Стили родительского воспитания: описание, виды, влияние на ребенка. Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской. Роль воспитания в развитии самооценки

В современной литературе можно встретить различные классификации сти­лей и типов родительского воспитания (С. В. Ковалев, 1988; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990; Д. Н. Исаев, 1994 и др.). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный cm иль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми рас­поряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по об­щению в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистан­ция.

Либеральный стиль проявляется в семье как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаи­моотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

Демократический стиль - это сотрудничество и взаимопомощь, равнопра­вие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимо­сти от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных осо­бенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Возможна и иная градация отношений родителей и ребенка. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определенные системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общения с ним. Классификацию нарушенных типов семейного вос­питания можно представить следующим образом:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвергается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Встав взрослым, чело­век оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повы­шенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоциональ­но-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.

2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания ро­дителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспита­ния, в которых сочетаются родительская любовь и ограничительство, будут та­кие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессив-

ность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание уси­ливает реакцию эмансипации и обусловливает аффективные реакции.

3. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родите­лей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Детское поведе­ние, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пре­секается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной не­доразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характе­ризуется сочетанием высоких требований к ребенку и недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не са­мого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль при­водит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мни­тельной (психастенической) акцентуации характера.

5. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не ин­тересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где на­ходится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опас­ностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему.

6. Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости клиберализму и, наоборот, от вни­мания к ребенку к эмоциональному отвержению.

7. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного об­щения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипо­хондрически настроенным.

Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создают опасность закрепления последствия неправильного воспитания. Сдругой стороны, всилу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательно­му воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воз­действия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилакти­ки и коррекции нарушений семейного воспитания.

Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сто­ронами отношений родителей к детям, то можно выделить наиболее существен­ные из них в виде трех групп факторов (А. И. Захаров, 1993).

К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны, или ас­пекты, отношений родителей:

1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют мно­гие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит ре­активный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, ком­пенсирующих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.

2. Другая особенность родительского отношения - это неосознанная про­екция личностных проблем родителей на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознают этого должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так: родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют того, в чем сами не яв­ляются примером. Чем выше степень характерологических изменений у роди­телей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказы­вающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем выше сте­пень невротических нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии ис­пытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.

3. Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером; или роди­тели говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей лич­ности и непоследовательность суждений.

4. Не могут родители стабилизировать и кризисные ситуации в психичес­ком развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, име­ющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть доста­точно легко устранены адекватным психологическим воздействием.

5. Проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмо­ционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

6. В воспитании недостает душевной щедрости; широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рациона­лизмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

Факторами второго порядка, или основными параметрами, неправильного воспитания являются:

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, роди­тели считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементар­ного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может, и так далее.

2. Непринятие детей - это непринятие индивидуальности ребенка, его сво­еобразия, особенностей характера. Непринятие проявляется неприданием зна-

чимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства; постоянным чувством внутренней неудов­летворенности, недовольством и раздражением в отношениях с детьми, пре­обладанием отрицательных оценок в восприятии их характера, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением к их возможностям и потребностям, чрезмерными разрешениями типа попус­тительства или строгим, нередко формальным отношением.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и по­требностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-пси­хическое перенапряжение у детей.

4. Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: П недостаточным учетом ситуации момента;

□ несвоевременным откликом;

П фиксацией проблем, застреванием на них;

□ трафаретностью, заданностью, запрограммированностью; О отсутствием альтернатив в решениях;

□ предвзятостью суждений;

□ навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическими состояниями родителей. Из характерологических проявлений обращают на себя внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутрилич-ностной напряженности и эгоцентризма.

5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток - недостат­ком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.

6. Непоследовательность в обращении с детьми - существенный фактор невротизации, создающей эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непосле­довательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начато­го дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.

7. Несогласованность отношений между родителями, обусловленная нали­чием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы третьего порядка:

1. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект сума-тошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. За­тем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испыты-

вая чувство вины от неспособности справиться со своими выходяшими из-под контроля эмоциями.

2. Тревожность в отношениях с детьми выражается:

□ беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу;

□ стремлением чрезмерно опекать ребенка;

□ не отпускать его от себя;

□ предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери;

П «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чув­ствам, переживаниям;

П непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все де­лать для ребенка заранее;

□ сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

3. Доминантность в отношениях с детьми означает:

□ безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; О категоричность суждения, приказной, повелевающий тон;

□ стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;

□ навязывание мнений и готовых решений;

□ стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоятельности;

□ использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;

□ постоянный контроль над действиями ребенка, особенно над его попыт­ками делать все по-своему.

