14 февраля день святого валентина история возникновения. День святого Валентина: Именины без именинника. Традиции Дня Святого Валентина


Во второй половине III века нашей эры в итальянском городе Терни жил священник по имени Валентин. Молодой христианин был добр и отзывчив, в свободное от проповедей время он занимался медициной и помогал людям. В то время огромной Римской империей правил император Клавдий II - заклятый язычник и большой любитель повоевать с непокорными соседями. Заметив, что некогда доблестные и отважные легионеры, сами рвущиеся в бой, стали гораздо больше времени уделять своим семьям, детям и домашнему хозяйству, императору не пришло в голову ничего, кроме как издать совершенно безумный закон.
"Отныне мужчины не имеют права жениться, поскольку мысли женатого воина заняты не тем, чем положено!" - заявил Клавдий и баста. Горожане, конечно, поворчали, но перечить первому лицу в государстве не стали. Однако незатейливый план его величества не торопился притворяться в жизнь. Вместо того, чтобы думать о благе империи, уже благополучно вступившей в период упадка, и воевать в никому, кроме императора, ненужных войнах солдаты, как и раньше, влюблялись в обворожительных римлянок и женились на них, только теперь уже тайно. А отважный Валентин, не боясь императорского гнева, венчал влюбленных легионеров. Более того, иногда он помогал косноязычным воякам грамотно составлять любовные письма, а если те ссорились со своими пассиями, то непременно мирил их. Церемонии священник проводил у себя дома. В полумраке при свете единственной свечи жених и невеста произносили клятву любви и верности, вслушиваясь в каждый шорох. Утаить свадьбу в небольшом городке было не легче, чем шило - в мешке, поэтому вскоре до императора стали доходить тревожные слухи. Буквально помешанные на Римском праве законопослушные патриции такой дерзости стерпеть, разумеется, не смогли. Над Валентином сгустились тучи, и в конце 269 года, в дом к священнику ворвалась императорская охрана. К счастью пара, которую Валентин сочетал в тот момент, успела бежать. Арестованного заковали в кандалы и бросили в тюрьму. Взбешенному Клавдию не понадобилось много времени, чтобы подписать смертный приговор.

Последние дни священник проводил в молитве и старался не падать духом. Мимо тюрьмы, в которой был заточен Валентин, проходило множество людей, все они сочувствовали священнику, старались изо всех сил поддержать его - в окно камеры то и дело летели записки со словами благодарности и цветы. Одной из посетительниц знаменитого арестанта стала дочка тюремного надзирателя. Услышав трогательную историю о тайных браках, Джулия была очарована храбростью Валентина и тут же влюбилась в него, хотя и не имела возможности взглянуть на своего избранника - девушка была от рождения слепой. Не смея нарушать обед безбрачия, Валентин не отвечал ей взаимностью, но в день казни, он отправил ей короткое письмо с признанием в любви и подписью "От Валентина". Отсюда и пошла традиция дарить валентинки. По легенде, получив валентинку, дочь надзирателя в одно мгновение прозрела. Валентина казнили 14 февраля 269 года. Церковь нарекла его святым великомучеником, а влюбленные сделали - своим покровителем. В тот же день вся Римская империя справляла праздник богини любви и брака Юноны - тоже своего рода языческий День Влюбленных.

Говорят, что каждую весну у могилы Святого Валентина, возле одной из римских церквей расцветает розовое миндальное дерево - символ верной любви.

Широко распространено мнение, что День святого Валентина был специально введён католической церковью, чтобы заменить древнеримский праздник Луперкалии. Однако никаких достоверных доказательств этому нет, да и сама фигура святого Валентина настолько туманна и не связана с любовью, что Римская католическая церковь отказалась от литургии по случаю этого дня. Разбираемся в тайне самого романтического праздника.

Кто такой святой Валентин

Существует довольно много христианских святых по имени Валентин, и по меньшей мере двоих из них чествовали 14 февраля: Валентина Римского и Валентина Тернийского (или Интерамнского).

