Отчет о экологическом образовании и воспитании. Отчет работы по экологическому воспитанию. Создание развивающей среды

Трущикова Лидия Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 24 города Череповца.

«Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников в детском саду.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Определили для себя основную цель работы : Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Чтобы достичь в своей работе положительного результата в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:

— воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;

— познакомить с представителями живой и неживой природы;

— сформировать у детей своей группы эмоционально – положительное отношение к природе;

— воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

Для того чтобы реализовать эти задачи, выделим несколько условий , которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребёнка:

  1. Создание предметно – развивающей среды. Насыщение наглядным материалом, играми, которые будут способствовать изучению природы.
  2. Оборудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается материал, рекомендации по экологическому воспитанию детей.
  3. Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу.

Создание развивающей среды.

  • В группе создана соответствующая предметно – развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме. Значительное место отведено уголку природы, разнообразным комнатным растениям (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).
  • В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.
  • В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки « Природа и дети»,

« Экологическое образование дошкольников.

Основные формы и методы работы с детьми.

Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе.

В начале учебного года возвращались к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вносим коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.

Начиная с младшего возраста, закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям.

При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Широко используем специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играем с детьми в дидактические игры посложнее: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три –к дереву беги».

В ненастные дни проводим наблюдения за комнатными растениями , сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

Обращаю внимание детей на птиц , которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы охраняют сады и огороды, уничтожают насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.

Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник.

Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».

Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

При этом используем беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры . В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывания влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.

Подводя итог моей работы, с детьми провела итоговое занятие

« Белая берёзка», к которому мы долго и своевременно готовились.

Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отчет по экологическому воспитанию в средней группе. Воспитатель: Землянская Г алина Александровна.

Экологическое воспитание– это способ организации обучения и воспитания, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью. В словаре Ожегова «Экология» – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Актуальность экологического воспитания обусловлена: - низким уровнем экологической культуры людей; -необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; -низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых; -недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Проблема Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе использована Типовая образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Веракса. Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания: - игра; - трудовая деятельность; - объекты природы; - предметный мир. Формы работы: - занятия; - экскурсии; - работа с родителями; - самостоятельная деятельность детей.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).

В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом. В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений. Высеянный в ящик овес хорошо пророс. Один рядочек поливаем каждый день, второй - не поливаем два раза подряд, третий - накрыли темной полоской. Дети увидели, что первый рядок овса растет хорошо, листочки зеленые, сочные. Второй рядок без воды начинает сохнуть, но мы его спасли. А в третьем рядку - пожелтели листья. Почему они не зеленые? Дети сами делают вывод, что для роста растений необходима вода, свет, тепло.

Акции Сделай кормушку из бросового материала и покорми птиц Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада

Участвовали с воспитанником Юрой во всероссийском очном конкурсе для дошкольников «Экология» С Воспитанником Артемом С. Участвовали во Всероссийской викторине для детей дошкольного и школьного возраста «Весна капелью зазвенит». С воспитанницей Варей участвовали в региональной викторине «Природа вокруг нас» Принимала участие во Всероссийской конференции Экологическое воспитание дошкольников»


Отч ёт по экологическому воспитанию .

(Воспитатель: Метенова С.Ш.)

Создание условий по экологическому воспитанию.

В группе созданы все условия по экологическому воспитанию.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии для детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

Знания и умения детей.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за ветками деревьев в вазе (февраль – март), за пробуждениями мать- и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Вместе они одевают куклу. Дети знают некоторых домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса – рыжая,у неё длинный пушистый хвост).

Поведение и отношение к природе.

Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви

Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарём, наблюдают за погодой, за изменениями в природе, наблюдают за ростом лука в воде, делают выводы.

5 . Самооценка профессиональных навыков воспитателя. Методы, приёмы, формы работы.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Главная задача воспитателя вовлечь ребёнка в мир природы, в мир растений и животных. Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные.

Оценка форм взаимодействия родителей по данной проблеме.

В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.

Цели задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Любовь Шампарова

Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит у тебя душа экспериментатора и исследователя!

