Опыты с магнитами для детей. Опыты с магнитами

Мастер-класс.

Тема: «Удивительный магнит».

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.

Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.

Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)

Ребята, что у нас за цветочек на доске?

Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).

- Лети, лети, лепесток,

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься, ты, земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.

Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)

(показываю магнит)

-«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит ».

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.

Волшебство начинается…

Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.

Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.

- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,

а зеленый – которые притягивает. Приступайте!

Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.

А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.

Опыт 5.

А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

* Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Опыт 10

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

Довольны ли, вы, секретам волшебства?

Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.

Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.

Предварительный просмотр:

Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


КАК СДЕЛАТЬ МАГНИТ ДЛЯ ОПЫТОВ

Для опытов нам понадобится постоянный магнит. Он может быть у вас дома: это магнитная мыльница или ненужный репродуктор от радиоприемника.
Если у вас ничего этого нет, придется магнит изготовить самим.
Для этого понадобится тонкая - диаметром около 0,3 миллиметра - проволока и батарейка для карманного фонаря (плоская).

На катушку из-под ниток намотайте медную изолированную проволоку толщиной 0,3 миллиметра. При намотке начальный конец оставьте длиной около 20 сантиметров. Намотку старайтесь делать поровнее. Когда катушка будет намотана, вставьте в ее отверстие стержень (желательно стальной) в качестве сердечника. Размер сердечника должен быть такой, чтобы его концы немного торчали из катушки. Если нет подходящего стального стержня, вставьте пучок хорошо расправленных канцелярских скрепок.

Присоедините концы намотанной на катушку проволоки к батарейке от карманного фонаря. Электрический ток, проходя по обмотке, намагнитит сердечник, и если он стальной, то останется намагниченным и после отсоединения батарейки. Убедиться в том, что сердечник намагнитился, можно, поднеся к нему кнопки, скрепки.
Выньте сердечник из катушки, вставьте вместо него несколько иголок и присоедините батарейку. Иголки намагнитятся и понадобятся нам для следующих опытов. Иголки вставляйте, подобрав их ушками в одну сторону, остриями - в другую.

Когда вынете иголки, отсоедините батарейку и вставьте на место сердечник. Запомните, какие концы проводов от катушки к каким полюсам батарейки присоединялись.

ОПЫТЫ С МАГНИТНЫМИ ИГОЛКАМИ


Опыт 1

Смажьте намагниченную иголку очень тонким слоем жира, а затем положите ее на поверхность воды. Иголка, плавая на воде, повернется одним концом на юг, другим - на север. Получится иголка - компас.

Опыт 2

Проделаем опыт с несколькими намагниченными иголками. Возьмите пять иголок и проткните ими пять маленьких - диаметром 1,3 сантиметра - кружков, вырезанных из непромокаемого картона (от молочных пакетов) Кружки должны быть совершенно одинаковые, и иголки надо воткнуть точно в центр, выпустив концы на одинаковое расстояние от кружков.

Налейте в глубокую стеклянную или алюминиевую (но только не в железную!) миску воду и опустите на ее поверхность две иголки в кружках острием вверх. Иголки будут хорошо держаться на воде вертикально благодаря своим поплавкам. Расположите их рядом, но чтобы кружочки-поплавки не касались друг друга и чтобы поверхностное натяжение не стягивало их. Расстояние между кружками сделайте один сантиметр. Иголки сразу же отплывут друг от друга на некоторое расстояние и замрут на месте. Это расстояние у иголок, очевидно, предельное, когда уравновешиваются магнитные силы. Подносите с большого расстояния к иголкам конец магнита. Если это будет тот же полюс, что и у концов иголок, они сразу раздвинутся еще больше.
Если это будет противоположный полюс, иголки потянутся к нему и сблизятся.
Но когда магнит уберете, иголки опять раздвинутся.

Теперь опустите на воду поплавок с третьей иголкой. Каждый поплавок с иголкой займет место в одном из углов равностороннего треугольника. Поднесите к центру треугольника сердечник изготовленного магнита или один намагниченный стерженек, сделанный из выпрямленной скрепки. Иголки либо разбегутся в разные стороны, либо соберутся вместе.

Уберите магнит - иголки опять займут свои прежние места.
Проделайте этот опыт с четырьмя, пятью, шестью иголками. Каждый раз они будут занимать определенное место по отношению друг к другу, пока между ними не наступит определенное магнитное равновесие. Три иголки образуют треугольник, четыре - квадрат, пять - либо пятиугольник, либо квадрат с одной иголкой в самом его центре.
Нужно заметить, что не всегда получается строгая геометрическая фигура расположения иголок. И степень намагниченности может быть разная, и размеры самих иголок и поплавков разные.

Проделайте этот опыт с большим количеством намагниченных иголок. Интересно, какие фигуры они образуют?


