Конспект занятия "Путешествие к мастерам Дымковским" (старшая группа). Проект «Дымковская игрушка» для детей старшей группы ДОУ Дымковская игрушка праздник в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 179 «Рябинушка»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме «Дымковская игрушка».

Воспитатель: Казанцева О.Н.

Барнаул

Цели и задачи:

Познакомить детей с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый), мотивами игрушечных композиций; барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки. Узнавать знакомые промыслы по характерным чертам,

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку,

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию,

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.

Материалы к занятию:

Минусовка «Волшебный цветок»

Цветик – семицветик с узорами

Дымковские игрушки

Презентация «Дымковкие игрушки»

Глина, пинцеты, мел, молоко

Трафареты игрушек, карандаши

Карусель

Содержание организованной деятельности детей.

Под минусовку «Волшебный цветок», дети входят в группу и видят Цветик – семицветик.

Яркий цветик - семицветик

Принесла ребята вам.

Каждый лепесток секретик

Разгадать поможет нам.

Как вы думаете, какой секрет хранит цветок?(ответы детей)

Я предлагаю вам сорвать лепесток и с обратной стороны посмотреть, какой секретик приготовил нам цветок. (Дети срывают лепестки, переворачивают и видят элементы дымковской росписи: кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)

Как вы думаете, что изображено на лепестках? (узоры)

Где можно встретить такие узоры? (на одежде, в книжках и т.д.)

Недавно я была на выставке замечательных умельцев, где видела точно такие же узоры. Вы бы хотели оказаться там? Тогда повторяйте за мной:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на выставке.

Скажите, какую выставку, я недавно посетила? (выставка игрушек)

Назовите, какие игрушки вы видите? (барыни, кавалеры, лошадки, индюк)

Как вы думаете, почему я сказала, что выставка замечательных умельцев? Кто такие, умельцы? (Умельцы – это люди, которые своими руками изготовили эти игрушки)

Возьмите игрушку, которая вам больше всего понравилась и расскажите, что привлекло ваше внимание к ней.

Сейчас, я предлагаю поиграть в игру: «Найди узор»

Для этого необходимо, посмотреть на свой лепесток и запомнить, какой узор на нем изображен, и на счет 1, 2, 3 – свой узор на игрушке найди. Нужно быстро отыскать и всем показать.

Кто знает, как называются эти игрушки?

Хотите узнать? Тогда я приглашаю вас послушать удивительную историю.

(Презентация «Дымковская игрушка», где дети узнают почему игрушки получили такое название, как делают такие игрушки и какие элементы росписи используют мастера.)

Кто запомнил, почему эти игрушки так называются?

А сейчас, я предлагаю отправиться в исследовательскую мастерскую.

Как вы думаете, что за кусочки лежат, на разносе?(глина)

Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь? (холодная, мягкая, эластичная)

Понюхайте, имеет ли глина запах?

Скатайте из глины шарик. В какой цвет сначала окрашивают игрушку?

Сейчас мы с вами попробуем покрасить ваш шарик так, как это делали мастера, когда еще не было красок.

Опыт : Берем мел, бросаем в молоко и растворяем.

Чтобы не замарать руки, когда будем красить шарик, я предлагаю воспользоваться пинцетами.

Получилось ли нам окрасить шарик? Что необходимо сделать, после окрашивания? (дать высохнуть)

А сейчас, я приглашаю вас в художественную мастерскую. Сегодня вы попробуете, как настоящие мастера расписать дымковскую игрушку. Но сначала вспомните, какие узоры использовали дымковские мастера.


Какие красивые игрушки получились у вас.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

А давайте, мы их прокатим на необычной дымковской карусели.

Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Возьмите лепестки, пора возвращаться.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Хотим оказать в своей группе.

Рефлексия:

Скажите, пожалуйста, почему игрушку называют дымковской?

Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

Из чего изготовлены дымковские игрушки?

Галина Дорошенко
Конспект занятия в старшей группе «В гости к дымковской игрушке»

Цель : продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством.

Задачи :

Расширять представления о народной игрушке ;

Познакомить с возникновением «Дымковской игрушки » (уточки, птички, козлики и др., обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись;

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам;

Закреплять умение складывать целостную картину из отдельно взятых частей;

Развивать монологическую речь;

Разучивание несложного по содержанию стихотворения;

Развивать память, внимание, воображение;

Развивать эстетические чувства;

Закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей фигурки;

закреплять приёмы : примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки) .

Материалы : Презентация со слайдами : села Дымково , города Вятка, дымковских игрушек , со схемой лепки дымковской «Уточки» и т. д., ковёр-самолёт, солёное тесто для лепки, доски для лепки, салфетки, письмо, дымковские игрушки на подносе .

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель :

Здравствуйте, ребята! (стук в окно) .

Ребята посмотрите, кто это стучится к нам в окошко?

