Происхождение пуговицы. История происхождение пуговицы. Пуговица - это амулет


Среди нас наверное есть те, которые не придают особого значения такой детали нашего гардероба, как пуговица. Тем не менее, модные пуговицы могут иметь немаловажную роль в одежде, так как способны не только соединять полочки пальто или блузы, но и украсить ваш наряд. И в этом можно убедиться, если заглянуть в коллекции .


Модные пуговицы из коллекций












История возникновения пуговиц
Первые пуговицы известны с давних пор. Ещё древние греки и этруски застёгивали свои туники на плече при помощи пуговицы и петли. А в Европе застёгивались, используя для этого броши и защипы. И это происходило до тех пор, пока в XIII веке не изобрели всего лишь… дырочку для пуговицы. В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).


Пуговицы инкрустировались слоновой костью и черепашьим панцирем и конечно же драгоценными камнями. На кафтане короля Франции (XVI век) было 13 600 мелких золотых пуговиц с изображением короны. Наполеон с большим уважением относился к красоте военного мундира и требовал, чтобы все пуговицы на рукавах солдат сверкали, как золотые. А его маршалы считали, что у императора было, в данном случае, не только уважение к красоте, но и презрение к неопрятности (он не любил, когда солдаты вытирали нос рукавом, а пуговицы этому явно мешали). Наиболее часто делали пуговицы из кости, дерева и керамики. Затем стали делать пуговицы, обтянутые текстилем и расшитые пуговицы. Самые интересные пуговицы были чуть более 200 лет назад. Они были покрыты стеклом, под которое помещались цветы, бабочки и даже портреты. Величина этих пуговиц доходила до нескольких сантиметров.



Франция достигла в производстве пуговиц необычайных вершин. Французы стали делать пуговицы из фарфора. В XVIII веке в Богемии появились стеклянные пуговицы. А в начале XIX века в Европе стали популярны китайские пуговицы из папье-маше. Для изготовления пуговиц пошли вход морские и речные раковины и перламутр. С 1920-х годов самые красивые пуговицы, можно сказать, пуговицы ювелирной работы остались принадлежностью только для нарядной одежды. Повседневные наряды стали экипироваться пуговицами из пластмассы. Декоративными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой шилось платье или блуза.



И так, наиболее часто пуговицы изготавливались из дерева, кожи, стекла, кости, перламутра. А вот металлические пуговицы долгое время служили даже платёжным средством. В Германии есть поговорка – пуговицами не разбрасываются. Металлические пуговицы изготавливались не только из золота и серебра, но и из олова, меди. Форма металлических пуговиц была самая разнообразная: миндалевидные, грушевидные, желобчатые, яйцевидные, а размеры – от мелкой горошины до размера яйца. Декоративность их также отличалась разнообразием. Пуговицы были ажурные, декорированные чернью, гравировкой, украшенные многоцветной эмалью. Пуговицы за время своего существования выполнялись из разнообразных материалов и претерпели различную технику изготовления. Кроме названных натуральных материалов, пуговицы сегодня изготавливаются из полиэфира с металлизацией и различными вставками, а также пластиковые с напылением и заливкой.




Коллекция пуговиц


В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями. Есть такой клуб и в Италии, в нём пока только около 20 членов, так как создан клуб в 1995 году.



Также, как и ювелирные украшения, пуговицы должны быть подобраны самым тщательным образом. Выбор пуговиц зависит от моды и свойств ткани. Они должны сочетаться по цвету с тканью, подчёркивать стиль одежды. Даже самая маленькая пуговичка на манжете может играть большую роль. Не забывайте, что пуговицы – важная и эффектная отделка, и в настоящем сезоне они имеют одну из ключевых ролей в нарядах.













История пуговиц

Древние люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали специальные завязки, шнуровку и булавки из шипов растений, кости и других материалов. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро , в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.»

Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н. э. Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.

В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.

Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья , с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота , серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. На этот счёт существует несколько версий - основная гласит, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а женщинам приходилось помогать одеваться - потому пуговицы на женской одежде стали пришивать иначе, сподручнее.

Функции пуговиц

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  • утилитарная (застежка);
  • декоративная (украшение);
  • магическая (оберег или талисман);
  • информативная (опознавательный знак).

Декоративная функция

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов , янтаря , жемчуга . Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.

