Традиции молодоженов на свадьбу. Вкусная современная свадебная традиция - разрезание свадебного торта. Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли, иначе – беда

Каждый обряд, связанный со свадьбой, имеет давние корни Обряды и традиции перекочевали из давней старины в современный мир в несколько измененном виде. Но, тем не менее, они остались, а многие и сегодня считают их соблюдение залогом счастливой семейной жизни.

В первую очередь хотелось бы остановить внимание на таком древнем обряде, как сватовство. Современная церемония сватовства достаточно проста – древние обряды на свадьбе, связанные с этим моментом, несколько упростились.

На сегодняшний день сама схема сватовства ограничивается тем, что потенциальный будущий муж, получив согласие от его избранницы, посещает родителей невесты. При этом обязательным атрибутом выступает букет, презентованный самой будущей жене и ее маме – своей теще. В большинстве своем родители невесты уже не один месяц знакомы с потенциальным зятем и отнюдь не против его кандидатуры в качестве супруга для своей дочери. В целом ритуал сватовства носит больше формальный характер.

Такая же церемония сватовства проходит и с родителями потенциального супруга будущей невесты. Свекор и свекруха принимают в своем доме будущих тестя и тещу, а также потенциальную невестку. В целом после проведенного совместного застолья сватовство считается завершенной, а сама процедура помолвки состоявшейся.

Традиции свадьбы – встреча молодоженов

Традиции свадьбы составлялись не одно десятилетие, и одним из важных моментом в свадебной церемонии выступает обряд встречи молодых с караваем и благословением пары родителями. При этом стоит сказать, что церемонии на свадьбе, предусматривающие сам процесс родительского благословения, выступали обязательным условием для полноценного православного брака и проводились перед венчанием в храме.

Сама встреча и получение родительского благословения начинается с того, что молодожены проходят через своеобразный коридор, созданный гостями свадьбы из рушников, и встают перед родителями. После трехкратного поклона своим родителям пара молодых торжественно получает от них благословение и свадебный каравай. Получив от родителей каравай, молодожены преломляют его каждый со своей стороны и, макая в соль, дают съесть каждый свой кусочек супругу.

Традиции свадьбы особое место отводят свадебному пирогу, поскольку никакая свадьба не может быть представлена без этого украшения самой церемонии. Именно момент совместного разрезания свадебного пирога – огромной кондитерской конструкции крема и бисквита, останется в памяти, как один из самых ярких и красочных моментов свадьбы.

Традиция — подносить свадебный торт молодоженам уходит своими корнями в Древний Рим. При всем том, что с теми временами нас разделяет 5 тысяч лет, данная свадебная церемония дошла до наших дней. Но стоит сказать, что хоть и самого понятия торт в то время люди не знали и не использовали, в самой церемонии на свадьбе использовали свадебный хлеб, выпеченный с соблюдением всех традиций из ячменя или пшеницы.

По самому ритуалу, принятому в те времена, жених обязан был разломать свадебный хлеб над головой своей избранницы и после дать каждому гостю небольшой кусочек от него, предлагая таким образом разделить с женихом радость. Сами крошки, которые попали на голову невесты от разломанного свадебного хлеба, жених собирал и разделял их со своей избранницей. Данный ритуал выступал своеобразным символом подчинения будущей супруги своему мужу.

На Руси таким свадебным тортом выступал традиционный каравай. Именно в этом отношении наши предки подходили с размахом и хорошим знанием дела, поскольку для приготовления этого свадебного атрибута требовались усилия нескольких людей.

Именно наши предки знали то, что замесом свадебного каравая занимались исключительно замужние женщины, а самим процессом выпечки в печи – мужчины. А вот нарезал сам свадебный каравай, украшенный ветками и ягодами калины, обязательно ребенок. Далее уже на самом свадебном торжестве нарезанный каравай разносили гостям исключительно сами сваты. При этом вся эта процедура угощения гостей свадебным караваем сопровождалась пением обрядовых песен. Их выполняли «каравайщики». Как правило, коснуться первыми самого готового каравая честь выпадала молодым, и все это делалось до венчания в храме.

