Рисование волос – проблема для вас? Этот процесс может стать кошмаром для новичков в рисовании. Из-за невероятного количества нюансов и деталей многие теряют терпение и воспроизводят лишь грязные каракули.
Но кошмаром рисование волос является лишь для немногих. Если изменить подход, ваши страхи останутся позади. В этом уроке я покажу, как нарисовать естественные волосы за 4 простых шага.
Инструменты, которые я использовала в этом уроке:
— карандаши (Derwent);
— механические карандаши с 0.5мм твердо-мягкими (НВ) и мягкими (4В) стержнями (Pentel);
— ластик-клячка.
План урока:
— 4 шага при рисовании волос;
— детальное рассмотрение небольших участков волос;
— как нарисовать вьющиеся волосы (мини-урок);
— как нарисовать короткие волосы (мини-урок).
Шаги, описанные ниже, помогут вам научиться рисовать все типы стрижек и причесок : длинные, короткие, прямые и вьющиеся. Не теряя времени, давайте сразу перейдем к уроку! Прежде чем вы начнете рисовать, вам нужно понять 4 вещи:
Объем, направление, сочетание света и тени и текстура.
Знание величины объема поможет вам сделать набросок черепа, прежде чем вы начнете рисовать волосы. Если вы сначала нарисуете волосы без объемной формы черепа, волосы могут потерять часть объема, или же вы просто можете обрезать часть черепа. Волосы прилегают к голове, но не выглядят приклеенными к ней. Для большинства людей с длинными волосами расстояние между головой и высотой волос составляет около 2 см и, как минимум, по 2 см с каждой стороны.
Чтобы волосы приобрели направленность, вам необходимо знать их структуру. Длинные волосы в спокойном состоянии направлены вниз, прилегают к голове и оборачиваются вокруг плеч. Они чем-то напоминают жидкость. Когда вы начнете делать набросок волос, прокладывайте простые и свободные штрихи.
Волосы в своем большинстве находятся в тени, поэтому, прежде чем начнете изображать их, определите источник света и его влияние на тоновое соотношение волос.
Если вы работаете с фотографией, где свет не слишком яркий, попробуйте повысить контраст фотографии через фоторедактор (например, GIMP), чтобы вам было проще выделить три типа тонов.
Пример такой фотографии:
Когда вы закончите с повышением контраста, начните рисовать ограничивающие линии между накладывающимися друг на друга локонами. Определите, на какие из них будет падать свет и затем выделите эти области, воспользовавшись техникой линейного затемнения других прядей. Прокладывайте тени параллельно освещенным участкам. Если для вас сложно следовать деталям, этот шаг поможет вам проследить за общим освещением, и вы можете уверенно прорисовывать отдельные волоски в дальнейшем.
В среднем на голове человека растет 150 тыс. волосков. Одна лишь мысль об этом пугает. Во-первых, вам не нужно тщательно прорисовывать волосяной покров. На самом деле, с этим шагом можно справиться настолько быстро, что он может даже стать вашим любимым. Важнейшим моментом здесь является уверенное нанесение штрихов и соблюдение постоянности в их направлении.
Совет: вы можете добиться плавности и продолжительности длинных линий, если будете руководить карандашом с опорой на локте и плече, не опираясь на пальцы и запястье.
Работайте над одной частью волос по порядку, соблюдая направление волос. В темных участках можно не бояться давить сильнее на карандаш (для таких участков я использую мягкие карандаши – 6В или 8В). Чтобы выделить света, поверните ластик ровной стороной наружу и аккуратно стирайте нарисованное в нужном направлении. Ластик может сразу стать грязным после первого же подхода, поэтому рекомендуется чистить его после каждого движения вниз.
Можете добавить больше деталей или убрать что-то в зависимости от того, насколько реалистичным вы хотите сделать рисунок.
Давайте рассмотрим поближе процесс рисования небольших участков волос:
Когда вы работаете над первым слоем штрихов, я рекомендую использовать разные по толщине стержни карандашей. Я беру тупые, заточенные и механические карандаши. Когда вы прокладываете каждый из штрихов, не забывайте оставить место, куда падает свет, незаштрихованным. Направляйте штрихи к блику, чтобы они постепенно затухали в центре локона.
