Валяние цветка на каркасе. Валяние на каркасе. Валяние лапок для игрушки на каркасе

Время работы:

Слова автора!!! Добрый день, уважаемые, приглашаю к творческому процессу. Наберитесь терпения, ближайшие дни мы будем делать куклу, и не простую, а шерстяную. Нашим героем станет звезда советской мультипликации страшный и ужасный Дядюшка Ау.

Сразу хочу предупредить, успех нашего предприятия гарантирован, только если вы уже обладаете тремя чудесными умениями - валяние иглой, вязание на спицах и валяние по-мокрому. Я не буду в своем МК объяснять зачем нужна шлифмашинка, когда менять иглу с 36 на 38 и как закрывать петли (подразумевается, что вы уже в курсе) Если же для вас это - лес густой, то советую проштудировать МК для начинающих, десятки отличных МК от замечательных умелиц доступны прямо здесь и сейчас, на Ярмарке Мастеров. А я, с вашего позволения, начну...

На игрушку ростиком 18-20 см нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

Небольшое количество (15-30г) шерсти для валяния разного сорта и цвета:

бежевая или песочная, тонкая

черная тонкая

грубая "валеночная" любого натурального цвета

соль-перец, (с уклоном в "соль") для иммитации седых волос, если не удается найти, используйте белую

коричневая тонкая (меринос 16-18)

Небольшой моток ниток для вязания (шерсть, акрил) цвет кирпичный или болотный, линялых оттенков или меланж

Проволочные "Ершики для прочистки трубок", продаются в табачных отделах торговых центров по цене 100 руб за 100 штук (есть и мелкая расфасовка) За неимением ершиков - жесткая проволка.

Любая пластика, с которой привычно работать (фимо, паперклей, фитоглина и пр.) для лепки глазок

Акриловые краски для росписи, сухая пастель или тени для тонировки, лак для пластики

Привычные инструменты для валяния сухого и мокрого (иглы, щетка, подложка, пупырка, ВШМ и пр.), небольшие спицы номер 3 или 4 , клей Момент-кристалл, шило, ножницы, игла с большим ушком.

У Дядюшки Ау нестандартная фигура (короткие ножки и крохотное тельце при длинных руках и большой голове), поэтому рекомендую распечатать из интернета его изображение в полный рост и постоянно контролировать пропорции.

Изготовление игрушки начинаем с головы. Шерсть песочного цвета уваливаем довольно плотно, получая шар желаемого размера. Схематично намечаем расположение будущих глаз, добавляем дополнительный объем в нижней части лица (щеки, подбородок) Сразу извиняюсь за качество снимков - фотодело и фотошоп не входит в число моих "чудесных умений"

Следим, чтобы затылочная часть не была слишком плоской, а лоб - слишком маленьким, при необходимости добавляем объем.

Отдельно валяем из той же шерсти большой сливообразный нос. На его основании оставляем пучок нетронутой шерсти для крепления к лицу. Всю остальную часть уваливаем до окончательной плотности.

Аккуратно приваливаем нос к лицу, маскируя стыки кусочками распушеной шерсти. Немного шерсти добавляем в район переносицы, добиваясь плавного перехода от лба к носу.

На распечатке из интернета ушей не видно, но это не значит, что их нет! Наш Дядюшка древний старичок, поэтому уши у него должны быть большими, пельменеобразными. Из двух одинаковых кусочков бежевой шерсти формируем два симметричных "пельменя".

Уваливаем их до готовности, оставляя, как и в случае с носом, прядки нетронутой шерсти в местах соединения.

Приваливаем уши на их законное место, маскируя соединение кусочками шерсти.

Займемся глазами. Лепим из пластики плоские овальные глаза, сверяя форму и размер с распечаткой. Далее действуем по инструкции к вашему виду пластики - запекаем или даем затвердеть на воздухе. Я использую самоотвердевающую глину для реалистичной флористики, добавляя в нее масляную краску "Цинковые белила". Эта глина требует сутки для высыхания, прежде, чем ее можно будет расписать.

Советую приготовить сразу несколько пар глазок и потом выбрать самую удачную. К тому же, не так страшно будет ошибиться при росписи, можно даже сделать пробный вариант.

Выбрав самую удачную пару, прижимаем каждый глазик к его будущему местоположению и толстой иглой накалываем контур глазницы.

Равномерно углубляем глазницу внутри контура.

Веки у Дядюшки отутствкуют, как таковые, имеются только небольшие симпатичные "мешочки" под глазами. Берем две одинаковые шерстянные лепешечки, каждую слегка приваливаем в центре и складываем пополам, получая полукруглые детали. Скругляем толстый край каждой детальки и уплотняем, обрабатывая иглой.

Кому непонятен процесс - показываю на следующих фото подробнее, на примере одной крупной детальки (повторю, для Дядюшки Ау нужны две и помельче)




Приваливаем "мешочки" к краям глазниц.

Повторно выраниваем контуры и дно глазниц. Именно в этот момент из простого комка стриженной овечьей шерсти впервые проглядывает душа нашего будущего любимца ) не упустите момент - "Дядюшка Ау, приятно познакомиться!"

Расписываем глаза, благо делается это элементарно. Коричневым акрилом рисуем вытянутый овальчик радужки, черным - зрачок (тоже слегка вытянутый). Даем хорошо высохнуть и покрываем лаком для пластики.

