В п сазонов теория воспитания. Современные концепции воспитания

91 2. Системно (социально) – ролевая концепция развития личности (автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Я- сфере. Подготовка к «проживанию» этих ролей и есть наиважнейшая задача воспитания. 3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е. Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает «предъявителем культуры». В цели воспитания Н.Е. Щуркова закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь, достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им. 4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности (автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на слове «помощь», имея в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставить некое «пространство свободы», чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам. 5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально органи- зованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только в учебно-воспитательном процессе, но в социуме. 6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание – это общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание – это педагогический процесс. Воспитание – это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве. 7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность 92 гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество. 8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная концепция предполагает личностное, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений. 9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В. Гавриловец). Конструирование своего «Я» - главное в воспитании. Систематическое самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек – человек. Формирование «Я-концепций», «Я-личности». К числу достаточно известных концепций также можно отнести следующие концепции: - Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.). - Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.). - Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.). - Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.). - Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.). - Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.). - Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко). - Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сазонов). - Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский) и др. 2. Формы организации воспитательных систем школ. Новая педагогика личностно-ориентированной парадигмой формирует личность человека культуры. Организация воспитания в школах сегодня осуществляется в следующих формах: а) традиционный вариант - учитель имеет учебную нагрузку и классное руководство. б) освобожденный вариант - учитель ведет урок в своем классе, а на параллелях занимается воспитательной работой. в) вальдорфский вариант - учитель ведет главные предметы с 1 по 8 классы и одновременно является классным руководителем. г) клубный вариант - школьная жизнь делится на учебную (академическую) и воспитательную (клубную). Куратор занимается только воспитанием в одном или нескольких классах. д) социовариант - классный руководитель одновременно работает социальным педагогом, то есть совмещает учебную и воспитательную работу. Этот социальный педагог опекает детей и во внеучебное время. 93 3. Воспитательные системы в современных образовательных пространствах. Цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач. По целям и средствам их достижения воспитательные системы отличаются друг от друга. Общую цель воспитания определяет государство, его идеология, политика, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры, закономерности психофизического развития детей. В каждом государстве существует несколько воспитательных систем, в основе которых лежат авторские школы. Все системы рассматривают личность в свете социализации, то есть приобщают ребёнка к ценностям национальной культуры. В современной России существуют следующие воспитательные системы: - вальдорфские школы - в основе взамодействия участников этой воспитательной системы лежит принцип свободы; - школы глобального образования – здесь целью является формирование планетарного мышления; - "педагогика общей заботы" – в основе лежит методика коллективных творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского, Ф.Я. Шапиро); - справедливые сообщества – это свободное общение администрации учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг); - школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С. Библера, С.Ю. Курганова); - воспитательная система школы-комплекса - основана на взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами - в коллективной и индивидуальной форме занятий; - воспитательная система сельской школы - это особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания В.А. Сухомлинского в Павлышевской сельской школе); - скаутизм как воспитательная система - добровольное движение, связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью, внеклассовым характером. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря, трудовые десанты; - пионерская организация; - "педагогика успеха"; - гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др. Современная система в России - это традиционная воспитательная система, приоритетом здесь является воспитательное обучение и обучающее воспитание. В основе всех воспитательных систем лежит концепция личностно- ориентированного воспитания с его главными целями: 94 1. Человек- главный объект воспитания. 2. Ориентация воспитания - общечеловеческие ценности, воспитание человека, способного к сохранению и воспроизводству этих ценностей. 3. Воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции. 4. Опережающий характер целей воспитания, т.е. проектирование тех качеств личности, которые потребуются ребёнку в будущем. 5. Человек является единством духовного, телесного и социального начал, поэтому человек - это эпицентр культуры, высшая духовная ценность. 6. Учет национальной индивидуальности. В данной системе человек должен формировать в себе базовые основы культуры личности, которые включают в себя различные направления воспитания: нравственное; трудовое; физическое; умственное; эстетическое. Содержание воспитательной системы состоит из следующих компонентов: - мировоззренческий компонент; - основные сферы жизнедеятельности человека (жизнь, здоровье, среда, общество); - материальные и духовные ценности культуры - общечеловеческие и национальные компоненты; - формирование опыта гражданского поведения; - накопление опыта гуманного поведения; - овладение детьми ситуациями со свободным выбором поступков; - самовоспитание, самооценка, самоанализ личного поведения. Основные функции личностно-ориентированного воспитания: 1. Социальная защита и охрана детства. 2. Создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества. 3. Приобщение ребёнка к ценностям гуманитарной культуры и воспитание духовности и нравственности. 4. Оказание помощи ребёнку в развитии его творчества. 95 Литература Основная 1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М., 1996. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебн. для вузов. – СПб., 2000. 3. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. М.: Академия, 2007. 4. Воронов В.В. Технология воспитания - М., 2000. 5. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. М.:ТЦ “Сфера”, 2000. 7. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2002. 8. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2005. 9. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2001. 10. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2005. 11. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 12. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. - Воронеж, 2006. 13. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 14. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004. 15. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 16. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. - М.,1984. 17. Мудрик В.А. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1993. 18. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.; Школа-Пресс, 2004. 19. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 20. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004. – 428 с. 21. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 96 22. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с. 23. Пешкова В.Е. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. 24. Пешкова В.Е. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. 25. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. 1. Теория воспитания: (конспект лекций). Майкоп: Качество, 1996. 26. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. 27. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) – М., 1995. 28. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. Процесс воспитания. М., 1999. 29. Подласый М.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2-х кн. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. 30. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод, пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 31. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 32. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004. 33. Рожков М.И.. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000 34. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 35. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. – изд. 3–е, испр. – М.: Академия, 2004. 36. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000. 37. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4- е. М.: Академия, 2008. 38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М., 2002. 39. Созонов С.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., 2002. 40. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. Пособие. – СПб: Питер, 2005. 41. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: 1993. 97 Дополнительная 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. – М., 1993. 2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьника. – М., 1984. 3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Ш.А. Амонашвили, 1995. 4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998. 5. Всеобщая декларация прав человека (Нью-йорк, 10 декабря 1948 г.) 6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./ Под. ред. Н. Л. Селивановой. М., 1988. 7. Декларация прав ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1959 г.) 8. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование, 1995. 9. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.,1990. 10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989. 11. Караковский В.А. Стать человеком. М.: Творческая педагогика,1993. 12. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М.: Новая школа, 1996. 13. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года). 14. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения) 15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. 16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. 17. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 18. Поляков С. Д. Технологии воспитания. М., 2002. 19. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. М., 1996. 21. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002. 22. Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. («Воспитание личности в советской школе»; «Павлышская средняя школа» и др.). 23. Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года) 24. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (принят Государственной Думой 3 июля 1998 года). 98 25. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с. 26. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004. Пешкова Валентина Евгеньевна ПЕДАГОГИКА Часть 3: Теория воспитания. Курс лекций: (Учебное пособие) Майкоп, 2010. 98 с. (6,2 п.л.)

