Первая брачная ночь в русской деревне. Как на руси проводили первую брачную ночь. Доброе утро! Или недоброе

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения
Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи
У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.

Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом. Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных
В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.

Наедине
После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним. Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут
Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Ложе для новобрачных на Руси готовили заранее или ранним утром в день самого венчания. Брачное ложе застилала сваха, ей помогали помощники, в количестве от 50 до 100 человек. Постель для молодых располагалась обычно в сеннике, где было довольно холодно, поэтому стены и помост застилали коврами. Помещение украшалось собольими шкурами, которые развешивали на 4 стрелы, воткнутые по углам. Чем более знатная была свадьба, тем больше вешали шкур. На самом конце стрелы размещали калач, а под каждой стрелой ставили на лавку питейный мед (вот откуда и пошло понятие - «медовый месяц»). Затем заносили крест и две иконы- Спаса и Богородицы, которые ставили во главе постели для новобрачных. После этого, торжественно застилали на широкой скамье или на кровати постель для новобрачных. Постель была пышная, многослойная.

Вначале клали снопы, далее, ковер, пару перин и сверху - простынь из шелка. Наволочки на подушках тоже надевали шелковые.
Чтобы молодые не замерзли, ведь помещение было без обогрева, готовили для них холодное одеяло, вдобавок- теплое одеяло из меха соболя или куницы, в ногах размещали ковер, а на подушке - шапку. Брачное ложе завешивали занавесями из тафты, а возле него раскладывали разные орудия труда (что обещало рождение трудолюбивых детей). В помещении расставляли кадушки с семенами ржи, ячменя, пшеницы и овса, что было символом материального достатка.

Перед тем, как оставить молодых наедине, сопровождавшие их сваха и тысяцкий (должностное лицо княжеской администрации) проверяли помещение, чтобы в нем не оказалось ничего подозрительного, что могло бы навредить благополучию молодоженов. Сваха помогала раздеваться невесте, а тысяцкий- жениху, наставляя их перед тем, как уйти. Перед уходом тысяцкий перекрещивал дверь своим кнутом.

В некоторых случаях при проводах молодоженов на брачное ложе использовали интересный обычай, который носил название - «нагревание постели для новобрачных». Он заключался в том, что сваха с тысяцким занимали постель молодых, требуя с них выкуп.

Еще одна свадебная традиция была популярна на Руси вплоть до XIX столетия - разувание. Этот обряд уходит корнями в язычество. Он символизировал покорность и подчиненность жены своему мужу. Новобрачная должна была сама снять сапоги со своего мужа. Если она снимала первым сапог, в котором находилась монетка, то это был добрый знак, а если - нет, то это означало, что она все супружество будет находиться в полном подчинении у мужа, разувать и угождать ему во всем. После разувания жених должен был слегка трехкратно ударить свою избранницу плетью, которую ему вручал тесть перед поездкой в церковь. Известно, что этот древний обычай выполняли даже во время княжеских и боярских свадеб.

Сама первая брачная ночь не приносила молодым особого удовольствия, ведь их беспокоили по несколько раз за ночь.
Родня молодого супруга периодически отправляла тысяцкого осведомиться у молодого, как его здравие. Если тот отвечал положительно, что он в отличном здравии, то это значило, что все хорошо завершилось, и тогда тысяцкий радостно объявлял об этом гостям, ведь за такую новость он получал подарки. А гости, которые во время брачной ночи продолжали пировать, спешили к новобрачным поздравлениями и с жареной курицей. Еще один обычай сопровождал этот поздний ужин молодых супругов. Жених ломал ножку и крылышко у курицы и кидал их через плечо.После ночной трапезы снова продолжалась брачная ночь у новобрачных, а гости возвращались к столам. Но подобное могло повториться в течение ночи ни один раз. Молодоженов будили, приводили к веселящимся гостям, те их поздравляли, и

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения
Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).


У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи
У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.

Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом. Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных
В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.