Пока глазки сохнут, делаем окончательную увалку головы. Шлифуем часть лица, которая не будет покрыта бородой и волосами.

Вклеиваем глаза с помощью клея Момент-Кристалл.

Отложим голову в сторону и займемся ногами. Из двух проволочных ершиков формируем пару внутренних ножных каркасов. Длину контролируем нашей распечаткой. Верхний конец проволки отгибаем на 1,5-2 см, эта часть не будет покрываться шерстью, она понадобится для крепления ноги к туловищу.

Оборачиваем каркас прядками распушенной шерсти - от верха до середины черной, от середины до носка грубой валеночной. На границе двух цветов пряди шерсти будут перепутываться - пускай, позже мы декоративно оформим переход от черных штанишек к серым валенкам.

Если вы используете простую проволку, то первый слой шерсти закрепите на ней клеем. На ершиках клей не понадобится.

И еще раз напоминаю - на отогнутых концах ершика или проволки - шерсти нет!

Уваливаем ножку до нужной плотности. Сейчас наш валеночек больше похож на носочек, чем на зимнюю обувь.

Оформляем валенок. Длинную и широкую полоску грубой шерсти (длина = обхват ноги) уваливаем на щетке, складываем вдоль вдвое и снова уваливаем.

Если хочется видимости очень толстых валенок - подверните сгиб полоски еще раз.

Оборачиваем ножку подготовленной полоской, закрепляем и приваливаем. Проверяем плотность пятки и ступни, если они "жидковаты" - добавляем шерсти. Наводим окончательную красоту.

Формируем из бежевой шерсти пару кистей рук и пару больших пальцев. Уваливаем их до высокой плотности, оставляя распушенные концы.

На кисти руки толстой иглой прокалываем "пальцы". Действуем по принципу мультипликации - у мультгероев на руках всегда по 4 пальца (почему - ответ легко найти в интернете ). Кисть слегка сгибаем, придавая ей естественное положение.

На обе руки нам понадобится один проволочный ершик. На его кончик капаем немножко клея для фиксации и прижимаем к "ладошке", чуть сдвинув в сторону от середины.

Поверх проволки кладем "пальчик"

Распушенной шерстью оборачиваем кисть руки и аккуратно уваливаем. Особенное внимание уделяем ссоединениям пальца и кисти, проволку не должно быть видно ни в коем случае!

Симметричную кисть руки выполняем на другом конце ершика.

С помощью сантиметра находим и отмечаем середину проволочки с ручками.

Оборачиваем свободные части проволки шерстью, оставляя примерно 1,5-2 см от центра.

Советую не впадать в безудержную экономию, оборачивая ручки сливером или "отходами творчества". Пускай они будут закрыты длинными рукавами, но все же, если кто-то заглянет под свитер и обнаружит там буро-зеленые плечи или бледный сливерный животик - поверьте, это будет грустно. Конечно, в крупных игрушках есть смысл обернуть "начинку" из бросовой шерсти верхним слоем качественной, но в такой мелкой работе, как наш Дядюшка, подобная "овчинка выделки не стоит".

Берем следующий проволочный ершик и скручиваем из него каркас тельца. Верхний конец отгибаем на 1,5 см и в будущем используем для крепления головы, вторым концом, загнутым внутрь, будем крепить ручки.

Берем ножки. Свободные от шерсти концы проволоки прикручиваем к каркасу тельца.

Оборачиваем черной шерстью нижнюю часть каркаса туловища. уваливаем, при необходимости добавляем объем.

Прикрепляем ручки к каркасу тела, прикручивая их свободным концом проволочного ершика.

Оборачиваем распушенной бежевой шерстью и уваливаем, оставляя в области шеи часть шерсти нетронутой.

Шилом прокалываем отверстие в голове, в точке соединения с шеей.

Капаем немного клея на "шейный" конец проволки и втыкаем его в проколотое отверстие.

Накрепко приваливаем голову к телу, используя незавалянную шерсть вокруг шеи, при необходимости добавляем еще.

Меняем род деятельности, беремся за спицы. Мне удобно пользоваться комплектом из пяти спиц (для вязки рукавиц-носочков) - использую три, вы можете взять любые спицы подходящего номера.

Вяжем свитер способом "реглан одним полотном от ворота". Можете вязать любым другим способом, но помните - крупная голова и кисти рук игрушки не позволят просто так надеть/снять одежку, продумайте заранее алгоритм сборки вашего свитера на кукле.

Мой свитер вяжется платочной вязкой (все петли провязываются лицевыми, первую кромочную снимаем, последнюю вяжем изнаночной). Прибавление петель - любым способом, каким умеете, я использую этот простейший

Итак, на спицы №3 или 4 набираем 14 петель.

1й ряд и все нечетные - лицевые петли

2й ряд - кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

4й ряд - кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 3 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

6й ряд - кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 5 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

8й ряд - кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 7 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

Спинка - на первых 13 петлях из общего полотна вяжем 10 рядов платочной вязкой, при этом в 4м и 8м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 17 петель.

Правый рукав - на следующих 10 петлях вяжем 16 рядов, при этом в 6м и 12м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 14 петель.

Перед - вяжем, как спинку

Левый рукав - вяжем, как правый.

