Концепция женской и мужской китайской одежды. Китайская мужская и женская национальная одежда Китайский стиль в одежде

Китай является одним из самых древнейших государств мира. Существовать великая империя начала с 221 года до н. э. До нас дошло очень много летописей и археологических материалов, по которым можно изучать культуру, изобретения, религию и одежду древнего Китая.

Мода древнего Китая

Эстетические идеалы Китая менялись с каждой эпохой. Например, в эпоху Тан ценились пышные женские формы. В Сунскую эпоху модно было быть изящной, с плоской грудью, тонкими кистями и миниатюрной стопой. Маленьким девочкам очень туго бинтовали ножку жесткими ремнями, чтобы она переставала расти.

Суровые климатические условия (сильный холод и жара), привели к многослойности в одежде китайцев. Основная одежда китаянок:

  1. Ишан – костюм, состоящий из кофты и юбки.
  2. Цзяолинпао – однобортный халат, который принято запахивать направо (варвары запахивали налево).
  3. Шеньи – отрезной по талии халат.
  4. Юаньлинпао – комплект, состоящий из широких штанов, кофты и двубортного халата с круглым воротом.

Женская одежда древнего Китая

В древнем Китае по одежде можно было определить женщины. Простые и бедные китаянки носили одежду из хлопка, а также из других растительных тканей. В основном это были бесформенные кофты и штаны, в которых удобно было работать в поле. Халат считался верхней одеждой, в суровые зимы их одевали по несколько штук. От дождя изобретательные женщины придумали плащи из соломы или плетеной травы.

Императорская семья и знатные женщины носили шелка. Это были изящные халаты с длинными рукавами, под которыми также были штаны. Вместо бюстгальтера в те времена женщины носили узкую безрукавку на пуговицах. Для холодной погоды в их гардеробе имелись плащи из шерсти и пуха.

Платья древнего Китая были яркими и богатыми на вышивку. Их украшали декоративными кругами – туань, на которых содержались символы: цветы, бабочки, птицы, а также сюжеты из литературных произведений.

Обувь в стиле древнего Китая довольно-таки разнообразна. Первоначально это были легонькие плетеные из соломы башмачки на ремешках. Немного позже стали изготавливать туфли из кожи и ткани. Древние китаянки носили обувь на высокой подошве, которая украшалась вышивкой.

Женщины делали высокие прически, поэтому вместо головных уборов принято было носить зонтики.

Культура и мода древнего Китая очень красива, богата и экзотична. Из поколения в поколения китайские мастера вносили что-то новое, удивляя всех своим мастерством.

В современной традиционной китайской одежде, сложившейся в основном в XVII-XVIII вв., можно различить наследие разных исторических эпох. Па ней можно выявить сложную этническую историю китайцев и проследить этапы взаимодействия их с другими народами Восточной Азии. Так, происхождение покроя широких глухих штанов, удобных для верховой езды, очевидно, связана с древними кочевыми племенами Северного Китая, в дальнейшем частично ассимилированными китайцами. Этот покрой, удобный и для сидения со скрещенными ногами на кане или на корточках, сохраняется у китайцев и теперь.

Для китайцев, как и для большинства других народов Восточной Азии, издавна стала характерной распашная одежда типа кофты и халата с прямыми широкими рукавами и запахом направо.

Древнейшим типом одежды был халат, до ханьской эпохи являвшийся нательной одеждой. Штаны часто заменялись несшитой юбкой, надевавшейся поверх легкого халата. Повседневная одежда всегда отличалась простотой. Пышные наряды надевались только в церемониально-ритуальной обстановке.

В этнографической литературе и описаниях путешественников встречаются указания, что «настоящую китайскую» одежду следует искать в Корее, а распространенная сейчас в Китае одежда по своему типу маньчжурская. Это отчасти верно, поскольку в китайской одежде отразились более поздние влияния на китайцев северо-восточных (тунгусо- маньчжурских) соседей.

