Урок трудового обучения (швейного дела) в С(К)ОУ VIII вида. Конспект урока по швейному делу "Втачивание рукава" (8 класс) Обход – проведения соблюдения ПТБ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

VIII вида № 29 ВОУО ДО города Москвы

Открытый урок по трудовому обучения (швейное дело)

Тема: « Воланы. Раскрой волана к нижнему срезу рукава и

соединение его с рукавом»

Учитель трудового обучения

Юрченко Е.Ф.

Москва- 2010 г.

Тема: «Воланы. Раскрой волана к нижнему срезу рукава и

соединение его с рукавом»

Цель: изготовление волана как вида отделки швейных изделий и соединение его с рукавом.

Задачи:

Обучающие:

Познакомиться с одним из видов отделки изделий – воланом, его назначение; ---сходство и отличие волана от оборки и рюша;

Особенности изготовления выкройки волана;

Раскрой волана;

Соединение волана с нижним срезом рукава.

Коррекционно – развивающие:

Развитие пространственных представлений: работа с циркулем при -изготовлении выкройки;

Развитие мелкой и крупной моторики рук при работе с ножницами.

Воспитательные:

Воспитание усидчивости, целеустремленности, трудолюбия;

Эстетическое воспитание

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • раздаточный материал для повторения видов отделки швейных изделий;
  • бумага, ткань, ножницы;
  • учебник, стр. 163-164.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Учитель: На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Отделка швейных изделий».
1. Скажите, для чего служит отделка изделий? (для украшения, придания изделию индивидуальности, неповторимости).

Задание.

На магнитной доске образцы отделки швейных изделий.

Как называются виды отделки, представленные на образцах, которые вы видите перед собой? (Называют все по очереди)

Затем каждому ученику раздаются образцы (по 3 образца).

Каждый ученик называет виды отделки, которые ему были предложены.

1. Какой вид отделки изготавливали на предыдущем уроке? (рюш)

2. Найдите среди предложенных образцов отделки РЮШ.

3. Что такое рюш? (Рюш – вид отделки швейных изделий, полоска ткани, собранная в сборку посередине)

4. На какой вид отделки похож рюш (на оборку) Почему?

5. Чем рюш отличается от оборки? (оборка пришивается одной стороной к изделию (присобранной), а рюш собран посередине и пришивается к изделию серединой)

Задание.

Расставить в нужной последовательности те действия, которые мы выполняли при изготовление рюша:

  • Выкроить полоску ткани в 2 раза длиннее, чем длина рюша в готовом виде.
  • Обработать срезы рюша.
  • Определить середину готовой детали путём сложения.
  • Проложить две машинные строчки для сборок на одинаковом расстоянии от середины (2-3 мм).
  • Собрать рюш в сборку, равномерно их распределяя, закрепить нить.
  • Наложить рюш на изделие, пристрочить посередине между строчками сборок.

6. Как проверить, правильно ли выполнен рюш?

(Сборки равномерно распределены по всей длине, машинная строчка проходит посередине рюша)

  1. Изучение нового материала.
  1. Что такое волан, его назначение.

Волан – это вид отделки швейных изделий.

Воланы внешне похожи на оборки. Но оборки раскраивают по прямой линии, а воланы по кругу.

Длина линии притачивания волана равна длине линии притачивания.

Воланами можно отделать блузку или платье (учебник, стр. 163, рисунок 78.), а также закончить низ рукавов в нарядных платьях или блузках.

Воланом также модно обработать срез горловины вместо воротника.

Отлетной срез волана обрабатывается также, как у оборок.

Итак, воланом обрабатывают:

  • низ изделия;
  • рукава;
  • воротники.
  1. Практическая работа.

Ход работы.

  1. Вырезать волан на бумаге.
  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Соединить волан с рукавом:

9. Выполнить ВТО.

Практическая работа.

Изготовление выкройки волана на бумаге с помощью циркуля.

Раскрой волана и соединение с нижним срезом рукава.

Ход работы.

  1. Измерить длину нижнего среза рукава.
  1. Рассчитать радиус окружности по формуле:
  1. Начертить окружность радиусом, найденным по формуле.

4. Увеличить раствор циркуля на ширину волана (например, 9 см) и из той же точки провести вторую окружность.

  1. Вырезать волан на бумаге.
  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Обработать край волана (зигзагом или швом вподгибку с закрытым срезом)
  1. Соединить волан с рукавом:

Сложить лицевую сторону волана с лицевой стороной рукава, сколоть, приметать, пристрочить.

9. Выполнить ВТО.

Практическая работа.