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко вы­ражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослуша­нии, упрямстве и негативизме.

4. Гиперсоциальность - особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присущи эле­менты некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоцио­нального контакта, искренность и непосредственность в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной програм­ме, не учитывая своеобразие его личности, возрастных потребностей и инте­ресов.

5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:

П1 настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;

□ недоверчивостью к собственному мнению ребенка;

□ неверием в его самостоятельность;

□ чрезмерной регламентацией образа жизни;

□ перепроверкой действий ребенка;

□ избыточной и часто мелочной опекой;

О многочисленными предостережениями и угрозами.

6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает не­своевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительско­го чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротичес­ким состоянием, конфликтными отношениями и т. д. Часто у родителей про­является отзывчивость «наоборот», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие от­клонения в поведении детей и оказываются эмоционально глухими в отноше­нии выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замеча­ния, ругать, тревожиться и предостерегать.

7. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, ча­сто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантно­стью, завышенные требования с родительской беспомощностью. Противоре­чивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.


Похожая информация.


Целью родительского воспитания, безусловно, является счастье детей. Если говорить языком педагогики, целью воспитания является развитие и формирование гармоничной и целостной, а самое важное – успешной в будущей жизни личности. И самую важную в этом процессе роль играет семья ребенка. Эффективность воспитательных приемов родители могут оценить, сравнивая цели и поставленные задачи семейного воспитания с имеющимися на данный момент показателями.

Стили родительского воспитания делят на четыре основных: авторитарный, демократический он же влиятельный, либеральный – потакающий, попустительский он же безразличный. Четыре разных стиля воспитания отличаются друг от друга масштабами заботы и контроля, которые родители направляют на ребенка. Эти главные факторы легли в основу главных стилей воспитания. Каждому из них свойственны разные воспитательные ценности, поведение, методы, а еще баланс между требованиями родителей и ответной реакцией ребенка. Стили воспитания отличаются не только требовательностью и отзывчивостью, а и психологическим воздействием, которое оказывается на ребенка. Психологический контроль - это попытка воздействовать на психологическое и эмоциональное развитие отпрыска при помощи следующих воспитательных методов: чувства вины, стыда и лишения заботы. Так, авторитарный и влиятельный стили воспитания различаются лишь масштабами психологического контроля.

Авторитарный стиль воспитания предполагает главенствование родителей, которые занимают заведомо главенствующую позицию, самостоятельно принимая решения за ребенка. Родители «знают» не только, как будет лучше их чаду, но и требовательно, неуступчиво и категорично навязывают своим детям собственные правила. Некоторая доля авторитарности дает понимание поставленных границ, дисциплинирует, позволяя понять, что есть хорошо, а что – плохо. А вот перебор с авторитарностью воспитывает пассивную личность и свидетельствует о наличии проблем у родителей.

Демократический стиль воспитания предполагает принятие решений путем диалога и взаимодействия. В этом случае родители понимают насколько они важны в процессе взросления детей, при этом оставляя за ними право на саморазвитие. Такой стиль воспитания свидетельствует о том, что родители открыты для саморазвития. А это, безусловно, важно, особенно если учитывать непостоянство жизни и ее изменчивость.

Приверженцы либерального стиля высоко ценят право ребенка на свободу, прощая ему шалости и различные проступки, легко общаясь с отпрыском. Но те, кто придерживаются данного стиля воспитания, легко могут упустить допустимые границы уровня свободы, с которой ребенок в силу возраста может не справиться.

Попустительский стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе и связь между ними и родителями отсутствует.

Самым конструктивным признан демократический стиль воспитания. Остальные же в различной степени могут чем-то дополнять его в зависимости от сложившейся ситуации и обстоятельств. Главное, чтобы родители осознано выбирали конкретный стиль воспитания, руководствуясь поставленной целью. При этом эта цель должна ставиться в соответствии с общими целями, которых придерживаются родители в воспитании ребенка, а именно его развития как самостоятельной, целостной, гармоничной, самодостаточной личности.

Вы можете или написать свой.

Современным родителям полезно знать какие бывают стили семейного воспитания детей , чтобы вырастить и воспитать зрелую, самостоятельную и адаптивную личность.