В последние годы, мы особенно остро ощущаем необходимость возвращения духовности и человечности в образовательную систему, А это, как нельзя лучше можно сделать при формировании основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Приступая к работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников, поставила перед собой главную цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребёнка. Для её достижения определила следующие задачи:

Создание условий для экологического образования дошкольников.

Осуществление целостного подхода к оздоровлению средствами природы.

Повышение экологического самосознания педагогов и родителей.

Реализацию поставленных задач начала с построения предметно развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ООП.




В группах: модели природных зон республики КБР. Центр психологической разгрузки, центр воды и песка. Огород на окне, паспорт комнатных растений, глобус, живой уголок. Экологическая библиотека, лепбуки на экологические темы жалобная книга природы, карта природных зон, календарь погоды. Центр экспериментирования, папка передвижка: «Юный эколог»План экологической тропы.

Вне группы ; цветник, метеоплощадка, огород лекарственных трав, экологическая тропа, уголок нетронутого леса, огород овощных культур.

Для успешной работы был разработан план создания: «Экологического пространства». Особое внимание на данном этапе уделила работе на экологической тропе, в которую включила следующие объекты: Весёлая семейка, аллея каштанов, подружки липки, весёлые лесовики, и др.

Цель программы: Воспитать защитников природы. Дать экологические понятия, научить детей быть милосердными. Воспитывать положительные чувства ко всему живому, любить и беречь природу.

Программа состоит из 4 блоков.

1 блок – Наш дом природа.

2 блок – Времена года.

3 блок – Основные группы животных.

4 блок –Познаём исследуем.

1 блок – Наш дом природа.

Занятия на которых у детей развиваю познавательный интерес к природе, формирую представления о системном строении природы, воспитываю осознанное бережное отношение к ней.

2 блок – Времена года

Дети знакомятся с изменениями в природе в соответствии с сезоном. В этот блок входят наблюдения и работа в огороде и цветнике

3 блок - Основные группы животных

Развиваю у детей умение классифицировать животных по видам и по внешнему виду, форме, окраске и места обитания. Какую пользу приносит это животное.

4 блок - Познаём исследуя

В этом блоке развиваю у детей познавательную активность ребёнка: это уголки природы, соответствующие современным требованиям, небольшие лаборатории с необходимым оборудованием для опытно – экспериментальной деятельности,. Экологические игры с учётом разного уровня развития детей, разнообразные дидактические пособия, модели, коллажи, мнемотаблицы.


«Многое, если не почти всё, что в нас есть сегодня было заложено в наши первые семь лет жизни»

П. Вайнцвайг.

Моя группа – уютная для любознательных девчонок и мальчишек. Стараюсь сделать так, чтобы детям было удобно и комфортно, интересно и радостно. Никогда не бывает безлюдно в экологическом уголке, дети наблюдают за аквариумными рыбками, знакомятся с комнатными растениями. В краеведческом уголке дети знакомятся с родным краем его природными зонами, животным миром и растениями.

Любят дети играть в экологические дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто что ест?» «Назови одним словом», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Собери растение» и др.

Очень важно побуждать в наших детях интерес к своему здоровью. Осуществляю работу через разнообразные формы деятельности:

Оздоровление фитонцидами,чесночные киндеры, лукотерапия употребление лука в пищу.

Организация двигательного режима:

Утренняя зарядка, Прогулки, подвижные игры, физминутки, гимнастика после сна, массаж конечностей разными методиками, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, занятия по физкультуре, хореография.




Закаливание с учётом здоровья. Воздушные ванны, хождение босиком,хождение по дорожкам здоровья, обширное умывание, игры с водой, полоскание зева.

Лечебное полоскание горла противовоспалительными травами (шалфей, ромашка)

Витаминотерапия – отвар шиповника, витаминизированное третье блюдо.

Грипп, ОРВИ (Оксолиновая мазь, апельсиновые ёжики с гвоздикой, чесночные киндеры).



] Детям познавать явления окружающего мира непросто: не все природные процессы доступны для наблюдения, такую информацию помогают усвоить предметно

действующие модели с которыми дети могут работать сами.








