Романы в Mass Effect: Andromeda – все постельные сцены. Гайд: Все романтические линии – Mass Effect: Andromeda

Кора отвечает за регулярные операции и организацию наземных миссий. Она также выступает в качестве контакта с директором Инициативы на Нексусе.

Лейтенант Кора Харпер
Характеристики

Раса: Люди

Происхождение: Рожденная в космосе

Рост: 172 см

Вес: 61 кг

Известные связи: Альянс систем, Дочери Талейн, Инициатива Андромеды

Роль в бою: биотик, организация операций

Любимое оружие: Дробовик

Любимая способность: Биотический заряд

Известные цитаты: «Когда ваши биотические способности превращаются в оружие охотницы... люди относятся к этому с недоверием.»

Краткая биография: Кора присоединилась к Альянсу систем, чтобы отточить свой сильный талант к биотике. В конечном счете она перешла в подразделение коммандос-азари, после чего присоединилась к Инициативе Андромеды в качестве заместителя Алека Райдера. Профессиональная и преданная, Кора использует тактику охотниц-азари и свои биотические навыки, чтобы помогать Первопроходцу.

Роль на Буре

Заместитель командующего

Черты характера
  • Профессиональная и дисциплинированная
  • Комбинирует боевые навыки человека и азари
  • Крайне предана Первопроходцу, команде и их миссии
Биография

Мощные биотические способности Коры проявились еще в юном возрасте, когда она росла на грузовом судне своих родителей. Отсутствие возможности позволить себе обучение биотике, и необходимость должного контроля над своими талантами, привело Кору к осознанию того, что личная дисциплина - лучший способ сдерживать свои возможности и не причинить никому вреда. Она поступила на службу в Альянс систем, когда ей исполнилось 18 лет, чтобы получить необходимые импланты и тренировки.

Военная карьера, сделала Кору кандидатом на инициативу Совета по тренировкам солдат-людей вместе с военными других рас, в частности, в программе «Валькирия» для обучения коммандос-азари. Кора отправилась на родную планету азари - Тессию, где присоединилась к подразделению спецназа «Дочери Талейн», сражаясь бок о бок с легендарными охотницами азари, такими как её командир Низира Т"Кош. Годы, проведенные Корой вместе с азари, дали ей уникальные возможности не только на поле битвы, но и позволяли занять свое место в мире.

Когда Низира предложила ей присоединиться к Инициативе Андромеды, Кора сначала отнеслась к идее скептически, но после встречи с Алеком Райдером передумала. Его видение Андромеды - новой цивилизации и следующего большого скачка для человечества - вдохновило её сделать миссию Инициативы успешной. Кора вскоре заработала место в качестве доверенной помощницы Алека, обученной для ведения наземных операций и, в случае необходимости, для замены Алека в качестве Первопроходца.

Как принять в команду

Когда: Сюжетная миссия 1

Где: Жилище 7

Подробнее: Кора присоединяется к Саре Райдер или Скотту Райдеру после успешной защиты своего челнока и команды от атаки кеттов.

Общее описание: Кора - это гибрид солдата и биотика. Она всегда готова поддержать команду, благодаря своим навыкам охотницы-азари и ее способностью манипулировать полями эффекта массы. Словно «биотический паладин», она вступает в битву, привлекая внимание противников поблизости на себя и давая своим союзникам возможность беспрепятственно расстреливать их с безопасного расстояния. Кроме того, она защищает своих товарищей на поле боя, восстанавливая щиты с помощью способности усиления щита (Shield Boost), которая разблокируется, когда у нее будет как минимум 18 очков навыков, вложенных в другие способности.

Взаимодействие: Когда Кора получает доступ к навыку усиления щита (Shield Boost), то очень хорошо взаимодействует с другими воинами, предпочитающими ближний бой. Усиление щита дарит ей и ее союзникам бонусы к защите щитов. Если же Райдер развит больше, как снайпер или стрелок среднего радиуса действия, то вы можете помочь Коре, используя ослабляющие способности, такие как оглушающий выстрел (Concussive Shot) и крио-луч (Cryo Beam) на противниках, чем косвенно повысите её выживаемость.

