Когда начинает агукать новорожденный ребенок. Во сколько месяцев дети начинают агукать

Маленький ребенок сразу после рождения для любой мамы кажется инопланетянином. И дело не только в совершенно «космическом» виде новорожденных - малыш пока не может самостоятельно и полноценно общаться с окружающим миром. Свои ощущения и страхи он выражает криком: когда требовательным, когда извещающим о боли или неудобстве, или просто о том, что ему нужна мама рядышком. Но проходит совсем немного времени, и репертуар малыша существенно расширяется. Он начинает «общаться», пока еще на своем языке. Итак, во сколько месяцев ребенок начинает агукать?

Все зависит от конкретного ребенка, конечно же. Есть дети-говоруны, которые уже через несколько недель после рождения весело общаются с мамой и гулят. А есть, наоборот, молчуны, которых матери просто отчаиваются разговорить до полугода, а то и дольше. Но в среднем, во сколько месяцев ребенок начинает агукать?

Считается, что первые подобные звуки малыши начинают издавать приблизительно к двум месяцам. Тогда и бодрствования у младенца начинает немного видоизменяться. Если сразу после рождения ребенок преимущественно спит, открывая глаза только для приема пищи и сопутствующих процедур, то спустя два месяца он начинает испытывать уже небольшую потребность познавать мир и общаться. Если обратить внимание, в этом возрасте многие детки уже не просто лежат бревнышком в коляске или кроватке - они осматриваются, машут ручками и ножками, реагируют на громкие звуки и приближение окружающих.

То, во сколько агукают дети, вовсе не зависит от их развития. Это скорее объясняется личными особенностями и характером. Так что переживать, если ваше чадо доросло до двух месяцев, но упорно отмалчивается при попытке с ним поговорить, не нужно. Рано или поздно, но начнет гулить и он. Кроме того, далеко не все младенцы произносят каноническое «Агу». Вообще звуки, которыми они общаются с миром, крайне разнообразны: прислушайтесь, может, ваш младенец просто по-другому «разговаривает». Но если хочется услышать из уст ребенка именно «Агу», как научить ребенка агукать? Прежде всего, нужно как можно больше разговаривать со своим малышом. Вообще, мягко и нежно начинать с ним общаться следует еще до рождения. Младенец быстро привыкает к голосу матери и на него ориентируется в первое время после появления на свет. А еще маленькие дети быстро учатся подражать взрослым, и если вы будете часто агукать при переодевании или кормлении и просто играх с ребенком, он рано или поздно начнет повторять звуки, которые вы издаете. Но произойти это может и не в два месяца, а позже. Так что отчасти то, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, зависит еще и от вас.

Ну а в целом, вовсе не говорливостью малыша, конечно же, измеряется его развитие. И то, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, не будет показателем его гениальности или же, наоборот, отставания. Старайтесь общаться с малышом, делать с ним гимнастику и играть в развивающие игры - и он будет каждый день радовать вас новыми умениями и умилительными звуками.

Развитие речи малыша можно разделить на три этапа. Первый подготовительный период включает крик, гуление и агуканье, лепет. Грудничок повторяет звуки за взрослыми, учится произносить слоги, сначала по-одному, затем друг за другом. Второй этап начинается после восьми месяцев и подразумевает, что ребенок уже может говорить целые слова.

К году словарный запас ребенка, как правило, уже составляет 10-12 легких слов. Постепенно он увеличивается, а слова усложняются. После 1,5-2 лет наступает третий период развития речи, когда малыш понимает обращенную речь, по слову выполняет простые требования и может целенаправленно показать на игрушку, предмет или в сторону.

Этапы речевого развития ребенка

Возраст малыша Речевое развитие и навыки общения
Новорожденный до 1,5 месяцев Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте
1,5-3 месяца Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию
4-6 месяцев Грудничок начинает и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении
С 6-7 месяцев Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба)
С года Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов)
1,5-2,5 года Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается
2,5-3 года Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия
Старше трех лет Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи

Когда малыш начинает гулить

В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.

Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте .

В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.

В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.

Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.

Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий. Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;

  • Показывайте и отодвигайте игрушку, чтобы стимулировать младенца на ползание. Во сколько месяцев дети начинают ползать, смотрите по ссылке . Не забывайте проговаривать, что вы делаете и общаться с крохой во время игры;
  • Повторяйте звуки, которые произносит младенец, и добавляйте новые. Когда вы слышите, что малыш начинает гулить, отвечайте!
  • После пяти месяцев ребенок хорошо воспринимает мелодии и звуки животных, поэтому предложите ему музыкальные и говорящие игрушки;
  • За развитие речи и мелкой моторики отвечают точки, которые располагаются на ладошках. Поэтому легкие массирующие движения ладошек способствуют развитию данного участка мозга. Кроме того, такой массаж расслабляет и успокаивает грудничка;
  • Хорошо способствует развитию игра в прятки. Спрячьте лицо ладошками, спросите “Где я?”, а потом откройте и скажите “А вот и я!”;
  • При общении с ребенком используйте потешки, песенки, сказки и стишки. Не коверкайте слова!

