Как укрепить здоровье ребенка – важные правила и основные методы. Укрепление и сохранение здоровья детей младшего дошкольного возраста

Родительское собрание на тему:

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.

Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания; создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников; создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

План проведения:

1. Выступление заведующего «Здоровье ребенка в наших руках».

2. Выступление фельшера «Витамины».

3. Решение

Ход мероприятия:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Как вы думаете, что такое здоровье?

Что такое ЗОЖ?

(рациональное питание, соблюдение режима, оптимальный двигательный режим, полноценный сон, здоровая гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, закаливание).

На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.

Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребенка. Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствую возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского огранизма.

А наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим.

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.

Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы оргнаизма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон.

Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми.

Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (днем и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

При поступлении ребенка в школу важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.

Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, формирующих необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движений. Немаловажной является игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность.

Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

Что такое закаливание?

Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.

Кто из вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия и какие?

Закаливание, наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:

1.Контрасное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).

2.Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия.

В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные разражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страх, обиды, беспокойства.

Какой можно сделать вывод по поводу закаливания?

Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Как вы думаете, какие пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным?

Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ),

Какой «напиток защиты» повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, богат витамином А? «Напиток защиты» - морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи, кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию.

Что полезнее ребенку – сок или яблоко? Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом и чуть ли не сразу после употребления включатся в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Все соки обладают общеукрепляющим действием, ститулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Соки – это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.

Систематически прием элеутероккока внутрь с компотом или молоком в течение 1-2 месяцев позволяет снизить заболеваемость гриппом и гриппоподобными заболеваниями у детей более чем в 2,5 раза.

Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. Выступление фельдшера детского сада.

Решение родительского собрания:

1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для сохранения и укрепления здоровья детей.

2.Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

3.Домашний режим ребенка устанавливать в соответствии с режимом дня детского сада.

4.Систематически проводить закаливания ребенка в условиях семьи.

5.В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее двух раз в день. Предоставлять ребенку на прогулке возможность больше двигаться, играть в подвижные игры.

Родители должны с ранних лет ребенка заботиться о его физическом и психическом здоровье. Многое в этом зависит от образа жизни семьи, уровня активности, правильных нагрузок и отдыха. Нужно понимать, какими должны быть все эти факторы, чтобы ребенок рос активным и здоровым.

В этой статье вы найдете полную информацию об охране и укреплении здоровья детей.

Организация мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и общее развитие детского организма

Детское здоровье - это комплексное понятие, зависит оно от ряда факторов. О каждом из них родителям стоит заботиться отдельно. Рассмотрим самые важные меры.

Питание

Еда - это один из самых важных «кирпичиков» в построении крепкого здоровья .

Но часто родители с ранних лет закладывают у детей неправильные пищевые привычки. Нельзя заставлять ребенка есть больше, чем он хочет - переедание вредно для организма.

Питание должно быть умеренным, сбалансированным и со всеми необходимыми веществами. В нем должно быть достаточно белков, углеводов, полезных жиров.

Важны витамины и минералы, поскольку организм малыша только формируется , и важно дать ему достаточно необходимых питательных компонентов. Дети часто любят всевозможные вредные сладости, чипсы. Не стоит ограничивать в них совсем, но важно свести их к минимуму.

Физическая активность

Детям нужно как можно чаще бывать на свежем воздухе и заниматься физической активностью. Многим родителям не нравится, что дети не могут сидеть на месте, и они ругают их за постоянную беготню и прыжки по дому. Но для малышей это очень важно. Движения укрепляют их мышцы и суставы, сердечно-сосудистую систему, улучшают координацию, повышают иммунитет.

В более старшем возрасте многие детки предпочитают проводить больше времени за просмотром телевизора или компьютерными играми. Родители должны следить, чтобы физическим нагрузкам уделялось больше времени.

Отведите сына или дочку в какую-то спортивную секцию. Может быть полезным бег, плавание, волейбол, теннис, танцы.

Важно не заставлять малыша заниматься, а с ним вместе выбрать то, что ему интересно . Регулярная активность будет способствовать правильному формированию организма, улучшит осанку и физическую форму.