Добавляем второй слой штрихов. На данном этапе я обычно выбираю 0.5 мм карандаш от НВ до 4В для прорисовки четких линий и затупившийся карандаш 6В для заполнения просветов, чтобы они не выглядели слишком частыми.
Продолжайте в том же духе, пока результат не станет вас устраивать. Если вы хотите сделать блики зеркально яркими или же показать преобладание света на рисунке, постарайтесь не закрашивать блики совсем. Если необходимо, используйте ластик.
Что касается кончиков, выполняйте штрихи по направлению изнутри, чтобы волосы с постепенным сужением не выглядели обрубленными.
Полезные техники
Рисование волос – это не случайное скучное расположение линий в определенной последовательности. Попробуйте эти четыре техники для оживления своего рисунка:
Если вам сложно рисовать волосы длинными линиями, потому что ваши штрихи слишком короткие или обрубленные, попробуйте взяться за карандаш подальше от кончика. Так у вас будет больше свободы в движении и рисовании длинных ровных штрихов.
Готовы попрактиковаться? Давайте воплотим эти шаги и техники в двух мини-заданиях ниже! Я использовала карандаши 4В, 6В и 8В.
Как нарисовать вьющиеся локоны
Рисование вьющихся волос – довольно забавное и полезное задание для выработки уверенности на этапе создания текстуры.
Как нарисовать короткие волосы
Процесс рисования коротких волос ничем не отличается от рисования длинных, за исключением того, что вам не нужно захватывать большой участок бумаги, так как пряди здесь короче.
Перевод статьи с сайта rapidfireart.com.
Рисование волос может быть одной из самых сложных задач в рисовании анимешных/мангашных персонажей, ведь это, в самом деле, может изменить их образ и личностные характеристики. Хотя с небольшой практикой получаться должно без проблем. Это руководство немного похоже на "путеводитель", так как существует очень много стилей, и я могу потратить год, изучая различные стили и типы!
Когда я рисую волосы, сначала я начинаю рисовать их вокруг лица. Такое начало дает представление о том, какой будет сама прическа. И это очень важно, так как обрамляет лицо персонажа, делает его в какой-то степени законченным. Здесь представлены различные стили - с челкой, без челки, распущенные или зачесанные назад. Очень важно соблюдать направление роста волос (в одном направлении), я почти всегда начинаю прорисовку с корней и рисую по направлению вниз. Слева вы можете видеть основные вариации на тему "Прическа" и, исходя из них, сможете придумать сотни различных вариантов (для мужчин и женщин).
Для этого урока я решила остановиться на первом варианте с челкой и помочь вам с прическами для женщин. После того, как вы нарисовали челку, можете приступать к дальнейшей рисовке волос. Вы можете выбрать любую прическу, которая вам нравится, но я отдам предпочтение той прическе, при которой верхняя часть волос забрана в хвост, а нижняя - распущена. Я начинаю рисовать волосы, забранные сзади в хвост, прямо за линией челки и рисую их уходящими за линию головы. Так как волосы туго затянуты в хвосте, я рисую дополнительные линии, чтобы показать "натяжение" волос. Дальше я приступаю к рисованию объемной "верхушки" хвоста. Я добавляю мелкие детали, такие как короткие прядки, чтобы хвост выглядел более живым и правдоподобным, это также показывает длину волос. В конце я добавляю распущенные волосы, ниспадающие ей на плечи.
Подсказка: Помните, волосы не тяжелые, но они все еще подвержены гравитации).
Прическа молодого человека много может рассказать о его характере. Длинные распущенные волосы делают его более женственным, эмоциональным или беспечным. В противоположность этому, коротко остриженные или зачесанные назад волосы придают ему больше мужества, серьезности или, не исключено, раздражительности. Здесь вы видите пример распущенных волос средней длины. Если вы рисуете длинные или короткие волосы, следуйте вышеперечисленным правилам: начинайте рисовать со лба и следите за направлением роста волос.
