Что быстрее тает. Что будет таять быстрее на тротуаре, равных объемов снега или льда? Какой снег быстрее тает: чистый или грязный

Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Стоимость участия - 290 руб.


Сейчас зима. Когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Интересно, что любая снежинка всегда имеет 6 лучей.
Чтобы понять, почему снежинка имеет такую форму, посмотрим, как выглядит молекула воды в виде модели. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики). Каждая молекула воды представляет собой треугольник.

Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из таких треугольников.

Этот самый первый кристаллик и есть будущая снежинка. Дальше он растет за счет присоединения новых молекул к кристаллику.

Порядок присоединения новых молекул случайный, но в итоге они выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.

Далее у снежинки начнут расти ответвления. Как именно они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов. Кристаллики присоединяются друг к другу всегда гранью и никогда углом, поэтому луч снежинки всегда будет шестиугольным.

От луча могут отходить ветки, но они всегда будут расти под углом 60° или 120°.

Так должна выглядеть идеальная снежинка. В реальности огромное скопление «веток», которые прирастают в случайном порядке, делает каждую снежинку уникальной.

Вы не задумывались, почему снег белый?
Белый свет состоит из лучей разного цвета, как радуга – от красного до фиолетового. Когда солнечный свет проходит сквозь снежинку, то он частично теряет лучи красного и желтого цвета, они не отражаются, и только лучи голубого, ярко-синего или голубовато-зеленого цвета становятся видимыми. На девяносто пять процентов снег состоит из воздуха, поэтому проходя между кристаллами, свет отражается от их поверхностей, потом рассеивается в воздухе, расположенном между этими кристаллами, и становится белого цвета.

Но цвет снега может измениться от примесей. Понятно, что в городах снег может почернеть от загрязнений. В горах и Арктике часто встречается снег розового или красного цвета. Этот оттенок придают окрашенные водоросли, живущие между кристаллами снега.

Скорость падения снежинок на землю очень мала - она составляет не более 0,9 км/ч. Это происходит потому, что размер хлопьев снега достаточно большой, а вес очень маленький. И лишь немногие из снежинок способны долететь до земной поверхности, многие из них исчезают - тают еще в воздухе.

Внимательно прочитай текст о снежинках, затем проделай опыты и ответь на вопросы. Все ответы и результаты опытов запиши в специальную таблицу.

Опыт 1. Таяние снега.
Возьми на улице немного свежего рыхлого снега и положи его в стакан. Можно попросить у взрослых специальный мерный стакан для продуктов и жидкостей. У многих он есть на кухне. Если такого стакана нет, то можно взять любой, но надо обязательно отметить уровень снега в стакане.

Когда снег полностью растает, отметь уровень воды. Если ты использовал мерный стакан, то определи, насколько изменился объем воды по сравнению с объемом снега. Почему объем воды меньше, чем снега?

Опыт 2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный.
Возьми две пробы снега – чистый (в парке, в лесу) и грязный – (у дороги и т.д.) если там, где ты живешь, снег чистый (вам так повезло), то можно искусственно сделать грязный снег – посыпать его поверхность измельченным активированным углем. Надо взять одинаковое количество каждого образца и поставить его таять под настольную лампу. Лампа будет изображать весеннее солнце. Установите, какой снег растает быстрее –чистый или грязный, и объясните почему?

Опыт 3. Насколько загрязнен снег там, где ты живешь?
Возьми одинаковое количество чистого и грязного снега, пусть он растает. Оцени на глаз чистоту и прозрачность получившейся воды, а потом профильтруй каждый образец через фильтровальную бумагу. Видна ли грязь на фильтре? Если есть возможность взвесить на точных весах фильтры до фильтрования и после (но только когда они полностью высохнут), то можно узнать, сколько грязи и пыли содержится в определенном объеме снега.

Все знают, что вода может быть в трех состояниях – пар (газообразное вещество), жидкость и лед (твердое вещество).

Все вы видели лед и, наверное, даже грызли сосульки, хотя взрослые это запрещают.

Но у обычного льда есть интересные свойства. Давайте изучим их с помощью простых опытов.

Опыт 4. Превращение воды в лед.
Возьми пластиковый одноразовый стаканчик, налей в него воды до половины, отметь снаружи цветным фломастером уровень воды и поставь замораживаться в холодильник.

Когда вода полностью превратится в лед, достань стаканчик из холодильника и отметь уровень льда. Удивительно, но объем льда больше, чем воды, из которой он получился. Попробуй найти объяснение сам или попроси помочь взрослых.

