В каких детских садах есть группы кратковременного пребывания. Группа кратковременного пребывания. Мы создали для ваших детей идеальные условия пребывания

Виктория Цаер
Цель, задачи, назначение группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада.

В группу кратковременного пребывания (адаптационная) обычно принимаются дети в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет.

Эти группы предназначены для :

детей , родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;

детей , чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день;

родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.

Сегодня уже очевидно, что детский сад является развивающей, прогрессивной, современной системой , необходимой для детей первых лет жизни . При этом никто не спорит, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет , не все умеют найти необходимые педагогические воздействия. Взрослые часто не умеют или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность. Таким образом, возникает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Оптимальной формой такой помощи являются создаваемые в детских садах адаптационные .

В ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников . Специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей , приходящих в детский сад 3 раза в неделю на 3, 5 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей , и для развивающих занятий с взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.

В детском саду разрабатывается образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания , учитывающая закономерности развития детей раннего возраста , их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни.

Цели группы кратковременного пребывания :

содействие всестороннему развитию детей , их ранней со-циализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к ус-ловиям дошкольного учреждения

целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи группы кратковременного пребывания :

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого - педагогического сопровождения ребенка.

Для детей :

в естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям данного образовательного учреждения;

получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками (налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми) ;

укрепление физического и психического здоровья детей , обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей ;

формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками;

развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора;

развитие основных видов деятельности;

подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день .

Для родителей :

ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;

взаимодействие с родителями с целью улучшения взаимопонимания между ними и собственными детьми;

формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в , которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе.

Главная особенность состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

В рамках воспитательно - образовательного процесса деятельность педагогов ГКП направлена на :

содействие успешной адаптации детей к условиям детского сада ;

создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;

повышение культуры общения между взрослыми и детьми;

привлечение внимание родителей к неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.

Функционирование группы кратковременного пребывания осуществляется в детском саду под контролем заведующего и старшей медицинской сестры. Непременным условием при поступлении детей в ГКП является комплексное обследование ребенка с целью определения уровня физического и интеллектуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка. Важным условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями : воспитатель, младший воспитатель, медсестра.

Организуя образовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться.

Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

При организации среды учитываются :

возрастные особенности развития детей ;

уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

В детском саду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений : комната для раздевания и ожидания родителями, комната для занятий и игр, мини - спортивный комплекс, музыкальный зал.

Особенности организации деятельности группы .

Кратковременное пребывание предполагает , что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий. Другими словами – «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших образовательных задач решался в комплексе . С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания , а именно - посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых) . Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы . Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т. к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду . Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день , а так же особенностью комплектования - группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп , отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание , практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье . Это с одной стороны, с другой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду , так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи . Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы , но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.

Особенности планирования педагогического процесса.

Образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации) . По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы , основой которого являются индивидуальные программы детей , посещающих группу . Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка. В планировании образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания , а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду . Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний.

Самое главное это облегчить адаптацию ребенка, чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость малышу и родителям. Ведь даже щадящий режим кратковременной группы требует от детей определенной подготовки, которую должны осуществить родители перед приходом в детский сад .

Родители малышей часто беспокоятся, что детям сложно будет пойти в детский сад: не расстараются с мамой, не ладят с малышами своего возраста, не умеют самостоятельно есть. Одно из вариантов смягчить эту ситуацию и адаптировать ребёнка - группа кратковременного пребывания в ДОУ.

ГКП - это специальная группа для малышей от 1,5 до 3 лет, которая работает три/четыре часа в день с 9.00/8.00 до 12.00. Можно сказать, что это современная альтернатива яслей. Группа кратковременного пребывания позволяет ребенку привыкнуть к детскому саду, а маме выйти на работу, когда крохе исполняется 1,5 года. Ведь на практике именно в этом возрасте перестают платить пособие, но детское учреждение пока не готово взять ребенка в группу.

