История возникновения кунг фу. Кунг-фу - Боевые искусства мира, мифы и реальность

В самом Китае кунг-фу начали практиковать в монастыре Шаолинь, в провинции Хонань, в центральном Китае. Очевидно, в Китай искусство рукопашного боя было завезено буддийскими монахами из Индии в III или IV столетии до нашей эры. Некоторые историки считают, что в Индию оно попало с приходом солдат Александра Македонского. «Монастырский кулак», как он раньше назывался, не был широко известен а Китае до тех пор, пока, Шаолинь не был разрушен императорскими войсками в 575 году. И лишь только нескольким монахам тогда удалось спастись.

То было тяжелое время. Монахи, развившие движения кунг-фу в форму чередующихся упражнений, обучали своим методам местных жителей, дабы те смогли защищать себя от бесчинствующих феодалов или разбойников, странствующих по дорогам. Эти методы кунг-фу скорее всего относятся к «мягкому» типу; «жесткий» стиль развивался на севере Китая, возможно, в Монголии он намного агрессивнее, эта более атакующий стиль боя.

Как правило, мастера, практикующие северные стили, много внимания уделяют технике ударов и защиты ногами, стремительно атакуют и мгновенно разрывают дистанцию, применяют удары ногами в высоком прыжке, а также акробатические прыжки и сальто, В то время как мастера юга предпочитают глубокие защитные стойки с широко расставленными ногами, используют удары руками с короткой дистанции, ногами не выше пояса. Возможно, самым известным представителем северных стилей является клан «Eagle Claw» - «Коготь орла». Их техника включает различные удары по глазам, похожие на орлиные, они также очень стремительно захватывают горло и душат. Родоначальником этого стиля был якобы человек по имени Юй Фей, живший с 1103 по 1141 год, Со своими ударами, захватами и удушениями этот стиль не очень отличается от современного джиу-джитсу. Во времена правления династии Мин (1368 - 1644) Лай Чеюн соединил стиль «Коготь орла» со стилем, который он назвал «Фаан Цы». Это система эффективна своими удивительными ударами руками и ногами, которые наносятся в высоком прыжке. Всего, вместе взятых, возможно, наберется пять сотен различных стилей и систем кунг-фу. Около 400 лет тому назад это искусство проникло на Окинаву, а оттуда в Японию, где оно и стало известно в 1917 году, как каратэ и джиу-джитсу.

Бокс с применением ударов ногами известен также в Таиланде и в Европе, и все же экстраординарные по своей изысканности и утонченности приемы кунг-фу, несомненно, - привилегия Китая. По многим причинам китайцы всегда неохотно раскрывают иностранцам секреты кунг-фу. В последнее столетие немало китайцев иммигрировало в Калифорнию и другие западные штаты, где они часто становились объектом жесточайшего преследования и погромов, учиняемых, как правило, людьми, которые видели в этом дружелюбном, трудолюбивом народе предвестников надвигающейся Желтой Опасности, но, самое главное, жители Америки видели в них лишь дешевую рабочую силу. Китай сам был объектом все более нарастающей эксплуатации со стороны стран Запада, особенно Великобритании.

Начиная с 1870 года, в Китае стали возникать тайные общества, практикующие кунг-фу и другие воинские искусства в надежде, что все это поможет им выдворить иностранцев с их древней земли.

Этимология

В дословном переводе с китайского языка, «кунг» («гун», «гонг») (功 ) дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности, работы, «фу» () дает значение человек. Иероглифы объединяются для описания любого приобретённого мастерства, достижений, полученных в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.

Считается , что термин «кунг-фу» не применялся в Китае в смысле «китайское боевое искусство» до XX века, в этом значении термин не встречается в древних текстах. В современном значении термин впервые начал применяться на западе, после того, как о нем сообщи л французский иезуитский миссионер Жан Жозеф Мари Амио, в XVIII веке. Термин редко использовался вплоть до конца 1960-х, когда приобрел всемирную известность и популярность благодаря Гонконгским фильмам, с участием Брюса Ли, а позднее телесериалу Кунг-фу. В настоящее время термин широко применяется в смысле «китайское боевое искусство» в Китае и мире, являясь символом достижений китайской нации в области боевых искусств.

История

Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.

В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства. Постепенно, на основе этих физических упражнений, была разработана система самообороны.