О Валентине Римском известно только то, что он был священником в Риме, его убили в 269 году и похоронили у Фламиниевой дороги, ведущей из Рима на север.

Валентин же Тернийский проповедовал в городе Интерамне (ныне Терни). Согласно его житию, римский аристократ Кратон, когда у него заболел сын, отчаявшись после неудачных попыток врачей вылечить его, позвал на помощь местного епископа. По преданию, он исцелил юношу с помощью молитвы, из-за чего вся его семья обратилась в христианство, а когда весть об этом разнеслась по городу, христианство приняли и многие другие горожане, включая сына градоначальника. Возмущённый градоначальник приказал арестовать Валентина и потребовал от того принести жертву языческим богам, и, когда тот отказался это сделать, обезглавил его.

Также в связи с этой датой упоминается ещё один святой Валентин, о котором известно только то, что он с товарищами был убит в Африке.

В католической традиции всех этих святых почитали 14 февраля. Однако в 1969 году на Втором Ватиканском Соборе святого Валентина исключили из литургического календаря, поскольку достоверно о нём было известно только то, что его обезглавили. Вместо него 14 февраля, как и в православной традиции, стали чтить святых Кирилла и Мефодия. В православии же день Валентина Римского отмечается 6 июля, а Валентина Тернийского - 30 июля.

Связь праздника с Луперкалиями

Широко распространено мнение, что в качестве праздника любви День святого Валентина заменил римский языческий праздник Луперкалии, связанный с плодородием и деторождением. В рамках этого праздника римские аристократы приносили в жертву животных, а потом бегали голышом по городу и стегали женщин полосками кожи. Женщины же с удовольствием подставлялись, потому что считалось, что это повысит их способность к деторождению.

Луперкалии якобы были так популярны, что Папа Геласий I попытался запретить их и в 494 году ввёл вместо них день святого Валентина. Однако Луперкалии были локальным для Рима праздником и больше нигде не отмечались.

Некоторые исследователи предположили, что праздник, введённый Геласием, был не Днём святого Валентина, а Днём очищения святой Девы Марии. И ввёл он его в Иерусалиме, поскольку Иерусалим был местом рождения Иисуса. Позже этот праздник слился со стоящим рядом Сретением Господним. Однако и этот праздник появился уже после Геласия, так что широко растиражированное убеждение, что День святого Валентина заменил Луперкалии по решению Католической церкви, оказывается полностью ложным.

Как возникли романтические коннотации у этого праздника

Миф о связи Дня святого Валентина с Луперкалиями впервые появился в работе английского католического священника и агиографа Алана Батлера «Жизни первых святых», написанной между 1756 и 1759 годами. Скорее всего, он, за неимением достоверной информации о Дне святого Валентина, попытался искусственно увязать уже существовавшие на тот момент традиции его празднования с другими, более древними праздниками. Однако никаких доказательств он своей теории не приводит. Несмотря на это, многие историки и публицисты, рассказывая про историю праздника, некритично опирались именно на его работу.

В действительности же первые упоминания Дня святого Валентина, в связи с романтической любовью, появились только в XIV веке. Они появляются в поэзии родоначальника английской литературы Джеффри Чосера. Он упоминает этот день как время начала весны, когда природа пробуждается, и птицы начинают петь, чтобы найти себе пару.

Надо заметить, что коннотация весны и любви - довольно типичное явление. Те же Луперкалии также были праздником плодородия: как природного, так и женского. В греческой же мифологии существует легенда о Персефоне - богине плодородия, которая влюбилась в Аида и ежегодно спускается к нему в царство на полгода. Именно на эти полгода и наступают осень и зима.

Однако 14 февраля - слишком раннее время для наступления весны. По одной из версий, Чосер говорит о другом святом Валентине - архиепископе Генуи, которого, предположительно, почитали 3 мая.

