Останусь — фанфик по фэндому «Assassin's Creed. Местоположение глифов из Истины в Assassin’s Creed: Brotherhood

В бесконечной войне с Абстерго каждый день был под завязку наполнен нервным ожиданием. Единственным, кто, может, не ощущал его полностью, был Дезмонд. Но тот все больше и больше погружался в Анимус и жизни своих предков, иногда не выходя из кресла по десять-двенадцать часов. Люси относилась к такому опасному попустительству с неодобрением, иногда напоминая Качмареку повышено официальным тоном о степени влияния машины на мозги. Клэй косился в сторону застывшего тела, кривился и кивал. Но ничего не менял.

Для общего блага, помнишь? - как-то раз все же ответил он девушке. Люси фыркнула:

И для этого общего блага надо угробить нашего друга?

Для общего блага надо научить Майлза защищать себя, - неожиданно зашипел Клэй. Стилман невольно вздрогнула - только что ассасин был абсолютно спокоен внешне.

Она помолчала, смотря в идеально голубые глаза их неназываемого лидера.

Ты знаешь что-то. Что-то, что не должны знать мы, да? - вышло недовольно и требовательно. Клэй глянул на нее раздраженно, мрачно, и отвернулся.

Я знаю не больше твоего, Люси, - вздохнул он после небольшой паузы. И медленно, аккуратно подбирая слова, закончил. - Поэтому хочу дать Майлзу больше шансов выжить.

Девушка почувствовала себя неуютно, будто бы подглядела за чем-то невообразимо личным. Она скрестила руки на груди, озябше потирая предплечья, и отвернулась.

Клэй не мигая смотрел в сторону занятого Анимуса.

У меня есть для вас превосходная новость, - Шон выглядел настолько радостно взбудораженным, что даже Люси оторвалась от монитора.

Что там? - кисло прокомментировала Ребекка. - Неужели тот чувак на небе вспомнил о подарках на Рождество, и Абстерго, наконец, постиг полный провал?

Ты удивительно проницательна, - с королевским достоинством проигнорировал ее мрачный настрой историк. - Не знаю, что случилось, но у тамплиеров конкретно испорчена половина спутников на орбите.

Обещали звездопад, - приподнялся на локтях и ухмыльнулся Дезмонд. Клэй на секунду приподнял брови в удивлении - давно их «испытуемый» не был в таком приподнятом настроении, чтобы заговорить с Шоном, - и уточнил:

Сведения из надежного источника?

Группа наших улизнула из Вашингтона, прямо из-под носа спецгруппы, - зачитал Гастингс, отвернувшись к монитору, - а перед этим успела ненадолго подсоединиться к сети Абстерго. У них там полная паника.

Превосходно, - Клэй энергично, до хруста размял кисти и откинулся на спинку кресла. Обратив внимание на то, что все не сводят с него глаз, Качмарек многообещающе улыбнулся: - Давайте отпразднуем нормально. А то черт знает, когда еще получится.

От Майлза не укрылось, что после этих слов Люси ощутимо расслабилась, мельком посмотрела на него и улыбнулась.

Дезмонду даже не пришлось уговаривать товарищей дать ему отдохнуть в одиночестве. Шон что-то съехидничал про детское время, но ассасин с небывалым самообладанием пропустил подначку мимо ушей. Подхватив с невысокого столика свой бокал с собственноручно приготовленным глинтвейном (бармен он или кто?), он с гордо поднятой головой и непрекращающимся зеванием отправился в сторону комнат. На вилле удалось обжить несколько, да так удачно, что Майлзу досталась личная, на одного. Пусть она была меньше других, зато бардак там был только Дезмондов, и никакие рыжие перфекционисты его не портили.

Зато некоторые совсем не рыжие - добавляли.

Кинув толстовку, джинсы и носки куда-то в сторону всегда распахнутого шкафа, Дезмонд рухнул на постель и тут же зашипел от болезненного удара по голени. Никак не получалось привыкнуть к тому, что матрас под его весом прогибался, выставляя боковые стенки кровати. Перевернувшись на спину, мужчина снова зевнул, потягиваясь. Взгляд зацепился за незамеченную ранее гирлянду, плавно моргающую разноцветными огоньками. Дезмонд расплылся в невольной улыбке.