Изготовление выкройки волана на бумаге с помощью циркуля.

Раскрой волана и соединение с нижним срезом рукава.

Ход работы.

  1. Измерить длину нижнего среза рукава.
  1. Рассчитать радиус окружности по формуле:
  1. Начертить окружность радиусом, найденным по формуле.

4. Увеличить раствор циркуля на ширину волана (например, 9 см) и из той же точки провести вторую окружность.

5. Вырезать волан на бумаге.

  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Обработать край волана (зигзагом или швом вподгибку с закрытым срезом)
  1. Соединить волан с рукавом:

Сложить лицевую сторону волана с лицевой стороной рукава, сколоть, приметать, пристрочить.

9. Выполнить ВТО.

Практическая работа.

Изготовление выкройки волана на бумаге с помощью циркуля.

Раскрой волана и соединение с нижним срезом рукава.

Ход работы.

  1. Измерить длину нижнего среза рукава.
  1. Рассчитать радиус окружности по формуле:
  1. Начертить окружность радиусом, найденным по формуле.

4. Увеличить раствор циркуля на ширину волана (например, 9 см) и из той же точки провести вторую окружность.

5. Вырезать волан на бумаге.

  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Обработать край волана (зигзагом или швом вподгибку с закрытым срезом)
  1. Соединить волан с рукавом:

Сложить лицевую сторону волана с лицевой стороной рукава, сколоть, приметать, пристрочить.

9. Выполнить ВТО.

Практическая работа.

Изготовление выкройки волана на бумаге с помощью циркуля.

Раскрой волана и соединение с нижним срезом рукава.

Ход работы.

  1. Измерить длину нижнего среза рукава.
  1. Рассчитать радиус окружности по формуле:
  1. Начертить окружность радиусом, найденным по формуле.

4. Увеличить раствор циркуля на ширину волана (например, 9 см) и из той же точки провести вторую окружность.

  1. Вырезать волан на бумаге.
  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Обработать край волана (зигзагом или швом вподгибку с закрытым срезом)
  1. Соединить волан с рукавом:

Сложить лицевую сторону волана с лицевой стороной рукава, сколоть, приметать, пристрочить.

9. Выполнить ВТО.

Практическая работа.

Изготовление выкройки волана на бумаге с помощью циркуля.

Раскрой волана и соединение с нижним срезом рукава.

Ход работы.

  1. Измерить длину нижнего среза рукава.
  1. Рассчитать радиус окружности по формуле:
  1. Начертить окружность радиусом, найденным по формуле.

4. Увеличить раствор циркуля на ширину волана (например, 9 см) и из той же точки провести вторую окружность.

5.Вырезать волан на бумаге.

  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Обработать край волана (зигзагом или швом вподгибку с закрытым срезом)
  1. Соединить волан с рукавом:

Сложить лицевую сторону волана с лицевой стороной рукава, сколоть, приметать, пристрочить.

9. Выполнить ВТО.

Практическая работа.

Изготовление выкройки волана на бумаге с помощью циркуля.

Раскрой волана и соединение с нижним срезом рукава.

Ход работы.

  1. Измерить длину нижнего среза рукава.
  1. Рассчитать радиус окружности по формуле:
  1. Начертить окружность радиусом, найденным по формуле.

4. Увеличить раствор циркуля на ширину волана (например, 9 см) и из той же точки провести вторую окружность.

5. Вырезать волан на бумаге.

  1. Раскроить волан на ткани.
  1. Обработать край волана (зигзагом или швом вподгибку с закрытым срезом)
  1. Соединить волан с рукавом:

Сложить лицевую сторону волана с лицевой стороной рукава, сколоть, приметать, пристрочить.

9. Выполнить ВТО.

Выполнение практической работы (п.1-6-на 1-ом уроке, 7-9 – на 2-ом уроке)

IV.Проверка результатов практической работы. Исправление недостатков, ошибок.

  1. Закрепление.
  1. В каких случаях применяются воланы для отделки?
  2. Чем волан отличается от оборки?
  3. Как обрабатывают отлетной срез волана?
  4. Как воланы соединяются с изделием?

Домашнее задание:

Учебник, стр. 163-165 – теоретический материал

Закончить выполнение практической работы.


Тема: «Соединение рукавов с проймами»

Цель урока: 1. Закрепить умения и навыки соединения рукава с проймой.

2.Развивать мыслительную деятельность через конкретизацию понятий.

3.Воспитывать аккуратность и точность в работе.

Задачи: 1. Формировать умения работать с предметно – технологической

2.Учить планировать предстоящую задачу.