Если у вас возникают проблемы, учитесь самостоятельно - рисуйте прически друзей-подруг или из журналов (никаких извинений, домашнюю работу никто не отменял ^_^).
Теперь, ознакомившись с простыми приемами рисования, я вам детально объясню, как нарисовать шикарную прическу!
Рисование собранных волос - вот еще одна действительно сложная вещь, поэтому в этом уроке я решила показать несколько приемов.
Подсказка: нарисуйте вспомогательную лини, по которой идет коса. Это позволит косичке выглядеть более естественно, так как рисую косу, вы просто следуете линии. Легко, не так ли?
Помните, у волос своя структура, и не следует рисовать ровный шарик. Старайтесь рисовать более реалистично!
На заметку: когда волосы распущены, они длинные, когда они убраны в хвост на макушке, становятся короче, а в косе - еще больше укорачиваются. Не забывайте об этом ^_^
Вот несколько хороших примеров того, как рисовать различные прически. Я так же изобразила несколько примеров развевающихся на ветру волос - волнистых и прямых. Вьющиеся волосы выглядят в большем беспорядке, чем прямые, но в обоих случаях есть прядки, выбивающиеся из общей "массы". ^_^
Теперь дело за вами! Помните, чем больше вы практикуетесь, тем лучше у вас получается! Вы сможете придумывать совершенно умопомрачительные прически! Вам будет намного легче планировать прическу, не стоит бросать, если что-то идет не так в начале. Если у вас нехватка идей, поэкспериментируйте со своими волосами или волосами друзей, поищите прически в журналах или в и-нете, сразу же воодушевитесь!
Скажите "нет" неправильной рисовке волос! И до встречи ^_^
Добро пожаловать на мой урок «Как рисовать Волосы»! Меня постоянно спрашивают, как я так рисую волосы, и, не смотря на мои слова «вам не нужно рисовать как я!» (потому что, давайте быть честными, это колоссальная работа), я все же решила, что пришло время создать урок для тех, кто все еще горит желанием научиться всем «секретам» рисования волос. Итак, получайте.
Для этого урока вам понадобится: 1) карандаш или 2) планшетная ручка. Я не советую работать мышкой – не получится так хорошо.
Первым делом нужно нарисовать голову. Я могла бы много говорить о пропорциях головы, но не будем вдаваться в подробности. Оставим это на потом для урока анатомии, а пока нужна только голова. Для этого урока я создала несколько голов с общими очертаниями: одна из них смотрит прямо, вторая развернута на ¾, и третья представлена сбоку. Вам, наверно, интересно, почему я потрудилась создать именно три головы. Ответ прост: под разными углами прически смотрятся по-разному. Одна из самых сложных проблем с волосами заключается в том, как изобразить конский хвост, косички, пучки и даже челку под разными углами. Они выглядят довольно просто, если смотреть на них прямо или сбоку, но иногда это не так, поэтому мы и будем рассматривать все три позиции головы. Итак, головы:
Вы, возможно, рассмеетесь над моими кривоватыми головами. Насмеялись? Отлично, тогда двигаемся дальше. Начнем с основ. Первое, что нужно запомнить о волосах: они только наполовину подчиняются гравитации. Вы теперь сидите и думаете «чего?...», потому что до сегодняшнего момента все говорили вам, что гравитация напрямую влияет на волосы – и это, в принципе, так. В некоторой степени. Волосы - очень легкий материал, поэтому да, когда в дело вступает гравитация, волосы практически без усилий могут игнорировать законы гравитации. Движение, ветер, даже гель для волос будут заставлять волосы полностью игнорировать гравитацию на какое-то время. Даже сама природа волос, – любовь к сохранению любой формы, которую им придали на определенный промежуток времени, - иногда заставляет делать их странные вещи. У вас когда-нибудь был «взрыв на макаронной фабрике» на голове?
Это нормально - иногда игнорировать гравитацию, чтобы создать более красивую форму волос, пока вы осознаете, что гравитация играет свою определенною роль при движении и потоке волос. Ее нельзя просто взять и выбросить в окно.
Итак, давайте взглянем на несколько «состояний» волос и рассмотрим, как на них могут повлиять различные обстоятельства.