Таким его и увидел Клэй. Он единственный остался на дежурстве, проглядывая сообщения от других групп. На всякий случай. Но скоро здравые опасения были забыты под напором воображения, так и рисующего Майлза в прямо-таки неприличных позах.

При виде Качмарека потомок Альтаира мгновенно уселся на кровати, подогнув одну ногу под себя, а на второй сцепив ладони. Клэй отложил потухший ноутбук на стол и неторопливым шагом приблизился к кровати.

Дезмонд смотрел на него непередаваемо. Были в этом взгляде и извечный интерес, и томительное ожидание, и сдерживаемая улыбка.

Они редко получали возможность даже на пару минут остаться в одиночестве, поэтому все это было действительно рождественским подарком. Все так же медленно Клэй уселся на край кровати, не отрывая прозрачно-голубого взгляда от завороженного карего.

Прямо загрузочное пространство Анимуса, а не радужки, - со смешком заметил Майлз, выпрямляя ногу и раскрывая навстречу любовнику объятия. Клэй тоже усмехнулся, крепко обнимая Дезмонда за талию, прижимаясь к плечу и глубоко вдыхая его запах. Майлз завозился, ловко закинул вторую ногу Качмареку на колени и подтянулся вплотную к телу.

Горьковатая нотка глинтвейна, еще оставшаяся на языке, разбавила поцелуй. Все это наверняка выглядело до невозможности слащаво, но с Клэем иначе не получилось. Только так, медленно, чувственно, невзирая на неправильность их связи. Дезмонд торопливо обнял его за шею, вцепился в светлые, более короткие на затылке волосы и неожиданно замер. Это было не тем жестом, который искренне передал бы его настрой. Поэтому он извиняюще провел ладонью по задней стороне шеи, опустил ее на плечо…

Они долго целовались, не разрывая губ до конца и не открывая глаз. В какой-то момент Майлз отстранился, запрокинул голову и аж замычал от удовольствия.

Тшшш, Дез, тише, - зашептал ассасин, щекоча кожу под подбородком движениями жестких на ощупь губ и дыханием. До захваченного ощущениями мужчины не сразу дошли его слова. - За нами кто-то наблюдает.

На мгновение Дезмонд мило закусил нижнюю губу, а потом хмыкнул:

Продолжай. Рождество еще не кончилось.

Объект 16, или Клей Качмарек (англ. Clay Kaczmarek), - потомок Эцио Аудиторе. Стал жертвой корпорации Абстерго во главе с Уорреном Видиком, который пытался узнать с помощью Анимуса местонахождение Хранилища. Продолжительные сеансы в работе, чрезмерное давление и спешка со стороны тамплиеров привели к тому, что у Объекта 16 случился «Эффект Просачивания». Все, что он переживал ранее только в Анимусе, стало происходить наяву. Неконтролируемые видения в итоге свели подопытного с ума. Незадолго до самоубийства Клей спрятал в Анимусе сообщение из 20 зашифрованных фрагментов, содержащее информацию о том, что ему удалось узнать за время опытов, проводимых Абстерго (та самая ). После гибели пленника тамплиеры не долго горевали и быстро нашли замену - Дезмонда Майлса. Объект 17, как и его предшественник, стал путешествовать во времени посредством воспоминаний, «вшитых» в собственное ДНК, через . Свистопляска продолжится и после побега Дезмонда из Абстерго, но уже в компании Люси, Шона и Ребекки.

Разгадав первую порцию из 20 загадок от Объекта 16 в AC2, вскоре появится вторая, из 10. Случится это после прибытия Эцио в Рим. Когда он окажется рядом с местом, где спрятан один из глифов, Шон напомнит об орлином зрении (зажать клавишу [E]), с помощью которого и нужно проводить сканирование местности. Располагаться глифы могут в любой части исследуемого объекта. Как только глиф будет найден, нужно запрыгнуть в него для запуска головоломки. Разгадав ее, фрагмент Истины станет доступен для просмотра. Если Эцио окажется близко к зданию с символом, в базе данных Анимуса в разделе значимых мест появится запись с красным значком-иконкой в виде глаза, указывающей на его присутствие. Выбрав запись и нажав два раза , на карте появится маркер, где находится нужное здание с глифом. Загадки из Истины можно решать сразу, а можно откладывать на потом. После нахождения они добавляются в базу данных Анимуса, откуда их можно повторно запустить и попытаться разгадать. Истина не влияет на ход основного сюжета игры. Она лишь дополняет его.