Важные навыки: Криопатроны (Asari Commando, Ранг 6) дает Коре постоянный пассивный эффект, который позволяет ей быстро расправляться с врагами из дробовика. Кроме того, Кора сможет выполнять сольные крио-комбо, если разблокировать Power Synergy (Charge, Ранг 5). Еще одно способность - Bastion (Charge, Ранг 6) превращает охотницу в настоящего разъяренного быка, и позволяет ей агрессивно метаться от врага к врагу, пополняя свои щиты из поглощения урона от атак.

Недостатки: Так как первичная атака Коры из дробовика подразумевает близкую дистанцию от врага, у неё могут быть проблемы, если количество противников превысит возможности её биотических способностей. Старайтесь следить за ситуацией на поле боя и вовремя уводить её за укрытие с помощью функции приказов напарникам, дав тем самым время на восстановление щитов.

Кора Харпер: Романтические отношения

  • Только Райдер мужского пола
  • Открывает уникальный контент
Диалог Локации Условия Ответ для флирта
R1: Введение Буря: Биолаборатория - «Нам будет хорошо вместе».
Буря: Непринуждённая беседа Любая R1 завершен «А что насчет сейчас?»
R2: Реакция на поселение на Эос Буря: Биолаборатория R1 завершен; покинуть Бурю хотя бы один раз «Ты романтик».
R3: Реакция после сюжетной миссии 3 Любая Сюжетная миссия 3 завершена. R2 завершен. Истекает после сюжетной миссии 5 «Мы с тобой можем справиться с чем угодно».
Предыстория азари 1: Обсудить маяк Буря: Биолаборатория - -
Предыстория азари 2: Обсудить беженцев Буря: Биолаборатория Посетить Айю. Предыстория азари 1 - завершено -
Лояльность: Вступление Любая Посетить Кадару. Предыстория азари 2 - завершено -
Лояльность: Брифинг Мостик Бури Лояльность: Вступление - завершено -
R4: Лояльность заслужена Буря: Зал переговоров

Кора Харпер Mass Effect Andromeda, на английском читается как Cora Harper – персонаж, напарник. Числится в боевой группе азари, раса – человек. Специализация – биотик.

Биография

Имеет звание лейтенанта, является заместителем Алекса Райдера. Бывший офицер военных сил Альянса, ныне состоит в командос азари – Инициатива Андромеды. Попала сюда благодаря программе «Валькирия», суть которой интеграция межвидовых сил. Роль в бою – биотик, оружие – дробовик, способность – биотический заряд. Преданна Первопроходцу.

У Коры Харпер могут завязаться романтические отношения с Райдером мужчиной. Для этого, во время разговора, выбирайте строки помеченные сердечками. Если во время прохождений миссий с Корой был флирт не менее трех раз, то в квесте «Охота за архонтом» появится возможность поцеловать девушку, но только в том случае, если нет других эксклюзивных отношений.

Вступление в команду

Выполняя первую основную миссию по сюжету, ищите помещение под номером семь. Там будет Кора, она примкнет к Райдеру при успешной защите космического корабля и команды от нападок кеттов.

Боевые особенности

Кора стягивает огонь противников на себя, в это время союзные войска расстреливают врагов с расстояния. Имеет возможность восстанавливать щиты, для открытия этой способности необходимо прокачать другие умения не менее 18 раз общей суммой.

Наиболее важные способности это:

  1. Криопатроны – пассивный бонус к дробовику;
  2. Power synergy – необходим для крио-комбо;
  3. Bastion – дает возможность Коре яростно расправляться с врагами и восполнять щит от полученного урона.

Подведя итоги

Кора отличный напарник, но у нее есть минусы, иногда ее биотических способностей не хватает и она не успевает восстанавливать щит, происходит это из-за большого количества врагов. Следите за обстановкой на поле боя и вовремя уводите напарницу. На этом все, в данной статье вы познакомились с персонажем Mass Effect Andromeda Кора Харпер.

