Направление отцы и дети подготовка. А. Грибоедов, «Горе от ума». С. Есенин. «Письмо матери»

Примерный алгоритм сочинения1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.
2. Вопрос к теме.
3. Аналитическое вступление (или определение
главного понятия темы-3-5 предложений).
4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ
на вопрос темы).
5. Основная часть - аргументация:
а) название первого произведения + иллюстрация
(анализ эпизода)
б) название второго произведения + иллюстрация
(анализ эпизода)
6. Заключение (3-4 предложения).
2

Типы тем итогового сочинения

Тема-вопрос
задаём главный вопрос темы, на который
будем отвечать в основной части. Будьте
осторожны в формулировке вопроса: не
уходите от темы. В этом случае можно
использовать клише: «можно ли
утверждать, что... » , «почему можно
говорить, что это высказывание
справедливо» , «действительно ли... » и т.
д.
3

Типы тем итогового сочинения

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
требуется обосновать уже имеющееся
утверждение
Тема - назывное предложение (ключевые
слова)
нужно сформулировать свое суждение о
каждом из них, дать ответы на
поставленные вопросы.
4

Элементы вступления

1. Объяснение ключевых слов темы или
цитаты;
2. Общие рассуждения о значимости
предложенных для объяснения понятий в
жизни человека;
3. Ответ-тезис на главный вопрос темы;
Все эти элементы последовательно
располагаются друг за другом.
5

Способы формулировки тезиса

Прямая формулировка основной мысли.
Чёткий ответ на вопрос.
Тема: «Что важнее: любить или быть
любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть
любимым, на мой взгляд. Но быть
любимым тоже очень важно»
6

Способы формулировки тезиса

Рассказ о случае из жизни.
Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто
отдал за нашу мирную жизнь свою во время
той страшной войны 1941-1945 годов.
Нет ни одной семьи в России, которой не
коснулась бы та война. В моей семье тоже
свято чтят память о тех годах, потому
что…
7

Способы формулировки тезиса

Образ-аналогия
Тема: «Должен ли человек следовать за
своей мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно
следовать за своей мечтой, потому что
она окрыляет его, даёт ему силы,
помогает делать новые важные шаги
вперёд по жизни к достижению своего
счастья»
8

Способы формулировки тезиса

Вопросно-ответная форма
В чём проявляется любовь к Родине?
Наверное, у каждого она проявляется посвоему.
Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,
встаёт на защиту в самые трудные для
Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих
произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то
старается сделать пусть небольшой
островок
земли около своего дома прекрасным, сажая
цветы и ухаживая за ними.
9

Структура аргумента

1. Обращение к литературному
произведению
(называем автора и произведение, его
жанр - если знаем; если не знаем, то так
и пишем - «произведение», чтобы
избежать фактических ошибок).
10

Структура аргумента

2. Интерпретация аргумента: обращение к
сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеристика героя(-ев).
Желательно несколько раз упомянуть
автора, используя речевые клише типа
«автор повествует», «автор описывает»,
«писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т.п.
Почему нельзя просто написать: «герой
пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому
что это будет уже не анализ, а простой
пересказ.
11

Структура аргумента

3. Микровывод (он завершает только одну из
микротем, а не всё сочинение в целом; нужен
для логичности и связности текста)
в этой части мы, как правило,
формулируем основную мысль всего
упомянутого произведения или
авторскую позицию по конкретной
проблеме. Используем клише типа
«писатель приходит к выводу...» и т.п.
12

Заключение

Вывод.
В любом случае мысль одна и та же, просто
выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы
сочинения.
Призыв.
Ограничьтесь формами «нужно», «важно»,
«давайте» и т. д. Тогда никто вас не
сможет упрекнуть в неэтичном
отношении к адресату
13

Заключение

Выражение надежды.
Выражать надежду нужно на чтонибудь позитивное. Нельзя писать, к
примеру, что «природа отомстит за
себя будущим поколениям».
Цитата, подходящая по смыслу.
Можно заранее подобрать цитаты по
всем тематическим направлениям.
14

Направление «отцы и дети»

НАПРАВЛЕНИЕ
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
15

С каких сторон можно рассматривать данное направление?

1.
Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни.
Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках
культурного, исторического аспекта, как вечную проблему.
Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового.
Причины конфликта, пути решения.
2. Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими
они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери,
дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его
характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка,
влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание
подрастающего поколения. Преемственность поколений.
3. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.
4. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и
т.д.
16

Темы сочинений по направлению «Отцы и дети»

1. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина:
«Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности»?
2. В чем заключается конфликт между поколениями?
3. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь
из близких» (Бабрий).
4. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и
плохие дети. От старости и смерти никто не может
закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом
могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
5. Роль семьи в жизни человека.
6. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках
компромисса.
17

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

Непонимание между поколениями возникает из-за
разницы мировоззрений.
Советы родителей очень много значат для детей.
По отношению человека к родителям можно судить о
его нравственных качествах.
Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
Не всегда родители несут добро своим детям.
Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради
того, чтобы их дети были счастливы.
Правильные отношения между детьми и родителями
строятся на любви, заботе, поддержке.
Иногда по-настоящему близким человеком
становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.
18

