Визажист и фотограф: нюансы сотрудничества. Компьютерные технологии в помощь мастеру

Фотограф-стилист - это специалист, создающий атмосферу будущей фотографии, сохраняющий фотообразы и подчеркивающий природную красоту модели.

Фотограф-стилист — это специалист, создающий атмосферу будущей фотографии, сохраняющий фотообразы и подчеркивающий природную красоту модели. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Специалисты, которые мастерски владеют смежными профессиями , сегодня пользуются огромным спросом на рынке труда . Поэтому фотограф-стилист не останется без работы! Представитель профессии должен отличаться креативностью и богатой фантазией, ведь в его обязанности входит создание идеального общего образа для фото.

Опытный фотограф-стилист должен уметь правильно сочетать внешний вид модели и ее настроение, выбирая хорошие ракурсы, оттенки, профессионально сочетая общее оформление студии с одеждой или образом модели. Эти специалисты занимаются разными видами фотосъемки:

  • свадебная;
  • корпоративная;
  • студийная;
  • семейная;
  • фуд-фотографии;
  • фэшн-съемка и другие.

Профессия относительно новая, поэтому специалисты в этой сфере востребованы на рынке труда. Фотографы-стилисты получают большие гонорары, сумма которых на 20-30% превосходит оплату труда обычного фотографа . Если фотограф-стилист умеет накладывать макияж или делать прически, то эти навыки принесут ему дополнительную прибыль.

Особенности профессии

Фотограф-стилист — это редкая профессия, а людей, которые досконально знают ее особенности и обладают талантом, можно по праву называть универсальными творческими работниками . И это неудивительно, ведь специалист должен не только мастерски справляться с оборудованием, но и уметь выполнять такую работу:

  • создание атмосферы фотографии;
  • консультации для моделей, визажистов , стилистов ;
  • выбор правильной темы для фотосессии;
  • выбор образа под характер потенциального клиента;
  • объединение настроения модели и ее образа;
  • великолепное знание фототехники;
  • работа с визажистом, дополнительным стилистом, парикмахером , стилистом-парикмахером ;
  • выбор стиля фото под особенности внешности модели.

Профессия многогранная и требует не только теоретических знаний! Важен хороший вкус, талант, отлично развитая фантазия и общительность. Такие специалисты помогают моделям найти индивидуальный стиль и расслабиться, в результате чего фото получаются не только красивыми, но и естественными.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Профессия редкая, поэтому специалист легко найдет работу.
  2. Творческая профессия, которая позволяет самореализоваться.
  3. Свободный график и возможность работать удаленно.
  4. Профессия универсальная, поэтому специалист может фотографировать людей, животных и даже еду.

Минусы

  1. Конкуренция в этом сегменте высокая.
  2. Специалист за собственные деньги должен приобретать оборудование.
  3. В первые несколько лет работы придется работать на имидж, поэтому заработная плата будет минимальной.
  4. Капризные клиенты, которые не всегда согласны с творческими замыслами фотографа-стилиста.
  5. Чаще всего представитель этой профессии работает без трудоустройства, поэтому самостоятельно занимается поиском заказчиков и не может рассчитывать на социальный пакет.
  6. Ненормированный рабочий день.
  7. Возможны длительные командировки.

Личные качества

Профессия фотографа-стилиста — это яркие эмоции и импровизация, поэтому специалист должен обладать такими чертами характера:

  • фантазия;
  • креативность;
  • неконфликтность;
  • художественный вкус;
  • любознательность;
  • коммуникабельность;
  • знание основ психологии;
  • терпеливость;
  • умение вести беседу;
  • обучаемость.

Фотограф-стилист должен уметь убедить модель или клиента в том, что выбранный ракурс, студия или стиль — это идеальное решение. Часто представители профессии вынуждено занимаются поиском студии и вспомогательного персонала (визажисты, косметологи, костюмеры и другие).

Где лучше всего учиться на фотографа-стилиста

Молодые фотографы проходят специальные курсы , а также посещают мастер-классы известных фотохудожников , повышая свою квалификацию. Профессия новая, поэтому в вузах или колледжах такого направление пока нет.

Специалист должен получить высшее образование или окончить курсы по специальности «фотограф» , после чего он может пройти вспомогательный обучающий курс, чтобы получить специальность фотограф-стилист.

Плюсом станет дополнительное высшее образование по специальности «искусствовед» , «художник-дизайнер» , «художник-живописец».

