В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад? Отдавать ли ребенка в детский сад

Вы вовсю заняты подготовкой ребенка к детскому саду, куда ему предстоит пойти уже через несколько недель: синхронизировали режим, продумали адаптацию к детскому саду. Но в душе все еще сомневаетесь: отдавать ли ребенка в детский сад? А если он откажется туда ходить? Психолог Михаил Лабковский - категорический противник яслей, а к детскому саду относится более лояльно. Если вам нужно "еще одно мнение" про необходимость детского сада - вот оно.

В 18 лет я махал метлой в детском садике при КГБ СССР. Были тут и ясли-пятидневка. Сейчас, наверное, не все представляют, что это такое. Это когда ребенка в год-полтора относят в ясли в понедельник с утра, а забирают в пятницу вечером. Неудивительно, что из этого отделения постоянно доносился детский плач.

Дополнительный кошмар ситуации заключался в том, что родители плачущих детей жили прямо в соседнем подъезде. 30 лет прошло, а я еще слышу эти страшные детские крики, и перед глазами всплывает такая сцена: в длинных кожаных пальто работники органов идут к себе домой; увидев во дворе кого-то из родителей, из яслей выбегает нянечка и кричит: "Ну, возьмите хоть искупать!". А люди в кожаных пальто поворачиваются и отвечают: "В субботу заберем, работы много".

Еще одна история. В США в конгресс много лет поступает запрос о выделении средств на создание государственных детских садов. И много лет конгрессмены этот запрос отклоняют. Они считают, что, раз уж вы родили ребенка, вся ответственность за него должна лежать на вас, а не на государстве. И что растить детей в казенных условиях - значит вредить им. И в чем-то они, безусловно, правы.

У нас же в стране детские сады появились в качестве "средства раскрепощения трудящейся женщины-матери" и всегда считались благом. Хотя недостатков у пребывания в этих учреждениях много, а достоинство одно - то же самое: они позволяют женщине (у которой нет денег на няню) выйти на работу.

И когда мать тащит ребенка в сад и сдает воспитателю, она иногда-таки чувствует себя злой мачехой, которая бросает падчерицу в лесу на съедение волкам. И неспроста. Садик - не лучшее место для ребенка, особенно если ходить туда он не хочет.

Так что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад ? И никакие "хоть на часик", "мама тебя скоро заберет" не действуют. Правильный ответ только один - не водить его в садик.

И на этом повествование можно было бы заканчивать.

Если бы не вопрос: а почему он не хочет идти в садик ? Миллионы детишек бегут туда вприпрыжку, а когда в конце дня за ними приходит мама, они гонят ее прочь со словами "я еще побегаю". И тут именно ваш ребенок садик невзлюбил. Есть повод задуматься и выяснить причину.

Почему ребенок не хочет идти в детский сад

Вариантов несколько.

  1. У ребенка что-то вроде социофобии. Он избегает новых мест, новых людей, не идет на контакт с детьми, опасается новых территорий.
  2. Возможно, проблема посерьзнее: у ребенка аутические проблемы. Ребенок погружен в себя и в принципе боится любых перемен.
  3. Имеет место нездоровая, даже патологическая привязанность к матери. Вплоть до того, что, когда родители уходят далеко, у ребенка поднимается температура. Такие дети, что называется, до школы спят с мамой в одной кровати и держат ее за ручку.
  4. У ребенка отставание в развитии. Считается, что отправлять детей в детский сад лучше не раньше трех лет. А в пять лет во многих странах это и вовсе считается обязательным. Можно сказать, что родителям настойчиво, до принуждения рекомендуют отдать ребенка в детсад и даже не берут потом без этого в школу. Так вот, у 4-5-летнего ("по паспорту") ребенка вполне может быть психика трехлетки. Отсюда и проблемы с социализацией. Ведь у совсем маленьких детей, например, запросто может не быть друзей - для того, чтобы дружить, заводить отношения, хоть как-то общаться, нужно созреть для этого психологически.
  5. Ребенок очень тревожный, несамостоятельный, подвержен страхам. Он не только боится, но и не знает, как себя вести в незнакомой обстановке. Причиной тут может быть гиперопека, которой его окружили в семье, где все делают за него, а сам он даже шнурки себе не может завязать.
  6. У некоторых детей на фоне тревожности такой слабый иммунитет, что они могут даже не рыдать, когда их будят в садик, - они сразу заболевают.

Что с этим делать?

Во-первых, не считать, что вот сегодня дите плачет и не хочет идти в сад, а завтра "стерпится-слюбится" и "все наладится". Не люблю эти выражения. Раз у ребенка есть проблема, раз его психика сопротивляется, значит, решить эту проблему можно либо обратившись к специалисту (к детскому неврологу, психологу, психотерапевту), либо поломав его психику.

И если он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик - это не значит, что он привык. Это значит, что у него нет сил бороться с обстоятельствами. Он практически в заложниках у родителей и просто потерял способность им противостоять.

Так что настоятельно советую: если заметили один из тревожных симптомов - обратитесь к профессиональному психологу. Некоторые случаи требуют внимания, изучения и лечения. И вполне вероятно, что после вмешательства специалиста, разобравшись со своими проблемами, ребенок с удовольствием будет ходить в сад. Но вам в любом случае надо ему помочь.

Как отдавать ребенка в детский сад: инструкция для родителей

Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:

  • взять отпуск на две недели (в крайнем случае нанять няню или привлечь бабушку);
  • договориться в детском саду, чтобы первое время (допустим, первую неделю) у вас была возможность оставаться на территории детского сада, и, как только ваш ребенок начинает сиротливо оглядываться, мама тут же выходит из-за угла;
  • вторую неделю пребывания ребенка в детском саду тоже лучше далеко от него не отходить - не сидеть в садике, но находится где-то совсем рядом;
  • первое время (от недели до двух) оставляйте ребенка в саду только до обеда, за этот срок он полностью адаптируется.

И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и "нервами".

А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: "Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?". В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.

О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит.

Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик - это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)

Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.

Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад - оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.

Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания - вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.

И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.

Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?

Михаил Лабковский

Купить эту книгу

Комментировать статью "Отдавать ли ребенка в детский сад"

Адаптация в саду. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет...

Обсуждение

Кстати, если мой шел с каким-то делом, то шел намного охотнее. Ему нужно было обоснование того, зачем туда вообще ходить нужно...
Тут от контакта с воспитателем много зависит. У нас в одном из садиков они через день работали, к одной шел охотно, а к другой приходилось уговаривать.

А зачем запихивать? Там же так интересно, куча игрушек.
Я своего привела и оставила в первый день до обеда, во второй - после сна забрала, в третий на весь день. Потому как маме работать надо. До трех лет он с няней сидел. (Считаю, что до трех лет сад ребенку не нужен.) На четвертый день всплакнул немного, но его сразу воспитатель отвлекла. Еще пару дней так, и плакать вообще перестал.
А еще у нас первый час была дежурная группа. Каждый день разная. Как он это любил! Особенно ему нравилось в подготовительной группе этот час проводить - там самые интересные игрушки.

Поделитесь опытом. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Поделитесь опытом. Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала...

Обсуждение

Что-то придумать, что будет сразу после сна. Например вы придете с подарком. Но только именно после сна, потому что до сна "мама не успеет купить" и т.п. Потом трансформировать это в идею, что мама работает пока она спит в саду.

Я после очередного двухнедельного больничного привела в сад, забирать пришла после обеда (он максимум там обедал),а воспитатель и говорит,что он сам уже разделся, видимо со всеми за компанию, растерялся, наверное, после перерыва. Решили оставить. С тех пор спит там.
Но мы про сон даже не говорили ни разу, а вот про предложение остаться на полдник сразу истерику закатывает. Так что пока жду.
Если просто не показываться, может,тоже со всеми за компанию пойдет?

Тяжелая адаптация к детскому саду.. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Обсуждение

у меня старшая такая, рыдала постоянно в саду, начинали ходить и бросали, делали заходы в 3, 4 и в 5 лет, с 5-ти пошла, потому что некуда было отступать, она плакала постоянно до конца сада, рыдала не только перед входом в сад, но и в саду, ничего там не ела, болеть стала, ужас короче. Младший пошел с 2.5 сразу на полный день, плакал дня два от силы, ел и спал всегда первый, больше и лучше всех))) постоянно приходил с медалями - первому, кто уснул) или - тому, кто все съел и попросил добавки) А в группе у него есть мальчик, который уже третий год рыдает каждое утро, да такими слезами обливается и висит на маме, что смотреть страшно и после ее ухода не сразу в себя приходит.

