Развитие речи и сенсомоторная коррекция. Дополнительное образование по психологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 с.Дальнее

Рассмотрено на педсовете

Протокол № от 16

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №19

Е.А.Сафонов____________

Программа

«Сенсомоторная коррекция детей с проблемами в развитиии»

Составитель: Лазутина Оксана Васильевна,

педагог-психолог

с.Дальнее,

2016 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

1.1. Актуальность программы

1.2. Цель и задачи программы

1.5. Режим занятий

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III. Содержание программы

3.1. Структура занятия

IV. Методическое обеспечение программы

ЛИТЕРАТУРА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, общении, психосоматическими расстройствами, трудностями адаптации.

У ряда детей клинические обследования не выявляют грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем, они могут демонстрировать стойкие проблемы в обучении и поведении.

1.1. Актуальность программы

Одним из основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития. В связи с этим особое место начинает занимать метод сенсомоторной коррекции, позволяющий преодолеть дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур. Сенсомоторная коррекция воздействует на механизм возникновения отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование центральной нервной системы в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода улучшает у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В случае наличия у ребенка существенных отклонений в развитии сенсомоторная коррекция может проводиться только в индивидуальной форме. Однако в настоящее время растет количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также детей, чье состояние можно оценить как пограничное. С такими детьми целесообразно проведение коррекции в групповой форме. Помимо задач, решаемых сенсомоторной коррекцией, данный вид работы помогает ребенку решить задачи, связанные с нарушением социальной адаптации, трудностями в общении. Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы сенсомоторной коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения двигательных задач, ввести игровые и соревновательные элементы.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался нами при различных нарушениях. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение соматического состояния ребенка, во многих случаях – исчезновение симптомов заболевания. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность и должна являться необходимым элементом психологической работы с детьми.

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является улучшение функционирования центральной нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.

Задачи:

Улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;

Повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;

Развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

Активация в развитиии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления);

Улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия).

1.3. Отличительные особенности программы

Методологически нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа опирается на современные представления о закономерностях развития, и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего – в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия); на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принципе «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов).

Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, когнитивных, коммуникативных, арт-терапии и др.психотехник применительно к детскому возрасту .

Разработанная программа сенсомоторной коррекции «Движение к жизни» полностью отвечает современным образовательным тенденциям. Она представляет собой иерархически организованную четырехуровневую систему, включающую 3 группы методов, в нейропсихологическом контексте каждый из них имеет свою цель.

Методы I уровня направлены, прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головногомозга;

II уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;

III уровня – на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Системный подход подразумевает одновременное включение в коррекционный процесс упражнений, воздействующих на все три уровня мозговой организации психической деятельности, однако удельный вес и время применения тех или иных методов постепенно меняются с учетом как динамики состояния ребенка, так и логики онтогенетического развития.

Воздейтсвие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение отдается именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается их базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Практика показывает, что воздействие на двигательные функции дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, это так называемый «эффект ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.

Во время коррекционно-развивающей работы с детьми важно учитывать, что моторная функция развивается в онтогенезе поэтапно. Наибольшее значение имеет развитие ребенка в первый год жизни. Программа нейропсихологической сенсомоторной коррекции состоит из четырех этапов, соответствующих основным этапам моторного развития ребенка: на первом этапе основные упражнения выполняются в положении лежа, на втором – ребенок сидит, на третьем этапе активно используются упражнения на четвереньках, и, наконец, на четвертом идет отработка упражнений в положении стоя.

Программу проводит педагог-психолог;

Помощь завершается в момент разрешения проблемы или диагностики устойчивой тенденции к разрешению.

Предполагается активное участие родителей в ходе занятий для закрепления упражнений, а также домашнее выполнение базового комплекса упражнений для автоматизации навыка и профилактики негативных симптомов.

1.4. Особенности группы детей.

По своему типу группы сенсомоторной коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целью групповой работы является решение психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения; в ходе работы развиваются определенные умения и навыки. Как правило, группы отбираются по 6-8 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2-х лет, имеющие схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один с гиперфункцией правого полушария. В группы не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов. Группы являются закрытыми, т. к. используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2-х лет, в зависимости от возраста и состояния детей.