Важный вопрос, с какого возраста можно отдать детей в группу кратковременного пребывания. В ГКП набирают малышей от полутора лет. Обычно в нее входит до 20 крох, однако многие детки приходят в группу кратковременного пребывания ближе к двум годам. Поэтому чем раньше родители отдают ребенка в садик в ГКП, тем выше шансы, что он попадет в группу с малой комплектацией. А это означает, что будет хороший присмотр и налаженный близкий контакта с воспитателем.

В группе кратковременного пребывания не предусматривается питание ребят. Считается, что родители кормят детей дома, приводят детей в сад после завтрака и забирают их перед обедом. Однако воспитатель устраивает перекус и питье. Иногда сами родители приносят детям воду, сок и фрукты. Также нет тихого часа.

Оформление малыша в ГКП

Чтобы начать ходить в группу кратковременного пребывания, родителям необходимо встать в очередь, собрать и предоставить необходимые документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, прописка (или регистрация по месту проживания). Когда подойдёт ваша очередь вам пришлют уведомление на электронную почту или позвонят. Перед посещениями ребенок проходит стандартный медосмотр. Воспитатель собирает родителей и проводит собрание на котором подробно все объясняет.

ГКП — это государственная услуга, доступная для всех граждан вставших в очередь и подавших необходимые документы.

Часы работы группы кратковременного пребывания – с 8 до 12 часов. Общая дневная длительность занятий не должна превышать свыше четырех часов.

Оплата за посещение группы кратковременного пребывания приемлема, около 1500 руб в месяц. Малыш находится в садике, а после обеда его заберет бабушка. Родители могут спокойно отправиться на работу или мама работает полдня на рабочем месте, а остальное время – дома.

Чтобы стать воспитателем в группе кратковременного пребывания, нужно обладать требуемым уровнем подготовки. В ГКП ходят малютки, которые лишены элементарных навыков самообслуживания. Однако речь идет не только о бытовом вопросе.

Воспитанники требуют много внимания. С ними необходимо заниматься, играть в разнообразные игры. Значит, педагог разрабатывает специальную программу. Занятия чаще всего классического типа: рисование, лепка, музыка, речь, аппликация, конструирование. За день одно или два занятия.

Если вас пригласили работать в группе кратковременного пребывания или вы являетесь начинающим воспитателем, то могут возникнуть сложности с подготовкой и написанием программы, разработкой календарно-тематического планирования. Во избежание подобной ситуации, рекомендуется использовать специализированную методическую литературу. Она поможет разобраться с темой.

  1. Т. В. Вискова «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий » ;
  2. Бахаровская М.Н. «Адаптационная группа кратковременного пребывания. Образовательная программа» ;
  3. Трифаненкова С.В. «Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет. Программа, тематическое планирование, разработки занятий» ;
  4. Микляева Н.В. «Группы кратковременного пребывания: педагогическое сопровождение» ;
  5. Даминова М.Р. «Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ» ;
  6. Стефанова Н.Л. «Учебно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания. Младший, средний и старший дошкольный возраст» .

Все перечисленные издания получили отличные отзывы и завоевали высокий рейтинг. В настоящее время предусматриваются скидки на кое-какие позиции.

Что делают малыши в ГКП?

Чем можно заниматься с ребятами в группах кратковременного пребывания? В основном, это занятия, игры и общение между собой. Если малыш прежде не посещал никакие развивающие программы, то крохи это станет первым и новым опытом. Вот почему в первые дни будет лучше, если мама останется со своим ребенком в группе или будет ждать его в раздевалке. Такая мера необходима, когда сын или дочь не расстается с ней ни на одни сутки.

Занятия в группе кратковременного пребывания бывают:

  • учебными;
  • творческими;
  • спортивными.

Ребята обучаются: изучают буквы, цифры, цвета. Они осваивают такие азы науки, которые соответствуют возрастной норме.

Малыши лепят из пластилина, создают подделки с аппликациями, рисуют. В зависимости от того, как оснащен детский сад, дети занимаются физкультурой, плаванием и иными видами спорта. Если на улице хорошая погода, ГКП включает прогулки на свежем воздухе.