Таким образом, комплекс традиционной одежды, широко распространенный среди всех классов китайского народа вплоть до начала XX в. т явился результатом многовекового переплетения элементов собственно китайской одежды с некоторыми чертами маньчжурского костюма и национальных костюмов народов Южного Китая. Комплекс этот довольна однообразен по всему Китаю. Локальные отличия теперь заключаются в деталях - типах обуви, шляп и т. п. Отдельные особенности, нехарактерные для обычного китайского костюма, встречаются на периферии расселения китайцев (например, зимняя обувь ула, характерная для маньчжуров, русские валенки, сапоги и т. д.).

В феодальном Китае для каждой социальной группы были установлены определенные виды одежды, качество и расцветка ткани. Полунатуральный характер хозяйства естественно налагал свой отпечаток на одежду основной массы населения. В то время широкое распространение имела одежда из домотканных хлопчатобумажных тканей, которые выделывались в некоторых семьях на простейшем ткацком станке. Имущие слои для изготовления одежды использовали большей частью покупные ткани.

Характерные особенности китайского костюма

Вся традиционная народная одежда делится на три группы: летняя, весенне-осенняя и зимняя. Комплекс каждой группы состоит из сезонных разновидностей тех же видов одежды, которые имеют тот же покрой, но отличаются отсутствием (в летней) или наличием подкладки (в весенне-осенней) и ватной подбивки (в зимней).

Эта одежда отличается простотой и значительной схожестью по покрою мужского и женского костюма (штаны, однобортная и двубортная одежда для верхней части тела, выходная верхняя одежда и т. д.). Форма стоячего воротничка, обычно свободного, не сдавливающего шеи, с разрезом спереди посредине, с прямыми или закругленными уголками, почти одинакова в мужской и женской одежде, но высота воротничка в мужской одежде не превышает 2 см, а в женской доходит до 8 см. Более или менее длинные разрезы имеются внизу по бокам всех видов одежды (кофта, куртка, халат). Характерен правый запах: левая пола находит на правую полу и обычно целиком закрывает ее. Такая одежда обычно шьется из 5 полотнищ: одно - на правую полу, два на спину, два на левую полу.

В такой одежде расположение застежек, идущих по правому боку, одинаковое: первая застежка под шеей ниже воротничка, вторая - на груди у правого плеча, третья - под мышкой, четвертая и пятая на правом боку по вертикали (одна под другой). Обычно число пуговиц нечетное (5, 7, 9) у всех видов одежды, их пришивают на левую полу, а петли на правую. Туникообразный покрой (отсутствие швов на плечах) иногда усложняется подложенной снизу кокеткой.

Типичной особенностью являются шаровидные узелковые пуговицы (нюцза). Их делают из тесьмы, завязываемой особым узлом, обычно из той же ткани, что и одежда (нижняя или верхняя). Петли к ним делают из полоски этой же ткани, сложенной вдвое вроде тесьмы. Раньше изготовлялись шаровидные пуговицы из меди, гладкие или с резным узором, теперь появились такие же пуговицы из цветного стекла. Плоские медные пуговицы с ушком на оборотной стороне были мало распространены. Пуговицы европейских образцов появились вместе с европейской одеждой.

Самый распространенный цвет одежды на севере Китая синий, а также серый и голубой, на юге - черный и белый. Белые ткани идут на нижнее белье, на подкладку. Для народной одежды, особенно женской, употребляются ткани ярких цветов, тисненые и набивные. В старом Китае имущие слои верхние халаты шили из шелка» с тканым узором темных тонов, имевшим символическое благожелательное значение.

Мужская одежда

Мужская одежда не имеет никаких украшении. Летом в будние дни крестьяне носят одежду из хлопчатобумажной ткани. Костюм состоит из нательной рубашки и глухих штанов с широкой мотней, подпоясываемых широким поясом. В зависимости от состояния погоды одежду дополняют верхняя куртка на подкладке (а в недавнем прошлом еще и халат) или дождевик из легкой ткани, пропитанной тунговым маслом. В отдельных районах употребляют соломенные дождевики-накидки. Весной и осенью поверх этой одежды надевают безрукавку или длинную куртку на подкладке. Зимняя одежда такого же покроя подбивается ватой и дополняется ватным халатом или шубой с теплой шапкой того или иного вида. Раньше в большие морозы надевали ноговицы и наушники.

