Ребенок 11 месяцев развитие вес. Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить. Основные правила питания

И не перестает вас удивлять, и по вечерам, глядя, как он сладко сопит в своей кроватке, вы даже не представляете, как вы раньше жили без него. А, всего каких-то 11 месяцев назад вы только могли представлять, каково это быть молодыми родителями. Как раз в помощь таким вот молодым родителям, которые радуются каждой улыбке своего малыша, мы предлагаем нашу сегодняшнюю публикацию, которая посвятит их во все тонкости развития ребёнка в 11 месяцев. Мы обсудим аспекты физического развития, психоэмоционального становления, поговорим о том, что должен уметь ваш малыш и как помочь ему научиться всё это делать.

Ребёнок в 11 месяцев – важные этапы

Для многих родителей 11 месяц жизни их крохи ознаменовывается 2-мя самыми важными (после появления самого малыша на свет) событиями. Это первый шаг, и первое слово. Но, даже если этого не произошло – не отчаивайтесь. У вас обязательно всё впереди.

Первые шаги

Так, попытки делать свои первые шаги, держась за опору — вашу руку, бортик кроватки, ребёнок предпринимал ещё раньше, но сейчас – самое время для того, чтобы сделать свой главный шаг – без поддержки и вполне уверенно. Кстати, психологи уверяют, что в этом возрасте детки шагают уже вполне осознанно . Но, даже если ваш малыш ленится это делать – подумайте, как его заинтересовать, чтобы он проявил такую свою самостоятельность.

Первое слово

Физиологические аспекты развития ребёнка в 11 месяцев

Двигательная активность ребёнка в 11 месяцев

Для этого возраста характерны следующие навыки: ползание, устойчивое сидение, возможность твёрдо стоять, держась за опору, умение подниматься, переворачиваться, наклоняться, перекладывание игрушки из одной руки в другую… Возможно, ваш малыш уже пробует ходить, правда, такие шаги ещё не слишком уверенные. Если же вы включите музыку ребёнку – то, он будет изображать танцевальные движения, стараясь попасть в такт музыки.

Если же ваш ребёнок в 11 месяцев ещё не стоит твёрдо на ногах – не впадайте в панику. Согласно отечественным стандартам педиатрии, не считается патологическим нарушением отсутствие навыков ходьбы у детей до … 18 месяцев . Однако, для того, чтобы успокоить себя и убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке – рекомендуется посетить невропатолога и ортопеда. Именно эти специалисты смогут ответить на вопрос, почему малыш не ходит, и как ему помочь. В этом случае, вам, скорее всего (при условии отсутствия патологий) будет прописан гидромассаж ножек, разрабатывающая гимнастика и . Кстати, если вы думаете, что использование такого приспособления, как ходунки, будет способствовать тому, что ребенок быстрее пойдёт – то, вы ошибетесь. Дети, родители которых используют этот аксессуар, напротив, позже начинают ходить. Да, и в общем, в последнее время, всё чаще можно услышать, что и лучше от их использования отказаться.

Питание

Поскольку, ваш малыш уже почти совсем большой, его можно более близко знакомить с блюдами взрослой кухни. Однако, ребёнку по-прежнему нельзя давать жаренного, жирного, острого, солёного и сладкого . А, вот супы, каши, овощные и фруктовые пюре, мясные тефтели, приготовленные на пару или паровая котлетка – всё это в обязательном порядке должно входить в ежедневный рацион питания малыша. Ну и, конечно же, молочные и кисло-молочные продукты – куда уж без них.

Как правило, у ребёнка в 11 месяцев уже есть 4-6 зубов, поэтому, справиться с таким рационом он вполне может. Кстати, некоторые специалисты утверждают, что не стоит слишком измельчать продукты детского питания, превращая их в пастообразную массу. Ребёнок уже должен учиться жевать. Более того, пережёвывая небольшие кусочки пищи, он тем самым , соответственно раньше и лучше начнёт говорить. Да, и в этом случае вероятность того, что вы будете посещать логопеда в дальнейшем, тоже снижается. Так что, обратите на это внимание. Однако, кусочки должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно их пережёвывать, а вы должны постоянно находиться рядом, для того, чтобы ребенок не подавился и не поперхнулся такой почти что взрослой пищей. Что касается рыбных блюд, то, в случае, если у ребёнка нет на них аллергии, рыбу можно давать 1 раз в неделю.