Нить, оставшуюся после закрытия петель обрезаем, но не закрепляем намертво - возможно вам придется надвязать или распустить пару рядов после примерки, так как плотность вязания - дело индивидуальное

Готовое полотно отпариваем.

Надеваем наш "мальтийский крест" на игрушку и вначале зашиваем шов по линии реглана сзади.

Свитер Дядюшки Ау выглядит довольно старым и поношенным, поэтому особо не прячьте шов, наоборот, я советую все узелки выводить наружу и даже прибавить два-три "декоративных", чтобы подчеркнуть его гранж-стайл

Возвращаемся к шерсти. На "лысине" Дядюшки мысленно проводим три линии от уха до уха - это наши линии "роста волос"

От гребенной ленты цвета соль-перец аккуратно отделяем тонкие пряди (как в мокром валянии) и делаем "раскладку" шириной, равной длине первой пунктирной линии.

Поперек раскладки, посередине, помещаем небольшую, чуть скрученную прядь.

Всю раскладку аккуратно переносим на голову так, чтобы поперечная прядочка совпадала с первой воображаемой линией. Эту прядочку приваливаем к голове, одновременно закрепляя волосы.

Складываем волосы вместе. Он уже милашка !

Аналогично наращиваем волосы вдоль двух оставшихся линий.

Тот же принцип у растительности на лице.

У Дядюшки Ау настолько густые усы, что зрителю предстает только нижняя губа. Валяем ее из небольшого кусочка бежевой шерсти и приваливаем под усами.

Можно добавить небольшую короткую прядочку седой шерсти прямо над губой, если лицо кажется "лысеватым".

Если какая-то прядь волос оказалась слишком длинной, ни в коем случае не обрезайте ее ножницами! Выщипните или подбейте пальцами. Дядюшка Ау не йорк, аккуратная стрижка - не его конек!!

А вот с косметикой старичку придется познакомиться. Тонируем жесткой кисточкой тертой пастелью коричневых оттенков (а можно и сухими тенями для век, будет не хуже). Сверяясь с картинкой из интернета оттеняем нос, область верхнего века, уши, губу, виски и пальцы на руках. Не бойтесь переборщить с тонировкой - в некоторых сериях мультфильма наш дядюшка такой чумазый, что нам с нашей пастелью за ним не угнаться.

Заметьте, по разному акцентируя темные тона на верхнем веке, можно добиться разного выражения кукольного лица. Я сдвинула тени ближе к переносице, получив сердитого старичка.

Итак, с сухим валянием закончено, приступаем к мокрому. В нем я не профессионал, особых секретов не ждите)

Рисуем выкройку шляпы - обычный простой колпак. Вырезаем шаблон из толстого упаковочного полиэтилена, его размеры в 1,5 раза больше размеров исходной выкройки.

Раскладываем на шаблоне тонкий меринос коричневого цвета (меринос - это чтобы избежать тех проблем со сваливанием, которые мы 100% получим, взяв недорогую троицкую полутонкую, например)

С каждой стороны шаблона выкладываем по 3, а потом еще по 2 слоя (по очереди - слой радиально, потом слой перпендикулярно первому)

Все как обычно - мыло, вода, трение под сеточкой, потом ВШМ, пупырка, бамбуковый коврик, жмакалки и прочее.

Не мучайтесь, выравнивая край шляпы - все неровности края нам только на руку. А вот качество войлока должно быть высоким (проверим на отщип), не зря же мы использовали такую чудесную шерсть, как меринос

Под конец валяния наш колпак должен походить скорее на несуразный блинчик. Мы с вами такое точно не наденем, а вот нашему Дядюшке - самый кайф!

Вот, в принципе, и все. Наш Дядюшка Ау готов позировать вам для фотосессий, украшать камины или участвовать в домашнем театре. Он выступит более подходящим сувениром на новомодный Хеллоуин, чем носатые ведьмочки и летучие мышки, подаренные нам западной культурой ) Хотя это, как говорится, мое сугубое ИМХО

Удачного вам творчества и новых идей!!

1. Непряденая шерсть для валяния (гребёная лента, тонина волокна 18-21 мкр):

темно-зеленая, зеленая, белая, желтая и цвета липы.

2. Щетка для валяния.

3. Поролоновая губка для мытья посуды.

4. Войлочный мат для валяния (или поролоновая губка).

5. Иглы для валяния (четырехлучевые звездочки №38) - 4 шт. (три иглы плотно скрутить вместе резиночкой).

6. Проволока для бисерных работ серебряного цвета (толщина 0,4мм).

7. Кусачки.

8. Текстильный акриловый водорастворимый лак/клей для декупажа.

1. Из проволоки скрутите петельку диаметром 0,8-1см.

Одну проволочную ножку отогните и зафиксируйте её с противоположного края проволочной петельки.

Обе проволочные ножки скрутите вместе. Мы получили заготовку для будущей серединки ромашки.

2. Из шерсти желтого цвета мелкими кусочками выложите круглую по форме

шерстяную заготовку для будущей серединки ромашки.

Заготовка должна быть на 5-7мм больше проволочной (по всему периметру).

Не затрагивая припуски, связкой из трех игл плотно проваляйте заготовку,

затем переверните и проваляйте снова.

3. Переверните шерстяную заготовку, сверху положите проволочную заготовку и,

подгибая припуски, заваливайте их одной иглой формируя «таблетку».

