Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду. Советы психолога

Первое посещение детского сада не у всех проходит гладко. Одни малыши спокойно адаптируются к новому окружению и через две недели остаются на целый день, другие никак не могут привыкнуть. Они непрестанно плачут и бесконечно болеют. Специалисты подскажут, что предпринять, если ребёнок не хочет идти в садик, как быть, когда он заливается слезами, и решить проблему без ущерба для семьи и малыша.

Сегодня нет ограничений в выборе ДОУ. Мама и папа могут заблаговременно изучить потенциальные учреждения, расположенные поблизости, чтобы сделать пребывание малыша в их стенах удобным и комфортным. Выбрать садик можно по собственному желанию.

Необходимо убедиться, что дошкольнику будет там уютно и спокойно, как дома. Родителям можно несколько раз отвести малыша в сад и посмотреть на его реакцию. Если он сам выберет садик, адаптация пройдёт легче.

Зачем посещать садик

Заведение положительно влияет на развитие и воспитание маленького члена общества. Общение с другими детьми и взрослыми поможет в будущем. Ему будет легче посещать школу и общаться с коллегами во взрослой жизни.

Начинать готовить сына или дочь к посещению сада лучше за несколько месяцев, но даже тогда появляются проблемы с адаптацией. Если ребёнок не хочет в садик, что делать и водить ли его в дошкольное учреждение, родители должны решить сами.

В момент привыкания дети часто болеют. Если родители могут обойтись без ДОУ, они вправе принять это решение. Нужно понимать, что дети, не посещавшие детсад, впоследствии плохо привыкают к школе.

Период адаптации

В первые дни плач у детей при посещении учреждения считается нормальным. Как правило, дети остаются в саду и в течение часа успокаиваются. Мамы и папы должны помочь малышу справиться с эмоциями и выяснить, почему он плачет.

Если ребёнок не хочет идти в садик, Комаровский - автор известных телепередач и книг о здоровье детей - советует проводить привыкание к дошкольному учреждению постепенно.

Когда мама отводит сына или дочь утром в садик и оставляет их там на целый день, несмотря на плач, это может плохо отразиться на психике малышей. Нужно с каждым днём увеличивать время нахождения в детском саду : сначала оставить на два часа, потом до послеобеденного сна и до ужина. Каждый новый этап можно начинать после удачного завершения предшествующего. Если малыш не завтракает, то неразумно оставлять его в учреждении до обеда.

При первых посещениях сада нужно разговаривать с ним, интересоваться, как прошёл день, что он ел и узнал. Это позволит лучше справиться со стрессом.

Необходимо поощрять малыша за новые достижения. Можно похвалить его. Эти несложные действия помогут совладать с истериками и слезами.

Причины отказа

Как правило, детей отдают в учреждение с двух лет. Период привыкания редко проходит спокойно. Дети привыкли находиться с родителями в течение дня, они не хотят расставаться с ними.

Если малыш отказывается ходить в детский сад категорически, он переживает, что находится среди чужих людей в незнакомой обстановке. Его режим дня меняется, поэтому неизбежны слезы и истерики. Малыш надеется, что мама не оставит его в садике и отведёт домой.

Причины, почему ребёнок отказывается ходить в детский сад, следующие:

  • Страх расставания с мамой.
  • Переживание перед посещением незнакомого учреждения.
  • Ощущение потерянности.

Дети разные, и каждый из них реагирует на ситуацию по-своему. Психологи рекомендуют подготовить малыша к разлуке, чтобы слезы не переходили в истерику.

Проблемы в детском учреждении

Взрослым кажется, что дети капризничают и оттого не желают оставаться в саду. На самом деле им тяжело переносить смену обстановки. Иногда бывают проблемы следующего характера:

Дошкольник может ежедневно отказываться от похода в садик, устраивая истерики.

Что предпринять родителям

Мамам и папам нужно подольше оставаться с детьми, даже если не получается сократить рабочий день. Малыш должен понимать, что родители его любят. Нужно найти особый подход как к сыну, так и к дочери. Если проводить с детьми больше времени, заинтересовывать их и уделять им внимание, проблем с походом в детский сад появиться не должно. Отдыхая с ними, родители тоже набираются сил и заряжаются положительной энергией.

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, не нужно кричать на него, чтобы заставить идти туда силой. Необходимо понять, что происходит. Возможно, отыскав причину трудностей, родители захотят что-то кардинально поменять и сделать жизнь сына или дочери радостной и счастливой.

Можно заранее подготовить кроху к новому режиму. Если малыш «сова», нужно постепенно сдвигать режим сна. Например, в первый день уложить его на полчаса раньше. На следующий день - ещё на несколько минут раньше. Так малыш будет лучше вставать утром. Невыспавшийся дошкольник будет вести себя неспокойно в непривычном месте.

Желательно купить малышу понравившуюся мягкую игрушку , которая будет сопровождать его везде. Хорошо, если можно договориться с руководством о возможности в первые дни посещать садик вместе с кем-то из родителей. Так дошкольник быстрее привыкнет к новому месту.

Ошибки взрослых

Есть родители, которые не хотят слышать крики своего малыша и жалеют его. После прихода в сад они принимают решение вернуться домой. Так делать нельзя. В следующий раз недовольство малыша возрастёт, и тогда можно будет забыть об удачном походе в детское учреждение.