От правильно выбранного родителями стиля воспитания в семье во многом будет зависеть будущий сценарий жизни и судьба ребенка.

Стили родительского воспитания детей в семье

Исторически существовали различные стили воспитания детей — это инфантицид, бросающий стиль; амбивалентный – «лепка» души ребенка по образу приемлемому родителям; навязчивый стиль – тотальный контроль и диктат со стороны родителей.

В наше время в основном используют социализирующий стиль (подготовка к самостоятельной жизни), и помогающий стиль – принципиально новый стиль воспитания , гуманистическая позиция и отношение к ребенку как к равноправной личности.

Коренная перестройка предназначения воспитания в семье и смысла родительства, это когда особое место в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная и духовная близость, эмпатия (сочувствие), а родительская любовь становится главнейшей ценностью семейной жизни.

Семейное воспитание становится диалогическим, где оба субъекта общения (родитель-ребенок) равноправны, и не только родитель учит ребенка, но и сам учится вместе с детьми и у детей.

В нашем современном обществе, когда период детства увеличивается, родители становятся ответственными за воспитание и обучение детей, вплоть до взрослости, до окончания школы, или, даже ВУЗа.

От родительского, семейного стиля воспитания зависят как сами детско-родительские отношения, так и процесс социализации ребенка и, соответственно, его будущей жизни.

Основные стили семейного, родительского воспитания детей

Авторитарный стиль воспитания (приказной, директорский) стиль, как и либеральный стиль воспитания (попустительский) – не благотворно влияют на развитие полноценной личности.

В наше время, в среднестатистической семье не хватает родительского времени, уделяемого детям. При высокой занятости родителей, их усталости и неудовлетворенности жизнью, даже при всей их любви и принятии к своим детям, родители не могут удовлетворить главные потребности ребенка (при этом витальные, т.е. жизненно необходимые потребности, как правило удовлетворяются), потребности в эмоциональной поддержке, сочувствии, понимании.

Зачастую уставшие после работы родители срываются, почем зря, на своих детях, они их ругают и наказывают за самые мелкие проступки. Дети, вместо поддержки и понимания слышат оскорбления, ругательства, обвинения в свой адрес, что крайне отрицательно влияет на развивающуюся личность.

Наказания зачастую переваливают за поощрения, привыкающий, и ожидающий наказания за каждую мелочь ребенок включает (бессознательно) различные виды психологических защит ; он учится врать, чтобы избежать наказания, делается скрытным, непослушным, а порой и агрессивным.

Зачастую можно наблюдать девиантное (плохое) поведение ребенка, как в школе, на улице, так и дома. Не имея, не чувствуя эмоциональной поддержки родителей, особенно матери, ребенок не сможет гармонично развиваться.

Выбираем оптимальный стиль воспитания ребенка в семье

Выбрать оптимальный стиль воспитания детей , жертвуя собой эмоционально принимать и поддерживать ребенка, узнать его темперамент и другие психофизиологические данные (все дети по разному воспринимают, перерабатывают информацию, у них разная скорость нервных процессов, все с разной динамикой выполняют задания, поручения), и основываясь на них вырабатывать правильный стиль воспитания и отношения к ребенку.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Физические наказания отвергают как педагоги, так и психологи. Наказание должно быть конгруэнтным, т.е. соответствующим проступку. И ни в коем случае не должно быть оскорбления личности, ни словесного, ни, тем паче физического.

Если родитель видит в своем ребенке, какое либо неправильное поведение, то ему, в первую очередь надо посмотреть на себя, а не ругать свое чадо. Все дети имеют свойство идентифицироваться (отождествляться, копироваться) с родителем, особенно своего пола.

И если вы заметили, что постоянно ругаете ребенка за то, что он ленив, или не выключает свет в туалете, то прежде обратите внимание на членов семьи, и исправьте свое поведение и отношение к людям, вещам и задачам.

Ребенок как губка, впитывает все что происходит вокруг, многие вещи происходящие в семье – совсем не для него: например скандалы между родителями (ребенок одинаково любит обоих родителей), поэтому для предотвращения психических травм ребенка, избегайте ссор при детях.

Каждый ребенок очень чувствителен к эмоциональному отношению к нему. Он почувствует любую фальшь в отношениях, поэтому не стоит претворятся.

Каждому ребенку необходимо родительское тепло; учитесь выражать свои эмоции словами, телесно (обнять, поцеловать), жестами и мимикой.