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

После первой улыбки ничто другое не воспринимается взрослыми с таким восторгом, как гуление малыша. Это - его первый язык, он уникален по-своему и необходим для становления речи. О сроках и особенностях гуления мы расскажем в этом материале.

Что это такое?

Традиционные медицинские источники трактуют гуление как стадию доречевого развития. То есть пока это не речь, но уже и не крик, которым новорожденный общался с мамой и другими родственниками по любому поводу, будь то желание общаться или мокрая пеленка. В 2–3 месяца в среднем дети начинают гулить, и это означает, что их потребность в крике уже не так велика. Кричать чадо теперь будет по вполне конкретным поводам, когда присутствие и участие взрослого - острая жизненная необходимость (голод, холод, боль). В остальных случаях малыш гулит, и это не может не вызывать умиления.

Гуление продолжается примерно до полугода. Потом ребенок плавно переходит к стадии лепета и становится еще на ступень ближе к человеческой речи.

Ребенок начинает агукать не потому, что он этого хочет. Просто так устроено природой, а сам навык считается спонтанным. Обычно малыш «гукает» в состоянии покоя, когда ему хорошо, комфортно, когда он сыт, часто - исключительно в присутствии взрослых, но порой детки делают это и сами с собой.

В самом начале гуления ребенок произносит короткие звуки, обычно начиная с гласных («у», «а», «ы») и постепенно переходя к их объединению с некоторыми согласными («гу», «га», «ма»). В 4 месяца малыши достигают такого вокального мастерства, что начинают произносить не только отдельные звуки и слоги, но и целые каскады звуков. Стадия доречевого развития, следующая за гулением, называется лепетом.

Примечательно, что гулят разные дети почти одинаково. В этом прекрасном нежном возрасте не существует национальностей, языковых барьеров. Но уже к полугоду крохи начинают произносить звуки, которые все больше напоминают звуки их родного языка, каким они его слышат и воспринимают от родителей и других взрослых. Эксперименты показали, что взрослый француз, японец или американец вполне в состоянии опознать ребенка одной с ним национальности, просто прослушав аудиозапись такого гуления малыша в 6–7 месяцев.

Если даже ребенок лишен способности слышать, он все равно гулит. Некоторые карапузы с нарушениями слуха даже проходят начальные стадии лепета. Но потом им требуется медицинская помощь и вспомогательные средства в распознавании речи, иначе говорить они так и не научатся.



Возможные проблемы

При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.

С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.

Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания. Наладить речевой контакт с грудничком - непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.


Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с синдромом Дауна, с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.

Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.

Заподозрить у малыша проблемы со слухом можно только на стадии лепета. Дети, которые не могут себя слушать и слышать, не переходят к конкретному лепетанию определенных слогов, останавливаясь на стадии вокального (распевного гласного) гуления.



Как научить?

Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.

Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.

Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.

Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.



Старайтесь выбирать для общения минуты, когда в доме тихо. Это трудно сделать в шумной обстановке: малыш будет отвлекаться на работающий телевизор, громкую музыку или гомон голосов и просто замолчит. Именно поэтому часто задержкой речевого развития страдают самые младшие детки в многодетных семьях.

В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный логопедический массаж для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.

Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.



К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.

Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.

У новорожденного все когда-то бывает впервые: первый звук, первый крик, первое слово, первый шаг… Родители хотят как можно быстрее начать общаться с малышом, они видят, что он с каждым днем становится внимательнее, его взгляд осмысленнее. Прибавляя в весе, новорожденный быстрыми темпами развивается психически. Гуление – неотъемлемая часть развития процессов будущей речи, памяти, внимания. Глядя на маму, ребенок начинает имитировать звуки и подражать мимике взрослого. Если она улыбается – и он отвечает широкой беззубой улыбкой, если серьезна – и он хмурит бровки. Звукоизвлечение начинается с гласных: а, о, у, и. Чтобы ребенок начал отвечать вам отдельными звуками, агукать, нужно всячески ему в этом способствовать: разговаривать во время игр, массажа, купания и активного бодрствования.

Когда малыш начинает гулить?

После рождения адаптационный период длится около трех недель: ребенок начинает более отчетливо различать предметы (вначале он видит лишь размытые очертания), он слышит приближение родителей и реагирует на другие звуки, по запаху определяет маму и вступает в общение с миром, отвечая мимикой и жестами на яркие предметы или ласковую речь. Когда ребенок начинает агукать, означает, что он полностью адаптировался к среде. Это обычно бывает на втором месяце жизни, когда периоды бодрствования становятся более продолжительными, а дневной сон менее крепким. У ребенка появляется прекрасная возможность выражать свои эмоции (они первыми появляются после рождения).

Если вы хотите, чтобы малыш осознанно с вами общался, пусть даже на своем языке, разговаривайте с ним даже тогда, когда меняете памперс, задавайте вопросы, помните, что ребенок, не понимая слов, воспринимает эмоциональную окраску вашей речи и может ответить только проявлением эмоций, которые, как правило, сопровождаются простыми звуками или их сочетанием: а-у (нам слышится агу), а-и, а-о.