Пример расписания в группе ГКП:

Понедельник: 9.15-9.25 - Развитие движений.10.10- 10.20 - Дидактическая игра.

Вторник: 10.00 - 10.10 - Музыкальные игры. 10.20 -10.30 - Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).

Среда: 10.00 - 10.10 - Игры со строительным материалом.10.20 -10.30 - Развитие речи.

Четверг: 10.00 - 10.10 - Развитие движения. 10.20 - 10.30 - Дидатическая игра.

Пятница: 10.10 - 10.20 - Развивающие игры. 10.30 - 10.40 - Музыкальные игры.

Дети дошкольного возраста, посещающие группы кратковременного пребывания, участвуют в выставках поделок, праздничных утренниках, интересных мероприятиях вместе со своими родителями.

Результатом посещения ГКП становится то, что малыш быстрее осваивает навыки самообслуживания. Он учится ходить на горшок, если раньше не был к этому приучен. Кроха обучается контактировать со своими сверстниками и пополняет свой запас слов. Ребенок раньше знакомится с различными инфекционными заболеваниями. Но это неплохо. Так вырабатывается иммунитет, который на следующий год защитит его от инфекций в детском саду.

Несколько рекомендаций родителям, у которых ребенок посещает ГКП

Если у вас первый ребенок и нет предыдущего опыта посещения группы кратковременного пребывания, придется запастись терпением. Часто случается, что не все получается сразу — это нормально. Не нужно пугаться, просто будьте к этому готовы. Обязательно приготовьте и положите в ящик малыша сменную одежду. Могут произойти непредвиденные ситуации. Некоторые учреждения просят подписать верхнюю одежду с обувью. Однако это требование не обязательное.

Несколько слов об игрушках. Родителям нужно понимать, что предметы, которые малыш приносит с собой на занятия, становятся общими. В группу находятся дети с разным воспитанием, характером и нравом. Воспитателю не всегда удается проследить, чтобы любимую игрушку не взял кто-то другой. Вот почему не стоит брать с собой дорогие вещи.

Проявите терпение, если ваша кроха научится в группе кратковременного пребывания нехорошим словам. Каждый малыш через такое проходит. Однако в задачу родителей входит разговор с ребенком. Они должны объяснить, что произносить такие слова – это плохо. Не нужно повторять их за своими сверстниками.

Основной приоритет ГКП – лучшая адаптация малышей к детскому саду. Они должны запомнить группу кратковременного пребывания, как что-то приятное и интересное, где не было слез или плохого настроения.

Надеемся, что наша статья оказалась полезной. Если у вас в детском саду сделали ГКП, обязательно начните ее посещать.

Конец года, и многим родителям позвонили заведующие детскими садами, в которые записаны их малыши, с ультимативным предложением немедленно определиться, отдадут ли они своих детей с Нового года в формирующиеся группы кратковременного пребывания или нет.

Как предположили образовательные чиновники, у педагогов подоспела пора отчетов и верстки финансовых планов. Однако прогрессивным молодым мамам и папам, поставленным перед необходимостью немедленно принять важное решение, от этого не легче. ProРодитель проконсультировался с заведующей кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" Московского городского психолого-педагогического университета Ириной Бурлаковой и выяснил: чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо разобраться с несколькими моментами.

1. Зачем вообще нужна эта "группа кратковременного пребывания"?

Трехчасовые занятия, освобожденные от таких "радостей" как дневной сон или еда в группе, позволяет легче пройти период адаптации к детскому саду. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания (ГКП) в полноценный детский сад.

Формально считается, что ГКП дает молодой маме три часа свободной жизни. Успеть поработать в это время вряд ли получится - слишком короткий промежуток, но отдохнуть или что-то сделать по хозяйству - вполне.

Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть - это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет. И потом, когда родители отдадут малыша в полноценный детский сад, есть шанс что он будет не так подвержен разным хворям.

2. Семья или детский сад?