4. Ножки готовой серединки ромашки воткните в поролоновую губку и потяните за них —

серединка должна оказаться на губке. Теперь ее удобно тонировать —

возьмите маленькие кусочки шерсти цвета липы и белую, тщательно приваляйте тонировку одной иглой.

После этого положите серединку ромашки «на бочок» и по всему периметру тщательно проваляйте её.

Серединка цветка, имеющая внутри прочный проволочный каркас,

представляет собой «усиленную конструкцию»,

поэтому по такому же принципу можно создавать и многолепестковые цветы —

астры, георгины и т.д. Если цветок имеет очень большое количество лепестков

можно использовать более толстую и прочную флористическую проволоку.

5. Возьмите маленькую прядку белого цвета, сложите ее пополам и,

формируя лепесток, тщательно проваляйте ее с обеих сторон связкой из трех игл.

Хвостик у основания лепестка оставьте непроваляным.

Крепко сожмите пальцами шерсть у края лепестка и аккуратно (по касательной)

проваляйте всю кромку. Положите лепесток на войлочный мат (или поролоновую губку)

и доваляйте его с обеих сторон до гладкого плотного состояния.

Таким образом сделайте 12-15 лепестков.

6. Используя шерсть темно-зеленого и зеленого цвета,

аналогично сваляйте 6-8 лепестков для чашелистика.

7. Прижмите лепесток к серединке ромашки, непроваляный хвостик лепестка плотно

приваляйте к нижней части серединки. Последовательно приваляйте все лепестки.

8. Проволочки плотно скрутите вместе до самого конца, формируя ножку ромашки,

обрежьте с помощью кусачек лишнюю длину. Возьмите длинную прядку темно-зеленого цвета,

с помощью иглы зафиксируйте её кончик в основании ромашки и обмотайте этой прядкой ножку.

9. Готовую ромашку пропитайте акриловым лаком (разведенным водой до консистенции сливок,

и высушите их при комнатной температуре или при помощи фена.

Ножку ромашки пропитайте неразведенной формой лака и также высушите ее.

Для пропитки цветов я использую не только текстильный лак/клей.

Можно использовать аналогичные водорастворимые средства для декупажа по дереву и керамике,

но в этом случае разводить средства водой нужно

до более жидкой консистенции (консистенции молока).

шерсть, проволока, акриловый лак, металлическая фурнитура,

иглы для валяния, кусачки, поролоновая губка

Для женщины милее нет подарка, чем цветы! Тему изготовления цветов из войлока для украшения одежды можно развивать бесконечно. Я покажу универсальный урок, на котором вы попробуете технику мокрого валяния «нуно-войлок» и декорирование цветочка при помощи сухого валяния. Этот цветок получится лёгкий, воздушный и очень нарядный!

Материалы:

Бумага для выкройки
. Тонкая шерсть для валяния - меринос, цвет белый
. Волокна вискозы
. Гофрированный шифон
. Пупырчатая плёнка
. Капроновая ткань
. Проскошлифовальная машинка
. Игла для фильцевания
. Аппликатор 7 игл для фильцевания
. Щётка-подушка для фелтинга
. Мыльный раствор (разведённое средство для мытья посуды 1:10)
. Полиэтиленовые перчатки
. Булавка для броши

Наверняка у каждой мастерицы-рукодельницы есть лоскутки тканей, остатки от шитья, которые могут когда-нибудь пригодиться. Для цветочка нам понадобится совсем немного ткани для лепестков и хорошо, если это будут натуральные материалы - шифон или шёлк. В своей работе для примера я буду использовать натуральный гофрированный шифон синего цвета, он будет сжиматься от шерсти и драпироваться сам собой.

Нарисуем лепесток в прямоугольнике с габаритами 12х10 см и обведём его фломастером. В основании лепестка сделаем полукруг. Так мы укажем зону выкройки лепестка из шифона и зону раскладки шерсти. Приготовим 6 полных выкроек лепестка и одну без основания - её мы будем использовать для вырезания лепестков из шифона.

Сверху припушим такими же тонкими прядками лицевую сторону и декорируем волокнами вискозы. Внимательно посмотрите, чтобы раскладка была ровная, без прорех на стыке двух зон. Шерсть в основании лепестков позволит нам сделать живописный переход цвета к центру, как у настоящего цветка. Так же в этой зоне мы можем соединить все лепестки в цветок и цельно свалять его, а свалянная шерсть станет жёсткой основой, которая впоследствии будет держать форму лепестков.

Накрываем лепестки капроновой тканью, смачиваем мыльной водой и притираем. Притираем лёгкими движениями сначала руками, периодически приподнимая капроновую ткань. Когда мы убедимся, что ворсинки шерсти собрались на лепестке, и больше не тянутся за капроновой тканью, для дальнейшей притирки можем подключить плоскошлифовальную машинку.

Не увлекаемся работой с плоскошлифовальной машинкой, проводим ею, как утюгом всего 5-6 раз, после каждого раза приподнимая капроновую ткань. Изделие должно быть не много увлажнено, чтобы под машинкой не создавалась пена, соблюдаем технику безопасности. Переворачиваем лепестки на другую сторону и так же притрём машинкой. Даже на этом этапе шерсть начнет валяться, она схватит шифон лепестка с двух сторон, как тиски. Если машинки нет, то для притирки понадобится больше времени.

