Праздник русской березки в начальной школе. Сценарий "Праздника русской берёзки". Ребенок в маске-шапочке зайца

Праздник русской березки

Ход мероприятия.

Цель: расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ русских традиций, воспитывать эстетический вкус детей, чувства любви к природе, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

I . Организационный момент.

Загадка: - Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан .

II.Сообщение темы и цели мероприятия.

Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы услышим много признаний в любви к настоящей русской красавице, узнаем много интересного об этом дереве.

Сейчас мы отправимся в путешествие, и первой нашей остановкой будет

«Полянка знакомств»

Ученица в образе березы:

Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.

Береза я березонька,

Береза я белая,

Береза кудрявая.

Стою я, березонька.

Посредь долинушки,

На мне, березоньке,

Листья зеленные,

Подо мною, березонькой,

Трава шелковая.

-Белый ствол, чуть поникшие ветки.

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные березы,

Украшая России простор.

Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не

восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. А ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

«Полянка изобразительного искусства»

Обратимся к знаменитой картине А. К. Соврасова «Грачи прилетели». В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. И. И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

(танцуют девочки под русскую нар. песню «Во поле береза стояла»)

«Полянка русских традиций»

С глубокой древности березка почитается у русского народа как символ весны. И многие русские традиции связаны с березой.

По народному обычаю на русский праздник Семик береза была в центре праздника.

На Семик девушки шли в лес и тайно завивали венки на березах. Через венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками- подружками. А песни пели такие:

Березка, березка!

Завивайся, кудрява!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,

Пироги принесли

Со яичницей.

Под тобой, березонька,

Не мак цветет,

Не огонь горит –

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют!

А какие умельцы живут на Русской земле. Какие замечательные вещи они делают из березы.

Об этом нам сейчас расскажут веселые скоморохи.

Скоморохи:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почете мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Вот к топору топорище -Товары у меня славные,

Коль сильна у вас ручища Занятные и забавные.

Раз махнешь одной рукой Есть прехитрые штуки Накидаешь дров горой. Позабавят от скуки.

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри, да любуйся

А долго не торгуйся

Веник венику не брат,

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метет в чулане.

Подходи, смотри товар.

Что надо – отдам без заклада.

Трость купи и будешь рад,

Хоть она и не забава,

А придется вам по нраву.

А вот это – туесок!

Он не низок, не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туес принеси.

Девица, красавица!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива!

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни!

«Поэтическая полянка»

Учитель: - А теперь я вас приглашаю на «Поэтическую полянку». Я хочу вам напомнить имя замечательного русского поэта:

В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты.

Только скажут «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

Вспомните стихотворение С.Есенина о березе. (чтение стихотворения)

А сейчас проведем конкурсное чтение стихотворение о березе и других поэтов.

Дети читают стихи.

П. Балацкий: М.Ероха:

Опять о них- кудрявых и белых. На полянке, на пригорке,

А что тут делать, если на Руси Под окном, среди полей

У всех дорог встречаются березы, Белокурая березка-

Хоть день, хоть вечность колеси. Символ Родины моей.

Ты до того, березонька, красива Белолицая, белоствольная,

И в жаркий полдень, и в часы росы, Как невеста, горда и нежна,

Что без тебя немыслима Россия, Словно русская песня раздольная

И я не мыслим без твоей красы. К небесам устремилась она.

В. Рождественский: О. Шестинский:

Чуть солнце пригрело откосы, Без березы не мыслю России.

И стало в лесу потеплей, Так светла по-славянски она,

Березка зеленые косы Что, быть может, в столетья иные

Развесила с тонких ветвей. От березы - вся Русь рождена.

Вся в белое платье одета, Под березами пели, женили,

В сережках, в листве кружевной, Выбирали коней на торгах,

Встречает горячее лето Дорогих матерей хоронили

Она на опушке лесной. Так, чтоб были березки в ногах.

Гроза ли над ней пронесется, Потому, знать, березы весною

Туманная ляжет ли мгла,- Человеческой жизнью живут:

Дождинки стряхнув, улыбнется То смеются зеленой листвою,

Березка- и вновь весела. То сережками слезы прольют.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,-

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется - в шуме березы

Есть русская наша душа.

Н. Рубцов: А. Прокофьев:

Русь моя! Люблю березку русскую,

Люблю твои березы, То светлую, то грустную.

С первых лет я с ними жил и рос, В светлом сарафанчике,

Потому и набегают слезы С платочками в карманчиках,

На глаза, отвыкшие от слез. С красными застежками.

С зелеными сережками.