Труд в природе учит быть внимательными к растениям и животным уголка природы развивает у них такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.



Только целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми позволила сформировать у них положительное отношение к природе родного края,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

«Экологическое воспитание в школе».

Сафонова Мария Григорьевна,

учитель биологии и географии

МКОУ « Общеобразовательная школа –

интернат психолого – педагогической

поддержки»

Мариинск

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

В наше время проблема экологии стала актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая обеспечение экологического воспитания, формирующего ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.

Мне очень нравятся слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». А в результате, каждый житель должен, а вернее обязан думать о будущем нашей Планеты.

На уроках биологии и географии раскрываю детям мир растений, животных, среду, что их окружает. Помогаю осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней, видеть красоту природы. Все это способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение побуждает к природоохранной деятельности. Мы с детьми знакомимся с окружающим миром, через материал учебников, художественную литературу, видео фильмы. Но самыми результативными формами являются экскурсии и практическая работа. В течение учебного года в школе проводятся недели экологии (Приложение 2). Во время, которых проходят эколого-психологические тренинги, познавательные, практические мероприятия, субботники. Акции «Помоги пернатым», «Встретим братьев наших меньших», дети изготавливают скворечники, кормушки (Приложение 3), а так же сувениры и различные поделки из бросового, растительного материалов, используя разные техники.

В школе разработан экологический проект «Школа наш дом» (Приложение 1). Считаем, что он поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья.

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска, расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи. Во время реализации проекта дети сами сеют семена, выращивают саженцы, а в дальнейшем высаживают все в клумбы. Занимаются чисткой аллей и прилежащих к территории насаждений. На территории школы посадили Аллею памяти к 65-летию Победы из 65-и сосен и елей, а к 70летию досадили еще 5 деревьев, липовый уголок, сиреневую аллею.

Все экологические акции в школе проводятся в системе - круглогодично. К работе привлекаются не только учащиеся, педагоги, но и родители.

Мы считаем, что эффективность экологического воспитания школьников будет лишь в том случае, если будет предусмотрено следующее:

Оптимизация содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещение экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри и межпредметных связей;

Создание в школе надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);

Совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

Формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

И в заключении хотелось бы сказать, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Приложение 1.

Название проекта: «Школа – мой дом»

Испытатели проекта:

Администрация МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Учителя трудового обучения, биологии, начальных классов;

Классные руководители, воспитатели;

Начальник ЛОЛ;

Учащиеся МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Родители.

Название ОУ:

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

Территория: г. Мариинск.

I. Обоснование актуальности проекта

«Если бы каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как прекрасна,

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Мы выбрали эту проблему потому, что:

Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии;

Пришкольный участок недостаточно озеленен;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья. МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолога – педагогической поддержки» г. Мариинска расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - Значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

II. Цели и задачи реализации проекта

Цель проекта - содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка

Задачи проекта

Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников;

Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

Усилить региональную направленность экологического образования;

Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

Развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;

Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;

Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;

Исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Кемеровской области;

III. Сроки и этапы реализации проекта

Сроки: 2016 – 2017год.

1 этап – подготовительный – март – май 2016 г.

2 этап – практический (исследовательский) – 2016 – 2017 г.

IV. Сведения об исполнителях проекта

Исполнителями проекта являются учащиеся, педагогические работники школы, жители микрорайона.

V. Партнеры проекта:

Администрация муниципального Мариинского района;

Родители;

Управление спорта и молодежной политики;

Отдел культуры Мариинского района.

VI. Ожидаемые результаты:

Благоустройство, озеленение школьной территории и мест культурного отдыха;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Развитие организаторских способностей учащихся;

Ежегодная организация экологического отряда МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска;

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

Привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;

Пропаганда экологической культуры учащихся;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

Использование пришкольного участка на уроках развития речи, биологии, географии, ИЗО, трудового обучения.

V II . План основных мероприятий проекта

Сафонова М.Г.

Макаровец Л.В.

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.

апрель

Сафонова М.Г.