Советы по поддержанию благополучного психического состояния малыша

Психическое здоровье ребенка важно не меньше, чем физическое. Примите во внимание следующие рекомендации:

  1. Важно не кричать на свое чадо . Детки шалят, и иногда у родителей лопается терпение: они устраивают настоящие истерики, вспоминая все промахи малыша и укоряя его во всем. Делать этого нельзя.Научитесь успокаиваться вовремя и общаться с ребенком спокойно.
  2. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми - это может привести к развитию комплекса неполноценности.
  3. Не жалейте хороших слов . Многие из нас склонны заострять внимание на плохих детских делах, игнорируя хорошие. Но именно акцент на последних для них намного важнее - так ребенок понимает, что вы им гордитесь и любите его, верите в него. Это становится для него стимулом. Задача родителей - поддерживать его во всем и везде.
  4. Важно разговаривать с детками . Они должны доверять вам, а вы - им. Чем более дружескими будут отношения между вами, тем лучше будет психическое здоровье маленьких членов семьи.
  5. Родители являются для детей примером для подражания . Поэтому воспитывать нужно не только их, но и себя. Любые отрицательные действия отца или матери закладывают в ребенке определенную программу поведения, потому следить надо и за собой.

Профилактика заболеваний

Ни один малыш не застрахован от заболеваний, но при условии правильного образа жизни этот риск снижается. Для профилактики полезны такие меры:

Как укрепить здоровье ребенка летом? В летнее время детворе полезно бегать без одежды. Они не простудятся, поскольку сообщат, как только им станет холодно.

Еще для укрепления организма очень полезно купание, причем речь об обычном купании, а не о водных процедурах в целях закаливания (которые тоже полезны). Вода в ванной, где купается малыш, не должна быть слишком горячей - подойдет немного теплая .

Для укрепления иммунитета можно использовать морскую соль. Если появляется возможность, регулярно бывать на море. Две недели помогут оздоровить малыша, сформируют для него надежную защиту на весь год.

Полезно также купаться в пресных водоемах, при условии, что они довольно чистые.

Особенности оздоровления в грудном, дошкольном, школьном и подростковом возрасте

При укреплении здоровья детей учитывают, к какой возрастной категории они относятся:

  1. Грудной и ранний возраст . В этом возрасте малыш полностью зависит от родителей, поэтому они должны заботиться о здоровье, постепенно формировать у него правильные привычки.
  2. Дошкольный возраст . В этот период особенно важно следить за состоянием дыхательной, нервной, мочевыделительной системой малыша, ЛОР-органами. Возможны нарушения опорно-двигательного аппарата, поэтому с ранних лет нужно приучать ребенка правильно держать спину.
  3. Школьный возраст . Когда ребенок идет в школу, стоит заботиться о его правильной осанке, об органах зрения. Важно, чтобы он не проводил слишком много времени за компьютером или телевизором, а вел активный образ жизни.
  4. Подростковый возраст . В этот период важна психологическая работа с повзрослевшим сыном или дочерью. У подростка появляются новые интересы, возможны даже проблемы в отношениях с родителями. Важно предупредить появление у ребенка вредных привычек, в чем помогут различные хобби и увлечения, например, активные занятия спортом.

Методики, используемые в образовательных учреждениях

В детских садах и школах проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Это может быть утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные мероприятия с участием родителей и без, куда включены воздушные и водные процедуры, дыхательная гимнастика, специальные дни здоровья.

В летних детских оздоровительных лагерях также проводится немало мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей.

Малыши проводят много времени на свежем воздухе, купаются, занимаются спортом . Учитываться должно физическое состояние каждого конкретного ребенка.

Здоровье ребенка состоит из множества факторов . Чем раньше и ответственнее родители начнут к нему относиться, тем лучше. Важно обеспечивать все необходимое для этого и формировать правильные привычки у самого сына или дочки.

Марина Свиридова
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –

это личный успех каждого.

Президент РФ В. В. Путин.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования , одной из главных задач является : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей .

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья де-тей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни , что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую , комфортную среду для пребывания детей в учреждении :

Обеспечение качественной питьевой водой;

Средствами санитарии и гигиены;

Услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;

Санитарное просвещение.

Задачи, поставленные стандартом ФГОС :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ;

Формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования ;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Обеспечение преемственности основных образовательных программ до-школьного и начального общего образования; Решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , их полноценного развития невозможно без создания предметно- развивающей среды.

Согласно требованиям ФГОС, при создании предметно-пространственной среды по «Физическому развитию» наш детский сад руководствовался принципами полифунцианальности, трансформируемости, вариативности, доступности, безопасности, насыщенности среды. Цель развивающей предметно-пространстранственной среды. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни : Активизация двигательной деятельности.

В нашем детском саду создана здоровьесберегающая инфаструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием включая нестандартное, необходимым для реализации программы, на участке детского сада оборудована спортивная площадка с различным оборудованием, инвентарем и дорожкой здоровья , в каждой группе оборудован «Спортивный центр» , позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Все оборудование доступно детям и безопасно. Соответствует нормам СанПин.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию строится у нас на основе ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой . В своей работе педагоги применяют современные подходы : комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый. Разработана модель физического развития детей в течение дня.

Еженедельно дети осматриваются педиатром, который не только сле-дит за их здоровьем но вместе с мед . сестрами детского сада разрабатывает оздоровительные мероприятия (фитотерапия, витаминизация) .

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления . Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания с младшего возраста. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Укрепление здоровья детей осуществляется совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению , где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. В нашей группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также их расслабления и отдыха. В группе оборудован спортивный центр, где разнообразие нестандартного спортивного оборудования (массажные дорожки. мешочки с разным наполнителем. Гантели из бутылочек) и физкультурных пособий. Основные компоненты здорового начала покой и движение. Эти компоненты должны сочетаться в режиме дошкольного учреждения . Поэтому важным было создание уголка в группе уголка уединения (психологической разгрузки) . Здесь малыш может позвонить маме, посмотреть фотографии, просто посидеть. Такие уединения очень эффективны в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет организация совместных дел : негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от организация совместных дел : простудных заболеваний. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. В режим дня включен ряд мероприятий, направленных на обеспечение условий для укрепления здоровья

Утренняя гимнастика как в физкультурном зале так и на улице

Гимнастика пробуждения после дневного сна

Босохождение

Самомассаж стоп

Дыхательные упражнения

Гимнастика для глаз

Умывание прохладной водой;

Прогулка на свежем воздухе;

Подвижные игры;

Дни здоровья , физкультурные досуги.

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка .

Игровой самомассаж стоп является основой закаливания и оздоровления детского организма . Использую такие массажи, как, «Отогрелись» , «По дорожкам» .

Гимнастика в постели. После дневного сна проводим закаливающую зарядку в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Солевые дорожки, коврики с шипами. Эффективным средством зака-ливания является хождение по дорожкам профилактика плоскостопия. Такие упражнения нравятся всем детям.

Водные процедуры. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Один раз в месяц проводим спортивные досуги, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Работа с родителями. В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю и, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться се-мья. Стало традицией проведение физкультурных развлечений и дни открытых дверей для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями :

– папки-передвижки : “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”, «Как организовать здоровый сон ребенка «

– педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания

–физкультурное развлечение (совместно родители и дети)

Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, и игровых ситуаций применяю здоровьесберегающие технологии , направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей . Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя : элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбираю в соответствии с темой занятия, они не являются какой-то отдельной частью занятия. В конце занятия провожу подвижную игру или выполняем танцевальные движения под музыку. В нашей группе планирую с сентября месяца проводить досуги, по сохранению и укреплению здоровья детей 2 мл . группы : «Растем играя «, «Шоу с воздушными шарами «Где же ваши погремушки «Мастер класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста ». День здоровья «Озорные ребятишки «. День открытых дверей : физкультурно - оздоровительный досуг «Поиграем у елочки» , «Я здоровье берегу сам себе я помогу» .