По другой же версии, во времена Чосера День святого Валентина сместился ближе к концу месяца и приходился на 23 февраля. Это связано с тем, что в его времена пользовались юлианским, а не более точным грегорианским календарём. Из-за того, что движение Земли вокруг Солнца происходит не ровно за 365 дней, в обоих календарях происходит постепенное смещение календарных дат по сравнению с реальными временами года. Однако если в юлианском календаре оно происходит каждые 128 лет, то в григорианском - каждые 10 000 лет. Поэтому, когда в 1582 году происходил переход с юлианского календаря, которым на тот момент пользовались уже 15 веков, на грегорианский, разница между ними составляла 10 дней.

В любом случае, именно Чосер и поэты из его круга романтизировали День святого Валентина и придумали большинство связанных с ним легенд, в том числе и легенду о том, что святой Валентин был священником, который тайно венчал влюблённых, вопреки запрету императора.

Превращение Дня святого Валентина в День всех влюблённых

Окончательное же становление Дня святого Валентина в качестве Дня всех влюблённых произошло только в XIX веке. До этого времени это был локальный английский праздник, который по-разному отмечался крестьянами из разных регионов и аристократией. Так, например, у крестьян из Норфолка было принято на День святого Валентина, как и на многие другие религиозные праздники, выяснять своих суженых, а также дарить детям конфеты. У аристократии прижилась традиция писать любовные послания. Этот обычай появился после XV века, благодаря герцогу Орлеанскому, который, сидя в английской тюрьме, отправил своей жене первую в истории валентинку.

В XIX же веке эти традиции стали переплетаться, поскольку разница между крестьянами и аристократами стала стираться, вследствие индустриализации, демократизации и урбанизации. Кроме того, в XIX веке началось становление , спровоцировавшее моду на обращение к народным и древним национальным традициям.

Это, в свою очередь, вызвало всплеск интереса к средневековой традиции куртуазной любви - ритуального ухаживания рыцаря за прекрасной дамой. Именно на основе этой традиции сформировались современные представления о . И так уж совпало, что времена куртуазных традиций пришлись именно на время жизни Джеффри Чосера, который, как мы помним, впервые связал День святого Валентина с любовью, так что его поэзия стала важным источником для конструирования и современных представлений о романтике.

К 40-м годам XIX века, бывший локальным английским религиозным праздником, День святого Валентина вызвал настоящую романтическую лихорадку сначала в Великобритании, а потом и в США. Торговцы же быстро подхватили эту идею, поняв, что из неё можно извлечь большие выгоды, заработав на шоколаде, подарках и поздравительных открытках, и поспособствовали популяризации и коммерциализации праздника. И уже благодаря им праздник распространился по всему остальному миру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Отмечать ли православным верующим этот день? Разве у нас нет “своего” праздника – дня Петра и Февронии? Ведь именно эти святые для нас – пример великой любви? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных?

На самом деле традиция праздновать день святого Валентина имеет непростую историю, связанную с мученичеством, гибелью за веру, и современные традиции празднования “дня всех влюбленных” никак не связаны с событиями, происходившими в реальности. Важно помнить, что суть этого дня для христианина вовсе не сводится к тому, чтобы подарить кому-то открытку с сердечком – “валентинку” или белый шоколад. Знали ли вы, что три святых Валентина погибли за веру? Их трудная история жизни и мученической кончины не соответствует “глянцевой” истории о покровителе влюбленных. Говоря о святом Валентине, мы рассказываем историю христианского мученика?

Татьяна Федорова, автор нашей статьи, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

Не стоит уличать молодых людей, которые обмениваются подарками, в следовании западным традициям или в том, что они отмечают языческий праздник, лучше дать почитать наш материал, в котором мы подробно расскажем, почему день святого Валентина – это не тот день, когда просто поздравляют влюбленных. А проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день, необязательно ждать несуществующего романтического праздника. Тем более, если праздник этот искусственно связан с христианским святым, который отдал свою жизнь за веру.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».

Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина » принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.

Немного истории

Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».

Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные факты, избегая домыслов и фантазий.

Первое, что подтверждается римскими мартирологами – это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру.

Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.

О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современный город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.

В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».

Рождение традиции

В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования и , приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.

Луперкалии

Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е. затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.

Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».

Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.

Джакопо Боссано. Св. Валентин крестит св. Люсиллу. 1575 г.

В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» – житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.

Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его “Валентиной”, так же как и он ее “Валентином”, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его “дамой сердца”. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Современное почитание и современный праздник

Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.

В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, – 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.

Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера – составителя «Батлерова жития святых» – и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю.

Традиция отмечать День всех влюбленных, он же День святого Валентина, пришла к нам с Запада. В этот день влюбленные дарят друг другу подарки, признаются в любви и, конечно же, обязательно дарят друг другу специальные открытки – валентинки. Интересна история возникновения этого праздника.

Существует красивая легенда о происхождении Дня всех влюбленных. Согласно этой легенде, римский император Клавдий II, живший в третьем веке нашей эры, был противником брачных союзов, так как они мешали его легионерам хорошо воевать. Поэтому император издал указ, запрещающий жениться. Священник Валентин, вопреки указу, продолжал тайно венчать влюбленных, за что был брошен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Дочь тюремщика, увидев Валентина и узнав его историю, влюбилась в него. Священник ответил ей взаимностью. Так как видеться они не могли, влюбленные общались с помощью переписки. В день казни, 14 февраля 270 (по другим данным 269) года, священник послал своей возлюбленной последнюю записку с подписью «От Валентина».

По другой версии легенды о происхождении праздника всех влюбленных, начальник тюрьмы, в которую был посажен Валентин за свои «преступные» деяния, узнал о целительных способностях заключенного и привел к нему свою слепую дочь Джулию. В день казни Валентин написал Джулии прощальное любовное письмо. Получив записку, девушка обнаружила внутри нее желтый шафран и произошло чудо – она прозрела.

Под именем святого Валентина известно несколько раннехристианских святых мучеников. Одним из них был Валентин – римский священник, которого казнили около 269 года н.э. Еще один известный святой Валентин – это епископ Интерамны. Этот святой был известен своими чудесными исцелениями. Был казнен за то, что обращал в христианскую веру сына градоначальника. Возможно, в легенде упоминается именно этот святой. Праздник 14 февраля в память обоих святых установлен в 496 году папой Геласием I.

Уже в наше время, в 1969 году, в результате реформы богослужения святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны). Католическая церковь 14 февраля чтит память святых Кирилла и Мефодия . Православная церковь отмечает память Валентина, пресвитера Римского 6 (19) июля .

Согласно одной из легенд, корни Дня всех влюбленных уходят к временам язычества. Считается, что «предшественниками» этого праздника были так называемые Луперкалии – праздник изобилия и эротизма. Луперкалии устраивались в Древнем Риме в честь богини «лихорадочной» любви Юноны Фебруаты и бога-покровителя стад Фавна (Луперка) 15 февраля.

Юные девушки писали любовные записки мужчинам и складывали их в специальную урну для жребия. Мужчина, вынувший такую записку, должен был ухаживать за той, кто её написал. В этот день мужчины стегали встречных женщин плетьми, сделанными из кожи жертвенного козла. Это должно было способствовать плодовитости женщин, поэтому они с радостью подставлялись под удары.

Папа Геласий I в 494 году н.э. «передвинул» празднование Луперкалий с пятнадцатого на четырнадцатое февраля. Таким образом, Луперкалии совпадали с днем почитания святого Валентина. Вскоре празднование Луперкалий сошло на нет.

Празднование Дня всех влюбленных именно в феврале связывают также с началом брачного периода у птиц. Считалось, что если в это время заключить брачный союз, то он будет долгим и счастливым.