Нельзя водить дошкольника в садик через раз. Нужно, чтобы у него выработался определённый режим. Малыш должен понимать, что в детсад нужно ходить, как на работу.

Родители сами должны вести себя спокойно. Если малыш увидит слезы на глазах мамы, он не останется в группе без проблем.

Среди специалистов тема привыкания к саду является распространённой. Советы и рекомендации психологов:

Можно рассказать ребёнку, как весело бывает в садике, заинтересовать его. Адаптация пройдёт лучше, если отводить его туда будет другой член семьи, к которому малыш привязан не так сильно - например, бабушка или папа. Нужно сделать так, чтобы привыкание проходило спокойно и не нарушило детскую психику.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат - оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном - факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель - это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни - как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

Не знаю уже, что делать. Ребенку 3 года, отказывается ходить в садик, слезы и истерики, от мамы не оторваться, очень привязан ко мне. Что я только ни делала, но никак ребенок не хочет идти в садик. Я уже и сама переживаю, что он там кричит, плачет, когда я ухожу и оставляю его там. Сердце разрывается, отдаю в садик, а сама иду со слезами на глазах. Может ему пока рано?

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Здравствуйте, Лена. Понимаем вас. С одной стороны, хочется пожалеть малыша, и в тоже время необходимо, чтобы он посещал садик.

На какие только ухищрения не идут родители, чтоб «уговорить» ребенка идти в садик. Кто-то снаряжает кроху целым рюкзачком игрушек. Другие ведут долгие беседы по типу: «Ты пойдешь в садик, а мама на работу».

А бывает и так, что старший ребенок с удовольствием бежал в садик, а младший не хочет идти в сад. Почему же так происходит, от чего зависит желание или нежелание идти в садик? От ребенка, садика, воспитателя или еще от чего-то другого?

Если ребенок не хочет идти в садик - форум молодых мамочек, зачастую это первое, куда родители идут за советами. Но дело в том, что дети разные, поэтому нет гарантии, что у вас сработает то, что срабатывает у других мамочек. Сначала вроде сработало, а потом проходит время, и вы все равно тащите его на руках в садик, а он брыкается и плачет, не хочет идти.

Разберемся, почему ребенок не хочет идти в садик, с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, почему ребенок не хочет идти в садик

Процесс адаптации зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей психики малыша (векторов). Когда ребенок не хочет идти в садик - для этого есть общие очевидные причины и частные, связанные с индивидуальными особенностями психики малыша.

Рассмотрим все по порядку.

Причина №1. Адаптация и режим дня

Важно понимать, что, когда ребенок не хочет идти в садик, адаптация к новому этапу его жизни должна происходить постепенно. Привычка не возникает сразу, в любом случае садик - это всегда стресс для такой «малявки», ведь он надолго расстается с мамой.

Все дети проходят этот период, но есть свои особенности у обладателей разных векторов. Например, детки с анальным вектором к смене условий привыкают труднее остальных. Но если адаптировались, то их, наоборот, тяжело забрать домой, они увлекаются, привязываются к детишкам и воспитателю.

Дети с кожным вектором легче других проходят адаптацию. Они легко и с удовольствием входят в новые коллективы и переключаются с домашней атмосферы на игровую в детском коллективе.

А вот детки со зрительным вектором тяжело переживают любую разлуку с мамой, жалобно плачут навзрыд или закатывают истерики.

Подробнее об индивидуальных особенностях смотрите .

В любом случае родители должны приучить ребенка к режиму садика хотя бы за месяц до его посещения. Если бутуз не выспался, то, естественно, он будет капризничать, когда его будут собирать в садик. Есть такие дети, которых просто спящих приносят в сад. Конечно же, обвинять малютку в том, что он капризничает, по крайней мере, неразумно.

Причина №2. Навыки и умения

Где-то с 2-3 лет маленький человек уже учится помогать маме: сам кушает, надевает на себя вещи, убирает игрушки и так далее. Но часто мамы, чтобы не тратить время - скорее-скорее - сами одевают медлительного малыша. Тем самым мешают формированию навыков самостоятельности. И вот, в садике среди других деток он выделяется своим неумением, что тоже его расстраивает.
Так что, прежде всего, проверьте навыки крохи и хвалите его за первые шаги к самостоятельности.

Кроме того, если в сборах в садик участвует малыш, то есть прилагает свои усилия - завязывает шнурки, выбирает, какую одежду ему сегодня надеть, помогает маме открыть дверь в садик,- то он уже не воспринимает садик как каторгу: его не заставляют, он сам в этом участвует.

ВАЖНО! Причина №3. Еда

Ребенок в садике подневолен, и его могут заставлять есть. Иногда до рвоты. Сказать он вам об этом не сможет, но будет чувствовать над собой насилие и огромный психологический дискомфорт. Ребенок может даже и не вспомнить, что ему сегодня приходилось давиться ненавистной кашей, но на его отношении к садику этот опыт сильно сказывается.

Стоит ли говорить, что и дома ребенка нельзя заставлять есть - это огромная психотравма, влияющая на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому обязательно предупредите близких и воспитателя, чтобы ваше чадо не кормили насильно.

