«План по самообразованию ««Сказкотерапия — как средство развития детей дошкольного возраста. Играем в сказку: как провести занятие по сказкотерапии в детском саду Самообразование сказкотерапия план

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №350 присмотра и оздоровления» Кировского района г. Казани

«План по самообразованию педагога»

Липовцевой Евгении Викторовны

Тема: «Сказкотерапия как средство развития детей

дошкольного возраста»

учебный год.

Тема самообразования воспитателя МБДОУ № 350

«Сказкотерапия как средство развития детей

Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»


Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.

Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

Арт-терапия - лечение через творчество -

(therapeia от греческого - забота, уход)

забота о человеке, психологическая помощь и поддержка.

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,

арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:

человек важнее, чем искусство!» - Юрий Красный, педагог, художник, поэт.

Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности» Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт .

В Арт-терапии используютсяразнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:

движения (танец, игра, физические упражнения)

рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)

живописи (рисование красками)

скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)

музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных композиций)

вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)

импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)

— в условиях, обеспечивающих поддержку человеку,

с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

Цель арт-терапии -

помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром; ребенку - сформировать правильное отношение к себе и окружающей действительности, способствовать его здоровому и радостному взрослению!

Основные задачи арт-терапии :

Самовыражение - помочь человеку выразить свои чувства и эмоции.

Самопознание - помочь человеку осознать себя, свои потребности,

желания, способности, свой потенциал.

Расширение личного опыта

Внутренняя интеграция личности

Интеграция с внешней реальностью -

применение методов арт-терапии способствует приобретению новых навыков взаимодействия, самопонимания, самопринятия, а также понимания и принятия окружающего мира.

Арт-терапия чаще всего используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. Для этого метода терапии не нужны специальные навыки и умения, а через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы (включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими).

Особенность арт - терапии: важность творческого акта как такового - спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создатьнекий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.

Арт - терапия для детей .

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга. Но как правильно организовать эту деятельность?

Творчество изначально присуще ребенку, а неосторожное вмешательство взрослых губит ростки неповторимости, самобытности и индивидуальности, превращая ребенка в плохого подмастерья, пытающегося своими скудными средствами воплотить образы и фантазии взрослого.

Большинство детей не могут сами найти дорогу к созиданию, не могут в достаточной мере овладеть средствами рисования, лепки, конструирования, создания аппликации, не могут свои эмоциональные переживания и опыт постижения действительности осознать, воплотить в замысел и художественный образ.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:

Фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли. - фактор интерпретаций и вербальной обратной связи - во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания .

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов; - дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;

Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

Помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает

художественную компетентность.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Перспективный план реализации «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ на 2014-2015 уч. год

период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

сентябрь

Разработка долгосрочного педагогического проекта «Песочные сказки», конспектов занятий

Игровое занятие «Мой сказочный остров» (диагностика детей)

Подбор консультаций и индивидуальных бесед

Родительское собрание: «Язык детской игры»

Презентация для родителей на сайте группы «Звездочка» «Любимые игры и игрушки»

Разработка перспективного плана по теме самообразования

Игровое занятие в терапевтической песочнице по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации)

Подбор терапевтических сказок для коррекции детских капризов.

Консультация: «Создание сказочно-игровой среды»

Подборка коллекции игрушек для песочной терапии

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Моя семья»

Внедрение прослушивания аудиозаписей для утренней гимнастики, для релаксации и свободной деятельности детей в группе. Подборка аудиотеки.

Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Видеоролик на сайте группы «Методы Арт- терапии в ДОУ»

Консультации: «Игры на формирование коммуникативных умений»; «Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»

Выставка семейных проектов «Генеалогическое дерево моей семьи»

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Добрый дедушка Мороз, он подарки нам привез…» (просмотр презентации)

Рисование в разных нетрадиционных техниках «Новогоднее чудо», «Разные чувства»

Подбор информации для творчества родителей и детей на сайте группы

Выставка семейного творчества «Новогодняя окрытка»

Мастер класс для педагогов «Куклы наших предков»

Презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Рисование пальчиками, ладошками «Музыкальная шкатулка» по прослушиванию музыкальных классических произведений

Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Папы разные нужны, папы разные важны» (песни про папу)

Консультация: «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по стихотворению Благиной «Посидим в тишине…»

Выставка семейного творчества «Букет любимой мамочке», «Весенняя открытка»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по прослушиванию аудиосказки «Волк и семеро козлят»

Выставка семейных проектов «Космическое путешествие», «Я космонавт»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по сказке «Царевна-лягушка»

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”

Открытые занятия совместно с родителями «Волшебный песок»

Семинар-практикум «Песочная терапия в работе с детьми» для воспитателей НДОУ (презентация проекта)

