Этапы развития малыша от рождения до года. Развитие ребенка по месяцам: от рождения и до года. Рефлексы новорожденных малышей

За первый год своей жизни ребенок учится всему: сидеть, стоять, улыбаться, следить... Каждые родители радуются каждому успеху своего малыша! Есть определенный календарь развития ребенка, по которому вы сможете легче ориентироваться в его новых достижениях.. Но имейте ввиду, что это всё относительно, каждый ребенок индивидуален, развитие по календарю плюс/минус месяц - считается нормой.

За первый год жизни ребенок совершает неописуемо большой скачок в развитии: из совершенно беспомощного существа, новорожденного, он превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, есть, говорить. Давайте же вместе понаблюдаем за этими удивительными изменениями, которые каждый день происходят в жизни ребенка до года.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц

  • Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах;
  • Первая улыбка в ответ на раз-говор взрослого;
  • Пытается поднимать и удержи-вать голову, лежа на животе.

В первый месяц жизни у ребенка проходит период адаптации

В первый месяц жизни ребенок называ-ется новорожденным. Этот период для малыша непростой, ведь он адаптирует-ся к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

Спит и растет

По сути, 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит, находясь в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, ощущая при этом, что происходит вокруг. Привыкает к новой обстановке В спокойном состоянии ручки и ножки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, а в минуты бодрствования беспорядочно двигаются. В это время ре-бенок плохо фокусирует взгляд, но слы-шит хорошо и при резком звуке вздра-гивает и моргает. Постепенно зрение становится все лучше, и уже к третьей неделе малыш уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. Мыш-цы тоже укрепляются, и к концу первого месяца жизни кроха уже может припод-нять головку в положении на животе, удерживать ее несколько секунд и даже поворачивать в стороны.

Врожденные рефлексы новорожденного

К моменту рождения у новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни (поиско-вый, сосательный, хватательный, пла-вательный, рефлекс ходьбы и другие), но некоторые, например рефлекс чиха-ния, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие, сохраняются на всю жизнь. Рефлектор-ная деятельность малыша позволяет врачам и детским психологам опреде-лить состояние развития ребенка и его нервной системы.

Нуждается в маминых тепле и заботе

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру, и строится оно на первичной эмоциональной и психологической связи с матерью. Все, что нужно новорожденному — пищу, тепло и безопасность, — малыш получает от мамы. Он питается ее мо-локом, слышит ее голос, стук ее сердца, чувствует родной запах. Благодаря мами-ной близости и поддержке малыш учится адаптироваться к внешнему миру.

Развитие ребенка до года по месяцам - Второй месяц

  • Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см);
  • Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой;
  • Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются;
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Ребенок на втором месяце учится жить по ритмам

У малыша формируется суточный ритм жизни: сон — преимущественно но-чью, бодрствование — днем. Дитя уже узнает мамины прикосновения, голос, эмоционально реагирует на „разговор" с ним. А мама научилась понимать свое-го кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком...

Ребенок на втором месяце пытается управлять собственным телом

На втором месяце жизни ребенок, если не спит, практически все время размахи-вает рукам и ногами, еще не умея их кон-тролировать. Но, если вы уложите его на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. На третьем месяце малыш уже неплохо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно ребенок учится владеть своими руками: к концу второго месяца начинает приближать их ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматри-вать пальчики, потирать глаза и т.д. На третьем месяце жизни этот навык со-вершенствуется: малыш уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипу-лировать ими. Увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Ощу-пывает предметы руками, настойчиво тянет их в рот.

В этом возрасте ребенку уже удается сосредоточить взор на предмете, рас-сматривая его. Он провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его.

Ребенок на втором месяце радуется маме и улыбается

На первом месяце жизни малыш все время был недоволен, плакал, улыбался редко и лишь во сне. Со второго месяца у него возникает положительная эмоциональная реакция на мать, первое проявление потребности в общении, так называемый комплекс оживления. Глядя на склоненное над ним мамино лицо, дитя затихает, внима-тельно всматривается, широко раскры-вая глаза, а затем, радостно вскрикнув, размахивает ручками и ножками и... улыбается. Лучезарная, совершенно осознанная улыбка появляется с полутора-двух меся-цев. Это означает, что ребенок оконча-тельно адаптировался и начал получать удовольствие от жизни. Улыбнитесь крохе в ответ!