Дети : СОРОКА!

Воспитатель : Сорока белобока, по лесу летала,

По деревьям скакала,

Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

Воспитатель : (показывает детям письмо)

Ребята давайте его откроем и прочитаем (читает письмо) :

«Здравствуйте, ребятки, -

Машутки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости !

Милости просим!

Игрушки из села Дымково ».

Воспитатель :

Ребята, вы хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам ?

Дети : Хотим!

Воспитатель :

Так давайте полетим. На чем летают в сказках?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Дети предлагаю воспользоваться ковром-самолетом. На нем мы с вами и отправимся в гости к дымковским игрушкам .

2. Основная часть.

(Воспитатель приглашает детей сесть на ковер)

Воспитатель :

Рассаживайтесь поудобней, а чтобы наш ковер-самолёт взлетел, нам с вами нужно произнести заклинание.

Дети вместе с воспитателем : (произносят заклинания)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковер взлетать.

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь - и мигом приземлимся.

Ребята вот мы с вами и прилетели. Присаживайтесь на стульчики.

(слайд 1-слобода Дымково )

Воспитатель :

В слободе Дымково , пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек .

Город Вятка стоит на берегу реки, которая носит такое же имя.

(слайд 2- город Вятка (Киров)

Воспитатель :

Вятка - город старинный . Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. (слайд 3) А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки . Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб . Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково » .

Воспитатель :

Ребята куда мы прилетели? К кому в гости ?

Дети :

В слободу Дымково , в гости к дымковским игрушкам .

Воспитатель :

А где же они? Почему нас не встречают?

Воспитатель : (переходит за столик)

А ну ка, посмотрим, кто здесь живет?

Кто письмо прислал с сорокой?

Кто послал ее далеко?

Кто ребяток в гости звал ?

Кто игру им обещал ?

Поскорее покажись, покажись,

Поскорее назовись, назовись!

(слайд 4, 5,6, 7 - Дымковские игрушки )

Воспитатель :

Ребята да это дымковские игрушки . Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные. Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким : становится ваше настроение?

Дети :

Радостным.

Воспитатель :

Правильно ребята, потому, что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику, который назывался «Свистопляска» . На нем весь народ плясал и веселился.

(слайд 8- праздник «Свистопляска» )

Воспитатель :

А сейчас ребята расскажут стихотворения, про дымковские игрушки .

(слайд 9-Барыня)

Барыня : (1-й ребёнок)

Наряжаться нравится

Модницам красавицам.

(слайд 10-Всадник на коне)

Всадник на коне (2-й ребёнок)

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьет.

Молодца домой везет.

(слайд 11-Птица)

Птица : (3-й ребёнок)

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Лапки, клювы, оперенье -

Просто чудо, загляденье!

Воспитатель :

Вам понравились Дымковские игрушки ?

Дети : Да.

Физ. минутка (пантомимическая игра)

Воспитатель :

Так давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку , нужно постараться изобразить ее в движении.

Дети становятся в круг.

Воспитатель произносит : «Барыня!» , и дети стараются двигаться так , как, по их представлениям, ходит дымковская барыня , придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками.

Воспитатель произносит : «Конь!» , дети скачут, как лошадка.

Воспитатель произносит : «Индюк!» , дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки.

Воспитатель :

Повернитесь, покружитесь,

Низко-низко поклонитесь!

Ждет нас новая игра.

Составлять узор пора!

2. Практическая часть.

Дидактическая игра. Пазлы в форме дымковских игрушек

Дети : (Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек )

Воспитатель :

Молодцы ребята! С этим заданием вы справились.

А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки ?

Дети : хотим.

(слайд 12 - мастерские дымковских мастеров )

Воспитатель :

Так давайте мы с вами отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки .

(слайд 13-схема лепки «Дымковской уточки » )

Воспитатель :

Сегодня мы с вами слепим дымковскую уточку . Посмотрите пожалуйста, на изображение и опешите её. Из каких частей состоит тело уточки?

Дети : голова, туловище и хвост.

Воспитатель :

Молодцы ребята. А кто мне поможет и скажет, какие приёмы лепки нам понадобятся в работе?

Ответы детей : сглаживания, приплющивания (клюв уточки и хвост) .

Воспитатель :

Молодцы ребята. Я предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять…

Раз, два, три, четыре, пять…

Воспитатель :

Вот теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к лепке. Для лепки «уточки» мы с вами возьмём солёное тесто и начнём работу.

Дети работают.

Чуть подсохшие игрушки устанавливают на подставки.

Воспитатель :

Ребята вы слепили настоящих дымковских уточек . И поэтому, вы награждаетесь дипломами мастеров дымковской игрушки . (вручаются дипломы)

3. Итог занятия .

Воспитатель :

Ребята - вот наше путешествие приближается к концу! Много интересного вы узнали о Дымковской игрушке ?