Современные концепции воспитания

Конспект

по дисциплине «Педагогика. Педагогические технологии. Социальная педагогика. Управление образовательными системами»

Выполнила студентка

Группа Ф-МИ 131

Беспалова

Галина Евгеньевна

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

Шабалина Е.П.

Бийск – 2015

Концепция О.С. Газмана «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)»

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы предложили реальную цель воспитания - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Понятие культура включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии - такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:

Культура жизненного самоопределения;

Культура семейных отношений;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая. демократическая и правовая культура;

Интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;



Экологическая культура;

Художественная культура;

Физическая культура.

В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.

Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения:
1. Человек.

2. Общество.

З. Природа.

4. Интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.

Самоопределение в сфере «Человек и природа» строит через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности.

Особая область самореализации школьников - развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.

Самореабилитация предполагает наличие у человека возможностей защитить себя культурными способами от неопределенности, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.

Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.

(http://lektsii.net/2-27789.html)

Концепция В.П. Созонова «Педагогическая система на основе потребностей человека»

По концепции В.П. Созонова, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека. Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:

– творческой деятельности;

– здорового образа жизни;

– защищенности, безопасности;

– уважения, признания, необходимого социального статуса;

– смысла жизни;

– самореализации;

– удовольствия, наслаждения.

Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются:

Принцип природосообразности;

Принцип целостности в подходе к личности;

Деятельностный принцип;

Возрастной принцип;

Принцип гуманизма.

– организация разнообразной, творческой деятельности;

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

– формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;

– создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;

– психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:

– оценивание работы воспитателя по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников;

– поиск воспитателем глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.