Что же касается количества кормлений, то, в этом возрасте ребёнка можно переводить на 4-х — 5-ти разовое кормление, сделав упор на сытный ужин (для того, чтобы ребёнок ночью не просыпался и не просил кушать). Хотя, если малыш проснётся в 10-11 вечера и попросит молока или кефира – отказывать ему не стоит.

Режим дня

В 11 месяцев вы же начинаете догадываться, кто такой ваш малыш. Он или жаворонок, который поднимается в 5 утра, и ложится спать в 8 часов вечера, либо сова, которая спит до 10-11 утра, но и ложится в 10-11 вечера. С ритмом биологических часов крохи родителям придётся смириться. Позвольте ребенку таким образом проявлять себя. К тому же, ему пока не надо спешить в садик или в школу, так что, пускай, спит тогда, когда ему нравится. К тому же, ваша попытка подстроить биологические часы под себя, может стать причиной стресса у малыша, а это негативно отразится на его нервной системе. Так что, придётся вам подстраиваться под ребёнка, а не ему под вас.

Что касается дневного сна, то, ребёнок спит уже не так часто, как раньше, и если вы укладываете его в течение дня 3 раза спать – можете считать, что вам повезло. Большинство же родителей заявляют о том, что их малыши отдыхают 2 раза, и такой сон длиться в среднем от 1,5 часа до 2, 5 часов.

Ребёнок и горшок

Как приучить ребёнка к горшку?

Первые слова, первые шаги, осознание предметов, которые окружают ребёнка и того, что происходит с ним – всё это располагает . Правда, некоторые родители стараются оттянуть этот момент, мотивируя тем, что ребёнок ещё слишком мал. Как бы там ни было, запомните одно золотое правило – легче ребёнка научить чему-либо, чем потом переучивать . Это же можно сказать относительно знакомства с горшком. Однако, здесь также стоит учитывать тот факт, что все детки – разные, поэтому, вы как родитель – сами должны ориентироваться, готов ли ваш ребёнок или нет.

Психологические аспекты развития ребенка в 11 месяцев

Ваш малыш уже достаточно взрослый, чтобы адекватно воспринимать ваши слова и правильно (с эмоциональной точки зрения) на них реагировать. Поэтому, не удивляйтесь тому, что ребёнок поддерживает ваш шутливый тон и воспринимает его, как приглашения к игре, а вот ваша строгость его расстраивает и может даже довести до слёз. И хотя возможно, не все значения слова ему понятны – ваш тон он понимает прекрасно.

Ну, а для того, чтобы ребёнок не просто был слушателем, но и стал вашим собеседником, вы должны поощрять его стремление говорить. Для этого необходимо стараться ежедневно пополнять словарный запас новыми простыми словами, и звуками. В свою очередь побольше разговаривайте с малышом, называйте постоянно предметы, которые окружают вас, комментируйте свои действия. Всё это откладывается в сознании ребёнка.

Примечательно, что согласно этапам психологического развития детей – возраст 10-11 месяцев считается вполне приемлемым для обыгрывания ролевых и сюжетных игр . Так что, составьте малышу компанию и поиграйте с ним его любимыми игрушками.

