Во что были одеты викинги. Доспехи и оружие викингов: описание, фото. Почему образ викинга так популярен

Средневековые скандинавы IX–XI вв. придавали одежде не меньшее значение, чем мы сегодня. Ибо, как сказано в Речи Высокого (Старшая Эдда), «ни во что того ставят, кто наг». И вот интересный факт - вопреки распространенному мнению, что викинги, проводившие большую часть жизни в походах, были грязны и неопрятны, они оказались теми еще модниками.

Почему образ викинга так популярен?

Викинги получили сегодня особую популярность благодаря массе посвященных им книг, фильмов, сериалов, которые продолжают появляться чуть ли не каждый день. Казалось бы, Средние века - эпоха грязная, кровавая. Где там санитарные нормы и уход за собой?

Однако викинги были в походах отнюдь не весь год и часть времени проводили в своих жилищах, обрабатывали землю или занимались ремеслом, а на досуге любили сходить в баню, которая была при каждом доме. Кроме того, даже в походах было принято выглядеть по своему статусу. А английские хроники свидетельствуют, что рослые красивые викинги следили за чистотой тела и волос, хорошо одевались и очень нравились благородным английским дамам (к превеликой досаде местных мужчин).

Викингская мода

Что же они носили? Конечно, костюм не был одинаков на протяжении IX-XI вв., особенно если учесть, что викинги привозили из своих походов новые заграничные одежды, которые влияли на местную моду. Однако непременными элементами костюма в течение указанного периода оставались рубахи и штаны.

Рубаха викинга


Поначалу ценились длинные рубахи, а в конце эпохи викингов стали популярны и короткие рубахи, которые называли туниками. Штаны из сукна или кожи со временем потеряли свою мешковатость, стали плотно облегать бедра и приобрели завязки на талии. Появились разные варианты штанов: как узкие, облегающие ноги вплоть до голени (брокер), так и более свободные, расширяющиеся книзу или подвязывающиеся у колен. К штанам прилагался пояс из той же материи.

В Норвегии мужчины предпочитали короткую куртку кьертиль, которую надевали поверх узких штанов. В Исландии носили куртки из тюленьей кожи, которые были подлиннее. Альтернативой куртке из шерсти или меха были шуба или теплый плащ разной длины. Последний тоже имел несколько разновидностей, в том числе плащ для походов из медвежьей или волчьей шкуры с прорезями для рук или плащ с пристегивающимися рукавами и капюшоном.

Чтобы не обморозить лицо, в особенно холодное время, к нему пристегивали еще и маску. К концу эпохи викингов он удобно закреплялся уже не на двух плечах, а на одном, что давало воину больше свободы во время боя. Иногда под плащом носили шерстяные поддевки.


Воины викингов в бою


На ноги надевали кожаные сапоги разной высоты или башмаки, которые подвязывались ремнями на икрах. Обувь делали из кожи - акульей, бычьей, а дороже всех считалась обувь из телячьей кожи. Для того чтобы зимой не скользить на льду, на ботинки привязывали специальные шипы.

Праздничная одежда или одежда для торжественных случаев была оторочена мехом, отделана золотой и серебряной нитью, вышивкой, кружевами, драгоценными камнями, красивыми застежками-фибулами. Изготавливалась она из ярких привозных тканей или окрашивалась дорогими привозными красителями.

Как одевались простолюдины?

Люди более низкого сословия - мелкие землевладельцы, бонды, крестьяне, рыбаки, скотоводы, одевались скромнее воинов. Как правило, они носили некрашеную одежду натуральных цветов из грубой холщовой ткани: чулки, короткие штаны, длинную шерстяную рубашку, поверх куртку или прямоугольный плащ. На руках полагалось носить варежки.

К слову, даже в русском языке это слово имеет корень, связанный со словом «варяги», то есть викинги.

А на голову надевали широкополую шляпу или низкую шапку с большими бортами и завязками под подбородком. Она могла изготовляться из шерсти, войлока или меха. Кстати сказать, повседневная рабочая одежда предназначалась не только для низшего сословия, но и для состоятельных людей, которые просто ходили в ней по дому или проводили свой досуг, занимаясь ремеслом.