Опыт 5. Таяние льда с солью.
Налей воду в формочки для печенья или маленькие мисочки и заморозь в холодильнике. Когда образуется лед, достань его из формочек, положи на тарелку широкой частью вниз и сверху посыпь солью. Наблюдай, что происходит. В образующиеся трещинки и углубления можно добавить акварельные краски, и вы увидите фантастические картины.

Опыт 6. Куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
Возьми две чашки горячего чая или просто воды. Одну поставь на лед, другую - под лед. Через некоторое время пальцем или на вкус попробуй, в какой чашке вода остывает быстрее. Попробуй ответить, почему так происходит.

Опыт 7. Чистый лед
Сделай немного соленой и сладкой воды. Заморозь кубики из обычной, соленой и сладкой воды. Когда они полностью превратятся в лед, достань их и расколи каждый кубик льда на половинки. Попробуй каждый кубик на вкус. Какие выводы можно сделать из этого опыта?
Исследование. Таяние льда в разных условиях.

Теперь будем наблюдать, как размораживается лед в различных условиях. Надо заморозить одинаковые кусочки льда или небольшой объем воды в четырех пластиковых стаканчиках. Затем приготовить 4 одинаковые мисочки или тарелки и достать лед из каждого стаканчика. Для этого стаканчики можно на короткое время поставить в горячую воду.

Первый кусочек льда положи в сухую миску, второй в миску, наполненную горячей водой, третий в миску с водой комнатной температуры, а в четвертую миску положи лед, предварительно обернув его кусочком меха, ваты или шерстяной ткани, (можно использовать варежку или шерстяной носок. Наблюдай, как тает лед в каждой миске. Обрати внимание, что лед не тонет, а всплывает на поверхность воды.
Запиши время, которое понадобилось для таяния льда в каждом варианте опыта. Попробуй объяснить полученные результаты.
Как ты думаешь, зависит ли скорость замерзания воды от того, была ли эта вода пресной или соленой?

Проверь это сам – заморозь три образца: 1 - обычная вода, 2 - 1 чайная ложка соли на стакан воды, 3 - 2 столовые ложки соли на стакан воды. Все образцы поставь одновременно в холодильник. Постарайся отметить время, за которое замерзнет каждый образец.

Все ответы запиши в специальную таблицу, сделай фотографии опытов со снегом и с таянием льда в разных условиях. Если ты делал исследование, то опиши его результаты и сделай выводы. Не забудь написать отзыв о конкурсе.

Таблица ответов.

1 Почему снежинки всегда шестиугольные?
2 Представим, что снежинка падает с высоты 3 км. Сколько времени ей понадобится, чтобы долететь до земли?
3 Почему снег белый, а лед прозрачный?
4 Почему объем воды после таяния снега меньше, чем объем самого снега?
5 Многие поэты писали стихи о снеге, о снежинках. Найди такие стихотворения и в ответе напиши то, которое тебе больше всего понравилось.
6 Что может произойти, если заморозить воду, налитую в бутылку до самой пробки?
7 Какое значение для природы в том, что лед легче воды?
8 Для чего при гололеде улицы посыпают солью?
9 Раньше, когда не было холодильников, то у людей в погребе для сохранения продуктов могли лежать куски льда, прикрытые, например, опилками. Какой вариант опыта это напоминает? Почему в такой ситуации лед долго не тает?
10 Какая вода быстрее превратиться в лед зимой – речная или морская?

Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.

Анкета.
1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?

2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?

3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?

4. Какие науки вас больше всего интересуют?

5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?

6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?

Исследовательская работа «Снег и лёд».

Выполнила ученица 1-в класса
Сараева Анна

Учитель Сараева Т. П.

План исследовательской работы.
I. Введение.
II. Физические свойства снега и льда.
III. Значение снега и льда в жизни природы и человека.
IV. Заключение.
V. Литература.
VI. Приложение.

I. Введение.
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед?
Прочитав сказку о снежинке и льдинке, решила провести своё исследование. Давайте послушаем сказку.
Жили- были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка».
И решила я помирить снежинку и льдинку, а заодно выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Всё вышеизложенное определило выбор моей темы: «Снег и лёд. Общее и различное», и формулировку проблемы: похожи ли снег и лёд и какие физические свойства доказывают это.
Объект исследования: снег и лёд.
Предмет исследования: физические свойства.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Познакомиться с физическими свойствами снега и льда.
2. Выявить сходство и различие.
3. Изучить литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда.
Гипотеза.
Можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.