Результатом работы являются показатели физического развития детей : уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ. А здоровый образ жизни был насущной проблемой.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

Основная цель работы:

  • обеспечение высокого уровня здоровья детей;
  • воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, релаксации, игротерапия и другие оздоровительные технологии).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации является утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики подбираю с учетом двигательных умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе.

Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем их физкультминутки, могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж.

Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

2. Гимнастика для глаз

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшего возраста при работе с детьми младшего возраста. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить следующие виды упражнений.

1. С предметам, например работа с расположенными на стенах карточками.

С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене) . По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер упражнениям.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять. Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.

Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

3. Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДО и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

4. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

5. Гимнастика пробуждения

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Во многих ДО важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

7. Подвижные игры

Подвижные и спортивные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены подвижные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярные игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды подвижных игр.

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.

9. Занятия по физкультуре

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего – на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДО.

В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Мы – мужчины!») во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31 г. Лениногорска»

МО «ЛМР» РТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОУ»

Подготовила

старший воспитатель

Султанова Миляуша Марсельевна

Лениногорск, 2015 год

Цель: повысить уровень физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Задачи: проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимодействию с семьей.

Форма проведения: деловая дискуссия.

Повестка педагогического совета:

  1. Вступительное слово по теме педагогического совета старшего воспитателя ДОУ.
  2. Проведение старшим воспитателем продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».
  3. Физминутка.
  4. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам. Выступление ст. медсестры.
  5. Сообщение воспитателя по физвоспитанию «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников».
  6. Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педагогического коллектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников.
  7. Сообщение музыкального руководителя детского сада «Музыкотерапия в детском саду».

Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика «Веселый пирог».

  1. Презентация газеты для педагогов «Я здоровым быть могу - сам себе я помогу».
  2. Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.

Ход педсовета

1. Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ». (Султанова М.М.)

Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, детский сад должен вести физкультурно-оздоровительную работу.

Каждое образовательное учреждение несет ответственность за здоровье детей. Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала. Коллектив должен активно проводить профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка, решать задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя здоровьесберегающие технологии.

Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.

Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Слайд № 3

Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам". К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.

А по вашему мнению, что такое здоровье? (педагоги предлагают свои варианты ответов)

Слайд № 4

Ученые предлагают следующую формулировку:

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая наиболее близка нам и соответствует теме сегодняшнего педсовета.

Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.

Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Давайте сейчас попробуем определить: «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».

2. Проведение продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».

(Старший воспитатель.)

Педагогам предлагают разделиться на 4 групп, выбрав для своего стола соответствующую табличку: «Воспитатели», «Родители», «Администрация» (заведующая ДОУ, старший воспитатель, медицинский персонал, заместитель заведующей по хозчасти), «Специалисты» (музыкальные руководители, инструктор по физвоспитанию). Каждая группа определяет со своей точки зрения причины заболевания дошкольников и предлагает любые, даже самые неожиданные и смелые, идеи для их решения. Все идеи заносятся в протокол.

№ п/п

Группа

Примерные идеи

Воспитатели

  1. «Начни с себя!» - педагогам надо научить заботиться о своем здоровье.
  2. Самообразование воспитателей по вопросам использования технологий здоровьесбережения. Проведение семинаров, консультаций специалистов по этому вопросу.
  3. Следует проанализировать эффективность используемых педагогических приемов воздействия на здоровье детей.
  1. Недостаток мебели в групповых комнатах, соответствующих росту детей.
  2. Проводить беседы с родителями о пользе здорового образа жизни. Организовать клуб «Здоровая семья».