Чувства и поведение ребёнка в 11 месяцев

Все дети в 11 месяцев – страшно любопытные. Поэтому, не удивительно, что они стремятся не только осязать окружающие их предметы, но и пробовать их на вкус. Причём, это касается не только продуктов питания и игрушек, но и различных поверхностей. Родители должны понимать, что такая любознательность – это замечательное проявление процесса развития ребёнка, однако – это и большой риск. Поэтому, заранее позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка, а уж тем более ему в рот, не попали вещи и предметы, которые могут причинить ему вред. Особое внимание хочется обратить на лекарственные препараты. Малыш, запомнив, что мама давала ему таблетки, может выпить всю упаковку, и это приведёт к беде…

Эмоциональная палитра чувств у ребенка также становится шире. У малыша уже бывает хорошее и плохое настроение, он может быть задумчив, а может быть игривым. Родителям необходимо улавливать его эмоциональный настрой и стремиться помочь его выровнять. В случае же апатичного поведения, отсутствия интереса к игрушкам и играм – обязательно найдите причину. Ведь, у маленьких детей настроение – это не только показатель того, что у них творится в душе, но и показатель того, как чувствует себя ребёнок. И, многие заболевания как раз начинаются с таких вот и грусти .

Речь ребёнка в 11 месяцев

Речевые навыки – очень важный индикатор развития ребёнка, как физического, так и психологического. И, на то, как скоро заговорит ребёнок, конечно же, влияют многие факторы. Однако, родители должны понимать, что многое также зависит и от них. Так, в среднем словарный запас крохи уже должен состоять из 3-5 понятных, пускай и сокращённых слов. Он также может использовать «свои» слова, которые обозначают один предмет или игрушку.

Ну, а для того, чтобы разговорить малыша, как мы уже писали выше – побольше с ним общайтесь, задавайте ему вопросы, . Кстати, в этом возрасте дети понимают в 6 раз больше информации, чем могут её воспроизвести.

Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.

Что нового в физическом развитии?

За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).


Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  1. Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
  2. Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
  3. Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
  4. При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
  5. Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
  6. В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
  7. Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
  8. У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.

Что нового в психическом развитии:

  1. Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
  2. Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
  3. Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
  4. Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
  5. Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
  6. Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
  7. У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
  • Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: , есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
  • Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
  • Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.

Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео

Как кормить детей в 11 месяцев?

Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.

Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Режим – сон и бодрствование

Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
  • Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
    • Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
    • Показывайте тематические карточки Домана.
    • Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
    • Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
    • Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
    • Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
    • Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:


  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Одиннадцатимесячный малыш может порадовать родителей несколькими самостоятельными шагами и несложными словами. В этом возрасте он активно крепнет физически и эмоционально, закрепляет приобретенные до этого навыки и обучается новым. Из статьи вы узнаете, как происходит развитие ребенка одиннадцати месяцев и как стимулировать его на новые свершения дальше.

Физиологическое развитие

Мышцы ребенка 11 месяцев окрепли настолько, что ему удается управлять телом в вертикальном положении, то есть он может стоять без помощи взрослого и ходить.

Многие дети этого возраста уже имеют четыре зуба. Но у некоторых начала прорезываться третья пара - вторые резцы, у других отсутствует даже первый зуб. Все это считается нормой, поэтому до года переживать не нужно. Это что касается физиологического развития ребенка в 11 месяцев. Как малыш должен развиваться физически и психически, пойдет речь далее.

Физическое развитие

За одиннадцатый месяц ребенок прибавляет в весе примерно 400 грамм, рост увеличивается приблизительно на 1,5 см. Окружность головы и грудной клетки становится больше на 0,5 см.

Развитие ребенка в 11 месяцев происходит по-разному. Дети растут каждый в своем темпе, но чтобы определить, стандартно ли развивается ребенок, есть границы нормы для мальчиков и девочек. Показатели для мальчиков 11 месяцев:

  • Вес - 7601-11700 г,
  • Рост - 70-79,3 см,
  • Окружность головы - 43,3-48,3 см,
  • Обхват грудной клетки - 45,5-52 см,

Показатели для девочек возраста 11 месяцев:

  • Вес - 6900-11200 г,
  • Рост - 67,7-77,8 см,
  • Окружность головы - 41,8-47,2 см,
  • Обхват грудной клетки - 45,9-50,9 см.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Навыки малыша постепенно развиваются:

Карапуз постепенно обучается, как нужно одеваться, умываться, чистить зубы и есть ложкой. Если ребенку чего-то недостает, он уже не плачет, а качает головой (да или нет), показывает на предмет пальцем, говорит простыми словами.