Литература

Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»
А.Н. Островский «Гроза»
В.К. Железников «Чучело»
А.В. Вампилов «Старший
сын»
А.С. Пушкин «Капитанская
дочка», «Станционный
смотритель», «Евгений
Онегин»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,
«Мёртвые души»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
К.Г. Паустовский
«Телеграмма»
С.А. Есенин «Письмо
матери»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
«Судьба человека»,
«Родинка»
В.Г. Распутин «Уроки
французского»
А.И. Куприн «Сказка»
А.Р. Беляев «Человекамфибия»
А.С. Грин «Алые паруса»
А.А. Ахматова «Реквием»

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

1.Вступление.

Заглавия литературных произведений.

2. Основная часть.

2.1 Два поколения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.2 Особенности конфликта романа.

2.3. «Отцы» В романе.

2.4 Евгений Базаров.

2.5 Конфликт идей и семейная драма.

3. Заключение.

Преемственность поколений. Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы.

Тургенев

Писатели по-разному озаглавливают свои литературные произведения, вынося в название имя главного героя или идею книги. Так, по имени героя названы романы «Обломов» И. А. Гончарова, «Рудин» И. С. Тургенева, роман в стихах «Евгений Онегин: А. С. Пушкина. Иногда автор выносит в заглавие фразу, отражающую идею произведения. Это может быть пословица (Островский «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»), риторический вопрос (Чернышевский « Что делать?»), емкое слово или выражение, содержащее характеристику героя (Островский «Бесприданница», Лермонтов «Герой нашего времени»}.

Название романа Тургенева «Отцы и дети» передаёт идею произведения. В нём заключен основной конфликт произведения, который имеет две составляющие — семейную и идейную. Писатель делит героев романа на две группы: «отцы», старшее поколение, живущее идеалами прошлого, и «дети», молодёжь, устремлённая в будущее. Эти две группы героев и противопоставлены друг другу. «Отцы» в романе — братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович. Мягкий и добродушный Николай Петрович безмятежно живёт в деревне, наслаждаясь тихим семейным счастьем. Он любит поэзию и играет на виолончели, что в глазах Евгения Базарова, друга его сына, выглядит смешно. Однако Николай Петрович мил и симпатичен, а его сын Аркадий, находящийся под влиянием друга, всё же не разделяет насмешек Базарова и очень рад возвращению домой. Павел Петрович совсем не похож на брата. Этот бывший светский лев, военный, блиставший на балах, теперь живёт с братом в деревне, вспоминая прошлое. Но он по-прежнему щёголь и франт. Даже живя в деревне, Павел Петрович выглядит изящно, одет со вкусом. Молодое поколение, «дети», представлены в романе, в первую очередь, Евгением Базаровым, приехавшим вместе с другом Аркадием в деревню. Базаров — нигилист по убеждениям. Он верит только в то, что полезно, отрицая всё остальное, в том числе поэзию, искусство, любовь, веру. «Рафаэль гроша медного не стоит», — говорит Базаров. Он презирает современную аристократию, которая только бросает слова на ветер.

Наиболее ярко идейный конфликт проявляется в спорах Павла Петровича с Базаровым. Нигилизм, бывший тогда в моде в России, сталкивается с традиционным мировосприятием. Современная Тургеневу критика увидела в этих спорах столкновение либералов (братья Кирсановы) и революционеров-демократов (Базаров). И хотя в этих словесных дебатах победа приписывалась Базарову, его превосходство спорно. Павел Петрович тоже прав, обращаясь к ценностям, выработанным поколениями людей. Внимательный читатель заметит, что и спорщики очень похожи. Они яростно защищают

свою точку зрения, оперируют одинаковыми фразами. Оба горды, самоуверенны, высокомерны.

Семейная драма оказывается намного глубже и важнее, чем конфликт идей. Она заключается в вечном противостоянии двух поколений — «отцов» И «детей». Старшие всегда более опытны и осторожны. Они живут идеалами своей молодости, пытаясь при вить их юному поколению. Поэтому Павел Петрович так настойчиво защищает свои принципы. А «дети», молодежь, всегда стремится к новому, прогрессивному, осуждая косность « отцов». К счастью, противостояние «отцов» И «детей» временно. И Тургенев не разделяет их, а соединяет союзом «и» в заглавии произведения. Именно престарелые родители позаботились об умирающем Базарове. Аркадий женился и переехал жить в деревню, подобно отцу. Сам Базаров оказался не таким жестокосердным и бездушным, испытав чувство любви. « Дети» неизбежно следуют за « отцами», повторяя путь своих родителей.

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению . Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению "Отцы и дети"

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых - идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова - вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример - Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Другие направления итогового сочинения.

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети»:

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений - вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. Современные проблемы детей
  53. Любовь и дети
  54. Роль семьи в жизни человека
  55. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  56. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  57. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  58. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  59. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  60. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  61. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век. Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми. Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить. Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду». И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева. Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым .

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича . Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием. Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

Что еще почитать