Педсовет по правам ребенка в детском саду. Педсовет «Правовое воспитание дошкольников. Проект решения педагогического совета


Педагогический совет
«Знаем ли мы права детей»
Подготовка к педсовету.
Заведующий детским садом
Выступает с инициативой о проведении работы по защите прав ребенка. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Обеспечивает материальную базу - приобретает для изучения различные документы.
Методист
Изучает и анализирует особенности общения педагогов с родителями, проводит анкетирование воспитателей, родителей, подбирает специальную литературу для самообразования педагогов.
Педагог
Работает в тесном контакте с семьей:
- наблюдает за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т.п.);
- проводит с детьми занятия по рисованию на темы "Мой дом, моя семья", Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", " анализирует полученные результаты;
- беседует с родителями, что позволяет получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.
Основные международные документы:
Всеобщая декларация прав человека
Декларация прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Нормативные документы федерального уровня:
Конституция РФ
Гражданский кодекс
Семейный кодекс РФ
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Закон РФ "Об образовании"
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:
законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;
постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.
I часть. Вступительное слово заведующей.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами?
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18 (п. 1) закона "Об образовании" указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Тот факт, что Россия ратифицировала указанные выше важнейшие документы, говорит о положительной тенденции и даёт основание продумать педагогический аспект проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Таким образом, к основным задачам ДОУ относятся:
принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
установление контакта со специальными службами защиты детей;
проведение работы по формированию правового сознания родителей, педагогов;
Что для этого необходимо?
Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт (И.А. Карпенко, В.А. Петровский).
Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, данная проблема может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
Просвещение взрослых – родителей, педагогов – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка – дошкольника есть определённые права, которые должны соблюдаться. В первую очередь нужно познакомить взрослых с основополагающими документами, привлечь их к анализу собственного отношения к детям, полезно вспомнить и жизненные ситуации, когда нарушались права взрослых и детей и т.д. Следовательно, прежде всего, необходимо разработать эффективную методику работы с педагогами и родителями. Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, чтение законодательных документов с их анализом.
Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т.д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.
Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.
Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и.т.д.
Итоги анкетирования педагогов и родителей.
Сегодня на педсовете мы постараемся закрепить полученные знания и опыт практической работы.
Для этого нам необходимо разделиться на две команды.
Задание №1.
Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.
У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели (ст.2)
Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (ст.9)
Задание №2
Выберите правильный ответ.
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права
а) таких различий нет (ст.2)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги
б) родители (ст.18)
в) члены правительства
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство (ст.20)
Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных изданиях
б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст.32)
в) не соответствуют интересам и склонностям ребенка.
Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей
б) да, если они получены не в результате правонарушения
в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дошло до судебного разбирательства:
а) заведующий как представитель ДОУ
б) работник, допустивший нарушение
в) представитель отдела образования
Задание №3
Какие права героев сказок нарушены?
Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
- право на неприкосновенность жилища
- право на жизнь
2. Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца? (похищение детей)
3. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»?
- право на бесплатное образование
- право на личную неприкосновенность
4. На какой срок и за какой размер оплаты труда поп нанял работника в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» (На год за три щелчка).
Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе снами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Дети растут, меняются. Им нужна наша устойчивость, надежность бытия для защищенности и уверенности.
Кроссворд.
Вопросы
Обладание навыками поведения, отвечающими принятым общественным требованиям.
Мальчик или девочка в раннем возрасте.
Охрана, спасение от чего–то неприятного, опасного.
Международный договор по специальному вопросу.
Постановление Государственной власти или правило, которое признается обязательным.
Ответы:
1 В О С П И Т А Н И Е
2 Р Е Б Ё Н О К
3 З А Щ И Т А
4 К О Н В Е Н Ц И Я
5 З А К О Н
Проанализируйте ситуации, отметьте нарушения прав ребенка.
1.Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!» «А, я не буду!» - протестует внук, - не хочу!
Вопрос: « А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?»
2. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами…Что за привычка! Не копайся, ешь…!» Вопрос: «Оцените стиль общения с пятилетней девочкой»? «Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?»
"Правовая академия"
Карточка 1
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?
1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка 2
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
1) Органы управления Российской Федерации;
3) образовательное учреждение;
4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
4) родители и органы местного управления образованием.
Карточка 3
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?
Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;
2) органы местного самоуправления;
З) местные органы управления образованием;
4) образовательное учреждение.
Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
1) Учредитель;
2) органы управления образовательным учреждением;
З) должностные лица образовательного учреждения;
4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Задание 3. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
1) да, только через родительские комитеты;
2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
3) да, только через Совет образовательного учреждения;
4) нет.
Задание 4. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Карточка 4
Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
Карточка 5
Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?
1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;
2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;
3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;
4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.
Карточка б
Обсуждается тема "Содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по разъяснению Конвенции оправах ребенка.
Задание. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?
Карточка 7
Задание. Какие вопросы Вы хотели бы поднять и рассмотреть в первую очередь при обсуждении темы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка?
Карточка 8
Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми:
какие признаки поведения ребенка или его родителей Вас тогда насторожили?
как Вы себя вели, что чувствовали?
что Вы предприняли?
как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?
Ответы к заданиям
Карточка 1
Задание.
Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
"Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