Для соединения лепестков я использую два круглых шаблона из плёнки с круглым отверстием внутри диаметром 4 см. Разложим лепестки по кругу на один шаблон, по три лепестка в два ряда.

Приготовим центральный декоративный элемент цветка, который условно назовём «тычинки». Круг из шифона кладём на щётку-подушку и прокалываем его аппликатором по всей площади. Кружок начнёт морщиниться, уменьшаться, его срез начнет лохматиться.

Кружок снимаем со щётки, расправляем в руках, растягиваем, выщипываем нити по срезу, чтобы остались самые крепкие и снова обрабатываем аппликатором до тех пор, пока лохматый кружок понравится нам своим видом.



Теперь цветочек мнём в руках и расправляем (осторожно на пограничной зоне). Валяем до готовности. Меринос валяется быстро. Цветок прополаскиваем в воде, отжимаем через полотенце, расправляем и оставляем сушиться.



Можно приступить к декорированию, когда наш цветок высохнет. Кладём его на щётку, в центр накладываем тычинки и сверху иглой для фильцевания приколем белую сердцевинку из пучка шерсти. Когда иглой мы будем формировать ровную, плотную и круглую сердцевинку, шерстинки протянутся через тычинки и соединят цветок в единое целое.

На оборотной стороне пришиваем булавку для броши и цветочек готов!

Благодаря свойствам шерсти и технологии валяния «нуно-войлок», валенный цветок в комбинации с легкими тканями изменит представление о войлоке, как о исключительно тёплом материале для холодного времени года. Такой воздушный цветочек украсит любое летнее платье или блузу и будет к месту, если подобрать ткань в тон одежды.

Иногда основной причиной того, что человек что-то не делает, является то, что у него недостаточно информации, он не знает, с чего начать и не представляет себе сам процесс. Так было и со мной, когда я только мечтала о том, чтобы сделать игрушку своими руками в технике сухого валяния . Я постоянно терзалась вопросами: "Как свалять игрушку?" , "Какие необходимы материалы?" и "Какова последовательность действий?"

Именно поэтому я понимаю теперь, насколько важно детальное описание всех действий при валянии .


Итак, давайте приступим. Для начала определимся с необходимыми материалами.

Материалы и инструменты для валяния.


Валяние головы.

Валять енота начнем с головы. От сливера оторавите пучок, слегка спутайте шерсть пальцами и придайте ей форму шара. Я старалась, чтобы на фото были запечатлены руки, чтобы Вы имели представление о размерах той или иной детали.


На губке при помощи игл для валяния сформируйте шарик. Начинаем валять средней иглой, затем, когда форма уже угадывается, меняем ее на тонкую треугольную и дорабатываем.


Приступаем к оформлению мордочки валяной игрушки. Для начала сделаем щечки. Для этого берем два небольших пучка шерсти (сливера) и приваливаем их к нижней части мордочки.

Размер пучка шерсти для одной щечки показан на фото:


Я сразу приваливаю пучок шерсти к нижней части шара. Хотя, конечно, есть еще один способ: можно на губке сформировать щечку, а затем привалять ее к голове. Выберайте тот способ, который Вам ближе:)

Голова с двумя приваляными щечками должна выглядеть примерно так:


Теперь будем валять носик для енота. Снова берем небольшой пучок сливера:


Спутываем волокна сливера пальцами и придаем ему форму носика. Затем приваливаем этот пучок к мордочке:


Приступаем к раскрашиванию головы и мордочки енота. Для начала берем темно-серую шерсть, слегка спутываем ее и полученное облачко из шерсти приваливаем к задней части головы и по контуру мордочки. Сейчас я объясню, почему использовала именно темную шерсть для задания основного цвета игрушки. Дело в том, что в дальнейшем, когда игрушка будет готова, мы будем делать ее пушистой при помощи обратной иглы. Принцип действия обратной иглы заключается в том, что в игрушку она входит беспрепятственно, а выходя, вытаскивает волокна шерсти. Основу игрушки мы делали из светлого сливера. Поэтому, когда мы начнем "распушать" игрушку, обратная игла вытащит светлые волокна шерсти, и енот станет чуть светлее.

Приваливаем к середине мордочки полоску черной шерсти.


Черной шерстью намечаем полоски на мордочке у енота. Для того, чтобы получить ровную линию при приваливании какого-либо цвета, можно взять маленькое волокно шерсти и не спутывая его при помощи тонкой иглы наметить контур. А затем уже заполнять оставшуюся область цветом.


Оформляем нос. Для этого сначала описанным выше способом намечаем контур носика (акккуратно приваливаем по контуру волокно черной шерсти), а затем приваливаем пучок черной шерсти в центр носа.


Теперь сгладим переход от темно-серого цвета к белому. Для этого возьмем светло-серую шерсть и приваляем ее к границе двух цветов.


Валяние ушек.

Для того, чтобы свалять ушки енота, возьмите два одинаковых пучка светло-серой шерсти.


На губке или щетке начинаем им придавать форму треугольника. Так как пучки шерсти достаточно небольшие, я сразу использовала тонкие иглы для валяния. Если у Вас имеются несколько одинаковых игл для валяния, их можно связать вместе при помощи резинки, и тогда дело пойдет быстрее. Нижний край ушка валять не нужно, за него мы будем крепить ушки к голове.