Попробуйте перерыв сделать - месяца 2 (если есть возможность)...потом чуть подзабудет и будет постарше - может уже по-другому на сад посмотреть.
Если так же и будет плакать, то попробовать поменять группу или садик - возможно не нашёл контакт с воспитателем или она с ним - всё бывает. Если не получается в этом году - отложить садик на 1 год - у меня в 3 сын шёл с плачем - отложила на год. В 4 пошел вообще без проблем - сразу втянулся в игру. С дочкой в 2 года ГКП не пошла - за год пытались несколько раз начинать ходить: сначала с интересом, затем постепенно всё хуже и хуже, пока даже в сторону сада без истерики идти не могла. 2 раза делала перерыв - не особо помогло. Сейчас уже стала старше - надеюсь, что должна пойти с 1 сентября нормально. Если не адаптируется - буду переводить. Потому что ребенок очень контактный, любит детей...считаю что проблема в воспитателе.
Я тоже не выдерживаю рыдающего ребенка. 1-2 дня может ребенок адаптироваться сложно, но если неделю рыдает - значит не нужно ему туда.

Адаптация в дет. саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Адаптация в дет. саду. подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция...

Обсуждение

У нас тоже самое было, ночью орал как невминяемый, аж страшно стало. Сходили к врачу, прописали Тенотен детский и он реально помог, во всяком случае ночь спим и истерить стал меньше

Дочка плакала каждую ночь - недели 2 наверное (с 1 сентября ходим в сад). Обычно у нее такие ночные плачи случались 1-2 раза в месяц, а тут каждую ночь, но по 1 разу и вполне хватало мне подойти, одеялком укрыть, пообещать принести молочка;))

Думала, что если продолжится - буду давать че-нить успокоительное. Но сейчас уже прошло все.

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Обращаюсь к тем у кого уже позади период адаптации к детскому саду. Что имеем: мальчик 3 года с непростым характером.

Обсуждение

Есть дети, которым сад не на пользу, но это не означает, что их необходимо лечить. Мой сын в сад не ходил. Он не демонстрировал своё отношение, но мне было очевидно, что нахождение в саду очень напрягает (разрушает) его нервную систему.
Тики -это серьёзная вещь, они появляются быстро, а избавиться от них очень не просто. Я бы перестала водить ребенка в сад.
В сад ходят либо по большой необходимости, либо по желанию ребенка и только во втором случае сад приносит пользу.

Дело не в адаптации - это НЕ ВАШ сад. (Имхо, судя по описанному - и ничей вообще:((.
Про адаптацию и как лучше имеет смысл говорить, когда крики/ор - с утра при расставании с мамой. Если восп-ли готовы пройти вместе с ребенком этот путь адаптации и сделать его максимально легким; когда крики/ор - не вся группа, а отдельные высокочувствительные и консервативные дети.
А как можно представить сад в позитивном ключе, если восп-ли орут, игровых занятий не провдится (видимо) - пока я никаких плюсов для ребенка в таком саду не увидела.

Да,садов не хватает, да кто-то ходит и в такие сады - не значит, что эти дети лучше адаптируются, а просто "проще" смиряются.
Судя по всему, конкретно для вашего ребенка этот сад может иметь оч серьезные последствия,на которые потом денег не хватит:(
В общем, всеми правдами/непрвдами либо искать способы перевода в другой сад, либо другие варианты.

Что делать?. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Раздел: Детские сады (психологи ребенок ночью кричит адаптация к саду).

Обсуждение

Мой лунатить стал после одной недели в саду, а девочка также кричала, вот "веселуха" была.Сейчас прошло спустя два месяца.Я сама то в школу когда пошла, долго лунатила, перегрелась нервная система.Давала успокаивающие детские капельки на ночь.

Попробуйте забирать до сна. Я тоже думаю, что за 10 дней адаптироваться к саду нереально.

Это у нее адаптация к саду или она в принципе не может туда ходить? Что я как мама возможно делаю не так? То есть терпеть и ждать или что? Безусловно, в пребывании ребенка в детском саду есть и свои плюсы, отмечают детские психологи на страницах газеты «Новые Известия».

Обсуждение

"В пребывании ребенка в детском саду, безусловно, есть свои плюсы. Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, ребенок привыкает соблюдать режим дня, вовремя кушать и ложиться спать. Однако последние исследования ученых показали, как негативно может сказаться на детях посещение детского сада.

По данным ученых, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными мамой и папой.
«Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе»

К таким выводам пришли ученые из Сингапура, обследовав более 2 тыс. детей в возрасте от 6 до 12 лет. Исследователи обнаружили, что нехватка родительского воспитания приводит к эмоциональным и поведенческим нарушениям (депрессия, тревога, деструктивное и агрессивное поведение).
В частности, дети, лишившиеся матери, а также растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети, передает Reuters.
Эмоциональные и поведенческие проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек. Риск психических нарушений в три раза выше у мальчиков с низким IQ по сравнению с мальчиками, имеющими высокие показатели умственного развития.
В данном исследовании ученые не пытались выяснить причины этих закономерностей. «Возможно, детям не хватает поддержки со стороны родителей, посторонние люди хуже о них заботятся. Все это влияет на психику ребенка», – говорит автор исследования Бернардин Ву.
Исследователям из Сингапура вторят наши специалисты. «Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе. Ведь в детстве ему не уделялось достаточно внимания. Его недолюбили. У такой детворы может развиться заниженная самооценка. А бывает наоборот: парень или девушка растут эгоистичными и потом мстят родителям за невнимание», – говорит психолог Елена Химченко в «Газете по-украински».
Безусловно, в пребывании ребенка в детском саду есть и свои плюсы, отмечают детские психологи на страницах газеты «Новые Известия». Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, под присмотром воспитателя ребенок соблюдает режим дня, вовремя кушает и ложится спать.
Самое главное Ученые доказали, что детсады опасны для малышей

В садике с ребенком занимается логопед, музыкальный работник учит петь и танцевать, дети рисуют, лепят, а в старших группах, готовясь к школе, учатся считать и писать. Многие ли современные родители могут себе позволить посвятить весь свой день только занятиям с ребенком?
Но польза детского учреждения, как мы видим, носит скорее прикладной характер, и открытие сингапурских психологов, возможно, многих родителей заставит задуматься, отдавать ли чадо в детский садик.
Радует то, что в настоящее время у родителей есть выбор: малыша можно отправить в детсад раньше или позже – в три года или в пять, детсад может быть районным или частным, а для домашних детей существует большое количество разнообразных детских коллективов, где можно и получить развитие, и найти друзей-сверстников." Статья из сегодняшней газеты (но мне почему-то думается, что это в связи с нехваткой дошкольных учреждений заказ).

Конечно адаптация.
Есть три степени адаптации: 1ст. - адаптируется в течение 1 мес., может заболеть, сон и аппетит не нарушаются; 2ст. - адаптируется 3 мес., может болеть, аппетит не нарушен, сон может быть нарушен; 3ст. - адаптация 6 мес., часто и тяжело болеет, могут быть нарушены сон и аппетит.
Закаливание и Ваш оптимистичный настрой могут все изменить!
Мое личное мнение, что сад необходим.
Я 5 лет тестировала детей перед школой: дети, которые ходили в сад тесты выполняли (кто-то лучше, кто-то хуже, но выполняли), а дети, которые сад не посещали (ходили на развивалки и подготовительные курсы к школе) тесты не выполняли. Тесты не сложные - на мелкую моторику, внимание и память. Может и бывают исключения, но мне не попадались, к сожалению.
Плюс социальное развитие, которое никакие курсы не обеспечат.
Но повторюсь - это лично мое мнение.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду...

Обсуждение

Если Вы знаете причину, то ее легко устранить. Если Вы не знаете, почему девочка отказывается ходить в сад, обратитесь к психологу. Используя специальные проективные методики (не задавая прямых вопросов), психолог быстро выяснит, в чем дело. Прочитайте также мое сообщение "Я работаю психологом в детском саду..."