Уважение личности ребенка, эмоциональное принятие и любовь, поддержка и внимание, авторитетный стиль воспитания – вот основные составляющие успешного, гармоничного воспитания личности и будущего Ваших детей.

Бесплатная консультация и вопросы психологу предварительно

Часто задаваемые вопросы и

Крайности в стилях воспитания еще никогда ни для кого не были полезными. Выбирайте золотую середину!

Когда рождается ребенок, образ жизни родителей кардинально меняется: они сразу же готовятся к тому, что теперь должны удовлетворять потребности грудного ребенка. Мы, родители, хотим сделать все, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и был счастливым. Это естественный или даже инстинктивный родительский настрой.

О грудничке нужно заботиться, он должен иметь личный контакт с матерью и чувствовать внимание отца. Малыша надо накормить, утешить, когда плачет, поиграть с ним. Мы хорошо знаем, или возможно нам так кажется, что хорошо для него, а что может ему навредить.

Все усложняется, когда ребенок вырастает, развивается, а его стремление и желания становятся уже не такими однозначными и простыми. Теперь, чтобы быть хорошими родителями, мало опекать свое чадо, нужно еще и воспитывать его. К сожалению, никто не учит нас быть хорошими родителями. Каждый представляет это по-своему.

Стиль родительского воспитания, который мы реализовываем, — это случайная совокупность нашего жизненного опыта (прежде всего того, который мы получили, когда сами еще были детьми), наблюдений за другими семьями, знаний, которые почерпнули из книжек и от специалистов, и собственной системы жизненных ценностей.

Часто родители опасаются того, что ребенок, как говорят, «сядет им на голову». Они считают, что он должен знать свое место, подчиняться воли родителей, которые лучше знают, что для него хорошо и что он должен делать. Самой большой ценностью для них является послушание, а желаемым следствием воспитательных мер — так называемый вежливый ребенок. Такие родители решают, сколько малыш должен съесть на обед, впихивают в малого ненавистные ему бурячки, потому что они полезные.

Мать и отец упрекают, поучают, когда дитя начинает капризничать, и хвалят, когда оно вежливое. Потом выбирают для своего ребенка друзей, интерес, навязывают ему способ проведения свободного времени, часто сами определяют даже и то, как ему надо стричься. Они убеждены, что доминирование взрослых только на пользу детям и что это родительская функция — делать выбор за сына или дочь. Маме и папе даже на ум не приходит посоветоваться с ребенком или спросить его, чего бы хотел он.

Такие родители-тираны, родители-руководители, выдвигая ребенку свои суровые требования и категоричные решения, вынуждены постоянно контролировать свое чадо и наказывать его за произвол. Очень много энергии и сил они тратят на то, чтобы удержать дисциплину и порядок, и значительно меньше на то, чтобы наладить настоящую связь с ребенком, познать его психику, узнать о его стремлении и мечтах.

Так под крыльями отца-автократа или матери-деспота растет маленький конформист, послушная марионетка, которая не имеет шансов научиться понять и познать собственные нужды, выбирать. На первый взгляд все прекрасно работает, а окружение завистливо смотрит на образцовую семью, в которой нет места протестам или плохому поведению подростка.

Другой вполне возможный сценарий такого поведения родителей — это постоянные стычки с ребенком, который является настолько сильной личностью, что не позволяет затолкать себя в рамки, которые определили родители. Семейная жизнь становится позиционной войной до тех пор, пока не настанет время большого бунта, и подросток отвергнет не только домашние ограничения, а и маму и отца, которые его не понимают.

Этот стиль родительского воспитания по большей части только вредит детям. Разрушает их эмоциональную сферу, потому что ломает личность, уничтожает индивидуальность, учит жить в фальши и в постоянном ощущении вины. Во взрослой жизни эти дети, скорее всего, будут людьми с низкой самооценкой, недоверчивыми и трусливыми или же агрессивными, которые не учитывают права и потребности других.

Еще одна крайность – родители, которых часто называют и считают современными. Они расслабляются в отношениях с ребенком, не пользуются своим правом более сильного и старшего. Это родители-друзья, которые очень не любят понятия «родительская власть», их ребенок может сам решать, с чем ему соглашаться, а с чем нет. Его мнения спрашивают всегда и везде. Пойдешь ли спать? Будешь пить ли невкусное лекарство? Оденешь ли сегодня теплые носки?