1.5. Режим занятий

Индивидуальные и групповые занятия с детьми и родителями проводятся в виде выполнения комплекса упражнений для сенсомоторной сферы, развивающих игр, сенсомоторных упражнений.

1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Проверка результатов осуществляется за счет комплексной нейропсихологической и психолого-педагогической диагностики каждого ребенка в начале и в конце программы. Помимо этого, в ходе реализации программы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием ребенка, консультации родителей по мере обращения с целью получения обратной связи.

При положительной динамике – ребенок заканчивает посещение группы сенсомоторной коррекции, родителям даются рекомендации по закреплению достигнутых результатов, контрольная проверка, по рекомендациям итогового заключения, специалистами центра проводится через полгода.

При отсутствии динамики – проводится анализ ситуации, разработка дальнейшего маршрута сопровождения (возможно продолжение данного курса, участие специалистов смежных областей и т.д.)

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Этапы программы

Количество учебных часов

Всего часов

Количество занятий

I этап

II этап

III этап

IV этап

Всего:

III. Содержание программы

3.1. Структура занятия

Время проведения (мин)

Приветствие

Разминка:

Дыхательные упражнения

Самомассаж

Пальчиковая гимнастика

Основные упражнения:

Телесные упражнения

10-15

Растяжки

Упражнения для развития реципрокных координаций

Глазодвигательные упражнения

Игры и дополнительные упражнения:

Релаксация

Завершение занятия, обсуждение

Средняя продолжительность занятия

Цель

Примечания

Дыхательные упражнения

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способствуют улучшению работы вегетативных функций организма, успокаивают и улучшают концентрацию внимания

Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха. Нужно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, а плечи оставались спокойными. Сначала можно выполнять упражнение лежа, потом сидя по-турецки или в позе ученика, спина прямая

Самомассаж

Комплекс массажных упражнение направлен на оптимизацию общего уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

При возникновении трудностей на первом этапе эти упражнения можно выполнять в паре родитель-ребенок

Пальчиковая гимнастика

Направлена на развитие мелкой моторики, речи, памяти, внимания

Основные упражнения

Комплекс телесно-двигательных упражнений, направленный на отработку базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений)

Растяжки

Эти упражнения способствуют оптимизации и стабилизации мышечного тонуса тела.

Реципрокные координации

Упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, повышают эффективность самоконтроля.

Глазодвигательные упражнения

Упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, способствуют формированию произвольного внимания. Совместные движения глаз, рук, языка развивают зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие.

Релаксация

Способствует расслаблению, самонаблюдению, воссозданию полимодальных сенсорных образов. Может использоваться как для регуляции тонуса, улучшения самоконтроля, так и для интеграции приобретенного на занятии опыта.

Подробнее см. в

Игры и упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы

Коммуникативные упражнения направлены на развитие навыков взаимодействия в группе, поиск и закрепление оптимальных форм поведения, улучшение рефлексии и эмпатиии, формирование произвольности.

Когнитивные упражнения направлены на развитие ВПФ, полисенсорную стимуляцию, формирование произвольности.

Подробнее о различных вариантах этих упражнений можно узнать из источников, приведенных в списке литературы.

3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции

1 этап: э тап знакомств, улучшения детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений.)(продолжительность 6-8 недель).

На первом занятии обязательно нужно познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, познакомить родителей. Необходимо спросить у родителей и детей, зачем они пришли на занятия к психологу.