Привет!
Мы отдали своего сына рано, в 2 года 3 месяца. Причем, поскольку мы родители либеральные и неопытные:), то мы с ним вместе привыкали к садику очень постепенно. Первую неделю мы с ним сидели по два-три часа, пока он не ляжет спать. Потом я уезжал на работу. Он рыдал, не хотел идти. Однажды я ушел рано (часов в 10), он прорыдал весь день, так что мне пришлось с работы уезжать после обеда и забирать его. Придя в садик, он сидел у меня на коленях и смотрел, как играют дети, но ни в какую не хотел идти играть сам.
Потом, постепенно (даже очень постепенно:)), он стал отходить от меня чуть-чуть. Я демонстративно разговаривал с воспитателями, говорил, что это наши друзья, что они любят Рому, чтобы он почувствовал, что им можно доверять. Потом, я стал ухолить рано. Воспитательница брала его на руки, он орал, но, потом (как говорили) успокаивался, хотя бастовал по разным поводам - отказывался есть, спать и т.д. Потом (через 2-3 месяца) он, наконец, стал спокойно отпускать, даже сам шел закрывать за мной дверь.
Теперь Рома отходил уже почти год, садик свой любит (мы все называем его садик "работой", чем он очень гордится). У него появились друзья, он просто стал постарше и появились какие-то интересы, которые он разделяет с ребятами в саду.
Так что мораль сей басни такова - сначала будет непросто, но зато потом все окупится сполна. Главное не затягивать процесс и все получится.

Читайте в этой статье:

Детский сад или домашнее воспитание?

Предыдущему поколению родителей было отчасти легче: перед ними не стояло выбора, отдавать или нет ребёнка в детский сад. Практически все дети, кроме редких исключений, остававшихся под надзором бабушек, посещали детские сады и даже ясли. Это было суровой необходимостью, так как декретный отпуск длиной в три года появился относительно недавно. В чём-то ситуация в прошлом была хуже, ведь наличие выбора – всегда хорошо, а в чём-то лучше, поскольку родители не ломали себе голову над неразрешимой задачей, что же будет всё-таки лучше для ребёнка, ходить в детский сад или воспитываться дома.

Родители, отдававшие своих детей в садик, не могли выбирать учреждение с той или иной программой, с изучением иностранных языков, со специальной подготовкой к школе или воспитанию по особой педагогической теории. Все садики были однотипны, детей распределяли по прописке, и никаких других вариантов у большинства людей не существовало.

Сейчас ситуация иная. Существует множество разных садиков , отличающихся буквально всем друг от друга. Родители испытывают необходимость раздумывать, какую именно программу предпочесть, чтобы наилучшим образом развить способности маленького человека. Со стандартными государственными садиками ныне конкурируют учреждения, следующие, например, вальдорфской педагогике, системе Монтессори, а также разнообразные образовательно-развивающие центры, сады с углублённым изучением иностранного языка или иного предмета. Даже государственные детские сады стараются не выбиваться из общего течения и следуют моде, делая упор на развитие какого-либо качества характера или знаний детей.

Как только в семье появляется младенец, молодые родители уже раздумывают, какой детский сад больше подойдёт его характеру , где будут его уважать и внимательно приглядывать за ним, а также учить его полезным вещам и развивать. Что важнее, развитие художественных способностей и эстетического чувства или физкультура, спорт, здоровье? Что можно сделать, чтобы ребёнок хотел каждый день идти в садик, не капризничал и не устраивал истерик, где ему будет особенно интересно?

И не раздута ли проблема вокруг выбора детского сада? Для большинства родителей детский сад является необходимостью , так как матери и отцу нужно работать. Даже просвещённые и начитанные родители, разбирающиеся в психологии и мечтающие воспитать юного гения, зачастую не могут оплачивать множество кружков, репетиторов, нянь, индивидуальных занятий с ребёнком, секций, школ раннего развития. Это, конечно, вовсе не означает, что ребёнок, не занимающийся в кружках и индивидуально, непременно вырастет глупым и ограниченным.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Посещение детского сада необходимо ребёнку, но ни в коем случае нельзя игнорировать особенности психики каждого конкретного малыша, его реакции на новую среду, нельзя пристраивать ребёнка в первый попавшийся детский сад. В случае с детьми неверен постулат о том, что нужно только привыкнуть и всё будет отлично. Психология и реакции маленьких детей существенно отличаются от психологии взрослых. Итак, чтобы выбрать нужный и подходящий сад, который поможет маленькому человеку гармонично влиться в окружающий мир и освоить новые знания, прежде всего нужно чётко понять, для чего Вы отдаёте ребёнка в сад, какие есть достоинства и недостатки этого решения. Необходимо морально подготовить себя к большой работе, которой не избежать, - помощи ребёнку в адаптации к новым условиям.

Вашей целью должно быть не только отсутствие жалоб и капризов у ребёнка при посещении сада, но поиск таких условий, в которых малышу будет комфортнее всего учиться и расти . Даже в нынешней нестабильной экономической ситуации не самые богатые родители вполне могут подыскать подходящий детский садик, если подойдут к выбору ответственно и не пустят решение этого вопроса на самотёк.

Нужно проявлять гибкость и быть готовым идти навстречу нуждам ребёнка, менять в разумных пределах его режим или образ жизни, если эти перемены могут помочь ему в процессе адаптации и налаживания общения в детском саду со сверстниками и воспитателями. Не опускайте руки, не сдавайтесь на полпути и не торопитесь, ожидая мгновенного привыкания со стороны ребенка, ищите и пробуйте разные подходы, при необходимости меняя садик.

Что положительного может дать детский сад? Давно считается, что ребёнок, не ходивший в детский садик, потом с большим трудом, чем остальные дети, привыкает к школе и нахождению в коллективе сверстников. Но частенько эти трудности обусловлены теми фактами, что детей, посещавших детский сад, во-первых, большинство, а большинство задаёт общепринятые нормы поведения и общения, и во-вторых, раньше дети целыми группами из детского сада шли в один класс одной школы по месту прописки и изгоняли из своего коллектива случайно затесавшегося новичка.

Но в наши дни картина поменялась. Очень большое количество детей , по сравнению с прошлыми десятилетиями, не посещает детского сада . В школу почти никогда не переходят группами из сада, коллектив складывается более разношерстный. Разнообразие вызвано ещё и тем, что дети получали совершенно разное образование: кто-то учился дома с родителями, кто-то ходил в обычный государственный садик, кого-то обучали наёмные педагоги, кто-то успел посетить уже несколько секций и центров раннего развития.

И на фоне наступившего разнообразия стало заметно, что «домашние » дети ничуть не хуже «садиковых» . Если родители соответствующим образом занимались с ребенком, то он может проявлять ничуть не меньше самостоятельности, коммуникабельности и инициативности, чем дети, которые усвоили первичные социальные нормы в детском саду.

Детский сад: плюсы и минусы

Что может дать ребёнку детский сад ? Самое первое и основное – включенность в коллектив, общение с ровесниками. Начиная с трехлетнего возраста малыш испытывает потребность в общении с другими детьми его возраста. Поэтому сколь бы замкнутыми и необщительными ни были сами родители, они обязательно должны предоставить возможность ребёнку общаться с другими детьми.

Общение детей в детском саду с воспитателями помогает им научиться устанавливать контакт с другими взрослыми , и в будущем такие дети легче находят общий язык со школьными педагогами. Ребёнок в детском саду начинает понимать, что не все взрослые похожи на его родителей, что общаются они по-разному, что слушаться нужно не только родителей. Ребёнок начинает осваивать множество разных поведенческих моделей.

Также в детском саду ребёнок учится строже следовать установленным правилам поведения и режиму . Это дисциплинирует и помогает научить ребёнка чувству ответственности за свои поступки и слова.

Детский сад не может обеспечить нужный уровень развития интеллекта и физической подготовки ребёнка. Родители должны с ним заниматься и сами. Но если они не имеют возможности этого делать, и дома ребёнок предоставлен сам себе и сомнительным развлечениям, то посещение детского сада ему строго необходимо. Даже обычный государственный детский сад научит ребёнка рисовать, лепить, собирать конструктор, решать головоломки, тренировать речь и память, слушать музыку и петь, бегать и делать зарядку.