Женский костюм в культуре викингов

И если мужчины в своей массе одевались неброско, в серые, коричневые, черные цвета, женщины любили цвета более яркие. Если они имели высокое социальное положение, то предпочитали длинные одеяния. Это могли быть лиф и юбка либо сарафан с бретелями, перехваченный спереди на плечах фибулами в виде кольца, лепестков или овала, к которым на цепочках прикрепляли нужные мелочи (ножнички, футляры для иголок, ключи и т.д.). Иногда застежки были вовсе не нужны, и одежду каждое утро зашивали у воротника и рукавов, а перед сном распарывали.

Женский наряд


Были и женские штаны, которые завязывались спереди и надевались под платье или сарафан. Также надевали передник, по торжественным случаям - нарядный. На плечи женщины накидывали плащ или шаль, которую также закрепляли фибулой. На ноги надевали чулки. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами или украшали их лентой. Замужние завязывали волосы в узел, а на голову водружали конический белый чепец или замысловатый головной убор из ярких полотняных лент, а иногда покрывали волосы платком.

Кое-что об эстетике скандинавских воинов

Как было замечено выше, средневековые скандинавы любили следить за своей внешностью. Археологи нашли множество приспособлений для ухода за ногтями, пинцеты, зубочистки, тазы для умывания. Интересно, что украшения мужчин и женщин часто не имели различий. Ожерелья и цветные бусы оставались исключительно женскими вещицами, а вот разнообразные кольца, браслеты и витые нашейные гривны обожали все.

Мужчины из привилегированных слоев общества завивали усы, носили бороды (особенно популярны были клинообразные) и длинные волосы. А датчане любили сочетать длинные челки с коротко остриженными затылками.

Еще один любопытный факт - косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины, которые вполне могли подводить себе глаза. При этом они считали обвинение в женоподобии самым страшным оскорблением, которое только есть в природе. А если мужчина хоть однажды случайно или намеренно надевал рубашку с большим (женским) вырезом на груди, его жена имела полное право подать на развод.

Одежда средневекового скандинава должна была не только отражать социальный статус носящего её, но и соответствовать моменту. В то же время, как вы успели заметить, в IX-XI вв. скандинавы всех сословий носили примерно одинаковый тип одежд, которые различались в основном по качеству и окрашенности материи, а также по металлическим украшениям: пряжкам, фибулам, подвескам, браслетам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вышел второй сезон сериала «Викинги», хочется написать добрые слова в адрес художницы по костюмам Джоан Бергин. Она уже имеет три «Эмми» за предыдущие заслуги. Сериал про Тюдоров (2008-2011) режиссера Майкла Херста запомнился не только сюжетом, но и костюмами Джоан. «Викинги» - очередной проект Херста, посвященный истории (саге) о Рагнаре Лотброке, пассионарии, как сказал бы Гумилев, озабоченном покорением новых земель. В перспективе Рагнар должен налететь и на Русь.
Среди реконструкторов немало «викингов», скоро они прибудут на наш день города очередным десантом. Думаю, что они смотрят сериал строже и критикуют за шапки с козырьками, известные с 15 века, а не с времен Рагнара, с 8 го века.

У режиссера Майкла Херста была своя задача, он хотел показать викингов не кровожадными грязными варварами, а обществом вполне демократическим, в котором женщины могли править и воевать с мужчинами наравне. Викинги в какое-то время владели большой частью Англии, основали Дублин и Йорк.

Однако о том, как одевались викинги известно немногое. Не осталось картин, только скупые исторические записи. Бергин вдохновлялась у себя на родине, в Скандинавии, где есть музеи викингов, посетила Бирк-музей в Стокгольме и музей в Борге, в Норвегии. Она пришла к выводу, что устойчивое клише считать викингов дикарями не соответствует истине. " Они были язычниками, их религия намного старше, чем христианство. Они поклонялись многим богам природы и, как американские индейцы, они носили шкуры и кожу - многих животных. Но в их одежде было так много деталей и были украшения, что можно сказать об определенной "моде".

Оказывается мужчины викингов были вполне чистоплотны. "Ирландские женщины любили викингов, потому что они были так чисты",- объясняет Херст. "Они всегда брали с собой смену одежды на рейдах и они тщательно заботились о своих волосах, в могилах викингов постоянно находили расчески".