Свадебный ритуал выкупа невесты

Сама традиция выкупа невесты как свадебный обряд достаточно древняя и стара как мир. На сегодняшний день многие свадебные церемонии воспринимают ритуал выкупа невесты как один из элементов свадебной игры, хотя наши предки вкладывали в него достаточно сакральный смысл и свой особый подтекст. Именно предки, опасаясь кровного смешения в роде, выбирали для жениха невесту из иного племени и региона.

Зачастую получить ее можно было в результате либо победы в военных действиях или же в ходе длинных переговоров и достижения определенных договоренностей, а именно — размера цены за невесту. На сегодняшний день сам свадебный ритуал выкупа молодой не столь обстоятелен и, как правило, сам выкуп носит условный характер в виде небольшого подарка родителям невесты, но также практикуется и своеобразное «подношение» и выкуп деньгами.

Свадебный ритуал покрывания невесты

В данном достаточно красивом свадебном ритуале особое место и участие отводится непосредственно невесте и свекрови. Именно наши предки наделяли данный ритуал особыми магическими чертами. В самом ритуале покрывания будущей жены и матери свекровь сама снимала с молодой фату и покрывала ее голову платком. Именно такие действия олицетворяли в себе сакральный смысл того, что девушка уже становится женщиной и женой.

В этот момент сама невеста может, как бы шутя, сбрасывать дважды с себя платок, но вот на третий раз свекровь завязывает сам платок на голове невестки. После этого все незамужние девушки, присутствующие на свадьбе, водят вокруг молодой хоровод, в то время как сама невеста примеряет на голову каждой свою фату, желая тем самым каждой из них поскорее выйти замуж и обрести свое семейное счастье.

Свадебная церемония передачи семейного очага молодоженам

Вся суть данного ритуала заключается в том, что именно родители молодых символически передают тепло от своего семейного очага новой семье. Сам ритуал проводится по завершении свадебного гулянья, когда сами молодые идут в новый дом и родители, как со стороны жениха, так и со стороны невесты зажигают по свече и одновременно двумя свечами зажигают общую свечу молодых, при этом произносят пожелания и наставления для молодой семьи.

Сам ритуал также предусматривает непосредственное участие и свадебных гостей. Они образуют круг и также держат в руках свечи, тем самым образуя своеобразный защитный круг вокруг молодых. Выключается свет в зале и молодожены становятся в импровизированный защитный круг с одной общей восковой свечой. В это время каждый из гостей произносит свое краткое пожелание и после этого поднимает свечу вверх и мысленно повторяют сказанное вслух пожелание и опускают свечу.

После того, как все гости высказали свое пожелание, родители молодых подходят к паре и произносят свои наставления и зажигают пламенем от своих свечей общую свечу новой семейной пары. Запалив свечу и пожелав молодым все самое лучшее свечи не гасят а ставят на столы, создавая при этом романтическую обстановку в ходе свадебной церемонии.

Свадебные приметы и ритуалы для счастливой семейной жизни

Хотелось бы еще раз остановиться на определенных приметах и обычаях, соблюдение которых, по верованиям и убеждениям многих, может сделать сам брак крепким и долгим. В особенности существует масса примет в отношении наряда невесты. В первую очередь речь идет о количестве пуговиц на платье невесты – оно должно быть обязательно четным, в то время как обувь молодой не должна содержать шнурков и веревочек, а нижнее белье должно быть обязательно белого цвета.

Многие считают, что количество гостей на свадьбе должно быть нечетным – это обеспечит молодым долгую и счастливую совместную семейную жизнь. После венчания в храме невеста должна была раздать каждому встречному мелочь – именно это обеспечивало молодой семье достаток и финансовое благополучие. А вот осыпание пары зерном или конфетами также сулило паре достаток и сладкую, благополучную жизнь.

Не менее интересной свадебной приметой служит то, что многим молодым кладут в бокал мелкие монетки на достаток и успех. Именно эти монетки стоит хранить в дальнейшем именно под скатертью на столе в доме молодых. Данный обряд сопутствовал привлечению достатка и благополучия в дом.