Место работы

В первые годы после обучения важно практиковаться, поэтому в этот период на большие гонорары рассчитывать не стоит. Но всего через 1-1,5 года опыт и качественное портфолио принесут результат, а специалист сможет получить работу в таких компаниях:

  • модельные агентства;
  • детские центры;
  • свадебные салоны;
  • кафе и рестораны;
  • работа в СМИ;
  • предметная фотосьемка для интернет-магазинов.

Также специалист может работать внештатным фотографом-стилистом, совмещая этот труд с частной практикой (фотосъемка свадеб, юбилеев, корпоративов, мероприятий и т. д.).

Оплата труда

Специалист, если он хочет получать большие гонорары, должен за свои деньги приобрести качественное оборудование. После этого нужно собрать портфолио, а уж потом можно искать высокооплачиваемые проекты. Потенциального работодателя интересуют фотографы-стилисты, опыт работы которых составляет не мене 1-2 лет.

Зарплата на 06.05.2019

Россия 20000—150000 ₽

Москва 70000—40000 ₽

Карьера

Фотограф-стилист — представитель творческой профессии, поэтому его карьерный рост заключается в получении новых знаний и постоянной практике. Представитель профессии может стать штатным сотрудником или же заниматься частной практикой, повышая свою квалификацию.

Профессиональные знания

  1. Хорошо развитый художественный вкус.
  2. Знание основ дизайна, визажа.
  3. Работа с фотоаппаратурой.
  4. Работа с программами для обработки фото.
  5. Подбор образа под характер или имидж клиента/продукции, которую необходимо фотографировать.
  6. Организаторские способности.
  7. Знание основ искусствознания.

Плюсом станет умение наложить макияж, подобрать одежду и сделать прическу . Если специалист не умеет выполнять эту работу, то ему необходимо собрать команду, в составе которой должен присутствовать стилист по одежде и прическам, а также визажист.

Сегодня был первый день недели моды в Нью Йорке и я опять работаю для Мейбеллин - крашу посланниц Мейбеллин, которые работают в бусе в главном фойе. Работа простая, приятная и доходная:)))
И я возвращаюсь к ответам на вечные мейкаперские вопросы:) На этот раз - вопрос от Татьяны:

" Настя, привет! Хотелось бы попросить у тебя совета. Я живу в Италии, сейчас плотно начала нарабатывать контакты с местными фотографами, хотя сложно тут все как-то... Думаю, ты меня поймешь, тк тоже живешь за границей. Может, тебе покажется глупым мой вопрос, но все же)) Как ты знакомилась с фотографами? Что лучше? Написать на имэйл, попросить лично встретиться или как?... Что-то я в растерянности. Писала в агентства, но там даже не отвечают...
Кстати, очень тут распространено у фотографов позвать на платную для них съемку визажиста, чтобы якобы оценить, как он работает. Я уже просто в растерянности- просто каждый первый фотограф так поступает! Просто руки опускаются..."

Эх, Таня! Как мне знакомы все эти чувства! За эти четыре с половиной года,что я живу в США, только последний год можно считать по-настоящему продуктивным. В смысле карьеры-работы. При этом напомню, что я имею дополнительное преимущество - владею техникой бодипейнтинга, в отличии от многих моих коллег,поэтому могу выполнять уникальные заказы. Поэтому сегодня я попробую рассказать с примерами из личного опыта, как ускорить свое вливание в индустрию новой страны. Я постараюсь выбрать общие моменты,которые, как мне кажется, будут работать везде. Хотя специфика есть в каждой стране и отличий между Италией и США очень много.

По пунктам:

  1. Вам потребуется от трех до пяти лет постоянной работы в новой стране, чтобы построить карьеру визажиста. (мой подсчет, никаких гарантий )
  2. Скорее всего, ваше портфолио не будет соответствовать новому рынку и нужно будет его почти полностью пересоздавать.
  3. Вам нужен веб сайт , соответствующий требованиям нового рынка на соответствующейм языке+английсткий,например, Итальянский+Английский.
  4. Необходимо изучить возможности социальной интернет-активности в новой стране. Социальные сети и какие-то события,тусовки в "реале".
А теперь подробнее.
Несколько лет постоянной работы, а не праздного пребывания в новой стране. Разумеется,вас никто не знает. Более того, вы - чужой человек, из другой страны. Как можно на вас положиться? Только если кто-то уже с вами работал. Желательно, именитый и серьезный. В индустрии есть тоже свой этикет, например, письмо надо тоже уметь писать, и не факт, что на него ответят, да. В Америке довольно просто - есть сайты и книги, в которых рассказывают о деловом этикете. Существует даже книга-гид по карьере для визажистов,стилистов и парикмахеров! Я ее не купила, так как в принципе,знаю уже все,что там написано. Что касаемо других стран - не знаю. Лучшая рекомендация - это рекомендация человека из индустрии. Когда фотограф ищет нового визажиста, он не по телефонному справчнику ищет,а через коллег и других профи - парикмахеров, стилистов и т.д. Меня сейчас рекомендуют фотографы,с которыми я работала, парикмахеры, модели. Несколько раз я получала возможность поработать с именитым фотографом, когда по какой-то причине запланированный визажист сливался и нужно было врочно найти замену - меня предлагал кто-то из съемочной команды. Поэтому,чем больше людей из индустрии вас знают, тем лучше. Даже ваши коллеги!Я зачастую рекомендую кого-то из своих коллег-приятелей на работу,которую не могу сама взять.
Портфолио. Ошибочно считать,что портфолио - это 10 фотографий,снятых в один день одним фотографом. Портфолио - это ваш опыт, все ваши работы,достойные внимания. Это хорошие модели, прежде всего. Ну и хорошие фотографии и аккуратная,красивая ретушь. Какие макияжи должны быть в портфолио? Обратите внимание на работы признанных в вашей стране визажистов - прошерстите сайты агентств, обратите внимание,что там есть в портфолио визажистов? Более чистые,коммерческие работы? или креатив? или традиционный мейк,вроде смоки айз? Ориентируйтесь на этот стиль при съемках новых работ. Да, и модели - исключительно из модельных агентств. Это маст)

Писать или не писать фотографам? Мой ответ - да,писать. В емейле можно прикрепить несколько фотографий интернет-резолюции, чтобы показать свои работы и указать свой сайт. У меня еще такой трюк есть. Я собрала несколько своих работ без ретуши, в основном бьюти и клоузапы. Их я демонстрирую фотографу, когда его контактирую, чтобы показать мой уровень работы. Я абсолютно точно знаю,что многие фотографы не любят работать с новыми визажистами, так как боятся, что они испортят съемку. Я уже слышала такие истории - мол,у визажиста хорошие работы в буке, но на съемке все было очень плохо - неровный тон, криво-косо губы-подводка...Элементарно,Ватсон - то,что мы видим в буке и на сайте - работы после ретуши. Я слышала историю,как одному фотографу пришлось несколько месяцев переретушировать макияж, практически "рисуя" его заново - после неудачного знакомства с визажистом! Неудивительно, что фотографы осторожничают! И еще про фотографов. Всем интересно что вы можете,как говориться в Америке, положить на стол. То есть - какие ваши идеи и есть ли у вас команда, которая поможет это осуществить. Убедитесь,что у вас есть подготовленные варианты муд-бордов, историй,которые вы можете реализовать,как визажист. Если в письме вы припишите, что у вас есть знакомый маникюрист, парихмакер и т.д. - которые помогут всю историю реализовать - это поднимет ваши шансы на успех. И про тактику общения с фотографом. Я пишу один раз - не люблю навязываться. Многие,конечно, не отвечают. Но есть ребята, которые атакуют фотографов с артеллеристской частотой - пишут е-мейлы,комментарии в соц сетях, постоянно рассыпаются в комплиментах и готовностью поработать. И такая тактика в итоге срабатывает - многие мои знакомые фотографы уступали назойливым соискателям. Правда, как правило, знакомство долго не длилось - шанс таким назойливым людям предоставляют с неохотой,по необходимости и любоая ошибка - гарантия того,что его больше не пригласят:) В общем,решайте сами, главное - соизмеряйте ваши портфолио,что называется. Не пытайтесь прыгать слишком высоко. Если только...вы не готовы заплатить фотографу! Да,это тоже способ и весьма действенный - вы платите фотографу за его работу, получая на выходе фотографии для портфолио и имидж визажиста, который работал вот с Этакенным Фотографом (ведь никто, не знает что это вы платили). Я бы с удовольствием воспользовалась платным способом знакомства с фотографом, но на момент, когда мне было это нужно у меня тупо не было таких денег:) В США съемка такого рода может стоить от 750-1000 долларов(это,разумеется,исключительно рейт фотогафа).
У вас должны быть с собой ваши визитные карточки. Для визажиста не возбраняется иметь карточку с информацией на одной стороне и красивой картинкой - на другой. В идеале это должен быть графичный клоузап, чем интереснее исполнение, тем больше интриги. Вот эта картинка на оборотной стороне визитки Джули Бегин многих,знаю,"цепляет":