ОБЪЕМ
Первое, на что нужно обратить внимание при рисовании волос, это объем. У всех людей разная толщина волоса, и существует множество факторов, которые влияют на объем волос конкретного человека. Генетика, чистота волос, степень повреждения плойкой… что угодно. В общем, здоровые волосы обладают большим объемом, чем нездоровые, и у детей обычно волосы тоньше, чем у взрослых (хотя, у мужчин волосы тоньше, чем у женщин…). Иногда, объем это только выбор стиля прически.
Если волосы тонкие, или объема у них очень мало, рисуются они близко к поверхности головы. Такие волосы иногда выглядят дряблыми или жидкими. Обычно так рисуются мокрые волосы.
Густые или очень здоровые волосы рисуются намного выше, чем линия черепа, что создает ощущение большой копны волос.
Теперь, когда с объемом мы разобрались, давайте перейдем к вопросу о гравитации. Чем волосы тяжелее, тем больше они будут подвластны гравитации. На мокрые волосы гравитация действует больше, чем на сухие, также как и на густые волосы, в отличие от тонких. Длинные волосы тяжелее коротких. Это нужно помнить всегда. Давайте рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих эти положения.
Вот хороший пример того, как гравитация оказывается под воздействием силы тяжести волос. Поехали дальше, разберем этот случай.
Крупные пряди волос больше подвержены действию гравитации, чем более мелкие пряди – это потому, что у них вес больше. Обратите внимание, как эти пряди волос падают практически прямо вниз под своей тяжестью.
Этот эффект можно увидеть даже на волосах, которые были собраны в неестественную для них форму. Обратите внимание на то, как волосы, собранные в хвостик, все еще свисают вниз возле самого хвостика.
С другой стороны, более короткие волосы, как челка на этом рисунке, имеют меньший вес и склонны слегка как бы игнорировать гравитацию. Обратите внимание, как челка приподнимается у корней, а не сразу опускается вниз. Также обратите внимание на то, как основание хвостика повторяет то же движение, и слегка приподнимается. Другим примером здесь могут служить тонкие пряди волос. Посмотрите, как они «выбиваются» из общей массы волос и приподнимаются у основания, прежде чем подвергнуться действию гравитации. Из-за того, что эти пучки очень маленькие и легкие, даже малейшее дуновение ветерка могут изменить их направление.
Мокрые волосы весят еще больше. Так давайте же обольем нашу голову ведром воды и посмотрим, что произойдет.
Обратите внимание на то, что стало с прической после небольшого (ну ладно, большого) количества воды. Из-за воды волосы стали тяжелее, поэтому гравитация в данном случае действует по максимуму. Естественный наклон волос соответствует источнику гравитации, за исключением случаев, когда волосы просто вынуждены не подчиняться законам гравитации (хвостик). И даже после этого хвостик провисает под весом волос.
Другой побочный эффект мокрых волос – это «прилипчивость». Мокрые волосы будут прилипать ко всему, к чему можно – коже, одежде, самим к себе. Обратите внимание, что на картинке выше из общей прически не торчат свободные волоски, как из сухих волос, и волосы приглажены к голове – они больше не приподнимаются у корней.
Теперь давайте посмотрим, что будет происходить, если добавить что-то, что идет против гравитации… например, ветер.
Ветер иногда заставляет волосы противостоять законам гравитации. Сила противостояния равна силе ветра. Чем сильнее ветер, тем больше волосы будут игнорировать гравитацию. Обратите внимание на картинку выше, где сильный ветер сдувает волосы на лицо в левую сторону.
Сильный ветер может привести волосы в абсолютно неестественную для них форму.
Но ветер не всегда идет прямыми потоками, и не всегда дует сильно. Важный элемент, который нужно запомнить о ветре, это то, что он дует ПОТОКАМИ.
Он может изменять направление как угодно, но меняется при этом не резкими рывками.
Обратите внимание, как поток ветра на этом рисунке закручивает волосы в спираль.