Методы исследования:
- изучение природоведческой литературы по данной теме;
- прямые и косвенные наблюдения;
- проведение опытов;
- анализ полученных результатов путем сравнения.
Исследование проходило в несколько этапов:
1 этап-(декабрь) – экскурсии в зимний парк.
2 этап-(январь) – проведение опытов
3 этап-(февраль)- изучение литературы, анализ и обобщение опытно- экспериментальной работы, оформление документации.

II. Физический свойства снега и льда.
Проведем несколько опытов.
Опыт № 1. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег. Цвет одинаковый.

Опыт № 2. Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.
Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Опыт № 3. Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега - ничего не видно. Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка. Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
Опыт № 4.
После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
Рассмотрим одинаковые свойства снега и льда.
Опыт № 5. Возьмём снег и кусочек льда, принесем домой, поместим их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду.
Причем снег растаял быстрее, чем лёд.

Опыт № 6. Бросим снег и лёд в емкости с водой. Мы видим, что снег и лёд не тонут.
Вывод: снег и лёд легче воды.
Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.
III.Значение снега и льда в жизни природы и человека.
Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. Это озимые сорта пшеницы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик,
Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.
Различные свойства.
Снег - белый, непрозрачный, быстро тает, мягкий, рыхлый.
Лёд - бесцветный, прозрачный, медленно тает, твердый, хрупкий.
Общие свойства.
- Легче воды.
- Состоят из воды.
- Сохраняют тепло.
Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.
Наблюдение №2. Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.
IY. Заключение.
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых. А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте. Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю - говорит льдинка – думаю, что ты никогда - никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили. Их говорок, наверное, и вы слышали, ребята, ведь к нам пришла весна.

Литература.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.
2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.
3.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.- 128 с..

Морозова Марина Юрьевна

Цели:

Знакомить детей с агрегатными состояниями воды;

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда;

Развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность;

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

Материал для проведения опыта – эксперимента:

Снег на блюдце;

Кусочки льда на блюдце.

Описание опыта – эксперимента.

Рассматриваем с ребятами снег и лёд. Объясняю ребятам, что и снег, и лёд – агрегатные состояния воды. Лёд и снег – это замёрзшая вода. Ребята рассказывают о свойствах снега и льда (снег белый и рыхлый, а лёд бесцветный и твёрдый).

Перед ребятами ставится проблемная задача: «Что быстрее растает снег или лёд?»

Ребята сразу же отмечают то, что и снег, и лёд в группе растают, потому что в помещении группы тепло.

Рассуждают о том, что же растает быстрее.

Предлагаю ребятам понаблюдать.

Ребята на протяжении длительного времени следят за состоянием снега и льда. С удивлением обращают внимание на то, как постепенно уменьшается горка снега на блюдце, и уменьшаются кусочки льда.


Через некоторое время ребята отмечают, что весь снег растаял, превратившись в воду, а кусочки льда уменьшились в размерах, но ещё не совсем растаяли.


Вывод.

В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.

Сколько же было у детей радости и восторга, когда им разрешили взять в руки, не растаявшие кусочки льда!





Ребята обратили внимание и на то, что в воде от растаявшего снега видна грязь. Значит снег грязный, хотя кажется белым и чистым.

Вода от растаявшего льда – чистая, так мы замораживали чистую воду из водопроводного крана.


Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Цель: узнать, что произойдет со снегом, если ее залить водой. Задачи: развивать интерес к экспериментированию; расширить знания детей о.

Цель: Знакомить детей со свойствами снега (тает в тепле, превращается в воду); развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе тема «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Цель: обобщать и расширять.

]В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется.

Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный,.

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности

Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой

Привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного

Продолжать учить детей делать элементарные выводы

Развитие речи детей, мышления

Развитие творческих навыков детей

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, художественная

Литература, коммуникация

Оборудование:

Заранее изготовленные цветные льдинки

Детские ведерки с водой

Деревянные заточенные палочки

Предварительная работа: изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Дети с воспитателем выходят на участок. Воспитатель читает стихи:

Снег пушистый, серебристый,

Мягко стелется ковром

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая сегодня снежная погода, сколько снега намело! Возьмите на ладошки снег. Как вы думаете, из чего он состоит.

Если дети затрудняются, Незнайка им помогает.

Незнайка: - Снег состоит из снежинок.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками

Туча по небу плыла. И округлить в форме шара (туча)

Вдруг из тучи над землей Руки поднять вверх, пальцы развести в

Полетел снежинок рой стороны. Поворачивать кисти, медленно

Опуская руки (снежинки летят)

Ветер дунул, загудел - Подуть на кисти рук (губы округлить и

Слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая

Вверх, вращая ими (снежинки летят)

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть, подружиться. Руки (кружатся снежинки)

Воспитатель: - Снег состоит из снежинок. Давайте их рассмотрим.

