Перспективный план ознакомление с родным городом. Перспективный план ознакомления дошкольников с родным краем. Перспективный план по ознакомлению с родным городом

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ.
Разработала и составила Гвоздикова С.П., учитель-дефектолог

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ЭКСКУРСИИ

Сентябрь

1.Район, в котором ты живешь.

2.Новороссийск и явления общественной жизни. День города.
Закрепить представления детей о районе, в котором они живут. Вспомнить названия близлежащих улиц. Воспитывать умение ориентироваться на улице.

Учить принимать участие в общественной жизни города. Формировать коммуникативные навыки и умения. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества.
Беседы, наблюдения.

Участие в конкурсах, концертах, рассказы педагога о праздничных мероприятиях, рассматривание иллюстраций.
По ул. Энгельса, Л.Толстого, Исаева.

По празднично украшенной улице, посещение парадов и других праздничных мероприятий.

1.Улица полна неожиданностей.

2.Район, в котором ты живешь.
Расширить представления детей о правилах поведения на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья детей.

Познакомить детей с другими близлежащими к детскому дому районами, их достопримечательностями и особенностями. Учить наблюдать, сопоставлять. Развивать любознательность.
Рассматривание иллюстраций, дорожных знаков. Чтение стихотворения К.Обойщикова «Зайка-пешеход». Чтение и беседа по содержанию учебного пособия В.Рублях «Правила дорожного движения». Сравнение зданий по назначению и внешнему виду (библиотека, магазины различного назначения, аптека, музей, школа, почта и т.д.).

На перекресток, к светофору.

По главной улице – Советов.

Ноябрь

1.Мы живем в городе

2.История моего города
Закрепить знания о происхождении названия города, знакомых улиц. Познакомить с особенностями расположения города. Познакомить с панорамой города. Воспитывать любовь к городу. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Познакомить с историей основания города, с историей становления, с гербом, флагом и гимном. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседы с научными сотрудниками «Исторического музея-заповедника», наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотографий.
По городу, на Мархотский хребет (панорама города).

Исторический музей-заповедник в зал «Археология», «Старый Новороссийск»

Новороссийск – город-труженик
Дать знания о том, чем славится родной город. Промышленность: от прошлого к настоящему. Знакомство с новыми профессиями. Воспитание чувства уважения к людям труда.

Цементный завод «Пролетарий», музей цементной промышленности, элеватор, НМТП.

Январь

Мой любимый город.
Познакомить детей с культурными и спортивными центрами. Учить видеть красоту родного города. Учить любить и желание беречь свой город.
Беседы, наблюдения, рассматривание фотографий.
Театр, стадион «Труд», парк им В.И.Ленина, аквапарк, детская спортивная школа.

Февраль

Воинские части города

Дать представления о службе солдат в мирное время. Воспитывать чувство уважения к людям в военной форме; стремление защищать Родину.

В/ч «ВДД», «Пограничников»

Моя малая родина - Новороссийск
Познакомить детей с богатством родного города (полезные ископаемые, сельское хозяйство). Воспитывать чувство уважения к людям труда. Показать значимость их труда для жизни людей.
Наблюдения, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание фотоальбома «Мы и окружающий мир».
Элеватор, хлебопекарня, хлебозавод, Черномортранснефть, цементный завод.

Апрель

Все профессии важны, все профессии нужны.
Расширять представления о различных видах профессий. Показать значимость каждой профессии для жизни людей.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Знакомимся с профессиями»
Мебельная фирма «Черноморец», магазины различного назначения, поликлиника, школа, детский сад, парикмахерская, аптека и т.д.

Военное прошлое города.
Дать знания о том, как воины-солдаты защищали наш город в годы ВОВ. Познакомить с тем, как люди хранят память о воинах-освободителях (называние улиц в честь героев, открытие памятников т.д.)
Встречи с ветеранами, рассматривание альбома «Победа», чтение художественной литературы, просмотр телепередач.
Возложение цветов к памятникам, панорамы исторического музея-заповедника, памятник-ансамбль «Малая Земля», батарея Зубкова, Аллея Героев, памятник Л.И.Брежневу.