Дошкольное образование у нас не обязательное, поэтому всегда есть возможность подержать ребенка до семи лет дома, а потом уже отправить в первый класс, но поступать так стоит далеко не всегда. Образование, получаемое в садике, выигрывает у семейного за счет своей регулярности, систематичности работы с детьми и профессионализма педагогов. Если резкого отторжения нет, в садик ребенка лучше водить.

3. ГКП или развивающие занятия?

С точки зрения развития ребенка, отдельные занятия, на которых он находится с мамой, зачастую могут быть полезней посещения ГКП. Ведь даже кратковременное посещения садика связано со многими дополнительными, - зачастую неприятными - моментами: разлучение с мамой, вокруг коллектив, надо привыкнуть слушаться воспитательницу… Поэтому выбирать ГКП как постоянную форму досуга ребенка вряд ли стоит. В основном задача этих групп - именно адаптация к садику.

4. Как понять, готов ли ребенок посещать группу кратковременного пребывания?

Есть три простых критерия:

Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.

Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.

Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это - хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно - это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.

5. В каком возрасте стоит отдавать малыша в ГКП?

Лучше всего это делать в промежутке от 2 до 3 лет, максимум - в 3,5 года. Раньше крохе будет очень тяжело приспособиться к новой жизни, а более взрослых обычно записывают сразу в группу полного дня детского сада.

6. Будет ли ребенок первое время плакать в кратковременной группе?

Реакция может быть очень разной, все зависит от личности маленького человека. Кто-то легко расстается с мамой, кто-то - с большим трудом. Но в любом случае надо быть готовым, что первые полторы-две недели малыш будет отправляться в детский сад со слезами. Если плач продлиться дольше, пропадет аппетит или нарушится сон, стоит посоветоваться с педагогом и психологом и, возможно, от посещения ГКП отказаться.

Бывает так, что ребенок с легкостью уходит в садик, когда его отводит папа или бабушка, и с ревом, если за дело берется мама. Это вполне объяснимо - с кем-то из взрослых крохе расстаться легче, с кем-то сложнее. Возможно, правильный выбор сопровождающего поможет предотвратить утренние истерики.

7. Какой режим ГКП лучше подойдет для ребенка?

Группы кратковременного пребывания бывают двух видов: утренние и вечерние. В одни надо приходить к девяти утра, в другие - после обеда. С точки зрения физиологии и психологии, лучше ходить в "первую смену". После длинного ночного сна у малыша остается больше сил для занятий и привыкания к необычной для него обстановке, чем после короткого и не такого крепкого дневного отдыха.

8. Как распознать настоящую Мэри Поппинс?

Маме намного проще отпускать ребенка в группу, если она уверена в доставшемся ребенку педагоге. Если есть возможность, посмотрите, как работает воспитательница с детьми. Опасный признак, если кто-то из детей в группе сидит и плачет. Некоторые воспитатели считают, что таким надо дать выплакать свое горе. Это не слишком правильное решение: двух-трехлетних малышей очень легко отвлечь, переключить их внимание и тем самым успокоить. Настоящая Мэри Поппинс обязательно придет на помощь горюющему ребенку.

Еще три аспекта

Горшочный вопрос. Сейчас большинство детей растут в памперсах и поэтому поздно приучаются пользоваться горшком. Педагоги в детском саду к этому давно привыкли, относятся спокойно и никаких жестких требований не предъявляют. Наоборот, понемногу помогают приучиться делать свои дела "по-взрослому".

Не сможет пожаловаться. Многих родителей пугает, что кроха, еще не научившийся нормально говорить, не сможет пожаловаться на обиды и притеснения со стороны воспитателя. Но на самом деле большой беды в этом нет. Если с ребенком произошло что-то плохое, его обижали, не уделяли нужного внимания или еще каким-то образом обошлись с ним не лучшим образом, это будет по нему очень хорошо заметно. Да и воспитателю стоит больше доверять: в детских садиках работают профессиональные педагоги, а не изверги, они сами заинтересованы в том, чтобы у их подопечных все было в порядке.