Их ювелирные изделия и конструкции также проникли в земли, в которых они поселились после завоевания, например, Ирландии, Шотландии и Англии. Кельтский дизайн пришел от викингов.



Перед художницей стояла задача одеть и главных героев и всю массовку в полторы тысячи человек.


Рагнар Лотброк хотя и становится предводителем, но его власть не так отмечена костюмом, как у влиятельных людей англосаксов. Во втором сезоне только изображение ворона говорит о его отличии от других. Ворон - символ бога Одина, а Рагнар по преданию ведет свой род от самого Одина.

Художница говорит, что ей нравится, что герой по прежнему носит «футболки, кожаные куртки и порванные джинсы, говоря современным языком». Он и впрямь иногда напоминает рокера, крутого пацана. Глядя на костюмы Рагнара, думаешь, что какие-то вещи до сих пор популярны в одежде и символизируют брутального мужчину, готового всегда подраться за свои убеждения.
Первая жена Рагнара, женщина-воительница Лагарта, одета соответственно жене, которая бьется рядом с мужем.

Во втором сезоне Рагнар заводит вторую жену, принцессу Эслог, которая соблазняет гордого воина. Эслог совсем другая, у неё богатые платья, меха, подчеркивающие её высокое положение. Она из богатого рода и показывает свое богатство. ВЫбор актрисы, правда, немного сомнителен, уж очень на ней налет гламурности ощущается.

У Рагнара теперь две жены, каждая со своим характером.Но Лагарту такой расклад не устраивает.

Во втором сезоне у Джоан Бергин появились новые задачи: сделать костюмы англосаксов и их королей.


Одежда в те далекие времена была достаточно примитивной по крою, художница всё-таки делает её приближенной к современной, потому что хочет, чтобы зрителю нравилось смотреть на персонажей, чтобы были видны фигуры, иначе они должны были бы все носить что-то вроде " халатов". Трудно было быть сексапильной в те времена, когда одежда была бесформенной, ни мини юбок, ни лифчиков вандербра.

Хотя Алесса Сазерлэнд в роли соблазнительницы Эслог вполне сексуальна, на ней сетка, украшенная ракушками.

В сериале будут две эффектные сцены свадеб: свадьбы викингов - языческой, с цветами, немного в стиле хиппи и англосаксонской, богатой и христианской. Платье для свадебной церемонии украшено золотыми монетами и выглядит очень эффектно, но и платье невесты викингов тоже создавалось в сложной технике, шерстяной шелк вышивался вручную.

Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины – 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным "качеством жизни" господ и слуг.

Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.

фото: followthevikings

Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.



фото: lykosleather

Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.

фото: followthevikings

Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.

фото: wyrdvikingdesign

Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.

фото: followthevikings

В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.

На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото – более редкий материал для "викингских" украшений.

фото: wyrdvikingdesign

Замужние женщины покрывали голову платком.

Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.


На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.

Платья скандинавов эпохи викингов – особенно парадные – отличались необыкновенной роскошью.

Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Трюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову – шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.

Как рассказывается в "Саге о йомсвикингах", платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.

Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.

В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткань моренд.

Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.

Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.

В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.

Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrta), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.

В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время – из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.


фото: vikingvalley.no
В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам.

Эти куртки шили из двухцветного сукна, рукава их отличались богатыми отделками. Опоясывались знатные люди широкими металлическими поясами из отдельных подвижных частей, украшенными пряжками, драгоценными каменьями и зубами животных. На приделанной к такому поясу короткой цепочке висел нож или меч. На ноги надевались чулки с дорогими подвязками и доходившие до половины икр башмаки.

Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.

Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (олпа), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.


Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.

Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.

В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.

Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению.

Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.



Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.

Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.

Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского.

Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.

Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.

Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.

Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.


На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы.

Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.

Но черные волосы считались безобразными.

В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными "признаками" колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.

Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.

При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.

Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой.

При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.

Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.