Штаны (куцза) кроятся в зависимости от ширины ткани из двух или нескольких полотнищ хлопчатобумажной ткани синего или черного цвета. Штаны шьют прямыми и глухими, без карманов, нередко с клиньями в шагу. К верхнему краю штанов на уровне талии пришивают широкую полосу белой ткани - пояс (куяо), так что верх штанов иногда доходит почти до подмышек. При надевании штанов пояс прижимают к телу правой рукой. Левой рукой запахивают направо оставшуюся свободной левую часть пояса, при этом спереди получается характерная складка. Затем туго подпоясываются по поясу (вокруг талии) широким (15-20 см) п длинным, обычно на размах рук (до 2 м), кушаком (куяодай). Этот кушак (кусок бумажной ткани темного цвета) является обязательным элементом одежды. Завязывают его спереди плоским узлом, носящим название «бабочка-цветок» (худехуа). При этом концы кушака свободно свисают. Иногда, по старой традиции, в кушак предварительно заворачивают платок с деньгами, затыкают за него трубку, вешают кисет.

Летняя нательная рубашка (ханъшанъцза, шанъцза) двубортная. Теперь под нее почти всегда надевают майку. Кроится туникообразно из двух основных сшиваемых вместе полотнищ, которые перегибаются поперек, образуя плечи и начало рукавов, к ним и пришивают концы рукавов из двух немного скошенных снизу полотнищ (тоже перегибаемых поперек). В центре верхней части сшиваемых основных полотнищ делают круглый вырез для шеи (обшиваемый для прочности бейкой), к которому пришивают невысокий стоячий воротничок. По бокам рубашки внизу вставляют два узких (сходящих вверх на нет) клинышка, между которыми оставляют разрез почти во всю их длину (до 14 см). Рубашку носят поверх штанов.

Однобортная куртка (шанъцза) кроится почти так же, но спереди посредине она имеет вертикальный разрез, образующий равные полы. К краю одной из пол пришивают узкую полосу той же ткани для предохранения от ветра. Внизу на каждую полу снаружи нашивают по большому карману, а иногда и третий, маленький карман на груди слева.

Безрукавку легкую, демисезонную (цзяканъцзянъ), без воротничка, с прямым разрезом спереди посредине надевают с наступлением прохладной погоды. Ее шьют из темных хлопчатобумажных тканей, на подкладке. Иногда встречается левополая безрукавка с застежками на правом боку. С наступлением морозов легкую безрукавку заменяют ватной (мянъканъцзянъ). В большие морозы на севере в некоторых местах носят меховую безрукавку (пиканъцзянъ), более дорогую и потому менее распространенную. Чаще встречаются безрукавки на бараньем и собачьем меху. Праздничные безрукавки имели верх из узорных шелковых тканей темных расцветок.

Одежда крестьян Южного Китая отличается по покрою. Штаны обычно делаются короче, иногда доходят только до колен. Пришивной пояс более узок или совершенно отсутствует. Безрукавка почти не употребляется.

Верхней летней одеждой, обычно надеваемой перед выходом на улицу, являлся раньше расклешенный халат (чанпао, дагуар, дабушанъ), который шился без подкладки. Верхняя часть его того же покроя, что и левополая;ханыпаньцза, но с боков, начиная от талии, в очень длинные полы, доходящие почти до щиколотки, вставлены раскошенные клинья. Чтобы полы не очень мешали при ходьбе и работе, по бокам халата снизу делаются разрезы, доходящие почти до колена. Рукава всегда длинные, прямые или сужающиеся к кисти. Воротничок низкий, стоячий. Осенневесенний халат (цзяпао, дацзяао) шьют из тех же тканей, но обязательно ла подкладке. Зимой носят стеганный на вате халат (мянъпао, у женщин - дамянъао). Рукава, края каждой полы и подол, немного скошенный с обеих сторон вниз к центру, подрубаются.