(Рассматривают снежинки на варежках)

Вот какие красивые снежинки. Давайте нарисуем на снегу деревянными

Палочками снежинки?

Дети рисуют палочками на снегу снежинки.

Воспитатель: - Возьмите в руки снег, какой он?

Дети: - Белый, холодный.

Воспитатель: - Подуйте на снежок. Что с ним происходит?

Дети: - Снег разлетелся. Он легкий, пушистый.

Воспитатель:- А теперь попробуйте слепить, что - нибудь из этого снега.

Дети:- Не лепится, не можем слепить…

Воспитатель:- А слепить из него вы ничего не можете, потому, что в морозную погоду, снег пушистый, мягкий, рыхлый. Из такого снега лепить нельзя.

Появляется Незнайка на коньках. Идет и падает.

Воспитатель:- Незнайка, откуда ты идешь, и почему на коньках?

Незнайка: - Да вот, хотел на коньках покататься, да что-то у меня не получается, коньки не едут!

Воспитатель:- Дети, можно на коньках по снегу кататься?

Дети: - Нет!

Воспитатель: -А где же можно кататься на коньках?

Дети:- На льду.

Незнайка:- А, что такое лед? И где же я возьму лед?

Воспитатель:- Вот посмотри, мы с ребятами недавно приготовили льдинки.

(показывает льдинки)

Ребята, что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, заморозили воду в формочках. Посмотрите, какой лед на ощупь?

Дети: - Твердый, холодный, прозрачный, скользкий.

Воспитатель: - Давайте попробуем его бросить, и посмотрим, что с ним будет?

Дети: - Он разбился.

Воспитатель: - Лед хрупкий.

Воспитатель: – Именно лед, нужен для того, чтобы кататься на коньках. Ведь именно он скользкий. А из чего ребята можно сделать лед?

Дети: - Из воды.

Воспитатель: - Правильно ребята. Ведь наши льдинки мы с вами делали из воды.

Воспитатель подходит к заранее подготовленной площадке для льда.

Воспитатель: - Незнайка, сейчас мы вместе с ребятами зальем эту площадку водой. А

Завтра на этом месте появится лед.

Воспитатель вместе с детьми заливают площадку.

(Обратить внимание на безопасное выполнение задания)

Воспитатель: - Ты понял, Незнайка, что нужно сделать, чтобы получить лед?

Незнайка:- Спасибо, ребята! Я теперь знаю, как воду превратить в лед!

Воспитатель: - Незнайка, ребята, а вы знаете, как превратить лед в воду?

Незнайка:- Нет!

Воспитатель:- Сейчас мы вернемся в группу, возьмем с собой льдинки, снег в ведерке и вернемся в группу.

Опыт 1 «Что тает быстрее снег или лед?»

Принести лед и снег в помещение, поместив каждый в отдельную посуду. Дети следят за состоянием снега и льда в теплом помещении. Они растаяли и превратились в воду. Снег растаял быстрее льда.

Опыт 2 «Что растает быстрее?»

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные проме-жутки времени.

Вывод: - лед, снег – это то же вода.

Воспитатель: - Ребята, в какое время года, мы с вами можем увидеть снег и лед?

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Правильно, зимой. А какими видами спорта могут заниматься зимой взрослые и дети?

Дети: - Лыжами, коньками, катание на санках…

Воспитатель: - Правильно ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры

(игры можно проводить, когда необходимо подождать результата опыта)

П/ и «Я назову, а ты покажи» - воспитатель называет вид спорта, а дети должны изобразить его.

Д/и «Собери вид спорта» - разрезанные картинки необходимо собрать, и назвать вид спорта.

Д/и «Посчитаем до пяти» - образование существительных множественного числа в имени-тельном и родительном падежах.

Одна лыжа, две лыжи, три лыжи….

нное занятие с элементами экспериментальной деятельности

Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой

привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного

Продолжать учить детей делать элементарные выводы

Развитие речи детей, мышления

Развитие творческих навыков детей

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, художественная

литература, коммуникация

Оборудование:

Заранее изготовленные цветные льдинки

Детские ведерки с водой

Деревянные заточенные палочки

Предварительная работа: изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Дети с воспитателем выходят на участок. Воспитатель читает стихи:

– Снег пушистый, серебристый,

Мягко стелется ковром

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какая сегодня снежная погода, сколько снега намело! Возьмите на ладошки снег. Как вы думаете, из чего он состоит.