Когда мама или папа не могут прийти к единому мнению в вопросах, которые касаются ребенка, то начинают с ним все обсуждать и в подробностях истолковывают свои мотивы. Оправдываются, а когда он начинает протестовать, то отступают. Такие родители убеждены, что надо делать все, чтобы их чадо было счастливым, и считают тождественными понятие «счастье» и «свобода» маленького человека. Они толерантные вплоть до снисходительности, имеют ангельское, можно сказать, сверхчеловеческое терпение. Очень быстро они становятся рабами детей, зависимыми от их прихотей, готовыми делать все, чтобы дети были удовлетворенными, чтобы «заслужить» их любовь.

Есть несколько категорий таких родителей:
— те, которые любят слепо и неразумно единственного, больного или желанного, долгожданного ребенка. Они хотели бы своему чаду постелить небо и готовые на любые жертвы ради него;

— утомленные постоянной конфронтацией с ребенком, который является сильной личностью, они считают, что ради покоя лучше не опираться;

— ленивые, которым кажется, что легче идти на уступки, чем ставить требования, и потом последовательно следить, как ребенок их выполняет;

— постоянно занятые на работе. Они чувствуют вину перед ребенком, которому посвящают слишком мало времени и внимания, и хотят его за это наградить большей свободой;

— неуверенные в своей родительской компетенции. Такие родители очень боятся допустить во время воспитания ребенка ошибки, которая со временем может отрицательно повлиять на детскую психику и плохо отразиться на его судьбе.

Дети этих родителей, назовем их образно рабами, вырастают во всесилии. Родители не ставят им ограничений и требований, выполняют все их прихоти, и поэтому такие дети не имеют возможности научиться преодолеть безнадежность или разочарование. Такой малыш искренне убежден, что этот мир создан для него, что он — царь и повелитель. Становятся жертвами такого ребенка сами родители, которыми он каждый раз успешнее манипулирует. Ожидание и требования малыша растут, а «подчиненные» родители уже не могут радоваться жизни, реализовывать собственные стремления и планы, не имеют права на личную жизнь. Угнетенные, изможденные, они часто уже не имеют сил на любовь ни к ребенку, ни к себе самим в такой жалкой роли. Родители, стиснув зубы, и терпят до критической отметки, а потом «взрываются» негативные эмоции, которые они старательно подавляли в себе. Часто мама и отец за мгновение теряют благосклонность ребенка, которого так долго добивались. И они снова начинают эту губительную для всех борьбу.

Но если вы думаете, что ребенок чувствует себя счастливым в такой ситуации, то ошибаетесь. Абсолютная власть, которую он имеет над двумя ближайшими взрослыми лицами, деморализует. Ребенок не ощущает себя в безопасности, потому что не имеет возле себя никого сильнее и мудрее. Чтобы научиться жить в мире, он нуждается в проводнике, авторитете. А каким авторитетом может быть мама, которая соглашается со всем, или отец, который ничего не требует? Наконец ребенок решает, что на самом деле родителям до него безразлично, если они не реагируют на него даже тогда, когда он ведет себя крайне непристойно.

Такой ребенок вырастает эгоцентриком, неспособным на компромисс. Асоциальный, настроенный к миру конфронтационно, он будет иметь огромные проблемы в отношениях с людьми. Станет несчастным взрослым, с которым никому не будет хорошо.

А потому, дорогие родители, поймите, что крайности в стилях воспитания еще никогда ни для кого не были полезными. Выбирайте золотую середину. И пусть вам везет!

Читайте также:

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Трогательная притча об отце и сыне

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

В три ручья: о чем плачет малыш?

Советы родителям

Просмотрено

Ошибки в установке детского автокресла, которые допускают почти все родители!

Это интересно!

Просмотрено

Занимательная наука для детей — 10 простых научных опытов с детьми

От развития ребенка в рамках семьи зависит в большей степени все его дальнейшее будущее. Именно здесь закладываются азы поведения, общения и восприятия этого мира. От стиля семейного воспитания дошкольников зависит и детский отклик к окружающей действительности. Нелишним для родителей будет ознакомиться с возможными стилями воспитания, узнать об их положительных и отрицательных сторонах. Такой обдуманный подход поможет создать гармоничные отношения внутри семьи.

Воспитание внутри семьи закладывает основы личности ребенка

Семья - начальная ступень в развитии ребенка

Мальчики и девочки как губки впитывают все семейные способы общения и поведения, воспринимают их как образец, применяя в дальнейшем в обществе. Именно здесь истоки проблем в воспитании.