Местоположение глифов из Истины в Assassin’s Creed: Brotherhood:

  1. Ватикан. : глиф находится над главным входом за внутренними воротами замка.
  2. Центр Рима. : глиф находится у самой крыши на северной стене борделя.
  3. Центр Рима. : глиф находится у крыши с задней стороны здания, обращенной в сторону Колизея.
  4. Центр Рима. : глиф находится над дверной аркой с внутренней стороны.
  5. Центр Рима. : глиф находится с северной стороны сторожевой башни.
  6. Окраины Рима. : глиф находится на восточной стене лагеря, к югу от места, где по сюжету игры барон Октавиан де Валуа держал в заложниках жену Бартоломео д"Альвиано Пантаселею.
  7. Окраины Рима. : глиф находится с наружной стороны западной стены казарм, у торцевой сторожевой башни.
  8. Район Антико. : глиф находится на стене с северной стороны башни, которая стоит на вершине холма.
  9. Район Антико. : глиф находится на опоре акведука, с противоположной стороны от сторожевой башни.
  10. Район Антико. : глиф находится на последнем ярусе чуть дальше точки обзора, точно над табличкой о покупке объекта, с северо-западной стороны.

Разгадка и прохождение Истины в Assassin’s Creed: Brotherhood:

  • Истина - Кластер 1 :
    • Верховные повелители, они не работали, но правили с высоких тронов (): выделить изображения под номерами - 1, 3, 4, 8, 10.
    • Люди делают два шага вперед, отдаляясь от правителя и его нахмуренных бровей: передвинуть белую пешку с E2 на E4.
    • Кластер на карантине: навести белый круг на красную точку в верхней части экрана, над опцией «Выход», и нажать . Ориентироваться следует на звуковые сигналы, чем они чаще, тем ближе цель.
  • Истина - Кластер 2 :
      • I кольцо (4 ←), II кольцо (2 →), III кольцо (3 ←), IV кольцо (4 ←).
      • I кольцо (5 →), II кольцо (5 →), III кольцо (4 ←), IV кольцо (2 ←).
      • I кольцо (3 →), II кольцо (4 →), III кольцо (5 →), IV кольцо (1 →).
    • Рабочая сила увеличивается. Право, брат трудится плечом к плечу с братом: передвинуть белую пешку с F2 на F4.
    • Кластер на карантине: навести белый круг на красную точку прямо над опцией «Выход» и нажать , вторая точка находится в верхней левой части экрана от опции «Активировать». Ориентироваться следует на звуковые сигналы, чем они чаще, тем ближе цель.
  • Истина - Кластер 3 :
    • Вашингтон возвышается над лужайкой, в 1944, с холодной головой. Внизу, под правым 1, знамя, несущее 48. Сзади те, чья сила растет (): увеличиваем изображение клавишей , наводим красный квадрат на американский флаг на крыше белого здания под долларовой купюрой, и повторно нажимаем .
    • Найти пароль к головоломке, используя ключ (): сдвигаем кольцо так, чтобы 0, с чертой от левого нижнего края к верхнему правому краю, оказался над 9, в красное поле пароля вписываем символ, который окажется над 2. Те же действия повторяем для ключей 4, 5, 0, и символов над 798.
    • Малая часть приносится в жертву ради большего блага в будущем: передвинуть белую пешку с F4 на E5.
    • Кластер на карантине: первая красная точка находится у верхнего края экрана, с правой стороны от опции «Выход», вторая - слева от опции «Активировать».
  • Истина - Кластер 4 :
    • Эти разумные рабочие не могут себя контролировать (): выделить изображения под номерами - 2, 3, 5, 9, 10.
    • Собрать картинку-головоломку из колец:
      • I кольцо (1 →), II кольцо (6 →), III кольцо (4 →), IV кольцо (1 →).
    • Алан Тьюринг собирается решить проблему бедственного положения рабочих: передвинуть белую пешку с G2 на G3.
    • Запись телефонных звонков «Абстерго», июнь 1954 г.: выбрать два первых голосовых фрагмента записи.
    • Кластер на карантине: первая красная точка находится над опцией «Активировать», а над ней, у верхнего края монитора, - вторая.
  • Истина - Кластер 5 :
    • Были созданы демократические гос-ва, которыми правили могущественные визири. Визири препятствовали действиям тамплиеров: передвинуть белого ферзя с D1 на E2.
    • Удар электричества низверг целые государства (): увеличиваем картинку, выбираем верхний левый рисунок с входной аркой, наводим красный квадрат на изображение человека с двумя глобусами на потолке.
    • Найти пароль к головоломке, используя ключ (): сдвигаем кольцо так, чтобы над 3 оказался символ подковы, над 7 окажется символ полукруга. Вписываем его в красную строку пароля. То же самое проделываем для 5, над которой появится двойная решетка, а место 3 останется пустым. Чтобы правильно заполнить его, нужно найти верный символ, ассоциированный с цифрой 3. В нашем случае условный шаг между символами равен 13-ти переключениям. То есть над 3 будет символ с четырьмя полосами, а над 7 - оконная рама.