Народные обряды издавна сопровождали на Руси самые значимые события в жизни человека. Их свято почитали, бережно передавая из поколения в поколение. Многие старинные обычаи сохранились до наших дней. Редкое бракосочетание обходится без традиционных обрядов. Они придают первому семейному празднику молодых особую торжественность, делают его ярким и запоминающимся. Обряды на свадьбе не только символично объединяют судьбы влюбленных, но и незримой нитью связывают многие поколения их семей.

Традиционные предсвадебные обычаи

Свадебные обряды в России начинаются задолго до радостного события. Самые распространенные обычаи, предшествующие бракосочетанию:

  • сватовство;
  • смотрины;
  • девичник;
  • мальчишник.

Давно прошли времена, когда родители выбирали подходящую пару для своих детей. Современные влюбленные обычно самостоятельно принимают решение создать семью, а сватовство подразумевает торжественное предложение руки и сердца в присутствии отца и матери невесты.

И все-таки, отдавая должное традициям, многие устраивают сватовство по всем правилам. Это увлекательный и красивый обряд, который проводят в доме невесты. Получив согласие и благословение ее родителей, начинают подготовку к свадьбе.

Ответный визит в дом жениха - смотрины, в старину наносили с целью осмотреть хозяйство, оценить достаток семьи и убедиться, что невеста после свадьбы попадет в хорошие условия.

Современные смотрины имеют скорее символическое значение. Придя в дом будущих родственников, родители невесты знакомятся с ними поближе и еще раз подтверждают свое согласие на брак. На смотринах начинают обсуждать и вопросы подготовки к предстоящему празднику.

Незадолго до свадьбы традиционно проводят и девичник. Невеста собирает подруг, прощается с прежней незамужней жизнью. Девушки обмениваются небольшими подарками, от души веселятся и развлекаются.

Мальчишник - подобный праздник для друзей будущего новобрачного. Провести интересную вечеринку в узком кругу близких друзей или отпраздновать событие с размахом - каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

к оглавлению

Проведение обрядов в день бракосочетания

Для того чтобы долгожданное торжество прошло красиво, к свадебным обрядам желательно подготовиться заранее. Если на бракосочетание приглашен тамада, то он предложит готовые сценарии их проведения и посоветует, какие свадебные атрибуты необходимо приобрести. Выбранные церемонии, за исключением православного венчания, несложно организовать и самостоятельно.

Традиционные обряды на свадьбе в России:

  • выкуп невесты;
  • православное венчание;
  • благословение с хлебом-солью;
  • одаривание молодоженов;
  • породнение семей;
  • снятие свадебной фаты;
  • передача семейного очага.
к оглавлению

Перед заключением брака проводится последний предсвадебный обряд - выкуп невесты.

Если в прошлые времена девушку выкупали в буквальном смысле слова, одаривая ее родителей деньгами и другими материальными ценностями в знак того, что будущий муж в состоянии содержать жену, то современный обряд проводится в упрощенной и зачастую шутливой форме.

Свидетельница и подруги невесты устраивают для жениха ряд «препятствий» в виде различных конкурсов, которые он должен преодолеть, чтобы вручить суженой свадебный букет. Демонстрируя свою сообразительность, выдержку, чувство юмора, парень получает право забрать любимую и стать ее мужем. Жених и свидетель готовят небольшие подарки для девушек: шампанское, сладости и забавные сувениры. Иногда невесту выкупают и за деньги.

Веселый обычай развлечет гостей и виновников предстоящего торжества, поднимет настроение и послужит удачным началом радостного дня. Стоит рассчитать заранее время, необходимое для проведения обряда выкупа невесты, чтобы не опоздать к регистрации брака или венчанию.

к оглавлению

Обряд православного венчания

Многие молодые пары не только заключают брак официально, но и желают дать клятву любви и верности перед Богом, получив церковное благословение. В таком случае ритуал венчания в храме - самый главный и значимый обряд свадебного торжества.