В современной мужской одежде декоративную функцию играет запонка .

См. также

Примечания

Литература

На русском языке

На иностранных языках

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пуговица" в других словарях:

    ПУГОВИЦА, пугвица, пуговка, вичка, вор. пугалка жен. кружек или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пуговица отъемная, запонка. Села, как пуговка, надоедает. С пуговки на петельку перебивается, кое как … Толковый словарь Даля

    Насадить пуговицы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пуговица сущ., кол во синонимов: 5 гузик (2) … Словарь синонимов

    ПУГОВИЦА, пуговицы, жен. Пришиваемая к бортам одежды костяная, металлическая или иная застежка, обычно в виде кружка, для петель одежды (иногда служит просто украшением). Застегнуться на все пуговицы. Перламутровые пуговицы на белье. Пиджак с… … Толковый словарь Ушакова

    ПУГОВИЦА, ы, жен. Застёжка (обычно в виде твёрдого кружка), продеваемая в петлю. Плащ на пуговицах (с застёжкой на пуговицах). Застегнуться на все пуговицы (также перен.: внутренне собраться, подтянуться). | уменьш. пуговка, и, жен. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Светлана волченко
Проект «История пуговицы»

«История пуговицы »

познавательно-исследовательский проект для дошкольников .

Паспорт проекта

Образовательная область : Познание

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

По характеру контактов : В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы.

По количеству участников : групповой.

Актуальность

Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”

Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Мы с вами остановимся на пуговицах .

Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы , куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц . Создание поделок из пуговиц .

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Цель проекта :

Формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.

Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения пуговиц , их разнообразием, спектром использования.

Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.

Развитие мыслительной активности и творческих способностей.

Поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.

Поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование представления о многообразии видов пуговиц .

Знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц .

Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать бережное отношение к одежде и пуговицам в том числе .

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми.

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах . Использовалась модель двух вопросов «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?» . Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности :

«Что означает слово пуговица

«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц

«Какими были первые пуговицы

«Каких видов бывают пуговицы

«Из каких материалов делают пуговицы

II этап – основной.

Были выбраны темы проектов , которые дети совместно с родителями должны были подготовить.

Определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта .

В результате реализации совместных проектов дошкольник подготовили образцы способов пришивания пуговиц , подобрали материал о видах пуговиц .

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта .

Подготовлена презентация реализации всех этапов проекта .

В ходе исследования в группе был создан мини – музей, собраны коллекции пуговиц , образцы пуговиц «Металлические и пластмассовые пуговицы » , «Детские пуговицы » , «Пуговицы – украшения » .

Реализация проекта .

Образовательная ситуации :

Речевое развитие (развитие речи) . Рассматривание картин с изображением пуговиц . Рассказ из личного опыта «Как я научился застёгивать пуговицы » Составление описательных рассказов о пуговицах . Заучивание стихотворений и пословиц о пуговицах . Использование пословиц, поговорок.

Придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица » , «Сказка про любимую пуговицу » , «Пуговичка » и др.

Речевые упражнения : «Подбери и расскажи» , «Пуговичка заблудилась » , «Какая пуговичка , «Опиши пуговицу » ;

Познавательное развитие : Беседы на тему : «Откуда появилась пуговица » , «История пуговицы » , «История возникновения пуговиц » .

Ситуация общения : «Пуговицы – носители информации» .

Дидактические игры : «Распредели пуговицы на группы (по цвету, форме, величине, материалу) », «Составь картину» , «Найди пару» , «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица » ,

Художественно - эстетическая деятельность :

Рисование : «Нарисуем пуговицу » , «Нарисуем пуговицу » , «Гроздья

винограда», «Божья коровка» , «Пуговицы для сказочных персонажей» , «Аквариум» , «Солнышко» и др.

Лепка : «Пирамидка» , «Куколка из пуговиц » , «Глобус» , «Сороконожка» , «Яркая рамочка для фотографии» , «Мухомор» . «Ягодная полянка» , «Витамины в банке» , «Красивая тарелка» , «Цветы» , «Гусеница» , «Наряжаем елочку» , «Волшебный цветок» , «Божья коровка» и др.

Аппликация : «Выложи из пуговиц картину » , «Гроздь винограда» , «Гусеница» , «Пирамидка» , «Весёлые человечки» .