Карточка 2
Задание 1.
Правильный ответ - четвертый.
"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.
Задание 2.
Правильный ответ - второй.
"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).
Задание З.
Правильный ответ - второй.
"Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

Карточка 3
Задание 1.
Правильный ответ - четвертый.
3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.
Задание 2.
Правильный ответ - третий.
"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).
Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.
Задание З.
Правильный ответ - первый.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.
Задание 4.
Правильный ответ - второй.
"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).
Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.
Задание 5.
Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

Карточка 4
Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные
граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

Карточка 5
Правильный ответ - третий. "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).
Карточка 7
Примерные вопросы для обсуждения те мы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.
1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.
2. Под влиянием, каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение?
З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
Как вы понимаете выражение: "Мой дом - моя крепость"?
Как оно связано с правами человека?
Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?
Коллаж «Права детей в картинках и фразах»

Просвещение педагогов дошкольного образовательного учреждения по правовому воспитанию начинается с привлечения их внимания к этому серьезному вопросу. Педагоги. детского сада должны позаботиься о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ»

Тема нашего педсовета - «Правовое образование в ДОУ».

Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются, вы сможете узнать в ходе педсовета.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети -самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33, 1 млн детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существуют не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Вот как происходило ее принятие.

В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.

Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.

С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка», как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают

взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, учитесь и сами. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.

Итак, вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека. Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г) .

РАЗМИНКА

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;

б) 37;

в) 54;

г) 53.

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать

государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) Право на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные связи, образование;

в) право на жизнь, на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

а) Органы управления РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

а) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь

детей, их развитие и защиту;

б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

г) родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

а) Да, если они получены с согласия родителей;

б) да, если они получены не в результате правонарушения;

в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

г) нет, ребенок не должен работать.

6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

а) Учредитель;

б) органы управления образовательным учреждением;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

а) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

г) учредитель образовательного учреждения.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

а) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) в ОУ необходим правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в) необходимо обеспечить направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) необходимо создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ ведется работа с детьми и родителями по правовому

К мероприятиям относятся:

Заключение договоров с родителями;

Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ;

Оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме; выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Воспитателями

организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению проблемных ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов, создаются условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация) .

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Предлагаем вам викторину.

ВИКТОРИНА «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросенка», зайчик из сказки «Ледяная избушка».)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

Жестокое обращение с детыми: что это такое?

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия -дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т. д.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодически длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патологические черты характера.

К психическим формам насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика;

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция;

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

Должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье:

Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, постоянные финансовые трудности;

Конфликты между родителями;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

Трудный ребенок.

Решение ситуаций.

Ситуация 1

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и. горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2

Таня любила убирать у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама.

Вопросы:

Опишите ситуацию с разных позиций.

Задание 2. «Достойный ответ».

