Пасха - Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника. Пасха - история праздника

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, ‑ главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая). В 2011 г. Пасха празднуется 24 апреля (11 апреля по старому стилю).

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Слово "Пасха" пришло из греческого языка и означает "прехождение", "избавление", то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время . На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю . Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое "Слово св. Иоанна Златоустаго", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием "Христос Воскресе!" и ответом "Воистину Воскресе!"

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название "крашенка" или "писанка". Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Все православные люди искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История праздника Пасха для детей

Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.

Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты.

Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию, официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло и над землёй появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребённого там не оказалось. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос, по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами».

Традиции празднования Пасхи

Пасхе предшествует строгий семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определённых видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

В день накануне Пасхи - Великую субботу - старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Наступает полночь, в церквях начинается крестный ход. Великая суббота сменяется Светлым воскресеньем.

Но праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была и другая сторона - мирская. Пока шла пасхальная служба, никто не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли», начинались пасхальные гулянья.

Какие же развлечения приняты на Пасху? Во-первых, застолье. После семинедельного поста снова можно было позволить себе любую пищу - какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Устраивались (да и сейчас устраиваются) всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было христосоваться. Все обменивались крашеными яйцами и трижды целовали друг друга. Христосоваться - поздравлять друг друга с праздником, а крашеные яйца при этом являются символом жизни.

Ещё задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Это символ Солнца и Жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца.

Праздничные Пасхальные приметы

Православные верили, что на Пасху можно увидеть чудеса. В это время разрешается просить Бога об исполнении своих желаний.

С языческих времён остался обычай обливаться на Пасху колодезной или речной водой.

На Пасху старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).

ПАСХАЛЬНЫЕ УГОЩЕНИЯ

Пасха вареная

Ингредиенты

➢ 2 кг творога,

➢ 1,5 кг сметаны,

➢ 1,5 кг сливочного масла,

➢ 12 яиц (желтки),

➢ 1,5 кг сахара, ванилин.

Приготовление

Готовят пасху с четверга (лучше всего) или с пятницы.

Творог протереть через сито. Не следует пропускать творог через мясорубку, иначе он станет плотнее, а надо, чтобы насытился кислородом. Сметану, масло, сырые желтки растереть с половиной стакана сахара. Все вместе смешать в кастрюле, поставить на огонь и помешивать.

Когда масса растопится, всыпать остальной сахар, помешивая, нагреть, но до кипения не доводить.

Добавить ванилин на кончике ножа, смешать, остудить. Выложить массу в марлевый мешочек и подвесить, чтобы стекла жидкость. Оставить часов на 10-12. После этого массу переложить в пасочницу и придавить прессом.

Пасха ореховая


Ингредиенты:

➢ 1,2 кг творога,

➢ 1 стакан сахара,

➢ 200 г сливочного масла,

➢ 200 г фисташек или арахиса,

➢ 4 стакана густых сливок, ванильный сахар.

Приготовление

Творог протереть через сито, положить сахар и ванилин, хорошо размешать. Добавить яйца, сливочное масло, измельченные орехи. Все тщательно перемешать и влить в творог сливки. Массу еще раз перемешать, выложить в форму, застланную влажной марлей, установить сверху пресс.

Поставить в холодное место на сутки.

Пасха – большой церковный праздник, о котором каждому из нас известно ещё с детства. К торжеству красят яйца и пекут вкусные куличи, которые принято освящать в церкви. Но вот, что означают кулич и яйца на Пасху, известно далеко не всем. Попробуем разобраться со всем по порядку.

Что означает слово «Пасха»?

В христианском понимании слово «Пасха» обозначает переход от смерти к жизни, от земного – к небу. За сорок дней до наступления праздника верующие соблюдают строгий пост, а затем отмечают воскрешение Иисуса и победу жизни над смертью.

Иудеи произносят слова «Пасха» как «Песха» ‒ это еврейское слово означает «миновал, или прошел мимо». В их понимании Пасха – это освобождение еврейского народа от египетского рабства.