Попытка - не пытка. Если предлагают записаться, а вы предполагаете ходить в будущем в садик - стоит согласиться и попробовать. Отказаться всегда успеете. Вдруг все пойдет хорошо с самого начала? А если нет, продолжать посещать группу кратковременного пребывания никто не обязывает.

Какие бывают группы в детских садах?

В этой статье мы подробно расскажем разделение на группы в государственных детских садах. С какого возраста принимают в детский сад и в какую группу может попасть Ваш ребенок. Особенности и различия между ними.

* (Аналогичной классификации придерживаются и частные детские сады)

● Группы детского сада.

Распределение детей на группы в государственных детских садах проводится по возрастному признаку.

Существует пять основных групп детского сада. Познакомим Вас с ними более подробно:

Классификация:

Группы детского сада подразделяются на:

  • Группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет)

Группа кратковременного пребывания (ГКП)

В Группу кратковременного пребывания (ГКП) принимаются дети в возрасте от 1 года до 3 лет.

Это государственная услуга и предоставляется она всем желающим, подавшим необходимые документы и вставшим в очередь. ГКП работает 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия проводятся с 8.30 до 11.30 или с 16.00 до 19.00 в зависимости от расписания.

  • * Информация для родителей:

Самый распространенный вопрос, особенно у родителей с первым ребенком: С какого возраста и нужно ли вообще водить ребенка в детский сад в возрасте 1-3 лет?

Пребывание в детском саду - это первое в жизни ребенка испытание личных качеств. Знакомство с внешним миром и такими же детьми, как и он сам.

Мнения специалистов, несмотря на разницу в деталях, сходятся в одном: с психологической точки зрения знакомство ребенка с другими детьми в игровой и непринужденной форме помогают войти в общий социум, в котором ему предстоит жить и чем раньше ребенок начнет к нему адаптироваться, тем лучше.

Стоит отметить, что молодые родители тоже должны быть готовы к такому шагу и подходить к нему ответственно и вдумчиво.

Перед тем, как привести своего ребенка в группу кратковременного пребывания – убедитесь, что выбранное Вами место именно то, которое наиболее подходит для ребенка.

Почитайте отзывы, поговорите с мамочками, которые уже водят или водили сюда своих детей, поговорите об условиях пребывания с воспитателями, посмотрите своими глазами на оборудование, чистоту и санитарные условия в помещениях.

  • Какие занятия с детьми проводятся в группе кратовременного пребывания?

Один раз в неделю проводятся занятия по художественной литературе , рисованию , лепке , конструированию , 2 раза в неделю проводятся физкультура и музыкальные занятия .

Как записаться в группу кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания есть практически в каждом дошкольном учреждении. Для того, чтобы Вас приняли в ГКП пребывания надо сделать:

  • Обратиться к заведующей детским садом с просьбой о приеме в группу ГКП. Если места есть – Вас возьмут.
  • В случае отсутствия мест в данном детском саду нужно обратиться в т.н. «Мини-ОСИП» (окружная служба информационной поддержки).

Как правило, они расположены в тех же образовательных комплексах. Туда Вы обращаетесь по поводу зачисления в группу ГКП.

с 1 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы все службы окружной информационной поддержки (ОСИП ) ликвидированы. Им на смену пришла служба «Мои документы» Контактную информацию о мини-ОСИП е вашего комплекса вы можете узнать по телефону любого подразделения данного комплекса.

Какие документы надо собрать для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания? (для предоставления в мини-осип)

  • паспорт родителя (законного представителя);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка на территории города Москвы;
  • документ, удостоверяющий право на включение в льготную категорию (при наличии)

Зачисление В группу ГКП происходит как в обычный детский сад. Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления.

Порядок зачисления в ГКП (группу кратковременного пребывания)

При рассмотрении вопроса о зачислении в ГКП, первоочередным правом зачисления имеют дети:

  • проживающие в этом районе (имеющие прописку)
  • льготные категории детей.

После зачисления детей из вышеперечесленных категорий принимаются дети:

  • с временной регистрацией
  • из других районов.
Для оповещения родителей о зачислении ребенка в ГКП детского сада присылается уведомление на электронную почту или непосредственно звонком по телефону.