    • Кластер на карантине: первая красная точка находится над опцией «Выход», две других - под символами тамплиеров по обе стороны от сообщения.
  • Истина - Кластер 6 :
    • «Железный занавес» разорван на части, и друзьями России стали многие персоны. Но самый влиятельный товарищ остался в тени (): увеличиваем картинку, смещаем фокус в сторону белого дома с Ельциным, наводим красный квадрат на спину оператора.
    • Найти пароль к головоломке, используя ключ (): принцип решения головоломки такой же, как и в предыдущем кластере. Ответ - 20, 27, 33, 13. Условный шаг между числами из пароля равен 13-ти переключениям.
    • Записи телефонных разговоров «Абстерго», 1992: в первом ряду выбрать первый и второй голосовые фрагменты записи, во втором - только первый.
    • У него облик спасителя, однако его действия доказывают, что он - самозванец: передвинуть белого коня с G1 на F3.
    • Кластер на карантине: первая красная точка находится у поднятой руки Ельцина, вторая - у опущенной руки Ельцина, третья - слева от Путина, в нижней части экрана.
  • Истина - Кластер 7 :
    • Огонь, вода, земля и воздух объединены договором, прочь от людей, упивающихся самодовольством (): выделить изображения под номерами - 2, 4, 7, 8, 10.
    • Используя то, что создала третья, центральный ждал, пока объединенные граждане заключат брак между США и волей тамплиеров (): увеличиваем картинку, смещаем фокус в сторону членов Верховного суда США, находим Робертса (сидит в центре, справа от женщины), наводим красный квадрат на его правую руку и фотографируем.
    • Найти пароль к головоломке, используя ключ (): принцип решения головоломки такой же, как и в 5-ом кластере. Ответ - C, M, Z, K. Условный шаг между символами из пароля равен 13-ти переключениям.
    • B8-C6 C6-B8. Наши ходы - это эхо. Это не наши действия: передвинуть белого коня с B1 на C3.
    • Кластер на карантине: все три красные точки находятся в переделах картинки с сообщением.
  • Истина - Кластер 8 :
    • Собрать картинку-головоломку из колец:
      • I кольцо (1 ←), II кольцо (4 ←), IV кольцо (2 →).
    • Записи телефонных разговоров «Абстерго», апрель 2011 г.: в первом ряду выбрать второй голосовые фрагменты записи, во втором - первый и второй.
    • Следи! Двигайся быстро! Переключись с 1 на 2. С нуля до ста, не думай: передвинуть белого короля с E1 на F2.
    • Кластер на карантине: все 5 красных точек расположены по периметру картинки с диаграммой.
  • Истина - Кластер 9 :
    • Они подслушивают нас с этими машинами, что быстрее гоночных болидов (): выделить изображения под номерами - 2, 3, 6, 8, 10.
    • Записи полевых испытаний «Абстерго», ноябрь 2004 г.: в первом ряду выбрать третий голосовой фрагмент записи, во втором - ничего, в третьем - первый, в четвертом - второй.
    • Темный всадник приближается! Гонец и офицер, она услышит тебя на прямом и узком склоне. Но если окажетесь рядом, ты увидишь белый страх в ее глазах: передвинуть белого ферзя с F1 на G2.
    • Кластер на карантине: все 5 красных точек расположены по краям условного овала, проведенного в центре экрана.
  • Истина - Кластер 10 :
    • Собрать картинку-головоломку из колец:
      • I кольцо (2 →), II кольцо (2 →), IV кольцо (5 ←).
    • То, что делается не руками и не с помощью машин (): выделить изображения под номерами - 3, 4, 6, 8, 10.
    • С каждым днем народ становится все сильнее, свобода поднимается, близится эра революции (): увеличиваем картинку, смещаем фокус в сторону верхней картинки с демонстрантами, наводим красный квадрат на птицу в небе над фонтаном, у самого верхнего края фотографии. Птица появляется только при наведении курсора.
    • Найти пароль к головоломке, используя ключ (): принцип решения головоломки такой же, как и в 5-ом кластере. Ответ - 89, 5, 334, 21. Условный шаг между символами из пароля равен 13-ти переключениям.
    • «Абстерго», Совершенно секретно, январь 2012 г.: выбрать все голосовые фрагменты записи.
    • 64 клетки. Все вертикали и горизонтали. Каждый ход предугадан. Каждый ответ спланирован. «Абстерго» создала эту игру. Это игра компании, и выхода у тебя нет: убрать белого короля, позиция F2, с шахматной доски.
    • Кластер на карантине: убрать спираль из красных точек.