Пасха: что означает праздник

Для каждого верующего человека Пасха – главный церковный праздник, несущий надежду и веру в лучшее. Появился он задолго до рождения Иисуса Христа. Изначально праздник имел значение только для еврейского народа, который на протяжении многих лет находился в египетском плену. Несмотря на это, вера в освобождение жила в сердцах пленников.

Еврейский пророк Моисей и его брат были посланы для того, чтобы спасти людей. Моисей явился к фараону и пытался убедить его отпустить людей. Но, как он ни старался это сделать, всё было тщетно. Египтяне не верили в Бога и поклонялись своим божествам. Чтобы доказать существование Господа и его могущество, на народ Египта обрушилось девять страшных казней.

Во время последней казни, ночью, должны были быть умерщвлены все первенцы мужского пола среди животных и людей. Чтобы эта ужасная кара не коснулась евреев, им нужно было заколоть по годовалому ягнёнку мужского пола. Его кровью нарисовать на двери метку, а мясо запечь и съесть в кругу семьи. После этого Пасха в еврейском понимании обозначает миновавшая или прошедшая мимо беда.

Произошедшие страшные события сильно напугали фараона, и он отпустил пленников. После чего евреи стали отмечать освобождение от рабства, а праздник получил название Пасха.

Новозаветную христианскую Пасху установили апостолы, вскоре после воскресения Иисуса Христа. Тогда праздник наполнился новым смыслом, и стал обозначать победу жизни над смертью. Изначально праздник был посвящён воспоминаниям о смерти Спасителя. В V веке церковью были пересмотрены сроки и правила празднования. Тогда Пасха и стала отмечаться как торжество Воскресения Христова.

Что означают яйцо и кулич на Пасху?

Главными атрибутами языческой Пасхи являются крашенки и кулич с глазурью. Существует мнение, что символы были позаимствованы у язычников, поклоняющихся богу плодородия. Именно ему пекли куличи, по внешнему виду напоминающие фаллос. Верхушку красили белым цветом, символизирующим сперму, и посыпали зерном, знаменующим плодородие. Рядом с куличом клали два куриных яйца, чтобы дополнить картину.

Ещё до появления Христа яйцо считалось прообразом Вселенной. Оно символизировало возрождение природы после зимней спячки, жизнь и плодородие. Древние египтяне дарили друг другу яйца, празднуя наступление Весны.

Традиция окрашивать яйца в красный цвет появилась при жизни Марка Аврелия. Существует легенда, что когда философ появился на свет, одна из кур его матери снесла яйцо, скорлупа которого имела красные вкрапления. Это было истолковано как знак, что родился будущий император. Позже у римлян появился обычай посылать друг другу в качестве поздравления крашеные яйца.

В красный цвет принято красить яйца на Пасху. Причин возникновения такой традиции существует несколько:

  1. Считается, что красное пасхальное яйцо как бы окрашено кровью Христа.
  2. По другой легенде, после смерти Спасителя, семь иудеев собрались вместе, чтобы отпраздновать это событие. На столе, помимо разных блюд, находились вареные яйца и жареная курица. Один из присутствующих сказал, что Иисус по слухам должен воскреснуть, на что хозяин дома ответил: возможно только в том случае, если яйца станут красными, а курица оживёт. Что собственно и произошло, став доказательством существования и могущества Господа.
  3. По третьей версии, после смерти Христа его последователи разбрелись по миру, чтобы сообщить людям о том, что Спаситель скоро воскреснет, и жизнь победит смерть. С этой же новостью к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина. В подарок она преподнесла ему яйцо – символ воскрешения Иисуса. Но что император ей ответил, что как яйцо из белого не может стать красным, так и покойник не может воскреснуть. В этот же миг яичная скорлупа покраснела.

На Пасху принято красить яйца в разные цвета, но традиционным является красный, олицетворяющий жизнь и победу.