Наедине
После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним. Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут
Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Итак, можно начать с полноценной трактовки слова «свадьба». Что же оно представляет собой? Историки с лингвистами не сумели найти общего определения и истории происхождения слова. В настоящее время принято выдвигать разнообразные гипотезы. К тому же все они на самом деле заслуживают внимания.

На самом деле нельзя с достоверностью сказать про какую-либо версию. В любом случае предполагается благословение супругов на совместную жизнь, которая должна быть счастливой. В каждом случае, вне зависимости от того, какой язык принять в качестве основы, свадьба позволяет понять, что молодые люди создают свою семью, становятся родными друг для друга. При этом брачные отношения представляли собой благословение с небес, предполагали особенные отношения. Можно отметить, что на самом деле слово «свадьба» обладает поистине большим значением, которое позволяет понять, насколько важным должен быть процесс бракосочетания, вне зависимости от нюансов его проведения.

История свадеб на Руси.

До Крещения Руси свадебных обрядов не существовало. К тому же было разрешено многоженство. Однако ситуация кардинально изменилась в конце XVI столетия, когда появился свадебный обряд, включающий в себя детали христианства и язычества.

В народе люди считали обыденным и полезным делом раннюю свадьбу. До XVII столетия девушек могли запросто выдавать замуж в 11 лет, причем жениху едва исполнялось 15 лет. В некоторых ситуациях невеста могла быть старше, так как требовалась хорошая хозяйка, а не жена как таковая. Бракосочетания всегда проводили по воле родителей.

Свадебные обряды в обязательном порядке включали в себя сватовство, сговор, венчание и пиршество. Долгое время женихи не могли видеть невест до смотрин, которые проводились с привлечением свата. Жениха можно было увидеть только во время венчания. Родители парня и девушки должны были подписывать «рядную запись», которая включала в себя брачный договор, а также опись приданного. После того, как родители ставили свои подписи, брак уже невозможно было расторгнуть.

Пир начинали проводить за день до венчания, а заканчивали – спустя 3 дня после обряда.

Молодоженов после первого дня пира отводили в «сенник», который предназначался для брачной ночи. Празднество продолжалось только после того, как девушка показывала свое сорочку, доказывая потерю девственности.

Мнение о браке начало меняться благодаря Петру I, который разрешил браки с разницей в возрасте и по принадлежности к финансовому, имущественному состоянию. Более того, люди получили возможность бракосочетания с иноземцами, священнослужителями, разведенными. К тому же показ сорочки невесты после первой брачной ночи остался в прошлом и родители больше не должны были заключать брачный договор. Петр I запретил любые насильственные браки, отдавая предпочтение только добровольным отношениям. Несмотря на такие изменения, парни и девушки по-прежнему принимали во внимание родительскую волю и уважали ее.

Особенности свадебных обрядов на Руси.

Свадебный обряд, который существовал на Руси, обладает тесной связью с язычески традициями.

Положение супруги у древних славян было не таким, как сейчас. Жена тогда была практически рабыней. Она не могла жаловаться и противоречить мужу, должна была слушаться его, заниматься хозяйством, рожать детей и воспитывать их. К тому же в древние времена после смерти супруга жена должна была провести самосожжение на костре для того, чтобы ее семья не была обесчещенной.

Древние славяне могли брать в жены несколько девушек, поэтому изначально свадебный обряд не обладал особенной ролью, не вызывал трепетное отношение. Однако впоследствии появились обряды, которые сохранялись и укреплялись в течение длительного времени, до того времени, как Петр I не изменил ситуацию.

Описанию славянских обрядов много времени и сил посвятил летописец Нестор, ведь он видел в них выраженное проявление нравственного состояния всего народа.

Многие свадебные обряды обладали тесным отношением с родителями жениха, невесты. Русская семья предполагает уважение к родителям и их мнению. Важно отметить, что данная особенность была расписана даже в Домострое XVI столетия. В Домострое отмечалось, что отца должны были величать государем, причем именно он обладал правом решающего голоса, мнения. Все славянские племена объединялись в особенном уважении к родителям.

Брачная ночь.