Ибн Фадлан оставил в 922 году следующее описание увиденных им "русов" (шведов): "Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красивы. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но мужчины носят плащ, которым прикрывают один свой бок, причем одна из рук выходит из плаща. У каждого мужа имеются секира, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтей до шеи у них часто есть изображение деревьев, людей и разных других вещей (татуировка. – Н. Б.). А на груди женщин прикреплено кольцо (фибула. – Н. Б.) или из железа, или из меди, или из серебра, или из золота, в соответствии с богатством ее мужа. И у каждого кольца – коробочка. Некоторые женщины носят прикрепленный к кольцу нож. На шеях у них – несколько рядов бус из золота и серебра… Самое лучшее украшение у них – это зеленые бусы из керамики".

Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению.

Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.

Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.

Украшения служили не только для "улучшения" своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи.

Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.

Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!

Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.

Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.

Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.

Красоту мужчины составляли высокий рост, широкие плечи, хорошо сложенное и тренированное тело, светлые живые глаза и белый цвет кожи. Кроме того, от мужчины требовалось соблюдение приличий в манерах и поступках. Дома он должен был быть гостеприимен, на пирах весел, на тинге красноречив, к друзьям щедр, готов на отмщение врагам, расположен помогать родне и друзьям, отнимать богатство у врагов, храбр и отважен в каких бы то ни было случаях. И еще он должен был хорошо управляться с оружием.


Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингов) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.

Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.


В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.

Оружие было такое же, как и у других германских народов. Во-первых, характерный короткий, отточенный только с одной стороны, гибкий германский меч или длинный нож (длина лезвия – 44-76 сантиметров), называвшийся скрамасакс (или сакс); затем длинный, прямой, плоский и обоюдоострый меч (наследник древнеримского меча – спаты), топор, метательное и колющее копья и лук со стрелами.

До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда "черными". Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.

Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.

Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.

Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.

Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.

Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.

Целью этой статьи является прояснение некоторых важных аспектов реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов. Кроме того, представлены новые данные и исследования для более точного отображения женской одежды. Путаница началась с археологических исследований в Бирке, где между 1873 и 1895 Хьялмаром Столпе (Hjalmar Stolpe) было изучено около 1100 погребений.

Предполагалось, что в этих погребениях были захоронены "типичные викинги", однако исследования показали, что эти погребения являются либо погребениями знати, либо, что умершие были похоронены в одежде знатных людей.
Кроме того, согласно современным воззрениям культура эпохи викингов испытала влияние культур славян, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна.
На раннем этапе археологических исследований (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев.
Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году.
Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Предполагалось, что это одеяние было открытым только с одной стороны. Однако, на фотографиях верхняя одежда приобрела разрез и с другой стороны! Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать.
Два известных иллюстратора увековечили миф о двойном разрезе; Эке Густавссон (Ake Gustavsson) в книге "The Viking"(1966) и Дэвид Маллот (David Mallot) в издании "Vikings in England"(1981). Именно на этой литературе основаны рекомендации по скандинавскому женскому костюму эпохи викингов в NFPS. Однако, ныне открытия Гейер получили новую оценку. Флеминг Бау (Flemming Bau) пересмотрела проблему костюма сравнением информации о слоях ткани с изобразительными источниками: металлическими подвесками в виде валькирий, игральными фигурами, изображениями на рунических камнях и вышивке. Поскольку предполагается, что эти источники показывают знатных женщин, то они являются идеальными свидетельствами интерпретации.
Флеминг Бау далее сравнивает собственные построения с данными по народному костюму. Для проверки наличия славянского влияния она использовала материалы из других памятников эпохи викингов (в Норвегии, Швеции и Шотландии). Ее построения не вызывают противоречий. Далее приводится короткая сводка материалов, хотя в то же время стоит учитывать, что после столетия раскопок в Бирке более 90% материалов по остаткам тканей остаются неопубликованными.

Одежда знати.

Нижнее платье.
Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты найдены также и в Йорке викингов.
Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными (как изображали Юдит Йеш (Judith Jesch), Густавссон, Маллот и др.) или поперечными (Флеминг Бау) складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук. Остатки нижнего платься обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании.

Платье.
Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением ИЛИ из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы. В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках из 1100 погребений Бирки Стольпе отмечает положение только ПЯТИ фрагментов из 4000! Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний.Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса.Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье и шелке), если поверх него носились только передники (aprons)? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета? Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды. Слева показана находка из погребения 735 в Бирке (возможно, женского?), которая стала источником многих реконструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза! Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности. Находки из Хедебю представляют еще один вариант платья. Датский вариант гораздо длиннее, чем реконструкция из Бирки: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам из Мослунда (Moselund, Дания, ок.1250) или Херьолфнеса (Herjolfsnes, Гренландия, ок.1300).