Конструирование : Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.

Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .

«Гусеница» , «Выкладывание узоров» , «Бабочка» , «Браслет для мамы» , ««Дерево из ниток и пуговиц » . «Домик» ,«Горшочек с цветком» и др.

Ручной труд : Пришивание пуговиц , нанизывание.

«Бусы из пуговиц » «Бусы» , «Сердечко для мамы» , «Подставка под горячее, «Украшение для кухни» , «Кольцо» , «Бабочки» , «Тарелка» и др.

Игровая деятельность :

Дидактические игры :

«На что похожа пуговица » Пуговичная мозаика », «Подбери колеса» , «Сосчитай-ка» , «Чудо-пуговица » , «Посмотри-укрась» , «Пришей пуговицу » «Цветик-семицветик» , «Пуговицы » , «Составные картинки» , «Наводим порядок» , «Метание пуговиц » , «Собери фрукты» , «Геометрические фигуры» , «Посади клумбу» , «Подбери к одежде» и др.

Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Ателье» , «Семья» , «Мы дизайнеры» и др.

Экспериментально – поисковая деятельность :

Рассматривание пуговиц под лупой ; знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)

Работа с родителями :

Родительские собрания

Беседы с родителями о важности данной проблемы;

Изготовление поделок,

Придумывание сказок и историй по пуговицу ,

Пополнение коллекции пуговиц ,

Пополнение папки «Пуговица - чудесница » , «Чудо –пуговка »

Проведение смотра-конкурса поделок «Мы с мамой – рукодельницы»

Проведение выставки-конкурса рисунков «Пуговичка » «Моя пуговичка »

Проведение конкурса сказки про пуговицу «Сказочная страна» ;

Семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!» ;

Написание книжек-малышек о своей истории или сказки , про пуговицу .

Ожидаемые результаты.

Расширение словарного запаса детей.

Развитие у детей интереса к исследовательской, опытнической деятельности, творческих, познавательных способностей.

Активное участие детей в проведении опытов и исследований.

Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результаты мониторинга познавательного развития детей в разновозрастной (старшая дошкольная, подготовительная) группе показали успешность проведенной работы. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

История пуговиц настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц .

Главное, чему научил проект детей и родителей – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления .

Итоги реализации проекта были оформлены и продемонстрированы родителям в виде презентации.

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир» . – М., 2001.

2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов» . – М., 2001.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Пуговицы на кафтанах

Русский модельер Валентина Аверьянова в своих коллекциях в русском стиле придаёт большое внимание не только крою вещи и материалу, но и отделке. Часто используется русская вышивка, кружево, тесьма, шитьё камнями на традиционных нарядах…

Но особую роль для украшения наряда играет пуговица. Интересно, узнать, что история пуговицы на Руси начинается не с привычной круглой глазастой красавицы, а часто имела разнообразные формы и разные названия. Например, форму палочки. Кляпышек — короткая деревянная или металлическая палочка, употребляется как застежка, вместо пуговицы.
Пуговицы — как глаза на наряде, и часто от выбора пуговицы полностью зависит стилистика костюма. Интересно, что на Руси часто использовали не только пуговицы, которые изготовлялись своими руками из дерева, но и настоящие шедевры ювелирного искусства из драгоценных металлов, украшенные камнями, узорчатой сканью и позже филигранью. В отделке русских костюмов использовались даже заморские пуговицы, с восточными или византийскими мотивами. А очень часто в музеях и на выставках русских нарядов, даже на казалось простом русском народном костюме, т е на крестьянском костюме можно встретить старинные монеты соседних государств, с которыми вели торговлю русские купцы.

