Чертеж основы фартука. Построение чертежа фартука без нагрудника. Чем является одежда для человека

При конструировании одежды выполняются чертежи отдельных ее деталей. В 4 классе вы узнали, что чертеж - это обычно выполненное на бумаге изображение предметов с указанием их размеров. Чертеж швейного изделия - одежды - является разверткой той части фигуры, для которой предназначено конструируемое изделие.

Чертеж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам в натуральную величину, вырезают и получают выкройку, которая может состоять из нескольких частей - деталей.

Любую выкройку можно моделировать, т. е. создавать много разных моделей на основе одной выкройки, изменяя для этого форму отдельных деталей, длину или ширину изделия.

Инструменты и приспособления

Для изготовления выкроек и раскроя вам понадобятся: стол, на котором удобно разместить большой лист бумаги в клетку для построения выкройки швейного изделия в натуральную величину; длинная линейка; простой карандаш; ластик; ножницы; гибкая, но не растягивающаяся сантиметровая лента для снятия мерок, а также для измерения длины и ширины ткани; калька и булавки для копирования готовых выкроек; мелок для обводки выкройки на ткани (рис. 15).

Рис. 15. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки и раскроя: а - сантиметровая лента; б - калька; в - простой карандаш; г - линейка; д - булавки; е - портновские ножницы; ж - портновский мелок; з - ножницы для бумаги

Снятие мерок

Изготовление выкроек начинается с определения размеров фигуры человека и, соответственно, будущего изделия, т. е. со снятия мерок. Для правильного снятия мерок нужно знать расположение конструктивных линий фигуры: линии шеи, линии груди, линии талии, линии бедер (рис. 16).

Рис. 16. Конструктивные линии фигуры

  1. Человек, с которого снимают мерки, должен быть в нижнем белье.
  2. Талию необходимо плотно обвязать шнурком.
  3. Нельзя искусственно изменять фигуру (втягивать живот, прогибаться), так как это повлечет за собой ошибки в определении размера.
  4. Снимать мерки нужно с помощью сантиметровой ленты, не ослабляя и не натягивая ее.

Для построения или выбора выкройки швейного изделия кроме мерок нужно знать рост человека. Для определения роста следует снять обувь, встать спиной к стене. Руки должны быть опущены. На уровне макушки делается метка (не портить при этом стену!), а затем измеряется расстояние от пола до метки (рис. 17, а).

Рис. 17. Снятие мерок: а - рост; б- обхват талии; в - обхват бедер; г, д - длина поясного изделия

Обхват талии (От) - сантиметровая лента должна проходить горизонтально вокруг туловища на уровне талии (рис. 17, б).

Обхват бедер (Об) - сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг бедер: сзади - по выступающим точкам ягодиц, спереди - с учетом выступа живота (рис. 17, в).

Длина поясного изделия (Ди) - сантиметровая лента проходит строго вертикально от линии талии до желаемой длины изделия: для фартука - по линии середины переда, для брюк - по линии бока (рис. 17, г), для юбки - по линии середины спины (рис. 17, д).

Изготовление выкройки фартука

Построение чертежа основы фартука (рис. 18). Если в качестве проектного изделия вы выберете фартук, чертеж его выкройки стройте в такой последовательности.

Рис. 18. Построение чертежа выкроек фартука и пояса-завязки

  1. На листе для выкройки через точку 1 проводится вертикальная линия. Это линия середины фартука.
  2. Из точки 1 надо провести горизонтальную линию - линию талии.
  3. Далее требуется рассчитать ширину фартука. На выкройке изображена только половина фартука. Его ширина на чертеже равна мерке Об: 4 + 10 см (например, 80: 4 + 10 = 20 + + 10 = 30 см).
  4. От точки 1 по линии талии влево отложите ширину фартука (30 см). Получится точка 2. Отрезок 1-2 - это линия талии.
  5. От точки 1 вниз по вертикальной линии следует отложить мерку длины изделия (Ди). Получится точка 3. Отрезок 1-3 - это линия середины фартука, приходящаяся на сгиб ткани; линия середины фартука совпадает с направлением долевой нити.
  6. Из точки 2 проведите вниз вертикальную линию, а из точки 3 влево - горизонтальную линию. Точку их пересечения обозначьте цифрой 4. Отрезок 2-4 - линия бока. Отрезок 3-4 - линия низа. Прямоугольник 1-2-4-3 - полотнище фартука.

