1 семья как социальный институт. Семья как социальный институт. Функции семьи

Является самым важным в общественных отношениях. Его изучением занимаются социологи, психологи, сексологи и многие другие. Такое пристрастное внимание неслучайно. Семья, как является одним из важных носителей принципов культуры и воспитания личности, которые являются уже традиционными и передаются из поколения в поколение. Первоначальное воспитание человек получает в семье. Там же ему прививают навыки поведения, дают образование.

В каждом определенном обществе существуют свои понятия и жизни. Поэтому у людей, входящих в это сообщество, формируется мнение, что их устои самые правильные.

Семья, как социальный институт, настолько важна для общества, что рассматривать какой-то определенный тип как основной не имеет смысла. Корни семейных отношений лежат глубоко в древности. Именно тогда началось зарождение этого института.

Типология семьи включает виды, которые различаются в зависимости от формы ее организации и от родственных связей входящих в ее состав людей.

Одним из основных типов является сочетание: муж, жена и дети. Это классический вариант, который представляется каждому при упоминании этого слова. Этот тип называется супружеским. В его основе лежат брачные отношения двух людей, которые не связаны родственными узами.

Второй тип - это родственная семья. В ее основе лежит кровное родство. Обычно это многочисленные родственники, представляющие клан, в который входят братья и сестры, их мужья и жены, дети, тети, дяди и т.д.

Семья, как социальный институт, существует в этих двух формах, но их значимость не одинакова. Обычно родственный необходим для торжеств, общения и поддержания семейных уз. Большую значимость имеет супружеский тип. В этом случае роль семьи в жизни человека огромна. Даже законодательство предписывает определенные нормы и правила по отношению к детям или родителям, но ничего не говорит о связях с более дальними родственниками.

Супружеская семья подразумевает отношения между супругами и их детьми. Родственный тип включает в себя более широкий спектр связей. В такой семье супруги подвержены большему влиянию со стороны своих родственников, и лишь наполовину вхожи в новую семью.

От зависит и воспитание, которое получает ребенок. В родственной семье забота и ответственность о нем лежит не только на родителях, но и на многочисленной родне. Круг общения его обширен, и это хорошо сказывается на воспитании. Многие родственники готовы взять на себя обязанности родителей.

Как социальный институт, в большей мере представляет супружеский тип. Это обусловлено местом проживания, которое может находиться далеко от остальной родни. Многие не поддерживают родственные связи в силу определенных обстоятельств.

Брак является одной из более приемлемых форм семьи. Официально оформленные отношения - это не только будущее потомство и его воспитание. Брак подразумевает также много других прав и обязанностей. Его можно назвать образцом, в виде которого представлена семья, как социальный институт. В каждом отдельном обществе существуют свои нормы поведения, которые складываются годами. Они также зависят от экономических условий.

Иногда складывается ситуация, когда выбор супруга не зависит от человека. Он происходит на основании некоторых правил и устоев, которые ограничены только пределами конкретного общества.

В большинстве случаев семья, как социальный институт, носит моногамный характер. Но встречаются редкие случаи полигамных браков.

Для каждого человека семья является образцом для формирования характера и норм поведения в обществе. Поэтому развитию этого института должно уделяться особое внимание.

Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.

Она обладает следующими характеристиками:

  • Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
  • Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
  • Она является малой социальной группой.
  • Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.

Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.

Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:

  • Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
  • Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
  • Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
  • Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
  • Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
  • Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
  • И другие.

Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.

Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.

Специфика семьи как социального института

Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.

Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.

Развитие семьи как социального института

Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:

  • Добрачный.
  • Создание союза.
  • Становление.
  • Начало и окончание деторождения.
  • Воспитание детей.
  • Отделение от семьи последнего ребенка.
  • Распад в результате смерти супруга или развода.

Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.

Виды и формы семейных и брачных отношений

На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.

Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».

По своему типу отношения разделяют на:

  • Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
  • Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.

Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.

По форме брак может быть:

  • Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
  • Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.

В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.

Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:

  • Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
  • Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
  • Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.

По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:

  • Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
  • Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.

Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.

Проблемы современной семьи как социального института

С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:

  • Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
  • Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
  • Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.

Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:

  • Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
  • Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
  • Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
  • Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
  • «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.

Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:

  • Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
  • Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.

К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.

Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.

А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:

  • Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
  • Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
  • Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
  • Изменились функции семьи.
  • Уменьшилось количество детей.
  • Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи : малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции : 1) воспроизводства населения, 2) хозяйственно -экономическую, 3) воспитательную, 4) рекреационную, 5) социального контроля. При этом считается, что семья – это и есть испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями. С этим можно и нужно согласиться. Но, с другой стороны, выполняя свою функцию передачи социального опыта, институт семьи не ограничивается только тем опытом, который приемлем с точки зрения интересов общества. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей. Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей. Деторождение, например, важнейшая функция семьи. Однако семья параллельно принимает активное участие и в процессе воз-растания патологического груза в населении; женщины с начальным образованием, как свидетельствует статистика, рожают в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем женщины с высшим образованием; время, которое женщина тратит на выполнение домашних обязанностей не оставляет возможности ей развивать свои профессиональные качества, тормозит социально-профессиональный и квалификационный рост и т. д. Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования). В качестве малой социальной группы семья рассматривается, когда речь идет о внутренних связях в семье. Такое рассмотрение позволяет решать вопросы о мотивах и причинах вступления в брак и разводах, динамики супружеских отношений и т. д. В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).

В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей :

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).

Типы семей по наличию супругов: полная и неполная .

Типы семей по наличию и количеству детей: многодетная, среднедетная, однодетная, бездетная. С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные.

Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи :

- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

- воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

- духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

-социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

- экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

- сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

- досуговая (организация совместного отдыха);

- эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

- сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи :

Добрачный,

· создание семьи,

· становление молодой семьи,

· рождение ребенка (детей),

· воспитание,

· функционирование семьи,

· регулирование межличностных отношений,

· распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга).

Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь.

Нельзя не упомянуть о том, что одно из научных направлений в социологии семьи – парадигма кризиса семьи как социального института – дает основание для мрачных прогнозов о перспективах семьи. Есть мнение, что ее социальный потенциал исчерпан. Действительно, статистика последних лет фиксирует увеличение числа заключаемых браков, однако параллельно продолжает возрастать количество разводов, что соответственно увеличивает число неполных, т.н. осколочных семей (родитель плюс ребенок). По-прежнему самой популярной моделью семьи остается однодетная семья. Только официально в России зарегистрирована огромная «армия» детей-беспризорников (около 2 млн.). Выводы неутешительны: семья как социальный институт не справляется с основными функциями воспроизводства и социализации новых поколений.

Как уже было сказано, современная семья отличается многообразием форм и типов. В каждой типологии можно выделить преобладающий тип семьи. Модель современной российской семьи выглядит примерно так:

· по числу детей – чаще однодетная или совсем без детей;

· по числу семейных ролей – неполная (с одним родителем);

· по месту жительства – вынужденно патри- или матрилокальная (соответственно – расширенная), реже – унилокальная (нуклеарная);

· основанная на зарегистрированном браке или сожительство без оформления брака ;

· по способу распределения власти в семье;

· по социальному статусу супругов – гомогенная (социально-однородная);

· по национальной принадлежности супругов – однонациональная или межнациональная.

Есть и такие явления, как однополые – гомосексуальные семьи.

Картина пестрая, зачастую не соответствующая общепринятому определению семьи. Создается впечатление, что выполнение некоторых функций семьи «закреплено» за определенным типом семьи: так, функция воспроизводства – за неполными семьями, функция экономической поддержки – однодетными полными семьями или бездетными, так как доказано, что рождение каждого следующего ребенка негативно сказывается на материальном благополучии членов семьи. При этом функции социализации и преемственности семейных поколений могут выполняться разными типами семьи, но при условии: они должны быть благополучными.

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи: малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством норм и санкций. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции: воспроизводства населения,

хозяйственно-экономическую, воспитательную, рекреационную, социального контроля.

Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Деторождение, например, важнейшая функция семьи.

Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).

В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).


В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов). С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные. Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи:

Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

Воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

Хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

Духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

Социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

Экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

Сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

Досуговая (организация совместного отдыха);

Эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

Сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи: добрачный, создание семьи, становление молодой семьи,

рождение ребенка (детей), воспитание, функционирование семьи, регулирование межличностных отношений, распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга). При безраздельном господстве моногамного брака в современном мире значительно распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на брачный союз. Материнская семья – это матери-одиночки по отечественной терминологии. Большинство женщин, особенно в возрасте 40-45 лет, идут по пути материнства сознательно, из-за желания иметь собственного ребенка и не быть одинокой. Другие становятся матерями в силу обстоятельств, не имея выраженной потребности в детях. Среди них высок процент 15-19-летних. О количественной распространенности материнской семьи можно судить по статистике внебрачной рождаемости в стране. При одном миллионе детей, брошенных или сданных в детские дома, бывает горько слышать о том, что в ряде западных, стран, например, в Голландии, практически нет нежеланных детей. Другая форма внебрачных семей – неполная. У нее другое происхождение. Если материнская семья изначально безбрачная, то неполная – результат овдовения или развода. По некоторым расчетам, в среднем к достижению человеком 75-летнего возраста в нашей стране распадаются все браки: 23% прекращаются из-за смерти жены, 53% - из-за смерти мужа, остальные - из-за развода. Особый вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей. Существует множество самых различных прогнозов о будущем семейно-брачных отношений. В оценке частных аспектов отдельные авторы вдруг начинают уверять, что в XXI веке исчезнут одиночки, однодетные семьи и разводы, хотя оснований для таких предположений пока нет. Относительно общих тенденций развития семьи серьезные исследователи не рискуют заглядывать в отдаленное будущее из-за ограниченности статистического материала. Но существует мнение, что магистральное направление развития семьи - это эволюция ее в новую, в определенной мере уже существующую, форму, условно называемую супружеской семьей. Спектр мотивов заключения брака очень широк: любовь, общность интересов и взглядов, ощущение одиночества, вероятность рождения ребенка, материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у него квартиры и т. д. и т. п. Некоторые исследователи условно сводят мотивацию брака к трем подгруппам: брак по любви, брак по стереотипу поведения, т. е. по рефлексу подражания, и брак по расчету. Другие говорят о пяти типах мотивации: по любви, по духовной близости, по материальному расчету, по психологической адекватности, по моральным соображениям. Разумеется, возможны различные комбинации мотивов.

Очевидно, что большинство браков заключается по любви. В России, по некоторым опросам, 2/3 мужчин и 3/4 женщин указывают в качестве мотива вступления в брак любовь и взаимную привязанность. Однако понятие «любовь» многозначно и неопределенно. При удачном браке первоначальную привязанность начинают оценивать как любовь, а при разводе любовь оказывается легкомысленным увлечением. Понимание любви и оценка ее роли в браке неодинаковы в разных странах. Так, при опросе, проведенном в свое время советским и американским журналами, на вопрос: «Что является основой счастливого брака»? – 52% американок сказали: «дружба», а 54% представительниц СССР назвали «любовь». Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь. Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная -- в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая -- включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная -- (лат. regeneratio -- возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь -- только своему, родному

г) образовательно-воспитательная -- (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля -- моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная -- (лат. recreatio -- восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения -- развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная -- предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая -- позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная -- психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Что еще почитать