Упражнения 1 этапа: Разминка

  1. Дыхание с задержкой на вдохе/выдохе сначала в собственном ритме, а затем в установленном ритме. Выполняется лежа, затем – сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от 3 до 7 секунд.(5 раз)
  2. Резкий вдох через нос с выбросом рук вверх, на долгий выдох опускаем руки и произносим звук «и»
  3. Медленный вдох носом, поднимая руки вверх, резкий выдох ртом со звуком «х», опуская руки
  4. Через стороны руки на вдохе медленно поднять вверх, на выдохе через стороны опустить медленно
  5. Развести прямые руки на вдохе на уровне груди в стороны, соединить на выдохе
  6. Быстро потереть ладони друг о друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем правой ладонью - левую кисть.
  7. Хлопки в ладоши
  8. Поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка - на шею.
  9. Самомассаж головы и шеи совершается мягкими поглаживающими движениями.
  10. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами, разминать его по краю снизу вверх и обратно. Потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  11. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  12. Растопыренные пальцы обеих рук борются друг с другом
  13. Пальцы – крючки цепляют друг друга и тянут
  14. Над головой скрестить руки в оленьи рога и напрячь, затем превратить в ослиные уши и поболтать расслаблено
  15. Хлопки и потирание ладошек по ковру
  16. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от локтя до запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
  17. Пальчиковая гимнастика с речевками: «Мы писали», «Мальчик-с-пальчик где ты был», «Петушок», «Топ топ топотушки», «Капуста», «На двери висит замок», «Мы делили апельсин»
  18. «Кулачок ладошка я иду как кошка» смена кулак-ладонь
  19. «Мама нам печет блины» поочередная смена внутренней и тыльной сторон ладоней левой и правой рук.

Основные упражнения

  1. «Колобок»: 1 этап – ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад – вперед, вправо – влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно. Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям. 2 этап – взрослый (мать) обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. 3 этап – ребенок сидит в той же позе, взрослый (мать) садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться.
  2. «Бревнышко»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки вверх и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
  3. «Солдатик»: лежа на спине, руки прижаты вдоль тела,перекатывается через лоб.
  4. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх, Ноги подтягиваются к рукам, затем руки продвигаются вперед, а ноги снова подтягиваются к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрываются от пола.
  5. «Яблочко»: обхватить колени, прижать голову, перекат на бочок, на спину, на другой бок.
  6. Ребенок ползает по-пластунски, затем - только с помощью рук или ног.
  7. Ребенок ползает на спине при помощи плеч и торса. Ноги при этом не двигаются.
  8. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет это упражнение, лежа на животе.
  9. Ребенок лежит на спине и поочередно соединяет локоть с коленом сначала одноименные, а затем разноименные. При этом противоположные рука и нога должны быть вытянуты.
  10. «Велосипед»: два ребенка ложатся на спину, ногами друг к другу. Соприкасаясь, друг с другом стопами, поочередно «крутят педали».
  11. Растяжка на животе, на спине (глаза смотрят на носки)
  12. Руки за головой, шаги бедрами по ковру.
  13. Ребенок лежит на спине, на ровной поверхности. На расстоянии вытянутой руки взрослый двигает какой-либо яркий предмет в разные стороны, по кругу, к носу ребенка. Ребенок должен следить за этим предметом глазами, не двигая головой. После освоения упражнения ребенок перемещает предмет самостоятельно.

2 этап: задачами второго этапа являются отработка локомоторных движений и растяжек (продолжительность 4-6 недель).

Упражнения 2 этапа

Основные упражнения

  1. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги и передвигается, поочередно выдвигая ноги, не сгибая их в коленях. Движения производятся по направлению вперед и назад.
  2. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги перед собой, совершает движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их одновременно и поочередно.
  3. В той же позе ребенок вытягивает руки вперед и одновременно выполняет движения кистями рук и стопами сначала синхронно, затем в противоположных направлениях.
  4. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам. Движения ног подобно взмахам крыльев бабочки.
  5. «Мельница». Сидя с вытянутыми и раздвинутыми ногами, ребенок достает прямой правой рукой мысок левой ноги, а потом левой рукой мысок правой ноги.
  6. Сидя с вытянутыми ногами, ребенок поочередно сгибая колено касается противоположного локтя. Свободной рукой опираются на пол.
  7. Сидя с ногами согнутыми в коленях, ребенок опускает их попеременно направо и налево.
  8. Глазодвигательные упражнения из 1 этапа делаются сидя.

3 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями (продолжительность 8-10 недель)

Упражнения 3 этапа:

Разминка(такая же как и на 1 этапе).