Документы для скачивания:


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. МАУДО г.Ялуторовска«Детский сад №9» Тендентник Марина Николаевна, воспитатель 2017 г. Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуальна в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную означает переворот в сознании человека. К сказке интуитивно тянутся люди: ищут скрытый смысл в сказках, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия - это лечение сказкой, совместное с ребенком, открытие тех знаний, которые живут в душе. Сказка адресована живому творческому созидательному началу в человеке. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок. Сказкотерапия - это самый древний способ терапии, который возник тогда же, когда люди научились говорить. Сказками передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, жизненные основные сценарии и много другой важной информации. Стоит заметить, что в древности сказки и мифы рассказывали не только детям - но и взрослым. как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. как нарратив (рассказ, повествование). Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. СКАЗКОТЕРАПИЯ Виды сказок по происхождению по содержанию по задаче сакральные (мифологические) народные авторские антропоморфныебытовыеволшебные дидактическиепсихокоррекционные психотерапевтическиемедитативные Структура сказкотерапевтического занятия: ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие 2. Повторение Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Воспитатель задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр. 3. Расширение Расширить представ-ление ребенка, о чем-либо. Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. 4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они мо-гут использовать тот опыт, что пробрели сегодня. 6. Резюмирование Обобщить приобретённый опыт, связать его уже с имеющимся. Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребёнка за достижения, подчеркиваю значимость приобретённого опыта, проигрываю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. 7. Ритуал «выхода» в сказку Закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «Входа в сказку», с дополнением: «Мы берем с собой, все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились». Можно протянуть руки и сделать вид, что что-то берем, затем приложить руки к сердцу. Картотека упражнений: «Карточки метафор» Цель: научиться лучше понимать друг друга с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя.Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию коммуникативных навыков. Детям раздаем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.Далее дети показывают, что они изобразили на карточках, а группа должна угадать, что там было символически зашифровано. Если не удается сразу, то предлагаются подсказки. «Игра в переформулирование» Цель: повысить самооценку, научиться по-другому воспринимать себя, свои «недостатки».В таблице в графе «Мои качества» указывается те, которые, как мы считаем, что они нам мешают. В другой графе мы находим положительные моменты от этих качеств. Например,Это упражнение помогает осознать, что не стоит бороться с самим собой, так как в этой «борьбе» победителя все равно не будет. Такая борьба только усиливает внутренний конфликт. Главное понять, что те качества, которые мы себе приписываем, нам для чего-то нужны. В психологии это называется «вторичная выгода». Чтобы измениться, нужно перестать получать таким парадоксальным способом «выгоду». Мои качества Что хорошего в том, что я такой(ая) Ленивый Мне не грозит переутомление Застенчивый Никто меня не будет считать наглым Капризный Добиваюсь своего «Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» (с 5-летнего возраста, верхний уровень не ограничен)Цель: повышение уровня самооценки, упражнение способствует личностному развитию и изменению жизненного сценария.Как показывает практика, многим взрослым людям трудно назвать свои преимущества. Считается, что про это говорить не стоит. Надо указывать только на недостатки. Мы умеем быть самокритичными, но совсем не умеем опираться на свои сильные стороны, в то время как именно благодаря сильным сторонам мы можем развиваться и двигаться вперед. «Приятные воспоминания» (начиная с 6-летнего возраста)Цель: научиться обращаться к позитивным эмоциям, связанным с приятными воспоминаниями.Предлагается вспомнить какую-нибудь историю из жизни, которая ассоциируется с приятными переживаниями. Вспомнить сначала визуальный образ, потом звуки, которые сопровождают этот образ, потом запахи, тактильные ощущения и, возможно, вкусовые. Зафиксируйте, запомните это состояние. В те моменты, когда вы сталкиваетесь с проблемами, неудачами, можно будет запустить ассоциативный ряд приятных воспоминаний, которые помогут справиться с негативными эмоциями. «Если бы я был волшебником» (начиная с 6-летнего возраста).Цель: научиться осознавать свои желания, понимать, чем желания отличаются от намерений и целей.Мы все любим мечтать. Но мало кто знает, как осуществлять свои мечты.Начиная с раннего возраста, можно помочь ребенку делать определенные шаги для реализации своих желаний.В этом помогут следующие вопросы для обсуждения:- Что ты хочешь больше всего?- Что ты готов делать уже сейчас, чтобы это случилось?- Как ты можешь приблизить свою мечту?- Какие способы есть у тебя для осуществления желания?- Кто может тебе помочь в этом?- Как измениться твоя жизнь, когда ты достигнешь желаемого?- Изобрази свою жизнь после того, как твоя мечта осуществилась?- Что в большей степени тебе помогло в осуществлении мечты?Такого рода обсуждение вместе с ребенком дает возможность поверить, что на самом деле главным «волшебником» в своей жизни является он сам. «Мои помощники» Цель: осознать свои ресурсные состояния, чтобы опираться на них в трудные минуты.Вспомните, что вам помогает в трудных ситуациях.Например, вы вспоминаете подбадривающие слова отца: «Я в тебя верю!» или момент, когда вам удалось добиться результата. ВИДЫ СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «СОН КОЛОБКА»Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного - он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.- Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?- Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!- А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка.- Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.- Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны... - сказала Лисичка.Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.Когда он проснулся - у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.Терапевтический эффект - осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.Возраст детей: 2-5 лет. «РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль:- Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время! С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада,Возраст детей: 2-5 лет. «В ТЕМНОЙ НОРЕ»Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.- Вот видишь, Цыпленок, - сказал маленький Утенок. - Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте - Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой.Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления... В норке никого не было.Терапевтический эффект –снижение у ребенка тревожности по поводу страха темноты. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием музыки детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают. Список литературы:1. И.В.Вачков «Введение в сказкотерапию». - М. Генезис. 2011 г.2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 20103. А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013 г.4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь5. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь6. В. Гнездилов Авторская сказкотерапия, СПб.: Речь, 20047. Н.А. Сакович Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.8. Интернет ресурсы www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru, Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.МоскваПросмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо»