В Mass Effect: Andromeda вы встретите немало интересных персонажей различных рас. Как во всех остальных играх BioWare, у вас есть отличный шанс при выполнении определённых действий переспать с ними. В общей сложности есть 10 персонажей в кластере Гелиус, с которыми вы можете закрутить романтические отношения – это и спутники, и члены вашего экипажа, и отдельные NPC, расположенные на других локациях. Для каждого из них есть ряд особенных требований, и в нашем руководстве мы рассмотрим их.

Романы со спутниками в Mass Effect Andromeda

Начнём с членами вашего отряда. Это персонажи, которых вы нанимаете и которых берёте с собой на выполнение разных миссий. Со всеми можно построить романтические отношения, за исключением Драка, которому 1400 лет и ему ничего неинтересно кроме эпических сражений.

Лиам (только для Сары Райдер)

Лиам в Mass Effect: Andromeda играет одну из важных ролей. Его миссия лояльности требует установки аванпоста на каждой планете, где это может сделать. Кроме того, нужно будет помочь ему настроить ночное кино. Это его моральный проект, который требует нескольких поездок на «Нексус», а также получения чего-либо для других членов команды.

Вы будете получать эти цели по электронной почте (на мостике сбоку) и в разговорах с командой на «Буре». Обязательно флиртуйте с ним каждый раз, когда делаете подобные вещи. Выбирайте ответы, проявляющие понимание. Слишком много логики и профессионализма лишь оттолкнут Лиама от романтики. После завершения миссии лояльности он отправит вам электронное письмо с местом встречи.

Джаал (только для Сары Райдер)

Вы встретите Джаала во время своего первого визита на планету Айя, внутренний мир ангара. Он присоединится к вашей команде. Многие сюжетные миссии с этого момента будут сосредоточены на нём и его людях, предоставляя широкие возможности для флирта.

Романтические отношения с Джаалом немного интереснее, поскольку у него в ходе разговора нет обычной иконки «сердца», символизирующей о флирте. Вместо этого вы будете видеть варианты с изображением «рук». Выбирайте их по мере возможности, а затем продолжайте и завершите миссию лояльности. Если вы выбрали все варианты с «руками» и не встречаетесь с кем-либо ещё, то Джаал отправит электронное письмо с местом встречи, где нужно будет принять решение – вступать или нет в романтические отношения.

Кора (только для Скотта Райдера)

Поначалу Кора будет казаться немного холодной к главному герою, но это в большей степени из-за того, что она была оскорблена решением вашего отца сделать Скотта Первопроходцем. Ведь именно она была следующей на очереди на эту должность.

Кора Харпер.

Если вы будете продолжать помогать людям и в диалогах с Корой выбирать варианты, указывающие на ваше понимание (слева вверху в диалоговых ветках), то она потеплеет к вам, и вы сможете начать флирт. Обязательно общайтесь с ней после каждого крупного события и посещения узловых центров на «Нексусе», Айе, в порту Кадара и т. д.

Затем отправляйтесь на выполнение миссии лояльности. Она включает поиск и извлечение ковчега азари. После этого можно будет поговорить с Корой на «Буре», чтобы услышать её мысли. Будьте внимательные и обнимите её, когда появится соответствующая подсказка. Она поделится с вами чувствами и вы, в конце концов, получите электронное письмо, чтобы встретиться с Корой на Эосе. Если вы не состоите в отношениях, за исключением связей с Пиби, то сможете начать роман.

Ветра (Скотт и Сара Райдеры)

Ветра – это один из самых крутых членов вашей команды. На является турианским контрабандистом, обладает сильными способностями и умеет добиваться поставленной задачи. Время от времени она показывает себя исключительно серьёзной, но вы всё же можете с ней пообщаться на личные темы. Когда она рассказывает о личном, придерживайтесь вариантов левого верхнего угла диалогового окошка. Когда речь идёт о работе, то выбирайте логические и профессиональные фразы (правая часть диалогового окошка). Флиртуйте с ней так часто, как только можете.