Освящение кулича на Пасху считается исторической ошибкой и религиозной безграмотностью. Блюдо это признано языческим. Однако традиция печь пасхальные куличи и красить яйца настолько плотно вошла в нашу жизнь, что люди порой даже не задумываются о том, что означают эти праздничные атрибуты.

Видео: Пасхальный кулич — языческий фаллический символ

Весна у верующих ассоциируется не только с распускающимися почками, перепадами погоды и редко выглядывающим из-за туч, но таким долгожданным солнышком. Люди во всем мире празднуют в это время года один из величайших церковных праздников. Повсюду слышно: «Христос воскресе!" и «Воистину воскресе» — в ответ. Счастливый и беззаботный народ заранее начинает готовиться к празднованиям. Убирает свое жилье, красит яйца или по-современному с церковной тематикой. Кроме этого, кулич является не менее важным атрибутом праздника. Пасха, откуда пошел праздник?

К сожалению, история пасхи для многих является неизведанной тайной, и именно поэтому люди делают массу ошибок. В итоге вместо единения с Богом они совершают грех. Чтобы принести знание в массы и помочь исправить наиболее распространенные ошибки в праздновании, мы расскажем вам про историю возникновение праздника Пасхи. Вы узнаете, откуда он произошел, почему так называется и какие атрибуты являются обязательными, а также много другой интересной и полезной информации.

История праздника

Рабство израильского народа

Для того чтобы узнать о возникновении праздника, потребуется открыть Библию на части с названием «Исход». Если говорить кратко и на понятном языке, евреи на протяжении долгих веков находились в рабстве у египтян и смиренно терпели унижения, страдания, боль и другие мучения. Они считали, что так и должно быть, поэтому и не роптали на судьбу, а молча, покорившись, сносили все испытания и лишения. В центре описываемых в Библии событий находится пророк Моисей и его брат Аарон. Считается, что Бог через этих людей вершил чудеса и беды на египетской земле.

Правда или вымысел, решать не нам

Фараон Египта не хотел освобождать еврейский народ от векового рабства и становился все более и более жестоким и требовательным. Тогда Бог, сжалившись над евреями, решил помочь выбраться рабам на свободу. Каждой семье было велено вечером заколоть по одному ягненку мужского рода. Ночью его нужно было съесть, не ломая костей, а его кровью намазать входную дверь в дом семейства. Это была своеобразная метка.

Этой ночью, если верить преданию, сошел на землю ангел Божий и убил всех первенцев египетских, но дома евреев при этом остались нетронутыми. Фараон испугался, увидев, что для его нации появилась опасность, и прогнал евреев из своей страны. Однако спустя некоторое время он решил их догнать. И снова случился Божий промысел. Море, находящееся на пути у рабов, разверзлось, и беглецы смогли спокойно уйти по суше, а когда на это место ступил фараон, вода сомкнулась, и он вместе со своей свитой утонул. Народ Израиля был освобожден, и поэтому евреи всего мира стали праздновать Песах, праздник в честь своего избавления от многовекового рабства.

Краткая история пасхи, которую передают из поколения в поколение

История праздника на этом не заканчивается, а лишь начинается. После описанных событий на Святой земле рождается Иисус Христос. В 30 лет он начинает проповедовать народу Божьи заповеди, а еще через три года его распяли на кресте за грехи человечества. Причем произошло это сразу после праздника Песах. Именно празднуя его на тайной вечери, он представил вино и хлеб как собственные кровь и тело. Его, как и ягненка, убили за грехи других людей и кости его так же не сломали. Поэтому верующий народ верит, что душа бессмертна и радуется этому, так же как и воскресению Христа.

Убираем несовпадения

У тех, кто читает внимательно статью, вполне логично возникает вопрос. Причем тут Песах и Пасха? Да, названия похожи, но ведь казнь Христа произошла после Песаха, а Пасха считается именно тем днем, когда свершилось его воскресение… Объясняем. Дело в том, что Песах – это праздник, которому намного больше даже не лет, а веков, нежели самой Пасхе, и в принципе, та трактовка, которая присуща празднику сегодня, не имеет никакого отношения к дню освобождения евреев. Однако именно Песах отмечался из года в год в полном соответствии с лунным календарем, по которому тогда жили люди, а Пасха могла быть хоть каждое воскресенье. Лишь в четвертом веке было принято решение выделить день, когда воскрес Иисус, и сделать его всеобщим праздником. Вот тогда-то появились понятия « », обозначавшее «день божий», и непосредственно .