Для проверки развития ребенка 11 месяцев проведите такой тест:

Занятия для развития

Для развития ребенка в 11 месяцев необходимо проводить следующие занятия:

Уход

Ребенок в 11 месяцев нуждается в нижеследующих процедурах:

Режим дня

Малыш в 11 месяцев нуждается в 14 часах сна на протяжении суток. Около 10 часов он спит в ночное время, днем он отдыхает два раза по 1-2 часа. Два раза за день ему нужно гулять на свежем воздухе, при этом часть прогулки он спит, а вторую - бодрствует. На прогулку рекомендуется выводить в 10-11 часов и 16-17.

Бодрствование малыша этого возраста организуется с учетом времени суток. Утром ребенку необходима гимнастика, проводятся развивающие занятия и активные игры. После обеда положено более спокойное времяпровождение. Ежевечерний ритуал укладывания способствует облегчению засыпания, поэтому его рекомендуется соблюдать. В него могут входить: купание, чтение и еще какие-либо действия, повторяющиеся каждый день в определенном порядке.

Питание крохи в возрасте 11 месяцев остается пятиразовым. Между приемами пищи должен быть интервал, который составляет 3-4 часа. Нужно стараться, чтобы кроха ежедневно кушал примерно в одно и то же время, допускаются отклонения не более 30 минут. Перерыв не должен быть больше 4,5 часа.

Чтобы определить какое количество пищи в день необходимо малышу этого возраста, нужно вес разделить на 9. Обычно детям этого возраста нужно 1000-1200 мл еды. Этот общий объем делят на число кормлений, получается средняя порция в 200-240 мл.

Меню малышей, что находятся на искусственном вскармливании, и детей, которые получают мамино молоко практически идентично. Отличие лишь в первом и последнем кормлении , во время которого ребенку дают смесь или грудное молоко. Также отличием является и то, что грудничок этого возраста, кормящийся маминым молоком, как правило, прикладывается к груди и ночью, дети-искусственники обычно в ночное время не просыпаются для кормлений.

В этом возрасте грудное вскармливание становится немного другим. Это связано с увеличением объема прикорма. В течение дня кроха прикладывается к груди на несколько минут, может им запивать любую пищу. Ночью во сне активно сосет под утро.

Как проходит день

Малыш 11 месяцев взрослеет и с ним становится все интереснее времяпровождение. Организация режима дня помогает маме больше сделать по дому, регулярно проводить занятия с крохой. А малыш приобретает хороший сон и аппетит. Режим дня будет у каждого малыша 11 месяцев индивидуальным, мы предлагаем следующий пример с примерным меню:

Ночью дети на грудном вскармливании могут прикладываться к груди несколько раз, крохи-искусственники, как правило, не просыпаются.

Частые проблемы

Во время развития малыша возможны некоторые проблемы

  • Травматизация. Дети, которые учатся ходить, часто травмируются из-за падения. Это опасно в большей степени из-за того, что ребенок перестанет совершать первые шаги по причине страха упасть. Чтобы этого не допустить, малыша оставлять одного не следует, оставайтесь с ним рядом и, если он упал, успокойте его и отвлеките. Если малыш при падении травмировался, обязательно понаблюдайте за его состоянием и при серьезных проявлениях обратитесь за помощью к педиатру.
  • Отказ от приема пищи кусочками. Некоторые дети проявляют привыкание к измельченной и перетертой еде, поэтому часто давятся кусочками пищи. Придется отложить приучение к пище кусочками на некоторое время и продолжайте измельчать еду. Затем начните предлагать твердую пищу, например, морковку, сушку, кусочек яблока, вареный картофель. Не нужно переживать, если ребенок все-таки начнет отказываться от пищи кусочками, ведь он находится в самом начале обучения жеванию. Отказ может последовать по причине режущихся зубов и других проблем со здоровьем.
  • Если есть беспокойство по поводу отказа малыша от кашеобразных продуктов, нужно проконсультироваться с врачом.
  • Отказ от продуктов. В возрасте 11 месяцев у малыша уже сформировались предпочтения в пище, не настаивайте, если какой-либо продукт ему не по душе. Выходом может стать исключение нелюбимого продукта из меню на определенный промежуток времени, спустя который можно вновь предложить его ребенку.