(https://lib.nspu.ru/umk/0501535f5f94e5d8/t1/ch2.html)

В основе воспитательной системы лежит концепция - это система взглядов на что-либо, основная мысль которой определяет цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Или под концепцией понимается система взглядов, ведущий замысел, основная руководящая идея.

Каждая эпоха выдвигает свои концепции, каждые концепции подкрепляются теорией, каждая теория оформляется через разные технологии (понятие методика шире понятия технология, поэтому методика может реализовываться через различные технологии). Каждая концепция характеризует эпоху, поэтому смена концепций означает социальную революцию.

Современные концепции воспитания:

  • 1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции воспитание рассматривается как управление процессом развития личности, ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания, главное в котором - создание условий для целенаправленного, протекающего под социальным и педагогическим контролем систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
  • 2. Системно (социально) - ролевая концепция развития личности (автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Я-сфере. Подготовка к "проживанию" этих ролей и есть наиважнейшая задача воспитания.
  • 3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е. Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает "предъявителем культуры". В цели воспитания Н.Е. Щуркова закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь, достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.
  • 4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности (автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на слове "помощь", имея в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставить некое "пространство свободы", чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам.
  • 5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально органи-зованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.
  • 6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание - это общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание - это педагогический процесс. Воспитание - это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.
  • 7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество.
  • 8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная концепция предполагает личностное, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений.
  • 9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В. Гавриловец). Конструирование своего "Я" - главное в воспитании. Систематическое самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек - человек. Формирование "Я-концепций", "Я-личности".

К числу достаточно известных концепций также можно отнести следующие концепции:

  • - Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).
  • - Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).
  • - Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).
  • - Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
  • - Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).
  • - Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).
  • - Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
  • - Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сазонов).
  • - Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский) и др.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

  • муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
  • «Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
  • Воспитание на основе потребностей человека
  • (по В.П. Созонову)
  • Подготовила: воспитатель
  • Сажина Алина Сергеевна
  • г. Новосибирск
  • 2016 год
В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
  • В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
  • Воспитание (по В.П. Созонову) - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
  • 1) в творческой деятельности;
  • 2) быть здоровым;
  • 3) в защищенности
  • 4) в уважении, необходимом
  • социальном статусе;
  • 5) в смысле жизни;
  • 6) в самореализации;
  • 7) в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания
  • Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
  • 1. Принцип природосообразности.
  • 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.
  • 3. Деятельностный принцип.
  • 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости», «я» ответственности перед внутренним «Я».
  • 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
  • 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Содержание воспитательного процесса
  • Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно - потребностной сферы личности ребенка.
  • Направления воспитательного процесса:
  • 1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей и благополучная социализация воспитанника;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
Механизм воспитания
  • При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
  • а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
  • б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие ребенка;
  • в) определенные психические новообразования, которые ложатся в основание личности растущего человека.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
  • Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
  • Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
  • Критерии оценки результативности:
  • Психологический климат коллектива,
  • Интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
  • Уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
  • Характер взаимоотношений ученика и учителя,
  • детей между собой,
  • степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи всех членов школьного сообщества;
  • возможность самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
  • Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
  • К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно можно отнести:
Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
  • Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
  • Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой;
  • Знание себя, своих психофизиологических особенностей, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
  • Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение;
  • Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому;
Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;
  • Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов и смыслов жизни;
  • Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
  • Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
  • Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности,
  • а именно-педагога!
Используемая литература:
  • Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М., «Педагогический поиск», 2003 г.
  • Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»: метод. пособие, М., 2000 г.
  • https://yandex.ru/images/search?img_url
  • obtizdat.ru
  • https://yandex.ru/images/search?text=воспитание%20картинки&img_url
  • www.artcafe-vistavka.ru

Воспитание на основе потребностей человека

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов.

В изменившихся социальных условиях актуальными стали такие качества личности, как активность, целеустремленность, способность решать разнообразные жизненные задачи и нести ответственность за свои решения. Данные качества предполагают развитую субъектность человека: высокую самооценку, чувство собственного достоинства, веру в самого себя, что невозможно воспитать вне свободы, доверия к ребенку и помогающей позиции воспитателя. Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска новых подходов к воспитанию и образовательному процессу в

целом.

