Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Родительское собрание Родительское собрание мелкая моторика

Составитель: воспитатель первой категории МДОУ №23 «Аленушка» Латышева В.Н.

Форма проведения: собрание-практикум

Аудитория: родители подготовительной логопедической группы

Количество участников: 12 человек, воспитатель.

Задачи:

    Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

    Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

    Заинтересовать проблемой.

    Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

    Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

    Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

    «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).

    Выставка книг по теме собрания.

    Презентация игр (слайды).

    Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

    Плакаты с высказываниями:

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский);

    «Рука – Это своего рода внешний мозг» (Э. Кант);

    «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее

развитию» (В.М. Бехтерева)

    Листы бумаги, простые карандаши.

    Организация выставки развивающих игр.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки

и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например, перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда, и не каждый ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

    Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

    Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

    Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

    Собирать, складывать пирамидки.

    Работать с вкладышами (Монтессори).

    Застегивать пуговицы.

    Завязывать, развязывать узлы.

    Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы.

Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д.

Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на

улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.

Развитие тактильных чувств.

Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

    Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

    Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

    Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Шитье, вязание, плетение, застежки.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльнойстороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики

    тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, - лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Сейчас мы вам предложим игры.

1. Пальчиковая гимнастика .

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трем-трем, мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем. Мы морковку рубим-рубим, мы морковку трем-трем, мы морковку солим-солим, мы морковку жмем-жмем.

2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону

    снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните.

Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.

3. Графический диктант.

1 рисунок. Отступите сверху три клетки поставьте точку. Начинаемузор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.

2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки внизпоставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте сами.

4. Выгладим платочки для мамы и для дочки.

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

5. Рефлексия

Предлагаю родителям украсить дерево цветными ладошками (по методу «светофор»: зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не узнала; красный – зря потратила время).

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

    кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

    формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

    доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Памятка для родителей.

Родителям детей 5-7 лет для развития мелкой моторики рекомендуется проводить:

    катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

    разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

    сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а

    вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и

    «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в

    воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

    нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

    завязывать узелки на шнурке, веревке;

    застегивать (расстёгивать) пуговицы;

    играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

    резать (вырезать) ножницами;

    выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

    перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

    уход за срезанными и живыми цветами;

    водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

    разбор круп и т.д.

    выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

    мять руками поролоновые шарики, губки;

    рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

    резать (вырезать) ножницами;

    плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

    выполнять аппликации.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

в подготовительной логопедической группе

Составитель: воспитатель

МДОУ №23 «Аленушка»

Латышева В.Н.

Родительское собрание
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

в возрастной средней группе

Форма проведения: собрание-практикум

Аудитория: родители старшей группы

Количество участников: 12 человек, воспитатель.

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать проблемой.

4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).

2. Выставка книг по теме собрания.

3. Презентация игр (слайды).

4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

1. Плакаты с высказываниями:

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский);

    «Рука – Это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);

    «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М. Бехтерева)

2. Листы бумаги, простые карандаши.

3. Организация выставки развивающих игр.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека . Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

4. Собирать, складывать пирамидки.

5. Работать с вкладышами (Монтессори).

6. Застегивать пуговицы.

7. Завязывать, развязывать узлы.

8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы.

Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д.

Игры с пластилином:мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.

Развитие тактильных чувств.

Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Шитье, вязание, плетение, застежки.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Сейчас мы вам предложим игры.

1. Пальчиковая гимнастика .

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Мы морковку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы морковку солим-солим,

Мы морковку жмем-жмем.

2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните. Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.

3. Графический диктант.

1 рисунок. Отступите сверху три клетки поставьте точку. Начинаем узор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.

2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки вниз поставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте сами.

4. Выгладим платочки для мамы и для дочки.

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

5. Рефлексия

Предлагаю родителям украсить дерево цветными ладошками (по методу «светофор»: зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не узнала; красный – зря потратила время).

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Памятка для родителей.

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

    катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

    разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

    сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

    нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

    завязывать узелки на шнурке, веревке;

    застегивать (расстёгивать) пуговицы;

    играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

    резать (вырезать) ножницами;

    выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

    перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

    уход за срезанными и живыми цветами;

    водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

    разбор круп и т.д.

    выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

    мять руками поролоновые шарики, губки;

    рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

    резать (вырезать) ножницами;

    плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

    выполнять аппликации.

Список литературы:

1. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5

2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н. В., Карцева Т.В., Фролова Н. Г. «Родительские собрания» - Волгоград; Учитель, 2013г

3. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва «Скрипторий 2003» 2012г

4. Сайт

Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Цель собрания: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие мелкой моторики;

Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

Работая с анкетами, которые я просила вас заполнить, я поняла, что все согласны с тем, что мелкую моторику рук у детей необходимо развивать.

Вопрос к родителям: А как вы понимаете, что это такое мелкая моторика? Почему её надо развивать? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога. Моторика - сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

1. Пальчиковые игры и упражнения - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры? Предложить показать игры. (Обмен мнениями).