Продолжайте говорить с Ветрой после сюжетных миссий и новых узлов, пока не откроется миссия лояльности, в которой участвует её сестра Сид. Завершив выполнение задания и пофлиртовав с Ветрой в очередной раз на «Буре», она отправит вам письмо с просьбой встречи в порту Кадара. Отправляйтесь на планету и двигайтесь в нужное место, чтобы начать романтические отношения.

Пиби (Скотт и Сара Райдеры)

Пиби – один из самых забавных персонажей вашего отряда, который любит исследовать новые места. Начать романтические отношения с ней нетрудно. И вам даже не нужно полностью выполнять миссию лояльности – достаточно половины. Заигрывайте с ней каждый раз, когда предоставляется возможность. После встречи с ней и изучения руин Реликтов появится миссия под названием «Секретный проект». Вам нужно будет найти технологии Реликтов в тех местах, которые Пиби обозначила для вас на Эосе и Воелде.

Когда соберёте всё, что нужно, она попросит встретиться в квартире на «Нексусе». Тогда она даст вам новую разработку. Именно тогда же вы впервые узнаете об её чувствах ко всему с появлением старого друга. Продолжайте делать всё то же самое, пока не сможете исследовать Айю в свободном режиме. Встретьтесь с Пиби в музее. Она будет пьяна, но если проявите понимание, то Пиби это оценит.

Идите на «Бурю» и встретьтесь с ней там, в комнате со спасательной капсулой. Вы сможете её успокоить. Спросите у неё, как она расслабляется, а затем примите её приглашение. Согласитесь с отсутствием условий, после чего начнутся романтические отношения.

Романы в Mass Effect Andromeda с членами экипажа

Это второстепенные персонажи в Mass Effect: Andromeda, которых вы не можете брать на выполнение заданий и которые всегда находятся на «Буре» или никогда не покидают пределов таких областей, как Айя и «Нексус». У них нет миссий лояльности, но для них нужно будет что-либо сделать и пофлиртовать (после каждого крупного события).

Суви (только для Сары Райдер)

Суви – это один из пилотов «Бури» в Mass Effect: Andromeda. Довольно интересный персонаж. У неё очень глубокая вера в технологии. В разговорах, как всегда, нужно проявить понимание и ухаживание (варианты в левом верхнем углу диалогового окна). Общайтесь с ней после выполнения каждой крупной миссии или событий, поскольку именно в таких случаях, как правило, появляются новые диалоговые ветки.

Кроме того, завершите любые случайные задачи, которые будут у неё для вас, включая конкретную закуску для ночного киносеанса. После того, как вы достигнете достаточного прогресса, она пригласит вас провести некоторое время в ваших личных покоях. Затем у вас будет возможность закрутить роман с Суви.

Гил (только для Скотта Райдера)

Гил отвечает за двигатели и техническую часть «Бури». С ним можно заигрывать буквально с самого начала и он, не колеблясь, начнёт флиртовать в ответ. Следите за своей электронной почтой, после чего он предложит вам пообщаться с ним в баре на «Нексусе». Продолжайте флиртовать и со временем Гил предложит встретиться с ним на Эосе для романтических отношений (если вы не в связях с кем-либо ещё).

Инженер Гил.

Романы в Mass Effect Andromeda со второстепенными персонажами

Это персонажи, у которых есть квесты для вас. Это необязательные задания, но за их выполнение вы получите опыт и потенциальную возможность закрутить новый роман.

Авела (только для Скотта Райдера)

Авела – это археолог, расположенный на Айе.Вы можете флиртовать с ней, когда впервые достигнете этой планеты (даже если её ещё нельзя исследовать в свободном режиме). Она даст вам миссию под названием «Восстановление прошлого». Вы должны будете собирать артефакты на определённых планетах, а затем принести их девушке в музей, доступ к которому получите позже. Продолжайте флиртовать с ней и когда закончите её миссию, то вступите в романтические отношения.