Издавна существует такой обряд, как брачная ночь, являющаяся физическим и правовым скреплением брака. Прежде брачную ночь можно было проводить только в родительском доме, где жил жених. В южнорусских губерниях молодая пара должна была вернуться в разные дома, где ожидали главного пира.

Чаще всего постель готовили в холодном помещении, которое представляло собой сенник или чулан, иногда – хлев или овчарню. При этом разрешалось использовать новую постель, включенную в приданое невесты. Используя разнообразные приспособления, можно было создать особенное ложе для молодоженов: на доски принято брать мешки с мукой или снопы ржи, пару сенных матрасов или перину, большое количество подушек, простыню с вышивкой и одеяло. В создании брачного ложе участвовали свахи с обеих сторон, мать или сестра жениха.

Под постель можно было положить кочергу, поленья, сковородники.

В обязательном порядке вокруг брачного ложе нужно было обойти, держа в руках веточку рябины или можжевельника. Впоследствии эту веточку вставляли в стену помещения. Люди верили в то, что благодаря рябине или можжевельнику пара могла оказаться защищенной от злых сил. К тому же мешки с мукой и снопы ржи должны были гарантировать благополучие. Поленья символизировали детей, поэтому люди старались использовать большое количество поленьев.

Молодоженов обычно провожали дружка, свахи. В некоторых случаях в проводах участвовали все присутствующие на пиршестве. Предполагалось обязательное веселье: хохот и шум, разнообразные прибаутки и песни, наставления эротического, интимного характера.

В комнату, где должна была состояться брачная ночь, входил дружка. Он пару раз мог ударить по ложу кнутом для того, чтобы отпугнуть злых духов. В некоторых населенных пунктах России дружка должен был преподнести выкуп людям, стелившим постель.

Дверь помещения закрывали снаружи, ставили охранника, который должен был охранять пару.

Новобрачные должны были вначале скушать хлеб и курицу. Считалось, что подобная трапеза позволит обеспечить согласную и счастливую супружескую жизнь, привлечь богатство, получить шанс на рождение здоровых детей. Только после того, как удавалось съесть хлеб и курицу, можно было приступать к интиму. Девушка должна была вести себя смирено и покорно, поэтому предполагалось, что она даже снимет обувь со своего мужа. Важно отметить, что описание данного обряда можно найти даже в «Повести временных лет».

Мужчина должен был вести себя как хозяин постель, поэтому невеста должна была многократно просить разрешения занять место себе в постели. Дружка за ночь мог несколько раз приходить к молодым для того, чтобы узнать, состоялся ли интимный контакт.

Если все прошло благополучно, дружка сообщал о радостной новости всем гостям. Молодых после этого можно было выводить к гостям или оставлять в покое до самого утра. Гости после хорошей новости запевали частушки эротического характера.

Утром люди должны были будить новобрачных. При этом основной целью была проверка добрачной невинности девушки. Будить можно было по-разному: легкое постукивание в дверь, веселые крики, битье горшков, одергивание одеяла, обливание холодной водой, звон колокольчиков. Проверка первого секса у девушки происходила в обрядово-игровых мероприятиях. В Пермской губернии на окна дома можно было вывешивать белье с красными вышивками, которые также привязывали к дугам лошадей, когда дружка ехал к родителям девушки. Во Владимирской губернии было принято вывешивать брачную простыню. В некоторых губерниях гости со свахой и дружкой разъезжали по всей деревне, издавая определенные крики и показывая рубашку девушки.

Если же доказательство невинности отсутствовало, родителям девушки надевали на шею хомут. Отцу подавали пиво, которое проливалось из дырявого стакана. Сваху тоже унижали. Славяне верили, что девушка могла стать женщиной, а парень – мужчиной, только после специальных обрядов. Если же порядок нарушался, происходило посягательство на ее основы. Длительное время на Руси брачные обряды были поистине важными.

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения

Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи

У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.

Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом.

Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных

В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.

Наедине

После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног жениха сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним.

Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался фактически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут

Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень - «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Что еще почитать