Причина №4. Воспитательница

Ребенок не хочет идти в садик - поговорите с воспитателем.

Кстати, когда ребенок не хочет идти в садик, Комаровский акцентирует внимание на том, что главное- это, какая в детском саду воспитательница, и мы с ним полностью согласны в этом.

Но вот как понять, насколько хороша воспитательница?

Это можно понять из своих наблюдений и из разговора с малышом. Конечно же, не стоит все принимать за чистую монету, но внимательно выслушивать ребенка необходимо. Старайтесь понять, какие эмоции он испытывает при общении с воспитательницей. При этом аккуратно задавайте вопросы и через позитив узнавайте у ребенка, чем они занимались в садике.

Также можно предложить ребенку поиграть в детский сад: он будет воспитателем, а мишки и куклы - детьми. То, как ведет себя ребенок во время этой игры и как относится к игрушкам, дает наиболее полную картину, в каких условиях в саду растет малыш.

Обязательно узнайте у воспитательницы, как ребенок ведет себя в садике. Как общается с другими детками, как кушает.

Конечно, лучшая воспитательница для ребенка - это развитая кожно-зрительная женщина: мягкая, обожающая детей. Именно она, благодаря своей чувственности, научает детей создавать эмоциональные связи. Ведь дети еще слишком малы, чтобы что-то понимать сознательно. Именно эмоциональная добрая воспитательница через сказки и собственный пример пробуждает у деток интерес к познанию мира и помогает правильно выстраивать первые связи в детском коллективе.

По сути, выбирая садик, ищите такую добрую и нежную воспитательницу, которая покажет детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Обладая знаниями, полученными на тренинге, можно легко определить, какая воспитательница работает по зову сердца, а какая ошибочно находится на своем месте и на детей влияет негативно.

Вообще, ребенок в детском саду - это целый комплекс вопросов, но есть самый важный из них.

Причина №5. Внутреннее состояние мамы

Главное - это внутреннее состояние мамы.

Одно из открытий системно-векторной психологии Юрия Бурлана - это раскрытие механизма полной зависимости состояния ребенка от состояния мамы . В терминах системно-векторной психологии это называется .

Когда ребенок не хочет идти в садик, на самом деле это не малыш такой-сякой. Он еще слишком мал, чтобы принимать какие-то сознательные решения. Все его состояние идет от чувств и ощущений, которые он считывает буквальным образом от мамы. Мама нервничает или испытывает тревогу - ребенок реагирует на это согласно своим векторам. Это вовсе не значит, что он тоже будет нервничать или тревожится. Он проявит это по-своему.

Зрительный «мечтатель» будет устраивать истерики, малыш с анальным вектором будет дуться и упрямиться, а с кожным вектором, этакая «егоза», будет крутиться во все стороны и проявлять гиперактивность. На самом деле, кроха просто подхватывает волну состояния мамы и реагирует через свои врожденные свойства.

Обратите также ваше внимание на будничное утро: в каком настроении домочадцы, как проходят сборы в садик. Не похожи ли они на переполох? Если мама нервничает, спешит, переживает за возможное опоздание, то у ребенка может зафиксироваться негативное отношение к садику надолго.

Как только мама начинает понимать врожденные психологические особенности малыша, ей легко подобрать свой собственный способ. Ребенок становится спокойным, и, как следствие этого, он адаптируется к новым условиям быстрее. Вообще на фоне ощущения защищенности и безопасности ребенок и развивается очень хорошо.

В режиме онлайн можно стать как - «сам себе психолог», и сделать малыша счастливым.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Не каждый ребенок будет ходить каждый день в детский сад с видимым удовольствием. Ведь для этого нужно пораньше вставать, еда там отличается от домашней, воспитатели не разрешают им делать то, что нравится, и, что самое главное, там нет мамы. Но сделать так, чтобы ребенок хотел ходить в садик возможно, и сегодня мы поговорим, что для этого требуется.

Сегодня вы первый раз привели в детский сад своего малыша. Скорее всего, что через некоторое время этот день уже не будет таким ярким, и ваша память отправит воспоминания о нем в дальний уголок сознания. Но, на данный момент, вы до последней мелочи помните реакцию своего чада, выражение его глаз, когда вы оставляли его в садике . Давайте постараемся вместе разобраться, какие проблемы ожидают родителей и детей при поступлении в детское заведение, и научимся, как выходить из сложившихся щепетильных ситуаций.

Давайте рассмотрим мнение воспитателя детского садика , которая все рабочее время проводит с детьми, и видит изнутри все их проблемы. Зовут ее Надежда. Она считает, что если малыш без видимых причин вдруг отказывается ходить в детский садик , значит нужно искать причины, которые спровоцировали это. Возможно, ваш ребенок поссорился с кем-то из детей, может кто-то из других детей обидел его словом или даже ударил. А может быть, что у малыша возник конфликт с воспитателем, особенно если ребенок допытывает вас, кто именно из воспитателей сегодня будет в садике . Для того чтобы узнать действительную причину происходящего, попробуйте совместно с ребенком отобразить детский садик в игре с игрушками. Для этого разыграйте сценарий одного дня, прожитого им в садике . Постарайтесь найти время и поговорить с воспитателями своего чада. Объясните им, что ваш ребенок очень чувствительный, и будет очень хорошо, если они постараются уделять ему немного больше внимания. Каждый человек - индивидуальность. К детям это также относится: один не будет особенно реагировать и брать близко к сердцу, если его будут ругать, а другой от малейшего повышения голоса может замкнуться в себе. Ребенок ничего не скажет воспитателю в ответ, но обида будет накапливаться в его душе.

