Как определить, что у вас одаренный ребенок? Одаренные дети. У всех ли детей одаренность проявляется одинаково

Мудрые мысли о воспитании

Воспитание человека начинается с его рождения, он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Жан Жак Руссо
французский писатель, мыслитель

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но необходимо принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Ян Амос Каменский
чешский педагог-гуманист

Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим.

Алексей Писемский
русский писатель

Как распознать одаренного ребенка и правильно с ним обращаться?

Точного определения одаренности не существует. Но есть множество более-менее общепризнанных критериев. Теоретики от педагогики насчитывают до 30 качеств, которые «образуют» талантливого ребенка. Этот перечень позволяет в домашних условиях определить насколько «вундер» ваш «кид».

В перечне много очевидных черт, типа:

  • Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • Рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах;
  • У него хорошая память и речь;
  • Любознателен;
  • Способен к нестандартным решениям и т.п.

Есть и весьма неожиданные показатели детской одаренности:

  • Оригинальное чувство юмора;
  • Интерес к Богу и религии, происхождению жизни;
  • Поиск отличий верного и ошибочного.

Степень талантливости тоже подлежит измерению. Здесь выделяют 4 уровня:

1. очень способные в чем-то одном, а остальном середняки;

2. талантливые во всем равномерно, но не с такой силой, как первые в чем-то одном;

3. одаренные во всем равномерно, а в одном – феноменально;

4. просто универсальные гении.

Последних – единицы. За тысячу лет набралось десятка два на все человечество.

Родители часто обманываются по поводу своих отпрысков. Считают отличительным признаком одаренности детей вовсе непоказательные черты. Например, вашему ребенку очень легко учиться в обычной школе. Такая мера гениальности весьма условна. Надо знать уровень преподавания в школе, насколько силен состав класса.

ТРИ ПРИЗНАКА ВУНДЕРКИНДА:

1. ребенок много читает (не смотрит телевизор, не играет в компьютерные игры, а именно читает);

2. ребенок получает заметное удовольствие от интеллектуальной деятельности. Его не возможно оторвать от головоломки;

3. у ребенка есть взрослые друзья, общение с которыми для него интересней, чем со сверстниками.

Творец или трудяга.

Творческий потенциал, как ни парадоксально, меньше характеризует гения, чем работоспособность. Талантливые трудяги, как правило, обязательно находят себя. А вот творцы и безудержные фантазеры, не любящие напрягаться часто гаснут, не успев разгореться.

Допустим ребенок соответствует многим критериям одаренности, но нет у него силы воли, элементарной усидчивости. Кажется всего лишь досадная мелочь, но она может погубить все задатки таланта. Перефразируя Пушкина, можно сказать: гений и лень – две вещи несовместимые.

Одаренный человек всегда паровоз, а не вагон. Значит должен сам без устали крутить свои колеса. В этом и состоит бережное отношение к двигателю – заставлять его быть в движении. Если его не использовать на 100%, он быстрее сломается.

И ещё. Талант не может быть бесплодным, питать сам себя. Например, подросток целыми днями читает справочники, запоминает даты, факты, но не использует полученную информацию. Не продуцирует ее во что-то новое. Поглотитель идей, потребитель и пользователь.

Итак, у вас вундеркинд!

В вашей родительской власти – не загубить самобытный росток. Вот некоторые принципы обращения с вундеркиндами:

  • Не комплексуйте по поводу массовой школы, если у вас нет возможности устроить ребенка в спецзаведение. Отодвиньте среднюю школу на третье место в системе ценностей одаренного ребенка. Предоставьте ему возможность заниматься любимыми делами: рисованием, пением, сочинительством.
  • Любая школа вкладывает в ученика стереотипы, правила, культурные ценности, накопленные человечеством. Прошлое транслируется в будущее. Иначе учить не возможно. Такой метод обучения часто лишает ребенка оригинальности мышления, чистоты восприятия. Но другого способа обучения общество еще не придумало.
  • Не беспокойтесь, если ребенок мало спит. Замечено, что очень способным людям для ночного отдыха хватает четырех часов. Потом мозг тормозится и нужен сильный разгон, чтобы опять вывести его в «досонное состояние».
  • Работоспособность возрастает в геометрической прогрессии, если не погружаться в излишнюю спячку. Поэтому гении так продуктивны. Не заставляйте вундеркинда спать больше, чем ему хочется. Следите только за тем, чтобы он не бездельничал. Пусть конструирует, пишет дневник, рисует и т.п.
  • Фиксируйте удовольствие, которое ребенок получает от созидательной деятельности. Пусть он формулирует свои приятные ощущения, облекает их в слова.
  • Положительные эмоции в процессе работы со временем станут лакмусом выявляющем действительно творческое дело. Если нет радости, значит занятие не приносит удовольствия. К тому же привычка проговаривать вслух комплименты своему настроению – зто ни что иное, как самовоодушевление.
  • Загружайте своего вундеркинда поручениями. Пусть он отвечает за хлеб и молоко в доме и ещё несколько хозяйственных нагрузок. Для способных детей – это пропуск в мир ответственных взрослых, куда они стремятся больше, чем обычные дети.