I кольцо - активное внутреннее кольцо, с которого все начинается при запуске головоломки, IV кольцо - внешнее, самое большое. Некоторые кольца связаны между собой, крутить надо именно то кольцо, которое указано в схемах выше. Картинки можно выбирать в любом порядке. Для детального осмотра их следует увеличивать. Выход из головоломки - клавиша , переход по кольцам - клавиши [W] и [S], смещение колец вправо и влево - клавиши [A] и [D]. Все найденные глифы с головоломками добавляются на страницу «Истина» в раздел «База данных» главного меню игры. Большая часть глифов расположена на высоте, поэтому для успешной активации головоломок нужно использовать клавишу ; она поможет хвататься за края разлома. За расшифровку всех глифов и решение головоломок выдается награда в виде достижения «.. .– –– .– .–.. .. ...– .», что значит в азбуке морзе - «IAMALIVE», или «Я жив». И возможность немного пообщаться с голограммой Объекта 16, после пробежки по виртуальным лабиринтам Анимуса.

Страх. Бессилие. Паника. Когда его схватили, Дезмонд прочувствовал все это сполна. Кто он, чтобы пытаться сопротивляться всем этим людям? Его задавят, уничтожат морально, заставят делать то, что надо им. Или попросту убьют. Им это ничего не стоит.
- Нам нужна твоя генетическая память, - говорили они. - Выбирай, сотрудничество или смерть.
И он выбрал сотрудничество.
Работать с Абстерго было мучительно: никакой информации, никаких пояснений. Лишь слепое следование инструкциям. Прямо как на Ферме.
Легче стало лишь тогда, когда он получил от анонима код доступа для открытия двери своей комнаты, по сути - темницы, а позже - нашел ручку доступа к компьютеру Уоррена Видика. Тогда, проводя ночи напролет в комнате Анимуса и скрупулезно сканируя содержимое компьютеров, он впервые узнал об Объекте 16, которого использовали в эксперименте до него.
Объект 16. Пострадал от длительного пребывания в Анимусе. Сошел с ума. Распорол запястья шариковой ручкой и оставил кровью на стенах послание, после чего истек кровью... А сейчас Шестнадцатый находится в коме, где-то в этом здании. От него не избавились лишь потому, что его, Шестнадцатого, эксперимент не был завершен, а на то, чтобы пройти тот же путь воспоминаний и двинуться дальше, у Дезмонда потратилось бы куда больше времени. Но, тем не менее, Дезмонд стартовал. Объект 17. И это страшно.
Страшнее стало, когда в один прекрасный день к Дезмонду в комнату впихнули какого-то белобрысого парня, лет на пять старше него. И с явными признаками безумия.
- Перекантуетесь. Другие помещения пока заставлены аппаратурой, которую нет смысла переставлять из-за какого-то сумасшедшего засранца,- прокомментировал ситуацию Видик...