Про что думает на работе мама

Много говорится о стрессе, который получает ребенок, когда в один день его привычная жизнь резко меняется. Раньше он постоянно был с мамой или другим близким человеком, к которому привык. Все внимание было направлено только на его персону. Теперь все иначе. Он оказался в совсем незнакомом и новом коллективе среди других детей и чужих женщин. Мама с папой, конечно, знают, почему теперь их малыш вынужден большую часть дня проводить в детском садике . А ему самому еще предстоит узнать, что именно подразумевает фраза: мама идет на работу. Но почему-то мало кто говорит о стрессе, который испытывают сами мамы. Очень часто родители вынуждены отдать своего карапуза на воспитание в детское учреждение еще до того, как ему исполнится два годика. Для самого ребенка это очень тяжелый шаг, как в психологическом, так и в физическом плане, веды у него еще существует очень сильная зависимость от мамы. Ребенок может намного легче адаптироваться в чужом коллективе, когда ему уже исполнилось четыре года. Дети этого возраста начинают ощущать потребность в общении со сверстниками, им становятся интересны игры в коллективе. Для мамы не имеет особого значения, сколько лет ее малышу, два или пять. В любом случае он постоянно остается для нее маленьким ребенком, за которого она переживает.

В таких случаях женщинам можно посоветовать, чтобы они, когда уходят на работу, оставляли дома все свои тревоги. С ребенком в садике ничего не случится. Четко планируйте свой рабочий день и следуйте этому плану. Так вам будет легче отвлечься от мыслей, которые вас тревожат.

Давайте рассмотрим реальный жизненный пример. Екатерина, когда отдавала своего сыночка в детский сад , сказала, что она должна ходить на работу, а его работа - это садик . Мальчику тогда было 2 года и 7 месяцев. Ребенок переспросил ее, правда ли это, и она ответила что да. После этого у женщины не возникало проблем с отправлением своего сына в детское заведение. Каждое утро они с радостью встают и начинают собираться на работу, которая у каждого из них своя. Малышу нравится, что он хоть какими-то действиями подражает взрослым. Он мечтает сам поскорее стать большим. Кроме того, родители всем своим знакомым в присутствии мальчика радостно объявляли, что их ребенок ходит на работу, а он от таких слов ощущал гордость.

Некоторые женщины боятся, что в одно прекрасное утро их карапуз категорически откажется идти в детский садик . И что они должны делать в этом случае, ведь на работу ходить нужно. Иногда родители тянут детишек в садик силой, иногда подгоняя их несильными шлепками по причинному месту. Родителям нет оправдания за такие действия, особенно если взрослые перестают себя контролировать. Но ведь можно заставить карапуза ходить в садик без криков и применения силы, и делать это он будет добровольно и с видимым удовольствием. Хочется рассказать на этот случай несколько жизненных историй.

Одна мама рассказывает, что для того, чтобы отвести своего карапуза в детский садик , им приходилось вставать в полседьмого, выходить из дома в семь часов утра и ехать на автобусе пять остановок. Более чем вероятно, что малыш совершенно не хотел вставать в такую рань, особенно в первые дни своей новой жизни. Мама старалась каждое утро рассказывать ему новые придуманные причины, почему он должен так рано вставать. Причины были самыми разнообразными. Они ездили смотреть, где автобусы спят или как встает солнце, слушали утреннюю трель птиц и наслаждались тишиной утреннего города.

Кроме разговоров, есть способы по-иному заинтересовать ребенка утренними прогулками. Женщина, о которой мы писали выше, разрешала своему карапузу во время дождя бегать по лужам и даже прыгать по ним, надев, предварительно, резиновые сапоги. Это нравится почти всем детям, и ожидание предстоящей прогулки помогает им быстрее проснуться. И это не странно, ведь почти все родители запрещают своим детям играться в лужах, а тут такое счастье. Иногда мама старалась заинтересовать ребенка каким-то чрезвычайно ответственным делом. К примеру, можно отнести своей воспитательнице конфетку, или прийти в садик быстрее всех, чтобы успеть покататься на любимой всеми детьми группы машинке. Дайте ребенку новую игрушку, и скажите, что будет замечательно, если он покажет ее остальным детям. Увидите, ваш малыш будет с нетерпением бежать в садик , ведь там можно похвастаться перед другими маминым подарком. Для нас все перечисленные способы кажутся не столь важными, но для детей все обстоит совсем иначе. Они любят быть первыми и лучшими, любят чувствовать на себе внимание окружающих. Родители, со своей стороны, должны верить в такие интересы детей.

Маме не составляло труда отвести ребенка в садик в те дни, когда к ним должен приехать с выступлением театр, или должен прийти Дед Мороз с подарками. Главное напомнить ему о предстоящем событии, и малыш сам тянул маму на улицу.