Ученикам внушалось, что те из них, кто сможет освоить кунг-фу, будут в состоянии преодолеть все на своем пути, и святая ярость охватывала сердца этих молодых парней, верящих в то, что они сильнее иностранных бомб и пуль, что они смогут победить своих врагов голыми кулаками и стремительными ногами. Некоторые инструкторы доходили порой до полнейшей бессмыслицы, убеждая своих учеников в том, что пули не смогут нанести их сильным телам никакого вреда. Все это привело к тому, что в начале столетия тысячи молодых китайцев бросили вызов развитым промышленным державам, включая Англию и Америку. Это событие получило название «Восстание боксеров». И, конечно же, все они погибли в неравных схватках.

Большинство из нас, еще с уроков физкультуры в школе, привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали по­больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т. д. Однако попробуйте так подышать некоторое время — голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащенном дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие. На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых

искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тянь», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений — непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

Начнем и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т. е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из легких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.



Гиганты кунг-фу

Лян И Цюань родился в 1931 году, известен как один из "Десяти лучших мастеров Китая". Начал изучать традиционное кунг-фу в раннем детстве под руководством своего отца. Получил государственную премию за выдающийся вклад в ушу. Известен как автор книг "Шаолинь цюань-фа", "Ушу цзяо цхай" и др.

Кун-фу является одним из боевых искусств и частью более широкого понятия ушу. Это один из наиболее хорошо известных примеров традиционной китайской культуры. Кун фу – это уникальный китайский стиль боевых искусств, который является одним из самых древних видов спорта. В нем сочетаются упражнения как для развития тела, так и для развития духа. На протяжении своей долгой истории кун-фу развивалось как уникальное сочетание физических упражнений, вида самообороны и искусства. В таких видах спорта как легкая атлетика, игры с мячом, тяжелая атлетика, бокс и многих других спортсмены обычно заканчивают свою карьеру в возрасте тридцати с лишним лет. Травмы, полученные за годы занятий спортом в болеем молодом возрасте могут давать знать о себе и в дальнейшем. В китайском куну-фу делают различие между так называемым внешним и внутренним кун-фу. Говорится, что во «внешнем» кун-фу человек занимается развитием мышц, связок и суставов, а во внутреннем – тренируется дух и разум.

Недельный тур, посвященный кун-фу

Длительность : 7 дней

Направление : Чжэнчжоу → Дэнфэн

Особенности : В этом туре у вас будет возможность познакомиться с великолепной культурой Китая. Вы побываете в колыбели китайского кун-фу – храме Шаолинь. Получите удовольствие от осмотра достопримечательностей, насладитесь зрелищем во время представления мастеров шаолиньского монастыря! Ознакомьтесь с деталями.

Шаолиньское кун-фу

Шаолиньское кун-фу хорошо известно во всем Китае и в мире. Первоначальное назначение Шаолиньской системы боя – укрепление здоровья, самозащита, противостояние врагу и защита древних храмов и знаменитых окрестных гор.

В этом шоу под названием Легенда Кун-фу рассказывается история мальчика, который мечтал стать мастером кун-фу. На своем пути к мечте ему пришлось преодолеть множество трудностей и побороть множество соблазнов.

Брюс Ли был мастером кун-фу и актером, Джеки Чан – это всемирно известный мастер единоборств, актер и певец из Гонконга,Джет Ли родился в Пекине, он становился чемпионом Китая по ушу пять раз подряд.

Храм Шаолинь был главным храмом, представлявшим шаолиньский буддизм в Китае. Храм располагается у подножия горы Суншань (Songshan) рядом с городом Дэнфэн (Dengfeng) в провинции Хэнань в центральной части Китая.

Шаолинь кунг-фу хорошо известно и в Китае, и за рубежом. Первоначальная цель тайцзицюани --- это сохранение здоровья, лечение болезней, защита знаменитых гор, охранение древних храмов, самооборона и отражение врагов.

Ушу и кунгфу-это одно и тоже, или нет?

Прежде, чем разобраться, отличаются ли ушу и кунгфу или нет, давайте представим, какие ассоциации вызывают эти два слова у обычного человека.
Когда мы говорим ушу, то, как правило, предполагаем великолепные яркие прыжки, технически сложные, а порой и акробатические элементы, которые выполняются специально подготовленными и обученными людьми. При этом нередко под красивую восточную музыку и с разными видами оружия - мечом, саблей, копьём или шестом.