3.Обучать приемам самостоятельной работы и умению

контролировать ее качество.

Методы: 1.Беседы – коррекция неточных ответов, подведение обучающихся

к правильным выводам и обобщениям.

    Наглядный (работа с П.Т.К., раздаточным материалом, инструкционной

картой) – обучение планированию предстоящей работы.

Коррекция логического мышления.

3.Практическая работа – закрепление умений по соединению рукава с проймой. Самоконтроль за качеством выполняемой работы.

4.Самостоятельная работа по образцу.

5.Индивидуальная работа – коррекция моторики мелких мышц.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: 1.Готовое изделие.

    Плакат « соединение рукава с проймой».

    Раздаточный материал (карточки с вопросами, инструкционная карта)

    Плакат « План описания фасона изделия».

Словарь: пройма, окат.

Ход урока.

I. Организационный момент. Готовность к уроку, внешний вид.

II. Повторение пройденного материала.

1. Какое изделие мы шьем?

2. Как различают халаты по назначению?

3. Какие ткани используют для пошива халата?

4. Опишите фасон халата, который вы шьете. (сильная обучающая – без плаката, слабая – с помощью плаката « план описания фасона изделия».

5. Работаем с раздаточным материалом, читаете вопрос и даете ответ.

Назовите детали своего халата.

Назовите контурные срезы деталей халата.

В чем заключается подготовка халата к примерке?

Что может служить отделкой при шитье халата?

6.Переходим к плану пошива халата.

Расставьте П.Т.К. в порядке очередности выполнения операций, рассказывая о работе, которую выполнили.

Какую операцию по пошиву будем выполнять сегодня?

Найдите П.Т.К. по соединению рукава с проймой и поставьте у доски.

III. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока, «Закрепить умения и навыки по соединению рукава с проймой»

    Назовите и покажите срезы рукава.

    Посмотрите на стенд «Запомни» как пишется слово ОКАТ и ПРОЙМА. Они вам знакомы но трудные для запоминания.

    Какой рукав у халата, который мы шьем?

    Вспомните, как мы обрабатывали рукав? Отвечаете по цепочке и показываете на П.Т.К.

Соединяли боковые срезы стачным швом, ширина шва -2см.

Обрабатывали срезы на оверлоке.

Срезы заутюжили.

Обработали нижний срез рукава.

Каким способом обрабатывали нижний срез рукава?

IV. Физкультминутка. Упражнения для швей сидя на стуле 2-3 минуты.

V. Практическая работа по соединению рукава с проймой.

Прежде чем вметать рукав в пройму мы должны определить правый и левый рукав. Давайте вспомним и расскажем, как определить правый и левый рукав.

1. Определить рукав можно по окату. Для этого надо сложить рукав по средней линии лицевой стороной внутрь ту часть, которая имеет более глубокий вырез, соединяют с полочкой.

Все на своих рукавах определили более глубокий вырез и отметили буквой « П» (к полочке).

Какие еще есть способы определения левого и правого рукава

2.При раскрое правый рукав всегда лежит внизу. После раскроя его надо сразу пометить.

3. Если рукав длинный, то можно определить по нижнему срезу. К полочке направлена линия переднего сгиба рукава, она имеет вогнутую форму.

На окате рукава и на пройме отмечены контрольные точки, для чего они нужны?

(Контрольные точки отмечают для того чтобы правильно соединить рукав с проймой, совмещая контрольные точки)

Как складывают детали рукава и изделия для сметывания?

(Для сметывания нужно вложить правый рукав в вырез правой проймы с лицевой стороны блузки, совмещая контрольные точки.)

Проверим ваш ответ по инструкционной карте.

Покажите эту операцию на П.Т.К.

Что нужно сделать после того как мы соединим рукава с проймой?

(После вметывания рукава – обязательно выполнить примерку).

Расскажите технику безопасной работы с инструментами, швейной машиной, утюгом.

Приступаем к выполнению практической работы по соединению рукава с проймой самостоятельно. (стр.164-165 п.6-8)

а) Выворачиваем рукав на лицевую сторону.

б) Определяем какой это рукав.

в) Вставляем в пройму, совмещая контрольные точки.

г) Вметываем рукава.

VI. Примерка. Исправление недостатков.

VII. Втачивание рукавов.

VIII. Итог урока.

С работой справились хорошо

Замечания

Оценка за теорию

Оценка за практику

Какую работу по пошиву халата осталось выполнить?