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе.

Составила: воспитатель Удодова М.В

План по самообразованию.

Тема: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.

Цел ь: Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сентябрь.

1.Работа с детьми.
Диагностика. «Давай познакомимся».
Выявить знания и умения детей по развитию речи в начале учебного года.
2.Работа с родителями.
Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию».
Октябрь.

1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 1. «Корова Буренка»

Знакомить с уменьшительно – ласкательными названиями животных (мышка, котик);

Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

Подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу – мяу, пи – пи, му - му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

Довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

Активизировать в речи детей уменьшительно – ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку)

2. Работа с родителями.

В помощь родителям статья «Сказка – это серьезно» - о роли сказки в развитии ребенка.

3.Пособия.

А) Собрать папку по сказкотерапии.

Б) Подготовить наглядный материал (игрушки корова Буренка, котик, мышка, тучка.)

Ноябрь.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 2. «Добрая темнота»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, почивай, глаз не открывай)

Подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого, доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно,громко)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций .

Довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);

Активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

Учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Ребята помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай»)

2. Работа с родителями.

В помощь родителям «Расскажи мне, мама, сказку» - статья о том, что такое сказкотерапия.

3. Пособия.

А) Пополнить папку по сказкотерапии сказками для гиперактивных детей «Котенок Мур – Мур», «Догадливый комарик», «Голубая Искорка»

Б) Подобрать сказочных героев (Маша, злой гном, добрые гномики)

Декабрь.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 3. «Цыпленок – хвастунишка»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);

Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались,лучше плавать научись, помоги, спаси);

Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, забота, спасение, поучение);

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь – учись);

Активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький), действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает), глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси);

Учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Цыплята у курочки все хвастунишками были и громко кричали: «Не страшна мне река, не страшна мне глубина»)

2.Работа с родителями

Привлечь к изготовлению оборудования к сказке.

3.Пособия.

Оформить настольный театр «Цыпленок – хвастунишка»

Январь.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 4 «Ласковый цветок и сердитые тучки»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Знакомить с образными выражениями (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует);

Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись);

Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (страх, удивление)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует

В) Выражение замещающей потребности.

Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (ребята помогают цветку звать на помощь: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»).

2.Работа с родителями

А) В помощь родителям «Как сделать сказку другом для вашего ребенка» - статья о пользе рассказывания сказок, которые помогают детям преодолеть тревогу и конфликты.

Б) Привлечь родителей к изготовлению оборудования к сказке.

3.Пособия.

Изготовление Цветка – лепестка, бабочки, солнышка и тучек для сказки.

Февраль.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 5. «Жадный великан»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);

Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);

Активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать)

В) Выражение замещающей потребности.

Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (гномики прячутся от великана).

2.Работа с родителями

А) Познакомить с несколькими сказками.

3.Пособия.

А) Пополнить папку по сказкотерапии упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Б) Подбор оборудования для сказки «Жадный великан»

Март.

1.Работа с детьми.

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);

Активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

В) Выражение замещающей потребности.

Учить детей совместно составлять 2 – 3 предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).

2.Работа с родителями

Консультация «Ребенок – Каприза - это серьезно…»

3.Пособия.

Оформить настольный театр «Капризуля»

Апрель
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 7. «Непослушный Ваня»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду);

Активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

В) Выражение замещающей потребности.