Про агентство. Разумеется,огромная иллюзия надеяться,что вы,новый человек в чужой стране, заинтересуете агентство. Им нужны профи с собственной клиентской базой, вот главный интерес агентства. Брать никому не известного молодого, но талантливого - нет смысла, агент может вас держать на примете несколько лет, наблюдая за вашим ростом и в определенный момент - выйти на связь. Но - не раньше,чем вы начнете зарабатывать как следует) Зато вы можете устроиться в агентство ассистентом и работать с представленными визажистами, получая небольшие деньги - но это очень интересно! Ассистирование - это лучшая школа для визажиста. Если бы я жила в Италии, напросилась бы в ассистенты к Линде Кантелло:)
В Америке так: у каждого агентства есть бук дроп-офф часы: в это время любой профессионал может принести свое портфолио и оставить в агентстве для ревью. Пометку,что вы соискатель работы ассистента для визажистов можно оставить в записке, на первой странице.
Будьте социально активны - ходите на тусовки, вечеринки, особенно эвенты,которые организуют бренды косметики - МАС этим занимается, например. Ну и не забывайте интернет - создайте страницу на фейсбуке, которая будет посвящена вашим работам, комментируйте ваших друзей и коллег. Найдите. какие еще ресурсы доступны - есть соц сети для работников бьюти-индустрии. Раньше был такой популярный сайт Model Mayhem, но в какой-то момент я перестала на него даже заходить - слишком много низкого уровня моделей,визажистов и т.д., реальные профи теряются. Есть и другие соц сети, популярные в разных регионах. Я слышала много историй про фешн-банк, такую соц сеть для стилистов. Обычно все жалуются,что через нее приходит всякий спам и модельки-воннабиз напрашиваются на съемку. Так я вам могу сказать,что в американских сетях все то же самое! Но иногда - что-то срабатывает.

Если вы живете в Европе, не замыкайтесь на одной своей стране - вы можете и должны ездить на все европейские недели моды, работать в Лондоне и Париже, даже если живете в Милане. Это не просто, но путь - все такой же,через агентства. Пишите в агентства, которые представляют известных визажистов в Париже и Лондоне - в какой-то момент оно сработает!

И еще. Давайте просто откинем всякие иллюзии. Вы думаеете,у меня все идеально, радужно и просто складывалось в Нью Йорке? Как только я приехала, ко мне прибежли клиенты и журналы с просьбой поработать на них? Сколько бесплатных съемок я сделала и до сих пор делаю? Десятки. И не все результаты я могу использовать на сайте и портфолио, к сожалению. Есть клиенты,которые до сих пор со мной не рассчитались и не рассчитаются - меня попросту использовали, по причине моей неопытности. Как часто мне приходилось таскать тяжелые чемоданы в метро и по слякотным улицам, потому что нужно было заработать эти сраные 200 долларов, а тратиться на такси не было возможности. Сейчас я могу хвастать интересными проектами и журналами и зарабатываю своей работой неплохие деньги. Однако это все далось не так просто,как может показаться читателям моего жж:) Давайте будем реалистами - карьера требует кропотливой работы даже в родной стране! Переехавшим коллегам я только могу пожелать много сил и терпения. Так же,как и самой себе:)

Фотография – одна из основных сфер искусства, где востребованы услуги визажиста.

Только профессиональный визажист знает, как:

  • сделать так, чтобы лицо на снимке выглядело объемным;
  • сработает та или иная декоративная косметика при фотосъемке;
  • избежать искажения цвета, излишней матовости или блеска на коже;
  • при помощи макияжа, грима и аппликаций создать определенный образ (например: аристократичный, возвышенный, простой).

Работа на съемочной площадке – коллективное творчество, подразумевающее взаимное уважение и выполнение определенных условий. Как именно происходит взаимодействие визажиста и фотографа на каждом из этапов фотосъемки, нам рассказала Наталья Иващенко, визажист с опытом работы 16 лет, старший преподаватель Академии «Индустрия красоты».

Давайте определим, какие же цели преследует совместная работа фотографа и визажиста. Зачем визажисту фотограф, а фотографу – визажист?

В первую очередь их взаимодействие обусловлено потребностью в притоке клиентов. Коммерческая фотография, работа над портфолио – это источники заработка и продвижения себя как профессионала. Фотограф предоставляет визажисту клиентов, организуя коммерческие фотосессии, визажист привлекает фотографа, чтобы качественно запечатлеть свои работы.