Традиционно считается, что праздник в честь влюбленных пришел в страны бывшего СНГ с Запада. Однако празднования, в какой-то мере схожие с римскими Луперкалиями, издавна были и на Руси. Так на Руси с древних времен праздновался день Купалы , приходящийся на 7 июля, точнее на ночь с 6 на 7 июля, по старому стилю на ночь с 23 на 24 июня. Праздник был посвящен дню летнего солнцестояния и языческому славянскому богу солнца Купале. В этот день чествовали Солнце, зрелость лета и зеленый покос. Молодые люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки, водили хороводы, пели песни. Позже, в связи с принятием христианства на Руси, этот языческий праздник был заменен на почитание памяти Иоанна (Ивана) Крестителя, ведь день Рождества Иоанна Крестиля совпал с языческим праздником Купала. За праздником закрепилось название «Ивана Купала», под которым мы и знаем его теперь.

8 июля (25 июня по старому стилю) православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии Муромских , покровителей любви и семейного счастья.

Массово 14 февраля как День святого Валентина и как День всех влюбленных в Европе празднуется с XIII века , а в Америке – с 1777 года . Праздник этот является светским (не религиозным).

Или День влюбленных - праздник, который 14 февраля отмечается во всем мире. По поводу происхождения этого праздника существует несколько версий, по одной из которых День святого Валентина когда-то называли "Птичьей свадьбой", так как считалось, что именно в этот день, 14 февраля, птицы выбирают себе пару. По другой версии, много лет назад христианский священник по имени Валентин совершил запрещенный римским императором обряд венчания, за что 14 февраля был казнен и с тех пор он считается покровителем влюбленных.

Еще одна легенда относится к тому времени, когда Рим был языческим. Она повествует о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо.

Очередная легенда совмещает в себе две предыдущие. Рассказывают, что Валентин, будучи епископом Терни, выказывал юным влюбленным особое расположение, помогал писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся, дарил цветы молодым супругам. Арест его был вызван якобы тем, что римский император Юлий Клавдий II не позволял солдатам имперских легионов влюбляться и жениться, а Валентин тайно венчал легионеров. Когда Валентин сидел в тюрьме, он, как гласит легенда, влюбился в слепую дочь своего палача и исцелил ее. Перед казнью он оставил ей прощальную записку с подписью "Твой Валентин".

Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают Святого Валентина и считают его своим заступником. В память о письме, написанном Валентином своей возлюбленной, в этот день принято дарить друг другу поздравительные открытки "валентинки" в виде сердечек, с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Позже в католической Церкви День Святого Валентина стали считать необязательным праздником. С 1969 года, в результате реформы богослужения, святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны).

Несмотря на это, День святого Валентина, покровителя всех влюбленных, получил поистине всемирное признание, он стал популярен во многих странах, среди верующих и не верующих, вне зависимости от национальности и религиозных конфессий. Кроме того, во многих странах нашлись аналоги Дню всех влюбленных, и нередко жители этих стран отмечают праздник дважды - в феврале, в День Святого Валентина, и в свой традиционный день.

В России этот праздник наиболее массово и открыто стал отмечаться с начала 1990-х годов. Своего рода отечественным аналогом Дня Святого Валентина или Дня всех влюбленных в советское время был Международный женский день 8 Марта, а в настоящее время - Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья, отмечаемый 8 июля. В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии , которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

История любви Петра и Февронии подробно и красочно описана в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно Житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать благочестивая крестьянская девица Феврония. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились праведной жизнью и милосердием.

Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в один гроб. Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

По инициативе жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов, были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня свв. Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и в 2008 году праздник получил официальный правительственный статус.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника - всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья. В 2008 году Россия впервые праздновала 8 июля как общенациональный День семьи, любви и верности.

Однако в отличие от западного аналога у российского праздника сразу несколько святых покровителей . Святыми покровителями семейного благополучия считается благочестивая пара - Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица, 29 августа православная церковь чтит память чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери, которая почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. В России есть еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, - это Покров Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им хороших женихов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Что еще почитать