Цели:

обучающая – познакомить с видами рукавов, назначением и применением рукавов в одежде; научить моделированию простых фасонов рукавов;

развивающая – развить умение переносить знания в новую ситуацию;

воспитательная – воспитание у учащихся аккуратности, эстетического вкуса, культуры речи.

профориентационная – дальнейшее знакомство с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, закройщик.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение: манекены с изделиями, компьютеры или ноутбуки, презентация "Виды рукавов”, журналы мод, шаблоны втачного рукава, плакат "Моделирование рукавов”, тесты, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

I. Организационная часть

  1. Приветствие учащихся.
  2. Контроль посещаемости.

II. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, с какими видами воротников мы познакомились на прошлом уроке?

Ответы учащихся: стоячие, стояче-отложные, плосколежащие, фантазийные.

Назовите срезы воротника (игровой момент (участвуют 2 человека): на 2-х магнитных досках закрепить по шаблону воротника, около каждого среза при помощи магнитов закрепить таблички с названиями этих срезов ).

Ответы учащихся: концы, стойка, отлёт, середина, срез раскепа.

Как проходит нить основы в воротнике (показать на шаблоне воротника) ?

Ответы учащихся: вдоль середины воротника.

В этом году мы изучаем плечевое изделие – блузу. Давайте вспомним, из каких деталей состоит плечевое изделие?

Ответы учащихся: основные детали - спинка и полочка; дополнительные – воротник и рукава и декоративные.

С воротниками мы уже познакомились. Сегодня поговорим о рукавах. Запишите тему урока "Виды рукавов. Моделирование рукавов”.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

Рукава, так же, как и воротники, служат для создания фасона и выполняют функциональную нагрузку - согревают. Покрой рукавов тесно связан с той или иной формой одежды. Давайте посмотрим презентацию и познакомимся со старинными моделями рукавов.

По конструкции (по покрою) рукава бывают (запись в тетрадь) :

  • втачной,
  • реглан,
  • цельнокроеный,
  • комбинированный.

Рукава могут быть длинными и короткими, 3/4; зауженными или расширенными книзу; узкими и широкими. Чем же отличаются рукава друг от друга?

Покрой изделия с втачным рукавом считается классическим, так как является постоянным представителем моды. Втачной рукав узкий, повторяет форму руки.

Окат рукава соединяется с проймой по замкнутому контуру. Втачные рукава очень разнообразны. Рассмотрим чертёж этого рукава. Сколько мы видим на нём деталей?

Ответы учащихся: одну.

Правда, в жакетах и пальто часто используют двушовный втачной рукав.

Рассмотрим рукав реглан. Особенностью этого покроя является незамкнутая линия проймы, идущая от линии горловины, и рукав, цельнокроеный с плечевой частью изделия. На месте плечевого шва располагается средний (верхний) шов рукава или вытачка. Рукав реглан тоже бывает различным: обычный реглан, реглан-погон, полуреглан и др. (примечание: для любознательных имеется дополнительная информация о видах рукава реглан для самостоятельного изучения).

Мода обычно связывает реглан с изделиями свободного прямого силуэта. Сколько вы видите деталей рукава?

Ответы учащихся: две.

Давайте посмотрим на цельнокроеный рукав. С рукавами этого покроя мы подробно знакомились в 7 классе. Что можно сказать о нём? У него нет линии втачивания. Он выкраивается вместе с линией спинки и полочки. Плечевые изделия с цельнокроеными рукавами тоже обычно имеют свободный прямой или полуприлегающий силуэт, мягкую округлую форму плеча для большей свободы движения. Существуют различные варианты цельнокроеных рукавов: мягкой формы, с ластовицей, с отрезными бочками (примечание: для любознательных имеется дополнительная информация о видах цельнокроеного рукава для самостоятельного изучения). С 50-х годов цельнокроеные рукава становятся ведущими в моде. В 60-е года они используются редко. Исключение составляет группа лёгкого платья с укороченными или совсем короткими рукавами. Цельнокроеный рукав в варианте, напоминающем кимоно, всегда предлагается в халатах для отдыха – домашних и пляжных. К середине 70-х годов он существует и самостоятельно и в сложных комбинированных вариантах (втачной, реглан). В этот период распространены рукава типа "летучая мышь”.

Вторая половина 60-х годов - эпоха господства втачного рукава во всех видах одежды.

В 70-х значительно возрос интерес к реглану. К началу 80-х втачной рукав снова вернулся в число ведущих.

Более подробно мы рассмотрим чертёж втачного рукава. Обведите шаблон втачного рукава в тетрадь и подпишите название срезов.

Сегодня мы попробуем создать новые фасоны рукава на основе втачного рукава. Как называется процесс создания новых фасонов одежды?