Вторая причина – стремление к творческому развитию, воплощению необычных идей. Генератором идеи и инициатором съемки может выступать как фотограф, так и визажист. Но обычно при налаженном личностном контакте происходит творческий обмен, благодаря которому рождается совершенно новая концепция, плод воображения обоих участников тандема.

Как же среди множества фотографов найти своего единомышленника,с которым сотрудничество будет приятным и плодотворным?

Прежде всего, по его работам. Просматривая портфолиоконкретного фотографа, вы интуитивно поймете, близко ли вам его видение мира, схожи ли вкусы, стилевые и жанровые предпочтения. Возможно, среди его снимков вам попадется образ, похожий на тот, который вы сами давно хотели создать. Смело налаживайте контакт и назначайте встречу!


Решающую роль при выборе «своего» фотографа играет ваше общениев ходе рабочего процесса. Только совместная работа на площадке покажет, сойдетесь ли вы в творческом и деловом плане. Если процесс и результат первой съемки устраивает, можно продолжать сотрудничество и стремиться к совместному профессиональному росту.

А в чем заключается профессиональное развитие творческого тандема? Как не «застрять» в любимом жанре или стиле?

Сильная команда часто бывает довольно автономна, подпитывая друг друга идеями и образами для вдохновения. Но в этом случае есть опасность зациклиться и перестать воспринимать веяния моды и идеи извне. Для творческого человека это недопустимо, нужно постоянно стремиться к разнообразию. Оно может проявляться в чем угодно: в выборе нового типа моделей (взрослые, дети, подростки, худые, полные и т.д.), в освоении новых локаций, жанров и сфер фотографии.

Как происходит подготовка к съемке? Какие вопросы должны обсудить визажист и фотограф?

Выделяют два типа съемок: в первом случае идея подбирается под фактуру модели, во втором – наоборот. В обоих случаях визажист и фотограф создают moodboard– коллаж, состоящий из фотографии модели в окружении снимков, передающих настроение и гамму планируемой съемки. Это наглядный способ совместными усилиями создать и проработать концепцию съемки.


Помимо концепции, визажисту на подготовительном этапе важно выяснить следующие параметры:

  • Фактура модели, одежда;
  • Стиль съемки;
  • Локация (освещение, цветовая гамма фонов и антуража);
  • Цель съемки (где планируется публикация фотографий).
Какие требования предъявляются к работе визажиста и фотографа?

Каковы критерии, по которым можно судить о квалификации каждого из них?

Визажист должен учитывать пожелания фотографа к стилю, оттенкам, активности цвета и плотности макияжа. Важны такие эффекты на коже, как матовость и блеск. Они могут быть предпочтительны или нежелательны в зависимости от концепции съемки, могут появляться и исчезать из-за температурных и световых условий, поэтому визажист должен самостоятельно отслеживать эти моменты в процессе съемки.


На этапе съемки и постпродакшна фотограф должен учитывать следующие оговоренные с визажистом условия:

  • Баланс и расположение света и тени;
  • Кадрирование;
  • Количество обработки (изменение цвета и линий макияжа, по просьбе визажиста – перекрытие нюансов, которые не удалось исправить при помощи макияжа).

На этапе обработки фотограф предоставляет визажисту исходникии предлагает свои варианты обработки для согласования всех нюансов, ведь результат должен устраивать обоих участников творческого процесса.

Как формируется прайс визажиста?

Прайс визажиста включает два основных пункта:

1) собственно первоначальный макияж (цена зависит от сложности макияжа, условий съемки, времени суток);

2) сопровождение съемки (указывается стоимость одного часа присутствия визажиста на съемочной площадке, чтобы поправить макияж при смазывании, изменении освещения или появлении бликов).

Также в прайс может быть добавлен пункт «трансформация макияжа», подразумевающий дополнительную стоимость всех последующих макияжей, необходимых для съемки в разных образах.

Отдельно стоит упомянуть о съемках на условиях бартераили TFP. В этом случае работа визажиста не оплачивается, однако расход косметики компенсируется. Стоимость расходных материалов обычно рассчитывается в размере 30% от цены стандартного салонного макияжа у данного визажиста.

Эксперт-визажист: Наталья Иващенко
Текст: Марта Губанова


The Village продолжает рассказывать, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске - визажист. Зарплата визажиста зависит от его портфолио, количества клиентов и направления, в котором он работает. Кто-то выбирает салоны красоты, другие визажисты работают только на свадьбах, третьи проводят мастер-классы или персональные занятия, работают на показах, съемках, телевизионных проектах. Стоимость макияжа в стиле нюд составляет в среднем 2–5 тысяч рублей, а получить индивидуальную консультацию-разбор косметички можно за 5–10 тысяч. Мы узнали у девушки, которая семь лет назад отказалась от карьеры в IT ради мейкапа, сколько она зарабатывает и на что тратит деньги.