Итак, ребенок в 11 месяцев уже может многое, не стоит переживать, если ваш карапуз немного отстает от сверстников, помните, что каждый ребенок индивидуален и у него свой темп и путь развития.

Завершается первый, самый сложный год жизни вашего карапуза – ему исполняется 11 месяцев! Кажется, совсем недавно он, крошечный и беспомощный, лежал в колыбельке и ни на секунду не отпускал от себя маму. Теперь же малыш подрос и стал удивительно самостоятельным: он уверенно сидит и ползает, начинает ходить, много разговаривает и заводит новых друзей.

Физическое развитие

За 11 месяц жизни ребенок набирает около 300–400 г веса и 1–1,5 см роста. Его вес может составлять 8,5–10,5 кг, а рост – 72–76 см. У одиннадцатимесячного крохи уже должно быть от 4 до 6 зубов.

Не нужно волноваться, если к этому возрасту младенец еще не освоил какие-либо обязательные навыки: в следующие два месяца у него будет время порадовать родителей и первым словом, и первым шажком.

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный малыш умеет многое:

  • усаживается и поднимается на ножки из любого положения, предпринимает попытки ходить самостоятельно, без опоры на прутья кроватки или манежа (при ходьбе старается балансировать руками, но пока держится на ногах неуверенно, покачивается и заваливается вперед);
  • быстро передвигаться ползком или на четвереньках в разных направлениях;
  • забирается на небольшую лесенку или диван и спускается оттуда ногами вниз;
  • настолько усовершенствовал мелкую моторику, что способен захватывать самые маленькие вещицы: с помощью большого и указательного пальчиков карапуз может поднять с пола даже крошечную пылинку;
  • самостоятельно пьет из чашки, удерживая ее двумя ладонями, и пытается есть с помощью ложки (без труда зачерпывает еду, но до рта содержимое не всегда доносит);
  • умеет ходить на горшок, однако редко пользуется этой возможностью («мокрые» аварии происходят, когда ребенок увлеченно занимается какой-либо игрой).

В одиннадцатимесячном возрасте малыш обожает многократно повторять одни и те же действия, пока не доведет их до совершенства. Бесконечные попытки карапуза закатить мячик в коробку или слепить куличик не должны вас настораживать. А вот апатия и нежелание играть могут быть признаком болезни.

Способы развития физических умений

  1. Пойте и танцуйте с малышом. Поставьте его перед собой, возьмите за ручки и начните выполнять несложные танцевальные движения (покачивайтесь в стороны, приседайте, двигайте руками и приподнимайте ноги). Пусть ребенок повторяет движения. Скоро он сможет выполнять их самостоятельно, без опоры на ваши руки. Танец развивает не только координацию, но и формирует чувство ритма.
  2. Если ребенок отказывается вставать на ножки и ходить из-за недостаточной развитости мышц, попробуйте помочь ему. Хорошие результаты дает гидромассаж. Крохе достаточно ежедневно проводить по 5–10 минут в гидромассажной ванне, чтобы окрепнуть и догнать в развитии остальных малышей.
  3. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику ребенка. Для этого предлагайте ему в качестве игрушек сыпучие материалы (муку, горох, бусины, крупы), чтобы он катал их в руках, пересыпал из одной емкости в другую, сортировал. Не менее эффективны и занятия в песочнице или ванне. Посадите малыша в наполненную ванну, рассыпьте вокруг него пластиковых рыбок и вручите крохе сачок – пусть он поиграет в рыболова. Продолжайте занятия рисованием и лепкой.