Рис. 19. Выкройки фартука

Построение чертежа выкройки пояса-кулиски . Пояс-кулиска - довольно простая и практичная модель пояса (в кулиску фартука вдевается пояс-завязка). Ее можно использовать как для фартука, так и для вашего проектного поясного или плечевого изделия. Чертеж пояса-кулиски строится следующим образом.

  1. От точек 1 и 2 нужно провести вверх вертикальные линии и отложить на них по 3 см. Полученные точки 5 и 6 соединить. Отрезок 5-6 - линия перегиба. Прямоугольник 1-2-6-5 - цельнокроеный пояс.
  2. От точек 5 и 6 еще раз провести вверх вертикальные линии, на которых отложить отрезки по 3 см. Полученные точки 7 и 8 соединить. Отрезок 7-8 - линия кулиски. Прямоугольник 5-6-8-7 - цельнокроеная обтачка пояса.

Построение чертежа выкройки пояса-завязки . Для фартука чаще всего применяют простейший пояс-завязку. Вертикальную линию середины фартука надо продлить вверх или вниз. Затем выбрать на линии точку 9 (см. рис. 18) и из нее провести горизонтальную линию.

От точки 9 влево по горизонтальной линии откладывается длина пояса-завязки (62 см). Получится точка 10. От точки 9 вверх по вертикальной линии откладывается ширина пояса - 5 см. Получится точка 11.

Отрезок 9-11 - линия середины пояса-завязки (сгиб ткани).

Отрезки 9-10 и 11-12 - продольные срезы пояса (совпадают с направлением долевой нити). Отрезок 10-12 - поперечный срез пояса.

Прямоугольник 9-10-11-12 - пояс-завязка в развернутом виде.

Моделирование фартука. Прямоугольные нижние углы полотнища фартука при желании можно срезать или сделать закрут ленными (рис. 20).

Рис. 20. Моделирование фартука: а - модели; б - выкройки

  1. Надпишите название каждой детали выкройки и их количество (рис. 19):
    • «Фартук (1 деталь со сгибом)»;
    • «Пояс (1 деталь со сгибом)».
  2. Укажите линию середины фартука и сгиба ткани возле отрезка 1-3 (см. рис. 18).
  3. Укажите в миллиметрах величину припусков на швы и подгибку крупными цифрами возле срезов каждой детали.

Изготовление выкройки юбки

Если в качестве проектного изделия вы выбрали юбку, чертеж ее выкройки надо строить в такой последовательности.

Построение чертежа переднего и заднего полотнищ юбки . На большом листе бумаги в клетку построим чертеж переднего и заднего полотнищ юбки в натуральную величину (рис. 21).

Рис. 21. Построение выкройки юбки: а - чертеж выкройки; б - выкройка. Внимание! Технические ограничения не позволяют разместить на чертеже все названия линий, но на вашем чертеже они должны быть обязательно

Для модели юбки на кулиске (кулиска в данном случае - это широкая подгибка по линии талии, в которую вдевается эластичная тесьма, удерживающая юбку на фигуре и образующая сборки) линия талии рассчитывается по формуле: От: 4 + 10 см, где 10 см - припуск на образование сборок, например 64: 4 + 10 = 26 см.