Развитие ребенка до года по месяцам - Третий месяц

  • Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках;
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления);
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью;
  • Лежит на животе несколько ми-нут, опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову;
  • Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность;
  • В вертикальном положении на ру-ках у взрослого хорошо удерживает голову.

Комплекс оживления ребенка на третьем месяце

На третьем месяце комплекс ожив-ления возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса, в моменты комфорта и удоволь-ствия — при виде маминой груди или бутылочки с молоком, после еды, купа-ния, на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.

В ответ на обращенную к нему речь или будучи в хорошем настроении малыш „гулит" — издает тихие короткие глас-ные звуки („э-а-о", „а-о-у").

Развитие ребенка до года по месяцам - Четвертый месяц

  • По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источ-нику звука (к голосу взрослого или зву-чащей игрушке);
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, мно-го двигается (комплекс оживления);
  • Громко смеется, когда с ним заи-грывают;
  • Рассматривает, ощупывает и за-хватывает висящие над грудью игруш-ки;
  • Во время кормления придержива-ет руками бутылку или грудь матери.

На четвертом месяце ребенок изучает окружающий мир

Этот отрезок времени — яркий и эмо-циональный. К концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка. Малыш подолгу пребывает в хорошем располо-жении духа, длительно, певуче и доволь-но громко гулит.

Ребенок на четвертом месяце хочет сидеть

Малышу надоело лежать, ему стано-вится интересен „вертикальный" мир. В 4 месяца он делает первые попытки сесть (напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки), в конце пятого ме-сяца уже сидит при поддержке за одну руку. При поддержке за ручки или под мышки „стоит", переступая ножками. Лежа на животе — приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Будьте осторожны! На пятом месяце ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Не оставляйте его одного.

Ребенок на четвертом месяце все слышит и видит

На четвертом месяце жизни зрение ре-бенка постепенно приближается к зре-нию взрослого человека, и малыш при-обретает способность рассматривать предметы на близком расстоянии, начи-нает различать основные цвета и фор-мы. Внимательно следит за важными для него объектами (игрушками, роди-телями), неподвижными и движущимися. Быстро и безошибочно поворачивает-ся к источнику звука, прислушивается. Различает голоса близких. С пятого ме-сяца малыш уже узнает маму на рассто-янии 2-3 метра.

Развитие ребенка до года по месяцам - Пятый месяц

  • Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует);
  • Различает тон, с которым к нему обращаются;
  • Во время бодрствования подолгу певуче «гулит»;
  • Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью;
  • Удерживает в руке погремушку;
  • Подолгу лежит на животе, подни-мая корпус и опираясь на ладони вы-прямленных рук;
  • Поворачивается со спины на жи-вот;
  • Ровно устойчиво стоит при под-держке под мышками.

На пятом месяце ребенок учится первым слогам

Примерно в 5 месяцев ребенок начина-ет произносить первые слоги с губными согласными „м", „б", „п". Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесяч-ного малыша долгожданное „мама", то, скорее всего, он произнесет его неосоз-нанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба.

Ребенок на пятом месяце тренирует пальцы

Формируются первые хватательные дви-жения руки, к пятому месяцу малыш уже может перехватывать игрушку из руки взрослого. Захватывая, притягивая и отталкивая погремушки, дитя учится определять цвет, форму, вес, звуковые свойства предметов.

На пятом месяце жизни ребенок переходит в вертикальное положение

Этот возраст можно считать переход-ным: организм ребенка приспосаблива-ется к новому для него вертикальному положению. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориен-тироваться в окружающем пространстве. Он открывает для себя новые предметы и учится обращаться с ними. В „иссле-довательскую" работу включаются все органы чувств: зрение, обоняние и вкус.

Развитие ребенка до года по месяцам - Шестой месяц

  • Начинает произносить отдельные слоги;
  • Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается;
  • Переворачивается с живота на спину;
  • Передвигается по манежу, пере-ставляя руки или немного подпол-зая;
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

На шестом месяце жизни ребенок сидит и стоит

На шестом месяце малыш уже может си-деть в подушках, не заваливаясь набок, на седьмом — сидит самостоятельно, довольно продолжительное время, со-храняя при этом равновесие, и пытает-ся самостоятельно сесть из положения лежа на спине. На восьмом месяце ма-лыш осваивает и этот навык.

К концу восьмого месяца жизни он уже встает у опоры, приподнимаясь с колен, держась за решетку кроватки или мане-жа. Овладев этим навыком, все так же с помощью опоры, ребенок попробует сделать первые самостоятельные шаги.

Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Подолгу лепечет - повторно произ-носит одни и те же слоги;
  • На вопрос «Где?» (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно, называемый, постоян-но находящийся в определенном ме-сте;
  • Играя погремушкой, стучит, размахивает ею;
  • Хорошо и много ползает.

На седьмом месяце жизни ребенок ползает

С шестого месяца ребенок предпринима-ет первые попытки ползания, перемеща-ясь на четвереньках с опорой на ладони. На седьмом месяце он уже виртуозно ползает — быстро и во всех направле-ниях. Любопытству крохи нет предела! Так что заранее побеспокойтесь о его безопасности. Нужно сказать, что не все дети овладевают навыком ползания. Некоторые из них пропускают этот этап, сразу начиная ходить.

На седьмом месяце ребенок вертится

На 6-м месяце жизни ребенок овладел поворотами с живота на спину, и теперь он совершенно самостоятельно может перевернуться во все стороны, практи-чески на 360°. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве

Ребенок на седьмом месяце берет игрушки

Еще одним достижением ребенка ста-новится удивительная способность са-мостоятельно брать игрушки из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выпол-нять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет. На седьмом месяце ручки ребенка ста-новятся все более умелыми, он учится перекладыванию из руки в руку, постуки-ванию, отбрасыванию, притягиванию.

Развитие ребенка до года по месяцам - Восьмой месяц

  • Громко и повторно произносит различные слоги;
  • По просьбе взрослого выполня-ет разученные с ним движения («ла-душки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.);
  • Во время бодрствования занима-ется с игрушками долго: рассматри-вает, постукивает игрушкой об игруш-ку и т.д;
  • Сам садится и ложится (из сидя-чего положения);
  • Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается;
  • Переступает, держась за барьер;
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке;
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок на восьмом месяце играет с пирамидкой

На восьмом месяце жизни малыш уже может совершать „прямые" и „обрат-ные" действия с предметами. Например, складывать шарики в миску и рассыпать их; снимать и надевать кольца на пи-рамидку, складывать кубики „кучкой" и раскидывать их и т.д.

На восьмом месяце жизни ребенок лепечет по слогам

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни является овладение слоговой речью (лепетом). Если к концу пятого месяца малыш гу-лил, радуя вас руладами гласных звуков типа „ауа", „уау", „ау", „иоа", то теперь вы четко слышите: „вау-вау-вау" или „бу-а-а", „бу-бу-б", „ва-ва-ва", „м-м-ма". Малыш подолгу и с азартом лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги.

Ребенок на восьмом месяце узнает предметы

Малыш уже может узнать свои игрушки с разного расстояния и под разным уг-лом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, поло-жение в пространстве. На седьмом месяце жизни на вопрос „Где?" ребенок легко находил взглядом названный взрослым предмет. На тот же вопрос восьмимесячный малыш смо-жет указать на предмет пальчиком.

Ребенок на восьмом месяце играет с мамой

К концу восьмого месяца жизни у ребен-ка складывается сильная эмоциональ-ная привязанность к маме. Малыш готов проводить с ней каждую секунду своей жизни, старается подражать простым действиям — играм в ладушки, до сви-дания, прятки, ку-ку и т.д. Такие дейст-вия можно назвать не только игрой, но и общением, даже деловым сотрудни-чеством, в котором оба партнера прини-мают равное участие.

Развитие ребенка до года по месяцам - Девятый месяц

  • Подражает взрослому - повто-ряет за ним слоги, которые имелись в его лепете;
  • На вопрос «Где?» отыскивает не-сколько знакомых предметов, неза-висимо от их местоположения;
  • Знает свое имя - оборачивается на зов;
  • С предметами обращается по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжима-ет и разжимает резиновую игруш-ку;
  • Переходит от одного предме-та к другому, слегка придерживаясь за них руками;
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придержи-вая ее руками.

На девятом месяце ребенок становится крепче

Организм ребенка в целом уже подго-товлен к передвижению „на своих дво-их". Окреп его костно-мышечный скелет, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы тоже приспособились к действу-ющей вдоль оси тела силе тяжести.

На девятом месяце ребенок делает первые попытки ходить

На девятом месяце (у некоторых детей этот этап может случиться чуть позже) ребенок начинает интенсивно овладе-вать ходьбой. Движения при ходьбе у него пока неуверенные, он часто па-дает, но продолжает свои попытки вновь и вновь. Во время передвижения малыш де-ржится за опору (стенку, бортик манежа, мебель), а если опоры нет — ползет.