Серьёзно настроенные молодые родители могут обеспечить полноценное развитие в домашней обстановке физических и умственных способностей ребёнка, регулярно занимаясь с ним спортом и правильно подобранными упражнениями, разучивая с малышом стихи и песни, помогая ему собирать конструктор, рисовать и раскрашивать. Но социальное развитие и тренировку умения взаимодействия с коллективом обеспечивать значительно сложнее. Родителям, желающим самостоятельно заменить ребёнку посещение детского сада, нужно хорошенько распланировать, как и каким образом они будут учить ребёнка правилам поведения в коллективе с детьми и взрослыми.

Ребёнок, не посещающий детский сад, должен значительно больше времени проводить на детских площадках в играх и общении с другими детьми его возраста. Необходимо, чтобы он мог выбрать себе нескольких постоянных друзей из числа ровесников, посещающих ту же детскую площадку. «Домашнего» ребёнка необходимо почаще водить в гости к другим детям и приглашать его друзей с их родителями к себе домой.

Матери, воспитывающие своего ребёнка дома до самой школы, обычно не доверяют своё драгоценное чадо другим взрослым, даже бабушкам, дедушкам, подругам и прочим близким людям. Они боятся, что другие будут «неправильно» воспитывать малыша и навредят ему. Но эти молодые мамы рискуют сами навредить ребёнку, так как у него не выработается навык общения с другими взрослыми , он избалуется и не освоит достаточное число поведенческих моделей. Тем родителям, которые считают, что никто, кроме них самих, не сможет правильно общаться с ребёнком и правильно воспитать его, нужно в первую очередь поработать над собой и изменить эту точку зрения. Никакие родители никогда не смогут заменить малышу целый мир со всем его многообразием. Ребёнку лучше с малых лет познакомиться с другими взрослыми, так как в течение своей жизни он будет общаться не только с родителями.

Если детский сад, тем не менее, вызывает стойкое предубеждение, обязательно подберите ребёнку кружок по интересам или секцию. Иногда оставляйте малыша на денёк у друзей. Если Вы дружите с другими молодыми родителями, непременно ходите друг к другу в гости хотя бы два раза в неделю . Даже пара часов такого регулярного общения с другими людьми очень много может дать ребенку. Дети научатся находить общий язык друг с другом и осознают, что необходимо слушаться не только своих родителей.

Обязательно наблюдайте за тем, как Ваш малыш общается в гостях или играя на детской площадке. Не трудно ли ему заводить новые знакомства? Учится ли он следовать правилам, не нарушает ли очередь, не отбирает ли у других детей их игрушки, не обижает ли их и не позволяет ли обижать себя? Если до пяти лет ребенок так и не усвоил правил социального поведения, то надо посетить детского психолога и попросить его найти альтернативу детскому саду: центр развития, кружок, секцию.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Самый подходящий возраст для погружения ребёнка в социальную среду – четыре года . Постулат о том, лучше раньше, чтобы раньше привык, - ошибочен и в корне неверен. Маленький ребёнок одного года от роду будет очень страдать от того, что его маму заменяет незнакомая тетя, а понять необходимость перемен он ещё не сможет в силу возраста. Он будет часто болеть, сильно переживать, и этот стресс отразится на дальнейшей жизни и мировосприятии человека. В возрасте полутора лет начинает ослабевать сепарационная тревога, то есть беспокойство ребенка, связанное с возможной потерей матери (которой в данный момент нет рядом). Но и в полтора года ребёнка ещё слишком рано отдавать в ясли, так как он слишком болезненно реагирует на чужих людей, только начиная к ним относиться спокойнее. Самое важное в жизни полуторогодовалого ребенка – его мама, он стремится всегда быть рядом и никуда её не отпускать.

К яслям быстро привыкают лишь дети из так называемых неблагополучных семей. Они обычно прячутся от пришедших за ними родителями и не откликаются, когда те зовут их, но вовсе не потому, что не хотят оставлять увлекшую их игру.

В три года дети начинают интересоваться сверстниками. При этом сначала детей увлекает общество старших товарищей, затем – младших и только потом их ровесников.

Подводя промежуточные итоги, необходимо отметить, что отдавать ребёнка в ясли в возрасте полутора лет не стоит . Лучше поищите работу на дому или скооперируйтесь с другими молодыми родителями для «дежурства» по очереди. Переберите все возможные варианты, чтобы избежать посещения яслей.

В два года детям уже проще адаптироваться в яслях. Конечно, ребёнок ребёнку рознь, и в целом возраст ещё довольно мал для погружения в социум, но многим общительным детям уже может понравиться детский сад и игры с ровесниками. В данном случае очень многое зависит от воспитателей и их подходу к детям. Если ребёнок умеет самостоятельно ходить на горшок, орудовать ложкой и если в ваш пробный с ним приход в ясли он откровенно заинтересовался окружающей обстановкой и никого не испугался, то смело отдавайте его в ясли.

Не теряя бдительности, следите за здоровьем, настроением ребёнка в первые недели привыкания к яслям. Если ему становится морально тяжело, он часто плачет и не хочет никуда идти, не упорствуйте в желании приучить двухлетнего ребёнка к яслям. Потерпите год или два, тогда процесс адаптации пройдёт значительно проще. Иначе у него может на долгие годы остаться впечатление, что посещение яслей и садика связано с принуждением и негативными эмоциями. К тому же постоянные болезни детей всё равно не дадут родителям возможности регулярно ходить на работу. Да и как можно жертвовать здоровьем ребёнка ради работы, оставляя ему психологическую травму на всю жизнь? Подготовка к детскому саду может занять много времени, её невозможно в ускоренном темпе пройти за неделю, и торопиться незачем и некуда.

Итак, одно из главных правил – ни в коем случае не торопитесь сдать ребёнка в детский сад . Как следует занимайтесь с ним дома и обеспечьте ему общение на детских площадках и в гостях с другими детьми и взрослыми. Есть желание – попробуйте, но не настаивайте на посещении яслей, если ребёнок ещё к этому не готов.

Ясли: польза или вред?

Детский сад и ясли – разные вещи и они оставляют совершенно разный отпечаток на личности ребёнка. Бывает, родители хотят поскорее отдать малыша в ясли ради выработки навыков самообслуживания (умение ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, есть). Конечно, дома ребёнок будет учиться этому медленнее, а в яслях у него просто не будет выхода, так как на пятнадцать-двадцать таких же детей приходится только один воспитатель, который даже при желании не сможет в одиночку каждого накормить кашей с ложечки.

Дети, посещавшие ясли, в будущем менее инициативны и самостоятельны в принятии решений. Дело в том, что эмоциональность и активность как черты характера закладываются у ребёнка в первые годы жизни.

Детский сад в большей степени принесёт ребёнку пользу, чем ясли, которые чаще вредят неокрепшей психике маленького человека.

Как смягчить стресс от посещения детского сада?

Если ребёнок испытывает сильный стресс от посещения детского сада, то вовсе не обязательно он будет устраивать скандалы и истерики. Многое зависит от склада характера малыша, распространена и пассивная форма неприятия и сопротивления – это частые простуды.

Также необходимо пристально следить за сном, аппетитом ребёнка, его поведением и настроением вечером после возвращения из сада. Относительно нормальная реакция – это плач, долгое засыпание, отсутствие аппетита, капризы, но лишь в первое время после начала посещения дошкольного учреждения. Если миновало уже три или четыре недели , а ребёнок всё так же себя ведёт, то это означает, что он плохо адаптируется к садику .

Тогда крайне желательно оставить ребёнка дома ещё на целый год. Если это совершенно невозможно, нужно постараться смягчить стресс: свести пребывание в детском саду к половине дня вместо целого, в среду стараться оставлять его дома, перевести в другой сад, где на одного воспитателя приходится меньшее количество детей.

Если Вам кажется, что всё это совершенно невозможно, то как следует задумайтесь. Выход найти можно из любой ситуации, а здоровье ребёнка всегда важнее карьерных ценностей – помните об этом постоянно.