Ответы учащихся: моделирование.

Кто занимается моделированием?

Ответы учащихся: модельеры.

А кто разрабатывает чертёж-конструкцию нового фасона?

Ответы учащихся: конструктор, закройщик.

Именно этой работой мы сейчас и займёмся.

VI. Формирование практических умений и навыков.

Вводный инструктаж: правила техники безопасности при работе с ножницами.

Практическая работа: Моделирование рукавов.

1) Моделирование рукава "Фонарик”. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат "Моделирование рукавов”.

2) Моделирование рукава, расширенного по окату. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат "Моделирование рукавов”.

3) Моделирование рукава, расклешенного книзу. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат "Моделирование рукавов”.

Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с заданием - моделирование рукава с подрезом.

Межпредметные связи: рисование, черчение.

V. Текущий инструктаж.

Левшина Вера Алексеевна учитель профессионально-трудового обучения ГКОУ РО школы-интерната VIII вида п. Орловского

Тема урока «Втачивание рукава»

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Цель : совершенствование навыков и умений по соединению рукава с проймой.

Задачи:

Образовательные – закрепить знания о рукавах и последовательности их обработки, дополнить и систематизировать знания учащихся о способах соединения рукава с проймой, совершенствовать приёмы втачивания рукава в пройму.

Коррекционно-развивающие – коррегировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, соотнесение, обобщение; через работу с различными источниками информации; коррекция зрительно-слуховых анализаторов, мелкой моторики рук через включение в урок заданий практического характера; развивать речь учащихся.

Воспитательные – воспитывать культуру труда, этику взаимоотношений.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, электронное приложение, карточки для проверки знаний, карточки с опорными словами, инструкционная карта на втачивание рукава в пройму.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент

Добрый день! Рада приветствовать вас.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись и с хорошим настроением присели на места.

Проверка готовности к уроку.

Назначение дежурных.

Отметка отсутствующих

Готовятся к уроку (тетради, ручки, коробки для практической работы)

II этап. Введение в тему

Задание: Найдите общее в моделях (слайд №1)

Какие бывают рукава по покрою? (слайд №2)

А сейчас выполним проверочный диктант. Я называю срез рукава, вы пишете цифру, обозначающую этот срез (слайд №3)

А теперь проверьте друг друга (ответ на слайде) и поставьте оценку.

Определите последовательность обработки рукава.

Расставь операции по обработке рукава в нужной последовательности:


Как называется участок спинки и переда куда втачивается рукав?

Почему линия оката рукава немного больше проймы?

Так как окат и пройма - это кривые линии, то соединение деталей с такими срезами называется втачивание.

И сегодня мы будем втачивать рукав в пройму.

Запишите число и тему урока (обращается внимание на правописание слова втачивание )

Ваша задача на уроке выполнить соединение рукавов с изделием, следуя инструкционной карте.

Анализируют:

Все модели имеют рукава.

… реглан, цельнокроеный и втачной.

Внимательно слушают, соотносят услышанное с рисунком, записывают цифры соответствующих срезов.

Выполняют взаимопроверку, отмечают ошибки, оценивают работу.

Работают по карточкам. Один у доски.

… пройма.

… срез оката собирается на сборку для лучшей посадки рукава.

Записывают число и тему урока.

III этап . Сообщение необходимых сведений.

Соединение рукавов с проймой очень ответственная и непростая операция. Как вы уже знаете, для того, чтобы рукав хорошо сидел на фигуре его несколько припосаживают по окату. Для правильного вмётывания рукава по окату и пройме ставят контрольные точки.

Втачивание рукава можно выполнять двумя способами: в закрытую и открытую пройму. Первый способ применяется при индивидуальном пошиве, как в нашем случае. А второй – в промышленном производстве. И с ним мы познакомимся позже.

IV этап . Инструктаж к практической работе.

Вспомните, как определить правый и левый рукав?

На крое рукавов обязательно ставятся контрольные метки (слайд №4)

Давайте разберём инструкционную карту к практической работе.

1. Проложить по окату рукава на расстоянии 15мм от среза две машинные строчки для сборки (длина стежка 4 мм). (слайд №5)

2. Собрать окат рукава на сборку, распределить сборки равномерно. (слайд №6)

3. Вывернуть изделие на изнаночную сторону, рукав на лицевую сторону. Вложить рукав в пройму, совмещая высшую точку оката рукава с плечевым швом, контрольные точки рукава и проймы, уравнять срезы. Наколоть рукав на пройму. (слайд №7,8)


4. Вметать рукав в пройму мелкими прямыми стежками. Вмётывание выполнять со стороны рукава, начиная от бокового шва. (слайд №9)

(слайд №12)

… по окату, по линии низа, при раскрое правый рукав всегда снизу.