Конкретной практической задачей становится научное осмысление дея-

тельности педагогов, создание такого ценностного пространства бытия школьников, в котором бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм воспитания, гармонично сочетающийся с внутренними психо-физиологическими источниками саморазвития ребенка - потребностями, мотивами, интересами, дарованиями, что позволило бы установить диалоговые отношения субъектов воспитания.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи педа-

гогической и философской антропологии (Н.А.Бердяев, В.П.Зинченко, 6

Н.И.Пирогов, В.В.Розанов, А.А.Ухтомский, К.Д.Ушинский и др.); принципы природосообразности, культуросообразности и деятельностного подхода (П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.); теории представителей гуманистической психологии и педагогики (З.Фрейд, А.Маслоу, Я.Морено, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Эриксон и др.); концепция «свободных школ» Европы (М.Монтессори, А.Нилл, С.Френе, Р.Штайнер и др.); системный подход как отражение комплексности, целостности, преемственности воспитательных воздействий (В.А.Караковский, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.

Создание концепции складывалось из следующих этапов исследования:

Первый, аналитико-констатирующий (1980-93 гг.) – эмпирические на-

блюдения и анализ образовательного процесса автором в качестве директора школы, констатация сущностного противоречия между педагогическими целями классного руководителя и актуальными внутренними задачами личностного роста воспитанников на разных возрастных ступенях в период обучения в школе.

Второй, теоретико-проектировочный(1993-99 гг.) – анализ различных

Воспитательных систем и продуцируемых ими педагогических условий, определение темы, объекта, предмета, гипотезы исследования, разработка проекта воспитательной системы с новым теоретическим основанием – базовыми потребностями школьника, призванными гуманизировать школьные отношения.

Третий, экспериментально-формирующий(1999-2003 гг.) – эксперимен-

тальная работа в школах республики и гуманитарном лицее г. Воткинска по

реализации модели «Воспитательная система на основе потребностей школьника», освоение и ндивидуально –ориентированных технологий организации коллективных воспитательных мероприятий (КТД) и педагогической техники в индивидуальном взаимодействии с ребенком, уточнение критериев оценки эффективности воспитательной системы школы.

Четвертый, контрольный (2003-06 гг.) – обобщение и систематизация

полученных результатов эксперимента.

Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против суще­ствовавшей многие годы социоцентрической модели воспита­тельной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра­стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най­ти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека - вселенского чуда - болванку, унылый стандарт, повторяю­щий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из та­кого понимания воспитательного процесса и вытекает опре­деление воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удов­летворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодоста­точное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности чело­века, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах:

1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внут­реннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внут­ренних сил.

2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учить­ся понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и са­мосознания, рационального и иррационального.

3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: вос­питывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений чле­нов сообщества.

4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутрен­нему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ре­бенка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие вос­питателя и воспитанника на объективном единстве целей.

Содержание воспитательного процесса. Оно должно слу­жить целям жизни воспитанника и быть связано со станов­лением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. К числу основных направлений воспитательной дея­тельности Валерий Петрович относит следующие:

- организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе (группе) как моде­ли, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуще­ствляются развитие и благополучная социализация воспитан­ника (реализация потребности в творческой деятельности);

- создание условий для сохранения и укрепления здоро­вья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

- формирование благоприятного нравственно-психоло­гического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждо­го, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);

- создание условий для успешного самоутверждения каж­дого воспитанника в формах общественно полезной дея­тельности и общественно приемлемого поведения, обрете­ния каждым необходимого социального статуса в среде свер­стников (реализация потребности в уважении, признании);

- обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в по­исках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация по­требности в смысле жизни);

- психолого-педагогическое просвещение воспитанни­ков, обучение их способам делать правильный выбор, при­нимать решения; обучение приемам самопознания, саморе­гуляции, самоуправления и самовоспитания как основопо­лагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реа­лизация потребности в самореализации);

- воспитание (развитие) чувств, привитие оптимисти­ческого мировосприятия, научение (и собственным приме­ром) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспи­тания педагогу необходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря кото­рой происходит психическое и социальное развитие воспитанника;

в) определенные психические новообразования, кото­рые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памя­ти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на труд­ности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Сущность и специфику модели можно выразить в следующей

формуле: воспитательная система на основе потребностей школьника есть педагогический феномен, включающий в себя два воспитывающих механизма – механизм воспитания (воспитательную систему школы) и механизм самовоспитания (структуру потребностей ребенка), которые вместе способствуют реализации внутреннего потенциала человека – задатков, дарований,способностей данных ему от рождения природой как условие самоактуализации и самоосуществления.

Что еще почитать