Профессия

Визажист

Средний доход

100 000 рублей

Траты на всю семью

9 000 рублей

коммунальные платежи

4 000 рублей

40 000 рублей

продукты

15 000 рублей

развлечения

40 000 рублей

частный детский сад, репетиторы и кружки для детей

4 000 рублей

косметика

12 000 рублей

спортзал

2 000 рублей

Как стать визажистом

Я окончила МГТУ имени Баумана. После института у меня была неплохая карьера: я работала в сфере дистрибуции компьютерных комплектующих. Мейкап ни я, ни моя семья не рассматривали как возможную профессию, но делать макияж и красить других мне нравилось всегда. Когда я была в декрете, решила взять персональный урок у визажиста. Меня впечатлило, насколько это сложная наука, а поездка в США, где индустрия наиболее развита, помогла окончательно определиться с выбором занятия.

С самого начала меня поддерживал муж. Мама и многие родственники решили, что я ухожу с хорошей должности заниматься «странными вещами». Ведь первое время приходится много вкладываться, всерьез тебя не воспринимают. Но мой муж - золотой человек. Он знает, что такое хайлайтер, а когда в поездке я хочу купить какую-нибудь миллионную банку, говорит: «Конечно, покупай!» Иногда он смотрит РБК-ТВ и замечает: «Смотри, как плохо накрашена». У мужей визажистов нет выхода: они начинают разбираться в мейкапе.

Я всегда подходила ко всему основательно, поэтому и школу визажа выбрала с продолжительным обучением и практикой. Обучение обошлось в 100 тысяч рублей. В процессе у меня неплохо получалось, но приходилось много работать бесплатно. В привлечении клиентов помог блог: там я рассказывала о том, как учусь, и выкладывала свои работы. Тогда Instagram только набирал обороты, я завела аккаунт и стала собирать портфолио.

Несколько раз я ездила на обучение в Нью-Йорк. Поездка туда будет весьма кстати, если хочется освоить самые крутые техники, подсмотреть фишки и поработать с интересными марками косметики. Даже сейчас, после семи лет работы, я постоянно учусь: читаю, смотрю, хожу на мастер-классы. Наша профессия не позволяет стагнировать: затормозишь - и отстанешь от паровоза.

Начало карьеры

Первый год я зарабатывала не больше 20–25 тысяч рублей в месяц. Заказы принес анонс моей знакомой, которая ведет достаточно популярный блог. Со временем мой инстаграм-аккаунт тоже стал востребованным. Насколько большой процент аудитории идет через соцсети, я поняла, когда лежала в больнице. Тогда я написала, что временно не работаю, - и мне какой-то период никто не звонил. Конечно, не менее важны рекомендации клиентов. Если ты красиво накрасила невесту, она обязательно расскажет об этом своей выходящей замуж подруге.

На свои первые телевизионные проекты я попала благодаря контактам из Нью-Йорка. Продюсеру понравилась моя ответственность, и он стал приглашать меня на следующие проекты. Теперь уже я сама набираю визажистов. Я участвую в фотосессиях и коммерческих съемках не очень часто, но знаю визажистов, которые практически бессменно работают в паре с фотографом. Есть еще показы и недели мод, но это больше для портфолио, а денег не приносит.

После школы визажа лучше всего идти работать в корнер какой-нибудь хорошей косметической марки - Mac, Bobbi Brown, Nars. Тогда сразу появляется доступ к огромному количеству косметики, стабильно большому потоку людей. Можно тестировать разные средства, тренироваться на людях с разной внешностью, типом кожи и пожеланиями. Так рука набивается за несколько месяцев. Клиента в магазине можно круто накрасить, тогда он попросит твой контакт и станет первым клиентом. Другая возможность начать карьеру - написать фотографу, и, если ему понравится, работать на съемках в паре. Можно еще пойти ассистентом к опытному визажисту, и через некоторое время он начнет делиться заказами.

Особенности работы

День визажиста может быть суперзагруженным, если съемка начинается в семь утра, а заканчивается в три часа ночи. Или когда в 06:00 - первая невеста, в 09:30 - вторая, а вечером еще частные клиентки. Или подготовить 20 человек к корпоративу с 10:00 до 17:00, а потом провести персональное занятие.