Слушают, смотрят презентацию.

Читают операции инструкционной карты и соотносят с картинкой на слайде


Тема: Упражнение «Изготовление образца воротника на стойке»

(6-8 уроки по теме «Воротники» из раздела «Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке»

Тема: Упражнение «Изготовление образца воротника на стойке»

(6-7-8 уроки по теме «Воротники» из раздела «Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке»)

Цели:

Образовательные:

1. закрепить знания учащихся о фасонах воротников; их деталей;
2. закрепить основные этапы обработки воротников;
3. обучать правилам и приемам обработки воротника в процессе выполнения практической работы;
4. совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению ручных и машинных швейных работ в процессе обработки отложного воротника на стойке;
5. совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы;

Коррекционно-развивающие:

1. корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение; через работу с различными источниками информации;
2. развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;
3. развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы;
4. развивать речь учащихся и корригировать технику чтения, умение выделять из текста главное, основное.

Воспитательные:

1. воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ;
2. воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ;
3. воспитывать толерантность;
4. учить взаимопомощи, рефлексии

Оборудование: образцы изделий с различными фасонами воротников, карточки-обозначения мерок, предметная технологическая карта на выполнение отложного воротника на стойке, инструкционная карта по обработке отложного воротника на стойке; прокладки; образец отложного воротника, слова-опоры терминологии швейных работ: сметать, приутюжить, выметать, обтачать , словарные слова, крой отложного воротника; листы оценки практической работы, презентация «Из истории воротников», выполненная в программе Power Point, карточки-тесты, компьютер, МРпроектор.

1-ый урок

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Активизация учащихся

Сядет та из вас, кто назовет мерки (демонстрирует карточки с обозначением мерок: Ор, Др, Озап, Сш)
- Какая мерка из 4-ех лишняя? Почему?

Называют мерки:
Обхват руки, Длина рукава, Обхват запястья, Полуобхват шеи)
- Сш необходима для построения чертежа воротника, остальные мерки необходимы для построения чертежа прямого втачного рукава.

Актуализация опорных знаний учащихся

Вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках?

Чему мы учились на этих уроках?

Чтобы проверить, насколько вы усвоили основные понятия этой темы, давайте разгадаем кроссворд:

1. Вид обработки среза горловины, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
2. Обозначение мерки, необходимой для построения чертежа воротника.
3. От чего зависит ширина воротника?
4. Как называется фасон воротника в этом изделии?
5. Назовите фасон воротника, выкройка которого у меня в руках.
6. Как называется срез кроя воротника, который не втачивается в горловину?
7. Что используют для большей плотности воротника?
8. Как называется этот вид прокладки? (демонстрирует)

Прочитайте, какие слова получились по вертикали?
- Что означают эти слова? Дайте полное название фасона воротника.

Мы изучали тему «Воротники, фасоны воротников»
- Чертить чертеж, изготавливать выкройку, крой воротника, обрабатывали отложной воротник.
Начинают заполнять кроссворд (учащиеся основной группы получают полностью пустые кроссворды (только с вписанными некоторыми гласными, написание которых в словах необходимо проверить или запонить), учащиеся 2-ой группы получают кроссворды с некоторыми вставленными буквами, учащиеся, которые не были на предыдущих уроках, получают полностью заполненные кроссворды, с правом контроля и ответа на вопрос только по указанию учителя (Приложение1)).

…воротник

…полуобхват шеи (Сш)

…отложной

….стойка

…отлетной

…прокладку

…флизелин

«НА СТОЙКЕ»

ОТЛОЖНОЙ ВОРОТНИК НА СТОЙКЕ

Сообщение темы урока

Именно образец такого фасона воротника мы будем учиться выполнять
- Запишите число и тему урока в тетрадях.

Работа учащихся в тетрадях

Формулирование целей урока, их практической значимости

Где нам потом пригодится умение шить воротник такого фасона?
- А выполненные вами образцы воротников останутся в нашем кабинете в качестве образцов для учащихся младших классов.
- Поэтому вы должны постараться выполнить этот образец качественно, аккуратно

При изготовлении швейных изделий: халата, блузки, рубашки, платья

Подготовка к практической работе

а) Анализ образца

Рассмотрите внимательно образец воротника на стойке.
- Сколько деталей имеет воротник?
(назовите их) Почему? Обратите внимание на стойку воротника: она притачная или цельнокроеная?
- Если бы стойка была притачная, то сколько бы тогда деталей имел этот воротник?
- Каким образом увеличили плотность воротника?