Цель- найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на две команды - «Педагоги» и «Родители». Каждая команда получает карточку, на которой содержится какое-либо высказывание. Поочередно, меняясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу -«выпад». Задача соперников - достойно на него ответить.

Карточка № 1. Вы слишком высокого мнения о себе.

Карточка № 2. Почему Вы на всех смотрите волком?

Карточка № 3. У Вас такой страшный взгляд!

Карточка № 4. Вы всегда на всех кричите.

Подведение итогов.

Легко ли было выполнять задание?

Принимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды?

Деловая игра

«Знаем ли мы права детей? »

Каждой команде по очереди в течение 30 с будут заданы вопросы. От-вечать надо четко, быстро, громко. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены другой команде.

Вопросы для первой команды

1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка.)

3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка? (54.)

4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (В 1990 г.)

5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (191 страна.)

6. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписать под Конвенцией? (США.)

7. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (В 1948 г.)

8. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет.)

9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей.)

10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь.)

11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)

12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летную девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)

13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)

У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделя-ет человека полной правовой ответственностью. (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав.)

Вопросы для второй команды

1. Назовите имя польского писателя, который в 1929 г. выпустил книгу «Право ребенка на уважение». (Я. Корча к.)

2. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью.)

3. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет.)

4. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка? (Авторитарный.)

5. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

6. Кто должен делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство.)

7. На какие виды делятся права ребенка? (Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)

8. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки.)

9. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

10. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.)

11. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища.)

Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребенка.

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обо-ими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

Дополнительные вопросы

1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса, петух.)

2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на владение личным имуществом.)

3. Какое право нарушили братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.)

Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница»? (Правом на свободное передвижение.)

4. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение? (Без ограничений.)

5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей.)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их на-рушать

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский


заведующая

Разделы: Работа с дошкольниками

Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Круглый стол.

Присутствовало:

Педагоги МАДОУ 16 чел.; председатель родительского комитета; члены родительского комитета 7 чел.

Оказание информационно-правовой, методической помощи педагогам, родителям, детям через , тренинги, консультации. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

    Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001 г. Декларация прав ребенка от 01.01.2001 г. от 01.01.2001 г. № 1- ФКЗ Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г. Областной закон “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года Закон “Об образовании” от 01.01.2001 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель

Информационный стенд для родителей по правовой тематике;

Повестка:

Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.

заведующий МАДОУ № 19 «Теремок»

Деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека

старший воспитатель

Знакомство с положительным опытом в семье Лавровых.

Заведующий МАДОУ № 19 «Теремок» рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение).

Старший воспитатель провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации о правах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение)

Председатель родительского комитета МАДОУ № 19 «Теремок» познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Лавровых имеющих двоих детей, воспитанников МАДОУ « 19 «Теремок». Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

Медицинская сестра, старший воспитатель, музыкальный руководитель

Решение педагогического совета:

Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МАДОУ № 19 «Теремок» на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 1

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений.

Российское общество переживает важный этап своей истории и ждет серьезных перемен социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирование нового типа правовой системы.

За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.

Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и . Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье в нашей стране практически не изучалась, лишь в той или иной мере затрагивались вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.

В 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей.

Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому сейчас в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

Следовательно, дошкольное образовательное учреждение должно встать на защиту прав и достоинств маленького ребенка. Цель данного педсовета – определить как соблюдаются права детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, разработать рекомендации для воспитателей и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка.

Приложение

Информационное письмо

Педагогическая технология

«Открой себя»

Декларация о правах ребенка

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

Принцип №1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающего ребенка или его семьи.

Принцип №2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип №3

Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.

Принцип №4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный и уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище и медиц. обслуживание.

Принцип №5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип №6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям представлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип №7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип №8

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.

Принцип №9

Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип №10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе , терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.