Развитие ребенка до года по месяцам - Десятый месяц

  • Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги;
  • По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку;
  • Отвечает на заигрывания «догоню- догоню», на слово «ку-ку» натягивает на лицо материю, «сорока-ворона» подставляет ладошку и т.д.;
  • Играя самостоятельно, проделы-вает разученные действия с предме-тами, подсказанные их свойствами, например, вынимает и вкладывает, открывает и закрывает;
  • Входит на горку 3-4 ступеньки, держась за перила.

Ребенок в десять месяцев учится играть и подражать

Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Ему интересно, как взрослые пользуются окружающими предметами и какие при этом испытывают чувства.Малыш начинает почти зеркально копировать взрослых и отражать быто-вые ситуации и поступки. Подражатель-ная способность ребенка помогает ему научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, класть головку на подуш-ку и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

У ребенка на десятом месяце развивается мелкая моторика

Ребенок может брать предметы двумя пальчиками, собирает разбросан-ные игрушки, достает игрушки из ящи-ка. Разъединяет и соединяет отдельные части предмета, собирая пирамидки, кубики, кольца во что-то целое, или, на-оборот, разбрасывает их.

На десятом месяце ребенок понимает обращенную к нему речь

Говорит отдельные слова: „папа", „мама", „дядя" и другие. Выполняет простые просьбы взрослых, хорошо по-нимает запрещающие слова, знает на-звания многих предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы. Его ак-тивный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и по-долгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на „взрослый" манер.

Развитие ребенка до года по месяцам - Одиннадцатый месяц

  • Употребляет первые слова обо-значения (ав-ав, кис-кис, дай);
  • Некоторые слова в речи взросло-го начинают приобретать обобщен-ный характер (на вопрос «Где киса?» приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую;
  • По предложению взрослого вы-полняет разученные действия с сю-жетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки);
  • Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один ку-бик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

На одиннадцатом месяце жизни ребенок - исследователь

Он стремится к самостоятельности. Значительно возрастает самостоятель-ность ребенка. Карапуз помогает при одевании, ходит, ест самостоятельно. Увеличивается время бодрствования малютки с 2 часов (как было в пери-од от 6 до 9 месяцев) до 2,5-5 часов. Вы почувствуете, что у ребенка возника-ет потребность проявлять все большую и большую активность.

На одиннадцатом месяце ребенок совершенствует навыки ходьбы

К11 месяцам ребенок начинает самосто-ятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. В случае необходимости малыш приседает, что-бы поднять упавшую игрушку, а потом встает.

На 12-м месяце он уже будет ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и вовсе без нее, совер-шенно самостоятельно.

Ребенок на одиннадцатом месяце начинает играть куклой

В этом возрасте ребенок учится играть с образной игрушкой (куклой, собачкой, мишкой и т.д.). Кукла для малыша — его второе я. Игровые сценки передают не только действия ребенка (разговари-вает, ест, пьет, спит), но и отражают его эмоциональный мир (плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит). На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малыша. Теперь уже в плоскостном книжном изобра-жении дитя узнает знакомые игрушки: собачку („гав-гав"), куклу („ляля"), уточку („га-га").

Развитие ребенка до года по месяцам - Двенадцатый месяц

  • Легко подражает новым слогам;
  • Употребляет около 10 слов;
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, раз-ученных действий и знает имена не-скольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.);
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету);
  • Пьет из чашки, сам держит ее.

На двенадцатом месяце жизни ребенок говорит первые слова

Важнейшая линия развития ре-бенка в этот период — речь. Вы заме-тите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, тренирует артикуля-цию, явно получая удовольствие от этих повторений. Появляется способность к речевому подражанию.

Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет наиболее легкие ле- петные слова-обозначения (например, „ав-ав" — собачка, „га-га" — уточка, „кис-кис" — кошка и т.п.). Вы заметите, что малыш готов запоминать название каждого интересующего его предмета. Вполне сознательно он говорит первые слова, иногда повторяет простые фразы типа „Баба, иди".

Почти годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь и узнает предметы

Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Дитя реагирует на про-сьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: найти, принести, дать, положить на место и т.п. Знает слово „нельзя". Запоминая названия предме-тов, малыш учится обобщать предметы, находя их среди знакомого множества (куклы, мячики, машинки и т.д.), узнает знакомые игрушки на картинке.