Моделирование юбки. Если нам нужно сделать на юбке разрезы, уменьшить или увеличить ее длину, необходимо нанести линии фасона на чертеж основы (рис. 22). Например, новая длина юбки откладывается от линии талии вниз по линии середины полотнища и по линии бока. Длина разреза в боковых швах откладывается от линии низа вверх по линии бока.

Рис. 22. Моделирование юбки: а - модели; б- выкройки

Подготовка выкройки к раскрою:

  1. Надпишите на чертеже названия деталей выкройки и их количество (см. рис. 21), например: «Переднее и заднее полотнище юбки (по 1 детали со сгибом)».
  2. Отметьте стрелкой направление долевой нити.
  3. Укажите линию середины детали, сгиба ткани и др.
  4. Укажите величину припусков на швы и подгибку (в миллиметрах) крупными цифрами возле срезов детали.
  5. Вырежите детали выкройки.

Копирование готовой выкройки

Можно сделать выкройку путем копирования. Если учитель предложит использовать готовую выкройку, подходящую вам по размеру, ее потребуется перенести на кальку.

Для копирования готовой выкройки кальку нужно наложить на выкройку и приколоть булавками. Затем все контурные и внутренние линии, метки и надписи следует обвести карандашом. После этого остается удалить булавки и вырезать выкройку по контурным линиям.

Практическая работа № 9
Снятие мерок и изготовление выкроек

Вам потребуются: сантиметровая лента, тесьма для фиксации линии талии, большой лист бумаги в клетку, линейка, карандаш, ластик, ножницы.

Порядок выполнения работы

Задание 1 . Снятие мерок.

Снимите мерки, необходимые для изготовления вашего изделия, и запишите их в таблицу в рабочей тетради.

Задание 2 . Построение чертежа выкройки фартука в масштабе 1:4. Пользуясь описанием, приведенным в учебнике, постройте чертеж выкройки фартука в рабочей тетради на листе в клетку, считая 1 клетку за 1 см.

Задание 3 . Моделирование фартука.

  1. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по предложенному эскизу с помощью цветной бумаги.
  2. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по собственному эскизу с помощью цветной бумаги.

Задание 4 . Изготовление выкройки проектного швейного изделия.

  1. Сделайте выкройку изделия, которое вы выбрали в качестве творческого проекта, любым из изученных способов.
  2. Выполните моделирование выкройки.
  3. Надпишите на чертеже названия всех деталей и их количество.
  4. Отметьте направление долевой нити стрелкой.
  5. Укажите на выкройке, где будет находиться сгиб ткани.
  6. Укажите величину припусков на швы и подгибку крупными цифрами возле всех срезов каждой детали.
  7. Вырежите детали выкройки.

Новые понятия

Чертеж, калька, выкройка, моделирование выкройки; Щь снятие мерок, конструктивные линии фигуры: обхват груди, обхват талии, обхват бедер, длина изделия.

Контрольные вопросы

  1. Какие мерки нужно знать для изготовления выкройки вашего ^) проектного изделия?
  2. Какие способы изготовления выкройки вы знаете? Какой из них вы выбрали?
  3. Какие припуски на швы необходимо предусмотреть при раскрое?

Как сшить фартук для работы на кухне, стоит ли делать выкройку. Если Вы задаете себе эти вопросы, то мне есть, что Вам предложить.

Подруга как то попросила меня сшить ей фартук, я думала, как сделать что-нибудь оригинальное и эксклюзивное. У подруги на кухне стояли керамические чашки бежевого цвета с рисунком в виде пейзажиков из домиков и деревьев коричневого цвета.

В результате я сшила простой фартук из клетчатой желтой ткани, а на груди и на подоле сделала аппликацию в виде чашек. Нарисовала контуры чашек на бежевой ткани, нанесла карандашом рисунок пейзажиков, как на настоящих чашках, повторить рисунок было не трудно, и вышила контуры домиков и деревьев коричневыми нитками. Потом укрепила вышивку флизелином, вырезала чашки и настрочила на готовый фартук.