Визажист - тот человек, с которого начинается свадьба или съемка. Если он опоздал, сдвинется все остальное. Опаздывать нельзя, потому я всегда перестраховываюсь и выезжаю из своего загородного дома за два часа.

У меня был случай, когда показ устраивали на корабле, и он отплывал в девять утра. Накануне меня подкосил ротавирус - я не могла отойти от туалета, не то что добраться до корабля. Пришлось экстренно искать кого-то из коллег. Это твоя зона ответственности: если с тобой что-то случилось, нужно найти специалиста не хуже, иначе сарафанное радио быстро сменит тональность. Тогда моя подруга сорвалась и поехала вместо меня.

Когда я только начинала, думала, что работа фрилансером позволит мне успевать все. Но сейчас чаще бывает так: «Ой, какой хороший гонорар», «Ой, любимый постоянный клиент», «Ой, какой интересный проект». В итоге я работаю пять дней по 12–14 часов, приезжаю в конце недели и слышу: «Мама, мы забыли, как ты выглядишь».

Выбор ниши

Визажисты могут выбрать для себя направление работы: свадебный макияж, ТВ-проект, коммерческие съемки и так далее. Некоторые, например, позиционируют себя исключительно как визажистов для невест или работают в основном на выездных свадьбах за границей. Такая работа не для меня: у меня двое маленьких детей, - но пару раз я была на выездных свадьбах. Конечно, их оплачивают лучше, в стоимость закладывают перелет, проживание и питание. За два дня можно получить не меньше 30 тысяч рублей.

Еще одна часть моей работы - персональные занятия. Своим ученицам я даю базовые знания по декоративной косметике. Девушка приходит со своей косметичкой, мы ее разбираем: понимаем, что подходит, что не подходит, а что нужно докупить. Я стараюсь, чтобы девушка ушла не только с пониманием, как правильно накладывать тон, что такое база под макияж и как правильно красить губы. Хочу, чтобы, когда к ней в магазине подойдет консультант и скажет: «Ой, у вас нет праймера? Срочно берите», она ответила: «Спокойствие! У меня есть увлажняющий крем». Я стараюсь подстраиваться под учениц. Если приходит клиентка с косметичкой такого же размера, как у меня, то мы можем успеть отработать стрелки, смоки, красную помаду и еще кучу всего. Но у 80 % клиенток в косметичке только тушь и неподходящий тональник. Бывает, что у меня «прокачиваются» и сами визажисты - недавно приезжала коллега из Финляндии.

Конечно, в нашей сфере есть конкуренция, но истории бывают разные. Например, если я не могу приехать к постоянному клиенту и вместо себя отправляю коллегу, которая в итоге нравится клиенту больше, то какой смысл обижаться? Конкуренция осложняет выбор для клиентов. Сейчас куча инструментов - от Facetune до кольцевой лампы - позволяют изменить конечный результат. Иногда работа на фото выглядит просто волшебно, а вживую отличается в разы. Но как бы там ни было, визажисты не должны публично лить негатив друг на друга. В этом смысле нам нужно брать пример с американского комьюнити, где все хвалят работы коллег. У нас же очень редко топовый визажист подойдет к другому и отметит работу. Хотя лично у меня много подруг-визажистов: мы выручаем друг друга, делимся новыми продуктами, а иногда и клиентами.

Трудности

Фриланс - это не всегда удобный график. Это откровенно тяжелый чемодан с косметикой, который ты таскаешь на себе. Хорошо, что у меня есть машина, те, у кого нет, переливают косметику в маленькие баночки, чтобы было не так тяжело. Но тут нужно понимать, что клиент платит не только за конечный результат, но и за антураж. Красить надо помадой Tom Ford, а не кисточкой из пластикового контейнера.

Иногда визажисты мнят себя художниками и снисходят до клиентов. Я стараюсь помнить, что работаю в сфере услуг. Поначалу, когда только нарабатываешь имя и базу, люди могут попадаться всякие. Сегодня все мои клиенты идут на мейки, которые видят у меня в соцсетях, и не просят «сделать феерию», которую я делать не буду.

Опыт приходит с первыми косяками. Часто человек отучился, нашел беспроигрышную комбинацию, он очень уверен в себе, достает любимые тени - и бац, на конкретном человеке это уже не смотрится красиво. Молодой визажист теряется, начинает экстренно думать, как все исправить. Опытный визажист сначала всегда анализирует.