Годовалый малыш ориентируется сре-ди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбира-ет кольца из груды кирпичиков и т.п. Теперь, если кроха хочет, чтобы мама подала ему игрушку, он указывает рукой на желаемый предмет (раньше малыш просто разражался плачем, ведь мама не всегда могла понять, что именно нуж-но ребенку). Карапуз запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

Развитие ребенка до года по месяцам в картинках

Развитие ребенка до года по месяцам в таблицах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
38.Вместо плача указывает на желаемый предмет ОК ОК
37.Осознанно использует слова "мама" и "папа" ОК ОК ОК
36.Идет самостоятельно ОК ОК
35.Идет с поддержкой ОК ОК ОК ОК ОК
34. Начинает ползать ОК ОК ОК ОК ОК
33.Берет предмет большим и указательным пальцем ОК ОК ОК ОК ОК
32.Кладет кубик в коробку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
31.Стучит однимtext-align: justify; предметом о другой ОК ОК ОК ОК ОК ОК
30.Ищет спрятанную игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
29.Самостоятельно садится ОК ОК ОК ОК ОК
28.Играет в "прятки" ОК ОК ОК ОК
27.Различает чужих и близких ОК ОК ОК ОК
26.Пытается копировать речь взрослых ОК ОК ОК ОК ОК ОК
25.Пытается встать на ноги ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
24.Произносит отдельные слоги (ба-ба, га-га) ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
23.Берет в руку крошечный предмет (напр. хлебную крошку) ОК ОК ОК ОК ОК
22.Устойчиво сидит (когда сажают) ОК ОК ОК ОК
21.Пытается дотянуться до удаленного предмета ОК ОК ОК ОК
20.Сопротивляется, когда забирают игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
19.Сам ест печенье ОК ОК ОК
18.Может держать 2 кубика из 3х ОК ОК ОК ОК ОК ОК
17.Ищет выпавший из рук предмет ОК ОК ОК ОК
16.Перекладывает предмет из руки в руку ОК ОК ОК ОК
15.Хватает и удерживает в руке кубик ОК ОК ОК ОК
14.Пробует игрушки на "вкус" ОК ОК ОК ОК
13.Тянет ручку к погремушке ОК ОК ОК ОК
12.Поворачивает голову на звук ОК ОК ОК ОК
11.Поворачивает голову вслед движению предмета ОК ОК ОК ОК
10.Переводит взгляд с одногообъекта на другой ОК ОК ОК ОК
9.Раскачивается на руках, лежа на животе ОК ОК ОК ОК
8.Поднимает голову, лежа на животе ОК ОК ОК
7.Отвечает улыбкой на обращение к нему ОК ОК ОК
6.Гулит ОК ОК
5.Следит за движущимся вертикально предметом ОК ОК
4.Одновременно машет руками и ногами ОК ОК
3.Рефлекторно хватает кольцо ОК ОК ОК
2.Реагирует на звон
колокольчика
ОК ОК ОК
1.Следит за
движущимся горизонтально предметом
ОК ОК

Развитие ребенка до года по месяцам - Ежемесячная прибавка роста и веса

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
1 месяц 3 - 3,5 см. 750 г.
2 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
3 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
4 месяца 2,5 см. 700 г.
5 месяцев 2,5 см. 700 г.
6 месяцев 2,5 см 700 г.
7 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
8 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
9 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
10 месяцев 1 см. 350 г.
11 месяцев 1 см. 350 г.
12 месяцев 1 см. 350 г.

Многих родителей слово «таблица» пугает своей «документальностью». Одни просто не верят сводным таблицам разных параметров, другие ссылаются на индивидуальность и не желают равняться на всех, третьим, наоборот, мерещится куча отклонений и патологий при малейшем отступлении от табличных данных. Четвертые не считают себя обязанными утруждаться постоянной сверкой с чем-то или отслеживанием динамики… Для чего же нужны таблицы развития ребенка? Можно ли им верить? Зачем вести собственную таблицу?

От рождения до года

Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).

Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:

  • держать голову;
  • лежать на животе;
  • переворачиваться;
  • ползать;
  • сидеть;
  • вставать, стоять и ходить;
  • улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
  • следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
  • играть в прятки;
  • брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
  • общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
  • сопереживать окружающим;
  • реагировать на свое имя;
  • прощаться и приветствовать окружающих жестами;
  • узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
  • говорить первые «настоящие» слова;
  • понимать первые запреты;
  • реагировать на похвалу;
  • понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
  • понимать, что мама вернется, если ушла;
  • кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.

Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.

Если вы замечаете, что малыш отстает в той или иной сфере, не ждите очередного планового визита к доктору. Обратитесь сразу же, как что-то покажется подозрительным. Пусть лучше это окажется «ложной тревогой», чем останется проигнорированным симптомом. Понимающий доктор никогда не упрекнет вас в излишней мнительности, а наоборот, расскажет, почему ребенок вас насторожил, с чем связаны те или иные проблемы (возможно, действительно и не проблемы вовсе).

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми. Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений.

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Помните, что отставание ребенка в какой-либо одной сфере (например, двигательной), если вовремя не заняться коррекцией, рано или поздно «потянет» за собой отставание и в речевых, и в мыслительных процессах. Исправить это будет гораздо сложнее. Ведь развитие отделов головного мозга взаимосвязано. Неправильно развиваются одни – это влияет на развитие соседних. Так же как и наоборот (всем известно, что развитие центров, отвечающих за мелкую моторику, «включает» в работу и центры, ответственные за речь, мышление, память).

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.) Двигательные навыки Зрение Слух Эмоции Речь Интеллект
1 Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс. Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой. Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звук К 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей. Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх). Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес.
2 Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку. Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно. Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону. Комплекс оживления выражен ярче. Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен. Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз.
3 Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно. С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз. Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет. Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен. Активно и подолгу гулит. Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира.
4 Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку. Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут. Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам. Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых. Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки. Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым.
5 Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот. Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин. Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом. Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми. Гуление певучее, протяжное. Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела.
6 Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку. Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы. Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи. Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки. Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций. Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).

На пути к первому юбилею

Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».

Возраст (мес.) Движения Умения Эмоции Речь Интеллект
7 Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям. Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку. Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр. Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма») Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден)
8 Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит. Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб. Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения. Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше. Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку.
9 Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает. Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку. Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми. Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты. Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память.
10 Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул. Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предмет Появляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами. Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там) Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память.
11 Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой. При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой. Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет». Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителями Настойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию.
12 Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров. Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой. Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным. Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет. Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Доброго времени суток! Сегодня у нас очень интересная тема – и мальчик не особо отличаются по развитию в этот период, но есть небольшие нюансы, о которых я вам подробно и расскажу.

Разница между девочками и мальчиками в визуальном плане следующая:

  • у девочек больше жировых запасов при рождении;
  • у мальчиков чаще всего отмечают больший рост и вес;
  • мальчишки растут и набирают вес быстрее девчонок;
  • окружность головы обычно у мальчиков чуть больше.

Вообще все дети развиваются по-разному, но есть определенные нормы, которым должны соответствовать младенцы. Именно поэтому, в первый год жизни, следует водить ребенка каждый месяц в поликлинику. Там подробно рассказать врачу, чему научился ваш малыш за прошедшие 4 недели.

Регулярные осмотры помогут вовремя распознать любую патологию или задержку в развитии. Если начать лечение незамедлительно, то у вас будут все шансы полноценно вылечить ребенка.

Существуют специальные точные таблицы, где указано соответствие роста, веса и остальных навыков к возрасту. На их данные мы и будем опираться.

Развитие малышки по месяцам

Давайте подробнее рассмотрим, что должна уметь малышка:

1 месяц:

  • прибавка в весе должна быть от 500 грамм и более (считать нужно от минимального веса.);
  • рост увеличивается на 2-3 см;
  • ребенок спит 70% времени;
  • практически не реагирует на звуки;
  • маленький грудничок хорошо знает запах и голос мамы;
  • во время выкладывания на животик старается на несколько секунд удерживать головку.

2 месяца

  • увеличение массы тела от 750 грамм;
  • рост + 3 см;
  • малышка бодрствует примерно четверть часа;
  • если с ребенком часто общаться, она может начать гулить;
  • задерживает взгляд на предметах на некоторое время;
  • тащит все в рот (чаще пальцы);
  • умеет проявлять радость и улыбаться.

3 месяца

  • масса в среднем увеличивается на 750 грамм;
  • рост +3 см;
  • малышка спит около 14-15 часов в сутки;
  • удерживает головку с поднятом состоянии пол минуты;
  • видит разницу между разнообразными звуками;
  • проявляет много активности;
  • хорошо отличает всех родных людей от друга;
  • ей нравится, когда с ней рядом кто — нибудь, если вы попробуете отойти от малышки, можете вызвать у нее недовольство и крик.

4 месяца

  • прибавка массы 700 грамм;
  • в росте +2,5;
  • пытается копировать эмоции взрослых;
  • любит, когда с ней проводят время и берут на ручки;
  • развитый ребенок в это время хорошо держит головку и даже умеет ее поворачивать;
  • продолжает тянуть в рот все подряд (следует тщательно следить за ребенком);
  • отлично распознает предмет на расстоянии до 4 метров.

5 месяцев

  • масса + 700 грамм;
  • рост + 2,5 см;
  • малышка уже научилась переворачиваться, поэтому за ней нужно более пристально следить, чтобы не упала;
  • может дотянуться до нужного предмета;
  • обследует пальцы ножек ртом;
  • умеет перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • копирует движения взрослых, например, если показать ей, как делать ладушки, она без проблем сможет похлопать в ладоши;
  • может показать свое недовольство, в виде плача;
  • умеет громко хохотать и пищать;
  • ребенку понравится, если родители будут читать ей или петь.

6 месяцев

  • таблица роста и веса показывает нам такие же показатели прибавки в весе, как и в 5 месяцев, т.е. 700 грамм;
  • малышка уже умеет самостоятельно сидеть и пытается ползать;
  • ребенка можно начать приучать пить из чашки и кушать ложечкой в этом возрасте (естественно с помощью взрослых);
  • проявляет недоверие к малознакомым людям.

7 месяцев

  • прибавка в массе 550 грамм;
  • вес + 2 см;
  • малышка может подолгу лежать, гулить и играться;
  • уверенно сидит и ползает, а также, придерживаясь за что-либо, умеет вставать;
  • знает предназначения предметов;
  • продолжает изучать предметы через рот;
  • понимает запреты;
  • знает свои части тела и может их показать.

8 месяцев

  • вес + 550 грамм
  • рост + 2 см
  • знакома с множеством предметов, знает для чего они предназначены;
  • передвигается, при помощи опоры;
  • садится и встает;
  • может распознавать и выполнять простые просьбы родителей;
  • умеет складывать пирамидку и открывать ящики, изучая их содержимое;
  • может показать на фото родственников.

9 месяцев

  • прибавка в весе колеблется от 100 до 600 грамм;
  • рост + 2 см;
  • малышка использует в игре сразу несколько предметов;
  • может подолгу засиживаться и играть;
  • ее интересует абсолютно все, юная леди проверяет содержимое коробок и баночек (родителям следует быть предельно осторожными и не оставлять в доступных местах опасные предметы и всякую мелочь, которую ребенок может проглотить, выпить или засунуть в носовой проход);
  • разговаривает на своем языке, некоторые слова могут понимать близкие люди;

10 месяцев

  • вес + 350 грамм;
  • рост + 1 см
  • малышка очень подвижна, копирует родственников, часто смеется и болтает;
  • самое время познакомить ребенка с детской площадкой, ведь она уже может начать контактировать с детками;
  • продолжает изучать предметы и их предназначение.

11 месяцев

  • прибавка массы тела 350 грамм;
  • в этом месяце девочки в среднем прибавляют + 1 см;
  • отлично понимает речь родителей и их просьбы;
  • может начать называть животных, например, собаку «ав-ав» или «ака»;
  • хорошо и подолгу болтает о чем-то своем;
  • машет рукой при приветствии, или прощании;
  • уверенно кивает головой, в знак согласия, или наоборот;
  • отлично справляется с уходом за своей любимой игрушкой;
  • умеет пить из кружки.


12 месяцев

  • вес + 350 грамм;
  • рост + 1 см;
  • ребенок может ходить самостоятельно (если этого не случилось ровно в год, не расстраивайтесь, ваше чадо обязательно пойдет чуть позже);
  • ребенок сосредотачивается на движениях, активно ходит и бегает (может даже первое время часто падать, придерживайте малышку за ручку).

Отклонения от нормы

Дорогие родители, если вы сомневаетесь в том, нормально ли ваше чадо набирает вес и растет, вы может обратиться к педиатру. Врач предоставит вам точную таблицу на 2018 год, в которой будут четко указаны возрастные нормы. Если что-то беспокоит малыша, никогда не ждите, лучше перестрахуйтесь и сходите к врачу на осмотр.