Подруга была в восторге. Это, на самом деле отлично смотрелось. Но, чашки уже разбились, а фартук сносился. Ничто не вечно. Но я помню восторг подруги, ведь она не подозревала, что я сошью фартук, настолько подходящий для ее кухни.

Предлагаю базовую выкройку, сделав которую, Вы сможете сшить фартуки, подходящие именно Вам, на свой вкус и из чего угодно.

Выкройка для фартука

Сделать выкройку стоит. Можно, конечно расчертить прямо на ткани, кроить фартук не сложно, но выкройка настолько проста, что можно элементарно ее приложить к себе и оценить будущий результат просто, глядя в зеркало. И исключить неприятные сюрпризы, в виде неправильно выбранной длины.

Тем более, если Вы собираетесь шить не из цельного куска материи, а из штанин джинсов или из рубашки, или просто из остатков, то лучше выкройку иметь.

Я дала размеры от маленького до большого. Большие размеры, это стандартные размеры для фартуков фирмы Linum elements.

Делаю выкройку своего фартука, не надо ничего считать, умножать на коэффициенты. Просто замерить сантиметровой лентой длину, ширину и отложить на выкройке.

Выкройка 2

Прекрасный, кокетливый фартучек кроится по следующей выкройке. Обратите внимание, выкройка дана для роста 165см. Детали 5 и 6 складываются пополам.

Фартуки с аппликацией

Используя базовую выкройку можно создавать шедевры с помощью аппликации. Техника замечательна тем, что шьется эта красота довольно быстро.

Фартуки в стиле шебби шик

Фартуки из квадрата

Фартуки из джинсов

А ещё фартук – красивый и практичный подарок, а уж если он изготовлен своими руками, ценность его только возрастает. Фартуки приходится часто стирать, поэтому материал должен быть прочным.

Ткань для фартука обязательно должна быть практичной

Но и ситец, сатин, лен отлично справятся со своей задачей, хоть время от времени такой передник нужно будет отправлять в стиральную машину.

Некоторые мастера любят использовать джинсовые карманы и шлейки для отделки фартука. Также детали от одежды, которую уже не носят, можно использовать в оформлении передника.

Начинающие мастерицы выбирают для своего первого передника простые фасоны – например, передник, отороченный лентой, а более умелые хозяюшки могут экспериментировать с фасонами, декорированием, комбинацией цветов, материалов.

Кстати, все опытные швеи утверждают, что именно передник поможет вам освоить все азы работы. И если вы не умеете шить, но хотите научиться, то лучше начать с шитья фартука своими руками. Ведь состоит такое изделие из элементарных, легко соединяющихся друг с другом частей – так что начинаем шить!

Что же касается цвета – пестрая ткань, безусловно, лучше однотонной.На такой ткани пятна не так заметны.

Фасоны фартуков для кухни

Определившись с тканью, нужно выбрать тот самый фасон, который не надоест вам через месяц-другой.

Фасон для фартука можно выбрать предельно простой или усложненный

Сложность выбранного фасона будет зависеть от ваших навыков кройки и шитья

Самый простой фартук:

Дополнительные элементы _рюши, оборки, тесьма, украсят фартук


Фартук понравившегося фасона сшить не сложно, если детально знать его пошив

Выкройка для фартука с карманом по центру:

Форму цельнокроеного фартука можно выбрать по своему желанию:

Идеи для фартуков с отрезной нижней частью
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План урока

5 класс

Раздел: Конструирование.

Тема:

Практическая работа: Построение чертежа фартука с нагрудником.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока:

  • Обучение. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.
  • Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю.
  • Воспитание. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работ, потребность к организации своего рабочего места.

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика.

Средства обучения

Учебные: М.Н.Конышева «Технология» 5 класс, Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012 г.