Основные упражнения

  1. Стоя на четвереньках, ребенок ползет, передвигая одновременно сначала левые руку и ногу, затем правые.
  2. Стоя на четвереньках. Ребенок двигается боком 1) приставным шагом; 2) приставным шагом, ставя руки в перекрест; 3) двигаясь руки вместе, ноги врозь.
  3. Ребенок ползет на четвереньках. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону. Затем, упражнение совмещается с движениями головой в туже, и в противоположную сторону. В дальнейшем присоединяются движения глазами.
  4. Ребенок ползет на четвереньках, ставя руки крест-накрест. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону.
  5. Ребенок, стоя на четвереньках, вытягивает правую и левую ногу, удерживая равновесие 10-15 сек. После чего меняет руку и ногу.
  6. Ребенок, стоя на четвереньках поочередно каждой ногой выполняет полукруговые движения. Ноги при этом скользят по ковру.

4 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями и формирование адекватных синергий. (продолжительность 4-6 недель)

Упражнения 4 этапа:

Разминка (такая же как и на 1 этапе).

Основные упражнения

  1. В положении стоя, вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами.
  2. Ребенок, шагая, касается ладонью одноименного колена, затем разноименного.
  3. «Гусиный шаг». Ребенок шагает на корточках, переваливаясь с пятки на мысок.
  4. «Лягушка». Ребенок прыгает на корточках.
  5. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены вправо, затем – влево, Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога: 1) руки и ноги параллельны; 2) руки перекрещены, ноги параллельно; 3)ноги перекрещены, руки параллельно; 4) руки и ноги перекрещены.
  6. Стоя свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу (другие глазодвигательные упражнения из программы 1 этапа).
  7. «Паровоз». Дети выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за локти). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия. Задача остальных – максимально «прислушаться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым, обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. Каждый должен побывать в роли машиниста.
  8. «Полет». Исходное положение - стоя. Ребенок делает несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Затем ребенок закрывает глаза и представляет себе, что его руки сами поднимаются (как будто их кто-то тянет в стороны). При этом руки ребенка должны идеомоторно подняться без усилий с его стороны. У ребенка возникает чувство легкости, полета. Выполняя это упражнение, ребенок может начать отклоняться в какую-либо сторону, надо следить, чтобы он не упал.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса

1. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

2. Занятия проходят по повторяющейся схеме, включая методы трех уровней.

3. Использование домашних заданий в качестве обязательного элемента коррекционно-развивающего процесса.

4. Один из главных методов групповых занятий – предоставление каждому участнику роли ведущего.

5. В качестве критерия оценки результата по каждому этапу программы используется включенное набдюдение.

6. Эффективность программы определяется с помощью повторной (нейро)психологической диагностики и консультаций с родителями.

4.2. Материально-технические условия

Для групповых занятий требуется светлое проветриваемое помещение, размером 30-35 кв.м., полностью соответствующее санитарным требованиям для работы с детьми. Оборудование помещения предполагает: наличие коврового покрытия на 2/3 помещения (ковер размером 4х5-6м или больше), шкаф для размещения игровых материалов, стол и стулья для специалиста, несколько стульев для родителей, желательно наличие зеркала, аудиосистемы.

4.3. Дополнительное оборудование и материалы.

Для проведения различных игр и упражнений можно использовать широкий спектр материалов. Во многом это связано с возможностями, оснащенностью учреждения, в котором ведутся занятия, а также с опытом и предпочтениями специалиста, ведущего занятия по данной программе.

В общем виде программа предусматривает использование:

Крупных мягких модулей, кочек, туннелей, качалок, мячей различной формы и назначения. Наборы мячей, лент, специальных игр для дыхательных упражнений. Комплекты мячей, колец, ковриков, валиков для массажных упражнений. Комплекты игрушек для пальчиковых упражнений. Предметы и покрытия с различной текстурой, формой, размером, емкости для заполнения материалами для сенсорных ванночек. Разноцветные платки разных видов, веревочки, шнуры. Различные звучащие предметы и игрушки (бубны, колокольчики, погремушки с крупами и др.), далекие и близкие по звучанию. Наборы разных запахов (пробники с эфирными маслами, ароматические фломастеры и т.д.). Коллекция аудиозаписей с бытовыми и природными шумами, спокойной музыки для релаксации. При выполнении игр и упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы можно использовать различные методические пособия соответствующей направленности (задания на развитие эмоционального гнозиса, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логические задания и т.д.). Наборы объемных букв и цифр разного размера, вида и текстуры. Материалы для творчества: бумага, краски, пластилин цветной песок и т.д. Призовой фонд (разнообразные маленькие игрушки, полезные вещи небольшого размера, например, канцелярские принадлежности, наклейки, закладки, шарики, магниты и т.п.) для поощрения роли ведущего, старательного выполнения упражнений, примеров правильного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.с.16.
  2. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте. Глава в кн. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков. Ред. Ю.С.Шевченко, СП, 2003, с.465-490.
  3. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции. Ж-л «Психолог в детском саду», М., 2006,№3, с37-51
  4. Горячева Т.Г.. Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Ж-л «Неврологический вестник им.В.М.Бехтерева» т.XL, вып.3, с.56-60.
  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Питер, 2008 с.242-260.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,2002 с.175.
  7. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М, 2004.