Психическое развитие

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный карапуз уже демонстрирует признаки развитого интеллекта: без труда понимает ваши просьбы, реагирует на запреты, выполняет элементарные мыслительные операции. Главные достижения ребенка в 11 месяцев:

  • имитирует многие жесты и действия родителей («читает» газету или книгу, подносит телефонную трубку к уху, «варит» суп в игрушечной кастрюльке), часто игрушкам предпочитает «взрослые» предметы: телефон, пульт от телевизора, ложки, тарелки;
  • играет в сюжетно-ролевые игры с персонажами, разыгрывает знакомые ситуации (укачивание или кормление кукол, купание пластиковых уточек, поход в магазин);
  • узнает многие части тела, умеет показывать их на себе или игрушке, а также знает названия своих игрушек и может подавать их по просьбе;
  • умеет строить невысокие башни из нескольких кубиков, вкладывать один предмет в другой, собирать пирамидку;
  • активно жестикулирует и включает мимику для выражения каких-либо чувств: отрицательно качает головой или хмурит брови в знак несогласия, утвердительно кивает, машет ладошкой на прощание, тянет ручки, если хочет объятий;
  • овладевает простыми мыслительными операциями: учится обобщать (объединять предметы в группы по общему признаку) и конкретизировать (выделять один предмет из множества похожих);
  • умеет манипулировать родителями и хитрить, чтобы добиться желаемого: например, сообразив, что мама становится сговорчивее, когда он плачет, карапуз примется лить слезы по любому поводу.

Одиннадцатимесячный малыш любит, когда его хвалят. За ласковые слова одобрения он готов сделать невозможное: достать игрушку с высокого стола, самостоятельно сделать несколько шагов к маме, выполнить ее требование. И хотя похвала является мощным стимулом для развития новых умений, постарайтесь не злоупотреблять ею. У ребенка не должна сформироваться зависимость от одобрения окружающих.

Способы развития психики

  1. Дайте ребенку возможность освоить «взрослые» занятия: вручите ему игрушечную метелку, чтобы он помог вам убраться в доме, или предложите помыть ложки в тазике с водой, пока вы моете остальную посуду. Он с огромным удовольствием оторвется от детских игрушек, чтобы составить вам компанию. Если одиннадцатимесячный малыш научится в игровой форме выполнять домашние дела, то и в будущем у вас не возникнет проблем с невымытой посудой, неподметенным полом или разбросанными по комнате грязными вещами.
  2. Играйте с малышом в сюжетные игры: учите девочек катать кукол в колясках и кормить плюшевых медвежат, а мальчиков – играть с машинками. Ведь именно через сюжетно-ролевую игру малыши усваивают общественно одобряемые стереотипы поведения, алгоритмы действий и нормы морали.
  3. Совершенствуйте мыслительные способности ребенка, учите его находить определенный предмет из ряда подобных. Для этого положите перед ним несколько разноцветных кубиков и попросите принести зеленый. Если малыш уже знает основные цвета, он сможет выполнить вашу просьбу. Затем попросите у него самый маленький или самый большой кубик. Чем больше признаков знает ребенок, тем более разнообразной может стать игра.

Речевое развитие

Навыки и умения

В речевом развитии ребенка намечается прогресс:

  • появляются «любимые» слова: обычно это одно- или двухсложные произвольные сочетания звуков, которые приобретают тот или иной смысл в зависимости от ситуации (например, слово «гынь» может обозначать и кошку, и игрушку, и требование подать какой-либо предмет, и неожиданное желание подкрепиться);
  • продолжает совершенствоваться детская «автономная» речь, понятная лишь членам семьи и людям, которые часто общаются с ребенком;
  • малыш произносит осмысленные слова, сопровождая их жестами (например, говорит «дай» и протягивает ручку с раскрытой ладонью), использует в своей речи звукоподражания: имитирует звуки птиц и животных, шум бытовых приборов или автомобильного мотора.

Ваш ребенок пока не начал говорить? Возможно, проблема кроется в слабости челюстных мышц. Чтобы укрепить челюсти, угощайте кроху твердой пищей: кусочками морковки, сухариками или печеньем.