Примиритесь с тем, что у вундеркиндов особые дефекты характера и поведения. Этакие критерии одаренности со знаком «минус». Наиболее заметные из них:

1. Если смотреть глубоко в корень, одаренность проистекает из неравномерного развития организма. Отсюда и почва для недостатков. Подрастающего интеллектуала одолевают трудности общения и быта. На фоне несогласованности разных систем организма порой норма выглядит патологией. Композитор-дошкольник музыку сочиняет, а шнурки завязывать не умеет! Тринадцатилетний гений делает блестящий доклад на конференции, но может оконфузиться громко высморкавшись в кулуарах.

2. Неординарным, одаренным детям часто свойственны расстройства речи, произношения. Конечно не каждый заика вундеркинд. Но среди вундеркиндов заик гораздо больше, чем в среднем среди обычных детей.

3. Их отличает неоправданная жестикуляция, тики, нечеткая координация движений.

4. Вундеркинды слишком активны и возбудимы. Их настроение меняется мгновенно. Какая-нибудь мысль молнией пронесется в голове и заставит рыдать или хохотать до упаду.

5. Некоторые гении аутичны: «варятся» в собственной вселенной и абсолютно не умеют контактировать с окружающим миром. Вспомним героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя». Родители буквально за ручку водят его сначала в школу, потом в университет, где юноша поражает своим могучим интеллектом заслуженных профессоров страны.

Словом, запасайтесь терпением и снисходительностью к своим чудо-чадам. Воспринимайте их недостатки как неизбежную плату за счастье быть родителем гения.

Старайтесь смягчать домашнюю обстановку: громко не разговаривать, не делать резких движений, не дергать ребенка пустяковыми замечаниями.

«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»,- сказал поэт. Эта мысль до сих пор актуальна.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант,

он энергичен и все время хочет двигаться;

он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

кажется, что он всерьез никогда не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

серьезно относится к произведениям искусства;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант ,

Если ребенок…

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает пере аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных вопросов;

обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Одаренные дети Монкс Франц

Глава 8 Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка? Важно сделать это как можно раньше

Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка?

Важно сделать это как можно раньше

Безусловно, об одаренности ребенка лучше всего узнать как можно раньше. Одаренность важно распознать еще до того, как ребенок начал отставать в школе и потерял всякую мотивацию, еще до того, как он просидел всю начальную школу, так и не научившись напрягаться для выполнения заданий (что потом непременно отразится на его учебе в старших классах или в университете), еще до того, как он погрузился в социальную изоляцию, и уж точно до того, как на него поставят клеймо «трудный ребенок» и отправят на консультацию к психиатру.

Чем раньше вы разберетесь, что перед вами одаренный ребенок, тем лучше: это убережет вас от множества ненужных проблем. Но с какого возраста можно установить одаренность ребенка? Согласно современной точке зрения, одаренного ребенка можно и нужно распознать при поступлении в школу.

Некоторое время назад на одной конференции был сделан доклад об одаренных младенцах. Зал моментально загудел. Бывают ли одаренные младенцы? Зачем их изучать? Оставьте малышей в покое! Младенцами можно только умиляться.

Не стоит ставить на одну чашку весов научное наблюдение и описание поведения младенцев и «желание некоторых родителей увидеть одаренность в своем ребенке» или «стремление сделать ребенка одаренным» с помощью обучения. Для ученых вопрос заключался в том, можно ли констатировать одаренность в младенческом возрасте. Если исходить из определения, предложенного Монксом – Рензулли, то наличие у младенцев хороших (выше среднего) интеллектуальных способностей, креативности и целеустремленности в совокупности с поддержкой со стороны внешней среды является задатками для высоких достижений. Что же представляют собой высокие достижения младенца? Мы привыкли определять интеллектуальность, креативность и целеустремленность детей по деятельности, похожей на деятельность взрослых: разговоры, чтение, активность, понимание, реакция на разные ситуации и установление взаимосвязей между вещами. Эту информацию проще всего извлечь из того, как дети учатся в школе, занимаются музыкой или спортом.

Какие же поведенческие характеристики младенцев могут служить показателями одаренности? Младенцы еще не умеют говорить и выражают себя примерно одинаково. Тем не менее и они отличаются друг от друга, например по тому, как они понимают разные ситуации и реагируют на них, а также по степени их активности. Многие дети, которые впоследствии оказались одаренными, уже сразу после рождения начинали активно рассматривать все вокруг и с интересом «изучали» объекты и людей в своем окружении. Но не все одаренные дети ведут себя так сразу после рождения.

Наблюдательность

Только лишь в последние несколько десятилетий стало понятно, что мир младенцев выглядит совсем по-другому, чем полагали раньше. Оказалось, что даже младенцы достаточно активно изучают свое окружение. Для этого ребенку, помимо условий отдыха, должны быть предоставлены определенные возможности. Именно в первые годы жизни закладывается основа для интеллектуального, социального и личностного развития. Это развитие в большой степени определяется окружением. Более подробно об этом написано в главе 10.

Речевое развитие

Одаренность иногда довольно рано проявляется в речевом развитии, потому что именно речь является основой мыслительного процесса ребенка. Главный признак одаренности – самостоятельное построение речевых конструкций, а не просто повторение и подражание. Иногда уже в один год одаренные дети имеют в своем лексиконе несколько слов, которые они могут активно использовать для создания целых предложений. Некоторые дети начинают говорить позже, в полтора или два года, и тогда нередки случаи, что они сразу произносят целые грамматически правильные фразы. Причиной этого считают присущий одаренным детям перфекционизм: они начинают говорить только тогда, когда уже по-настоящему хорошо умеют это делать.

Раннее развитие чтения и письма

Одаренные дети часто начинают спонтанно читать и писать еще в младшем или старшем дошкольном возрасте. Вполне логично, что они раньше, чем большинство их сверстников, проявляют к этому интерес, ведь их речевое развитие также идет с опережением. Часто одаренные дети вырабатывают свой собственный подход к числам и величинам. Но не все одаренные дети начинают рано читать и не все дети, которые начинают рано читать – одаренные. Тем не менее нашего внимания заслуживает тот факт, что дети хотят и могут читать еще до того, как пойдут в школу. Например, стоит задуматься, чем же они будут заниматься в школе, ведь другие дети только еще учатся читать?

Аафке 16 месяцев, и она каждое утро стоит на подоконнике и смотрит на улицу. Ее крепко держит мама, и они вместе смотрят на проходящих мимо их окна собак, студентов и уборщиков мусора. Некоторые люди проходят мимо окна каждый день, как, например, та женщина с маленькой собачкой. В один холодный осенний день эта женщина в первый раз надела на руки перчатки. Аафке завороженно говорит о ней: «Эта женщина надела перчатки, поэтому ее руки не замерзнут». Для ребенка пяти лет это был бы вполне нормальный комментарий, но тот факт, что ребенок, которому еще нет и полутора лет, устанавливает причинно-следственную связь между холодом и надеванием перчаток, а также сообщает об этом в форме грамматически правильного предложения, является редкостью.

Как распознать одаренность?

Любые окончательные перечни и списки всегда нужно воспринимать с долей недоверия. Каждый человек уникален. Приведенный ниже список не является исчерпывающим и не распространяется на всех детей. Тем не менее перечисленные в нем важные характеристики могут помочь выявить ранние признаки одаренности.

1. С психологической точки зрения, одаренные дети опережают в развитии своих сверстников, поэтому их интеллектуальные интересы часто значительно разнообразнее и глубже того, что считается нормой для их хронологического возраста. Из-за того, что их физическое развитие обычно идет в общем русле, без опережения, людям часто бросается в глаза несоответствие между физическим и умственным развитием одаренных детей. Некоторые видят в этом проблему, но ни в одном учебнике по психологии развития не написано, что разум и тело должны развиваться в строгом соответствии с хронологическим возрастом, то есть с одной и той же скоростью в одни и те же жизненные периоды. В психологии хронологический возраст используется лишь в качестве усредненного ориентира для описания общего развития человека, а также как шкала для оценки развития определенных сфер жизнедеятельности человека, например, его психических или физиологических процессов.

2. Одаренные дети уже в раннем возрасте часто привлекают к себе общее внимание, поскольку они очень любопытны и хотят учиться. Хорошо известно, что в определенном возрасте все дети становятся «почемучками», но то, что у обычных детей начинается около трех лет, у одаренных детей появляется гораздо раньше и, похоже, никогда не проходит. Одаренных детей не устраивают неполные ответы на их вопросы, и они продолжают спрашивать до тех пор, пока не поймут, как все обстоит на самом деле.

3. У одаренных детей обычно много энергии, и они кажутся неутомимыми, испытывая терпение своих родителей и учителей. Следует отметить, что многие умные дети, видимо, обладают подвижной нервной системой, и вечером, уже лежа в постели, им бывает непросто успокоиться. Есть также и такие дети, которые очень хорошо спят, потому что они очень активны в течение дня.

4. Одаренные дети могут целенаправленно и сосредоточенно заниматься одним делом, а могут заниматься одновременно различными делами. По-видимому, они способны очень эффективно воспринимать и перерабатывать информацию. Их внимание, которое может быть распределено сразу на несколько предметов, часто ошибочно считают поверхностным.

5. В дополнение к отличной памяти и широким интересам одаренные дети часто имеют особое чувство юмора. Нередко можно наблюдать детей двух-трех лет, которые придумывают шутки, экспериментируя со звуками и словосочетаниями. Так, например, маленький мальчик лет пяти придумал шутливое ругательство: «Колумбийский вегетарианец». Он считает, что это звучит как ругательство, и в то же время всем ясно, что он никого не хочет обидеть.

6. Свойственный одаренным детям перфекционизм, их желание по возможности все делать самостоятельно и по-своему приводит многих родителей и учителей в отчаяние. Желание изучить все досконально является для одаренных детей вполне нормальным. Этой же склонностью к перфекционизму можно, как уже упоминалось ранее, объяснить и наблюдающееся у некоторых одаренных детей позднее речевое развитие. Зато когда эти дети ни с того, ни с сего начинают говорить, то употребляют наисложнейшие фразы, используя придаточные предложения, множественное число и правильно спрягая глаголы, и все это часто в возрасте до двух лет.

Бас ничего не говорит и все думают, что он и слова правильно произнести не может. Но вдруг он изрекает: «Смотри, вон белка!». Его мама настолько поражена этим неожиданным прогрессом, что немедленно сажает Баса в машину и везет его в офис мужа. Там она говорит мужу: «Послушай, что он мне вдруг сказал!». После чего мальчик, который до сих пор производил лишь нечленораздельные звуки, говорит: «Я только что сказал маме: „Смотри, вон белка!“».

7. Вероятно, с их перфекционизмом и тщательностью связано то, что одаренные дети иногда уже с трех или четырех лет начинают задумываться о смысле жизни и настойчиво расспрашивают об этом взрослых. Они хотят знать не только, откуда происходят люди, но и куда движется человечество. Теперь вы понимаете, почему так много одаренных детей увлекается динозаврами и астрономией. Если углубиться в изучение этих областей, у вас непременно возникнут такие вопросы, как «откуда мы происходим?» и «куда мы движемся?».

8. Есть много одаренных детей, у которых потребность в «буквах» настолько сильна, что они используют все подряд, включая упаковки от хлопьев и коробки от сладостей, чтобы научиться читать и писать. Но это свойственно не всем одаренным детям. Никто пока систематически не исследовал, почему такое стремление присуще лишь некоторым дошкольникам, но нам кажется очевидным, что это всего лишь индивидуальные предпочтения. Близнецы Тайс и Сюзанна (глава 5), которым на данный момент уже двадцать три года, являются хорошим тому примером. Сюзанна очень рано самостоятельно научилась читать и писать, а рисовать начала, когда была еще настолько мала, что только что могла держать карандаш. Тайс, напротив, не прикладывал ни малейшего усилия, чтобы научиться читать, писать или рисовать. Он был небрежен и даже в школе эти предметы не вызывали у него никакого интереса. Но зато у него, как у настоящего мальчишки, вызывало интерес все, на чем были кнопки, которые он мог крутить и нажимать, чтобы извлекать звуки или зажигать лампочки. Теперь, когда близнецы уже взрослые, можно констатировать, что Сюзанна обладает особым талантом к письму и рисованию, и она по-прежнему охотно и много читает. В то же время Тайс читает книги только при крайней необходимости и редко пишет от руки. Его интерес к кнопкам, однако, тоже принес свои плоды: когда ему было тринадцать лет, он создал свою небольшую интернет-компанию, где он зарабатывал достаточно большие для его возраста суммы денег. В их профессиях мы непременно найдем те предпочтения, которые они выказывали, еще когда были детьми. А то, что тогда им было несвойственно, не появилось и в более позднем возрасте.

У ребенка, который очень рано самостоятельно научается читать и писать, часто развивается неразборчивый почерк, потому что тонкая моторика в этом возрасте еще недостаточно развита. Но это не повод для того, чтобы удерживать его от этих занятий. Вы же не станете сдерживать ребенка, который только начал ходить, потому что боитесь, что в противном случае он в более позднем возрасте не будет обладать изящной походкой. Все понимают, что это было бы неправильно. То же самое и с умственным развитием. Для учителей начальной школы, где таким детям с опережением в развитии не всегда рады, именно некрасивый почерк часто является камнем преткновения. К счастью, моторные навыки, необходимые для письма, можно довольно быстро улучшить с помощью специальных упражнений.

9. Умные дети часто обращают на себя внимание тем, что у них рано формируются числовые понятия, часто они вырабатывают свой собственный способ счета. Например, Вера, которой было три с половиной года, часто сидела за столом с матерью, когда та занималась шитьем. Она играла с сантиметром, и, складывая его вдвое и втрое, вдруг обнаружила, что кусочек в два сантиметра сначала превращается в четыре сантиметра, а затем в шесть. Таким образом, через игру она открыла, что так можно считать. Ее маме это понравилось. Такой самостоятельно изобретенный способ счета сильно отличается от метода, принятого в начальной школе.

Опять же в такой ситуации настойчивое вмешательство учителя может вызвать ненужное противодействие со стороны ребенка. Если вы слишком строго требуете, чтобы ребенок, который с таким наслаждением открывает для себя все новое, следовал принятому в школе методу счета, это может оказаться для него большим разочарованием и отбить все удовольствие от похода в школу.

10. У одаренных детей в возрасте около года пассивный словарный запас состоит из более чем сотни слов. В этом они опережают своих сверстников примерно на год.

11. Способность к установлению связей между событиями, такими, например, как связь между выключателем и лампой, а также понимание причинно-следственных связей, таких как связь между перчатками и холодом, одаренные дети могут нередко демонстрировать уже в возрасте около девяти месяцев. Здесь они опережают своих сверстников примерно на два года.

12. Представление о константности объектов (понимание, что объект существует даже после того, как он пропал из виду), которое обычно формируется начиная с полутора лет, у одаренного ребенка проявляется уже на первом году жизни.

13. Другим ранним признаком одаренности является опережающее развитие психомоторики. Как правило, дети в возрасте примерно в два года начинают перелистывать страницы книги при помощи большого и указательного пальца. Одаренные дети часто начинают делать это уже в девять месяцев. Кроме того, они могут пальчиком показывать на картинки в книгах и на невербальном уровне давать маме или воспитательнице понять, что хотят услышать от них пояснение или рассказ. Часто бывает, что одаренные дети начинают ходить еще до года, а иногда уже в семь или восемь месяцев. В этом они опережают своих сверстников примерно на пять месяцев. (Более подробная информация о нормах психологического развития содержится в книге M?nks & Knoers, 2009.)

Этот перечень поведенческих характеристик не является полным, но он может служить полезным руководством для раннего выявления одаренности у детей. Распознание одаренности, в свою очередь, позволит лучше выстроить план для работы с этими детьми. Для развития одаренных детей и формирования их «образа Я» важно сделать так, чтобы их потребности в развитии могли удовлетворяться уже в очень раннем возрасте. Если вовремя не признать, проигнорировать или даже тормозить детскую любознательность, это может привести к нарушению здорового и гармоничного развития ребенка.

Из книги Воспитание без крика и истерик. Простые решения сложных проблем автора

Из книги Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 6 «Что делать», или Правила безопасности, когда уже поздно Сверстника не стыдно послушаться, но дать себя убедить взрослому, а уж тем более растрогать – это дать себя провести, обмануть, расписаться в своем ничтожестве; к сожалению, дети правы, не доверяя нам. Януш

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Что делать, когда он поздно приходит домой? Плакать – заставить чувствовать себя «плохо», если не использовать часто, «потоп» может даже заставить его извиниться: «А-а-а! О-о-о! Ты пришел очень поздно. Я истревожилась вся! А-а-а!» Обвинять. Умирающим голосом сравнивать

Из книги Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я автора Миллер Алис

I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами Все, что угодно, кроме правды Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Глава 12. Можно ли что-нибудь сделать? «Дорогая Энн Лэндерс, я пишу письмо от имени своей сестры, мачехи двадцатидвухлетнего парня, которого выгнали из школы. Я буду называть его „Дэнни“. Отец мальчика развелся со своей первой женой, когда Дэнни был еще младенцем. Он живет

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Из книги Fuck It. Послать все на... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию автора Паркин Джон

Глава III Оптимист – это продуманный пессимист, или Что можно сделать сегодня, чтобы потом не думать, что что-то в жизни упустил – Хочу быть самым красивым, удачливым и счастливым человеком на свете!!! Ну, хотя бы, чтоб сегодня было лучше, чем вчера!!! – скажешь ты.– Ну и что

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Одаренные дети автора Монкс Франц

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 10 Как правильно стимулировать развитие одаренного ребенка дома Не только в школе, но и дома многие родители встают перед вопросом, как подобрать правильный подход к своему одаренному ребенку. Дома ребенку необходимы как условия для отдыха, так и обогащенная

Из книги Антистресс для будущих родителей автора Царенко Наталья

54. Не пытайтесь вразумить ребенка раньше времени Если вы будете понимать детей, учитывать, что они не являются уменьшенной копией взрослых, а устроены по-своему, то тем самым сможете избежать многих разногласий и разочарований. Если вы будете наивно полагать, что ребенок

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Пол ребенка – это важно? Современные родители делятся на две большие категории: те, которые хотят сюрприза от природы, следуют естественному ходу событий и не пытаются узнать заранее, кто у них родится – мальчик или девочка, – такие родители нередко удивляют докторов

Из книги автора

Как распознать ребенка-лидера? Многие родители впервые задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети уже достигают подросткового возраста. Но ведь начинается все с самого рождения!Ребенка-лидера легко распознать уже в трехлетнем возрасте. Именно он

Старооскольского городского округа

« Одаренные дети - как их распознать »

Педагог – психолог

Вторникова В.Г.

Консультация для

Педагогов.

ноябрь

2016 г.

Как распознать одаренного ребенка

Существуют определенные особенности, по которым можно узнать – одарен ваш ребенок или нет.

Для каждой мамы ее малыш самый красивый, самый умный, а главное, очень-очень талантливый. Поэтому, стоит только ребенку немного обойти своих сверстников в развитии, как многие родители сразу же записывают его в одаренные дети.

На самом деле, определить, кто из детей одарен, а кто нет – достаточно трудно. Особенно сейчас, когда малышей, практически с пеленок отдают в развивающие студии. Поэтому вполне естественно, что они начинают рано читать, считать, рисовать, петь и т.д.

Но существуют определенные особенности, по которым можно узнать – одарен ваш ребенок или нет. Во-первых, любознательность. Одаренные дети тянутся к знаниям и пытаются как можно больше узнать в той области, которая им наиболее интересна. Причем каждое новое знание тянет за собой следующее, т.е., научившись рисовать дерево, ребенок не остановится, а возьмется за освоение, например, куста, и так до бесконечности. Эйнштейн так определял свое отличие от других людей «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку». Во-вторых, высокая концентрация внимания, а также отличная, в большинстве случаев феноменальная память.

Конечно, гордость загения переполняет сердца родителей, но одаренность имеет и другую сторону медали. Одаренные дети могут отказываться идти в детский сад или школу, поскольку им не интересно и скучно, не общаться со сверстниками, так как они глупы, им бы только в догонялки играть, да девочек за косы дергать. Таким детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Ребенок не может реализовать свои потребности в познании, свои способности, из-за этого злится, отказывается учиться, начинает часто болеть. Это даже может привести к потере интереса, и, как следствие, угасанию таланта. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Еще одна проблема, которая подстерегает гениев – «асинхрония развития», т.е. сферы, которые не связаны с талантом, очень сильно отстают в развитии. Поэтому, не сосредоточивайтесь только на способностях, постарайтесь уделить внимание и другим областям знаний. В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты

Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. Поэтому, если вы уверены в одаренности своего малыша, следует подобрать такое учебное заведение, где он сможет выразить свои способности в полной мере. Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. Но постарайтесь, чтобы его общение со сверстниками не свелось совсем на нет, так как это может сильно отразиться на целостном развитии его личности.

Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Как распознать, является ли ваш ребенок одаренным и обладает ли он нестандартным мышлением? Этот вопрос мучает не только родителей школьников, исправно получающих хорошие отметки. Ученые считают, что академическая успеваемость отнюдь не является мерилом одаренности. Доктор Венди Хирш Вайнер долгие годы работала с семьями, дети в которых обладают исключительными способностями. Эксперт пришла к выводу, что у некоторых из них имеется "врожденный талант к познанию, который выходит далеко за рамки возможностей их сверстников".

Одаренные дети отлично решают проблемы

Одним из основных признаков одаренности является способность блестяще справляться со сложными проблемами. Некоторые родители ошибочно полагают, что возможность запоминать большие объемы текста или знание формул назубок может указывать на гениальность ребенка. Однако заставить зубрить можно любого более менее усидчивого малыша. А вот справляться со сложнейшими задачами могут далеко не все дети. В этом помогает нестандартное мышление и способность видеть несколько путей решения.

Они чувствительны

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает гиперчувствительностью, он не переносит громких звуков и неуютно чувствует себя в толпе, это может быть признаком одаренности. Наш сегодняшний эксперт утверждает, что талантливые дети чаще всего могут быть замкнутыми и крайне застенчивыми. Иногда они не могут сразу ответить на вопрос, так как их мозг активно занят обработкой информации. Даже решая контрольную работу по математике, они берут больше времени на раздумья. На переменах они чаще всего сидят в классе и сторонятся шумных игр одноклассников.

Им трудно заводить друзей

Если вашему ребенку трудно заводить друзей или он страдает оттого, что не пользуется особой популярностью в классе, это может быть признаком гениальности. Повышенная чувствительность одаренных детей усложняет возможность подружиться. Кроме этого, в вашем ребенке могут быть другие черты, затрудняющим возможность подружиться. Например, утонченное чувство юмора этих детей становится непонятным для сверстников.

Им сложно вести разговор с другими детьми

Когда ваш ребенок пропускает участие в пустой болтовне, которая характерна для других детей его возраста, а интересуется более серьезными темами, это также может быть признаком одаренности. Доктор Вайнер утверждает, что гениальным детям трудно участвовать в диалогах со сверстниками, так как их мозг не заточен под короткие односложные реплики. Они не стремятся пойти на дискотеку, чтобы продемонстрировать обновку и рассказать, как им неприятны дети из параллельного класса. Вместо этого одаренные дети заведут разговор о политике или о причинах вымирания динозавров.

Они жалуются на скуку

Гениальному ребенку тесно в рамках стандартной школьной программы. Обратите внимание на жалобы сына или дочери по поводу скуки на уроках. Для усвоения школьного материала им требуется гораздо меньше времени, поэтому повторение пройденного для них видится настоящей каторгой. Вот почему ваш ребенок так часто смотрит в окно или ищет бесконечные способы, чтобы развлечь себя.

Они занимаются творчеством

Лепка и живопись являются хорошим способом найти ответы на существующие вопросы. Если ваш ребенок всегда придумывает новые креативные идеи, это означает, что он обладает подвижным интеллектом, который в полной мере раскрывается в творческих процессах. Кроме того, гениальные дети находятся в постоянном поиске новых вопросов и ответов.

Их нельзя мотивировать оценками

Парадокс заключается в том, что одаренные дети не всегда будут являться самыми лучшими учениками в классе. Мы знаем, что они ищут несколько способов решения задачи и размышляют дольше других. Но требования учителей предельно просты: делайте, как я требую. Любые альтернативные варианты рассматриваются педагогами как попытка подорвать их авторитет. В этом нет никакой трагедии, так как одаренного ребенка сложно мотивировать пятерками, похвальными грамотами или золотой медалью. Эти дети в большей степени заинтересованы своей исследовательской деятельностью и стремлением открывать для себя новые знания.

Они хотят глубоко вникать в вопросы

Но если какой-то вопрос важен для вашего ребенка, будьте уверены, что он обложится энциклопедиями, но найдет развернутый ответ. Одаренные дети стремятся исследовать проблемы намного глубже, чем дети, которые привыкли заучивать материал. Если они испытывают определенный интерес теме урока, они всегда имеют дополнительные вопросы к учителям.

У них есть опасения

Так как одаренные дети склонны представлять развитие событий по нескольким сценариям, они часто борются с тревожным расстройством, депрессией и страхом. Например, из-за опасений попасть под машину, они могут игнорировать велосипедные прогулки.

Они видят общую картину

Если вы заметили, что ваш ребенок имеет проблемы с запоминанием конкретных фактов, не спешите впадать в уныние. Вероятно, ваше чадо видит ситуацию в перспективе. Одаренные дети имеют понимание абстрактных понятий, а вот конкретная форма не так важна для них.

Они не подходят для конкретных требований

Гениальные дети плохо чувствуют себя в рамках стандартной школьной программы, а также инструкций и требований, предъявляемых учителями. Они стремятся все сделать по-своему, и поэтому часто критикуются или даже высмеиваются педагогами.

Одаренность ребенка может проявляться в самых разных сферах: общее интеллектуальное развитие, особые способности к изучению той или иной академической дисциплины, творчество (изобразительное искусство, музыка), организаторские способности, спортивные игры. Одаренные дети, как правило, обучаются по специальной образовательной программе, получая глубокие, фундаментальные знания, выходящие за рамки школьной программы. Такие специальные образовательные программы дают ребенку возможность реализовать свои таланты и способности, стать по-настоящему полезным членом общества.
Блестящие способности ребенка, его одаренность в той или иной сфере деятельности (чтение, язык, математика, естественные науки, литература, искусство) проявляются, как правило, в среднем школьном возрасте. Одаренные дети имеют широкий круг интересов и увлечений, они много читают, знают множество разнообразных игр, зачастую у них имеется какое-нибудь увлекательное хобби (например коллекционирование). По мере взросления ребенка его одаренность проявляется все ярче, становится все более очевидной для родителей и педагогов.

Как определить одаренность ребенка

Как правило, родители первыми узнают об уникальных способностях и талантах своего ребенка. В некоторых случаях, однако, «первооткрывателем» таланта становится преподаватель: он сразу же обращает внимание на талантливого ребенка, обладающего выдающимися способностями в той или иной области. Зачастую одаренность ребенка никак не проявляется в повседневном общении, и окружающие могут даже не догадываться, что ребенок обладает блестящими способностями; они узнают об этих способностях лишь тогда, когда сам ребенок демонстрирует их. Высокий уровень интеллектуального развития ребенка может быть документально зафиксирован специалистами-психологами (тест IQ). Если одаренность ребенка проявляется не в области той или иной академической дисциплины, а в сфере искусства (например в музыке), преподаватели должны поддержать такого ребенка, помочь ему раскрыть свой талант. Одаренный ребенок всегда стремится полностью раскрыть все свои таланты и способности, и родители должны предоставить ему такую возможность.