* Пример документального ответа в письменном виде о зачислении ребенка в детский сад.

При поступлении в детский сад необходимо наличие медицинской карты, а к 1 сентября – надо подготовить справку:

  • о контактах ребенка
  • анализ мочи
  • общий анализа крови
  • анализ на энтеробиоз и яйца-глист.

Перед приемом ребенка между детским садом и родителями ребенка оформляется договор об оказании услуг , в котором будут прописаны все права и обязанности родителей и персонала детского сада.

Такой договор юридически защищает обе стороны от возможных претензий, поэтому не поленитесь и внимательно прочитайте его.

Особенности пребывания ребенка в ГКП:

Учитывая, что ребенок отдается на кратковременное пребывание – питание в данной группе не предусмотрено. Только питьевой режим. Поэтому, перед тем, как привести ребенка в данную группу не забудьте его покормить.

Процесс адаптации в группе ГТК очень мягкий. Родители, могут периодически заходить в группу и навещать своего ребенка. Это позволяет плавно и без особых эмоциональных переживаний перенести кратковременное расставание с родителями, сохранить в целости его психику и не вызывать негативные ассоциации ребенка, связанные с его пребыванием в детском саду.

Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса.

Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка. Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей и приводить их на небольшой промежуток времени. 30 минут - это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.

Обычное расписание в группе ГКП:

Понедельник: 9.15-9.25 - Музыкальные игры. 10.10- 10.20 - Дидактическая игра.
Вторник: 10.00 - 10.10 - Развитие движений. 10.20 -10.30 - Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).
Среда: 10.00 - 10.10 - Дидатическая игра. 10.20 -10.30 - Развитие речи.
Четверг: 10.00 - 10.10 - Развитие движения. 10.20 - 10.30 - Игры со строительным материалом.
Пятница: 10.10 - 10.20 - Развивающие игры. 10.30 - 10.40 - Музыкальные игры.

Стоимость пребывания ребенка в государственном детском саду в группе кратковременного пребывания:

Ежемесячные платежи за пребывание – 1500 руб. в месяц.

Если у Вас есть льготы Вы можете подать заявление на компенсацию части оплаты. Данное заявление может быть оформлено в момент подписания договора с ДОУ.

Дополнительные расходы на пребывание в детском саду

Что касается сбора дополнительных средств, то здесь все зависит от руководства детского сада. Времена, когда собиралось по многу и на все – ушли в прошлое.

Конечно, могут собрать деньги на цветы и подарки воспитателям на большие праздники, но суммы, скорее всего, будут небольшие и на усмотрение самих родителей.

Ну, а если вдруг Вы столкнетесь с откровенным вымогательством – не забывайте о телефоне горячей линии противодействия коррупции.

Подробнее о незаконных поборах в школах и детских садах можно почитать .

Группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста функционируют при детских дошкольных учреждениях и подразумевает нахождение ребенка в стенах детского сада на короткий промежуток времени: от 3 до 4 часов. Не у всех родителей есть возможность устроить малыша в садик на целый день в полуторагодовалом возрасте, поэтому это достойный выход из положения и отличный вариант для ребенка привыкнуть к новым условиям жизни.

Каждая мама мечтает дать своему чаду все самое лучшее: разностороннее развитие и должный уход, игрушки, разнообразное и сбалансированное питание. Но по прошествии первых полутора лет жизни ребенка нередко сталкивается с трудностями, связанными с устройством в детский сад. Молодые родители стараются пораньше отдать туда малыша чаще всего не забавы ради, не от усталости от ухода за маленьким ребенком, а чтобы выйти на работу и улучшить материальное положение семьи, потому что пособие по уходу за детьми государство выплачивает лишь до полутора лет, а после на сегодняшний день начисляет ежемесячно по 50 руб. В правительстве уверяют, что с 2020 года ситуация изменится, и пособие приравняют к прожиточному минимуму на ребенка, но пока так.