Июнь
Транспорт города
Познакомить детей с видами городского и междугородного транспорта
Рассматривание фотоальбома «Виды транспорта»
Троллейбусное депо, автовокзал, железнодорожный и морской вокзалы.


Приложенные файлы

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Дата

Тема

Сентябрь

Моя малая Родина

Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

Выставка детского рисунка «Мой любимый город»

История возникновения города

Изготовление альбома «Природа моего края»,

Оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»

Знакомство с гербом города

Изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

Знакомство с флагом, гербом и гимном России

Изготовление макета стеллы

Экскурсия по городу

Изготовление макета города,

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Они прославили наш город

Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

Беседа о важности труда всех людей

Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина)

Дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

Заучивание стихотворений о Кунгуре

Кунгур - спортивный

Спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

Выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Боевая слава города

Изготовление праздничных открыток,

Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) ,

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

Чтение стихов о Пермском крае,

Рассматривание географической карты

Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Мой город, дороже которого нет

Прогулки по городу Кунгуре,

Рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

Звание «Почетный гражданин»,

Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

Чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Изготовление коллажа «Гостиный двор»,

История возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Кунгура.

Чтение стихов о Родине,

Прослушивание песен,

Закрашивание изображения герба Кунгура

Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Кто такие саамы и где они живут

Посещение Краеведческого музея,

Кунгур - спортивный

История проведения соревнований,

Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Вот моя улица

Экскурсия по микрорайону,

Знакомство с улицами:

Кунгур - город рыбаков

Рассказ о труде рыбаков,

Чтение стихов, рассказов,

Посещение Краеведческого музея, выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Авторы: Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по ознакомлению с родным городом

во 2 ой младшей группе

Форма работы

Цели

Сентябрь

1.Беседа на тему: «Кто ты?»

тему: «Кто

рядом с нами»

3.Беседа на тему: «Мой дом - моя

Сюжетно-ролевая

5. Дидактическая игра «Мое имя»

6.Фотовыставка «Моя семья»

1 . В о с п и т ы в а т ь

дружелюбное

отношение

общаться, дружить.

Обогащать представление детей

о себе и своих сверстниках; учить

различать людей по полу, возрасту,

индивидуальным

особенностям.

вспомнить,

семья это все, кто живет вместе с

ребенком.

3.Повторить с

р од с т в е н н и ко в

(р о д и т е л е й,

Воспитывать

любовь и заботливое отношение к

членам своей семьи.

4.Продолжать повторять с

б л и з к и х

р о д с т в е н н и к о в,

воспитывать

своей семьи.

5.Содействовать

облегчению

адаптационного периода, создание

бл а г о п р и я т н о й

с о ц и а л ь н о -

эмоциона льной

о б с т а н о в к и.

Закреплять знания детей имен.

блегчение

адапт ационного

периода, создание благоприятной,

социально-эмоциональной

обстановки.

Закреплять

называть

р о д с т в е н н и ко в,

Воспитание любви к членам своей

мои соседи»

Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа на тему: «Нас окружают

разные дома»

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»

1.Формирование представлений об

улице, ознакомление с различными

видами улиц.

представление

больших и маленьких постройках

(домах различных конструкций).

3.Развивать

распределять

обязанности

дому (убирать

4. Выставка фотографий «Улица

на которой я живу»

Составление

(Фотографии

детей у себя дома, во дворе.)

5. Рисование на тему: «Моя

игрушки, помогать накрывать на

стол и т. д.)

4 .Развит.

коммуникативных

ф о т о г р а ф и и.

П р о д о л ж а т ь

знакомить детей с таким понятием

как улица.

5.Воспитывать в детях гуманные

чувства по отношению к своему

дому, улице.

1. Беседа на тему: «Мой детский

2 . Б е с е д а

домашний адрес»

3. Прогулка «Двор детского сада»

4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я

«Детский сад»

5.Создание коллажа: «Домик –

сад" (с фотографиями

воспитанников)

1.Познакомить детей с некоторыми

помещениями

детского

рассказать об их назначении; дать

профессиях

работающих в детском саду, учить

ценить их труд и заботу.