Если дети затрудняются, Незнайка им помогает.

Незнайка: – Снег состоит из снежинок.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками

Туча по небу плыла. И округлить в форме шара (туча)

Вдруг из тучи над землей Руки поднять вверх, пальцы развести в

Полетел снежинок рой стороны. Поворачивать кисти, медленно

опуская руки (снежинки летят)

Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и

слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая

Вверх, вращая ими (снежинки летят)

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть, подружиться. Руки (кружатся снежинки)

Воспитатель: – Снег состоит из снежинок. Давайте их рассмотрим.

(Рассматривают снежинки на варежках)

– Вот какие красивые снежинки. Давайте нарисуем на снегу деревянными

палочками снежинки?

Дети рисуют палочками на снегу снежинки.

Воспитатель: – Возьмите в руки снег, какой он?

Дети: – Белый, холодный.

Воспитатель: – Подуйте на снежок. Что с ним происходит?

Дети: – Снег разлетелся. Он легкий, пушистый.

Воспитатель:- А теперь попробуйте слепить, что – нибудь из этого снега.

Дети:- Не лепится, не можем слепить…

Воспитатель:- А слепить из него вы ничего не можете, потому, что в морозную погоду, снег пушистый, мягкий, рыхлый. Из такого снега лепить нельзя.

Появляется Незнайка на коньках. Идет и падает.

Воспитатель:- Незнайка, откуда ты идешь, и почему на коньках?

Незнайка: – Да вот, хотел на коньках покататься, да что-то у меня не получается, коньки не едут!

Воспитатель:- Дети, можно на коньках по снегу кататься?

Дети: – Нет!

Воспитатель: -А где же можно кататься на коньках?

Дети:- На льду.

Незнайка:- А, что такое лед? И где же я возьму лед?

Воспитатель:- Вот посмотри, мы с ребятами недавно приготовили льдинки.

(показывает льдинки)

– Ребята, что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: – Правильно, заморозили воду в формочках. Посмотрите, какой лед на ощупь?

Дети: – Твердый, холодный, прозрачный, скользкий.

Воспитатель: – Давайте попробуем его бросить, и посмотрим, что с ним будет?

Дети: – Он разбился.

Воспитатель: – Лед хрупкий.

Воспитатель: – Именно лед, нужен для того, чтобы кататься на коньках. Ведь именно он скользкий. А из чего ребята можно сделать лед?

Дети: – Из воды.

Воспитатель: – Правильно ребята. Ведь наши льдинки мы с вами делали из воды.

Воспитатель подходит к заранее подготовленной площадке для льда.

Воспитатель: – Незнайка, сейчас мы вместе с ребятами зальем эту площадку водой. А

завтра на этом месте появится лед.

Воспитатель вместе с детьми заливают площадку.

(Обратить внимание на безопасное выполнение задания)

Воспитатель: – Ты понял, Незнайка, что нужно сделать, чтобы получить лед?

Незнайка:- Спасибо, ребята! Я теперь знаю, как воду превратить в лед!

Воспитатель: – Незнайка, ребята, а вы знаете, как превратить лед в воду?

Незнайка:- Нет!

Воспитатель:- Сейчас мы вернемся в группу, возьмем с собой льдинки, снег в ведерке и вернемся в группу.

Опыт 1 «Что тает быстрее снег или лед?»

Принести лед и снег в помещение, поместив каждый в отдельную посуду. Дети следят за состоянием снега и льда в теплом помещении. Они растаяли и превратились в воду. Снег растаял быстрее льда.

Опыт 2 «Что растает быстрее?»

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные проме-жутки времени.

Вывод: – лед, снег – это то же вода.

Воспитатель: – Ребята, в какое время года, мы с вами можем увидеть снег и лед?

Дети: – Зимой.

Воспитатель: – Правильно, зимой. А какими видами спорта могут заниматься зимой взрослые и дети?

Дети: – Лыжами, коньками, катание на санках…

Воспитатель: – Правильно ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры

(игры можно проводить, когда необходимо подождать результата опыта)

П / и «Я назову, а ты покажи» – воспитатель называет вид спорта, а дети должны изобразить его.

Д/и «Собери вид спорта» – разрезанные картинки необходимо собрать, и назвать вид спорта.

Д/и «Посчитаем до пяти» – образование существительных множественного числа в имени-тельном и родительном падежах.

Одна лыжа, две лыжи, три лыжи….

Что еще почитать