Для чего это сделали?

б) Определение и усвоение последовательности работы (работа по текстовым инструкционным картам)

На ваших столах имеются инструкционные карты по обработке воротника на стойке.
- Прочитайте внимательно инструкционные карты, подчеркните главные слова-опоры, обозначающие виды выполняемых работ.
- Давайте проверим, какие опорные слова вы подчеркнули.

в) Определение и усвоение последовательности работы (работа по предметной технологической карте)
Демонстрирует образцы предметной технологической карты по обработке воротника в последовательности 1-5

Индивидуальное задание : разложить последовательно карточки с этапами работы, пронумеровать их.

Фронтальная работа с остальными учащимися:
- Посмотрите на доску - в правильной ли последовательности расположены опорные слова? (на доске специально допущена ошибка – опорные слова расположены непоследовательно).
Сметать , выметать, обтачать, приутюжить, приклеить
Примечание: все термины напечатаны разным цветом: зеленым – термины ручных работ (на этом этапе ошибку можно исправить), красным – термины машинных работ (ошибку исправить сложно, поэтому выполнять такой вид работы нужно особенно внимательно и аккуратно), синим – термины ВТО (по ассоциации с цветом воды – не забывать увлажнять изделие при утюжке ).
- Вспомните материал прошлого урока и скажите, какого этапа выполнения практической работы не было? Почему?

Две (верхний и нижний воротник)

На одну из деталей приклеили прокладку (флизелин)
Чтобы воротник держал форму и не терял ее после стирки.

Работают по инструкционной карте, подчеркивают главные слова-опоры (сметать, выметать, обтачать, приутюжить, приклеить)
Учащиеся по очереди читают этапы обработки воротника на стойке

Одна из учащихся выполняет задание

Одна из учащихся исправляет ошибку.

Ответ:
«приклеить», потому что мы выполняли образец отложного воротника без прокладки

Физминутка

Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз

Выполняют упражнения под руководством учителя

Подготовка к практической работе (продолжение)

Фронтальная работа по предметной технологической карте:
- Давайте проверим, правильно ли ваша одноклассница определила последовательность обработки воротника?
(Учитель инструктирует учащихся о требованиях к оценке результатов практической работы).
- Всем понятно, в какой последовательности мы будем выполнять практическую работу?
- Можем ли мы приступить к работе?

Получение учащимися индивидуальных заданий
- Вы будете изготавливать разные образцы воротника на стойке.
- Прочитайте задания на карточках

Выберите необходимые детали кроя для изготовления вашего образца из имеющихся (демонстрирует виды кроя)
- Можем ли мы приступить к выполнению практической работы?
Почему?

Определяют правильность раскладки образцов предметной технологической карты
Повторяют последовательность выполнения практической работы

Нет, так как у нас нет кроя деталей воротника

Учащиеся получают задания на карточках: образец отложного воротника на стойке к летней рубашке младшего брата; образец отложного воротника на стойке к летней блузке для младшей сестры

Учащиеся выбирают подходящие для их задания крой и объясняют свой выбор
- Нет, так как не повторили правила ОТ и ТБ.

Инструктаж по ОТ и ТБ

Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Продолжите предложения:
Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться ……………;
Булавки вкалываем в ткань в направлении ……….;
Во время работы электрическим утюгом, стоять на…………………….;
Ставить утюг на……………………….;
Во время работы утюгом, следить за тем, чтобы шнур не касался…….;
После выполнения влажно-тепловой обработки утюг необходимо…………;
Во время работы на швейной машине следить за положением………………;
Во время работы на швейной машине не наклоняться близко…………………………….;
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать………………………………..

…в игольнице или в руках

…от себя

…резиновом коврике
…огнеупорную подставку

…подошвы утюга

…выключить из розетки

…к движущимся частям машины

…ногу с педали

Подведение итогов
1-го урока

Образец какого воротника мы будем выполнять на уроке?
- Для чего мы будем изготавливать образец воротника на стойке?

Оценивает работу учащихся на первом уроке (его теоретической части)

На этом уроке мы будем выполнять образец отложного воротника на стойке

Подготовка к перемене

Скоро прозвенит звонок, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите спецодежду и выходите на перемену.

Убирают свои рабочие места, снимают спецодежду, выходят на перемену

2-ой урок


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку (тетради, ручки, укладки, спецодежда)

Активизация учащихся

Сядет та из вас, кто правильно продолжит предложение:
На деталь нижнего воротника флизелин нужно ………………..