Решение важно принимать осознанно. Венчание требует определенной духовной подготовки: будущим новобрачным нужно побеседовать со священником, исповедаться, причаститься и выдержать недолгий пост. Таинство церковного благословения новой семьи приглашают разделить только самых родных и близких людей.

Для торжественного ритуала приобретают две свадебные свечи, белый рушник под ноги молодоженам, обручальные кольца и венчальные иконы Спасителя и Божьей Матери. Следует учесть, что в России церковь венчает только тех молодоженов, которые зарегистрировали брак официально.

к оглавлению

Благословение с хлебом-солью

На свадьбе обряд с караваем традиционно проводят в доме жениха. Родители встречают счастливых новобрачных у входа с иконой и хлебом-солью на вышитом рушнике и благословляют. По дороге гости осыпают молодых супругов лепестками роз, а под ноги им бросают монеты и зерна пшеницы или риса - символы семейного счастья, достатка и плодородия.

Обряд хлеб-соль на свадьбе нередко организуют у ресторана или кафе перед началом праздничного банкета. Торжественный обычай означает принятие невестки в дом родителей мужа. По традиции жених с невестой должны без помощи рук одновременно откусить от каравая. Считается, что тот, чей кусочек окажется больше, будет главенствовать в семье.

Иногда свадебным караваем угощают гостей. Но чаще его прячет мать жениха, чтобы после свадьбы отнести в храм и оставить на столе для пожертвований. По некоторым поверьям, это гарантирует согласие и благополучие в семье молодоженов.

Для проведения обряда покупают или выпекают нарядный сдобный каравай. Также готовят вышитый рушник и икону для благословения молодых. В центр праздничного хлеба помещают небольшую солонку с солью.

к оглавлению

Дарение подарков гостями

После родительского благословения жених на руках вносит невесту в банкетный зал. Перед началом свадебного застолья гости вручают молодым супругам подарки. При этом не принято произносить длинные поздравительные речи, чтобы не утомлять молодоженов и других присутствующих. Однако несколько искренних душевных слов, напутствующих новобрачных в совместную жизнь, удачно дополнят обряд дарения подарков на свадьбе.

Если на торжество приглашено внушительное количество гостей, и обряд одаривания молодоженов рискует затянуться надолго, то его проводят в несколько этапов: вначале молодых поздравляют родители и самые близкие родственники, а после первой части свадебного застолья наступает очередь друзей, соседей и коллег по работе.

Свидетели и тамада следят, чтобы все подарки были собраны в одном месте, а цветы помещены в вазы или другие емкости с водой. Для денежных презентов можно подготовить заранее нарядный сундучок или яркую коробку с прорезью.

Удачная идея - предложить присутствующим написать поздравительные слова для новобрачных в специально подготовленном альбоме. Можно также положить на отдельный стол белую скатерть, которую друзья и родные молодоженов с удовольствием распишут душевными пожеланиями добра, счастья, достатка и благополучия.

к оглавлению

Породнение семей новобрачных

На свадьбе обряд для родителей молодоженов проводят во второй части праздничного застолья. В торжественный день объединяются не только сердца влюбленных, но и становятся родственными их семьи.

Обряд породнения на свадьбе можно начать с красивой церемонии. Для этого готовят фигурную бутылку, декорированную кружевом или яркими лентами, небольшую воронку и крупную соль двух цветов. Соль заранее окрашивают неразбавленной гуашью и высушивают.

После торжественных слов ведущего свадьбы об объединении двух семей и добрых пожеланий разноцветную соль из двух фужеров молодожены ссыпают в одну бутылку. Церемония символизирует слияние судеб новобрачных в одну и породнение их семей.

Затем целуются (или просто обнимаются) зять с тещей и тестем, невестка со свекровью и свекром и родители жениха и невесты между собой. После обряда новые родственники по очереди танцуют друг с другом.

к оглавлению

Снятие фаты невесты

Современный обряд снятия фаты на свадьбе проводят иначе. На стоящий в центре зала стул кладут подушку и усаживают невесту. Это символически означает, что теперь у невестки есть собственное уютное место в доме жениха. Свекровь снимает с новобрачной фату и с добрыми пожеланиями повязывает ей на голову нарядную шаль либо платок.