Способы развития речи

  1. Расширяйте словарный запас малыша и вводите в его речь новые звукоподражания. Для этого используйте картинки с различными животными или карточки Домана. Показывайте крохе изображение животного, называйте его и произносите звук, который оно издает. Когда малыш освоит 7–10 звукоподражаний, поиграйте с ним в следующую игру: вы называете животное или показываете его изображение, а ребенок должен ответить, какой звук оно издает.
  2. Начните прививать малышу любовь к чтению. Несмотря на то, что он пока плохо говорит и, разумеется, не способен прочесть ни строчки, культуру общения с книгой нужно закладывать именно сейчас. Давайте ребенку плотные картонные книги с ярко разрисованными страничками, чтобы он листал и рассматривал их, обращайте его внимание на привлекательные картинки, читайте ему вслух.
  3. Изучите с карапузом названия некоторых предметов. Для этого сложите в большой мешок несколько вещиц: тарелку, ложку, телефон, игрушки. Затем посадите перед собой кроху и, доставая по очереди эти предметы, громко проговаривайте их названия. После этого можете поменяться ролями: пусть малыш достает вещицы и пытается их назвать, а вы будете помогать ему.
  4. Чтобы стимулировать развитие детской речи, сделайте вид, что не понимаете требований ребенка, выраженных жестами или несвязным лепетом. Пусть он постарается словесно донести до вас свою просьбу.
  5. Помогите ребенку освоить слова, называющие признаки предметов. Если раньше в разговоре с малышом вы пользовались в основном глаголами и существительными, то теперь начните вводить в свою речь прилагательные. Показывая ребенку тот или иной предмет, называйте его признаки: большой, маленький, холодный, горячий, зеленый, красный, синий, круглый.

Социальное развитие

Родители одиннадцатимесячного малыша могут вздохнуть свободно: их кроха стал настолько независимым, что не нуждается в их ежеминутном присутствии. Более того, он готов видеть рядом с собой другие лица. Поэтому самое время познакомить его с новыми людьми: няней, воспитателем развивающей группы, сверстниками. Любознательный малыш с радостью пойдет на контакт.

Общение со сверстниками происходит на игровой площадке или в центре раннего развития. Если вы посадите своего ребенка рядом с такими же малышами, через несколько минут завяжется общение: дети попытаются обменяться игрушками, потрогать друг друга, взяться за руки. Родителям следует присматривать за своими карапузами: неловкое движение одного ребенка может обидеть другого, и тот начнет капризничать и плакать.

Поскольку ребенок пока не нуждается в длительном общении, в людном месте достаточно проводить 30–40 минут.

Режим дня

Сон

Сон по-прежнему занимает до 10–11 часов в ночное время и 1,5–2 часа – в дневное. Большинство детей переходят на режим, предусматривающий один дневной сон.

Кормление

Одиннадцатимесячный ребенок уже может есть еду со «взрослого» стола: маме достаточно взять небольшую порцию приготовленного кушанья и измельчить его.

Пища должна быть сбалансированной, полезной и правильно приготовленной. Детям нельзя жареные и копченые блюда, а также кушанья, содержащие острые приправы, большое количество соли или сахара. Запрещенными продуктами являются цитрусовые и экзотические фрукты, шоколад, орехи, мед, кофе, грибы и коровье молоко.

Желательно кормить ребенка 5 раз в день. Если вы планируете в ближайшее время отказаться от грудного вскармливания, то прикладывайте малыша к груди не более 1 раза в сутки. Сторонницы длительного грудного вскармливания могут оставить два кормления материнским молоком – утреннее и вечернее.

Кормите ребенка в то же время, когда трапезничает вся семья: если малыш будет видеть примеры правильного поведения за столом, он быстрее научится есть самостоятельно.

11 месяцев – это возраст совершенствования полученных ранее навыков. Основные физические и психические функции ребенка уже сформировались, поэтому в ближайшие 2 месяца родителям не стоит беспокоиться за развитие своего малыша: они могут насладиться непринужденным общением с ним, играми и другими совместными занятиями.

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 11 до 12 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

Что еще почитать