Или еще один пример. Сыну Евгении сейчас три с половиной года. Она выбрала несколько иной способ заинтересовать его садиком . Женщина рассказывала мальчику, что ходит на работу для того, чтобы иметь возможность покупать ему новые игрушки и сладости. Он, со своей стороны, должен вместе с другими детьми ходить в садик , чтобы учиться всему новому. Мама заключает со своим сыном своеобразный договор. Она каждый день покупает ему разные , а он ходит в детский сад , а потом рассказывает ей, как провел вечер.

Она рассказывает об одном эпизоде, который ей особенно запомнился. Дело было зимой, и так как с вечера начался снегопад, на утро все вокруг оказалось под слоем снега. Женщина предположила, что в связи с погодными условиями с транспортом будут затруднения, а опаздывать в садик и на работу ей совершенно не хотелось. Но, если что-то не складывается, обычно это тянет за собой целую вереницу похожих событий. Так получилось и у Евгении. В тот день ей никакими уговорами и обещаниями не удавалось заставить сына вставать с кровати и идти с ней на улицу. Его уже не интересовали спящие автобусы, и никакие конфеты своей воспитательнице он нести не хотел. Но и здесь мама ребенка нашла выход из ситуации. Она рассказала сыну, что злая Баба Яга спешит попасть в его детский садик , чтобы съесть кашу деток. Такие слова возымели свое действие, и ребенок стал спешить в погоню, чтобы спасти от Бабы Яги добро детей. Кстати, в погоню, он собирался лететь прямо на метле. Маме не удалось его переубедить, что автобусы ездят намного быстрее, и пришлось отдать две старые швабры во благо спасения детского завтрака. На этих метлах они «летели» до самой автобусной остановки, и только там женщине удалось переубедить сына, что на метлах злодейку они не догонят, и большой автобус поможет им в этом. Малыш поверил ей, и они благополучно продолжили свое путешествие в садик. К каждому ребенку родители должны применять свои методы воздействия, а какими они будут, родителям лучше знать.

Возможно ситуацию, которая описана выше, большинство читателей воспримет как глупость, проявленную женщиной. А мама считает, что придуманная ей история понравилась сынишке, и, что главное, он ее надолго запомнил. Пока она с мальчиком ехала в садик , они немного изменили роль, которую играла Баба Яга в этой истории. Теперь она не хотела кушать кашу детей, а наоборот, сварить им что-то вкусное. И готовить им она будет каждое утро, пока мальчик будет ходить «на работу» в детский садик . Мальчику эта история пришлась по душе, и он еще достаточно долго рассказывал всем знакомым о том, кто именно варит для них в садике кашу. Как оказалось, у Бабы Яги кулинарные способности были на достаточно высоком уровне.

Любые методы хороши ради достижения желаемого результата. Главное, чтобы перед походом в садик , настроение у ребенка было хорошим, тогда и вы на работе будете меньше за него.

А вот еще один пример из жизни, как можно заинтересовать ребенка его «работой». Дочери Регины три с половиной года. У нее в запасе есть несколько проверенных способов, которые помогают ей собрать девочку утром. Хоть один из них точно сработает.

Иногда она старается призвать малышку к совести и к пониманию. Женщина говорит ей, что ее дочка уже достаточно взрослая девочка, и прекрасно понимает, что мама вынуждена ходить на работу, ведь без денег ничего не купишь. Затем она перечисляет все, что можно купить. Конечно же, ко всем перечисленным вещам девочка неравнодушна.

Можно немного поиграть на собственности дочки. Достаточно сказать, что если она так хочет, то в садик можно и не идти , но тогда другие дети будут играть ее любимыми игрушками, в ее шкафчик положит свои вещи другая девочка из их группы. Разве все эти вещи ей больше не нужны?

Иногда женщина вспоминает других детей, с которыми так нравится играть ее дочке. Ведь ее друзья будут очень расстроены, если она сегодня не придет к ним, и не будет играть в их любимые игры. Они подумают, что их подружка заболела, и будут очень скучать за ней. «Но ведь на самом деле ты не заболела? А помнишь своих самых лучших друзей, или они тебе уже не нравятся?»

Иногда помогает обсуждение предстоящего пути к детскому садику . Как же они сегодня его проделают? Может дочка хочет покататься на самокате, или поедет велосипедом. Пока ребенок еще не вырос, убедить его в чем-либо можно при помощи разговоров. Истерик практически не случается, а если иногда и бывают, то достаточным будет переждать, пока все закончится, и постараться убедить малышку еще раз.

Но все вышесказанное было мнением одной стороны - мамы. Давайте теперь рассмотрим мнения детей, почему именно они не хотят ходить в садик , а также комментарии их мам по этому поводу.

Мише 5 лет, и он свое нежелание ходить в детский сад объясняет тем, что там его обижают, и никто с ним не хочет играть. Мама, в свою очередь, говорит, что ее сын - социальный мальчик, у него есть много друзей, с которыми он быстро нашел общий язык. А его высказывания - это только отговорка, чтобы побыть дома вместе с ней.

Или Дима, которому 4 года, жалуется маме, что ему в садике не разрешают бегать по лужам и ругают за это. Мама говорила, что в новой группе воспитатели добрые и отзывчивые, а на самом деле все не так. Именно поэтому он не хочет идти в садик .