- Ты боишься.
- Да, боюсь! Меня достало все это! - Дезмонд в чувствах пнул стену. - Сначала ассасины, потом тамплиеры... Тайны, тайны, тайны! Везде тайны! Надоело! Я сбежал от ассасинов не для того, чтобы стать подопытной крысой Абстерго! Я хотел только свободы от всего этого вечного бреда, - парень бессильно опустился на край койки.
- Получил? - Глухой смех сокамерника заставляет нервы натянуться, как струны.
- Да, черт возьми, получил! Сполна! - Майлз вновь заводится с пол-оборота, но на его плечо ложится рука. Объект 16 - как оказалось, его зовут Клэй Качмарек - опустился на койку рядом с ним и откинулся спиной на холодную стену.
- Ничто не истинно... Все дозволено... - Шестнадцатый тихо растягивает слова, словно бы напевая строки Кредо ассасинов. Внимательно всмотревшись в его лицо, Дезмонд вдруг понимает, что этого парня опять накрыла волна безумия.
- Дез... Дез... Дезмонд... Ты видишь этого человека у противоположной стены?
Но Дезмонд не видит. Не видит призраков, пережитки далекого прошлого. Настолько далекого, что его самого еще не было на свете.
- Он странный... И одет, как в эпоху Возрождения... Я его раньше не видел, - продолжает Клэй. Его лицо задумчиво, глаза передернула дымка, а руки дрожат. Это Дез чувствует достаточно хорошо, ведь Качмарек до сих пор сжимает его плечо.
- Ты действительно сумасшедший.
- Я... Я знаю... Знаю... Это все из-за Анимуса. Слишком долго пробыл... - Клэй убрал руку с плеча Майлза и оторвался от стены, склонившись вперед и облокотившись предплечьями о колени. - Знаешь, я тоже хотел уйти от всего этого. От тамплиеров, Анимуса и безумия... Я ведь пустил себе кровь... Твари... Спасли... Ненавижу...
Дезмонд ощутил тошноту. Он всегда воспринимал те события просто как факт, но сейчас вдруг перед ним ожила картинка: ночь, здание Абстерго погружено в умиротворенную тишину, и посреди всего этого - этот белобрысый парень, который сидит сейчас рядом с ним. Клэй спокоен, хоть в глазах его плещется отчаяние и безумие, его накрывают волны галлюцинаций, вызванных эффектом просачивания. В его руках - обычная шариковая ручка. Которой он медленно вскрывает себе вены на запястьях. Когда обе руки оказываются в крови, Объект 16 роняет ручку на пол. Она ему уже не нужна. Он выводит на стенах надписи собственной кровью...
Дезмонд схватился за голову. Ужасно... Жутко до одури. Это какое же отчаяние должно было глодать человека, чтобы он решился на такое... А ведь его спасли, и он этому не рад... Что если он сделает это вновь?..
Клэй смеется, и Майлз понимает, что последнее уже сказал вслух.
- Нееет, я не сделаю это опять. Теперь у меня, по крайней мере, есть собеседник, - произносит Объект 16. - Глупый мелкий засранец, который находится на грани помутнения рассудка. А сходить с ума одному - ой, как жутко.
- Ты не попытаешься снова... Уйти? - Семнадцатый не замечает того, что его голос дрогнул.
- Я останусь, - внезапно хрипло произносит Объект 16, сразу за чем заходится безумным смехом. - Не бойся, парень, сходить с ума мы будем вместе...
Вместе с этими словами Клэй делится с сокамерником каким-то спокойствием с долей отчаяния, и Дезмонд нервно выдыхает через сжатые зубы.
- Мне страшно, Клэй... Иногда мне кажется, что я слышу какие-то голоса, которых нет... - Майлз поднимает на него глаза, бессознательно ища поддержки.
Вместо ответа Клэй лишь поднимает руку к рядом сидящему парню и, притянув его за шею, прижимает его голову к своему плечу. Дезмонд не сопротивляется. Он доверился. Как старшему. Как тому, кто дольше был в плену Абстерго.
- Ты сойдешь с ума. Рано или поздно. Этого не избежать, - тихо шепчет Качмарек. - Но безумие - еще не конец жизни, Дез, не конец.
И Дезмонд верит.

Что еще почитать