Все методики, использующиеся в центре, назначаются специалистами после предварительной диагностики.

“Ваня очень невнимательный, часто отвлекается, не хочет заниматься», - это жалуется мама во время консультации, а Ваня сосредоточенно крутит колесико у машинки… , потом водит кисточкой по ладошке и жмурится от удовольствия. Ване всего 5 лет, а список его неудач навис над ним, как Домоклов меч. Но он не слушает нас, он переходит от игрушки к игрушке, ощупывает, осматривает, но за час, который мы провели в кабинете, ни одна игрушка «не стала с ним играть», а он с ней. Диагностика показала, что у Вани нет аутизма, но есть аутистические черты.

Таких детей часто называют «разбалансированными» или детьми с «сенсорной дезинтеграцией». Проблема в том, что Ваня не может собрать (интегрировать) получаемую от окружающего мира информацию в единую, стройную систему. У большинства из нас это происходит автоматически, мы не задумываемся над этим. И, соответственно, нам очень трудно понять, как это: причиной плохого обучения, странного поведения, трудностей коммуникации могут быть проблемы обработки сенсорной информации. А так это еще и трудно без специального обучения диагностировать – вот мы и получаем непонимание. Ване бы двигаться, много проводить времени на природе: вдыхать запахи, ощупывать, обнимать деревья, рассматривать и слушать, а он «не хочет сидеть за партой на занятиях у коррекционного педагога». А уж мои рекомендации по развитию игры, и вовсе поначалу воспринимаются мамой через «приподнятую бровь»: «Нам никто не говорил, что надо играть!»

К сожалению, педагогические коррекции приводят к истощению нервной системы таких детей. И дети, и родители, и учителя прилагают массу усилий, но, то, что другие дети делают легко и непринужденно, наши дети делают с надрывом, со сверхмобилизацией всех ресурсов – и часто результат не удовлетворяет тех, кто их оценивает. Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в очень сложные. И простым, «линейным» способом с этим не справиться.

«Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ибо ребенок организует не только свои зрительные и слуховые ощущении, но и ощущение собственного тела и действия силы тяжести. Чтение требует весьма сложной интеграции ощущений, поступающих от глаз, ушей и мышц шеи, а также от особого чувствительного орган во внутреннем ухе…

Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы жизни человека. Ему требуется больше усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже становится больше, а вот результаты усилий менее заметны и не столь вдохновляющи»

Э.Джин Айрес.

Поэтому мы корректируем проблемы чтения, письма не многократным прочтением текстов «до упаду», а физическими упражнениями и развитием ощущений.

Какие проблемы являются производными от сенсорной дезинтергации?

  1. Трудности саморегуляции – лабильность настроения, неуравновешенность;
  2. Проблемы сна – и засыпание, и сон, и просыпание – все проблемно.
  3. Проблемы питания: избирательность в еде, отказ от еды.
  4. Проблемы пищеварения и выделения.
  5. Необычайно высокий или необычайно низкий уровень возбуждения, активности и внимания.
  6. Сложности социального и эмоционального функционирования.
  7. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  8. Когнитивные нарушения
  9. Дислексия
  10. Нарушения аутистического спектра
  11. Невербальные когнитивные расстройства
  12. Психологические проблемы (обссесивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство)
  13. Аллергии.

Занятия по сенсорной интеграции в нашем центре входят в курс сенсомоторной коррекции, и для каждого ребенка составляется индивидуальная программа. Очень часто мы даем занятия по сенсорной интеграции в качестве домашнего задания.