Березка - лебедь белая, Люблю ее, нарядную,

Рядком с тобой стою, Родную, ненаглядную,

Тебе, моя, несмелая, То юную, кипучую,

Стихи я говорю. То грустную, плакучую.

Стоишь в лесу счастливая, Люблю березку русскую.

Веселым летним днем, Она всегда с подружками

Из- за тебя, красивая, Под ветром низко клонится

Светло в лесу кругом! И гнется, да не ломится!

«Полянка полезных информаций»

Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью.

Вот как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен (в медицине- активированный уголь) – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.

Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

«Природоохранная полянка»

Сейчас мы отправляемся в гости к леснику.

Ребята, вы, конечно, узнали меня. Сейчас я расскажу вам очень грустный рассказ, а вы внимательно послушайте и сделайте выводы.

(рассказ лесника)

Ребята, что вы скажите о поступке мальчика? (ответы детей)

Вспомним правила поведения в природе.

На слайде:

    Не ломай ветки деревьев.

    Не повреждай кору деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнезда.

    Не шуми и не сори.

Исполнение песни «То березка, то рябина»

III. Итог мероприятия.

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Праздник русской березки. Сценарий

Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
Место работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши

Сценарий праздника русской березки

И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает) : А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший : Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица : Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).

Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь)
: Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…

Праздник русской березки.

Составила Кипина О.А.

Цель. Способствовать становлению нравственных, патриотических позиций детей. Воспитывать чувство гордости за нашу страну, русский народ.

Задачи. Расширить знания, кругозор детей о разнообразии произведений разных авторов связанных с описанием, отношением к русской березе, как символу мира, свободы, жизни.

Развивать речь детей, воображение, мышление ч/з умение рассказывать выразительно стихи, отвечать на поставленные вопросы, рассматривание картин.

Прививать любовь к природе, на примере березы; чувство гордости за нашу страну.

Оборудование. Репродукции картин известных художников, рисунки детей, плакаты, веточки березы.

Ход праздника.

Ведущий.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

О чем строчки из стих-я …

Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы поговорим о том, почему русский народ так сильно любил эту красавицу.

Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! (Обращается внимание на плакат). Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

Ученик 1: Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Ученик 2: Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за ивой и орешником. Цветки у нее скромные – сережки. А когда появятся на березе желто – лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов, т.е. первой.

Ученик 3: Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Ученик 4: Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

Ученик 5: Растет береза быстро. За четверть века(за 25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.

Ученик 6: И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод.(Образцы данных предметов). Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Ученик 7: На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка –

Символ Родины моей.

(Исполнение танца «Во поле береза стояла».)

Ученик 8: C. Есенин. Белая береза.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий. С какой любовью к березке писал Сергей Есенин:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты не был, всматриваясь в березовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Ученик 1: Молодые березки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами.

Ученик 2: Береза.

Белая береза –

Машина сестричка.

У березы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к березе

Белой подойдет,

Ленточку березе

В косы заплетет.

(Показывает плакат).

Ученик 3: Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

Ведущий. Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина (щепка), которая много веков освещала их жилища.

Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию. (Показать на карте.)

В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу 4 вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. (Показать картинки.) Возраст березы достигает порой 120 лет.

Ученик 4: Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Ученик 5: У красы – березки

Платье серебрится,

У красы – березки

Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

Защитить березку

Мы бежим гурьбою,

Чтоб краса – березка

Выросла большою.

Ведущий. Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.

А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб – тутовик – чага: плодовые наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она - воин.

Ученик 6: За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез…

(Грамзапись песни «Березовый сок» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.)

Ведущий. В грозные годы войны береза была символом непобедимой родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубеннов.

«…Все поле сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было покрыто смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит!- изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы»…

Вот так русская красавица помогала бойцам, потерявшим силы, надежду выжить в страшные годы войны.

Ученик 1: Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят.

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.

Ведущий. Воспевали красавицу не только русские поэты. Дань восхищения отдавали ей многие поэты и писатели других национальностей. А давайте посмотрим, как художники изображали русскую красавицу на своих картинах, с какой любовью.

(Рассматриваются репродукции известных художников).

И не найти ее красивей,

На радость нам она цветет.

В ней образ матери – России

Неувядаемой живет.

Вам было дано задание нарисовать плакаты «Люблю русскую березу» к этому празднику. Давайте рассмотрим эти плакаты.

И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет!

Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно – желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.

Вот такая она русская красавица.

Чему посвящен сегодняшний праздник? Что для себя интересного, нового узнали о березе?

Огромное спасибо ребятам, которые участвовали в празднике. Гости уходят под песню «Край березовый» сл. Резника, муз. Броневицкого.

Что еще почитать