ОПЫТ С ЖЕЛЕЗНЫМИ ОПИЛКАМИ

С помощью ножовки или напильника приготовьте небольшое количество железных опилок. Насыпьте их на бумажку или тонкую картонку и поднесите под них сильный магнит.

При передвижении бумажки над магнитом опилки начнут создавать разные узоры. Опилки стараются расположиться вдоль магнитных силовых линий. При передвижениях бумажки эти узоры меняются. Таким образом, с помощью опилок можно как бы сделать видимым магнитное поле, точнее, его отдельные силовые линии.

МАГНИТНЫЕ КАРТИНЫ

Узоры, образованные мелкими опилками, которые располагаются вдоль силовых линий магнита, можно зафиксировать, даже сделать нечто вроде картин, так что они и в самом деле способны будут украшать внутренность комнаты.

Возьмите кусок стекла нужного для ваших целей размера и нанесите на стекло немного парафина. Дальше стекло надо аккуратно подогреть на утюге или на электроплитке, так чтобы парафин растекся тонким слоем. Можно, конечно, поступить и по-другому: слегка подогреть стекло и промазать его кисточкой с расплавленным парафином.
Теперь надо положить под стекло магнит или несколько магнитов и посыпать через ситечко железные опилки на слой расплавленного парафина. Разумеется, самые сложные и интересные узоры получатся, если магнит будет иметь сложную форму или если вам удастся по-особому расположить несколько мелких магнитов.

Поднимите стекло решительным движением вверх, затем снова подогрейте его до размягчения парафина. Когда парафин вновь застынет, опилки, «утонув» в нем, сохранят картину магнитного поля. Можно накрыть ее точно таким же куском стекла и окантовать лейкопластырем- получится необычный «эстамп».


«ПЕРЕРЕЗАНИЕ» МАГНИТНЫХ СИЛОВЫХ ЛИНИИ

Привяжите к какой-нибудь палочке, воткнутой в пузырек, нитку с иголкой. Тот конец нитки, который вдет в иголку, завяжите узелком, чтобы нитка не выскочила из ушка. Поднесите иголку к магниту, так чтобы она, натянув нить, расположилась горизонтально, не доходя до него на расстояние одного сантиметра.

Теперь попробуйте листом бумаги «перерезать» магнитные силовые линии, которые удерживают иголку в воздухе. Иголки при этом не касайтесь! Иголка будет продолжать висеть. Даже картонка, даже монеты не смогут «перерезать» магнитные линии. Только нож или просто кусочек жести способен их «перерезать», и иголка упадет. Фактически линии, конечно, не перерезаются вовсе, но, войдя в железо или сталь, изменяют свое направление и не доходят до иголки. Иголка перестает ощущать действие силы со стороны магнита и падает.

Для этого опыта нужно было бы иметь сильный магнит: тогда иголка будет висеть в воздухе горизонтально. Из «домашних» магнитов для этого и следующего опыта вполне подходит магнитная мыльница или магнит от ненужного репродуктора.

«ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МАГНЕТИЗМА»

К сожалению у магнита есть враг, который лишает его силы. Этот враг - высокая температура.
Ведь как было бы хорошо заставить мощные электромагниты на заводах поднимать и переносить, например, раскаленные железные балки. Однако железо, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притянет.

Опыт

Укрепите иголку, висящую на нитке, как и в предыдущем опыте, против сильного магнита. Только расстояние от конца иголки до магнита уменьшите до нескольких миллиметров. Иголка будет висеть горизонтально, удерживаемая с одной стороны ниткой, с другой стороны - притяжением магнита.

Поднесите к концу иголки горящую спичку. Иголка, нагревшись, сразу упадет. Когда она остынет, ее вновь можно будет расположить в горизонтальном положении.

Теперь попробуйте очень медленно подводить горящую спичку к концу иголки. Как только заметите, что иголка начинает опускаться, сразу убирайте спичку. Иголка, не успев сильно нагреться, вернется на свое место у магнита.

Пожалуй, лучше всего взять не нитку, а кусочек нихромовой проволоки от спирали старой электроплитки. Такая проволока и не перегорает и не намагничивается. А чтобы не обжечься, сделайте петельку на одном из ее концов, проведите сквозь эту петельку булавку, которую и воткните в пробку. К другому концу проволоки прикрепите маленький гвоздик или булавку. В остальном опыт проводится так же, как было описано выше.


"ПРИЛИПШИЙ" ВОЛЧОК

Сделай легонький волчок из кружка картона, наса­женного на тонкую палочку. Нижний конец палочки заостри, а в верхний вбей булавку, да поглубже, так, чтобы только головка была видна.