Являясь первыми воспитателями, родители имеют колоссальное воздействие на детский разум. Это дает им право превосходства по сравнению с педагогами в детских садах и школах, которые тоже начинают применять воспитательные приемы к детям. Хорошая семья отличается взаимопониманием между родителями и детьми, ведь они имеют одинаковые цели и задачи.

От того, какие стили воспитания в семье выберут родители, будет зависеть формирование личности ребенка. Под стилем воспитания подразумевается ряд принципов, в числе которых: контроль, телесный и чувствительный контакт, способ руководить поведением ребенка, влияние на него, наличие поощрений, запретов и пр.

Вопросом стилей семейного воспитания занимались отечественные и зарубежные психологи. Каждая классификация основана на личных критериях авторов, потому единого мнения по этому вопросу нет.



Ответственность родителей за формирование личности ребенка очень велика

Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуина

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В основу классификации американского психолога Джеймса Мартина Болдуина легли следующие критерии: семейный контроль и требования, эмоциональная поддержка и способы оценки. На этой основе он выделил два стиля воспитания.

Демократический стиль

При данном стиле воспитания повышается уровнь общения в семье, дети, в том числе и дошкольного возраста, активно участвуют в обсуждении семейных вопросов, их мнение является важным и весомым, родители всегда готовы прийти на помощь, но это не предполагает отказа от детской самостоятельности. Родители при демократическом стиле воспитания стараются не замыкаться на собственном восприятии личности ребенка.

Контролирующий стиль

В данном случае налицо большие ограничения в поведенческих возможностях детей дошкольного возраста. Ребенок получает доходчивое и обстоятельное объяснение запретов и их смысла. В данном стиле воспитания подразумевается, что в семье не бывает разногласий по поводу уместности дисциплинарных мер.

Психолог проводил исследования детей, росших в семьях, где применялись различные стили воспитания, в том числе и смешанный тип. Дж. Болдуин пришел к выводу, что мальчики и девочки, выросшие в семьях с демократическим стилем воспитания, имели следующие характеристики:

  • неплохая способность к лидерству;
  • положительное психологическое развитие;
  • высокая социальная активность;
  • легкий контакт с ровесниками;
  • отсутствие альтруизма;
  • недостаток эмпатии и чувствительности.


В контролирующем типе воспитания ребенок сильно ограничен запретами

Использование контролирующего стиля воспитания приводит к тому, что дети:

  • отличаются более высокой степенью послушания;
  • легко внушаемы;
  • являются боязливыми из-за чрезмерного контролирующего давления;
  • не отличаются настойчивостью в достижении целей;
  • не являются агрессивными.

Применение смешанного способа воздействия влияет на дошкольников следующим образом:

  • легкая внушаемость;
  • послушание;
  • высокая степень эмоциональной чувствительности;
  • отсутствие агрессии;
  • низкий уровень фантазии;
  • неоригинальность мышления;
  • отсутствие любознательности.


Минусы смешанного типа воспитания - отсутствие любознательности и фантазии

Классификация стилей семейного воспитания Г.Крайга

Типы и стили семейного воспитания психолог рассматривает через призму двух основных параметров: контроль со стороны родителей и уровень теплоты во взаимоотношениях. Рассмотрим, какие тактики поведения родителей автор выделяет.

Авторитетный стиль

Авторитетный стиль воспитания основан на высоком уровне контроля со стороны взрослых, но одновременно поощряется детское желание к обособленности и самостоятельности, наличие теплых внутрисемейных взаимоотношений. В результате авторитетного стиля воспитания мы видим социально-адаптированных девочек и мальчиков, способных к самоконтролю, с высоким уровнем самооценки и уверенности в себе.

Авторитарный стиль

В авторитарном стиле воспитания большая роль отводится неукоснительному исполнению всех родительских требований, взаимоотношения в такой семье прохладные и далекие. Дети отличаются замкнутостью, угрюмостью, частой раздражительностью и боязливостью. Для девочек, выросших в семьях с авторитарным стилем воспитания, характерна пассивность и зависимость, а для мальчиков – агрессия и неуправляемость.



В авторитарных семьях дети почти не имеют права голоса, их задача - выполнять указания родителей

Либеральный стиль

Либеральный стиль воспитания минимизирует контроль со стороны родителей, а отношения носят теплый характер. Поведение ребенка никак почти не регулируется, но в то же время не теряет своей весомости теплота в общении. Более в этой семье идут на контакт дети, нежели взрослые. Вырастая в семьях с либеральным стилем воспитания, дети учатся быть агрессивными, напористыми в поведении, чрезмерно импульсивными. Для них характерно отсутствие требовательности к себе, но нередко дети становятся очень творческими и активными людьми.