Наглядные:

  1. Готовые изделия (фартук с притачным нагрудником);
  2. Чертеж фартука с нагрудником в масштабе М 1:1 и М 1:4;
  3. Макет фартука из цветной бумаги в масштабе М 1:1.
  4. Презентация «Построение чертежа фартука с нагрудником».

Раздаточный материал:

  1. Инструкционная карта «Построение чертежа фартука с нагрудником» (Приложение 1).
  2. Чертежные инструменты и принадлежности;
  3. Чертеж фартука с нагрудником в масштабе М1:4.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический.

ФОПДУ: фронтальный опрос, практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин.
    • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа);
    • Отметить отсутствующих;
    • Раздать инструкционные карты, учебники, листы с чертежами фартука в масштабе М 1:4;
    • Раздать карточки контроля.
  2. Контроль знаний и умений – 10мин. Устный контроль по вопросам (вопросы на повторение):
    1. Как называлась тема прошлого урока? Слайд 5-6
    2. Что нам необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия?
    3. Что такое мерки?
    4. Какие мерки необходимо знать для построения чертежа фартука?
    5. Как снимаются мерки Днч, Ст, Сб, Дн? Показать на манекене.
    6. Назвать мерки, которые записываются в половинном размере. Почему?
    7. Какие мерки записываются полностью?
    8. Как оформляем лист в альбоме перед выполнением чертежа?
    9. Какими инструментами пользуемся для построения чертежа?
    10. Каким карандашом выполняется сплошная основная линия?
    11. Каким карандашом выполняется сплошная тонкая линия?
    12. Какой линией (название линии) обводят рамку и контур чертежа?
  3. Формирование знаний и умений – 17мин. Мотивация

    Проблемная ситуация:

    Двум ученицам предлагается примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а на другой велик или мал.

    Вывод: Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру, то есть нужно измерить фигуру (снять мерки), сделать расчет и построить чертеж. Этой работой занимается модельер-конструктор.

    Учитель:

    Сегодня каждая из вас будет осваивать профессию модельера – конструктора, т.е. построит чертеж фартука.

    1. Постановка задачи перед учащимися:
      - научиться выполнять построение чертежа фартука с помощью инструкционной карты.
    2. Объяснение нового материала.

    Конструирование швейного изделия – это построение чертежей деталей одежды и изготовление выкроек (слайд 7).

    Чертеж швейного изделия – это плоское изображение деталей одежды, которое строится по размерам определенной фигуры (слайд 8).

    Выкройка – это детали изделия, вырезанные из бумаги (вырезанный чертеж, слайд 9).

    Чертеж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Когда появились первые крупные сооружения, замки, храмы, крепости и т.д. появились и первые чертежи (слайд 10, 11).

    В настоящее время, почти в каждой области деятельности человека, используются чертежи. Следовательно, необходимо уметь читать и понимать чертеж (cлайд 23).

    Самым доступным и простым является чертеж, изображающий плоские фигуры. Такие фигуры имеют два измерения: длину и ширину. Вертикальная и горизонтальная линии, пересекаясь, дают точки, которые отмечают какими-либо буквами. Обычно исходную точку обозначают буквой, например: А, и от этой буквы начинается построение чертежа (в нашем чертеже исходной буквой является точка В ). Каждый отрезок на чертеже отмечен двумя буквами. Первая буква указывает на то, что нужную величину откладывают от нее.

    Например: (смотрим на плакат «Чертеж фартука М1:1) Отрезок ВВ 1 (это означает, что от точки В, в сторону точки В 1 нужно отложить 26 см). Величину 26 см. находим в инструкционной карте.

    Все окружающие нас предметы имеют определенные размеры. Если размер предмета такой, что он помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину, а если он очень большой, его необходимо уменьшить в несколько раз, т.е. изобразить в масштабе.

    Масштаб указывает, во сколько раз данный предмет уменьшен или увеличен. Он записывается отношением чисел: (рассматриваем, сравниваем чертеж фартука в М 1:1 и в М 1:4)

    • 1:1 – натуральная величина;
    • 1:4 – уменьшено в 4 раза;
    • 2:1 – увеличено в 2 раза.