Родители

  1. Надо найти способ «оторвать» детей от телевизора и компьютера.
  2. Надо найти время для занятий спортом с детьми. Например, по дороге из детского сада пробежаться, сделать на свежем воздухе несколько физических упражнений.
  3. Принцип «Начни с себя» эффективен для всех.
  4. Надо чаще брать пример со своих детей. Они ежедневно укрепляют свое здоровье в детском саду.
  5. Беседы с педагогами о здоровом образе жизни приносят пользу

Администрация

  1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, сохраняющим здоровье детей.
  2. Провести беседы, консультации с родителями о необходимости соблюдения режима дня дома, правильном питании детей (с показом видеоматериалов).
  1. Увеличить двигательную активность детей в течение дня с целью профилактики гиподинамии, нарушений осанки.
  2. Рекомендовать педагогам учитывать все индивидуальные психофизические особенности своих воспитанников

Специалисты

  1. Систематически использовать технологии здоровьесбережения на занятиях.
  2. Приобрести спортивную форму и обувь для всех детей.
  3. Регулярно проветривать и увлажнять помещения, особенно в зимнее время.
  4. Приобрести или сделать с помощью родителей пособия и игры для проведения оздоровительных игр.
  5. Проведение музыкотерапии в течение дня для детей и сотрудников

Для того чтобы проанализировать данные идеи, выбираются эксперты - представители каждой группы. Пока идеи ими обсуждаются, проводятся следующие этапы педсовета.

Слайд № 5

По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья детей следующие:

Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;

Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

Перенасыщение учебного процесса;

Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;

Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостатки в системе физического воспитания.

3. Физминутка «На зарядку дружно встали» (В. И. Ковалько ).

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в бок, посмотрим вправо.

Поворот налево плавный.

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись

(Потягивания - руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе необходимо оборудовать физкультурные уголки: в них должно быть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Необходимо организовать работу валеологического характера, которые помогут ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В "уголках здоровья" разместить материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя будут получать элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Инструктором по физической культуре должны проводится физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей необходимо знакомить с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогу по физкультуре на занятиях активней использовать музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения.

Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей можно использовать различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включать мероприятий на расслабление: минутки радости, минутки музыко - и смехотерапии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду", "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду родители постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.

Совместные занятия воспитателей и родителей создают возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.

Слайд 6-19

4. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам.

(Выступление ст. медсестры)

Название группы

Группы здоровья,

Кол-во человек

Простудные заболевания

Кол-во случаев

Заболевания

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

I младшая №1, №2

9 - ОРВИ

II младшая

9-ОРВИ

6-ОРВИ

II младшая (татарская)

3-ОРВИ

1-тонзилит;

1-в\оспа;

4-ОРВИ

Средняя

1-о.бронхит;

1-о. тонзилит;

4-ОРВИ

Старшая

3-ОРВИ

1-пневмония;

1-в\оспа;

1-микроспория;

5-ОРВИ

Подготовительная

1-ОРВИ

3-ОРВИ

Всего

16-ОРВИ

31-ОРВИ;

2-о.тонзилит;

2-в\оспа;

1-о.бронхит;1-пневмония;1-микроспория

5. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников». (Инструктор по физвоспитанию.)

6. Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педколлектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников.

Эксперты, проанализировав идеи педагогов, выделили основные проблемы и сформулировали задачи для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ:

Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.

Организовать деятельность педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий.

Создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ.

Регулярно проводить диагностику состояния здоровья детей.

Разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике вредных привычек.

В соответствии с выводами составляется примерная «Программа действий» , группами (кроме группы «родителей») заполняется таблица:

Задачи ДОУ

Что уже выполняется

Трудности в выполнении

Что еще можно выполнить

1. Создание условий в ДОУ для физкультурно-оздоровительной работы. Оснащение помещений ДОУ мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям

2. Самообразование педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников

3. Организация двигательного режима в ДОУ - важнейшего оздоровительного и профилактического фактора общего режима дня

4. Внедрение наиболее эффективных здоровьесбере- гающих технологий в педагогический процесс

5. Взаимодействие ДОУ с родителями по оздоровительной работе в семье

6. Организация кружковой работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни

7. Сообщение «Музыкотерапия в детском саду». (Музыкальный руководитель детского сада.)

Сеанс релаксации под музыку.

Психогимнастика «Веселый пирог»

Воспитатели выполняют движения руками по показу музыкального руководителя.

Если стало почему-то

Очень грустно вдруг кому-то

И не знаешь, как же быть,

Чтоб его развеселить?

Ты возьми стакан смешинок,

Звонкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Все веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек,

Непременно захохочет!