Когда же упоминаем слово кунгфу, то здесь на ум приходят зрелищные бои, которые так ярко показывали на телеэкранах Брюс Ли, Джет Ли и другие мастера боевых искусств.

Фактически, тот образ ушу и кунгфу, который сформировался, благодаря телевидению и кино и привёл к разграничению этих понятий. На деле же, эти два слова практически обозначают одно и то же.

Почему появилось два названия

Как и ушу, так и кунгфу - это древнее китайское боевое искусство, в которое входит рукопашный бой и поединки с оружием. По сути эти два слова являются синонимами.

Всё дело в том, что в разных районах Китая боевое искусство называлось по-разному, хотя цели и задачи его были одинаковы. Если на юге страны чаще употреблялось слово «кунгфу», то на Севере «ушу». От того, представители каких школ оказывали влияние на то или иное государство, и пошли разные названия в разных государствах. К примеру, в США чаще используют слово «кунгфу». Это неудивительно, ведь тот же Брюс Ли был представителем южной школы боевого искусства. В самом же Китае сейчас официально используют термин «ушу», как в СМИ, так и в разговорной речи. Но самое парадоксальное, что наиболее точно обозначение древнего китайского боевого искусства звучит ни ушу и ни кунгфу, а «у-и». «У» обозначает вооружён, а «и» - непосредственно искусство.

Стили и направления ушу и кунгфу в современном мире

В современном мире различают традиционный и спортивный ушу. Последний представляет из себя чаще всего красивое шоу с яркими технически сложными элементами и прыжками. Традиционный ушу - это комплекс боевых искусств, где целью является не красивая техника, а победа в поединке. Именно традиционного ушу и придерживаются монахи из Шаолиня, которые считают, что главное - выиграть бой. При этом в поединке могут использоваться и различные виды оружия.

В ушу или кунгфу сейчас в мире существует более полутысячи разнообразных стилей. Многие из них передавались веками от поколения к поколению, другие же были изобретены сравнительно недавно и часто имеют название от имён их авторов.

Универсальность восточных боевых искусств по-настоящему уникальна. Это могут быть не только единоборства, а оздоровительная гимнастика, элементы для развития суставов, укрепления иммунитета и другие методики для оздоровления организма.

Основная задача ушу - воспитание человека, как физически, так и психологически.

Занятия боевыми восточными искусствами

В восточных боевых искусствах нет чёткого разделения на чемпионов, претендентов и так далее. Здесь существуют только ученики и мастера, квалификация которых определяется в поединке. Акцент на занятиях делается на несколько дисциплин - это рукопашный бой, владение оружием и техникой ведения борьбы.

Основная философия заключается в том, что нет в чистом виде карате, кикбоксинга, бокса, дзюдо и других дисциплин. Какой стиль при этом предпочитает занимающийся - не важно, ведь задача - единая - развивать своё тело и дух.

Его оригинальное значение не обязательно связано с боевыми искусствами. В дословном переводе с китайского языка , Кунг - работа , фу - время . Таким образом, Кунг фу - это любое приобретённое мастерство или достижение, полученное в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою .

Сам термин "кунг-фу" появился лишь в XX веке . Ни в одном из классических китайских текстов это название не встречается ни разу. Боевые искусства обозначались в китайских текстах как "у-йи" и изредка как "у-шу" .

История

Считается, что основателем Кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Та Мо (Tat Moh), также известный как Дамо. Согласно легенде, он был принцем южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии , проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай , распространяя буддийское учение.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кунг фу" в других словарях:

    КУНГ - кузов унифицированный грузовой Источник: Новая газета. № 36. 23.05.2002 КУНГ КУГ КУнГ кузов универсальный герметический; кабина универсальная герметизированная; кузов унифицированный герметичный авто КУНГ КУГ КУнГ … Словарь сокращений и аббревиатур

    На шасси ГАЗ 66 … Википедия

    Нескл. ср. 1. Вид китайской системы самозащиты, основанной на резких ударах руками и ногами по болевым точкам противника с целью направления против него его же собственной энергии. 2. Самооборона без оружия, основанная на такой системе самозащиты … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., кол во синонимов: 1 борьба (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    кунг-фу - кунг ф у и кун ф у, нескл., ср … Русский орфографический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 будка (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Показательные выступления мастера кунг фу в китайском квартале Лос Анджелеса, 2006 год. Кунг фу или Гун фу (кит. трад … Википедия