А каково мнение мамы мальчика. Она рассказывает, что на летний период ее сына перевели в другую группу. Но мальчик категорически не желает ходить туда, так как ему не нравятся новые воспитатели. Проблему решили при помощи бабушки, которая на все лето забрала внука к себе на дачу. А с осени он снова вернется в свою группу к прежним .

Сереже 6 лет, и ему не нравится ходить в садик потому, что там нужно спать днем, и там наказывают за шалости. И еще - никто из детей не хочет с ним играть.

Его мама рассказывает, что недавно они поменяли детский сад , и ее сын не сразу смог обрести новых друзей. Родители эту проблему решили тем, что стали забирать сына домой сразу после того, как дети пообедают.

А каково мнение психолога по поводу всех отговорок, которые дети придумывают, чтобы не идти в садик ? Или может это не просто отговорки?

Все мамы очень болезненно реагируют на реплики их чада, который не хочет идти в детский сад . Особенно это угнетает ее тогда, когда она вынуждена ходить на работу, и иного выхода не существует. А ребенок каждый день устраивает истерики, и мама чувствует себя предательницей своего чада. Иногда они считают лучшим отпроситься с работы, чтобы самой посидеть с малышом, или вызвать к себе бабушку, которая будет сидеть с внуком. Но такой вариант событий нельзя назвать наилучшим. Сначала родителям следует объективно разобраться, почему их ребенок так не хочет посещать садик .

Если это первые дни его новой жизни, то ничего странного и необъяснимого в его капризах нет. Каждая, даже самая незначительная, смена обстановки пугает малыша, а тут такое потрясение. Родителям следует запастись терпением и подождать, пока ребенок немного адаптируется. Лучше всего сначала приводить его в детский сад на несколько часов, понемногу увеличивая это время. Так он быстрее привыкнет к новой обстановке. Помогите ему найти друзей в новом коллективе. Если есть возможность, можно заинтересовать малыша занятиями по рисованию или лепке, чтобы в садике он смог поразить всех своими умениями. Если у вас дома есть игра, в которую могут играть сразу несколько детей, принесите ее в группу своего малыша. Пусть он расскажет другим детям о ее правилах, и научит их игре. Если с самого начала родители будут активно помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и новом коллективе, со временем ваш карапуз сам станет проситься в детский садик. Там ему будет намного интересней, чем дома: там можно поиграть с другими детьми, позаниматься рисованием или выучить очередной стишок.

Если вы раньше уже ходили в детское учреждение, но теперь по тем или иным причинам вынуждены его сменить, то на новом месте ребенок адаптируется намного быстрее, чем в первый раз. Хотя этапы, которые ему придется пройти, ничем не отличаются от тех, которые он проходил, когда впервые пришел в садик . Постарайтесь взять отпуск и помогите своему малышу привыкнуть к новому месту.

Может возникнуть и такая ситуация, что ребенок ходит в детское заведение уже несколько лет, и вдруг, ни с того, ни с сего, заявляет, что туда больше не пойдет. В этом случае вам необходимо разобраться в сложившейся ситуации, потому что для такого поведения малыша, должна быть достаточно веская причина.

Сначала убедитесь, полностью ли здоров ваш сын или дочка, и хорошо ли он выспался. Иногда именно плохое самочувствие может стать причиной того, что ребенок отказывается идти в детский сад . Следует учесть, что видимых признаков болезни может и не быть, да и жалоб малыш никаких не предъявляет.

Если ребенок полностью здоров, нужно искать иную причину таких действий. Если вы постараетесь прямо его спросить о происходящем, вы, скорее всего, ничего не добьетесь. Постарайтесь подойти к вопросу издалека. Расскажите историю из своей жизни, а если не помните, проявите актерское мастерство. Можно рассказать, что когда вы ходили в детский садик , у вас была очень близкая подруга, с которой вы постоянно игрались. Но однажды между вами произошла серьезная ссора, после которой желание ходить в сад у вас пропало. А можно и по-другому. Например, расскажите, что у вас в садике была воспитательница, которая была очень добрая, и которую вы любили. Но однажды за незначительный проступок она сильно накричала на вас, и в тот день вы твердо решили, что больше туда не пойдете. Если среди примеров, которые расскажите малышу, будет истинная причина, из-за которой он так себя ведет, ребенок сам сразу скажет вам об этом. Когда причина ясна, действуйте согласно сложившимся обстоятельствам. Можно после рассказа малыша продолжить свою «жизненную историю». Расскажите, что вскоре, как только вы пришли в садик, вы помирились с подружкой, и отношения между вами ничуть не испортились. Может малыш последует вашему примеру.

Если у вас все-таки не получается самостоятельно разобраться в причине такого поведения ребенка, поговорите с его воспитателем. Договоритесь о времени, когда у вас получится прийти пораньше, и поговорить про возможные причины создавшейся ситуации.