Политико-правовой турнир «Человек среди людей» В турнире участвуют две команды:»Идеалисты» и «Фемида» Конкурсы: Политика Устами младенца(понятие государство, право, закон, юридическая ответственность, преступление) Показ мини – презентаций Мини – дебаты «Какая форма правления лучше?» Обсуждение фразы: «Государство-это мы» Практикум - юридическая консультация Государственная символика Право Понятие право Закон и виды законов Работа с текстом Конституции РФ и РТ Практикум по разбору различных ситуаций


Формы работы Формы работы Отряд «Юные друзья милиции» Работа с детьми группы риска Совет профилактики Совместная работа с милицией Работа с родителями Массовая воспитательная работ Осуществление психолого- педагогической помощи Организация выставок книг по правовому воспитанию Оказание методической помощи учителям (семинары, педсоветы) Программы: «Подросток» «Я выбираю жизнь» Проект «Мы в ответе за свою жизнь»






Семейная гостиная «Вся семья вместе и душа на месте» Любят меня без особых причин За то, что я внук, за то, что я сын Формы работы: Кроссворд --Родственные отношения семье Подобрать синонимы к слову –Дом Психологическая игра «Дощечка» Хорошо ли мы знаем свою маму? Хорошо ли мы знаем своего ребёнка? Хобби Семейный альбом Копилка мудрости Мультфильм про мамонтёнка




Психолого – педагогическое сопровождение УВП Направления работы Профилактическая работа Психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей Диагностика УВП Психологическое консультирование Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением Профориентация








Отряд « Закон и порядок» по профилактике правонарушений Помочь всегда, Помочь везде, Помочь и в радости и в беде Песня отряда Работа наша и опасна,и трудна И на первый взгляд, как будто не видна. Если кто-то кое-где у нас порой Честно жить не хочет. Значит с ними нам вести незримый бой Так назначено судьбой для нас с тобой – Работа дни и ночи.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  • Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
  • Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    – с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

    – с родителями (родительские собрания по теме);

    Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

    “Правовая академия”

    1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
    3. Как оно связано с правами человека?
    4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

    Выбрать судью Н.В.

      Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.

    Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

  • Работа с карточками по мотивам сказок.
  • Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

    1. Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
    2. Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

    Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

    Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

    Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

    Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

    Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

    Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

    А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

    3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

    1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

    1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

    Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

    1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

    2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

    Приготовить:

    1. Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
    2. Плакат по сказке “Серая шейка”.
    3. Шапка судьи.
    4. Карточки с заданиями по сказкам.
    5. Конспекты занятий, бесед, игр.
    6. Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
    7. Картинки по рубрикам.
    8. Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
    9. Ватман,1/4 листа
    10. Фломастеры.
    11. Карточки для выработки решений.
    12. Магнитофон и кассета.
    13. Статьи по декларации.
    14. Декларация прав ребенка.
    15. Два мольберта, столы.
    16. Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

    Можно использовать:

  • Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский
  • Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.
  • Составление генеалогического дерева.
  • Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.
  • Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.
  • Досуг “Неразлучные друзья – взрослые и дети”.
  • Литература

  • Конвекция о правах ребенка
  • “Изучаем права человека” В. Антонов
  • “Ваши права” Вита-пресс,1996.
  • Опыт работы методистов г.Волгограда и Тольятти.
    1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
    2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

    Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  • Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  • Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
  • Карепина Елена Анатольевна
    воспитатель
    МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
    Старооскольского городского округа

    «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский

    Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

    Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

    Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

    Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.

    К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи стоят перед нами?

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

    Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    • с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
    • с родителями (родительские собрания по теме);
    • с детьми.

    С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).

    Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».

    1 страница. “Правовая академия”

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей
    • Дети-инвалиды
    • Дети с психическими или физическими недостатками
    • Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
    • Дети из семей беженцев
    • Дети в экстремальных ситуациях
    • Жертвы насилия
    • Дети родителей, отбывающих наказание
    • Дети из малоимущих семей
    • Дети с отклонениями в поведении

    2 страница. Календарь правовых дат

    3 страница «Сказочная»

    По мотивам сказки “Лиса и заяц”.

    1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

    3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

    1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

    «Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);

    «Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);

    «Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);

    «Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).

    4 страница. «Педагогическая»

    Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).

    5 страница. «Игралочка»

    Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.

    6 страница. «Пойми меня»

    1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.

    Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.

    Подведение итогов.

    Решение педсовета.

    Что еще почитать