Рэйес (Скотт и Сара Райдеры)

Рэйес – это хитрый человек-контрабандист, с которым вы познакомитесь на планете Кадара, помогая ангара. Он любит врать и всегда посылает вас на миссии, в выполнении которых не оказывает какой-либо помощи. Для романтических отношений с ним вам нужно согласиться с ним работать. Вы должны будете отказать Слоан при первой встрече с ней на планете. Он попросит вас расследовать убийство, связанное с его бывшим, и заплатит за несколько напитков. Флиртуйте с ним и когда выполните задание, сможете вступить в романтические отношения.

Кери (Скотт и Сара Райдеры)

Кери – это персонаж, с которым вы будете беседовать сразу после размещения первого аванпоста на Эосе (в начале Mass Effect: Andromeda). Вы можете флиртовать с ней во время этой беседы, она проявит заинтересованность. Однако после достаточного флирта она станет серьёзной и расскажет вам всё, что думает о главном герое. Несмотря на это, процесс романтических отношений не останавливается. Она спросит у главного героя, готовы ли вы подождать, пока не будут взяты все интервью. Если согласитесь, то сможете закрутить роман с ней, когда всё будет готово. Кроме того, ей всё равно, если вы спите с кем-либо ещё.

Эта миссия является продолжением задания «Кора Харпер: Ковчег азари». Вы нашли транспондер ковчега на Воелде, и миссия была приостановлена, до тех пор, пока Кора расшифрует показания. Письмо, полученное от Коры, инициирует продолжение поисков.

Прочесть письмо от Коры

Буря

По-прежнему неизвестно где находится ковчег азари «Левсиния». Учитывая связь Коры с азари, именно она берет на себя задачу - найти «Левсинию» и отправить ее к Нексусу.

Поговорить с Корой на Буре

Буря

Как только вы вернетесь на Бурю, прочитайте письмо Коры о догадках относительно ковчега азари, а затем поговорите с ней в грузовом отсеке (1) . Она скорректировала данные бортового самописца с помощью СЭМа, и теперь у вас есть координаты последнего пункта назначения ковчега. Отправляйтесь по этим координатам, когда будете готовы.

Найти ковчег «Левсиния» в системе Валай

Возьмите курс в систему Валей и отсканируйте аномалии. Запустите зонд, чтобы обнаружить ковчег «Левсиния». Начинайте операцию спасения, только убедитесь, что Кора отправится вместе с вами.

В короткой кат-сцене стыковки вы узнаете, что Кора восхищается Сариссой, телохранителем Первопроходца с «Левсинии». Для Коры Сарисса - это легенда.

Состыковаться с ковчегом «Левсиния»

«Левсиния»: доки

Вы начинаете в стыковочном отсеке (2) , а первая навигационная точка направляет вас в конец прохода. Вы спрашиваете Суви, есть ли признаки жизни на коммуникаторе. Она отвечает, что датчики повреждены. Пройдите через первый дверной проем (3) . Вы можете сканировать обломки, но здесь нет признаков жизни. Перейдите к следующей двери (4) , которая оказывается заблокированной.

Добраться до мостика

Когда вы приближаетесь к запертой двери, загораются красные огни, и вы слышите, как капитан Атандра угрожает начать декомпрессию. Она принимает вас за кеттов. СЭМ отправляет ей идентификационные коды. Атандра приглашает вас на мостик.

Атриум

Пройдите через через атриум (все ковчеги очень похожи по дизайну). Продолжайте двигаться вперед через пару дверных проемов, пока не доберетесь до мостика (5) .

Мостик

Здесь вы встречаетесь с капитаном Атандрой и Сариссой Терис, телохранителем азари, которую боготворит Кора. Вы узнаете, что Первопроходец с «Левсинии» погиб, и это сделало Сариссу новым Первопроходцем азари. Сарисса украла модуль кеттов, содержащий тактические данные, которые позволяют ковчегу перемещаться по Скверне. Во время разговора вы узнаете, что на борту ковчега все еще находятся группы кеттов, а кроме того требуется запустить ядро FTL, чтобы «Левсиния» могла развить сверхсветовую скорость и добраться до Нексуса.