Оптимальный возраст для детского сада

Четыре года – самый оптимальный возраст для начала посещения детского сада. Однако вполне допустимо отдавать ребёнка в садик в три года. Именно в три года ребёнок начинает тянуться к другим детям, его уже не пугает отсутствие матери, он в какой-то мере самостоятелен и умеет сам есть. Время самых захватывающих игр с ровесниками наступит только в четыре года, но и в три можно начать ходить в детский сад.

Можно выбрать соломоново решение и показать ребёнку детский сад в три с половиной года. Поначалу ходите вместе на прогулки с группой из детского садика, затем оставляйте ребёнка в саду на полдня, так процесс привыкания к новой обстановке будет максимально плавным и постепенным. Если малыш радуется и ему всё нравится – начинайте оставлять его в саду на полный день. Если ребёнок сдержанно реагирует на подобные новшества в его жизни, то следуйте этому облегчённому режиму посещения детского сада до четырёх лет. Не переживайте, что ребёнок не успеет чему-то научиться или «пройти», как в школе, какой-то материал. Помните, что это ещё не школа и никакой строгой программы для таких маленьких детей нет.

Обязательно после третьего дня рождения ребёнка сделайте всё возможное, чтобы границы знакомого ему мира расширились и он познакомился с другими взрослыми и, конечно же, детьми.

Как не упустить место в детском саду?

Будьте готовы к тому, что схема идеального, плавного и постепенного приучения ребёнка к детскому саду может измениться под воздействием внешних обстоятельств. Теория и планы – это хорошо, но жизнь очень часто вносит свои поправки. В полной мере обеспечить идеальные условия могут только весьма состоятельные родители, которых меньшинство.

Самое первое, что изменит Ваши планы, - очередь в детские сады . Около десяти лет назад отмечался спад рождаемости, детские сады пустовали и готовы были принять всех, независимо от места проживания. В те годы закрылись многие учреждения дошкольного образования. Сейчас рождаемость выросла, но количество детских садов осталось тем же. Поэтому самым верным решением будет встать в очередь на детский сад в первый год жизни ребёнка .

Если ребёнку требуется ещё год посидеть дома после пробных посещений детских садов, а очередь пропускать рискованно, так как тогда можно больше не увидеть детский сад вовсе, то постарайтесь договориться с заведующей садика на оплату всех квитанций с бронированием места за Вами. Возможно, подобная услуга потребует от Вас дипломатических способностей и дополнительных вложений, но постарайтесь всё же достичь необходимой договорённости, так как детский сад ребёнку, раньше или позже, но нужен.

Познакомьтесь с молодыми мамами Вашего района, соберите сведения о детских садах и наличии в них мест, займитесь этим сразу же после рождения ребёнка. В данном вопросе Вам придётся полагаться, главным образом, на собственную активность и энергичность. Почитайте отзывы о детских садах в интернете , задавайте вопросы, уточняя детали – чем больше информации, тем лучше!

«Несадиковые» дети: как помочь адаптации

Есть такое определение – «несадиковые» дети. Так врачи, родители, воспитатели, психологи называют детей, которые, как следует из названия, не созданы для посещения детских садов. Однако очень большие сомнения вызывает подобная категоричность. Существуют ли действительно дети, не созданные для посещения детских садов, или это результат недостаточной работы родителей и воспитателей? Проблема заключается в степени оправданности усилий, необходимых для адаптации ребёнка к детскому саду. С кем-то из детей нужно работать меньше, с кем-то больше. Иногда это «больше» требует столько сил, что все плюсы от посещения детского сада сходят в итоге на нет.

Три основных типа реакции на привыкание к детскому саду:

1) Нервные срывы, истерики, капризы, частые болезни. Реакция – бурная и ярко-выраженная;

2) Частые болезни на фоне тихого поведения ребёнка;

3) Отсутствие признаков стресса.

У половины детей нет признаков стресса. И только вторая половина демонстрирует первый или второй тип реакций. Но это вовсе не означает, что 50% детей должны воспитываться исключительно дома до самой школы.

Такая высокая распространённость первого и второго типа реакций вызвана тем, что многие родители не проводят предварительно с ребёнком вовсе никакой подготовки к детскому саду . Они помещают его в новую, непривычную окружающую среду, никак не подготовив к этому своё чадо. Для взрослых попадание в новый коллектив – давно привычное дело. Необходимо абстрагироваться от своей точки зрения и понять, что у ребёнка, идущего в детский сад, – это первый подобный опыт. Ему надо помогать, тренировать и постараться по возможности облегчить процесс адаптации.

Как может проявляться процесс адаптации ? Помимо капризов, нежелания идти в сад и болезней, это сильное эмоциональное потрясение, нежелание общаться, которое может проявиться даже у активного доселе ребёнка. У детей даже могут появиться проблемы с артикуляцией и речью, которых до этого не наблюдалось, они могут «забыть» от перенесённого стресса, как самостоятельно выполнять те или иные действия по самообслуживанию, могут полюбить долгое время сидеть не двигаясь, плохо спать, есть.

Как быть, если ребенок не может адаптироваться к детскому саду?

Что делать и каковы причины , если даже хорошо спланированная и проведенная работа не помогла ребёнку адаптироваться в детском саду?

Ответьте для себя на следующие вопросы . Ребёнок достиг подходящего возраста для посещения детского сада? У него не было в прошлом негативного опыта посещения яслей? Даже если он не помнит, как ходил в ясли, какой-то отпечаток обстановки на уровне эмоций и переживания у ребёнка всё же остался, и если впечатления были негативные, то ожидать быстрой адаптации в детском саду не стоит. В таком случае перенесите начало посещений садика ещё на полгода или год, продолжая гулять вместе с детсадовской группой или дружить с детьми из группы в остальное время.

Проанализируйте характер и привычки своего ребёнка – какой у него тип темперамента от рождения? Проще и быстрее всего привыкают к детскому саду сангвиники, но у холериков и флегматиков обычно есть проблемы. Холерики чаще всего ведут себя слишком активно, они всё время бегают, кричат, проказничают, ссорятся, дерутся. Флегматики же наоборот очень спокойны и сдержанны, они зачастую отстают от остальных детей, так как делают всё медленнее сверстников. Если Ваш ребёнок холерик или флегматик, то поговорите с воспитателем об этом. Узнайте, как малыш ведёт себя в группе на протяжении дня, и поясните воспитателю особенности его темперамента. Не стесняйтесь это делать, так как воспитатель может в силу разных причин этого не заметить и слишком давить на Вашего ребёнка, пытаясь заставить его вести себя так, как ему было бы особенно тяжело. Флегматика нельзя торопить угрозами и страхом наказания, в результате давления он замкнётся в себе и будет делать всё ещё медленнее. Его природная медлительность при хорошем и терпеливом общении с малышом постепенно сгладится и станет менее заметной. У всех людей разный характер и привычки, и проявляется это уже в раннем детстве: кто-то предпочитает носиться вихрем и делать всё мгновенно, а кто-то медленно, неторопливо идёт к своей цели, спокойно и уверенно. Поэтому непременно проведите с воспитателями серьёзную беседу и аргументированно докажите свою точку зрения: флегматика нельзя торопить и нервно дёргать.

Что касается маленьких холериков , то тут воспитателю нужно объяснить , что ребёнок ведёт себя подобным образом не потому, что хочет навредить и разозлить всех, а также не потому, что родители не занимались его воспитанием, а просто-напросто у него такой характер. В будущем холерики учатся в какой-то степени сдерживать себя, но дети непосредственны и ещё не усвоили норм социального поведения. Обязательно посоветуйте воспитателям, не ожидая, пока они путём проб и ошибок дойдут до этого сами, занимать Вашего гиперактивного ребёнка такими делами, которые потребуют особенно много сил и энергии. Холерик не сможет долго и усидчиво сидеть на одном месте, но если он будет выполнять упражнения или долго танцевать, то его разрушительная деятельность в другое время будет сведена к минимуму. Ребёнок любит превращать комнату в настоящий хаос, раскидывая вокруг себя игрушки? Пусть именно он собирает их – скорее всего, это будет сделано столь же быстро, при этом его энергия будет направлена в созидательное русло. Главное – попросить его об этом, а не заставлять под страхом наказания.