Пусти волчок вертеться на столе, а сверху поднеси к нему магнит. Ближе, еще ближе. Оп-ля! Волчок подпры­гнет, и булавочная головка пристанет к магниту. Но вот что удивительно: волчок не остановится. Он будет вра­щаться, «вися на голове»!

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОЛЧОК

Оказывается, железный волчок отталкивается от магнита!
Сделайте волчок из крышки консервной банки и заостренной палочки в качестве оси. Раскрутите волчок и поднесите к нему постоянный магнит. Как вы думаете, притянется волчок к магниту?

Не тут то было, волчок отталкивается от магнита!

Разгадка этого странного поведения волчка заключается в том, что в быстро вращающемся металлическом диске под действием магнитного поля возникают вихревые токи Фуко, взаимодействие которых с магнитом и вызывает наблюдаемый наклон диска.


МАГНИТНЫЙ МАЯТНИК

На нитке висит маленький гвоздик, недалеко от него надо установить магнит.
Как, не касаясь ни гвоздика, ни магнита, заставить гвоздик качаться подобно маятнику?

Задача решается следующим образом: надо взять ножик и то помещать его между полюсом магнита и гвоздем, то убирать.

Магнитная сила свободно проходит через все тела, кроме железа. Железо представляет собою магнитный экран. Таким образом, когда ножик помещается между полюсом магнита и гвоздем, он преграждает путь магнитным силовым линиям к гвоздю, и гвоздик висит вертикально.

Когда убираем ножик, то тем самым даем возможность силовым линиям действовать на гвоздь. Гвоздик с большей или меньшей силой притягивается к магниту и отклоняется от вертикали.

Рядом таких последовательных манипуляций удается довольно быстро привести гвоздик в колебательное движение.

…навсегда останется в нашей памяти!

Закончилась наша Тайная экспедиция, длинное увлекательное путешествие! Уверена, оно навсегда останется в нашей памяти! У меня были сначала опасения, что будут сложные приготовления, понадобится что-то искать, покупать, менять сценарий, сомневалась, выдержим ли мы, не затянется ли оно на всё лето. Всё произошло как нельзя замечательно! Многие виды деятельности оказались для нас новыми, так мы еще не играли. Разнообразие заданий превзошло все мои ожидания! Здорово, что задания имеют разный уровень сложности! От всей нашей семьи выражаем Светлане огромную благодарность за такой чудесный проект!

Светлана Иванченко

…наша семья теперь всегда играет!

Наверное главный подарок, который я получила - наша семья теперь всегда играет! Все наши дни - это квесты, которые стали организовывать двое старших ребят - 5 и 8 лет. Квесты, которые интересно проводить мне. Именно за эти две недели, я научилась видеть в нашей квартире и волшебный лес, и озеро правды, и горы храбрости. Мы стали настоящими волшебниками, умеющими писать невидимые письма, и читать их, видеть то, что хорошо спрятано, быть командой и изобретателями. Хочу поблагодарить волшебных организаторов за новогодний квест о сломанных часах. Всё очень удобно, продуманно.

Наталия Коваль

…удалось превратить весь декабрь в новогоднюю сказку

Принимали участие в двух новогодних квестах. Впечатления у меня и у детей самые положительные. Нам удалось превратить весь декабрь в новогоднюю сказку. Задания квеста постепенно вплелись в повседневные дела, дети задавали вопросы, приходилось сочинять в унисон с квестами! Сплошная фантазия и сказка! При этом притягивались и другие темы для изучения, сын начал охотнее читать, ждал всегда продолжения и искренно верил, что делает что-то особенное, спасая Машу и подарки, собирая кристаллы. Спасибо Светлане за эту работу!

Ольга Зеневич

Просто, но при этом весело и познавательно…

14 февраля не был для меня особенным праздником, но в этом году мы сделали его волшебным своими руками! Подарки, сюрпризы, приключения - это было что-то! Просто, но при этом весело и познавательно. Что мне нравиться в квестах, так это минимум подготовки. Распечатал, разрезал, разложил, и 30 минут ярких, запоминающихся приключений готовы! Ну а активация ключиков добрыми делами - это самая лучшая часть квеста, возможность ненавязчиво поговорить о том, что такое нежность, добро, поддержка. Ну и, конечно, огромный плюс - это задания на чтение, внимание, логику, которые обычно не уговоришь сделать, а тут сам просит еще и еще!

Ирина Горбунова

Каждый новый квест лучше предыдущего!

Мы принимали участие в квесте "Дело об похищении в оранжерее". Каждый новый квест лучше предыдущего! В этот раз получилось настоящее расследование, о котором дочь только мечтала! Она обожает быть сыщиком и вот какая удача - настоящие приключения, где есть интрига, злоумышленник, ребусы, карты, свидетели, улики, подсказки. Нужно было использовать весь свой креатив, смекалку, ловкость. Дочь впервые выспрашивала, когда же будут еще сообщения! У всех было обычное 8 марта, а у нас настоящий праздник с захватывающим сюжетом. Мы не пропускаем ни один Ваш квест!!!