Передник (apron).
Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания). Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке из Тузе нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из Туны и Грёдинге (Grodinge, Швеция) - соответственно снизу слева и справа - нагрудник достигает лишь колена.

Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): . Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник). . Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник). . Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф). . Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф). Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

Пояса.
В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд.
Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении в Килдонане (Kildonan, Isle of Eigg, Шотландия) был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное уэльское влияние и, вероятно, был изготовлен уэльскими мастерами. Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

Верхняя одежда
Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида.
Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

Накидка.
Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке из Кинсты (Kinsta, Швеция) - третья слева - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс. Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Усеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

Головные уборы.
Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды эпохи викингов. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Возможно, головные покрывала также были предметом гэльского влияния? Их найдено достаточное количество в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. Однако, радиоуглеродная датировка образца из Шотландии относится к эпохе бронзы! Время записи саг относится к 13 столетию, когда и Британия, и Скандинавия были давно христианизированы, следовательно головные покрывала могут отражать более поздние особенности, заимствованные из христианства. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Усеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено (незамужние женщины?). Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Украшения и драгоценности.
Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу (если предположить его наличие) или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены. Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся. Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков.

Обувь.
Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках Йорка. Носки вязаны крючком.

Детская одежда.
Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати в Финляндии также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи.

Женский костюм средних и нижних классов
Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому.

Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм скандинавских женщин более низкого статуса был похож на одежду англо-саксов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее. Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания.

НИЖНЯЯ РУБАШКА.
Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно.

ПЛАТЬЕ.
Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть или шелк.

ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ.
Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже, но обойдется ГОРАЗДО дешевле!!!

ПОЯС.
В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти или шелка.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.
В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной или шелковой ткани. Отделка, возможно, аналогична находке из Бирки (погребение 735).

НАКИДКА.
Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси или шелка, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой.

ГОЛОВНОЙ УБОР.
Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шелк. Христианские женщины должны были покрывать голову, в то время как язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор.

УКРАШЕНИЯ.
Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника.

ОБУВЬ.
Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком.

ДЕТИ ЗНАТИ.
Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли.

ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК.
Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду англо-саксов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проектной работы Цель: на основе письменных и вещественных источников дать общее представление о женском костюме Скандинавии IX-XI вв. в контексте отражения социально-экономической и этнокультурной истории региона. Задачи в ходе реализации проекта: 1. Реконструировать скандинавский женский костюм (по материалам погребальных памятников Бирка, Хедебю), на основе полученной информации изготовить одежду на куклу; 2. Развить ключевые социально-трудовые образовательные компетенции; социальною активность, умение анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы и своими руками создавать то, что задумано; 5. Формировать эстетические потребности и ценности.

3 слайд

Описание слайда:

Данные о женском костюме эпохи викингов IX-XI вв. фрагментарны. Это объясняется тем, что на раннем этапе археологического изучения (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев. Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году. Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать. История изучения скандинавского костюма эпохи викингов

4 слайд

Описание слайда:

Одежда знати Нижняя рубахи оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными или поперечными складками. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.

5 слайд

Описание слайда:

Остатки нижнего платья обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании. Нижняя рубашка с клиньями из Бирки

6 слайд

Описание слайда:

Платье Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением или из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы.

7 слайд

Описание слайда:

Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов.

8 слайд

Описание слайда:

Передник (apron) Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания).

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Четвертый вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): Одна петля сверху и две петли снизу для 1 варианта (передник и нагрудник). Две петли сверху и две петли снизу для 2 варианта (передник, нагрудник и шлейф). Две петли сверху и одна петля снизу для 3 варианта (передник и шлейф) Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Пояса В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд. Практически, традицию ношения тканых поясов было широко распространено. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

13 слайд

Описание слайда:

Верхняя одежда Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида. Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

14 слайд

Описание слайда:

Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Накидка Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Осеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Фрагменты головных покрывал также были найдены в достаточном количестве в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Осеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено. Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Что еще почитать