Чтобы ребенок начал агукать…

Функции речи закладываются сразу после рождения, центры речи у мальчиков и девочек находятся в разных полушариях, поэтому и время развития различно: девочки начинают быстрее говорить, часто – предложениями, тогда как мальчики долгое время объясняются со взрослыми жестами и мимикой, а также отдельными звуками. Развивать звукоизвлечение можно и нужно, вначале рекомендуют петь малышу мелодичные и спокойные песни, ставить ему негромкую музыку со словами и без, учить играть с погремушками, обращать внимание на новые предметы и удивляться, т.е. эмоционально окрашивать свою речь. Глядя на вас, через некоторое время малыш начнет точно также реагировать на новое и интересное для него, ведь первое, что новорожденный учится делать – подражать! На втором месяце все детки агукают, а если мама ежедневно проводит комплекс упражнений на развитие мелкой моторики: сгибает и разгибает пальчики попеременно и вместе, хлопает в ладоши, то это происходит и раньше.

К полугоду малыш будет произносить не только отдельные гласные звуки, он способен соединить звуки в слоги с согласными: у-гу, а-га, а-ба.

Если у ребенка нет задержки психического развития, он будет смеяться, показывать рукой на предмет и произносить при этом что-то нечленораздельное, но, как ни странно, родители всегда понимают, что хочет малыш. Неполный звуковой ряд является нормой для ребенка до двух лет. Не спешите идти к невропатологу, если ваш малыш молчит. Если вы видите, что в его лице есть живой отклик на ваши слова, что он гулит, но не говорит, значит, нужно ещё немного подождать. Бывает так, что сразу после гуления малыш начинает сочетать звуки в слова и повторять за взрослыми сложные сочетания, даже не осознавая их смысла. Если ребенок агукает, значит, чувствует себя хорошо, и вам, как маме, не нужно лишний раз проявлять беспокойство.

С рождением малыша родителей ожидает круговорот удивительных событий. Одно из таких — время, когда ребенок начинает гулить и агукать. Любящие родители с нетерпением ожидают этого периода, ведь наблюдать за тем, как кроха подрастает и начинает произносить первые звуки, большая радость. Какие особенности свойственны этому отрезку жизни в развитии новорожденного малыша?

«Агу», — примерно так слышат и обобщают взрослые цепочку звуков, которые издают маленькие дети. С особым, мягким гортанным произношением, малыши проговаривают такие гласные звуки, как «а-а-а», «у-у-у», «ы-ы-ы», «о-о-о», а также что-то, напоминающее согласные. Это воркование называют по разному: гуление, гукание, агукание.

Дети начинают агукать в 1,5 месяца, иногда немного раньше или позже. Это означает, что период адаптации к окружающей среде проходит успешно. Примерно до трех месяцев младенец гулит неосознанно. В это время он обходится без собеседника, разговаривает сам с собой. Малыш размахивает ножками и ручками, проговаривая звуки в такт своим движениям, а также пускает слюни и пузыри. Таким образом новорожденный тренирует артикуляционный аппарат, разрабатывает и формирует речевые органы.

Это интересно: На первый взгляд, дети разных национальностей гулят одинаково. Однако современные исследования показали, что носители определенного языка по гулению с легкостью отличают своих соотечественников среди множества малышей.

Почему так происходит, могут объяснить немецкие ученые. Они первыми обнаружили, что еще находясь в утробе матери, ребенок слышит и осваивает родную речь. Поэтому, когда он начинает агукать, то делает это с присущей его нации тональностью.

С 3-4 месяцев маленькие дети начинают агукать уже осознанно, активно вступая в разговор с близкими людьми и выражая эмоции. К гласным добавляются некоторые согласные. У малышей легче всего получаются гортанные звуки, издаваемые при сокращении мышц неба — «гъ», «къ». «х».

После 6 месяцев добавляются губные звуки, такие как «м», «п», «б» и так далее. Кроме того, ребенок соединяет отдельные буквы в слоги, состоящие из гласных и согласных. Так он начинает произносить «а-ба», «у-гу», «а-га» и, конечно лепетать первые «па» и «ма».

Почему ребенок молчит?

Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.

Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?

  1. Половая принадлежность . Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков — позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
  2. Окружающая атмосфера . Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
  3. Общение . Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие — купание, кормление, переодевание, смена памперса, — должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами. Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску. По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.

Как стимулировать речь

Речевые способности лучше формируются, когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика. На ладошках размещены акупунктурные точки, которые имеют связь с речевыми центрами головного мозга. Мелкую моторику у детей раннего возраста можно развивать следующими способами:

  • Регулярно делать массаж ладоней.
  • Часто играть в «ладушки-оладушки».
  • Сгибать и разгибать пальчики, одновременно считая, сколько их на руках.
  • Выкладывать малютку на живот, подкладывая под руки структурный коврик.

Что еще почитать