Название пугвица, пуговка, пуговичка — кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пугва (ж. церк.) выпуклость, горбок. Пуга, пужка — тупой конец яйца, пятка, гузка. Пугово(и)чный мастер, или пуговичник, пуговница.
Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках: На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства. Итальянском — bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон. Немецком — Knopf, в голландском Кnоор имеют значение «шишка, выпуклость, вершина». (Сравните со словом «кнопка», обозначающим вид застежки).
Пуговица – загадочный и удивительный предмет на протяжении всей истории его использования. Некоторые филологи считают, что слова «пуговица» и «пугало» имеет один корень, т к пуговица носила в том числе и обережных характер, и пуговки защищали владельца от злого взгляда.
В давние времена люди соединяли свою одежду пуговками из кости, дерева, и других натуральных материалов, но русские археологии находят в основном пуговицы из драгоценных металлов, не потому что в Древней Руси не использовали другие материалы, а потому что они не сохранились и не дошли до наших дней. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не только для застёгивания и были обнаружены в Индии. Сделаны они около 5000 лет тому назад. Предки русской пуговицы датируются VI веком. Древнерусские пуговицы-гирьки
Пуговицы, как правило, украшались рисунком. Например, концентрические круги означали солнце. В России часто пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы издавали мелодичное позвякиваете. По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре.



В Европе впервые пуговицу стали использовать как застежку в Германии примерно в 13 веке. С помощью специальной глазури художники расписывали пуговицы яркими картинами.
Первоначально дамы, предпочитавшие шпильки и булавки, обратили свой взор на пуговицы и дали им новую жизнь. Пуговицы стали не просто функциональной и необходимой вещью, но и произведением искусства, украшавшее великолепные наряды. Пуговицы стали чудесной деталью, которая придаёт вещи или красоту или может её безнадежно испортить.
История пуговицы на Руси.


Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Порой самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья, потому что были изготовлены из драгоценных металлов и камней.
На Руси пуговицы демонстрировали статус владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека и его достатке. К каждому виду платья полагалось свое количество пуговиц, например, к боярскому кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе - по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Больше всего пуговиц полагалось иметь ратникам на стёганном кафтане — тигилее.
И сегодня пуговицы могут многое рассказать о владельце, форменные пуговицы послов, военных, профессоров и учеников рассказывают о принадлежности носителя.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомство детей с историей пуговицы;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • развитие мыслительной активности и любознательности;
  • развивать мелкую моторику;
  • поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речевой активности детей;
  • обогащение словаря;

Художественное-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
  • формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент, практический.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы, ножницы, макет дерева, картина из пуговиц “Воздушный шар”.

Предварительная работа:

Чтение загадок, стихотворений о пуговицах. Чтение сказки Г.Шалаева “Потерянная пуговица”. Рассматривание альбома “Поделки из пуговиц”. Создание в группе мини - музея “Пуговица”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, дидактическая игра “Мозаика из пуговиц”, “Сосчитай пуговицы”, НОД “Пришей пуговицу”, НОД “Предметы которые нас окружают”, творческое задание “Подбери пуговицы”, совместная деятельность педагога с детьми “Бабочка из пуговиц”, картина “Рыбка”, “Ваза с цветами”.

Работа с родителями:

Создание коллекции “Пуговицы”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, участие в проекте “Волшебная пуговица”, мастер класс “Венок из пуговиц”.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей, умение создавать коллективную работу, оценивать правильность выполнения работы, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества; видеть прекрасное в окружающем мире, быть в роли дизайнеров, создавать поделки из пуговиц своими руками, всплеск эмоций.

Звучит мелодия № 1.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
“Здравствуй, это я! ”

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение, и я вам сделала подарок, красивую картину. Рассмотрите её. Из чего она сделана?

Дети рассматривают картину.

Дети: Она сделана из пуговиц.

Воспитатель: На этой картине, мы вместе с вами летим на воздушном шаре. Нравится она вам?

Дети: Лариса Анатольевна, очень красивая картина, вы молодец.

II. Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация “История маленькой пуговицы”.

История пуговицы началась семьсотлет назад.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите ребята дизайнеры.

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: А вы хотите стать дизайнерами?

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

Воспитатель: Смотрите, что это у меня на столе?

Дети: Ствол дерева, ствол берёзы в горшочке.

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.

Педагог читает стихотворение “Пуговица”.

Воспитатель:

“Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

Рефлексия.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вы настоящие дизайнеры. Вам понравилось наше занятие? И так, что нового вы узнали?

Дети: Узнали историю пуговицы, были в роли дизайнеров, создавали пуговичное дерево.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

Список использованной литературы.

1. Журнал “Дошкольная педагогика”, №1 2014 год;

2. Нуждина Т.Д., Энциклопедия для малышей, 2008 год;

3. О.В. Дыбина, Что было до, 1999 год.

4. Интернет-ресурсы.

Что еще почитать