В случае если воспитатели не пойдут Вам навстречу, имеет смысл поискать другой садик или перевестись в другую группу к другому воспитателю.

Подумайте о себе и своём характере, насколько Вы сами быстро и легко привыкаете к изменениям? Насколько Вы уверенно себя ведёте среди малознакомых людей? Как быстро осваиваетесь? Помните о наследственности. Если Вы сами замкнутый человек и любите одиночество, то весьма вероятно, что Ваш ребёнок будет вести себя так же. Замкнутому ребёнку будет некомфортно среди большой шумной группы детей, но лишать его садика и оставлять дома тоже неправильно. Ему лучше всего подобрать немногочисленную группу по интересам, в которой он будет проводить не весь день, как в детском саду.

Кого нельзя отдавать в детский сад?

Не отдавайте в детский сад Вашего ребёнка, если он с самого младенчества часто и много болеет . В детском саду он будет болеть ещё больше, посещать его нормально не сможет и ещё больше подорвёт собственное здоровье. Не нужно отправлять в обычный детский сад детей с неустойчивой нервной системой. В данном случае это принесёт больше вреда, чем пользы. Поинтересуйтесь оздоровительными детскими садами , но подходите к решению определить туда ребёнка с осторожностью: если садик переполнен, оздоровительного эффекта ждать не следует. В подобных детских садах регулярно проводят разнообразные оздоровительные и укрепляющие процедуры (всевозможные виды массажа, закаливания, кислородные коктейли).

В данном случае родителям лучше всего самостоятельно заняться здоровьем ребёнка : выбирать только здоровую и полезную пищу, много гулять с ребёнком, установить режим дня (ни в коем случае не меняйте его резко, сдвигайте постепенно, не более 10 минут за день), потихоньку заниматься закаливанием, если детский врач одобрит подобное начинание. Постарайтесь подыскать какое-либо дошкольное учреждение, кружок, центр или группу для Вашего ребёнка, которое он мог бы посещать пару раз в неделю, ходите с ним почаще в гости, чтобы показать ему других людей и потихоньку учить малыша с ними общаться.

Подготовка ребенка к детскому саду

Итак, «в вину» детскому саду обычно вменяются: частые болезни ребёнка, асоциальное поведение (воровство, ругань, обман, агрессия). Стоит помнить, что болезни – следствие адаптации ребёнка к детскому саду, а не неподобающего ухода воспитателей, как думают многие. Если адаптация проходит быстро и безболезненно, ребёнок перестаёт болеть. Что касается асоциального поведения, которое ребёнок с интересом «испытывает» на родителях, то малышу необходимо доходчиво объяснить, почему так себя вести или говорить такие слова нельзя, но не нужно излишне эмоционально акцентировать данный факт или устраивать по поводу каждого прозвучавшего нелитературного слова «концерт». Следите за тем, чтобы ребёнок не стал прибегать к шокирующему поведению для привлечения Вашего внимания.

Помните, что, чем сильнее ребёнок привязан к матери и своей семье, тем тяжелее и дольше он будет привыкать к детскому садику. Не забывайте, что наличие самого периода адаптации является нормой. Хуже к детскому саду привыкают единственные в семье дети, избалованные дети, не приученные к самостоятельности дети, неуравновешенные дети, испытывающие страхи (темноты, одиночества и пр.), дети, которые перенесли сильную психологическую травму, привыкшие быть в центре внимания дети, неуверенные и сильно отличающиеся от других дети, а также дети, родители которых очень сильно нервничают из-за предстоящего посещения их ребёнком детского сада.

Поговорите с ребёнком перед тем, как отправить его в детский сад. Настройте его на позитив, рассказывайте только хорошее, что может дать садик, не запугивайте и постарайтесь добиться того, чтобы он сам захотел проведать это чудесное место. Можно рассказать ему истории из своего детства и собственного посещения детского сада (обязательно хорошие и позитивные). Заранее скорректируйте режим дня ребёнка под режим детского сада, чтобы не создавать ему дополнительных стрессов. Удостоверьтесь, что в садик вместе с ним пойдут знакомые ему по детским площадкам дети, если нет – постарайтесь познакомить его с кем-то из детей и с воспитателями заранее.

Играйте с ребёнком, отправляя вместе в детский сад мишку или иную игрушку, а потом разговаривайте с ней, расспрашивая о том, что было днём. Так Вы сможете вовремя отследить и в случае надобности откорректировать ожидания Вашего ребёнка, заметить, что его страшит.

Обязательно обратите внимание на атмосферу, царящую в выбранном дошкольном учреждении, и обстановку. Насколько там чисто, прибрано, работает ли охранник. В некоторых детских садиках существуют специальные программы адаптации детишек, призванные помочь ребёнку скорее освоиться. Например, практикуются занятия в выходные дни – специально на несколько часов ребёнка оставляют в садике по выходным, чтобы он поскорее привык.

Будьте терпеливы, любящи и мудры, думайте в первую очередь о пользе для ребёнка, и у Вас всё получится .

lucky_mur wrote in October 19th, 2011

Источник: http://pogodki.drujnaya-semya.ru/

Статья получилась чисто в стиле baby-secret.net.
Удивительно, но все специалисты едины - практически любому ребенку садик русского формата (полный день, 25 человек в группе, воспитатель получает 10 тыс рублей в месяц -(сегодня узнавала) до 4х лет приносит больше вреда (часто.. весьма существенного), чем пользы.
Будет и мнение 5го специалиста - очень интересные примеры преподавателя со стажем на тему, как можно влиять на развитие личностных качеств деток.

Для родителей, чьи дети ходят в садик. От чувства вины не умираем, ночью спим;) Возможно, стоит что-то пересмотреть, видоизменить (неполный день и тд), установить причинно-следственную связь.

" Поймите меня правильно, я не против детских садов вообще. Есть отлично оснащенные детские сады с малыми группами и талантливыми и добрыми преподавателями, но, к сожалению, таких крайне мало. Подумайте, в чьи руки вы отдаете ребенка, и готов ли он в 2-3 года к такому испытанию. Если большинство с легкостью отдает ребенка в детский сад, это совсем не означает, что это правильно. Мы привыкли к этому безобразию просто потому, что оно распространено. Убеждение о необходимости непременно отдать ребенка в детский сад - это как кариес: чрезвычайно распространен, но является ли он нормой?"

У многих мам детей-погодок возникает вопрос: если мама и так сидит дома с младшим, нужен ли детский сад старшему, в каком объеме (полный день, пол дня) и для чего. То есть, нужен ли и в каком объеме садик самому ребенку, если мама может быть с ним дома?

Я задала его 5 специалистам и получила очень интересные ответы. Уверена, вам они тоже будут полезны.

Для начала нужно понять, что такое садик для ребенка? Причем для каждой возрастной категории детей существенно меняется восприятие ими самого садика.

Если взять возраст от 1,5 года до 2 лет - такие малыши еще слишком нуждаются в маме, чтобы пережить отрыв от нее на продолжительное время. И нахождение в кругу чужих взрослых (воспитателей, нянечек) и группы чужих малышей для них будет достаточно большим стрессом. Этим деткам рекомендуется быть дома с мамой.

Если посмотреть на возраст с 2,5 до 3,5 лет - здесь большую роль будет играть темперамент самого ребенка. В этом возрасте основные навыки самообслуживания и гигиены сформированы в достаточной мере (самостоятельная еда, горшок, одевание-раздевание с минимальной помощью взрослых и т.п.). Общительные и уравновешенные дети (сангвиники, флегматики) с удовольствием пойдут в садик, спокойно останутся в группе детей, будут проявлять интерес к игрушкам, ходить за воспитателем с обожанием. Конечно, не меньшую роль играет и личность самого воспитателя, его профессиональная подготовка.

Если у них в семье есть младший брат или сестра, им удобно пойти в садик, если он рядом с домом и мама без проблем заберет старшего во время своей прогулки с младшим, к примеру. Если садик достаточно далеко от дома, а отвезти ребенка некому (либо папа занят, либо тут есть другие причины), то лучше все же остаться дома, чем мотаться туда-сюда в утренней спешке. Нужно учесть, что в каждой семье ситуация индивидуальная и категорично что - либо утверждать нет смысла.