    - (1881 1967), китайский премьер министр, финансист. Кунг (подлинное имя Гун Сянси) родился в 1881 в провинции Шаньси и являлся прямым потомком Конфуция в семьдесят седьмом поколении. Приехав в Пекин, стал искать возможность для учебы за рубежом.… … Энциклопедия Кольера

    КУНГФУ, КУНГ ФУ, неизм.; ж. Система китайской оздоровительной гимнастики и спортивной борьбы; разновидность способа самозащиты без оружия, основанная на резких ударах ногой или рукой по болевым точкам противника … Энциклопедический словарь

Постараемся дать краткое описание того, что представляет собой кунфу монастыря Шаолинь в современном виде, т.е. таким, каким оно практикуется в храме в наши дни.

С чего начинается обучение кунфу? – Конечно, прежде всего, с нахождения учителя. Если вы пришли обучаться в монастырь, то какой либо из монахов должен взять на себя ответственность за ваше посвящение, поскольку в Шаолине считается, что буддийское прибежище (куй и саньпао) — это необходимое условие для начала тренировки. Это первая и основная из буддийских практик, а согласно канонам Шаолиня занятия кунфу не отделимы от практики дхармы (буддийское понятие о духовном совершенствовании).

«Принятие прибежища» не просто некий ритуал — это как бы «пропуск» в истинные врата Шаолиня, приобщение к настоящей традиции. Прежде чем дать вам знания и энергию, учитель должен убедиться в вашем устойчивом намерении морального и духовного продвижения. Без получения такого благословления считается, что практика кунфу будет долгой и безуспешной, к тому же невозможно будет освоить более сложные разделы. Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот. Но, этот обряд коренным образом отличается от аналогичных в других религиозных традициях. Выполнение его не отрицает приверженность к другим традициям, но требует полной осознанности и искренности в своем продвижении на пути очищения сознания. Прибежище также называют «Три драгоценности», т.е. необходимо осознать свое непротиворечие трем основным установкам буддийского учения: Будде — как всеобщему идеалу добра и справедливости, великому Учителю этого мира, источнику света и вдохновения; Дхарме — как уникальной практике духовного преображения и избавления от страданий; и Сангхе — как единому сообществу всех живых существ, идущих по пути мира и сострадания.

Конечно, кунфу занимаются не только буддисты и ритуал прибежища в настоящее время зачастую очень формален, но все преподаватели боевых искусств в Шаолиньской долине, да и многие ученики, считают своим долгом найти учителя-монаха в самом монастыре. Согласно древней пословице «Чхань цюань и тхи», т.е. «Чань (медитация) и кулак (практика кунфу) — одно тело».

Но не все монахи в Шаолине занимаются кунфу. Они делятся как бы на две части: одни из них называются Вэньсэны («культурные» монахи) занимающиеся только буддийскими практиками, а вторая Вусэны («боевые» монахи), т.е. те, кто собственно и занимается кунфу (помимо буддийских практик).

Занятия начинаются с изучения основных стоек, движений и подготовки тела. Все это называется «Цзи пэнь гун» — базовая работа. Она состоит из отработки позиций ног (бусин), самая важная из которых стойка «мабу» (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой работы кулака, поэтому в практике кунфу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется «чжуан гун» (стояние в “столбе”). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: “Стойка все равно, что лошадь для всадника, стойки не установлены — руки не помогут, ноги не согласованы с телом — трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, стойки беспорядочны — руки беспорядочны”. «Мабу чжуан» — это стояние в стойке мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать стойку весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение стойки мабу трудно, так как имеет много требований, например:

— ступни параллельны друг другу, располагаются на расстоянии 2,5 длины;

— бедра параллельны земле;

— колено проецируется на большой палец ноги;

— позвоночник прямой(в пояснице и грудной области не прогибается) вертикальный,

— макушка(bai hui) напротив точки “hui yin”(располагается в промежности);

— копчик проецируется на линию пяток;

— стойка должна быть твердой и прочной, тело как будто по колено вкопано в землю;

— дыхание нужно сосредоточить в киноварном поле (dan tian — низ живота).

Стойка «гунбу/gong bu» — позиция лука. Передняя согнута под 90°, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Стойка употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований для выполнения.

«Тинцзыбу/ding zi bu» – стойка, напоминающая иероглиф «ding» (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Стойка «сюйбу/xu bu» — пустой шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на пол шага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, взъем стопы вертикален, бёдра сжаты.

Стойка «пубу/pu bu» — стелющийся шаг. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек. А также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

«Бинбу/bing bu» — соединенная стойка — ноги вместе.

«Лунсинбу/long xing bu» — шаг дракона(передне-скрестный).

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря «столбовой» работе «чжуан гун» тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят «Чжан чжуан — шаолинь вугун чжи и» (“Столбовая” работа — основа практики Шаолинь). Стойки, сами по себе, не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома, являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu — шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) — отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu — «шаг — стрела», ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu — прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu — шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu — летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu — «шаг вора», «шаг украдкой» — шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек «тинбу» насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же «мабу» для начинающих называется «сыпхин/si ping/ мабу» — ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого «юань/yuan/ мабу» — округлое.

дань туй (dan tui) — прямой пинающий удар ногой вперед;

дэн туй (deng tui) — толкающий (топчущий) удар;

чжэн ти туй (zheng ti tui) — прямой удар-мах вперед;

ли хэ туй (li he tui) — удар снаружи вовнутрь;

вай бай туй (wai bai tui) — удар стопой изнутри наружу;

тао гоу (dao gou) — «перевернутый крюк» — круговой удар назад;

цэ чхуай (ce chuai) — лягающий боковой удар;

ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;

сао туй (sao tui) — «сметающая нога», различают: циень сао (qian sao) — передняя подсечка, хоу сао (hou sao) — задняя подсечка и ли сао (li sao) — подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:

арцицзяо (er qi jiao) — удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;

сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) — «стопа-вихрь» — закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;

тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) — «лотос раскрывается в воздухе» — раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) — «дракон сворачивается в воздухе» — боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) — задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) — удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) — удар вперед, хоу тэн (hou deng) — толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) — прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) — трущее движение, па цзяо (ba jiao) — подсекающее движение ногой, гуа (gua) — висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) — удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в «приемах», «формах» из которых состоят «таолу» (осн. техники, комплексы) — то, что характеризует понятие «стиля», в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция — «цюань фа».

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация “6 соединений/liu he” (ступни -ладони, колени-локти, плечи — бедра), а также работа тела, головы и глаз.

В технике рук различают «шоу син/shou xing» — формы рук и «шоу юн/shou yong» — использование рук. Основные формы употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это — кулак (используются: «лицо кулака/mian quan» — передняя часть, «спина кулака/bei quan» — тыльная сторона, основание кулака, «глаз кулака/yan quan» — верхняя часть, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан/zhang), крюк (гоу/gou) — пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, «ба цзы чжан/ba zi zhang» (ладонь черепицы) — свернутая форма ладони, лапа тигра «ху чжао/hu zhao», «пальцы наподобии цветка» — пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

кулак (цюань фа/quan fa): чхун цюань/chong quan — прямой удар (существует около 10 разновидностей):

ян цюань/yang quan — удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов;

инь цюань/yin quan — удар вниз;

цза цюань/za quan — разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов);

фэй цюань/fei quan — летящий кулак, боковой удар;

хэ цюань/he quan — соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально;

фань пэй/fan bei — удар обратной стороной кулака;

тань пиень/dan bian – удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны;

пхи цюань/pi quan — рубящий удар сверху-вниз;

а также цзя/jia — подставка, кэ/ke — преграждающий, цзай/zai — всаживающий, цзуань/zuan — буравящий, кунь/gun — круговой, ляо/liao — поднимающий, по/bo — блокируюшие движения и т.д.

ладонь (чжан): пхи чжан (pi zhang) — вертикальный рубящий удар; тхуй чжан (tui zhang) — толчок ладонью вперед; цян шоу (qiang shou) – “рука-копье”, протыкающий удар пальцами вперед; цие чжан (qie zhang) — режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фан пэй чжан (fang bei zhang) — удар обратной стороной кисти; ань чжан (an zhang)- давящая ладонь; цзя (jia) — блок-подставка вверх; ляо чжан (liao zhang)- блокирующее или атакующее движение по круговой траектории.

локти (чжоу): тин чжоу (ding zhou) — удар «макушкой» локтя; пхань чжоу (pan zhou) — круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу тин чжоу (hou ding zhou) — удар назад; шан чжоу (shang zhou)- удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем «гоу», удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.

Что еще почитать