Дети : «Да»

Воспитатель :

А почему слобода называется Дымковской ?

Дети : потому что, когда мастера обжигали игрушки из трубы , шёл дымок.

Воспитатель :

Как называются игрушки , с которыми мы познакомились?

Дети : Дымковские .

Воспитатель :

Молодцы!

А сейчас пришла пора возвращаться. Садитесь поскорей на ковер-самолёт. Еще минута - и он оторвётся от земли.

Раз, два, три! Лети!

Воспитатель : повторяйте за мной прощальные слова

Мы о дымковской игрушке ,

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья подружки,

Мы закончим наш рассказ.

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Воспитатель Калюжная Ольга Николаевна

  1. Программные задачи:

а) Дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.

б) Дать знания об элементах узора.

в) Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Обогащение словаря: землянка, мастеровые, обжиг, обеливание, узоры, ярмарка.

  1. Предварительная работа:

Рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов; рассматривание народных игрушек, сделанных из дерева, глины, лозы; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек.

  1. Методические приёмы:

Письмо, кукла Незнайка, дымковские игрушки.

  1. Ход занятия

Воспитатель в русском национальном костюме:

Дети, давно обещала я рассказать вам о Дымковской игрушке, но всё сомневалась: всё ли я знаю о ней и поэтому написала в деревню Дымково письмо с просьбой рассказать мне всё об их игрушках. И вот, наконец, мне пришёл ответ.

Показывает конверт с письмом.

Хотите узнать, что здесь написано?

Послушайте, о чем рассказывает письмо:

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места,далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться,что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку,а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

(Показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную)

Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

(На стол выставляются дымковские игрушки. Дети рассматривают их, называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая игрушку).

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду посмотрю.

Приносит куклу Незнайку.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Незнайка: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Расскажите ему всё, что вы запомнили из моего рассказа.

Во время детских рассказов помогаю наводящими вопросами:

  1. Откуда появились Дымковские мастера?
  2. Почему игрушки называют дымковскими?
  3. Как готовили мастера глину?
  4. Чем пользовались во время лепки?
  5. Что делали после того, как слепили игрушку?
  6. А как игрушки становились белыми?
  7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только больше не опаздывай.

Незнайка благодарит детей за интересные рассказы, прощается и уходит.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Знакомство детей с дымковской игрушкой

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
  2. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цвето-сочетаниями.
  3. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
  4. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа . Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка,; Презентация «Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии

Ход

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»...

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это - настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,

кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы - простой узор,

но отвести не в силах взор.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)

(рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек и слайдов)

Зайцева Татьяна Владимировна - воспитатель МДОУ "Детский сад №95" г. Саратов Дата поступления работы на конкурс: 03.07.2016г.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка»

Цель: роспись игрушек из соленого теста по мотивам дымковской росписи для пополнения уголка изобразительного творчества.

Программное содержание.

Образовательная задача: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;

Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла

Оздоровительная: формировать потребность в двигательной деятельности, смена активной и пассивной деятельности в процессе НОД.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов росписи, географические названия.

Оборудование: образец дымковской игрушки, уголок изобразительного творчества, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских барынь из соленого теста, покрывала.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

(в зал заходят дети, встают полукругом)

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Вы помните, что у нас в группе есть уголок изобразительного творчества. Ребята, а вы хотели бы сделать наш уголок разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети: - О дымковской игрушке.

Воспитатель: - Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них из наших прошлых занятий? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах)

Выходят два ребенка и рассказывают стихотворения:

1. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!

2. У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.

Воспитатель:
- Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей)

А сейчас для поднятия настроения давайте проведем физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)

Предлагаю совершить виртуальное путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!

Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:
-готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,
- сушили изделие,
- обжигали в печи,
- только потом расписывали красками.

Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?

(Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. При необходимости воспитатель дополняет).
А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!

Музыкальная физминутка "А на улице мороз".

Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская! Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? (Снимает покрывало со столов, на которых все приготовлено к работе) Это фигуры из соленого теста, у них чего-то не хватает (дети говорят, что необходимо дополнить платья узорами). Узоры мы повторили. Мы должны расписать эти фигуры по мотивам дымковской росписи (напоминает, как правильно сидеть за столом).

Приступайте к работе.

(Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи)
Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!

Дети: - Да!
(пропадает одна нарисованная барыня)

Воспитатель: - Ребята, а тема нашего занятия "Волшебная дымковская игрушка"...Значит, должно произойти какое-то волшебство...а вы ничего не замечаете? Пропала одна барыня... (Под музыку появляется ребенок в костюме Дымковской игрушки, выполняет движения и рассказывает стихотворение):

Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Вы расписали таких красивых дымковских кукол! Очень похожи на нас! За это я хочу вам сделать подарки! (Вручает раскраски с росписями, прощается, уходит)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей барышней! До свидания!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:

Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!

Что еще почитать