Обучение одаренных детей

Школа должна предоставить одаренным детям все необходимые условия для развития их талантов и творческих способностей. Занимаясь по специальной образовательной программе, ребенок приобретает глубокие знания в той или иной профессиональной области, овладевает навыками самостоятельной работы, ощущает вкус творчества, обретает радость познания. Иногда одаренный ребенок комфортнее чувствует себя в компании таких же одаренных сверстников - дети быстро находят общий язык и становятся своего рода социальной группой, микроколлективом.
Методика работы с одаренными детьми обязательно должна включать в себя элемент творчества, поиска. Дети должны самостоятельно искать решение той или иной научной проблемы, проявляя при этом свои творческие способности.
Конечно, каждый ребенок, независимо от уровня его интеллектуального развития, должен иметь возможность в процессе обучения проявить свои творческие способности. Главная отличительная особенность образовательных программ для особо одаренных детей заключается в том, что талантливые ученики усваивают учебный материал гораздо быстрее своих сверстников. Кроме того, отдельные темы и разделы учебной программы изучаются или глубоко, фундаментально, с привлечением разнообразного дополнительного материала.
Иногда школа и родители не в состоянии предоставить одаренному ребенку все необходимые ему образовательные услуги. Контингент учеников, с которыми приходится работать учителям, очень неоднороден. Преподаватели должны обеспечить каждому ученику максимально комфортные условия, поэтому зачастую они не могут уделить одаренным детям достаточного внимания. Иногда педагоги просто не владеют специальными профессиональными навыками, необходимыми для работы с одаренными детьми. Бывает и так, что одаренный ребенок с его склонностью к критическому мышлению становится помехой для преподавателя, и тот всячески избегает общения с таким ребенком. На уроке ребенок постоянно задает неудобные вопросы, подвергает сомнению даже общепризнанные истины, и это раздражает преподавателя и одноклассников. У ребенка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, ему приходится адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляет ему окружающая социальная среда.
Школа должна пригласить квалифицированных преподавателей, которые умеют работать с одаренными детьми и обладают необходимым педагогическим опытом. Очень часто одаренных детей объединяют в одну учебную группу, и несколько часов в день они занимаются по индивидуальной программе со своим преподавателем.
Одаренный ребенок может самостоятельно изучать тот или иной раздел учебной программы, посещать факультативы по какому-либо предмету. Если школа не имеет возможности предоставить одаренному ребенку все необходимые технические средства обучения, ребенок может воспользоваться теми ресурсами, которые предлагают ему другие учебные заведения, находящиеся на территории школьного округа. Некоторые одаренные дети выбирают для себя учебные заведения с углубленным изучением того или иного предмета (художественные, математические школы, школы с углубленным изучением естественных наук или школы со спортивным уклоном).
Если школа, где учится ваш ребенок, не может предоставить ему все необходимые условия для развития его способностей и талантов, вам лучше поискать другие, альтернативные возможности за пределами школы.

Ситуация, когда одаренный ребенок оказывается в числе неуспевающих

Некоторые одаренные дети, обладающие высокоразвитым интеллектом, тем не менее оказываются в числе неуспевающих. Это дети, страдающие таким заболеванием, как пониженная обучаемость (в эту категорию гораздо чаще попадают мальчики, чем девочки). Приблизительно 10% одаренных детей владеют навыками чтения гораздо хуже своих сверстников, а у почти 30% одаренных детей при тестировании обнаруживаются значительные расхождения между потенциальными возможностями интеллекта (тест IQ) и текущей успеваемостью (стандартный школьный тест академической успеваемости).
Если специалист (педагог или психолог) обнаруживает у ребенка подобные отклонения, он сразу же начинает проводить тщательный и глубокий анализ познавательных способностей ребенка (например, сравнивает результаты вербального и невербального разделов теста IQ). Специалист может попросить ребенка выполнить и другие тесты (например тест на способности). Кроме того, он оценивает состояние эмоциональной сферы ребенка, анализирует его поведение, социальное окружение (семья, родственники, друзья).

Иногда родители предъявляют к одаренному ребенку чересчур высокие требования, слишком высоко поднимают планку своих ожиданий. Родители не могут понять, почему их талантливый ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих по тому или иному предмету, начинают обвинять школу, педагогов: им кажется, что практикуемые в школе методы обучения не соответствуют индивидуальным особенностям их ребенка. Родители критикуют школу за негативную тенденцию уравнивать всех учеников, применять одни и те же формы и методы обучения ко всем без исключения школьникам. Они полагают, что при таком подходе ребенок не может в полной мере проявить своих творческих способностей.
Если одаренный ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих, у него резко падает самооценка. Такой ребенок испытывает негативные эмоции по отношению к самому себе: он чувствует себя отверженным, остро ощущает свое одиночество, беспомощность. Если ребенка постоянно преследуют неудачи, если все его надежды и чаяния остаются нереализованными, у него формируется комплекс неудачника.
Поговорите с директором школы или с опытным педагогом - специалисты помогут одаренному ребенку справиться с возникшими проблемами. Может быть, вам не следует отдавать ребенка в специальный класс для одаренных детей, если он гораздо комфортнее чувствует себя в обычном классе, со своими сверстниками. Если ваш ребенок оказался в подобной ситуации, немедленно примите все необходимые меры - не надейтесь, что со временем проблема исчезнет сама по себе. Если вы своевременно распознали главную причину проблемы и назначили вашему ребенку соответствующий курс терапии, то можете надеяться на скорейшее выздоровление.

Что еще почитать