Индифферентный стиль

Автор отделяет также индифферентный стиль воспитания, при котором контроля со стороны родителей нет совсем, равно как и самих взаимоотношений. Взрослые не занимаются с детьми и не общаются, любые ограничения при индифферентном типе общения отсутствуют. Присутствие враждебности по отношению к детям рождает в их юных сердцах злобу и желание вести себя антисоциально. Таковы проявления индифферентного стиля воспитания.

Классификация стилей семейного воспитания Д.Элдера

  • Автократичный стиль подразумевает единовластие со стороны взрослых. Их мнения и решения не обсуждаются и не объясняются. Контроль за детским поведением здесь слабый. Характерно навязывание воли и подчеркивание некомпетентности ребенка в разных сферах жизни.


В автократичной семье все решения принимаются исключительно взрослыми
  • Авторитарный стиль воспитания предполагает приятие всех решений только родителями. Мальчикам и девочкам разрешается высказать свое мнение, но не более.
  • Демократический стиль воспитания - детям отводится равное место в процессе обсуждения. Все имеют право голоса.
  • Эгалитарный стиль полностью уравнивает права и возможности взрослых и детей. Такой способ подразумевает не только равноправие в плане приятия решений, но и равноценное разделение ответственности за этот выбор.
  • Разрешающий стиль характерен для тех семей, где взрослые дают детям очень много свободы, ожидая при этом, что они будут нести ответственность за самостоятельно приятые решения.
  • Следом идет попустительский стиль воспитания, при котором у ребенка появляется полная и бесконтрольная свобода. При попустительском стиле воспитания часто взрослые не соблюдают последовательность собственных действий: за один и тот же поступок кроха может быть как поощрен, так и наказан.
  • Под игнорирующим стилем воспитания подразумевается полное отсутствие интереса к жизни ребенка со стороны взрослых. Запросы, потребности ребенка – все это остается без внимания.

Рассмотренные в данной главе стили, направленные на воспитание детей дошкольного возраста, дают нам полную картину возможных вариантов общения внутри семьи с точки зрения психологии.



Игнорирующее воспитание - незаинтересованность родителей в проблемах и радостях ребенка

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Автор разделяет стили семейного воспитания, основываясь на следующих критериях: эмоциональность и степень включенности взрослых в отношения с детьми. Классификация стилей воспитания насчитывает всего 6 видов:

  1. пристрастие: дети - это единственная цель в жизни;
  2. безразличие к потребностям, интересам и запросам детей;
  3. эгоизм со стороны родителей: взрослые взваливают на мальчиков и девочек непосильные ноши;
  4. ребенок рассматривается как объект для воспитания, но без учета его индивидуальных особенностей;
  5. ребенок – помеха в построении карьеры, личной жизни;
  6. ребенок получает ряд обязанностей, но при этом получает и уважение.

Стили аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера

Основополагающие факторы для разделения стилей воспитания, следующие: эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровень заботы и контроля, учет возрастных и личностных способностей ребенка. Приведем данную классификацию, в которой представлены аномальные стили воспитания:

  • Гипопротекция – контроль и опека находятся на минимальном уровне. Встречаются даже ситуации патологической безнадзорности. Мальчикам и девочкам уделяется мало внимания как в духовном, так и в физическом аспекте. Часто имеет место скрытая гипопротекция, при которой контроль присутствует на формальном уровне, а на деле имеется полное отсутствие заботы и тепла.


Для гипопротекции характерна минимальная забота о ребенке
  • Доминирующая гиперпротекция . Чрезмерная забота угнетается контролем в самых незначительных вещах. Налицо присутствие большого количества запретов и ограничений. Все это приводит к отсутствию самостоятельности, решительности, инициативности у ребенка. Таким детям трудно постоять за себя (рекомендуем прочитать: ).
  • Потворствующая гиперпротекция . При таком аномальном способе общения ребенок является светочем. Все желания, прихоти исполняются в мгновение ока. В результате потворствующего отношения мы видим ребенка с большим желанием быть лидером, при этом не отличающегося упорством и настойчивостью.
  • Эмоциональное отвержение . Взрослые игнорируют потребности детей, нередки случаи жестокого обращения. Родитель выражает свой эмоциональный негатив в виде постоянных недовольств. Ребенок постоянно находится под влиянием фраз: «не такой», «не тот», «слабо развитый, которого любой может поколотить». Порой взрослые пытаются спрятать свое эмоциональное отвержение, чрезмерно заботясь о ребенке, но в то же время холодность выдает себя в виде отсутствия искренности. Взрослому тягостны тесные взаимоотношения, он желает от них быстрее избавиться.
  • Повышенная моральная ответственность . Требования, выдвигаемые к ребенку, не соответствуют его возрастному развитию. К примеру, возложение на дитя ответственности за здоровье и жизнь близких, ожидание безоговорочной честности, порядочности. Такие завышенные требования сочетаются с игнорированием истинных потребностей ребенка и его личных интересов.