Комментарий педагога : Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

«Капуста».

Мы с вами познакомились с двумя играми, а их великое множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто желает, я могу скинуть нашу картотеку пальчиковых игр на флешку.

2. Оригами - конструирование из бумаги - это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога : Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества. Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно.

Вот несколько самых простых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.

«Ёлка».

Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).

Этапы выполнения работы:

Согните квадраты по диагонали

Склейте треугольники между собой

Вот и елка.

Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.

«Гриб».

Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой - желтого или белого цвета, размером 6 х 6см.

Этапы выполнения работы:

Согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.

Согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.

Склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте у полученного прямоугольника внутренние стороны.

Приклейте ножку к шляпке

Грибок готов.

3. Аппликация - ещё один эффективный способ развития мелкой моторики рук.

Вопрос родителям: Из каких материалов можно сделать аппликацию? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, нитки, крупа, вата, бисер, ткань и т.д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками дети сминают их кончиками пальцев в комочки. И заполняют ими контуры рисунка. Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными.

Так же полезна для пальчиков обрывная аппликация. Разрывание бумаги на мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Примером обрывной аппликации была коллективная работа «Аллея в парке», которая висела у нас в раздевалке.

4. Игры с крупами, бусинками, пуговицами, прищепками и другими материалами - это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами.

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Ирина Костарева

Цель : Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей .

Задачи : 1 . Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнение в группе.

2. Научить родителей использовать , различные предметы в выполнение упражнений.

Добрый вечер уважаемые родители , коллеги. Сегодня хотелось начать наше собрание немножко не обычно , для вас. Давайте мы с вами поиграем.

Сейчас я попрошу вас встать вкруг. Нужно поприветствовать своего соседа и сказать ему комплимент.

Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу.

Тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей »

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?

(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Слайды)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это конечно же еще не все игры.

А сейчас я с вами хочу немножко поиграть, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях Показ : Что вам больше понравилось?




Используете ли вы дома такие игры? Какие?

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики . Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей , но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты.

Наше собрание подходит к концу , и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

1) «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

2) массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

1)Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

2)Упражнения с прищепками

Левая рука

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

3)Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

5) Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями-липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»

7)Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Презентация

1) Пальчиковая гимнастика : взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе. 2)Кубы вкладыши - вот такие у нас есть кубы вкладыши, здесь мы развиваем мышление . 3) пазлы (мягкие) – такие пазлы мы можем приобрести в магазине, и выкладывать их вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка, еще у нас в группе есть пазлы из картона.

4)ежик (прищепки) - ежик связан своими руками, еще можно прищепки прищепить на нитку, на ткань какую нибудь.

5)Рисуем на песке – здесь мы рисуем пальчиком на цветном песке.

6)Рыбалка : Ловим удочкой рыбок на магнит.

- Ловим в воде : здесь мы используем сачок, и ловим не тонущие игрушки.

7)Шнурование 1 (вот такая вот подставка для шнурования из дерева)

Шнурование (черепаха) : это черепаха изготовлена своими руками, здесь и шнуровка, пуговки, замочек, а под замочком на ощупь, можно найти сюрприз, и здесь идет еще для закрепления цвета. Шнурование 3 : Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Сшитая - бабочка : здесь и пристегивание, липучка,шнурование

9)Пересыпание : в одну ёмкость можно что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать в пустую ёмкость. Или напр упражнение с водой, если что-то просыплется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность.

10)Перекладывание : Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

11)Найди игрушку : эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки . Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

12)Перебор круп : для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

13) Лепка - лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста.

Валентина Мехина
Родительское собрание (семинар-практикум для родителей) «Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет»

План :

детей и родителей . Ее значимость для успешного физического и психического развития детей .

2. Влияние

развитие мелкой моторики , изготовление пальчикового театра.

Материал : Карандаши (граненые, грецкие орехи, массажные мячи, шнуровки, прищепки, бархатная бумага, нитки, штриховки, крупы, игрушки, ткань, выкройки, иголки, ножницы, глазки, носики.

1. Вступление. Совместная деятельность детей и родителей .

Ее значимость для успешного физического и психического развития детей .

Игра помогает узнать способности ребенка, представляет возможность взрослому и малышу наслаждаться общением друг с другом, вооружает бесценным инструментом воспитания, необходимым в любом возрасте – юмором. Улыбка и смех способны разрядить любую конфликтную ситуацию, захватить внимание ребенка.

Нам хочется, чтобы малыш был здоровым, веселым, красивым, многое знал и умел. А ничто не делает ребенка более счастливым, чем игры с мамой и папой. Поэтому так важно проводить совместные игры детей и родителей . Чем больше общения, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие . В этом заключается психология детского развития .

Если ребенок научится следовать правилам в игре, то и в других ситуациях он охотнее будет прислушиваться к наставлениям родителей .

Совместные игры дают возможность ребенку понять, что он дорог нам, а это бесценное ощущение для малыша, способствующее формированию уверенности в себе и позитивной самооценки.