Для понимания процесса мы предлагаем родителям прочитать книгу Э.Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».

Вы можете, заполнив анкеты на нашем сайте обратить внимание на проблемы сенсорной интеграции у Ваших детей, а также выявить особые «зоны» внимания, которые важно развивать.

Татьяна Германовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского национального исследовательского университета им. Н.И.Пирогова, доцент кафедры нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Специалист по детской нейропсихологии и психосоматике, автор свыше 100 научных публикаций в области детской клинической психологии, разработчик оригинальной методики психологической коррекции.

Глухова

Ирина Леонидовна

Психолог, закончила Институт бизнеса и политики в 2008 г., в 2010 г. прошла переподготовку по клинической психологии в Российском Государственном Университете им. Пирогова. Член действительной профессиональной Психотерапевтической Лиги с 2011 г. Имеет: свидетельство о повышении квалификации по «Нейропсихологической диагностике и сенсомоторной коррекции», сертификат «Нейропсихология с нейропсихологией детского возраста», сертификат «Десенсибилизация и переработка движениями глаз», сертификат «Использование фотографии и видео для повышения Качества Жизни и улучшения в межличностных и деловых отношениях». Использует в занятиях арт-терапевтические методы работы, песочную терапию.

Психолог. Работатет в Центре с 2002 года. Закончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова по специальности "клиническая психология" в 2002 году. Прошла повышение квалификации по программам: "Психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и раннего школьного возраста"; "Нейропсихологическая диагностика и сенсомоторная коррекция при отклонениях психического развития"; ктуальные вопросы медицинской психологии в детской и подростковой психиатрии". Ведет групповые занятия.

Хвостенко
Елена Николаевна

Андреева

Анна Васильевна

Психолог. Работает в Центре с 2009 года. Образование - МГУ, факультет психологии, кафедра нейро- и патопсихологии. Ведет индивидуальные и групповые занятия по сенсомоторной коррекции.

Лепешева

Надежда Юрьевна

Психолог. Ведет групповые и индивидуальные занятия по сенсомоторной коррекции.

Седова
Екатерина Олеговна

Кандидат психологических наук. Работает в Центре с 2006 года. Прошла повышение квалификации по программе «Нейропсихологическая диагностика и сенсомоторная коррекция при отклонениях психического развития». Имеет научные публикации по детской нейропсихологии в российских и зарубежных журналах.

Развитие головного мозга происходит не одномоментно. Есть вполне определённая последовательность развития функций, а затем более сложные «надстраиваются» на функции, которые уже сформировались. Другими словами, если сбой произошёл в самом начале формирования мозга, то он «потянет» за собой и все последующие «надстройки».

В самом начале жизни мир ребёнка состоит из простых ощущений: телесных, зрительных, слуховых. Зрение у младенцев не сфокусировано, поэтому весь мир - это красивые цветовые пятна. Ребенок двигает руками и ногами хаотично, движения ещё не согласованы. И только после того, как мама и папа многократно прикасаются к ручкам малыша, а всё вокруг перестаёт быть размытым - он начинает тянуться к предметам. И это — основной момент формирования координации глаз-рука, или зрительно-моторной координации.
Как только ребенок начинает активно двигаться - ползать, сидеть, затем стоять - он начинает постигать своё тело и пространство вокруг . Ощупывая и рассматривая предметы - изучает форму и цвет. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь.

Именно эти функции психики — сенсорные (восприятие) и моторные , плюс способность всем этим сознательно управлять, — являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.

Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. К примеру, известен факт, что у пианистов зоны мозга, отвечающие за моторику пальцев развиты гораздо сильнее, чем у людей других профессий.

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)

Формируется правильное взаимодействие рук и ног

Развивается слуховое и зрительное внимание

Ребенок учится последовательно выполнять действия , разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Занятия сенсомоторной коррекции могут быть и индивидуальными , и групповыми . Часто включают в себя когнитивные упражнения. После нейропсихологической диагностики составляется коррекционная программа, содержащая определённые упражнения в определённой последовательности. Выбор упражнений для коррекции зависит от того, какой из видов занятий будет более эффективен для ребёнка.

Что еще почитать