Дети с неуравновешенным типом нервной системы (меланхолики, холерики) при посещении садика в большей степени могут испытывать тревогу, страх и растерянность. Они более чувствительны к переменам в своей жизни и жизни семьи. Некоторые проявляют агрессию как защитную реакцию на происходящее с ними в садике (и дома), что существенно увеличивает срок адаптации. Если есть возможность, таким детям лучше побыть дома до 3,5 - 4 лет. После этого садик ими будет восприниматься как возможность пообщаться и поиграть со сверстниками, включать их в свои сюжетно-ролевые игры. И стресс расставания с домом здесь снижается по сравнению с предыдущей возрастной категорией.

Детям с 4-6,(7) лет садик будет необходим не только в плане общения со сверстниками, коммуникации со взрослыми, но и как подготовка к школе. В этом случае посещение садика очень желательно, особенно, если мама не может заниматься с ребенком дома или есть второй малыш.

Учитывая все это, адекватно оценивая психологический статус своего ребенка, его возможности и потребности, а также свои возможности, мама может принять индивидуальное решение, сидеть ли с ним дома до школы или пойти в садик в благоприятное для него время.

Если она принимает решение оставаться дома, имеет смысл подумать о развивающих группах, которые может посещать ее ребенок практически в любом возрасте, как только научился ходить. Там, где можно развить мелкую и крупную моторику, внимание, восприятие, память и мышление; где упор идет на игру, а не на жесткое обучение; где малыш сможет контактировать с другими детьми, оставаясь рядом с мамой.

Светлана Кононова, педагог раннего развития, руководитель студии раннего развития, автор онлайн программы «Чудо-чадо. Шаг за шагом»

Вопрос о детском садике сейчас очень неоднозначный, попробую рассмотреть его с разных сторон. Рассмотрю я его и с точки зрения старшего и с точки зрения младшего.

Давайте посмотрим, что вообще происходит, с точки зрения старшего ребенка.

Он был единственным и последние месяцы беременности мама была дома и, если он не ходил в детский сад, то это было сравнимо с летними каникулами: просыпаться не по режиму или будильнику, а во сколько всталось, спокойный завтрак, прогулки, разговоры, поделки, мультики-и все это вместе с мамой. А потом родился второй.
Первые месяцы с только родившимся ребенком для мамы очень загруженные: даже если она опытная мама, все равно месяц-два после рождения младшего есть резкое различие между тем временем, которое мама уделяла старшему (а до рождения второго-единственному) ребенку. Это просто факт, который надо учитывать. Если смягчить этот период, то старший не будет чувствовать внезапной «брошенности». Причем смягчить именно по всем тем параметрам, по которым происходят изменения: и время, уделяемое ему, и разговоры-поделки и спокойный завтрак.

А если старший уже ходит в садик? Тогда особых изменений он не увидит, но вопрос о том, «а не оставить ли старшего дома?» все равно возникнет. Вот с этого момента и рассмотрим, в чем же плюсы и минусы любого решения и как найти золотую серединку.

Я всегда предлагаю исходить из особенностей самого ребенка, прежде чем принимать решения о том, что ему *dr*ujnaya-semy*a.ru подойдет, что для него будет лучше.

Во-первых, давайте посмотрим, что же дает ребенку детский сад:
-общение с другими детьми (в том числе и умение решать конфликты, что немаловажно);
-режим (чего дома мы чаще всего не приделживаемся так строго);
-систематические занятия (это не касается детских садов, которые уже работают по программе «Успех»-но это совсем отдельная тема);
-общение с другими взрослыми (не родителями и родственниками)

Это были плюсы. Но есть и минусы:
-к сожалению, не редкость в весенне-осенний период, когда в садик ведут детей с соплюшками, передавая воспитателям бутылочки для закапывания в носик;
-при 20-25 детях в группе вероятность индивидуального подхода в обучении очень невелика;
-некоторым детям в садике принципиально не нравится (это чаще дети, которые внутренне не способны к такому массовому общению, которые, если так можно выразиться, похожи на «камерную музыку»-то есть звучат только в маленьких коллективах).

Теперь можно делать выводы:
Если у Вас ребенок, который избегает массового общения и есть круг сверстников, с которыми он общается и без детского сада, то дома с Вами ему будет лучше. Да и Вы с ним всегда сможете договориться о том, что «вот сейчас я занята маленьким, но потом мы с тобой займемся…»

Если старший ребенок может заболеть и принести из детского сада домой инфекцию, то не стоит рисковать здоровьем двух детей.

Если же ребенок социально активен или стремится к лидерству, то дома для него будет «мало зрителей и собеседников», в этом случае ему нужен детский сад. Правда, всегда праздником является, если забирают его оттуда рано.

Если в детском саду хорошие воспитатели и сильная программа (и ребенку нравятся занятия)-не лишайте его их. В этом случае детский сад ему нужен.

А теперь давайте попробуем суммировать:

Вы-мама, и Вы хорошо знаете своего ребенка. Если Ваш старший не имеет ярко выраженного стремления к лидерству и множеству разнообразного общения, то тогда ему лучше будет дома. Если же имеет-тогда пусть он ходит в детский сад, а забирать его можно после сна. Там он найдет способ реализовать сваои задатки, а дома для него это будет очень сложно.

Однако, вы-трезвомыслящи и понимаете, что первые пару месяцев будет сложно с новорожденным крошкой и старшим одновременно. Если Вы сможете пройти этот период без сильных перегрузов для себя (ведь Вы еще и восстанавливаетесь после родов), то тогда пусть старший остается дома. Если же нет-то воспринимайте детский сад, как временного помощника. Правда, учитывайте, что если старший не посещал детский сад до этого, то он воспримет его как «ссылку и опалу». В этом случае детский сад лучше заменить няней.

После этой пары месяцев становится легче с маленьким, появляется больше времени и такой нагрузки уже не будет. И если Вы сможете заниматься с обоими (а не просто включить старшему мультики или сказать»пойди поиграй»), то тогда проблем не возникнет. К шести месяцам маленький уже вовсю ползает и старшему с ним уже интересно: старший учится любви и терпению, а маленький учится от старшего всему. Единственная просьба: не превращайте старшего в постоянную няньку, чтобы не нарушить их дружбу и привязанность друг к другу.

Единственное, что хочется отметить, это занятия: если Вы можете со старшим ребенком заниматься дома полноценно, то знайте, что занятия в садике ничуть не лучше домашнего обучения. Совсем наоборот: дома, в «милом» окружении, ребенок учится и быстрее и легче.

Общее, что есть во всей этой статье: наблюдайте за своим ребенком. Вы решаете задачу с тремя компонентами: как будет лучше старшему, как будет лучше Вам и как будет лучше маленькому. И Вам просто надо найти разумное сочетание всего этого, найти компромиссы. И лучше всего это делать, исходя из особенностей ребенка.

Если честно, я никогда не считала сад чем-то необходимым для ребенка и никакие аргументы других людей в этом меня не убеждали. Я лично знаю детей, которые честно отходили в детский сад с трех лет и как были замкнутыми, так и остались таковыми. И сказать, что садиковский опыт как-то помогает им *d*rujnaya-s*emya.ru в школе, я не могу. Также знаю нескольких детей, которые дня не были в саду, но один из них атаман в любой компании, в том числе теперь и в классе в школе, а на девочку учительница не нахвалится.

Дети способны успешно вырасти и с садом, и без него. Зависит это от очень и очень многих факторов.

Решение отдать ребенка в сад не должно преподноситься как массовое и универсальное. Это сугубо индивидуально в каждом конкретном случае.

Насколько легко ребенок пойдет в сад зависит от стольких факторов, что изложить их даже в рамках одной книги было бы не реально. Но чуткая мама вполне может сама определить - нужен ли ребенку сад, для чего, в каком объеме, готов ли ребенок и на пользу ли ему это будет.

Так что быть или не быть садику - должна решать только мама, опираясь в своем решении не на мнения и запугивания других людей, а на свою интуицию и свое “чувство ребенка”.

Конечно же, все, что я написала, никак не относится к ситуации, когда ребенок должен ходить в сад в связи с тем, что маме нужно на работу. Это совсем другая история.