Пасхальные традиции

На Руси пасха была самым главным праздником в году. Народ радовался воскресению Христа, храмы украшали соответствующими празднику атрибутами, а люди целый день носили с собой , чтобы при встрече с другим человеком воскликнуть: «Христос воскресе!» и дать ему крашенное куриное яйцо. На это ему отвечали «Воистину воскресе!». Встретившиеся люди целовались, обменивались радостными речами и расходились. В домах пекли куличи, ели яйца и другую вкусную еду, приготовленную специально для празднования. Хозяйки за неделю начинали вычищать свой дом и двор, чтобы встречать радостный праздник в чистоте и уюте. На улицах водили хороводы, играли в игры, устраивали ярмарки и веселье.

Обязательный атрибут

Красить яйца было обязательным условием. Вареные крашеные яйца освещали в церкви, носили с собой, обменивались ими, ели их и при встрече били друг об друга. Все это традиции прошли через века до наших дней. С яйцами на Пасху связана целая история, но о ней мы расскажем в следующий раз.

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха (греч. πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [Pesa] - «прохождение мимо»), также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебногогода. Установлен в честь воскресенияИисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои ).

История праздника

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля.

В период раннего христианства начали совершать первыелитургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане.Литургиисовершались какТайная Вечеря - Пасха страданий, связанная сКрестной смертьюи воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим какбогослужебный уставЦеркви, так ивероучительную сторонухристианства.

Первоначально смерть ивоскресение Христаотмечались еженедельно:пятницабыла днёмпостаи скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа.

Уже воII векепраздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».


Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традицийПоместных Церквей. Возник «пасхальный спор» междуРимоми церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.Тогда как наЗападе, не испытывавшем влиянияиудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю какполнолуниепоследня равноденствия.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианскойойкуменыбыл поставлен императором Константином Великим на созванном в325 годусоборе епископов вНикее , впоследствии названнымП ервым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Исходное определение П ервого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской , понтийской и киликийской», а именно - строго после иудейской Пасхи - 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье.Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия) .

СвидетельстваIV векаговорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длиласьседмицудо и после пасхального воскресенья. Только вV векеназвание Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

ВVI векеРимская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

Совершать Пасху после весеннего равноденствия;

Совершать не в один день с иудеями;

Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.


Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.), Лувр

В1582 годувРимско-католической ЦерквипапаГригорий XIIIввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

В1923 годуКонстантинопольский патриархМелетий IV (Метаксакис )провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителейЭлладской ,РумынскойиСербскойправославных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чемгригорианскийи совпадающий с ним до2800 года. Постепенно на новый стиль перешлиКонстантинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодняюлианским календарёмвсецело пользуются толькоРусская,Иерусалимская,ГрузинскаяиСербскаяправославные церкви, а такжеАфон.Финляндская православная церковьполностью перешла нагригорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другиепереходящие праздникипостарому стилю, а Рождествои другиенепереходящие праздники - поновому стилю.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию,Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху вИерусалиме. Народ, зная о чудесномвоскрешенииЛазаря, торжественновстречаетИисуса как грядущего Царя.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью.

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.


Тициан, Лондонская Национальная галерея
Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это ("Не прикасайся ко Мне"), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

ОбращениеЗемливокругСолнца(дата весеннегоравноденствия);

ОбращениеЛунывокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля поюлианскому календарю(что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. ВXVI веке Римско-католическая Церковьпровела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней вXXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели, и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,
2001-2020

год

Католическая

Православная

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Относительно Пасхи отмечаются всепереходящие праздникив последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота ;

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи;

Пасха - Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).

Что еще почитать