Сваляв одно ушко, приступаем к валянию второго. Старайтесь, чтобы они были одинаковыми, периодически прикладывайте одно к другому.


Берем пучок темно-серой шерсти, спутываем его и приваливаем на заднюю часть ушек. Нижний край опять же не трогаем.


Так выглядит ушко на данном этапе:


При помощи черной шерсти оттеняем внутреннюю часть ушка. Приваливаем ушки к голове енота. Вы можете поэкспериментировать с положением ушек и выбрать понравившееся.


Валяние туловища игрушки.

Из сливера начинаем валять туловище. На фото показано размерное соотношение головы и туловища енота.


Придаем туловищу необходимую форму и приваливаем к нему темно-серую шерсть. Обратите внимание, что в верхней части туловища в области шеи шерсть не валяем.


Приваливаем голову к туловищу:


Валяние лапок для игрушки на каркасе.

У енотов очень трогательные лапки с маленькими пальчиками. Для того, чтобы сделать для нашего енота такие же, мы рассмотрим валяние на каркасе . Нам понадобиться тонкая проволочка, которая и будет выполнять роль каркаса. Возьмите кусок проволоки длиной 15 см и согнув, придайте ему форму лапки с пальчиками.


Возьмите маленькое волокно темно-серой шерсти, один из концов слегка сваляйте при помощи тонкой иглы. Нам понадобиться клей для фиксации пучка шерсти на каркасе.


Капаем капельку клея на кончик пальчика и прижимаем к этому месту сваляный конец волокна шерсти. Когда клей подсохнет, можно начинать обматывать шерсть вокруг пальца. Когда я пишу обо всех действиях, я конечно же, имею в вижу проволочные пальчики енота, а не наши с Вами. :)


Продолжаем обматывать пальчики шерстью, а оставшиеся "хвостики" заправляем в ладошку.


После того, как все пальчики обмотаны шерстью, необходимо свалять ладошку. Для этого берем маленький пучок шерсти и на губке при помощи тонкой иглы делаем из него "лепешечку", которую затем приваливаем на месте ладошки.


После этого валяем еще одну "лепешечку" и приваливаем ее к тыльной стороне ладошки. Проволочный каркас можно слегка согнуть, придав пальцам желаемое положение.


Из сливера будем делать ручку. Берем небольшой пучок и придаем ему форму цилиндра. Здесь уже валяние можно начать с иглы среднего размера, а затем перейти к тонкой.


На одном из концов цилиндра сделайте углубление и вставьте туда кисть:


Аккуратно приваливаем кисть к сливеру. Действуйте очень соторожно, не забывайте про проволочный каркас. Продолжаем валять, придавая руке необходимую форму:


После того, как лапка обретет необходимую форму, обваляйте ее темно-серой шерстью. Наверно, Вы уже сами догадались, что верх лапки мы не валяем - это место крепления к туловищу.


Приваливаем лапку к туловищу:


По аналогии делаем вторую лапку:


Для ножек каркас будет выглядеть несколько иначе. Его необходимо сделать чуть побольше и пальцы должны быть длиннее.


По аналогии с ручками обваливаем ножки шерстью:


Из сливера формируем основу для ножки:


Приваливаем ступню к ноге и обваливаем темно-серой шерстью.


Приваливаем ножку к туловищу. Для того, чтобы сгладить переход возьмите пучок шерсти и приваляйте его к границе ножки и туловища.


Одна ножка готова:

По аналогии валяем вторую ножку:

Валяние пушистого хвостика.

Теперь приступаем к валянию хвостика. Для начала сваляем сам хвост, а потом приваляем к нему шерсть, сделав его тем самым пушистым.

Из темно-серой шерсти начиаем валять хвостик:


Придаем хвостику нужную форму, немного изгибаем его.


Приваливаем хвостик к туловищу енота:


Берем тонкую прядь черной шерсти (длина примерно 5-6 см) и начинаем приваливать ее посередине к концу хвостика. Используем для этого иглу "звезда" № 38.


Теперь берем прядь светло-серой шерсти.


Отступаем от черной пряди примерно на 1 см и приваливаем серую прядь.


Затем снова приваливаем черную прядь:


Так, чередуя серые и черные пряди доходим до того места, откуда растет хвост:) Хвост получает пушистым, правда полоски пока не заметны.


Теперь маникюрными ножницами постригаем хвостик:


Теперь уже больше похоже на правду.

Обратной иглой обрабатываем всю игрушку за исключением белой области на мордочке.


Оформление мордочки у валяной игрушки.

Я специально оставила оформление мордочки напоследок, как говориться, вкусное - на третье. Оформлять мордочку - это мой самый любимый этап в создании игрушки.

Давайте начнем!

Для начала прикрепим глазки. Для этого сделать небольшие углубления в области глаз на мордочке. Это делается средней иглой для валяния.

Вообще глазки для игрушек бывают самые разные: какие-то из них необходимо пришивать, какие-то - приклеивать. Для этого енота я использовала те, которые фиксируют клеем.


Совсем небольшим количеством белой шерсти приваляем белки глаз. Делается это тонкой иглой.


Получился очень пучеглазенький малыш:) Давайте сделаем веки, чтобы он не был таким удивленным!

Возьмите прядь черной шерсти, немного сваляйте ее на губке тонкой иглой.


Аккуратно тонкой иглой приваляйте веко, слегка прикрывая глаз сверху. Иглой "звезда" наметьте очертания ротика.