Вот список симптомов, при которых лучше обратиться за советом к квалифицированному специалисту:

  1. Малыш часто срыгивает, не читайте пожалуйста в интернете, что это норма. Лучше скажите об этом врачу и лишний раз посетите невролога, на всякий случай.
  2. Ребенок не может удерживать головку в 3-х месячном возрасте.
  3. Повышение температуры также следует незамедлительной врачебной консультации. Помните, температура поднимается в том случае, когда в организме есть какой-либо воспалительный процесс, или малыш подхватил вирусную инфекцию.
  4. Понос и Рвота. Эти неприятные симптомы грозят ребенку обезвоживанием.
  5. Сыпь. Даже при появлении небольших высыпаний лучше обратиться к врачу.
  6. Повышенная капризность. Дети, конечно, часто плачут, но, если плач очень частый, скорее всего малыша что-то беспокоит.
  7. Вялость.
  8. Дрожание подбородка.
  9. Судороги.

С появлением малыша в семье каждой маме интересно и важно его развитие, советую купить специальный альбом, чтобы вклеивать в него фото и записывать изменения, которые произошли с крохой за прошедший месяц.

Фото на планшетах и флэшках — вещь хорошая, но альбом с записями и отпечатанными фото не будет лишним, поверьте моему опыту.

На этом я с вами прощаюсь, уважаемые читатели, желаю вам удачи и терпения в воспитании ваших девчонок. Следите за обновлениями блога.

Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

Развитие ребенка до года по месяцам

В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

Год:месяц Месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. Макс. мин. Макс. мин. макс.
0:00 0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
0:01 1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
0:02 2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
0:03 3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
0:04 4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
0:05 5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
0:06 6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
0:07 7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
0:08 8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
0:09 9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
0:10 10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
0:11 11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
1:00 12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4

Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.

Нормы для девочек

Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.

Год: Месяц месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. макс. мин. макс.
мин. макс.
0:01 1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
0:02 2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
0:03 3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
0:04 4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
0:05 5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
0:06 6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
0:07 7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
0:08 8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
0:11 11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
1:00 12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
Месяц Прирост веса, грамм Прирост роста, см
Интервал мин макс мин макс
0-1 611 1161 6,8 9
1-2 744 1290
2-3 502 944 4,2 6,1
3-4 383 796
4-5 293 695 2,7 4,5

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц) Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Зубы у детей до года таблица

Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) Зубы в порядке появления Средний срок появления (месяцы)
1. Нижние центральные резцы 6–10
2. Верхние центральные резцы 7–12
3. Верхние боковые резцы 9–12
4. Нижние боковые резцы 7–16
5. Первые моляры (верхние) 13–19
6. Первые моляры (нижние) 12–18
7. Клыки 16–23
8. Вторые моляры (нижние) 20–31
9. Вторые моляры (верхние) 25–33

Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

Размеры (обхват) головы у детей таблица

У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.

Возраст
в месяцах
Девочки Мальчики
Окружность
головы, см
Окружность
головы, см
0 33,9 34,5
1 36,5 37,3
2 38,3 39,1
3 39,5 40,5
4 40,6 41,6
5 41,5 42,6
6 42,2 43,3
7 42,8 44,0
8 43,4 44,5

Нормы для проверки зрения у детей

Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

1 месяц 0,008–0,03 (до 3 %)
3 месяца 0,05–0,1 (5–10 %)
6 месяцев 0,1–0,3 (10–30 %)
1 год 0,3–0,6 (30–60 %)

Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

Что должен уметь делать ребенок

Возраст ребенка (месяц) Что умеет малыш
1

Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается.

2 Может улыбнуться, агукает.
3 Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.

На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

4 Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
5 Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
6 Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
7 С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
8 Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
9 Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
10 Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
11 Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
12

Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

Таблица роста и веса малышей

Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

Возраст, месяцев Мальчики Девочки
Рост, см Вес, кг Рост, см
0 (новорожденный) 49,9 3,3 0 (новорожденный) 49,9
1 54,7 4,5 1 54,7
2 58,4 5,6 2 58,4
3 61,4 6,4 3 61,4
4 63,9 7,0 4 63,9
5 65,9 7,5 5 65,9
6 67,6 7,9 6 67,6
7 69,2 8,3 7 69,2
8 70,6 8,6 8 70,6
9 72,0 8,9 9 72,0
10 73,3 9,2 10 73,3
11 74,5 9,4 11 74,5

Что еще почитать