Бывает и такое, что нежелание ребенка ходить в садик множится день ото дня, и со временем становится явным и устойчивым. Наиболее вероятной причиной в таком случае будет, скорее всего, то, что ему там просто скучно. Возможно, воспитатели совершенно не занимаются с детьми, у них нет коллективных игр. Если это действительно так, то постарайтесь поставить себя на место своего карапуза. Хотелось бы вам целый день сидеть взаперти и ничего не делать, и это притом, что самим играть детям в некоторых садиках запрещается - правила. Ведь дома ребенку будет намного лучше и веселее. Здесь есть его игрушки, можно посмотреть по телевизору мультфильмы, тем более что его любимая мама всегда рядом, готовая поиграть с ним по малейшему требованию. В случае, если именно такая ситуация сложилась с вашим малышом, постарайтесь рассказать ему, чем можно заняться и как развлечь себя и остальных детей. Можно дать ему с собой разрисовки или пластилин. Но самое лучшее, что вы можете для него сделать - подыскать другой детский садик, где с детьми будут заниматься, как это и должно быть.

Если вы, стараясь уговорить ребенка 5-6 лет идти в сад , давите на его совесть, смотрите, не перегните палку. Если вы расскажете ему, что вы должны ходить на работу чтобы заработать денег, а в его обязанности входит посещение детского сада , подумайте, какой отпечаток оставят ваши слова в душе малыша. Скорее всего, ему будет не очень приятно слышать такое, хотя эффект такое высказывание иметь будет. Родители не должны стремиться к тому, чтобы ребенок принимал хождение в садик как свои обязанности или как должное. Они должны помочь ему найти в детском садике то, что ему действительно интересно, и чтобы ему нравилось туда ходить. Для того чтобы добиться такого эффекта, иногда бывает достаточным поискать другой садик, что очень даже непросто в современных условиях.

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад?

Постоянный стресс

Первые месяцы в детском саду – это настоящий стресс для ребёнка. Для него изменилось всё: режим дня, питание, сама атмосфера. Вместо любимой мамы рядом чужие «тёти» и сверстники, отношения с которыми ещё нужно суметь наладить. Вполне естественно, что малыш сильно переживает, и это сказывается на его поведении: он плохо кушает, отказывается спать, плачет или закатывает истерики. Нередко идёт регресс в развитии: малыш перестает говорить или начинает снова писать в штанишки. Не сердитесь на малыша, лучше просто помогите ему!

Железный режим

Домашнему ребёнку сложно переключиться на детсадовский режим, в котором всё расписано по минутам. Для того чтобы адаптация к саду была успешной на «садиковский» режим лучше переходить заранее (хотя бы за месяц). Узнайте у воспитателей, как организован день в вашем саду, и не спеша подводите ребенка к этому режиму. Достаточно постепенно менять распорядок дня, сдвигая привычные дела на 10-15 минут. Если вы этого не сделали, то постарайтесь хотя бы сейчас приблизить распорядок дня ребёнка в выходные дни к режиму в садике. Не разрешайте малышу «отсыпаться» вволю (хотя поспать чуть подольше можно!).

Этот же совет касается и питания. Заранее узнайте «садиковское» меню и попытайтесь постепенно приблизить к нему домашний рацион. Кушать дома также желательно в те часы, в которые малыши это делают в саду.

Ребёнок не спит в садике

Одна из самых распространённых жалоб мам новоиспеченных детсадовцев – «Ребёнок не спит в садике!». В этом случае вам опять придётся поработать дома. Старайтесь не засыпать вместе с ребёнком в одной кровати. Почитайте малышу сказку, побудьте с ним рядом, но старайтесь, чтобы кроха засыпал самостоятельно. Постарайтесь перед сном исключить лишние поглаживания – вряд ли воспитатель будет гладить каждого ребёнка по спинке! В любое другое время, кроме укладывания спать, тактильный контакт между мамой и ребёнком должен быть непременно!

Психологи и опытные мамы советуют укладывать ребенка спать дома с небольшой мягкой игрушкой, которую можно брать с собой в садик. Малышу бывает страшно засыпать в незнакомой обстановке, а любимая игрушка в какой-то степени «заменит» ему маму и сможет успокоить кроху. Попробуйте сочинить сказку, в которой мишка (зайка, котёнок) пошёл в детский сад, вначале ему было не очень уютно, но потом он подружился с детками и воспитателями. Завершаться такая сказка должна непременно возвращением мамы!

Если ребёнок привык засыпать только с пустышкой или «на груди», желательно отучить его от этой привычки перед тем, как он переступит порог детского сада. Но если вы не сделали этого заранее, то не торопитесь! Отлучение от груди – сильнейший стресс для ребёнка, а малыш и сейчас так находится в подавленном состоянии. Подождите, когда ребенок адаптируется к саду, и после этого планируйте отлучение.

Первые конфликты

Ребёнок может отказываться идти в сад и из-за того, что не смог найти общий язык с воспитателем или сверстниками. В 2,5-3 года дети начинают активно общаться с ровесниками, и детский сад становится своего рода кульминацией этого общения. В саду появляются первые друзья и первые враги. Тут вам придётся быть более внимательной: обратите внимание на то, с кем ребенок общается, с кем изменились отношения. Вполне возможно, что малыш не хочет идти в сад, потому что поссорился с другом и подругой. А ещё такой причиной может быть… первая любовь. Постарайтесь мягко поговорить со своим ребёнком и разузнать обо всём от него самого. И никогда не позволяйте себе ни капли иронии над большими чувствами маленького человека!