Крестьяне во время работы иногда подпоясывались поверх халата или куртки и в случае необходимости подтыкали полы под кушак.

Повседневные халаты шили из хлопчатобумажной ткани синего, черного или серого цвета, праздничные - из узорного шелка темных цветов.

Выходная верхняя одежда мужчин (реже женщин) -короткая однобортная куртка (магуа), равнополая, доходящая до талии, с прямым вертикальным разрезом спереди посредине. Застегивается на пять пуговиц, обычно шаровидных, узелковых или медных, а теперь иногда и плоских европейских. Воротничок стоячий, двойной. Рукава прямые, широкие. С боков куртки по швам имеются короткие разрезы. Магуа обычно надевают ‘поверх халата. В зависимости от времени года она может быть демисезонной, на подкладке (цзямагуа), и зимней, на вате (мянъмагуа) или меху (пимагуа). Меховая магуа теперь встречается редко.

Зимой носят однобортную равнополую ватную куртку (сяомянъао), доходящую до бедер, которая в зависимости от роста имеет пять-семь пуговиц. Крестьяне иногда (для тепла) еще подпоясываются поверх этой куртки. Другой покрой - двубортный, более раскошенный и длинный - предпочитают носить женщины. С внутренней стороны левой полы пришивают карман. Осенью носят легкую (на подкладке) разновидность этой же куртки (сяоцзяао). На северо-востоке, северо-западе, в автономном районе Внутренняя Монголия и в прилегающих к ним областях носят и овчинные шубы (пиао).

Траурная одежда белого цвета, обычно шьется из грубой небеленой ткани, нередко имеющей желтоватый оттенок. Состоит из длинного не- подрубленного халата, кушака и головной повязки. Интересно отметить, что в Северном Китае нижняя одежда для покойника обязательно правополая, т. е. запахивается справа налево и застегивается на левом боку, а не на правом, как у живых.

Ношение летом белых рубах и штанов не связано с трауром, белые обмотки и туфли носятся только по этому случаю. Во время траура можно носить только серебряные украшения, так как их цвет близок к цвету траура.

Женская одежда

Женская одежда в основном имеет сходный покрой с мужской, но отличается деталями. Она состоит из кофты и не доходящих до щиколотки штанов, которые носят навыпуск или прибинтовывают. На юге носят штаны, доходящие до середины голени и часто имеющие небольшой разрез внизу. Женщины старшего возраста предпочитают спокойные и темные цвета, молодые - яркие расцветки, нередко с цветочным рисунком и различными узорами. По низу штанов, если они носились навыпуск, раньше нашивались многоцветные аппликативные вышивки шелком. Праздничный костюм отличается только лучшими сортами тканей, а иногда богатой вышивкой, тесьмой или аппликациями по краю левой полы. Раньше подол, обшлага и широкие рукава до локтя изнутри (их отворачивали при ношении) также красочно отделывали вышивками. Этот обычай исчез после революции 1911 г.

Женщины, в том числе и девушки, носят нательную безрукавку (канъцзяр) с прямым вертикальным разрезом спереди посредине, очень плотно облегающую фигуру, с девятью-одиннадцатью пуговицами. Это своеобразная замена бюстгальтера, который только в городах начинает входить в употребление. Основное назначение каньцзяр - стянуть и сделать плоской грудь, что в старом Китае считалось одним из главных признаков женской красоты.

С рождением ребенка женщина надевает щиток-набрюшник (доудоу) своеобразной формы. Верх щитка срезан горизонтально, расширяющиеся бока его имеют немного вогнутые вырезы в верхней части, а в нижней они выпуклые. К верхним концам доудоу пришивают концы шнурка из красного шелка такой длины, чтобы прошла голова при надевании набрюшника. К боковым концам щитка пришивают по шнурку, который завязывают за спиной. Доудоу обычно шьют из шелка, чаще красного, на хлопчато-бумажной подкладке. С внутренней стороны делается прорезной кармашек. Верхнюю горизонтальную часть набрюшника шьют из полосы ткани, отличающейся по цвету от ткани всего щитка, обычно она расшивается каким-либо узором. Бездетные женщины носйт каньцзяр.

Особенно примечателен очень популярный женский халат (ципао) маньчжурского происхождения - выходная верхняя одежда в деревне и обычное платье многих горожанок всех возрастов. Это очень простой по форме левополый вид длинной одежды, полуприлегающей или четко обрисовывающей линии фигуры, если он сшит по талии. Его покрой очень экономичен (не более 2.5 м ткани), удобен в носке, при стирке и глажении.

Для ципао типичен двойной стоячий воротничок; высота его зависит от моды и доходит порой до самого подбородка. Характерны длинные, выше колена разрезы снизу по бокам. Ципао шьют из бумажных тканей, шерсти, шелка, бархата. Фасоны его разнообразны. Рукава широкие или узкие, длинные, полудлинные или короткие, а летом л вовсе отсутствуют. Варьирует также длина подола. Борт левой полы, запахивающийся направо, делают закругленным, косым, вырезным и т. д. Края воротничка, обшлагов, полы и подола нередко отделывают узорчатой нашивкой из разноцветной шелковой тесьмы. Летние халаты шьют без подкладки, весенние и осенние - на подкладке, а зимние - на тонком слое ваты, нередко шелковой, очень легкой и теплой. Ципао часто носят в сочетании с кофтой, безрукавкой, свитером, жакетом и т. д. Его стали меньше носить в первые годы после создания КНР, но с 1956 г. ношение мужской одежды у женщин стало изживаться, и ципао снова обрел былую популярность.

Детская одежда

Будущая мать заранее шьет из тонкой бумажной ткани распашонки (маошанъ) особого покроя, с пояском, всегда неподрубленные. Такие распашонки предпочитают шить из старой одежды деда, бабки или других стариков, что якобы способствует долголетию новорожденного. Также подготавливают пеленки, стеганое ватное одеяльце, подушку, ватный тюфяк и матрас, набитый шелухой гречихи, риса или проса (чумизы). На севере подушку с наволочкой из синей бумажной ткани набивают сухими соевыми бобами, мелкими зелеными крахмалистыми бобами или зерном гаоляна. Эту жесткую подушку подкладывают под голову ребенка в течение 100 дней для придания уплощенной формы затылку, что считается признаком красоты. Иногда подушку набивают мягкой травой (тунцао) или Еысушенными листочками спитого чая. По народным верованиям эти виды набивки имеют «охлаждающее свойство» и уменьшают жар у младенца.

Если родился мальчик, то на третий день мать роженицы дарит ей колыбель (яочэ, яоланъ 9 яоланъчуан). При рождении девочки люльку покупает сама роженица. Если подарить колыбель для девочки, то, согласно поверью, следующей родится тоже девочка, что раньше считалось нежелательным.

Новорожденного, одетого в рубашечку, заворачивают в пеленки, мальчика - ниже плеч, девочку - до самой шеи, так как считают, что температура тела мальчиков выше, чем у девочек. Запеленав, ребенка туго обвязывают двумя поясами - одним по рукам, другим по ногам. В некоторых случаях сзади под воротом распашонки пришивают треугольный кармашек из красной ткани (цвет радости, отгоняющий зло). Раньше считали, что при испуге младенца в этом кармашке «сохраняется» его душа (хунъ), которая иначе может «вылететь и потеряться», и тогда ребенок умрет.

На голову теперь обычно ничего не надевают и только прикрывают от сквозняка. Иногда надевают ободок из сатина или шелка, облегающий голову, или шапочку с отверстием вверху, для «выхода жара» из ребенка.

Ребятам обоего пола в возрасте 100 дней надевают нательный набрюшник (доудоу, доудуцза), сходный по покрою с женским. Девочки носят доудоу лет до двенадцати, а потом заменяют его туго облегающей многозастежной безрукавкой. В старом Китае в деревнях и на окраинах городов дети до пяти-шести лет часто ходили голыми все лето, но обычно с доудоу.

Дети трех-пяти лет носят короткую куртку и штаны, короткие летом и длинные зимой, обычно с разрезом сзади. Если ребенок приседает на корточки, штаны автоматически раздвигаются по разрезу, создавая определенные удобства для малышей и особенно для матерей, избавляющихся от лишней стирки.

Дети старше пяти лет штанов с разрезами не носят, это уже считается неприличным. С пяти-шести лет одежда девочек, до этого одинаковая с одеждой мальчиков, меняется на женскую как по виду, так и по цвету; у них пребладают яркие цвета: красный, зеленый, желтый, синий, фиолетовый, а у мальчиков - темные: синий, черный. Одежда детей младшего, среднего и старшего возрастов отличалась от одежды взрослых только размерами.

Если детскую одежду сушат на дворе, то ее убирают всегда до захода солнца. Раньше верили, что в темноте злые духи могут последовать за одеждой и причинить вред ребенку. Иногда маленьким детям прикрепляют к одежде амулеты-обереги различного вида, которые приурочиваются к определенным периодам года.

С наступлением прохладной погоды на детей надевают безрукавки (гунъцза), сшитые обычно из бумажной ткани красного цвета. Для зимы их шьют на вате. Зимой к ватным штанам с разрезом пришивают сзади фартук, предохраняющий от холода ребенка, садящегося прямо на замерзшую землю.

Особенностью каждого народа является традиционная одежда. Китай – одна из стран, с самым богатым, неординарным и колоритным национальным костюмом. Несмотря на то, что сейчас такой костюм вряд ли можно встретить в повседневной жизни, многие дизайнеры до сих пор прибегают к историческим элементам в одежде и пробуждают сказку к жизни.

История возникновения традиционного костюма Китая берет свое начало с XVII-XVIII веков. До того периода не было единого образа в одежде, только разномастные одеяния и дополнения.

Внешний вид жителя Китая зависел, прежде всего, от той династии, которая правила страной и диктовала свои условия. Каждая правящая семья вносила свои коррективы в фасон. В целом сама одежда оставалась привлекательной и яркой.

  • Одеяние династии Цинь и Хань характеризовал консерватизм.
  • В период династии Хань появился характерный китайский костюм «ханьфу» в качестве символа одежды аристократии.
  • Династии Тан, наоборот, характерна излишняя роскошность.
  • Костюм династии Мин и Сну отличался утонченностью и элегантностью.
  • При эпохе Цинь одежда была замысловатой и сказочной.
  • При династии Чжоу был строгий иерархический порядок, и одежда обозначала принадлежность человека к определенному сословию. Цвета также служили маркировкой: императорская семья – желтый, воины – белый и красный, служащие – коричневый.

В начале XX века произошли реформы, ознаменованные завершением правления династий. После Синьхайской революции население Китая стало отдавать предпочтение европейскому стилю, вместо традиционной одежды.

Традиционная одежда Китая

Исторически традиционный костюм состоял из длинного халата или рубашки с прямыми руками большой ширины. Под низ надевали широкие штаны или юбку, при этом половая принадлежность не имела значения.

Общий принцип пошива одежды был стандартным по всему Китаю, с учетом небольших различий в фурнитуре, узорах и украшениях. Необходимо отметить, что богатое сословие носило одежды из дорогого и качественного материала, в то время как бедная часть населения незамысловатые и непретенциозные костюмы.

Китайский национальный костюм женский

Платья имели свои отличия по знатному происхождению девушки.

Девушки умеренного состояния носили вещи из хлопчатобумажной ткани. Богатые женщины носили шелковые и дорогие платья с добавлением драгоценностей.

Национальное женское платье называется «ципао». Родина ципао – провинция Маньчжури.

Особенность платья заключается в облегающем фасоне и глубоких боковых разрезах. Верх платья заканчивается глухим воротом-стойкой. Покрой строгий и изящный. Изначально платье походило больше на балахон. Со временем платье стало сочетать в себе традиционные китайские и современные европейские элементы.

Другое традиционное платье «ченсам», наоборот, является просторным, скрывая фигуру девушки. На виду остаются руки, голова и ступни.

Чаще всего ципао шьют из натурального шелка, благодаря чему одежда не теряет своей формы и не растягивается.

Еще один традиционный элемент – юбка или плахта. Ранее такую юбку носили состоятельные женщины. Со временем плахта стала частью только торжественного костюма. Мужская плахта называется «шан». Юбка была простого прямого кроя, верх заканчивался поясом. Цвет ткани – красный или желтый.

Женские жакеты отличались простым кроем и прямыми рукавами. Воротник шел в виде стойки или вообще отсутствовал. Жакеты шили из тонкого и легкого материала, под низ подшивали подкладку.

Образ состоял из длинной рубашки и брюк «ку». Эти брюки служили нижней одеждой и были свободного кроя из простых материалов. Сверху шли вторые штаны, прикрепленные к поясу – «таоку». Цветовая гамма неяркая. Штаны мужчины всегда носили на талии. У простого населения длина штанов могла едва достигать колен.

«Танчжуан» – название традиционной рубашки мужчин. Три особенности одежды: стоящий воротник, однотонный или яркий цвет, застежки. Часто доминировали красные оттенки, как символ храбрости и мужественности. Летний вариант был просторным, полы рубашки шли сверху брюк.

Поверх накидывали длинный халат, с разрезами на уровне колен. Рукава были длинными и широкими. К демисезонному костюму добавлялась утепленная безрукавка или куртка. Зимняя куртка шла на ватной подкладке. Общий принцип кроя оставался без изменений.

К праздничному образу присоединялась короткая куртка. Она дополнялась длинным прямым разрезом спереди и короткими – по бокам, украшалась пуговицами.

Традиционные головные уборы

Мужчина должен был носить головной убор постоянно. До 20 лет молодой человек носил шапку-колпачку, затем уборы взрослого поколения – «гуаньли». Если мужчина происходил из знатного рода, то колпак украшали драгоценными камнями.

Простое население носило конусообразные шляпы, материалом которых мог служить тростник, рисовая солома или камыш. Зимой носили колпаки из войлока.

У женщин был свадебный убор на голове – «фэнгуань». Это сложно устроенный аксессуар, украшенный золотом и разными драгоценностями.

Головной национальный убор императора представлял собой многоуровневую сложную конструкцию под названием «мянь». Каждая деталь заключала в себе особый символ.

Простота и элегантность характеризуют одежду кэжуал. Качество определяется на уровне правительства, поэтому вся одежда изготавливается из качественного материала.

Многие модельеры берут за основу своих коллекций традиционные элементы китайской одежды. Особенно популярны простые рубахи у мужчин. Девушки отдают предпочтение ципао. Сейчас ципао существуют в разных фасонах и длине – от короткого до длинного. Из национальных элементов остались только боковые разрезы и высокий воротник. Ципао носят самостоятельно или под брюки. Подходит для повседневного стиля и парадного выхода. Еще один популярный элемент – пиджак или жакет. Не имеет половой принадлежности. Характерно оформление застежки в виде воздушных петель.

На сегодняшний день существует множество расцветок и моделей. Объединяет их элегантность в образе и простота в крое.

До династии Хань, т.е. до 3 века до н.э. это платье выглядело вот так (женский вариант):

А в более поздний период немного трансформировалось:

Мужской вариант чуть попроще:

Женский вариант с головным убором и туфлями:

Ханьфу делился на несколько типов, различающихся в зависимости от того, куда именно одевался наряд, например, карсный и черный цвета одевались только на очень важные и формальные мероприятия.
Вот на этой фотографии вариант слева - более старый, это сплошное платье с запахом, посередине - вариант более поздний, с раздельными юбкой и рубашкой. Так же под ханьфу могли одеваться брюки.

Как правило, с ханьфу мужчины носили специальные шляпы, а женщины или маленькие шляпки, как на картинке выше, или просто вставляли в волосы заколки и гребни с украшениями:

Только император имел право носить одежду, украшенную драконами. Такой вид одежды так и назывался "лунпао" - "платье с драконами". Как правило, императорские одеяния были желтого цвета, потому что именно желтый (золотой) цвет в Китае - цвет императора.

В 1644 году Китай захватили манчжуры.
Китайцы стали называть их "цижэнь" ("люди с флагами"), потому что у всех знатных манчжуров были свои флаги. И, соответственно, одежду, навязанную манчжурами, стали называть "ципао", что можено перевести как "платье из флага" или "платье человека с флагом". Это уже то самое платье, которое вы все так хорошо знаете и видели на официантках в китайских ресторанах:

Естественно, в XVII веке оно выглядело немного по-другому. Вот, например, парадное платье императора того времени:

А вот повседневное:

Такие платья шились очень просто, нужен был лишь кусок материи, который сшивали по бокам, пришивали пуговицы, делали воротник-стойку и длинный разрез, чтобы было удобно ходить.
Ципао стало своего рода революцией в моде того времени, потому что его носили и мужчины, и женщины, а ведь по правилам, существовавшим многие тысячелетия, мужская и женская одежда должна была не только различаться, но и даже храниться в разных местах.

В XVIII веке были сформулированы правила ношения ципао. Особо оговаривались материалы, количество вышивки, были названы пять видов наряда ципао для императора и его чиновников. Для разных сословий предназначалось разное платье. Это были платья на каждый день, для путешествий, на дождливую погоду, для самых торжественных церемоний при дворе и менее официальных мероприятий. Никто, кроме императора и членов его семьи, не мог носить одежду золотого цвета. Императорские ципао золотого или синего цвета из шелка были обычно расшиты девятью драконами и пятью облаками, где девять и пять священные числа, а дракон - символ императорской власти.

Когда монархия рухнула, ципао на некоторое время стало повседневной женской одеждой, пока Мао не переодел всех в униформу. Ношение ципао стало возобновляться в последнее время.

Думаю, все уже видели пост marinni о маленьких китайских ножках (если нет, смотреть обязательно!).

Во времена Сунь Ятсена, известного политического деятеля начала XX века, стали популярны так называемые китайские френчи (или "суньятсеновки"):

Вся страна более, чем полвека, носила эти френчи. И до сих пор некоторые носят.
В конце XX века стали популярны западные костюмы. Они настолько популярны, что китайцы до сих пор носят их везде и всюду. Рабочие на стройках одеты в штаны от костюмов, например. Да и сами вы, наверное, видели китайских провинциальных туристов - все в костюмчиках.

Детей одевали и одевают в уменьшенные копии взрослой одежды.

Современная национальная китайская одежда для мужчин берёт начало с 1911года, когда Синьхайская революция, возглавляемая Сунь Ятсеном, свергла правление династии Цин и основала Китайскую Республику. Национальная партия предложила поменять концепцию национального костюма, чтобы окончательно покончить с пережитками прошлого, сословными различиями и любыми другими намёками на имперское правление.

В ходе этих обсуждений Сунь Ятсен выказал предпочтение простой, лаконичной повседневной одежде, широко распростираненной в китайской провинции Гуандун. Однако, в костюм были внесены некоторые модификации. Китайские дизайнеры-модельеры учли его пожелания, и в итоге получился своеобразный френч, застёгивающийся посередине на пуговицы-узелки, с накладными карманами и традиционным воротником-стойкой. Он смотрелся просто, элегантно, и со вкусом, и при этом достаточно чинно и нарядно. Сунь Ятсен подал свой собственный,личный пример тем, что постоянно носил подобный костюм в самых разных ситуациях и случаях. Понадобилось немного времени, чтобы этот вид национального китайского костюма для мужчин распространился по всей стране.

В наши дни костюмы этого типа шьют изо льна, хлопка, натурального и искусственного шёлка. Они бывают однотонными или двухцветными, с вышивкой или набивным рисунком. Также повсеместно распространены китайские рубашки и пиджаки идентичного кроя. Мужчины носят такие рубашки и пиджаки не только с традиционными штанами, но и с современными джинсами и брюками. Часто верхнюю часть костюма украшает традиционная вышивка с китайской орнаментальной символикой, изображающей драконов, тигров, фениксов, и т.д.

Что еще почитать