    Например: масштаб записан отношением М 1:4. Это значит, что длина каждой линии на бумаге в 4 раза меньше ее действительной величины.

    Чтение и построение чертежа (проводится в виде беседы). Для обучения чтению чертежа используется чертеж фартука в М 1:1, готовый фартук и его макет. Накладывая сложенный пополам макет на чертеж, а затем на готовое изделие, учащимся необходимо найти отдельные точки и линии чертежа. Данные о чертеже обсуждаются в следующей последовательности: учащимся задаются вопросы на понимание расположения отрезков и точек на чертеже, макете и готовом изделии.

    Вопросы для беседы:

    1. Покажите детали фартука на готовом изделии и чертеже.
    2. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось симметрии совпадает с серединой фигуры.
    3. Найдите эти детали на чертеже.
    4. Покажите на чертеже нижнюю часть фартука.
    5. Назовите (буквами) и покажите линию верха, низа, бока и середины (фартука, макета, чертежа М 1:1).
    6. От каких мерок зависит размер (длина и ширина) нижней части фартука?
    7. Покажите на чертеже нагрудник.
    8. Назовите (буквами) и покажите линии верха, низа, бока и середины нагрудника.
    9. От какой мерки зависит размер нагрудника?
    10. Найдите точку Т на чертеже фартука, а затем перенесите на готовое изделие. Где находится эта точка? (Учащийся выходит и показывает всему классу эту точку).
    11. Показать положение отрезка ВТ на чертеже фартука, а затем на фартуке или макете.
    12. Показать положение точек Т 2 и В на макете фартука.

    Продолжение формирования знаний и умений – 55мин.

    Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд 13).

    Практическая работа

    Далее рассматривая чертеж фартука, отмечаем, что на чертежах швейных изделий размеры не ставятся, а точки и отрезки имеют буквенное обозначение. Размеры каждого из отрезков рассчитываются и записываются в инструкционную карту. Чертежи швейных изделий в рабочей тетради выполняют в М 1:4. Далее изучая инструкционную карту, переходим к построению чертежа (cлайд 14-30). Ученицы строят чертеж фартука в М 1:4 в рабочих тетрадях. Учитель комментирует последовательность построения на экране.

    Контроль знаний и умений – 5 мин.

    Для проведения самоконтроля (cлайд 31) выписываются размеры отдельных деталей фартука:
    Нижняя часть фартука: ТН = 35 см. ВВ 1 = 26 см.
    Нагрудник: ВТ = 15 см. ВВ 2 = 9 см. ТТ 2 = 11 см.
    Пояс: ПП 1 = 3 см. ПП 2 = 61 см.
    Бретели: ББ 1 = 5 см. ББ 2 = 50 см.

    После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на проверку учителю.

    Подведение итогов, рефлексия (слайд 32)

    1. Чему научились на уроке?
    2. Что такое конструирование?
    3. Что такое чертеж?
    4. Что такое выкройка?
    5. Понравилась ли вам работа конструктора-модельера?
    6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Выставление оценок.

    Записывается домашнее задание: Принести цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, рабочую тетрадь.

    Контроль по карточкам.

    Оценивается практическая работа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Конструирование фартука. Конструирование – это разработка чертежей деталей изделия.

2 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Цели: 1. Познакомить с построением и оформлением чертежей швейных изделий (буквенные обозначения точек, отрезков) 2. Ознакомить с приёмами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа фартука 3. Закрепить умения выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий. 4. Воспитывать культуру труда, аккуратность в выполнении работ, самостоятельность при выполнении расчётов и построения чертежа. «Построение чертежа основы фартука в М 1: 4, расчёт конструкции по формулам».