2.Работа с родителями

А) Конкурс рисунков «Непослушные дети – это плохо» - Совместная деятельность детей и родителей.

Б) Оформить альбом из конкурсных работ.

3.Пособия.

Оформить настольный театр «Непослушный Ваня»

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 8. «Доброе превращение»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

Знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);

Активизировать в речи детей образные выражения (душа в пятки ушла, красна – девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут поживают, горя не знают).

В) Выражение замещающей потребности.

Учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

2.Работа с родителями

Открытое занятие «Доброе превращение»

3.Пособия.

А) Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Гурнова Валентина Трофимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 Дошкольное отделение № 2
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"
Дата публикации: 21.09.2016
Раздел: дошкольное образование

ГБОУ Школа №1467

Дошкольное отделение №2

Сообщение для педагогов по теме самообразования

«Метод сказкотерапии-

основной принцип целостного развития личности»

Воспитатель: Гурнова Валентина Трофимовна
«Через сказку, фантазию, игру, Через неповторимое детское творчество - Верная дорога к сердцу ребенка. Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, И они забьют животворными ключами» В.Сухомлинский В последнее время в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно- нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности. Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно важные качества, как Доброта, Взаимопомощь, Сочувствие. Закладывать предпосылки данных качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя тревожность, страхи. Проведя диагностику и наблюдение за детьми имеющие данные проблемы по следующим диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана; « Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих детей. Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности. Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по данной проблеме учёные выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Что касается тревожности у ребенка дошкольного возраста - то это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. По результатам анкетирование родителей
«
Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не читают детям книжки: Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей. Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (43%). Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%). Чтение заменяют просмотром телепередач (39%). Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно- нравственных качеств детей. Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров). Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд, эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка. Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на наш взгляд, интересным и актуальным, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотеррапия –один из видов здоровьесберегающих технологий и является инновационным методом в работе с детьми. Сказкотеррапия –метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодейсокружающим миром.душе. Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия. Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Передо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок как средства и познавательно- речевых способностей в формировании и развитии личности дошкольника? С этой целью была разработан план по схеме темы самообразования на каждый месяц, до конца учебного года. Это –проведение досуга «В мире доброты». Конкурс «Отгадайка», выставка «В гости к доброму волшебнику»,проведение экскурсий в уголки книги по группам доу, также планируется использовать цветные мнемотаблицы при помощи ИКТ. Далее открытый показ «Сказочное путешествие» Все мероприятия ориентированы на использование в таком воспитательно-образовательном процессе участие педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителе).При взаимодействии со всеми перечисленными, сказки, игры и упражнения воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально - волевой сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, поспособствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют познавательно-речевое общение детей со сверстниками. Также планируется применение сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Кстати, можно разработать целый цикл занятий и предложить детям и родителям. Цикл занятий поможет эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию хорошо знакомых детям сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации(это уже для старших дошкольников) План всех занятий разработан с учётом возрастных особенностей, будет проводится 1 раз в неделю в течении всего учебного года. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Сказкотерапия проводится по подгруппам, для детей 4-5 лет – 20 минут. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Поставлена перед собой цель: -гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств, творческих способностей, познавательно-речевых. Для достижения цели намечены следующие задачи: -разработать содержание различных форм организации работы с детьми по использованию Сказкотерапии; -пополнить предметно-пространственную среду -корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки; -развивать диалогическую, монологическую речь; -расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире -воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие -развивать воображение, мышление, память, внимание; -содействовать сплочению детского коллектива -укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагаемый комплект подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: -социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие. На родительском собрании будет обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации такой работы, определение содержания, длительности плана и участия в нем родителей. С моей стороны будет изучение методической литературы по данной теме. Основной этап реализации –это роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально все – песок, воду, крупу, мелкие игрушки, конструктор, бросовый материал, разные виды театров. Вся работа будет проходить в форме игровых занятий, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по принципу «от простого к сложному». Главное. чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него донести. Итак сказкотерапия (игры-занятия): С использованием методик необходимо сделать диагностику, подготовить достачно материала, дополнить уголки атрибутами, самостоятельная деятельность такжне предусматривается в сказкотеррапии,далее на родительском собрании провести треннинг по этой теме, нужно добиться чтобы родители стали единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми, получили необходимые знания по данной теме, Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекает тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных задач педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка. Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащение новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение – вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе использования сказкотерапии. В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ. Использование в воспитательно-образовательном процессе метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие педагогов, несомненно, дадут хорошие результаты. Педагоги, работающие с детьми – это творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное желание. И неважно, в стихах или прозе, важен смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание возвращается снова и снова. «Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой И с чувством сказочным Пройдет он жизненной тропой»

Что еще почитать