Ребенок далеко не всегда в силах выполнить все требования, возлагаемые на него родителем

Хаотический стиль

Выделяет также еще один тип – хаотический стиль семейного воспитания. Данный способ общения подразумевает непоследовательность действий взрослого. Нет единого подхода к воспитательному вопросу, отсутствуют четкие требования и обязанности. При хаотическом стиле воспитания ребенка родители сами не могут договориться о том, что правильно в данном случае, а что нет.

Ребенок при таком стиле воспитания не усваивает необходимой стабильности и размеренности в окружающем мире. У него отсутствуют четкие правила поведения и оценки. Хаотические родительские реакции отнимают у ребенка возможность получить стабильность. Мальчики и девочки из-за непоследовательных наказаний и поощрений становятся тревожными, неуверенными и импульсивными. В тяжелых ситуациях такие дети проявляют агрессию, неуправляемость и антисоциальное поведение. При данном стиле воспитания в итоге мы видим детей с отсутствием самоконтроля, ответственности. Дети имеют низкую самооценку и незрелые суждения. Приведенная классификация стилей детского воспитания отражает только самые резкие отклонения внутри семейного круга.

Традиционная типология подразделяет три основных способа общения внутри семьи. Дадим родителям краткие рекомендации по ним.

Авторитарный тип общения

Авторитарный стиль воспитания подразумевает, что желание родителей является законом для ребенка. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. В результате малыш становится замкнутым, тесный контакт со взрослыми теряется. Впоследствии такие дети становятся несамостоятельными и неуверенными в себе. Небольшой процент детей при авторитарном стиле воспитания порой вступает в «противоборство», пытаясь отстоять свои позиции.



Подросший ребенок может открыто протестовать против авторитарного стиля воспитания

Учитывайте его особенности, потребности и склонности. Не желая видеть в будущем неуверенного в себе, замкнутого человека, начинайте использовать наши рекомендации и корректировать свое отношение и свое влияние уже сейчас.

Демократический тип общения

Наиболее гармоничный стиль семейного воспитания – демократический. Дисциплина в семье сочетается с детской самостоятельностью. У ребенка имеется ряд обязанностей, но при этом нет ущемления его прав. Взрослые уважают мнение младших и учитывают его при необходимости. Большие конфликты, как правило, никогда не рождаются в «демократических» семьях.

Во всем царит умеренность. Гармоничное развитие рождает неагрессивных людей с лидерскими способностями. Подросток способен контролировать окружающих, но сам поддается манипулированию крайне редко. Дети из «демократичных» семей коммуникабельны и легко адаптируются в любом обществе. Взрослые уважают авторитетное мнение, желания и интересы ребенка.



Демократичный стиль воспитания предполагает почти полное равенство взрослых и детей в семье

Дружеские взаимоотношения не должны перекрывать родительский престиж. Он необходим, чтобы подросток знал - он сможет к нему прибегнуть в случае проблемы и положиться на вас. Таким образом, частично необходимо использовать авторитетный стиль воспитания.

Либеральный тип общения

Другое название – попустительский стиль семейного воспитания, очень современный. Взрослые совсем не занимаются ребенком, у которого отсутствуют любые ограничения и запреты.

Разрешать ребенку быть целиком в своей власти неправильно. Такая либеральная тактика может родить появление у подростка плохих друзей, негативно на него влияющих, поэтому, если вы не желаете своему ребенку подобного, меняйте свой попустительский способ общения. Для отвыкания от либерального общения важно присутствие правил и обязанностей, занесенных в воображаемую таблицу, равных для всех членов семьи. Проводите с ребенком больше времени, не позволяйте присутствовать бесконтрольности.

Что еще почитать