татьяна гребнева

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов .

Задачи :

Знакомство с понятием "магнит ".

Формирование представлений о свойствах магнита .

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком .

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по нарисованной полянке?

Я расскажу вам одну старинную легенду . В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял , что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит ".

Существует и другое объяснение слова "магнит " - по названию древнего города Магнесия , где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни . Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами . Со временем люди научились сами изготавливать магниты , намагничивая куски железа .

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами .

Опыт «Всё ли притягивает магнит

Педагог : “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит . Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.


Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта потребуется магнит , стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог : “А может магнит действовать через другие материалы : бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)



IMG]/upload/blogs/detsad-22311-1403769486.jpg В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх .

Педагог : “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

(Магнит может действовать через стекло и воду.)



Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов : на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.



Опыт : «взаимодействие двух магнитов »

Воспитатель : «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются) . Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита , другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита . Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

(Вывод : у магнита два полюса .)



Опыт : «Магниты действуют на расстоянии»

Воспитатель : «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит » Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит . Проведите этот же опыт с другими магнитам .

Делаем вывод, что магниты разные по силе , одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.

(Вывод : Вокруг магнита есть что-то , чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем ".)



Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .

Воспитатель : Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом . То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле . Искусственное намагничивание легко уничтожить , если просто резко стукнуть предмет.

(Вывод : магнитное поле можно создать искусственно.)



Воспитатель : что нового вы сегодня узнали?

(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)

А где в нашей группе можно встретить магнит ? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит ?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм »

В статье о нескольких интересных Земли мы, казалось бы, сегодня несколько отклоняемся от тематики изобретений и полезных моделей, но разве не научные факты из физики и других наук подвигают ученых и рационализаторов на открытия в области прикладных идей? Для кого-то данное видео подскажет, как можно использовать научные данные, продемонстрированные в нем. Продаются неодимы дешевле в этом китайском магазине .

Много ли мы знаем о магнитах и соответствующем поле земли? Предлагаем один забавный эксперимент.

Возьмите плоский магнит и подбросьте его, не закручивая как монетку. В свободном полете он успевает изменить положение в интересующем нас поле земли так, что в зависимости от нахождения в южном или северном полушариях происходит опыт, он упадет на поверхность именно тем полюсом, который будет противоположным полюсу земли в этом полушарии независимо от того, какой стороной кверху его подбрасывали.

Если вы будете подкидывать магнит, придав ему активное поперечное вращение, естественно, никакого эффекта не заметите, потому что Земное поле очень слабо и просто не успеет за такое короткое время оказать достойное противодействие превосходящей силе инерции вращения.

Лучше всего следить за падением магнита, просто выпуская его из рук. Но, казалось бы, какой толк от этого? Он также ровно будет падать. Но только в том случае, если полюс на его нижней стороне противоположен полюсу земли.

Уроните магнит другим полюсом и вы увидите, как он сразу перевернется. Такой результат в наших широтах наблюдается в ста процентах случаев, а вот на экваторе будет 50 на 50 и магнит будет стремиться упасть ребром, потому что земное поле в этом регионе строго горизонтально.

Проведем этот эксперимент более наглядно. Экспериментатор специально вышел в лес подальше от скопления металла, чтобы исключить погрешность. По компасу определяем направление север-юг. Наливаем в ванночку воду и совмещая кусочек пенопласта с магнитом, делаем простейший компас.

Обратите внимание, как он быстро поворачивается вдоль поля земли. В воздухе он это делает еще быстрее, потому что трение в нем еще меньше. В этом явлении нет ничего удивительного – все знают что Земля – это большой магнит и вполне естественно, что силовое поле обоих магнитов пытается выровняться. Поражает другое.

Напряженность поля земли на поверхности ничтожно мала. Если верить справочным материалам, она в сотни тысяч раз слабее напряженности поля на поверхности этого магнита. Однако, как ни странно, этого вполне достаточно, чтобы повернуть весьма тяжелый магнит. При этом сила такого разворота довольно ощутима. Речь идет о граммах.

Возникает главный вопрос: почему имея такую силу на выравнивание полей, мы не видим никакого движения в сторону северного полюса. Где же свойства притяжения двух магнитов? Ведь теоретически оно должно быть, поскольку в наших широтах есть как вертикальная, так и горизонтальная составляющие поля Земли. Конечно, есть трение о воду, скажете вы. Но ведь когда магнит так лихо разворачивается, оно тоже присутствует. Однако парадокс! Как вы думаете?

Что еще почитать