Черной шерстью оттеняем ротик:


При помощи обратной иглы делаем пушистой мордочку:


Теперь нам предстоит сделать гладкий и блестящий нос. Если из носа енота торчат маленькие волоски черной шерсти, аккуратно постригите их маникюрными ножницами.

Для того, чтобы носик стал гладким и жестким, пропитаем его клеем ПВА. Некоторые мастерицы разводят клей водой перед пропиткой. Но я подумала, что чем жестче носик, тем лучше, поэтому разбавлять клей водой не стала. У меня были опасения, что остануться белые пятна от клея. Но когда клей высох, никаких пятен не оказалось. Поэтому смело пропитывайте носик клеем ПВА.

Когда клей полностью высохнет, покройте нос лаком. Я использовала обычный лак для ногтей. Покрывала в три слоя.


Енотик готов! Осталось только сделать ему красивый бант-цветок.


Приятного Вам вязания! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор игрушки Анна Лаврентьева.

Данный мастер-класс написан специально для сайта , поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.


Постоянно отвечая на вопросы заинтересованных людей о валянии на каркасе, я решила систематизировать основные вопросы и мои ответы на них, дабы не отвечать по нескольку раз. Все вопросы мне были заданы реальными людьми и, так как они постоянно одни и те же звучат, то я попросту решила собрать их в один пост, чтобы не повторяться. :)

Эти наработки постоянно мной модернизируются, поэтому не нужно воспринимать их как догму. Шерсть живой материал и работать с ней надо живо!

1. "Какую проволоку использовать? Какой толщины?" Для валяния я использую медную проволоку разных диаметров. Все зависит от того, для какой детали цветка делаю каркас. Проволока настолько тонкая, что я запросто вдеваю ее как нитку в иголку.

2. "Скручивается ли эта проволока, когда из нее делается каркас? Шерсть просто накладывается сверху и снизу, или же каркас этот обматывается шерстью, а потом валяется иглой?" В зависимости от того, какого эффекта я хочу достигнуть, где-то 2 проволоки скручиваю жгутиком, а где-то прокладываю между слоями шерсти 1 проволоку.

3. "Остаются ли дырочки от иглы по окончании процесса валяния, и если да, то как они убираются? Тоже утюгом?" Дырочек от иглы не остается, т.к. валяю я довольно плотно. Если они останутся, то нужно будет элемент (если он плоский) немного замылить, сполоснуть чистой водой, и все уйдет. Можно и утюгом воспользоваться. Только обязательно отпаривать плоские детали через ткань утюгом с паром

4. "А каркас нужен, чтобы изделие можно было сгибать? Или для жесткости?" Каркас выполняет обе функции: и держит форму изделия, и добавляет ему вариативность (можно и так согнуть, и этак...)

5. "А ты делаешь каркас сразу на все изделие? Или на каждую часть отдельный? Или отдельный на каждую часть, а потом они соединяются другой проволочкой, которая становится веточкой?" Каркасы делаю всеми перечисленными Вами способами: и каркас сразу на все изделие, и на каждую часть отдельный, и отдельный на каждую часть, а потом они соединенный другой проволочкой, которая становится веточкой. Все зависит от поставленной задачи. Аксиомы нет. Главное, чтобы результат был убедителен! :)

6. "И что значит протягивать проволочку между слоями? Сначала свалять, а потом протянуть? Или на слой шерсти укладывается проволока, потом еще слой, а потом валять? И как она укладывается? Например, листик или цветок: просто по периметру, или как попало спиральками, полосками и т.д.?" Я использую разные способы. Все зависит от того, какой толщины и плотности должен быть окончательный результат. Если элемент довольно плотный и не прозрачный, то сначала я делаю иголкой рыхлую заготовку элемента, чуть больше, чем нужно. Затем вкладываю по контуру проволочку(уже по тому абрису, которого добиваюсь) и заворачивая лишнее вовнутрь, прячу каркас и валяю иглой, пока элемент не будет готов. А если хочу сохранить эффект прозрачности (например лепестки мака), то первоначально валяю виброшлифовальной машинкой префелт в течении 5-7 сек, а потом проделываю всю ту же операцию с заворачиванием каркаса. Далее валяю машинкой до готовности;)

7. "Если цветок, то проволочку в один слой по краю предполагаемой кромки? А если листик? По центру и жилкам надо? Или тоже только по краю? А веточку в два слоя слегка скрученной проволоки? И ты сначала делаешь отдельные детали, а потом соединяешь? А как это делается?" Мелкие цветы у меня без проволоки. Они и так довольно плотно сваляны (чтобы лучше держали форму, пропитай их сальвитозой. Просто аккуратно промокни пальцами элементы) С листиками все сложнее, в смородине, например, жилка проложена только по центру из 2-х перекрученных проволочек. В подснежниках - только по краю в один слой. Веточку делаю обязательно минимум в два слоя слегка скрученной проволоки. Да, я сначала делаю отдельные детали, а потом соединяю. Ой, а вот как это делаю... ? На самом деле, я смотрю на то, как идут сочленения в природе и стараюсь повторить так же...