Добраться на монорельсе до управления ангаром

Монорельс

После встречи с Сариссой и капитаном отправляйтесь на монорельсе к узлу управления ангаром. Поездка дает вам время, чтобы поговорить с Корой.

Найти десантниц Азари в узле управления ангаром

Узел управления ангаром
Третий уровень

Вы выходите на третьем уровне (6) . Идите вниз по коридору, следуя по навигационной точке. Доберитесь до узла управления ангаром (7) .

Второй уровень

Найдите Ведерию Дамали (8) , помощницу Сариссы. Она очень рада вас видеть. Кора спрашивает, может ли Сарисса помочь восстановить энергоснабжение ядра FTL.

Ведерия говорит, что она отслеживала утечку энергии и считает, что закрытие дверей ангарного отсека решит проблему. Кетты держат двери открытыми, и энергия теряется, поскольку система безопасности пытается закрыть их. Она просит вас взглянуть на консоль.

Активировать блок управления дверью ангара

Найдите блок управления дверью ангара (9) . Активируйте его. СЭМ говорит, что началась последовательность закрытия ангара. Кетты врываются в помещение.

Защитить блок управления дверью ангара

В верхнем правом углу экрана появится индикатор герметичности ангара. Когда этот счетчик заполнится, двери полностью закроются. Вы должны сдерживать атаки кеттов, пока эта процедура не завершится.

По возможности оставайтесь в зоне взлома блока управления. Следите за областью на верхнем уровне (10) , откуда выходит большинство подкреплений кеттов.

Устранить оставшихся кеттов

Доступ кеттам будет отрезан, как только ангар полностью закроется. Но вам необходимо разобраться с оставшимися врагами.

Поговорить с Ведерией

Следуйте по точке навигации вниз по лестнице и найдите Ведерию (11) . Скажите ей, что СЭМ обнаружил неисправные электрические узлы. Ведерия подтверждает информацию и говорит, что начались пожары, которых не было. Она предполагает, что на нижней палубе что-то потребляет энергию.

Ведерия предлагает разделиться. Пройдите через нижний уровень, затем откройте дверь (14) , чтобы получить доступ к жилым помещениям.

Спуститься на нижние палубы через жилые помещения

Жилые помещения
Первый уровень

Следуйте по навигационной точке вниз. Сканируйте обломки, проверьте контейнеры и блоки данных . Направляйтесь к закрытой двери (15) . Войдите в следующую большую область - жилые помещения.

Первый коридор справа (16) . В первой комнате (17) найдите контейнер и святилище Матриарха Ишары . Отсканируйте станцию первой помощи для получения научных данных.

В следующей комнате (18) отсканируйте шкафчик под большим монитором, чтобы получить научные данные. Есть еще один шкафчик на полу слева между двухъярусными кроватями - еще немного данных. На столе блок данных и рядом контейнер .

В последней комнате (19) справа, в конце коридора, находится терминал, где вы можете прочитать пару писем, одно из которых от Сариссы. Не забудьте просканировать все незнакомые предметы и проверить контейнер.

Выйдите из коридора на открытое пространство, здесь пара призраков (боевые звери кеттов) выбегает из следующего коридора (20) . Найдите боеприпасы и модули первой помощи в соседней комнате (21) справа. Дверь (23) , через которую вы должны пройти, чтобы продолжить этот квест, также находится в этой комнате.

Если вы жёсткий «комплеционист», то осмотрите также комнату (22) , но приготовьтесь открыть огонь, как только откроете дверь. Внутри затаились два кетта. Награда - большой контейнер под монитором.

Обезопасить пункт пожарной охраны

Пункт пожарной охраны
Уровень B1

Идите вниз по лестнице, избегая огня, и войдите в пункт пожарной охраны (26) , где вас приветствуют враждебные кетты. Мирно разойтись не получится.