Также вполне возможно, что ваш ребёнок и его воспитатель не смогли найти общий язык. В идеале с воспитателем нужно познакомиться заранее, понаблюдать за тем, как она разговаривает с детьми, как ведёт себя. Важно понять, готовы ли вы доверить этому человеку своего ребёнка, ведь именно воспитатель будет проводить большую часть дня рядом с вашим чадом. Если вы относитесь к воспитателю с уважением и доверием, то это отношение непременно передастся и вашему ребёнку. Он легко сможет пойти на контакт с тем взрослым, которому доверяет его мама. А это значит, что малыш сможет обращаться к воспитателю со своими нуждами и проблемами, делиться впечатлениями и радостями.

Не забудьте пообщаться с другими родителями деток, посещающих вашу группу. К сожалению, иногда бывает, что воспитатель действительно плохо выполняет свои функции, и тогда недовольство будет выражать большинство группы. В этом случае придётся обращаться к заведующей детским садом и решать вопрос о замене воспитателя.

«Я сам»?

Ребёнку, который имеет хотя бы элементарные навыки самообслуживания, адаптироваться в саду будет легче. Постарайтесь научить малыша пользоваться кружкой и ложкой, застегивать и расстёгивать липучки, пуговицы и молнии (можно купить или смастерить развивающие игрушки с разнообразными видами застёжек). Старайтесь подбирать для сада такую одежду и обувь, с которой ребёнку будет проще справиться. Например, липучки будут предпочтительнее шнурков, а клёпки – пуговиц.

От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Специалисты считают, что оптимальный возраст для приучения к горшку – 18 месяцев. Обычно детки редко идут в садик раньше 2 (а то и 3) лет, у вас есть масса времени, чтобы обучить чадо туалетным навыкам. Однако если это еще не произошло, то можно попробовать предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник хотя бы на прогулку. Учитывая, что прогулки длятся, как правило, 2,5-3 часа, а маленький ребенок не в состоянии выдержать это время, чтобы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются. Главное, чтоб использование подгузника было временной мерой предосторожности.

«Подмоченная» репутация

Часто в саду ребёнок начинает снова писаться в штанишки, хотя дома уверенно ходит на горшок. Воспитатели и нянечки сердятся, ведь им приходится переодевать малыша, а другие детки могут смеяться и отказываться играть с ним. Если насмешки будут регулярными, то ребенок может сильно переживать, замкнуться в себе и начать писаться в штанишки и дома, и на улице. Естественно, что в таком случае идти в садик ребёнок с охотой не будет.

Выясните причину недержания. Малыш может писаться, например, из-за того, что он просто простудился. Причина может крыться и в резком тоне воспитателя: привыкший к мягкому голосу мамы юный детсадовец может элементарно пугаться. Возможно, что в группе завёлся ребёнок-агрессор, который смеётся над вашим чадом в туалете, и поэтому кроха боится идти туда, предпочитая делать «мокрое дело» непосредственно в штанишки. Ненавязчиво поговорите с самим ребёнком, его воспитателем и другими детьми в группе – так нередко вскрываются самые неожиданные подробности. Также малыш нередко писается из-за элементарного нежелания находиться в детском саду – так бывает во время адаптации к садику. Не ругайте малыша, лучше старайтесь дома уделять ему максимум внимания, поддерживать и ободрять его.

И напоследок – несколько полезных советов:

Не пугайте ребёнка детским садом – иначе он никогда не станет любимым и безопасным местом для ребёнка.

Никогда не обсуждайте сад и воспитателей при ребёнке, иначе малыш подумает, что его окружают плохие люди.

Не наказывайте плачущего при расставании ребёнка. Лучше мягко напомните ему, что вы вернётесь за ним.

Не обманывайте малыша. Не говорите, что вы придёте скоро, если разлука предстоит на полдня или целый день, иначе кроха утратит доверие к вам.

Помогите крохе полюбить посещение детского сада. Будьте спокойными, уверенными и настраивайте себя только на хорошее. Будут ли встречи со сверстниками и воспитателем радовать вашего ребёнка - это во многом зависит именно от вас.

По мне, так истина - в последнем абзаце. Я поняла, что во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит с нашим ребенком. Хотя я никогда не обсуждала сад и воспитателей, все равно постоянные разговоры о садике (ну как тут не расскажешь об этом, если знакомые и родственники спрашивают, звонят?), а ребенок -то рядом и все слышит и воспринимает! Садик, садик, садик… наверное, Дарине, толком не понявшей, что это такое, это уже стало надоедать и напрягать, раз об этом столько все вокруг говорят. Разладился наш дневной сон - слишком стали акцентировать на этом внимание «Не спит днем», «Что делать?» и пр. В общим, начинаю исправлять ситуацию - работаю над собой и своими мыслями. Прогресс в адаптации я вижу, и воспитатель - тоже. Не все сразу. Понимаю, что стресс моему ребенку не на пользу, но принимаю это, ведь это - необходимый и неизбежный момент в отделении от мамы.

Спасибо за внимание, надеюсь, кому-то этот пост будет полезен)))))

Что еще почитать