2.Беседа о необходимости знания

домашнего адреса, а также адреса

детского сада: в городемного улиц

название,

каждого дома свой номер.

Знакомить

участками

дет ского

в о с п и т ы в ат ь

желание поддерживать порядок на

участках,

относится

оборудованию

участков,

4.Воспитывать

уважения к людям труда, интерес к

профессиям.

5.В о с п и т а н и е

д р у ж е с к и х

отношений между детьми, а также

бл а г о п р и я т н о й

с о ц и а л ь н о -

эмоциональной обстановки.

в городе»

Экскурсия «Природа зимой»

3. Беседа на тему: «Праздничное

украшение города»

4. «Зимние забавы»

1.Объяснить

к о т о р ы е

называются " горожане",

… которым необходимо следить за

ч и с т о т о й

к р а с о т о й

нашего города.

Знакомить

растительным миром зимой.

3.Беседа о том, как выглядит город

праздничные

новогоднее представление.

4. Организовывать вместе с детьми

подвижные игры с правилами на

Побуждать

участвовать в катании с горки на

Создание коллажа «Наш город

зимой»

украшении

построек.

Развивать

надевать

П р о д о л ж а т ь

р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

характерных особенностях зимы.

наиболее

впечатлений

закрепить

представления

время года.

Беседа на тему: «Транспорт

вгороде»

2.Целевые

прогулки

р о д и т е л я м и

достопримечательным

местам города.

Беседа «Мой родной город»

Проигрывание и рассматривании

ситуации «Мы в городе»

Рассматривание

в городе».

Фотовыставка

место в городе».

1.Знакомить

транспорта.

Наблюдение

прогулке за транспортом в городе.

добраться

конца города

другого(показ

ф о т о г р а ф и й) автобусами,

маршрутными

Фотографии

транспорта в городе.

Воспитывать любовь к своему

дому, улице, городу. Воспитание у

к родному

чувства гордости за его красоту.

Беседа на тему: «День

защитника Отечества»

2.Экскурсия

комнату-музей

3.Ц е л е в а я

п р о г у л к а

б л и з л е ж а щ е й

«Экскурсия по микрорайону»

строительным материалом

«Улица, улица родная»

1. Воспитывать любовь к Родине,

з н а к о м и т ь

в о е н н ы м и

профессиями.

Р а з в и т и е познавательных

интересов

детей,

знакомство

видами военной одежды.

3.Познакомить д е т е й

микрорайоном, его объектами.

4. Развитие фантазии и творческих

с п о с о б н о с т е й

конструктивных

способностей.

Расширить и уточнить некоторые

п р е д с т а в л е н и я

расположении

улиц. (Построить

у к р а с и т ь

название.)

1.«Достопримечательности

города» - рассматривание

иллюстраций, альбомов.

первое слово»

Рассматривание фотографий

наших мам.

Пословицы и поговорки о семье.

стихотворения

Прививать

2.Средствами

э с т е т и ч е с ко го

в о с п и т а н и я

ф о рм и р о ват ь

сознании

с а м о г о

д о б р о г о

ч е л о в е к а.

Побуждать

восхищаться

красотой, добротой матери, ценить

ежедневную заботу мамы о своей

Воспитывать

нравственные чувства.

1.Беседа на тему: «Труд взрослых

в родном городе

2. Прослушивание на СD гимна

1. Познакомить детей с названиями

профессий

взрослых жителей родного города.

Формировать

уважение

направленному

Формировать

Беседа на тему: «В городе День

Победы»

2 . Б е с е д а

нашего города»

Создание

нашего города»

1.Рассказать детям о нашей стране,

название.

отмечает

Р а с с м о т р е т ь

и з о б р а ж е н и я

страны, родного города.

п р е д с т а в л е н и е

реках города,

растительном

животном мире. Учить соблюдать

правила поведения возле реки.

3.Закрепить

реках города, их обитателях.

Сентябрь

Тема: «Мой дом – моя семья».

1. Занятие «Моя семья».

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: умение распределять обязанности по дому(убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

4. Целевая прогулка «Мой дом».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

Октябрь

Тема: «Двор детского сада».

1. Беседа «Мой детский сад».

Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

2. Прогулка «Двор детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

3. Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Ноябрь

Тема: «Мой город».

1. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Рисование «Транспорт города».

Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.

Декабрь

Тема: «Мой край».

1. Беседа «История края».

Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.

2. Рассматривание фотоальбома «предприятия края».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Мой край».

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.

Январь

Тема: «Природа города».

1. Прогулка «Природа зимой».

Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.

2. Занятие «Растительный мир зимой».

Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривание альбома «Водоёмы города».

Цель: дать представление о водоёмах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.

4. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Февраль

Тема: «Достопримечательности города».

1. Рассказ воспитателя о Кузнецкой Крепости.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

2. Беседа «Памятник войнам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

3. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

Март

Тема: «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».

1. Беседа «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Знаменитые люди города Новокузнецка»

Цель: продолжать знакомить детей с знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.

4. Рисование «Люди труда».

Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.

Апрель

Тема: «Природа горда весной».

1. Прогулка «Природа весной».

Цель: учить детей видеть красоту природы весной.

2. Занятие «Растительный мир весной».

Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.

4. Рисование «Белая берёза».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.

Тема: «День города».

1. Беседа «Родной город».

Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия к Спасо-Преображенскому собору.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

3. Выставка фотографий о городе.

Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Новокузнецке.

4. Конкурс стихов и песен о городе Новокузнецке.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за любимый город.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа № 150 города Хабаровска

«Родной свой край – люби и знай!»

Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с городом Хабаровском и Хабаровским краем

Воспитатель МДОУ № 150 Рыбакова Ирина Владимировна


Задачи:

    Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и городу и их истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов)

    Приобщать к культуре и традициям русского народа и народов Дальнего Востока, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

    Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

    Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Подготовка воспитателей по данной теме:

1 Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края

посетить краеведческий музей, художественный салон, геологический музей,

военно-патриотический музей, музей «рыбы Амура».

2. Изучить статьи об истории города Хабаровска и Хабаровского края.

3.Изучить краеведческую литературу, пополнить книжные уголки в группах

литературой и иллюстрациями о городе и крае.

    Вместе с родителями оборудовать в группах региональные уголки (предметы быта народов края, фотографии, слайды, значки, открытки о Хабаровске)

    Подобрать библиотечку произведений писателей Хабаровского края, чьи имена отражают быт, культуру, национальные традиции.

6. Сшить для куклы женский нарядный костюм народов Хабаровского края.

    Собрать и систематизировать фольклор русского народа и народов Хабаровского края: пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера и народов края: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

    Изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид Хабаровска» (мозаика), «Пройди по городу» (лабиринт), «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема).

    Организовать сюжетно-ролевые игры: «Мы пришли в музей», «Путешествие по городу» с целью закрепления полученных знаний по теме.

    Разучить с детьми подвижные игры народов Хабаровского края.

    Посетить детскую библиотеку №1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы поданной теме.

Первый этап работы

2-я младшая группа

Темы

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Я и моя семья, мой дом,

мой адрес, улица,

ближайшее окружение,

детский сад, труд людей в

детском саду.

Специально

организованные занятия,

беседы в свободное

время, экскурсии по

детскому саду,

наблюдения за трудом сотрудников детского сада, целевые прогулки в ближайшем окружении.

Дидактические словесные

игры: «Расскажи мне о

себе», «Радио», «Кто

потерялся».

Развлечение вместе с

родителями «Поле чудес»

Природа на территории

детского сада.

Экскурсия по территории

детского сада,

наблюдения на прогулке,

экологические занятия,

работа и наблюдения в

уголке природы, чтение произведений о природе Чарушина, Пришвина, стихов, пословиц, загадок.

Отражение наблюдений в

календаре природы, в

рисунках, рассматривание

иллюстраций, картин, на

которых изображена

природа края.

Фольклор: народные

сказки, пословицы,

Использование их на

занятиях, в режимных

моментах, драматизация

сказок, кукольный,

пальчиковый, настольный театр.

Театрализованные игры

по сказкам народов

Дальнего Востока.

Музыкальное развлечение

«Бабушкины сказки»

Знакомство с предметами

быта народов Дальнего

Востока, упоминаемых в

Рассматривание

экспонатов музея

народного быта (в группе

занятиях), рассматривание

иллюстраций Павлишина

к сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми.

Рассматривание и

обследование предметов

быта в свободное время,

сюжетно-ролевая игра

«Мы пришли в музей»

(роли: экскурсовод,

кассир, смотритель музея)

Средняя группа

Темы

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Знакомство с народной

музыкой, пение народных

песен, пляски.

Музыкальные занятия,

дни народной музыки,

прослушивание народных

мелодий в свободное

Музыкальные праздники

и развлечения,

самостоятельная

театрализованная

деятельность.

Знакомство с нанайским

национальным костюмом

(общий вид)

Рисунки детей, игры.

Знакомство с народно-

прикладным искусством

народов Приамурья.

Рассматривание

орнаментов на одежде,

предметах быта, обуви. Рассматривание изделий народного творчества

(амулетов, рукояток, сувениров)

Оборудование в группах

региональных уголков.

Знакомство с деятелями

культуры- земляками-

писателями: художником

Павлишиным или

писателем Г.Ходжер.

Рассказ воспитателя о

писателе, его жизни.

Рассматривание картин,

портрета.

Театрализованные и

творческие игры по

сказкам народов

Приамурья, отражение

впечатлений в рисунках.

Второй этап работы Старшая группа

Тема

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

Хабаровск-это улицы,

площади, памятные

места. Наш район-

Индустриальный.

Занятие, экскурсия с

родителями по городу,

рассматривание

фотографий с видами

Хабаровска. Целевая

прогулка по улице

Космической

Сюжетно-ролевые игры:

«Строим город»,

«Путешествуем по

Развивающие игры:

«Пройди до указанного

места» (лабиринт), «Разбитая картина» (сложить виды Хабаровска из частей)

Виды транспорта в

железнодорожный,

автомобильный,

воздушный, водный.

Занятия, беседы с

воспитателями,

рассматривание карты

города, экскурсии,

наблюдения, целевая

прогулка.

Сюжетно-ролевая игра:

«Путешествуем по

городу», «На чем

приехали к нам

гости» рисунки детей,

конструирование, лепка.

Труд родителей-

промышленность

Индустриального района.

Занятия, беседы с

воспитателями,

посещение мест работы

родителей,

рассматривание альбома

«Хабаровск-город

трудовой»

Творческая игра: «Мы

строители», строительные

и конструктивные игры.

Сюжетно-ролевые

Игры. «Торговый центр»,

красоты», «Ателье», «Больница»

Леса, реки, края -

элементарные

географические сведения.

Занятия по экологии,

наблюдения, опыты, труд

в природе и в уголке

природы. Рассматривание

физической карты края, иллюстрации к книгам о природе Хабаровского края. Чтение, заучивание стихов о природе.

Творческие игры: «На

уроке географии»,

«Путешествуем по реке

Амур», «Что увидели в

Краеведческие сведения о

Хабаровске.

Рассказ воспитателя на

занятии, посещение

краеведческого музея,

исторических мест

Хабаровска. Сбор

краеведческого и

познавательного

материала о городе и крае

для своего регионального

уголка в группе. Рассматривание иллюстраций в

исторических книгах о Хабаровске.

Творческие игры; «Мы

пришли в музей»,

«Путешествуем в

прошлое города на

машине времени».

Отражение впечатлений в

самостоятельной

творческой и

изобразительной

деятельности (рисунки,

лепка, ручной труд.)

Знакомство с историей

края через народные

сказания, сказки.

Чтение и рассказывание

сказок о защитниках.

Рассматривание картин.

Беседа о мужестве,

стойкости, любви к

Родине, ратных подвигах. Отражение истории в названиях селений.

Театрализованные игры,

игры по сказкам.

Отражение впечатлений в

ИЗО деятельности.

Развлечение: «Что за

прелесть эти сказки»

Музыкальное творчество

русского народа и

народов Приамурья

Обучение детей пению

народных песен,

исполнению народных

мелодий. Знакомство с

народными

инструментами. Танцы,

фольклор русского

народа и народов

Приамурья. Народные игры.

Самостоятельное

исполнение детьми песен,

игра на музыкальных

инструментах.

Театрализованная

игра: Концерт».

Спортивные народные

игры:» Перетягивание

каната », «Борьба».

Знакомство с жизнью

выдающихся деятелей

культуры (Кола Бельды)

И земляками-героями.

Рассказ воспитателя на

занятии, чтение

произведений,

рассматривание

портретов, беседа о

творчестве и жизни

писателей, певца, их

вкладе в культуру края, культуру России. Заучивание стихов.

Тематический вечер:

«Певец- нанаец

К.Бельды.» (с участием

родителей)

Рассматривание

иллюстраций. Рисование

фантиков к конфетам

«Хабаровск»

Отражение полученных

знаний и впечатлений в

изобразительной и

трудовой деятельности.

Занятия по ИЗО

деятельности.

Работа с детьми по теме:

«Народно-прикладное

искусство»

Работа с берестой,

соломкой (панно)по

мотивам сказок,

аппликация из кожи

совместно с воспитателям

или с родителями,

вышивание бисером.

Совместная

художественная

деятельность детей.

Выставка работ: «На

Амурских просторах»,

«Любим город свой

родной» (город в разные

времена года, в праздники

и будни) Выставка

творческих работ детей и

родителей (вышивка

орнамента и вышивание

Тематические вечера,

развлечения с

привлечением родителей.

Ответственный за

Подготовку - муз.

руководитель

Досуг, основанный на

фольклоре. Семейные викторины: «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир: «Знаете ли вы природу родного края»

Третий этап

Подготовительная группа

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления.

Хабаровск-город

трудовой славы.

Беседа с детьми о

предприятиях тяжелой и

легкой промышленности,

где работают их

родители, рассматривание

фотографий, продукции

предприятий.

Посещение детьми и

родителями

краеведческого

музея(экспозиция,

посвященная

современной

промышленности города. Рассказы родителей, рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту»

Скотоводство,

рыболовство

Хабаровского края, его

значение для России.

Рассказы воспитателя,

Посещение родителями и

детьми краеведческого

музея, музея «Рыбы

Полезные ископаемые

Рассказы воспитателя,

беседы с детьми - главное

богатство края -золотодобыча.

Посещение родителями и

детьми геологического

Места боевой Славы

Хабаровска.

Рассказ воспитателя о

мужественной борьбе

русского народа в

Великой Отечественной

войне, в Гражданской

войне, о героях -

Хабаровчанах, чьими

именами названы улицы.

Посещение музея.

Творческая игра: «Мы

пришли в музей».

Хабаровчане - герои

Места боевой Славы: памятник Партизанам, площадь Славы, Утес. Комсомольская площадь. Экскурсия на площадь Славы и возложение цветов к вечному огню. Чтение стихов, рассмат­ривание иллюстраций.

Пение детьми песен

военных лет.

Концерт для ветеранов.

Рассматривание

фотографий родных, которые были на войне.

Экскурсия в музей лесхоза с. Некрасовка.

Рассказ экскурсовода,

осмотр экспонатов, беседа с детьми о впечатлениях от увиденного

Творческие игры

«Путешествие в лес»

Заповедники

Хабаровского края, их

значение для охраны

Экологическое занятие,

Рассказ воспитателя о

природоохранной

деятельности хабаровчан,

редкие реликтовые

животные наших

заповедников (тигр,

росомаха, косуля, бобер).

Посещение с детьми

Дендрария и зоосада на

Воронеже.

Рассматривание

иллюстраций о Большом

Хихцирском заповеднике.

Заповедники

Хабаровского края

Редкие дендрологические

экземпляры

растительного мира в

Дендрарии.

Лотос Петропавловского

Тематическое

развлечение: «Край

родной, навек любимый».

Знакомство с гербом

Хабаровского края и

города Хабаровска

Рассказ воспитателя на

занятии, посещение

краеведческого музея.

Рассматривание герба в

исторических книгах.

Творческие игры: «мы

пришли в музей».

Отражение впечатлений в

самостоятельной

творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка) Выставка фотографий и рисунков о Хабаровске.

Знакомство с флагом

Хабаровского края

Рассказ воспитателя на

занятии. Рассматривание

флага. Рассматривание

иллюстраций в

исторических книгах.

Беседа в свободное

Рисование флага.

Выставка рисунков

«Я рисую флаг Хабаровского края»

Комплексные занятия:

«Почему так назвали

улицу», «Прогулка

породному городу», «Что

я покажу в городе

друзьям из других стран»

Рассказы воспитателей об

улицах Серышева,

Постышева, Муравьева-

Амурского, площади

Славы и др.

Рассматривание

открыток, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен.

Создание альбома «Дети

о своем родном городе»

(фотографии, рисунки

Творческая игра:

«Машина времени»

(путешествие в будущее)

Хабаровск - культурный

центр Хабаровского края.

Рассказ воспитателей о

современных

художниках,

композиторах,

прославивших город.

Показ картин, слушание

музыки М. Журавлева,

оркестра под

управлением В. Тица.

Экскурсия вместе с

родителями в

Художественный салон, в

выставочный зал, в ТЮЗ,

в кукольный театр. Работа

творческой гостиной в

детском саду с участием

артистов театра драмы,

театра кукол и филармонии. Самостоятельное художественное творчество детей.

Экскурсия в детскую

библиотеку им. Гайдара.

Знакомство с

произведениями

современных детских

писателей, живущих в

Хабаровске.

Рассказ библиотекаря о

творчестве Хабаровских

современных поэтов и

писателей. Осмотр

выставки книг. Чтение

детям стихов

Дальневосточных поэтов, книг о Хабаровске.

Чтение отрывков из книг

Н. Наволочкина «Кот Егор

и другие».

Художественное

творчество детей,

посвященное родному

городу и краю.

Конкурс работ на тему:

«В моей душе твой образ

сохраню»

Выставка творческих

работ детей: «Город мой

любимейший на свете»,

«На Хабаровских просторах широки поля», «Животный и растительный мир Хабаровского края»

Тематические праздники,

вечера с привлечением

родителей.

Ответственный за

подготовку - муз.

руководитель

Фольклорный праздник

(игра на музыкальных

народных инструментах, пение народных песен, исполнение танцев) Вечер народных игр и забав.

Обобщающая викторина: «Что? Где? Когда?» «Колесо истории»-заключительный костюмированный праздник с вручение дипломов (с участием родителей)

План работы с родителями:

1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. 2.Провести семинары- практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»

3. Организовать консультации:

    Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу

    Куда повести малыша в выходной день

    Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания

    Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.

    Устное народное творчество - кладезь народной мудрости

    О мудрости народной педагогики

    Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.

    Провести вечер вопросов и ответов: «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».

    Творческая гостиная: «Воспитаны ли ваши дети?»

    Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».

    Подготовить вместе с родителями фотовыставку: «Мы из Хабаровска» -фотографии детей в самых красивых местах города.

    Организовать видео съемку различных мероприятий в ДОУ.

    Проводитьежемесячнос20 по25число «Дни открытых дверей».

    Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав (игры и

упражнения в смекалке, ловкости).

11. Провести викторину: «Что? Где? Когда?»

12.Организовать работу кружков:

    Вырезывание орнамента

    Вышивание бисером

    Выжигание по дереву

13. Оформить выставку творческих работ детей.

Что еще почитать