Общение с клиентами

Нужно уметь грамотно общаться с клиентом, чтобы он не видел испуганные глаза и трясущиеся руки. Чем лучше визажист умеет говорить, тем проще ему работать. Важно не только красить, но и рассказывать, что ты делаешь, хотя, если клиент не хочет общения, важно вовремя замолчать.

У невесты вообще лучший день в ее жизни начинается с меня. Я не могу допустить, чтобы она запомнила, как к ней пришла тетя с грязной головой и не в духе. Кстати, в бьюти-индустрии всех оценивают по одежке. Нельзя выглядеть как бухгалтер. И еще одно правило: вся косметика должна быть идеально чистой.

Обязательно найдутся те, кому не понравится, как их накрасили. Тут важно помнить, что макияж - все-таки вещь субъективная. Допустим, не получилось прочувствовать клиента до конца, но это не повод переходить к разборкам. Макияж всегда можно исправить - это не татуаж или окрашивание волос.

У меня был смешной случай, когда я красила дизайнера: она была под веществами и искаженно воспринимала цвета. Поэтому, когда я брала золотистые тени, она говорила: «Фиолетовый мне не идет». Бывали актрисы с похмелья, но тут все было проще. Когда работаешь со звездами, важно помнить, что это люди, у которых мало времени, и во время макияжа им нужно успеть сделать еще сто дел. Поэтому задача визажиста - изловчиться, но подлезть и аккуратно накрасить в то время, пока человек делает свои дела. Один раз моя клиентка заснула, я подложила ей под голову подушку и доделала макияж.

Доходы

Когда я была продакт-менеджером, одной из моих задач был мониторинг цен. Если бы я мониторила цены на макияж в Москве, мне бы пришлось попотеть. Есть макияж и за 3 тысячи, и за 20 тысяч. Есть Гоар Аветисян за 40 тысяч рублей. А вот Елена Крыгина уже не визажист, она предприниматель и локомотив, который внес большую лепту в популяризацию профессии.

Сегодня стоимость моих услуг чуть выше среднего по Москве. Макияж с выездом стоит от 5 до 7 тысяч рублей в зависимости от дня недели. Если нужно сделать еще и укладку - от 8 до 10 тысяч рублей.

За съемочный день на ТВ моя обычная ставка - 15 тысяч рублей. Если какие-то проекты мне очень интересны, я могу сделать скидку. Персональное занятие стоит 10 тысяч рублей. Если я даю мастер-класс, то мой гонорар варьируется от 15 до 25 тысяч рублей в зависимости от количества участников. Раньше я делала еще и брови, но сейчас у меня есть студия, где работают девочки, которых я всему обучила. Коррекция и окрашивание бровей - очень хороший навык для визажиста. Если нет работы, то можно делать брови и за день заработать нормальную сумму.

Средний доход визажиста в Москве составляет 100 тысяч рублей. Свадебные визажисты могут заработать в высокий сезон до 300 тысяч в месяц. Мой доход достаточно стабилен и равен среднему по рынку, но иногда я работаю меньше, чем могла бы, потому что стараюсь уделить время детям.

Расходы

Мы живем в Подмосковье, в трехкомнатной квартире. За коммунальные услуги платим 9–10 тысяч рублей в месяц. Еду покупаем в «Твой дом», иногда какие-то вкусные вещи в «Азбуке», что-то на Даниловском рынке, но и в то же время в нашем доме есть «Пятерочка», в которую мы тоже заходим. На семью из четырех человек уходит 40 тысяч рублей.

Частный детский сад обходится в 20 тысяч рублей в месяц. Репетитор по русскому, математике и английскому, а также занятия с тренером функциональным тренингом - еще примерно столько же. Есть еще компьютерные курсы по программированию для старшего ребенка и конный спорт для младшего. Иногда к нам приходит няня.

Развлечения тоже в основном детские: какие-нибудь парки типа «Кидзании», музеи, экскурсии, хотя кино и рестораны они тоже любят. Думаю, трачу на это не меньше 15 тысяч рублей.

Кредитов сейчас у нас нет, мы даже стараемся откладывать, но не из моей зарплаты, а из премий мужа. Моя зарплата идет на текущие расходы и нужды семьи.

Свободного времени у меня нет, а когда выдается минутка, я сплю. Сейчас большую часть нашего отдыха спонсирует муж, но был период, когда муж остался без работы и я содержала семью: хотя и работала очень много, нам на все хватало.

Бьюти-ништяки я покупаю ежемесячно. Могу потратить и тысячу, и 15 тысяч - это как понесет.

Что еще почитать