Складываем детали воротника лицевыми сторонами внутрь и их …………..;
Затем концы и отлет воротника мы ………....;
После этого выворачиваем воротник на лицевую сторону шов …………….

Готовый воротник мы………………..

…приклеить (приутюжить)

…сметываем

обтачиваем;
…срезы втачивания;
….выметываем

…приутюживаем.

Гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения на осанку

Перед выполнением практической работы сделаем несколько упражнений, выполним гимнастику для глаз.
(Потирание кистей рук; «замок» и др., упражнения на осанку – соединение поочередно рук за спиной и других)

Выполняют упражнения по показу учителя

Выполнение практической работы

Контролирует выполнение практической работы, помогает некоторым учащимся.
Во время работы учитель ставит «Звездочку» на парту той ученицы, которая работает качественно, быстрее всех.

Через 20 минут после начала практической работы – физминутка, гимнастика для глаз.

Выполняют практическую работу под руководством учителя

Подведение итогов
2-го урока

Подводит промежуточные итоги практической работы
Анализирует работу учащихся на данном уроке (поощряет лучших), обращает внимание учащихся на общие ошибки, допущенные в процессе практической работы.

Отчитываются о проделанной работе за урок, ставят цели на следующий урок

Подготовка к перемене

Предлагает учащимся убрать учащимся рабочие места, освободить их от мусора, снять спецодежду.

Убирают рабочие места, выходят на перемену.

3-ий урок


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку (укладки, материалы, спецодежда)

Активизация учащихся

Чем отличаются картинки, изображенные художником? (демонстрируются две иллюстрации, на которых изображены блузки разных фасонов)

Отличаются ли эти изделия по силуэту?
- …по виду используемой застежки?
- …по покрою рукава?
- …по фасону воротника

прилегающий и прямой

застежка на пуговицы и на молнии
короткий втачной и реглан

воротник-стойка и отложной воротник на стойке

Отчеты учащихся о проделанной работе

А как же продвигается ваша работа по обработке воротника?
- Кто уже закончил всю работу?
- Кто из вас остановился на 4-ом этапе?
- Кто уже завершил 4 этап?
- Кому из вас для работы понадобится утюг? (вспомните правила безопасной работы с утюгом)

Отвечают на вопросы учителя

Завершение учащимися практической работы

Учитель контролирует работу учащихся

Учащиеся, которые закончили работу, оформляют свои образцы в альбом (подписывают название практической работы (можно по трафарету), остальные – заканчивают выполнение практической работы.

Физминутка

Выполняет физминутку («Основные точки фигуры 1-2-3-4-5-6-7-8», включающая в себя упражнение на координацию)

Выполняют упражнения

Анализ выполнения практической работы

Учитель предлагает учащимся проанализировать изготовленные образцы по «Листам оценки качества выполненного образца» (Приложение 2) по пяти критериям самостоятельно,
друг у друга.
Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение технологических требований, правил ОТ и ТБ ученицами.

Учащиеся оценивают свою работу по листам оценки, обмениваются работами, объясняют, почему поставили себе такую оценку

Выставка работ учащихся

Учитель располагает работы учащихся на доске, предлагает коллективно оценить работу каждого учащегося.
Выставляет оценки за урок.

Учащиеся прикрепляют образцы изготовленных воротников под своими именами на доске

(Резерв)
Сообщение дополнительных сведений, расширяющих представления учащихся по данной теме

Учитель предлагает учащимся просмотреть презентацию «Из истории воротников»
- Мы с вами уже знаем многие фасоны воротников, которые используются в современной одежде, а сейчас я вам предлагаю совершить экскурсию в прошлое, чтобы узнать какими воротники были раньше (презентация «Из истории воротников», выполненная в программе Power Point с исторической справкой - Приложение 3)
- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах, попытайтесь выполнить задание (Приложение 4)

Смотрят презентацию на ПК

Выполняют задание на карточках

Итог урока

Подведение итогов урока:
- Чему вы учились на уроке?
- Образец какого воротника вы выполняли?
- Для чего?
- Что у вас получилось, какая операция вызвала наибольшие затруднения?
- Что запомнилось на уроке больше всего?

Отвечают на вопросы учителя

Домашнее задание

Раскрасить фасоны воротников на карточках (по желанию), выполнить тест «Воротники» (Приложение 5)

Записывают домашнее задание

Уборка рабочих мест

Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест
Настраивает учащихся на перемену.

Убирают свои рабочие места, подают дневники на оценки

Что еще почитать