Слайд 4.

8. Презентация газеты для педагогов «Я здоровым быть могу - сам себе я помогу». (Приложение 1)

9. Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Газета для педагогов «Я здоровым быть могу - сам себе я помогу»

1. Здоровье педагога.

2.Советы педагогам.

3.Упражнения для снятия стресса.

4.Самомассаж на работе - снимаем усталость и напряжение.

5.Пословицы о здоровье.

6.О здоровье с юмором.

Слайд 20

1. Здоровье педагога.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда

Конфуций

Проблема здоровья воспитателя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, костно-мышечной, сердечно-сосудистые заболевания.

Слайд 21

По показателям 54 % педагогов имеют нарушения массы тела, 70 % - нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

После 10 лет работы более 35 % педагогов;

После 15 лет стажа - 40 %;

После 20 лет - более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

Слайд 22

К основным профессиональным заболеваниям педагогов от-носятся:

Миопия (близорукость);

Ларингит;

Синдром хронической усталости;

Гиподинамия;

Остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

Отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

Сниженная двигательная активность; эмоциональное перенапряжение;

Большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

Отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

2. Советы педагогам.

Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование - рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50 %.

Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы - это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.

Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.

Больше ходите пешком.

Если любите петь, то делайте это каждый день.

Бойтесь попасть в плен к врачам.

Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.

Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».

Считайте свои удачи, а не несчастья.

Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе.

Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.

Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.

Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.

Не задерживайте внимание на недостатках других.

Профилактикой от стресса является чувство юмора.

Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

3. Упражнения для снятия стресса.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.

4. Самомассаж на работе, снимаем стресс и напряжение.

На работе мы постоянно испытываем дефицит времени и находимся в напряжении. Как быстро освободиться от накопившейся усталости, зарядиться энергией на работе? Вам поможет знание простейших упражнений для самомассажа.

1. Быстро потрите обе ладони - 5 секунд.

2. Теперь быстро потрите разогретыми руками щеки вверх- вниз - 5 секунд.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы - 5 секунд.

4. Сожмите руки в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья - 3 раза.

5. Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на артерию, сосчитайте до 5. Освободите. Дышите глубже. Снова нажмите и перейдите на другую сторону.

6. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа. Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

7. Массаж рефлекторных зон ног:

Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;

Плотно захватите большим и указательным пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите 3 раза на каждой ноге;

Быстро потрите верх ступни рукой (или, что более удобно, пяткой другой ноги).

8. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (если у Вас нет варикозного расширения вен).

Если Вы чувствуете, что по телу разлилась приятная тепло - цель достигнута: всего за одну минуту Вы включили основные системы организма на полные обороты.

5. Пословицы о здоровье.

Больной - лечись, а здоровый - болезни берегись.

Больной себе поможет - врач скорее вылечит.

Больному и золотая кровать не поможет.

Двигайся больше - проживешь дольше.

Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

Здоровье дороже золота.

Здоровье и счастье не живут друг без друга.

Беспричинная усталость - предвестник болезни.

Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

6. О здоровье с юмором.

Здоровье - это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам.

Как правило, здоровый образ жизни обретается вместе с болезнями.

Что бы ни наболело у начальника, принимать таблетки придется подчиненным.

Если каждую нервную клетку оценить в доллар, то меня только что лишили состояния!

Пациент так быстро пошел на поправку, что стало больно смотреть на врача.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Создание условий в ДОУ для физкультурно-оздоровительной работы.

Ответственный: Заведующий, педагоги Срок: в течение года

  1. Самообразование педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  2. Организация двигательного режима в ДОУ для профилактики гиподинамии у детей.

Ответственный: Педагоги ДОУ Срок: в течение года

  1. Внедрение наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс.

Ответственный: Старший воспитатель, педагоги ДОУ Срок: в течение года

  1. Взаимодействие ДОУ с родителями по оздоровительной работе в семье.

Ответственный: Заведующий ДОУ, педагоги ДОУ Срок: в течение года

  1. Организация кружковой работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Ответственный: Педагоги ДОУ Срок: в течение года


Что еще почитать