Другим источником анти-гравитации для волос является вода. Я не буду никого обливать ведром воды (как было в предыдущем примере), я говорю о полном погружении в воду, о подводном плавании в океане, например. Волосы достаточно легкие, намного легче, чем вода, и поэтому они игнорируют гравитацию при полном погружении под воду. Поток и форма волос в таком случае зависят от потока воды и движений персонажа.
Начнем, пожалуй, с движений.
Допустим, например, что ваш персонаж делает обороты под водой, как маленькая русалка. Обратите внимание на то, как волосы полностью повторяют движение тела. Они скручиваются в спираль, потому что тело совершает обороты на одном месте. Можно даже сказать, что крутится она в правую сторону, потому что волосы скручиваются в обратную сторону.
В этом примере можно сказать, что персонаж плывет по диагонали вниз, потому что волосы ее направлены назад и вверх.
А этот пример немного замысловат.
Когда персонаж некоторое время находится под водой в «плавучем» состоянии, волосы начинают принимать свободное положение. Волосы по-прежнему будут тянуться к точке исхода (в данном случае персонаж двигался в том же направлении, что и на предыдущем примере, но затем остановился, и оставался на одном и том же месте некоторое время). Волосы по-прежнему плывут позади нее потому, что она плыла вперед, а теперь волосы, ударившись о тело девушки, начали завиваться в произвольной форме и противоположном направлении. Если бы она ныряла вниз и потом резко остановилась, то ее волосы скрутились бы под большим углом, как на первом примере.
Такой же принцип движения применим и к волосам, не находящимся под властью водной стихии. У персонажа с сухими волосами, совершающего резкий рывок вверх, волосы будут «прилеплены» к голове, потому что, помимо движения здесь также действует гравитация, которая утяжеляет волосы. С другой стороны, у персонажа, падающего вниз на землю, волосы не будут так вздыматься, как ожидалось бы, потому что, несмотря на действие ветра и совершенное действие, которые должны были бы «приподнять» волосы, гравитация все-таки будет «тянуть» волосы вниз.
Обратите внимание на этих примерах на то, как при движении персонажа к источнику гравитации волосы склонны «погружаться» в это движение. Когда персонаж движется в противоположную от источника гравитации сторону, ее волосы выпрямляются под еще большей силой.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
В этом примере персонаж кружится (как на примере с погружением в воду), но из-за того, что гравитация здесь имеет определенное воздействие, удар гравитационного источника заставляет волосы терять свой импульс намного быстрее, образуя более свободную спираль из волос. Также заметьте, что некая сила заставляет волосы «наползать» на лицо, и кончик спирали тоже.
Последнее, но не менее важное в Первой части данного урока, это «Внешняя Сила». Внешние силы иногда влияют на волосы. Таковыми могут быть конские хвосты, заколки, или если волосы зацепятся за что-то или даже если кто-то за них дергает. Эти внешние силы очень явно влияют на волосы. Приведем ниже несколько примеров.
Обратите внимание, что волосы сходятся в точке «стягивания» внешней силы (в данном случае это резинка и заколки).
По причине того, что эти внешние силы намного сильнее силы гравитации, волосы будут стремиться к точке стягивания, и обретут свою естественную форму только тогда, когда этот внешний фактор больше не будет действовать (обратите внимание, как волосы в хвосте начинают падать вниз сразу после точки стягивания резинкой).
Продолжение на следующей странице
С одной стороны очень сложно, с другой - не очень. Почему такая категоричность? Всё в дело в структуре волос. В отличие от других деталей головы, у волос нет большого набора индивидуальных признаков. Их отличает только цвет, объём и волнистость. Поэтому начнём учиться прорисовывать лицо именно с причёски.
Для правильного построения формы волос на голове. Да, да, вы не ослышались! Волосы также, как и любую другую деталь портрета, прежде чем штриховать, надо построить. И здесь не обойтись без знания пластической анатомии черепа.
В предыдущем уроке мы говорили, что черепная коробка очень похожа на шар. Но если вы нарисуете причёску типа - пудель Артемон, то портрет будет больше похож на инопланетянина, чем на человека. Поэтому хорошие художники, а вы ведь из их категории, всегда помнят, что череп это не совсем шар.