Активировать систему пожаротушения

Следуйте к навигационной точке, чтобы найти и активировать систему пожаротушения (27) . Нарушение системы приводит к сбою в работе. Сканируйте провод в полу и следуйте по нему в другую часть помещения.

При помощи сканирования найти способ восстановить питание системы пожаротушения

Провод ведет к панели (28) на стене. Просканируйте этот узел, а затем взаимодействуйте с ним, чтобы перенаправить питание на систему пожаротушения. Вернитесь к консоли (27) на платформе и активируйте систему пожаротушения. Выйдите из комнаты через коридор (29) .

Встретиться с Ведерией

Здесь (30) вы можете восстановить здоровье. В комнате (31) найдите блок данных , оборудование для сканирования, и большой контейнер с высокой вероятностью содержания в нем Меча азари. Есть также терминал с сообщениями об эвакуации и безопасности.

Покиньте эту область и пройдите к смотровой площадке (32) , где вы обнаружите, как Ведерия (33) работает над интересным оборудованием. Поговорите с ней. Она объясняет, что это устройство эффекта массы и оно является причиной утечки энергии.

Сканировать модуль поля эффекта массы

Отсканируйте модуль поля эффекта массы (33) , чтобы СЭМ смог его отключить. СЭМ говорит, что для решения этой задачи потребуется два человека: один отсоединит кабели, а другой - само устройство.

Отключить кабели питания

Отключите три силовых кабеля. Рядом с дверными проемами нижнего уровня расположены два силовых кабеля (34) и (36) , а третий (35) находится на верхнем уровне. Волна атак кеттов возникает каждый раз, когда вы отсоединяете силовой кабель, и вы не можете взаимодействовать со следующим силовым кабелем до тех пор, пока все кетты в этой волне не будут побеждены.

Уничтожить кеттов на смотровой палубе

Отключить модуль поля эффекта массы

После того, как последний кетт побежден, подойдите к модулю поля эффекта массы (33) и отключите его. После этого капитан Атандра объявляет, что ядро FTL снова работает. Через несколько минут ковчег будет готов перейти на сверхсветовую скорость. Вы спрашиваете, возможно ли это с поврежденным корпусом. СЭМ получает доступ к данным ковчега, и вы слышите запись Сариссы и Матриарха Ишары. Оказывается, Сарисса оставила Первопроходца умирать, чтобы получить данные кеттов для перемещения по Скверне. На этом этапе начинаются варианты беседы, в которых вам предлагается выбрать, соглашаться или не соглашаться с решениями Сариссы.

Попасть на палубу 12

Кетты направляются к пробоине в корпусе «Левсинии» на палубе 12. Вам нужно как можно скорее добраться туда. Пройдите через дверь (37) . Пополните боеприпасы и здоровье, когда выйдите на палубу 12 (38) .

Отразить нападение кеттов на палубу 12

Обратите внимание на отсутствие гравитации, когда вы входите на палубу 12. Магнитные ботинки у вас и вашей команды не дают вам отправиться в свободное парение, в отличие от многих предметов в этом помещении. Вы можете включить гравитацию с помощью консоли (37) .

Отбивайтесь от яростных атак кеттов. Во второй волне к битве присоединится представитель высшей касты кеттов - Восходящий. Вам следует сначала разбить его вращающуюся сферу, чтобы сбить щит и нанести урон этому могущественному противнику.

Отвести «Левсинию» в безопасное место

Сарисса и Кора ставят мощный биотический щит, чтобы отразить ракетную атаку корабля кеттов. Снаряды отскакивают назад и уничтожают вражеский корабль. Капитан отводит ковчег от взрыва.

В конце миссии, вы говорите Коре, что ей нужно обсудить с Сариссой сообщение Ишары. Кора режет правду матку и негодует, как только Сарисса приближается, чтобы поблагодарить вашу команду. Кажется, Сарисса удивлена, что записи уцелели. Она объясняет, что не могла защитить Первопроходца, потому что защищала все жизни на ковчеге. Единственная проблема заключается в том, что она никому не сказала о своем выборе. Во время вариантов беседы вы можете поддержать ее, сохранив все в тайне, либо сказать, что азари должны знать правду. В данном диалоге - это еще не окончательно решение. Но вам придется сделать выбор: оставить Сариссу Первопроходцем или нет, после того, как к вам подойдет капитан Атандра. Как вы относитесь к принятому Сариссой решению?