Затем невеста по очереди танцует со всеми незамужними подругами, поднимая фату над их головами. Примерять фату невесты другим девушкам нельзя. По народным поверьям, это - к нескорому замужеству. В некоторых сценариях подруги не танцуют с невестой, а под красивую музыку проходят под фатой, которую молодая жена держит в руках. Танец может быть и другим: новобрачные поднимают фату за венок, а подружки танцуют вокруг.

Иногда фату снимает мать невесты либо жених, а платок надевает свекровь. Свадебный головной убор хранят в доме молодой семьи. Он послужит надежным оберегом для будущей дочери супругов.

к оглавлению

Передача домашнего очага

Один из самых трогательных и зрелищных обычаев на свадьбе - обряд передачи семейного очага. Он проводится в самом конце торжества и помогает красиво его завершить. Мама новобрачной зажигает большую свечу и бережно передает ее дочери как частичку домашнего тепла, уюта и счастья, которые отныне должны царить и в доме молодой семьи.

Иногда обряд со свечами на свадьбе проходит иначе: от двух небольших свечей, которые держат в руках мамы невесты и жениха, молодожены зажигают символический огонь своей семьи. Очень красиво обряд выглядит в полутемном зале. Под нежную музыку молодожены медленно кружатся в последнем свадебном танце, завершая праздник и прощаясь с гостями.

Свадебная свеча - символ тепла и благополучия родительского дома

Пролетит год, и молодые супруги проведут обряд завязывания узелков на ситцевой свадьбе - первой семейной годовщине. Через двадцать пять лет они с нежностью одарят друг друга серебром. Прожив в согласии полвека, с любовью и благодарностью вновь обменяются золотыми кольцами. Но самыми дорогими навсегда останутся воспоминания об удивительном свадебном торжестве.

Свадебные традиции и обряды были придуманы нашими далекими предками неспроста: все они хотели как можно прочнее скрепить будущий союз, и именно многочисленные ритуалы зарождали в душе молодоженов искреннюю веру в силу традиции и силу семьи. Сегодня многие обряды исчерпали себя, но в знак уважения к предкам молодожены все еще проводят некоторые символические церемонии, которые наполняют праздник атмосферой любви, тепла и уважения. На портале Свадебка.ws вы узнаете о современных взглядах на традиции на свадьбе и сможете выбрать для себя те, которые кажутся вам наиболее интересными и актуальными.

Классические свадебные традиции

Многие свадебные обычаи уже настолько укоренились на торжествах, что без них мы едва ли представляем традиционную свадьбу. Без этих ритуалов не обходятся практически ни одни молодожены, поскольку они призваны скреплять узы и делать свадьбу увлекательной и яркой.

5 излюбленных свадебных традиций:




На современных свадьбах можно встретить еще множество классических традиций, среди которых:

  • осыпание молодоженов лепестками роз;
  • бросание конфет;
  • свадебный замок;
  • битье бокалов;
  • первый танец молодоженов;
  • сбор денег на мальчика и на девочку;
  • разрезание свадебного торта и многие другие.





Устаревшие свадебные обычаи

Многие свадебные обряды и традиции уже давно устарели и кажутся просто невероятными. С быстротечным развитием современного мира большинство из них потеряло свою актуальность и выглядит со стороны по-настоящему странно.

Необычные древние традиции на свадьбе:

  • Сватовство. Свадебные обычаи и традиции в древней Руси были более строгими, и, зачастую, невесту, как и по традиции на турецкой свадьбе , и вовсе не спрашивали о согласии выйти замуж. Сватовство могло проходить в самый неожиданный для семьи момент, когда она была неподготовлена к приему гостей. Сваты и жених приезжали на повозке с лошадьми, украшенной колокольчиками и яркими лентами, чтобы будущая невеста могла услышать своего жениха. Сваты беседовали с семьей невесты за пышным столом, одаривали родителей дорогими подарками, показывая свои серьезные намерения насчет их дочери. В этот же день родители девушки должны были дать свой ответ.
  • Вытие. Среди свадебных древних ритуалов и обычаев - так называемое вытие, или плач невесты перед свадьбой. Для этого ритуала в дом приглашали специальную вытницу, женщину, которая пела жалобные песни, под которые будущая невеста проливала горькие слезы, прощаясь с домом и семьей.
  • Выкуп невесты. Выкуп в древней Руси представлял собой прохождение настоящего препятствия. Сначала жених пытался пройти в деревню, потом - через ворота, а уж позже - и в дом к своей суженой. Вся церемония проходила в большой компании родных и односельчан, которые создавали препятствия жениху, который, в свою очередь, мог откупиться монетой.



Среди старинных обычаев также можно было встретить.

Свадебные традиции — неотъемлемый атрибут практически любого торжества. Сама свадьба представляет из себя своеобразный ритуал: символическое соединение двух любящих сердец, образование новой семьи.

Обряды и традиции призваны защитить этот союз, обезопасить его от влияния посторонних, не всегда добрых умыслов и влияний. В их действенность можно верить, а можно и считать предрассудком, но если есть хоть малая вероятность того, что свадебные традиции могут защитить союз молодой пары, стоит попробовать обратить их силу в свою пользу.

Эта традиция олицетворяет собой единение молодоженов и их гостеприимство. Разрезая торт, невеста становится полноправной хозяйкой. Молодой супруг должен помогать жене в этом. Свадебный торт принято разрезать на небольшие кусочки и раздавать всем приглашенным. Это символ того, что молодожены благодарны за участие гостей в их торжестве и будут рады видеть их снова в уже семейной атмосфере. Раньше в тесто для торта запекали кольцо. Тот, кому попался кусочек с такой начинкой, считалось, будет удачливым в супружеской жизни.

Сегодня свадебный торт остается одним из самых популярных атрибутов любого торжества. Классическую форму его сегодня можно заменить оригинальными капкейками: уже разрезанными кусочками в практичной картонной коробочке. Смотрится такой «торт» не менее эффектно, а также придает празднику особенно стильный шарм.


Свадебные традиции, связанные с украшением лентами кортежа, пришли из стародавней Европы. Раньше ленты считались мощным оберегом. Не зря они украшали свадебные венки невест во многих культурах. Из них шили своеобразные «невестины банты». Ими украшали рукава людей, которые вели невесту в церковь. Со временем ленты перекочевали на автомобили. Традиционно, особенно пышно украшается главная машина (жениха и невесты), а на все остальные декорируются в общей стилистике свадьбы.


Ни она традиционная свадьба не обходится без ритуала обсыпания молодоженов рисом (овсом, конфетами, монетами и т.д). Такой обычай должен сделать новобрачных успешными, богатыми и на материальные ценности, и на детей. Сегодня в смесь для обсыпания часто добавляется конфетти как пожелание красивой и яркой жизни молодым. Жениха и невесту традиционно обсыпают рисом родители. Раньше это делали после росписи или таинства венчания, сейчас же обычно это происходит возле дома невесты после ее выкупа.

Бросание букета


Цветы украшают большинство праздничных мероприятий и с ними связаны многие свадебные обряды. Букет невесты на протяжении всего свадебного дня должен находиться рядом с девушкой (в некоторых культурах ей даже запрещалось выпускать его из рук). Свадебные традиции, связанные с бросанием букета, пришли из Европы.

В конце вечера невеста бросает свой букет незамужним подругам и та, которая его поймает, должна вскоре выйти замуж. Аналогичный ритуал проводит и жених со своими холостыми друзьями (в этом случае бросается подвязка невесты). Традиция олицетворяет собой дружелюбность и щедрость новой семьи.

Замок


Свадебные обряды с замком появились не так давно, зато быстро стали популярными среди молодоженов. Суть в том, что в день бракосочетания пара вешает на специально отведенное для этого место замочек с памятной гравировкой (это могут быть имена влюбленных, дата свадьбы, клятва верности и т.д). Обряд символизирует крепость семейных уз и их нерушимость. В древности прототипом подобного действа становилось повязывание лент на деревья. Замки стали применяться недавно.


Трогательный и лирический ритуал, который обычно завершает свадебный банкет. Фата символизирует девичью судьбу невесты, ее незамужнюю роль. Обычно снимает фату девушке свекровь. Такие свадебные традиции демонстрируют переход молодой жены в новый статус, ее покорность мужу и готовность войти в его семью.

После снятия фаты невесте голову покрывают красивым платком или шалью. На современных свадьбах ритуал проводят чаще всего под красивую лирическую музыкальную композицию. Это эффектное завершение праздника. После снятия фаты невеста может потанцевать со своими подругами, примеряя на них ее: тем самым желая скорее найти свою любовь и удачно выйти замуж.

Семейный очаг


Семейный очаг на свадьбе — это импровизированное отображение супружеского счастья. Обычно это красивая свеча, декорированная в особом стиле. Ее зажигают молодожены совместно с родителями. Тем самым наглядно демонстрируется преемственность поколений и передача родительского опыта счастливой супружеской жизни. Эта свеча после торжества должна храниться в доме молодоженов, охраняя их семейный уют. Ее принято зажигать на годовщины свадьбы и важные семейные даты.


Как никакие другие свадебные традиции, этот обряд не утрачивает своей актуальности и значимости. В день свадьбы молодожены обмениваются кольцами в знак супружеской верности и бесконечной любви. Их носят на безымянном пальце правой руки, поскольку считается, что именно от него идет импульс к сердечной чакре.

В старину было принято использовать для этого ритуала исключительно круглые и ровные кольца (без всевозможных вставок и гравировок). Идеально круглая форма украшения олицетворяла гладкую (без конфликтов и ссор) супружескую жизнь молодой четы. Сегодня часто применяются обручальные кольца со вставками из драгоценных камней, но классические без декора стабильно сохраняют свои лидирующие позиции в рейтинге самых популярных свадебных аксессуаров.

Битая посуда


Свадебные обряды, связанные с битьем посуды, активно применялись в старорусских свадьбах. Считается, что разбитые бокалы в день бракосочетания — к счастливой семейной жизни молодой четы. Для этих целей сегодня специально декорируют отдельную пару фужеров. Раньше били чаще не бокалы, а тарелки, при чем по осколкам судили о том, кто первым родится у супругов: крупные части сулили появление первенца-мальчика, мелкие — девочки.


Композиция из нескольких бутылок, декорированных в праздничном стиле, обычно украшает стол жениха и невесты на банкете. Чаще всего для этих целей используют 2 бутылки шампанского. Со свадебного банкета композиция должна перекочевать в дом молодоженов.

Первую бутылку по традиции необходимо открыть в день первой годовщины свадьбы, вторую — на рождение первенца. Иногда в композицию связывают три бутылки (последняя предназначена для празднования золотой свадьбы). Для дополнительного антуража на каждую бутылку можно наклеить фото новобрачных, указать дату их торжества, имена, значимые фразы или пожелания.


Самая распространенная кричалка, которая прочно вошла в свадебную культуру славянских народов, это «Горько». Гости праздника с помощью этого слова стимулируют молодоженов к новым и новым поцелуям. Ритуал имеет древнюю историю. Раньше невеста обходила стол с гостями и каждому предлагала выпить рюмку водки взамен на подарок молодоженам. Гость, выпивая напиток, подтверждал, что выпил алкоголь словом «Горько».

Со временем ритуал несколько трансформировался и приобрел новый колорит. Особенно креативные новобрачные сегодня пытаются заменить традиционное «Горько» иными формами приветствия от гостей. Например, звоном колокольчиков или другими словами.

Свадебные обряды трансформируются, видоизменяются, некоторые полностью утрачивают свою актуальность и становятся достоянием истории. Но есть и такие традиции, которые стали неотъемлемой частью любого праздника и в обязательном порядке присутствуют и на современных торжествах. Сегодня мало кто беспрекословно верит в магическую силу обрядов и ритуальных действий, они больше воспринимаются как традиционная часть свадебной церемонии или банкета.Это часть культуры, которая придает любой свадьбе элемент преемственности поколений.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Что еще почитать