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта

апрель

Директор школы, учит.биологии

Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора)

Апрель-май

Учителя труда, классные руководители, воспитатели, учащиеся школы

Организация работы экологического и трудовых отрядов

Май-июнь

Учителя труда, классные руководители, воспитатели

Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

В течении года

классные руководители, воспитатели, учитель биологии

Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»

октябрь

Сафонова М.Г.

Подведение итогов I этапа проекта

май

Сафонова М.Г.

Практический

2016-2017 года

«Цветочная рассада – наш подарок школе» (подготовка ящиков, посев семян, рассаживание рассады).

Создать оптимальные условия для роста и развития сеянцев.

Провести пикировку сеянцев.

Регулярно проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады.

Регулярно осуществлять технологии по уходу за рассадой (полив, поддерживание светового и температурного режима, подкормки).

Май-июнь

Март-июнь

Апрель-май

В течении роста и развития

В течении роста и развития

Уч-ся, учителя, воспитатели

Сафонова М.Г,

уч-ся

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Создание цветущих клумб на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним.

Разработка цветочных клумб, ваз-цветочниц.

Подготовить почву для посадки рассады.

Перенести схему цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».

Посадить цветочную рассаду по схеме композиции.

Регулярно ухаживать за клумбами: полив, подкормка, прополка.

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май- август

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения.

Экологическая группа,

Основные оформленные клумбы на территории школы, закрепленные за определенными классами

Фотографии, презентация

Май

В течении лета

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Учащиеся,

учителя, воспитатели

Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических праздников в летнем лагере.

учебно-развивающие мероприятия:

Конкурс рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы;

Создание фотоальбомов «Цветы вокруг школы в 2013 году»

Работа на школьной территории (прополка, полив, уборка и т.д.)

В течении года

Сентябрь 2016

Сентябрь 2016

Май-август

Учащиеся,

учителя, воспитатели

учителя, воспитатели

Учащиеся,

учителя, воспитатели

экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)

Август-сентябрь

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя труд.обучения

Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов

Сентябрь-октябрь 2016

Эколог.группа,

Выращивание рассады

Март-май 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Оформление клумб и посадка вьющихся растений

Май-июнь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка

Июнь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории

В течении года

Коллектив и уч-ся школы

Подведение итогов проекта

Сентябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта

Октябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта работы

декабрь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г.,учителя труд.обучения

Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей

Ноябрь-декабрь 2017г.

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта

Октябрь 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта

В течении проекта 2016-2017г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Материально – техническое обеспечение проекта.

Список инвентаря длительного пользования

лопата

грабли

вилы

ведра

лейки

Поливочный шланг

Мини тяпки

Бюджет проекта:

I . Оплата труда.

Оплата труда осуществляется за счет средств образовательного учреждения МКОУ « Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

II. Основные расходы

1.Транспортные расходы:

всего

Услуги транспорта

3100

2. Расходы на приобретение семян, саженцев и необходимого материала:

Наименование

Количество

Стоимость

Семена

Агератум

16 п.

240

Астра

8 п.

Амарант

6 п.

120

Дихондра

6 п

288

Доротеантус

6п.

ипомея

4п.

Георгины однолетние

4 п.

Гелиотроп

4 п.

180

Годеция

9п.

135

Гипсофила

6п.

120

Василек

140

Лаватера

8п.

120

Лобелия

12п.

180

Лобулярия

7п.

105

Лен

3п.

Портулак

1п.

Душистый горошек

2п.

Левкое

Кохия

6п.

Кларкия

6п.

Маргаритки

8п.

Бархатцы

6п.

Шафраны

180

Циния

Клещевина

Настурция

Подсолнух декор.

Флокс

Цинерария

105

Эдельвейс

Анютины глазки

Виола

50

3068

II

1

земля

7 200

2

гравий

7500

3

щебень

8000

4

пиломатериал

1куб

5000

3. Канцелярские расходы:

III. Непрямые расходы:

3130

IV. Полная стоимость проекта:

всего

Статья «Основные прямые расходы»

34 868

Статья «Непрямы расходы »

3130

Итого:

37 998

Что еще почитать