Вот с этого момента и начинаются проблемы – как показывает практика, детей до 3 лет берут в дошкольные учреждения неохотно, потому что отсутствуют либо свободные места, либо необходимые условия для содержания малышей такого возраста, которые много чего не умеют делать самостоятельно, и им нужен особый уход и повышенное внимание.

Что это за группы

В дошкольном учреждении группа дневного пребывания для детей - это специальная группа, рассчитанная на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, выполняющая функции современных яслей. Ее посещение помогает ребенку избежать стрессовых ситуаций, максимально безболезненно для детской психики адаптироваться к условиям детского сада, к отсутствию рядом мамы, стать более самостоятельным и уверенным в себе. Она работает несколько часов в день: чаще всего с 8 или 9 утра и до полудня. Некоторые детские сады занимаются с воспитанниками ГКП ежедневно, другие же практикуют работу групп 3 или 4 раза в неделю.

Набирают в такие группы до 20 малышей, чтобы каждому обеспечить индивидуальный уход. Питанием детей не обеспечивают, поэтому время пребывания рассчитано с таким условием, что приводят крох после завтрака, а забирают в обеденное время, но родителям не запрещается приносить фрукты, напитки и легкое питание на случай если ребенок проголодается.

Как оформить ребенка в ГКП

Как правило, группа временного пребывания в детском саду (ГКП) функционирует на государственной основе, то есть доступна абсолютно для всех граждан страны, ставших на специальную очередь в уполномоченный орган после рождения крохи. Ежемесячная плата составляет порядка 1 500 рублей. Когда придет время, с родителями связываются по телефону или посредством электронной почты и выдают соответствующее направление.

  • прохождение медосмотра, подразумевающего сдачу всевозможных анализов и консультации специалистов разных направлений;
  • между администрацией детского дошкольного учреждения и законными представителями ребенка заключается договор;
  • родители предоставляют пакет документов, в который входят: паспорт одного из родителей или обоих, свидетельство о рождении, прописка или регистрация по месту проживания и медицинская карта.

Перед первым посещением ГКП родителей приглашают на специальное собрание, где знакомят с воспитателем, которому они доверят свое чадо, и внутренним распорядком работы учреждения.

Чем занимаются дети в ГКП

В незнакомом коллективе и среди таких чужих воспитателей кратковременное пребывание ребенка в детском саду позволяет не только быстро адаптироваться в новых условиях, но и разносторонне, гармонично развиваться. Занятия в таких группах ведутся по нескольким направлениям:

  • интеллектуальные: дети изучают буквы, цифры, цвета, в доступной для них форме знакомятся с окружающим миром, изучают науки на уровне, соответствующем возрасту;
  • творческие: малыши рисуют, лепят из пластилина, соленого теста, делают аппликации из цветной бумаги;
  • музыкальные: они учат и поют песни, которые потом показывают родителям на утренниках, знакомятся с музыкальными произведениями детских композиторов;
  • спортивные: в зависимости от инфраструктуры детского сада его воспитанники занимаются физической культурой, танцами, плаванием, футболом, активными играми;
  • в режим дня малышей обязательно включаются прогулки на свежем воздухе, если позволяют погодные условия.

Посещая такие группы, маленький человек быстрее становится самостоятельным и активнее учится самообслуживанию: ходить на горшок, снимать и надевать вещи и пользоваться ложкой, если ранее делать этого не умел.

Режим пребывания малышей в ГКП строится приблизительно по такому плану:

  1. 08:00-08:30 – физкультурная зарядка;
  2. 09:00-09:30 – занятие творчеством;
  3. 10:00-10:30 – дидактические игры или развитие речи;
  4. 11:00 – прогулка на свежем воздухе;
  5. 12:00 – уход домой.

В другие дни занятия по развитию речи заменяются изучением окружающего мира, азов математики или других наук. Между своеобразными уроками, чтобы не перегружать малыша, предусмотрен получасовой отдых, который дети посвящают друг другу, играя под контролем воспитателей.

В каждом детском саду разрабатывается индивидуальная образовательная программа, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы и особенности мышления.

Что еще почитать