Например, лоб больше похож на плоскую стену. Сразу от него к ушам идут височные кости, которые тоже ближе к плоскости, чем к сфере. И только теменная и затылочные кости имеют формы полусфер.
Всегда помните о форме головы, и, какой бы ни была причёска, под ней должен быть череп, а не ватный валик, который колышется под напором ветра.
Итак, приступим к освоению прописных истин для рисовальщиков о волосах. Разделим их на несколько пунктов:
Усвоив эти правила, можете смело начинать рисовать первую причёску.
Самое время вернуться к нашему схематичному построению головы. Откроем страшную тайну! То, чему мы учили вас в предыдущем уроке, можно рисовать без натурщика. Все головы строятся по одним и тем же правилам.
А вот теперь, посадите перед собой кого-нибудь так, чтобы нарисованная схема совпала с тем, кто не побоялся обезобразится на бумаге. Мы приступаем к рисованию волос , стало быть, лысый ёжик нам не подойдёт:
Кто-то спросит и это всё? Да всё. А как женские причёски рисовать, развивающиеся на ветру локоны? Всё также, лишь то, что оторвалось от черепа рисуете, как отдельную деталь. Для этого разбейте её на геометрические формы и вперёд, и с песней!
К тому же в портретах волосы всегда имеют второстепенное значение, поэтому если что-то будет не так, заметят только отпетые буквоеды. Но вот если вы губы нарисуете неправильно или нос - последствия могут быть плачевными. Вспомните Незнайку из сказки Носова. Так что нас ждут более серьёзные вещи!
На этом уроке мы научимся рисовать волосы . Техника рисования волос не столько сложна, сколько непонятна. У многих начинающих художников с рисованием волос возникают настоящие комплексы. Многие пытаются избежать этой части рисунка, зарисовывая их головными уборами или закрашивая их в один цвет. Наверное, главное, когда ты рисуешь волосы — это знание и терпение.
1. Для начала нарисуем, чисто схематически, голову персонажа, у которого мы собрались рисовать волосяной покров.
2. Теперь обозначим в общих чертах линию и объём волос. Если мы это сделаем — будет намного легче придерживаться пропорций далее.
3. На этом рисунке я показал стрелочками направление волос. Именно в этих направлениях нужно рисовать волосы. В этих же направлениях, сверху вниз, мы будем наносить штрихи карандашом.
4. Более детализируем причёску. Обозначим отдельные пряди, которые будут выделяться на общем фоне. Хорошо прорисованные пряди в волосах придадут нашему рисунку больше реалистичности.
Арт сервис Аг предлагает художественное оформление картин и постеров. Багетная мастерская выполнит печать на холсте . Профессиональные художники и дизайнеры сделают всё безупречно качественно и красиво.
5. Далее обозначим места, где будет преобладать свет или световые блики. Про такие места не стоит забывать, так как любые волосы имеют такую текстуру, которая приближена к отражённому свету от блестящих предметов . Волосы также имеют тёмные участки, но сейчас мы не будем их обозначать, а займёмся ими позднее.
6. Начинаем штриховать полученый рисунок. Помните про направления волос , которые я обозначал стрелочками. Именно по этим направлениям штрихуем острым карандашом, около светового блика едва касаясь карандашом бумаги. Старайтесь не перекрещивать штрихи.
7. Продолжаем штриховать и затемнять некоторые участки волос в тех местах, где локоны уходят в тень.
8. Концы волос почти никогда не бывают одинаковой длины и не слипаются в единое целое. Кончики изобразите отдельными волосками, которые как бы разбрасываются в разные стороны — резкими штрихами острого карандаша. Здесь всё зависит от той формы волос, которую вы решили рисовать.
9. Теперь осталось завершить рисунок. Возьмите острую стёрку и пройдитесь по тем местам, где должно быть больше света, осветив отдельные участки. Возьмите мягкий карандаш и затемните те участки волос, которые должны быть более тёмными, тем самым придав более глубокий объём причёске.
На сегодня урок по рисованию портрета подошёл к концу. Следите за выпусками сайта и в следующих обновлениях раздела Статьи, будут новые обучающие уроки по рисованию частей тела человека.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам