Конкурс о генри дары волхвов. Литературная премия им. О. Генри. Наша официальная группа Вконтакте

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «ДАРЫ ВОЛХВОВ» 2016

Принимаются заявки на участие в литературном конкурсе им. О.Генри «Дары волхвов» 2016. Дедлайн 30 октября 2016 года.

Организатор: Премия им. О.Генри “Дары волхвов”.

Рассказы-соискатели премии должны обладать характерными свойствами прозы О.Генри – оптимистическим взглядом на жизнь, иронией, динамичным сюжетом и неожиданным финалом.

На соискание литературной премии О.Генри принимается по одному рассказу от автора. Объем рассказа не должен превышать 2000 слов. Произведения должны быть опубликованы после 1 октября предшествующего года, или нигде ранее не публиковавшиеся.

Требования к оформлению:

На конкурс можно прислать только один файл с одним рассказом. Формат: Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, объем текста – до 2000 слов.
Под текстом рассказа укажите город, страну проживания и е-mail автора. Никакой другой информации от участника не требуется.
Авторы, присылающие по нескольку рассказов или несколько файлов/вложений, отсеиваются автоматически. Произведения принимаются в электронном виде на адрес:

| Литература | понедельник, 16 января 2012 года, 13:06

Объявлен победитель Второго сезона конкурса «Дары волхвов»

Жюри единодушно назвало лучшим рассказом «Ракетный пояс Москвы» Николая Фоменко.

В Нью-Йорке завершился второй сезон конкурса имени О. Генри – «Дары волхвов». Лучшим рассказом признан «Ракетный пояс Москвы» Николая Фоменко, который живет в городе Артёмовск Донецкой области. «Изумительный рассказ, свежий, тонкий, пронзительный», - так оценил «Ракетный пояс Москвы» член жюри Олег Ермаков, автор культового романа об афганской войне «Знак зверя».

Дипломы финалистов получат также журналист из Омска Игорь Буторин – за рассказ «Всяку бабу воспитывать надо» и еще один журналист, живущий в селе Голубовское Луганской области, Юрий Шипневский – за рассказ «Копанка».

Если в первом конкурсном сезоне работы прислали более 600 авторов, то во втором –немногим больше 200. Такое резкое сокращение участников, вероятно, объясняется жесткими требованиями – и к тематике, и к качеству текстов. Первый конкурс показал, что случайных работ в финале нет. В жюри работали главный редактор нью-йоркского «Нового журнала» Марина Адамович, живущий в США поэт Владимир Друк и московский литератор и издатель Вадим Месяц. Во втором сезоне к ним подключились литературные киты – Александр Иличевский и у Олег Ермаков.

Условия конкурса, который продолжится в этом году, остаются прежними – рассказ соискателя должен соответствовать сюжетной формуле знаменитого рассказа О. Генри – любовь, жертва и неожиданная развязка со счастливым концом.

Организатор: Vadimedia, газета «Новое русское слово», «Новый журнал».

К участию приглашаются все русскоязычные авторы независимо от места проживания или гражданства.

Премия призвана способствовать сохранению традиции короткого рассказа классика американской литературы с характерными для него оптимизмом, иронией и динамичным сюжетом с неожиданным финалом.

Наша официальная группа Вконтакте: , .

На соискание литературной премии О. Генри принимается по одному рассказу от автора. Объем рассказа не должен превышать 2000 слов. Произведения должны быть опубликованы после 1 октября предшествующего года, или нигде ранее не публиковавшиеся.

Требования к оформлению: формат: Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, объем текста – до 2000 слов. Под текстом рассказа указывается город, страна проживания и е-mail автора.

Для участия необходимо послать конкурсную работу на электронный адрес: [email protected].

  • Победитель получает премию в 1000 долларов.

Сайт конкурса: http://www.darohenry.com

Принимаются заявки на участие в литературном конкурсе им. О.Генри “Дары волхвов” 2016. Дедлайн 1 октября 2016 года.

Организатор: Премия им. О.Генри “Дары волхвов”.

Рассказы-соискатели премии должны обладать характерными свойствами прозы О.Генри – оптимистическим взглядом на жизнь, иронией, динамичным сюжетом и неожиданным финалом.

На соискание литературной премии О.Генри принимается по одному рассказу от автора. Объем рассказа не должен превышать 2000 слов. Произведения должны быть опубликованы после 1 октября предшествующего года, или нигде ранее не публиковавшиеся.

Наша официальная группа Вконтакте: , .

Требования к оформлению:

  • На конкурс можно прислать только один файл с одним рассказом. Формат: Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, объем текста – до 2000 слов.
  • Под текстом рассказа укажите город, страну проживания и е-mail автора. Никакой другой информации от участника не требуется.
  • Авторы, присылающие по нескольку рассказов или несколько файлов/вложений, отсеиваются автоматически. Произведения принимаются в электронном виде на адрес: [email protected] до 30 октября 2016 года.

Литературная премия имени О. Генри «Дары волхвов» - конкурс короткого рассказа на русском языке. Подаваемые на конкурс тексты дожны обладать характерными свойствами прозы О.Генри – оптимистическим взглядом на жизнь, иронией, динамичным сюжетом и неожиданным финалом.

Премия адресована русским писателям со всего мира.

Лауреаты

2010 - Александр Хургин - первый приз за рассказ . Александр Карасёв - второй приз за рассказ .

2011 - Николай Фоменко за рассказ

2012 - не присуждалась

2013 - Дмитрий Карапузов (награждён по итогам предшествующего года) за рассказ

2014 - Евгений Мамонтов за рассказ

2015 - Андрей Краснящих за рассказ

Жюри

В состав жюри входили и входят известные авторы и редакторы толстых журналов: Марина Адамович "Новый журнал", Анна Сафронова "Волга", Сергей Чередниченко "Вопросы литературы", Владимир Друк, Александр Иличевский, Олег Ермаков, Дмитрий Данилов, Маргарита Хемлин, Роман Сенчин и другие. Подробно с составами жюри можно ознакомиться .

Премиальный фонд

2010 - $3000; 2011 - $1000; 2012 - не присуждалась; 2013 - $1000; 2014 - $500; с 2015 - $1000.

"Журнал О.Генри"

Сетевой ежеквартальный журнал учрежден в 2016 году. Главный редактор Кирилл Сергеев.
"Именно хорошо известные читателям свойства огенриевской прозы – веру в лучшее будущее, иронию и неожиданно разрешающийся сюжет – учредители премии хотели увидеть в текстах ее сосискателей. Но с первого же сезона судьи столкнулись с тем, что в их руках стали оказываться прекрасные рассказы, которые не соответствовали либо одному, либо всем условиям конкурса. Жесткий отбор привел к тому, что отличные тексты оказались за бортом. И поскольку их число год от года росло, решение создать журнал, который позволил бы сохранить их и донести до читателя, можно считать закономерным развитием событий".

Напишите отзыв о статье "Премия имени О. Генри «Дары волхвов»"

Ссылки

Источники. Пресса о премии

Отрывок, характеризующий Премия имени О. Генри «Дары волхвов»

Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома.
С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.

ХI
На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов.
Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…

Что еще почитать