазка знала, откуда оно взялось, – оно выросло на месте, где девочка закопала козье сердце! Мать попросила Одноглазку залезть на дерево и собрать золотые фрукты, но каждый раз, когда та хотела ухватить золотое яблочко, ветви отклонялись в сторону. Как ни старалась она, ей не удалось сорвать ни одного плода. Та же участь постигла и Трехглазку – она не смогла дотянуться ни до одного яблока. Когда же на дерево под громкий смех сестер поднялась Двуглазка, золотые яблоки так и посыпались ей в руки. Только завистливые сестры стали после этого обращаться с бедной девушкой еще суровее.

Однажды, когда они втроем стояли возле чудного дерева, мимо проезжал прекрасный молодой рыцарь.

Увидев его, сестры приказали Двуглазке спрятаться, потому что думали, что ее вид отпугнет красавца. Рыцарь остановился возле необычного дерева, восхищаясь им, и спросил девушек, кому оно принадлежит. А еще он сказал, что кто отломит и подарит ему ветвь с чудесного дерева, может потребовать от него любое вознаграждение. Сестры выдали дерево за свое, но как ни пытались они сорвать с него хоть веточку, им этого сделать не удалось. Удивился рыцарь:

– Как же так? Если дерево ваше, почему не в вашей власти сорвать с него маленькую ветку?

Тут Двуглазка, набравшись смелости, вышла из своего вынужденного укрытия и с легкостью сорвала для гостя серебряную ветвь с золотыми плодами. Рыцарь был поражен красотой девушки и спросил, что он может для нее сделать, какое ее желание исполнить. Девушка расплакалась и попросила молодого человека увезти ее из родительского дома, избавив тем самым от нужды и унижений. Рыцарь отвез Двуглазку в свой замок, накормил и одел ее. И, поскольку молодые люди сразу приглянулись друг другу, скоро отпраздновали свадьбу.

Сестры ехидно ухмылялись, думая, что золотое дерево останется теперь в их владении, но каково же было их разочарование, когда на следующий день чудесного дерева простыл и след. А Двуглазка, выглянув из окошка замка, с радостью увидела его под своими окнами – чудо-дерево последовало за ней! Отныне девушка жила в счастье, покое и достатке.

Однажды в дверь замка постучались две нищенки с просьбой о подаянии. Взглянув на них, Двуглазка узнала своих сестер. Они так обеднели, что им пришлось ходить из дома в дом в поисках пропитания. Девушка пожалела сестер и дала им кров, одежду и пищу. А Одноглазка и Трехглазка искренне пожалели о том, что когда-то так плохо обращались со своей сестрой.


Чтение сказок перед сном обладает огромным значение в воспитании ребенка. Поэтому родители должны с ответственностью подходить к этому процессу и не отказывать ребенку в столь увлекательном занятии.

Чтение сказок способствует гармоничному воспитанию ребенка, развитию образного мышления, фантазии, воображения и творческого начала, обогащению внутреннего мира, расширению словарного запаса. В психологии есть такое направление, как сказкотерапия, основная идея которой состоит в том, что ребенок, отождествляя себя с главными героями сказок учится мыслить, отличать доброе от злого, плохое от хорошего. Также он становится более усидчивым, внимательным и учится проявлять сочувствие.

Сказки для чтения перед сном

Для развития памяти очень полезны сказки для детей , в которых есть повторы. А для развития чувства ритма нужно читать стихи. чтением перед сном рифмованных произведений вы можете заменить колыбельные, если малыш протестует против вашего пения.

Польза чтения сказок на ночь

1. Современным родителям иногда не хватает времени для полноценного общения с детьми. А чтение на ночь является идеальным поводом стать ближе друг к другу и укрепить внутреннюю связь. Благодаря такой крепкой эмоциональной привязанности обеспечиваются доверительные отношения между ребенком и родителями.

2. Присутствие одного из родителей непосредственно перед сном вызывает у ребенка чувство защищенности. Чтение сказки на ночь можно назвать общением с малышом на понятном ему волшебном языке.

3. Под чтение ребенок быстрее засыпает и гораздо спокойнее спит, чем после просмотра телевизора.

4. Читать сказки для детей важно с удовольствием, тогда малыш извлечет для себя гораздо больше пользы от прослушанного. Включите весь свой актерский талант и вложите в чтение максимум настроения, интонаций и смысла. Или разделите текст по ролям и читайте его вместе с детьми.

5. Если чтение вслух - не ваш конек, будет совсем не стыдно переложить обязанность по чтению на папу, бабушку или старших детей. Но присутствие мамы в вечерних ритуалах обязательно, можно просто поменяться ролями. Допустим, папа читает, а мама целует всех перед сном и выключает свет.

Подготовила Марьяна Чорновил

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» - то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность - трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея - выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

В книжных магазинах сегодня огромный выбор самых разных сказок. Мы выбрали те волшебные истории, которые наверняка будут полезны для развития вашего ребёнка.

Как читать сказки

  1. Не откладывайте чтение. Если ребёнок просит почитать именно сейчас, постарайтесь найти время для небольшой истории. Пока у крохи есть желание к чтению — используйте этот момент, ведь интерес к книгам может быстро пропасть.
  2. Читайте вместе с ребёнком. Даже если ваше чадо толком не разбирает буквы, а читать ещё не научился, предложите ему попробовать это сделать. Удивительно, но у ваших сына или дочки легко получится рассказать свою версию волшебной истории.
  3. Сделайте домашнюю библиотеку. Думаете, это — старомодно и возвращает вас во времена советского детства? Возможно, приобретая книги вместе с детьми, вы передаёте малышу и любовь к чтению. А вы ведь и сами знаете: чтобы грамотно писать и говорить, нужно читать. Так что, делайте выводы.

Полезные сказки для детей

Сказка №1: «Яблоко», Вадимир Сутеев

Сказка в простой и понятной манере рассказывает о таком «сложном» вопросе, как спор с друзьями. В центре сюжета — зайчонок, который и заметил на дереве аппетитное яблоко. А дальше — появляется и ворона, и ёж, которые также хотят получить свой кусочек, а то и вовсе, забрать сладкий фрукт себе. Рассудить спорящих зверушек помогает медведь, проходивший мимо. Как ему это удается — узнаете из сказки!
Чему учит: сказочная история рассказывает о том, почему делиться с друзьями - хорошо.

Сказка №2: «Тараканище», Корней Чуковский

История, написанная талантливым писателем, - это своеобразная детская «страшилка», которая показывает, как велики могут быть глаза у страха. Маленькая букашка казалась зверям настоящим монстром! Ещё один плюс сказки: стихотворная форма изложения, так что читать и учить её — сплошное удовольствие.
Чему учит: не поддаваться общей панике, преодолевать страх и быть храбрым.

Сказка №3: «Принцесса на горошине», Ханс-Кристиан Андерсен

Коротенькая, но очень известная сказка. Самая настоящая принцесса промокла, испортив свой прекрасный наряд, так что от былого блеска и роскоши не осталось и следа. Глядя на бедную девушку, никто не верил, что она действительно принцесса. Выяснить правду помогла...горошина. Мачеха принцессы положила горошинку ей под перины. Проснувшись наутро, девушка призналась, что плохо спала, так как что-то очень мешало ей. Тогда все и поняли, что она — самая настоящая принцесса, ведь такой нежной и капризной может быть только особа королевских кровей.
Чему учит: помогает взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы. Особенно рекомендована для маленьких капризуль.

Сказка №4: «Заяц-хваста», русская народная сказка


Серенький зайчишка постоянно хвастался перед всеми какой он храбрый и смелый. Красочные истории шли на «ура» до тех пор, пока храброму герою не пришлось на деле доказывать свои смелость и отвагу.
Чему учит: сказка отлично показывает, что любые слова должны подкрепляться соответствующими поступками. Похвала ценнее, если её заслужить по-настоящему.

Сказка №5: «Упрямый лягушонок», Сергей Михалков

Однажды глупый маленький лягушонок захотел посмотреть на большой мир. Ему совсем не хотелось слушать «дурацкие» советы мамы и папы — гораздо больше малыша привлекала свобода и приключения, которые за ней скрывались. Что стало с упрямым крохой, который сбежал от опеки родителей — как раз и рассказывает сказка. Читайте вместе с ребёнком и делайте выводы.
Чему учит: тому, что упрямство порой очень мешает в отношениях с близкими и может сильно навредить.

Сказка №6: «Гном Гномыч и Изюмка», Агнеш Балинт

Поросёнок Изюмка набрёл на домик-тыкву Гном Гномыча, чуть было не съел её по незнанию, но зато именно благодаря этой ошибке познакомился с хозяином дома! В результате и вовсе — прижился у него. Так началось совместное житье-бытье волшебных героев. Поучительная история о взаимоотношении сказочных друзей, которым приходилось решать конфликтные ситуации и находить выход из сложных моментов.

Чему учит: сказка поможет наладить отношения с родителями, научиться общаться с домочадцами и примирит малыша с появлением младшего ребёнка в семье.

Сказка №7: «Гуси-лебеди», русская народная сказка


Одна из классических историй, которые остаются в нашей памяти с детства. Сестричка не уследила за младшим братиком, загулялась-заигралась. И унесли братца гуси-лебеди. Девочка отправилась в путь — искать малыша, но помощь ни от кого не принимала, рассчитывая обойтись своими силами. Но для того, чтобы спастись, в итоге ей пришлось обратиться и к печке, и к яблоньке, и к речке.
Чему учит: сказочная история о послушании и ответственности.

Что еще почитать