Александр Кузнецов, детский психолог, автор популярного портала о воспитании Doktorpapa.ru (полный текст )

«Как?» - спросите вы. - «А как же социализация, приучение к правилам, подготовка к школе?» Друзья мои, всему этому вы можете научить ребенка сами, в естественной для него среде его родного дома, не отдавая ребенка в детский сад, где (за редким исключением) он будет одним из 25-30 себе подобных на попечении чужого для него человека, о доброте и квалификации которого вы, скорее всего, имеете довольно смутное представление. Если отдать ребенка в детский сад вас заставляют другие причины, то прошу вас, взвесьте все за и против еще раз. Вот что вам следуете иметь в виду, принимая окончательное решение.
До 4 лет у ребенка не выражен мотив общения со сверстниками. «Социализация» до этого возраста неэффективна. Перед ребенком стоят другие задачи развития. Это вам скажет любой детский психолог (и даже назовет какие это задачи).
Отсутствие должного персонального внимания к ребенку из-за большого числа детей в группе может привести к тому, что ребенок «принесет» из сада не столько новые знания и навыки, сколько дурные привычки и дефекты в личности. Драчливость, дурные слова и жесты, пошатнувшееся чувство собственного достоинства и уверенности в себе ребенка вследствие систематических нападок на него какого-нибудь «плохиша» в группе или крикливого и жесткого воспитателя - обычное дело. Вы думает отдать ребенка в детский сад, чтобы жестокая «правда жизни» сделала его сильнее? Поверьте мне, в этом возрасте результат будет прямо противоположный. Чтобы тренировать свою силу в стрессовых ситуациях, ваш ребенок должен сначала ее впитать. Догадываетесь об источнике? Ваша любовь. До того, как она создала в ребенке внутренний стержень уверенности в себе, стрессы не делают его сильнее, а уродуют только его личность.

Если вы думаете отдать ребенка в детский сад до 3,5 лет, знайте, что большинство детей в этом возрасте не готово к разлуке с мамой. Дети думают, *drujnay*a-s*emya.ru что мама их бросила, ей больше нельзя доверять. Это может изменить личность ребенка раз и навсегда, поколебав его чувство базовой безопасности, и положив начало диффузной тревожности, безинициативности и зависимости. Проявления такой травмы вы можете сразу не увидеть, но обязательно увидите последствия в будущем.

Глисты и инфекции. Часто оказывается, что отдав ребенка в детский сад, вы оказываетесь в ситуации, когда в течение года ребенок находится в саду не более нескольких недель - остальное время он болеет дома. Незрелая иммунная система + стресс незнакомой и часто враждебной обстановки = часто болеющий ребенок и/или хронические заболевания.
Повышенная опасность травматизма. Причина - все та же переполненность детских садов и, как следствие, недосмотр.

Взятки. Если вы не дали на покраску стен или новую крышу, то к вашему ребенку, возможно, будут относиться соответственно.
Низкая квалификация (за редким исключением) воспитателей. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что очень малая их часть учит детей главному: умению думать (это совсем не то, что научиться читать и считать), сочувствовать, верить в собственные силы, эффективно общаться, желанию учиться и сотрудничать с другими. Зачем ребенку «подготовка к школе», если она не основана на этих базовых навыках?

Этот список можно продолжать. Если вы все-таки решили отдать ребенка в детский сад, подумайте хорошенько, знаете ли вы достаточно тех людей, в чьи руки вы передаете ваше самое дорогое сокровище? Уверенны ли вы в их терпении, доброте и квалификации? Так ли уж нет у вас возможности отложить садик хотя бы на год, дав малышу немного окрепнуть и телом, и душой, или вообще заниматься с ним самостоятельно?

Поймите меня правильно, я не против детских садов вообще. Есть отлично оснащенные детские сады с малыми группами и талантливыми и добрыми преподавателями, но, к сожалению, таких крайне мало. Подумайте, в чьи руки вы отдаете ребенка, и готов ли он в 2-3 года к такому испытанию. Если большинство с легкостью отдает ребенка в детский сад, это совсем не означает, что это правильно. Мы привыкли к этому безобразию просто потому, что оно распространено. Убеждение о необходимости непременно отдать ребенка в детский сад - это как кариес: чрезвычайно распространен, но является ли он нормой?

У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.

Сколько людей, столько и мнений , поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.

Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.

Детские сады и ясли вошли в жизнь общества вместе с женским движением за равенство прав с мужчинами и являются его достижением. Эти детские дошкольные учреждения (ДДУ) в определенной мере освобождают женщин от ухода за детьми, предоставляя возможность заняться получением образования и профессиональной деятельностью. До недавнего времени в детские сады ходили почти все дети в нашей стране. Ныне появилась альтернатива дошкольным учреждениям. Это - семейное воспитание, возрожденный институт гувернерства, частные образовательные учреждения.

Еще несколько лет назад на ребенка, пришедшего в первый класс не из детского сада, смотрели, как на белую ворону. Теперь ситуация изменилась. Многие мамы воспитывают и развивают детей дома.

Так нужен ли ребенку детский сад? Что он дает ребенку? С какого возраста лучше отдавать туда детей? Предлагаю взглянуть на эту проблему с точки зрения детской психологии. Малышу полезно посещать детское дошкольное учреждение, но подходить к этому вопросу нужно индивидуально. Ведь не всех детей в силу физических или психологических причин можно оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима. Для посещения детского сада могут быть медицинские противопоказания.

Рассмотрим благоприятную ситуацию, характерную для большинства детей, которым просто необходим детский организованный коллектив.

Перечислим преимущества пребывания ребенка в детском саду и объективные причины, по которым малыш должен его посещать.
Пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и проще осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельности, учатся одеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Всеми этими премудростями они овладевают в детсадовской атмосфере за 3-4 месяца. В детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.
Посещение детского сада формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе взросления до-школьники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения.
В условиях детского сада исчезает установка «я - мое», актуальной становится установка «наше - общее». Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться, раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.

Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.

Преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого в 4-5 лет, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к пяти годам, а иногда сохраняются до 7-8 лет.

При домашнем воспитании, если вовремя не принять соответствующих мер, такие дети вырастают эгоистами, способными перешагнуть через любого человека ради достижения своей цели. В домашнем окружении маленькому человечку несложно навязать свою волю и подчинить маму и папу, поэтому родителям очень важно знать меру в проявлении своей любви к ребенку. Если ребенок не слушает многократных объяснений, чего нельзя делать и почему, без наказания уже не обойтись. При этом лучше лишить ребенка чего-то хорошего, например просмотрачпобимых телепередач, прогулки, чем применить физическое наказание. К тому же важно спокойным тоном объяснить малышу, какие именно его действия и почему привели к наказанию.

Мы рассмотрели некоторые психологические преимущества детсадовского воспитания. Но не следует забывать и о медико-педагогических преимуществах: режиме питания, отдыхе, прогулках, занятиях, способствующих полноценному, разноплановому развитию детей. Учитывайте это, решая вопрос о поступлении ребенка в детский сад.

При этом примите во внимание, что лучший возраст для успешной адаптации ребенка к режиму детского сада - 2-3 года. На этот период приходится кризис раннего детства, который психологи называют кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое «я», тянутся к самостоятельности, относительной автономии существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности дошкольника, а его адаптация к новой социальной среде проходит менее болезненно.

Воспитателям и родителям на начальном этапе приспособления ребенка к детскому саду следует быть чуткими и внимательными. Задача родителей - морально подготовить ребенка к смене обстановки и режима, объяснить, для чего нужен детский сад, подчеркнуть, что ему там будет хорошо, а чтобы процесс привыкания и адаптации прошел более гладко и быстро, можно посоветовать создать дома режим, близкий к детсадовскому.

Наименее благоприятный возраст ребенка для поступления в детский сад - это 4 года и промежуток от 5 до 6 лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

В любом возрасте погружение в детский коллектив может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжелые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам - повышению температуры, болям в животе, жидкому стулу, обострению хронических заболеваний. Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требует возврата к прежней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как в садике все плохо, если это не помогает, начинаются истерики и слезы, а не действуют и они, остается еще одно средство, которое подсознательно выбирает организм - болезнь.

Как облегчить процесс привыкания к детскому саду, как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детсад, расскажем немного позже. А сейчас постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребенка к детскому саду.

Что еще почитать