Любые игры с ребенком помогают родителям взглянуть на мир глазами ребенка, а это в свою очередь помогает нам приобрести более глубокие знания и грамотно подходить к вопросам воспитания.

Как же правильно подобрать игры для малыша? Главное учитывать возрастные особенности малыша. Если крохе меньше трех лет подойдут игры с мягкими игрушками, мячиком, пирамидками, кубиками. Старшим малышам будут интересны отгадывание загадок, рисование, лепка, разные викторины, эстафеты, настольные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и т. д.

Не стоит забывать о темпераменте малыша. Кому-то подойдут тихие и спокойные игры, а кому-то необходимы шумные, веселые, с высокой подвижностью.

Сегодня мы поговорим о конкретном виде игр, которые направлены на развитие мелкой моторики рук .

2. Влияние мелкой моторики на развитие психических , физических и речевых функций ребенка.

«Источник способностей и дарований детей на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

Учёными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки , кисти, ручных умений или, как принято называть - мелкой пальцевой моторики кисти руки .

Исследования ученых (В. Н. Бехтерева, И. Н. Сеченова, Я. П. Павлова, Л. М. Кольцовой) показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и , следовательно, мышление будет замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от неё.

Китайские и японские врачи установили, что, взаимодействуя на кисти рук, можно устранять эмоциональное напряжение, нормализовать деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, поддерживать жизненный тонус.

По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного- положительно воздействует на состояние желудка, безымянного- на печень и почки, мизинца - на сердце.

Отношения к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, они защищали, строили жилища, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии

(музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки) .

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Выполнение творческого задания

Предлагаем вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках :

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руки на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести »

«Руки опускаются»

«Обеими руками за»

«Своя рука - владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло» .

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому , что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, необходимых, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики рук происходит в различных видах деятельности. Лепка из глины и пластилина, соленого теста. Рисование и раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики . Изготовление поделок из бумаги, природного материал, выкладывание фигур, цифр, букв из счётных палочек или спичек по образцу и без него.

Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребёнка.

Работа по развитию мелкой моторики и речи может включать в себя :

Массаж рук

Гимнастика и пальчиковые игры

Различные виды театра

Дидактические игры

Игры и упражнения с природным материалом

Изобразительная деятельность

На каких-то видах деятельности мы остановимся сегодня подробнее.

Например, массаж :

Проходит он с использованием предметов и без предметов.

Без предметов : это поглаживание, похлопывание, растирание, разминание кистей, пальцев.

С предметами : с граненым карандашом, грецким орехом.

Массаж с граненым карандашом

«Добывание огня» (прокатывание карандаша между ладонями)

Карандаш катать я буду

Может быть, огонь добуду.

Прокатывание карандаша по тыльной стороне ладоней, сжимание карандаша поочередно в кулак. Захват и удерживание карандаша между пальцами.

Повстречал ежонка еж :

«Здравствуй, братец, как живешь?»

Массаж с грецким орехом

«Здороваемся с орешком - крепко сжимаем его в кулачке»

«Побежал наш орешек по дорожке»

«Прокати орешек с горки»

«Юла»

Существуют виды массажа нетрадиционным способом с использованием массажного мячика (показ игры с массажным мячиком) .

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память . Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать) .

Существуют игры на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением и пением.

В младшем возрасте хорошо использовать игры - шнуровки, игры с прищепками, различные пирамидки. В настоящее время игры широко представлены в продаже, но пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Развивают сенсомоторную координацию , мелкую моторику рук , развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий : «верх» , «низ» , «право» , «лево» .

Формируют навыки шнурования. (Показ игр) .

Пальчиковый театр - прекрасный материал для развития у детей воображения , мышления и речи, способствуют развитию мелкой моторики .

(Показ игр) .

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных ) центров.

При подготовке руки к письму лучшим образом подходит штриховка.

(Показ штриховок) .

Крупа - очень полезный и приятный для занятий с ребенком материал. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руку крупинку - очень сложно для ребенка.

Предлагаю несколько игровых упражнений :

1. Знакомство детей с крупами (гречка, манка, фасоль, рис, пшено)

2. Массаж с помощью круп.

3. С младшими дошкольниками - «Где мои ручки спрятались?»

4. Пересыпание крупы из одной руки в другую.

5. «Золушка»

Соревнование между родителями :

1. Спрятать в крупу мелкие игрушки , пуговицы и предложить отыскать «клад» .

2. С завязанными глазами на ощупь определить вид крупы.

3. Что можно делать с крупами? Семенами?

4. Нарисуй картину с помощью манки.

3. Презентация игр и упражнения на развитие мелкой моторики , изготовление пальчикового

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными.

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Задачи: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; .

ВВОДНОЕ СЛОВО: Ни для кого не секрет, что всё что ребёнок делает и чему учится в первую очередь идёт из семьи. И понимание и соблюдение.

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации.

Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в.

Что еще почитать