Оставить Сариссу Первопроходцем?

Этот выбор не повлияет на дальнейшие события в Mass Effect: Andromeda. Наличие всех Первопроходцев в Меридиане определяет, умирает ли Капитан Данн. Однако, первопроходцем азари может быть Сарисса или Ведерия; если вы выполняете эту миссию, то в любом случае в финальной битве вы получите помощь от Первопроходца азари. Однако теоретически этот выбор может отразиться в следующих играх Mass Effect.

Вы утешаете Кору на обратном пути к Буре. Ей сложно смириться с предательством Сариссы, которая была для нее идеалом для подражания. Ловите момент, чтобы использовать романтические варианты ответов в разговоре. Вы заработали верность Коры, и её навыки 6-го уровня разблокированы.

Кора – один из первых членов Вашей команды, с которой вы встречаетесь в игре. Ещё до того, как вы впервые попадёте на корабль Буря, Кора находится в составе отряда отца Райдера. После того как посетите Нексус, Кора присоединяется к вашей команде. Она оказывается отличным активом благодаря сильным биотическим способностям. Требуется: мужчина Райдер.

Как только предварительные миссии на Эос закончатся, и вы построите там поселение, вы сможете ближе узнать свою команду, включая Кору. Она любит заниматься садоводством, поэтому обычно её можно найти в середине корабля на нижнем уровне, где она ухаживает за какой-то растительностью в своих комнатах. Есть хорошее практическое правило для романов с персонажами в Mass Effect: Andromeda: романтический вариант диалога, который будет всегда левым вариантом в диалоговом окне, и рядом с ним всегда будет большой значок в виде сердца. Поэтому следите за этими вариантами при разговоре с персонажем, которого вы пытаетесь очаровать.

Обязательно говорите с ней после каждой основной сюжетной миссии, которую вы завершите. Варианты разговора с Корой будут меняться в зависимости от того, какие миссии вы завершили. Даже если она не была частью отряда, который вы выбрали для миссии, найдите её и поговорите с ней после событий. Как только Эос будет колонизирован, Кора будет говорить о потере Вашего отца. Спросите её, скучает ли она по нему. После серии вопросов о её прошлом и способностях, вы можете выбрать романтический вариант: «Мы с тобой поладим». После этого разговора завершите дополнительный квест «Признаки жизни» на Эос. Затем вам придётся посетить Айю и Кадару.

После Воелда проверьте свою электронную почту, чтобы найти послание от Коры. Подтвердив сообщение, идите и поговорите с ней. У неё для Вас будет миссия лояльности “Ковчег азари”. Вы должны будете отправиться, чтобы помочь другому первопроходцу, который в этом нуждается. Кора встретится с одним из её наставников в этой поездке, и она будет глубоко разочарована в ней. Завершите эту миссию, чтобы стать ближе к Коре. Это не приведёт автоматически к роману, но это разблокирует следующую часть её романтической линии.

После миссии «Охота за архонтом» у Коры для вас будет дополнительная информация. Поговорите с ней, и она попросит вас сопровождать ее на Эос в миссии «Основание». Направляйтесь на Эос с Корой в вашем ударном отряде. Она повезет вас в место на Эос, где плодородная почва, где Кора сможет высадить сад. Это сад, которым она может наслаждаться вместе с вами. Если вы трижды флиртовали с Корой, и у вас нет других эксклюзивных отношений, здесь Вы можете её поцеловать.

Как только вернётесь на Бурю, проверьте свою электронную почту. У вас будет послание с благодарностью от Коры. Встретьтесь с ней в жилище Первопроходца, чтобы закончить её линию романа.

Что еще почитать