3 слайд

Описание слайда:

Повторение ранее изученного материала 1.Какие линии называются горизонтальными, вертикальными? 2. Как построить прямой угол? 3. Как отложить на прямой линии отрезки разной величины? 4. Вспомните, для чего вы проводили вертикальную линию, когда рисовали вазу, стакан, кувшин? Большинство предметов имеет симметричную форму. Фигура человека также симметрична (если мысленно разделить её вдоль пополам, то правая половина будет равна левой), поэтому выкройку строят на половину фигуры.

4 слайд

Описание слайда:

Чертёж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или в увеличенном виде. Проще всего изобразить на чертеже плоские фигуры. Они имеют два измерения: длину и ширину. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий отмечают буквами: Верх – В, талия – Т, низ – Н. Каждый отрезок на чертеже отмечают двумя буквами: Линия верха – ВВ1, линия талии – ТТ1, линия низа – НН1. Если предмет по размеру помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину; если же он больше (фартук) – его уменьшают в определённое число раз, то есть изображают в масштабе. Масштаб записывается отношением двух чисел: 1:1 - натуральная величина; 1:4 - уменьшение в 4 раза; 2:1 – увеличение в 2 раза

5 слайд

Описание слайда:

Для выполнения чертежа фартука нам понадобятся мерки, масштабная линейка 1:4, чертежные принадлежности. Мерки которые снимаются полностью, а записываются в половинном размере. Условное обозначение мерок Полное наименование мерок Правила снятия мерок Ст Полуобхват талии Горизонтально по самому узкому месту в области талии Сб Полуобхват бёдер Сантиметровую ленту проводим параллельно шнурку на талии, по наиболее выступающим точкам ягодиц, с учётом выступа живота

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Мерки которые как снимаются так и записываются. Условное обозначение мерок Полное наименование мерок Правила снятия мерок Ди Длина изделия От линии талии вниз до желаемой длины Дн Длина нагрудника По линии середины переда от линии талии вверх до желаемой длины грудки

8 слайд

Описание слайда:

Спецодежда для кулинарных работ состоит из фартука и косынки. Фартук имеет несколько деталей: нагрудник, пояс, бретели, нижнюю часть, карманы. Фартук из хлопчатобумажной ткани прямой формы с мягкими складками от верхнего среза нижней части фартука. Основная деталь с нагрудником и накладными карманами. Нагрудник соединяется с нижней частью фартука при помощи пояса с завязывающимися концами. Нагрудник выполнен с бретелями. Низ и края фартука обработаны швом вподгибку с закрытыми срезами.

9 слайд

Описание слайда:

Левая и правая части изделия симметричны, т.е. Одинаковые, поэтому чертёж мы можем построить только на одну половину - правую Используя симметричность изделия по ширине, мерки обхватов, а именно, От и Об мы будем использовать в половинном размере, т. е. Ст; Сб. А мерки: Дн; Ди будем использовать полностью, так как по этим параметрам изделие не является симметричным.

10 слайд

Описание слайда:

Мы с Вами уже научились снимать и записывать мерки для построения чертежа фартука Сегодня будем строить выкройку чертежа фартука по стандартным меркам. Мерки: 1. Ст = 31см. 2. Сб = 40см. 3. Дн = 18 см. 4. Ди = 40 см. Используя следующую прибавку: Пб =6см.

11 слайд

Описание слайда:

Построение чертежа фартука Строим прямой угол в точке В 1. Отступаем сверху от края листа 3см. 2. Отступаем от края листа справа 2см. Ставим точку В 3см. 2см В Построение сетки ВН – длина фартука = ДН + ДИ = 18 + 40 = 58 см. Н ВТ – длина нагрудника = ДН =18 см. Т Н1 ВВ1 – ширина фартука = Сб:2 + 6 = 40:2 + 6 = 26 см. В1 Достраиваем прямоугольник, проводим горизонтальную линию талии Т1 Линия низа Линия талии Линия верха

Что еще почитать