8. "А вот ты сколько слоев кладешь? И вообще, как ты это укладываешь? Ведь отщипывается всегда прядь. И какой вообще должен быть слой шерсти?" Слои укладываю "на глаз". Точно не должно светиться, а доложить, если что, всегда можно. Укладываю просто. Отрываю прядку, кладу, могу еще поперек положить, если захочется. Стараюсь примерно формировать листочек или лепесточек уже на этой стадии.

9. "Полезла посмотреть твой ЖЖ. Вот брошь "Сакура". Ты каждый листик делала отдельно, а потом соединяла? А как? Обмотала собранные в венчик листики и начала валять иглой? А как приделывалась веточка? И вообще, как она делалась, если это сухое валяние? Там внутри ведь есть проволока? А как она сухим валянием обваливается шерстью? Она ведь тоненькая, как вообще это происходит? А в листиках проволока идет только по краю или еще и по жилкам? Или жилки сделаны просто добавлением шерсти другого цвета (собственно, я понимаю, что они так и сделаны, но есть ли там еще и проволока?)?. Тычинки, я помню, ты кому-то отвечала, что это просто нитки, обмакнутые в манку. А манку надо покрасить сначала? Чем и как? Или вот "Смородина". Там довольно сложной формы листик. По краю тоже проволока? А шарики все по-мокрому, или мелкие тоже сухим валянием сделаны? А как они удерживаются рядом друг с другом? И как они удерживаются на веточке? Или ты делаешь на уже обмотанной веточке колечко на конце, а на него уже наваливаешь ягодку? И что такое на вершине ягодки мохнатое?" Как я писала выше, в смородине жилка проложена ТОЛЬКО по центру из 2-х перекрученных проволочек. Все остальные эффекты за счет набивания рисунка иглой. Контур формирую иглой, без проволоки. Листики делаю отдельно, а потом закрепляю на каркас, когда есть возможность, то приваливаю, когда нет - аккуратно приклеиваю, а потом заваливаю шерстью. Как крепить шерсть на проволоке: Прежде всего проволочку нужно окрутить тонкой прядкой шерсти (для того, чтобы она не слетела, я капаю маааааленькую капельку клея "Момент-Кристалл" на начало крепежа), плотно прижимаю шерсть к этому месту пальцами и после того, как она прихватиться к металлу, начинаю плотно оборачивать каркас. Затем беру уже окончательно готовый листик и пришиваю мононитью листик к стебельку. После этого, по желанию, можно завалять дополнительно стебелек шерстью, а можно и так оставить, если аккуратно получилось. Как я креплю к бутону или ягоде: Полностью формирую бутон. Затем вдеваю проволоку в иголку и насквозь протыкаю ей бутон (как бусину нанизываю), после этого возвратным движением протыкаю бутон. Получается, что у нас в основании бутона 2 конца проволоки. Делаю из проволочек жгутик. А затем оборачиваю шерстью, как писала выше. На вершине ягодок - это хвостик, оставшийся от цветка.

10. "Как делать тычинки? Вы сразу их в пучок связываете? И как потом на изнанке цветка(когда он уже полностью собран) убираете лишнее?" Я просто беру шерстяное мулине и пропускаю нить между хорошо смазанными клеем ПВА пальцами, а потом сушу в висячем положении нить. Высохшую нить наматываю на два пальца всю длину (примерно метра полтора), потом разрезаю с двух сторон то, что намотала. Далее либо макаю каждую отдельную тычинку в манку, сушу, крашу, если надо сделать пыльцу цветной, и обкладываю всем этим пестик (каркас), фиксирую ниткой. Концы не обрезаю, так как они уходят под чашечку цветка. :)

11."Еще один вопрос, который я почему-то не задала, вернее, несколько вопросов на одну тему: как обрабатывают листочки, лепесточки и ягодки? Как наносить состав и что потом: утюгом? Через тряпочку? Или как? И для чего это делается? И если сумку так обработать, что будет? Что она от этого приобретет?" По поводу пропитки. Я для себя недавно открыла новый материал - сальвитозу. Она придает изделию плотность, но не жесткость. Работа остается приятно войлочной, но держит форму. Сальвитоза - это средство для проклейки шляп из фетра. Купить его можно в различных инет-магазинах. Вот , например. Она в виде хлопьев, которые разводятся в воде в пропорции 1 ст. ложка на стакан тепленькой воды. Потом просто нужно пальцами пропитать изделие и дать ему высохнуть. Стирать не рекомендуется. Или же после стирки нужно снова повторять обработку сальвитозой. А вот если Вы попадете под моросящий дождик или под снег, то она высохнет и продолжит фиксировать цветок.

Есть и другие материалы для пропитки. Но одни потом идут пятнами, другие выбеляются со временем. Некоторые придают излишнюю шесткость шерсти, что мне лично не нравится. Некоторые становятся липкими под воздействием температуры.Сальвитоза со временем теряет жесткость, но сохраняет при этом складки. Поэтому она мне больше всего нравится.

12."Можно ли стирать цветы, сваляные на каркасе?" Я могу постирать и ничего с цветком не случится, НО я знаю, как это правильно сделать. А вот покупатель может и не знать и результатом стирки станет безнадежно испорченная вещь (мне задавали уже вопросы по поводу стирки брошей в стиральной машинке!!!). Поэтому я своим покупателям советую бережную сухую или влажную чистку. Ведь вряд ли с брошью на груди Вы будете ползать по пластунски? Испачкать брошь довольно сложно, это же не сумка или одежда.

Что еще почитать