Антизападный патриотизм казаков. Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества." материал на тему Исследовательская работа на тему патриотическая миссия казачества

В.В. Озерова
учитель истории и обществоведения
МОУ СОШ № 11 Майкопского района Республики Адыгея

Сейчас в эпоху больших изменений в социально-политической жизни страны, требуется переосмысление положения различных национальностей, социальных слоёв населения России, более глубокое изучение их прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. Особое место занимает Северный Кавказ с его многонациональной культурой, к которой принадлежит и казачество. Знания о нравственных нормах, устоях казачества помогут осознать духовно-нравственную атмосферу региона Северного Кавказа.

Жизненный мир казаков зависел от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. Казаки во все времена являлись защитниками Отечества. Отношение к Родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без Родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от неё, если за свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Казаки заботились о благе Отечества, а значит, им был присущ патриотизм.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Высокое чувство единства человека с Родиной и народом находили своё отражение в жизни казачества. В старину казак был исключительно воином. Земледелие и вообще мирные занятия запрещались войсковым правительством под страхом тяжких наказаний. Постепенно из казака-воина формировался казак-гражданин. Он представлял собой преимущественно земледельца. Помимо земледелия казаки занимались охотой и рыболовством, огородничеством и виноградарством, скотоводством и коневодством, сплавом леса и судоходством.

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и родные станицы. Донские казаки любили свой Дон и называли его «батюшкой и кормильцем родимым». В плену или на чужбине, умирая, сражённый вражеской пулей казак всегда мысленно взывал к своему кормильцу: «Прости, мой батюшка Тихий Дон Иванович! Мне по тебе теперь не ездити, дикого зверя не стреливати, вкусной рыбки не лавливати». Эта же страстная любовь к своему кормильцу Дону сквозит во всех старинных песнях и даже в войсковых грамотах по Дону и отписках в Москву. Даже в соседних странах, где лежали кости павших геройской смертью донцов, защищавших честь России, как-то: в Финляндии, Швеции, островах балтийского моря и теперь существует древняя легенда о том, что во время осенних ночных бурь, когда вся северная природа стонет от непогоды, донские витязи встают из своих могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках на родимый им Дон. Тяжело им лежать в могилах на чужой стороне вдали от своего кормильца Тихого Дона Ивановича. Скорбным и пылающим старым казацким огнём их души спешат слиться со своим братством-товариществом и просят перенести их кости на дорогую родину. Жители этих северных стран не раз во время бурь видели это явление и в суеверном страхе прятались в свои дома.

Казаки не только охраняли границы Российского государства. В истории России нет ни одной войны, где не участвовали бы казаки. В XVI веке казаки принимали участие во взятии Казани, самостоятельно завоевали Астраханское ханство; в начале XVII века участвовали в изгнании поляков из Москвы. В Северной войне (1700 – 1721гг.) Пётр I для участия в военных действиях вызвал вольных казаков с Дона, Терека и Гребней. Казаки принимали участие и в Полтавской битве (1709 г.). Участие казаков в русско-турецких войнах было весьма значительным. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов казаки не только защищали интересы России, но и освободили Болгарию от турецкого ига, действуя в составе русской армии. И в XIX, и в XX столетиях казачество стояло плечом к плечу с русскими войсками в борьбе против внешних и внутренних врагов. При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, от 17 до 60 лет, во главе с атаманом М. И. Платовым. Казачьи войска выставили против Наполеона громадное по тогдашним условиям число в 88 тысяч всадников. В первых же сражениях Отечественной войны 1812 года донские казаки, громя авангардные части наступающего противника. Продемонстрировали высочайшее искусство и нацеленность на победу. Они прикрывали отступление соединившихся русских армий Барклая-де-Толли и Багратиона, неся основную тяжесть арьергардных боёв на пути от Смоленска к Бородину. После изгнания Наполеоновской армии из России казаки в составе русской армии участвовали в заграничном походе. Триумфом стало вхождение казачьих полков в Париж. За храбрость в войне с Наполеоном получили боевые награды не только казаки-герои, но и многие казачьи воинские части. Георгиевские знамёна получили 7 казачьих полков, а Лейб-гвардии казачий полк и собственный Его Величества конвой получили серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

Казачьи части отличались высокой храбростью и стойкостью, а также высочайшей военной выучкой. Так как казаки несли поголовную воинскую повинность, им было у кого учиться воинским наукам. Командирами в войске были также казаки. И офицер, и рядовой вместе вырастали в станицах, так же как их отцы и деды. Командир обычно хорошо знал психологию своих подчинённых, на что способен каждый казак, а они, в свою очередь, верили своему командиру и знали, что он не даст им непосильной задачи и не пошлёт их на убой.

Казаки не только участвовали в войнах, которые вело Российское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и Крымским ханством. А.И. Куприн писал: «Казак – драгоценный союзник в охране государства. Многовековое обращение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирождённый воин: со времён седой древности он стоял на рубежах земли Русской, на передовых её постах как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне». Казачество не только служило России как застава и часть Войска, но и как своеобразное явление русской жизни, участвовало в строительстве и жизни великого Российского государства.

В жизни казачества был период, о котором нельзя умолчать – это эмиграция. И везде, по всему миру, фактически лишившись Родины, казаки сохранили твёрдость духа, стремление к возрождению России.

У казаков в изгнании было главное призвание – бороться за воссоединение и возрождение национальной России и казачества. Бороться приходилось по-всякому и во всех направлениях. И в жертвенном порыве, в котором приходилось разом отдавать всё, вплоть до жизни включительно. И в упорном ежедневном отстаивании своего национального бытия, своих казачьих идеалов и идей.

Сербский писатель Бронислав Нушич, во время вручения ему диплома почётного казака кубанской Шабацкой станицы, чем он гордился всю жизнь, сказал: «Всем известно, что в организме Российского государства казаки представляли самый здоровый элемент. Казаки – это здоровая и горячая артериальная кровь, это сердце, которые давали импульс жизни и роста всему Российскому государству. Это они раздвинули пределы своего государства от Москвы до Чёрного моря и от Карпатского хребта до Великого океана. Это они освоили прекрасные южнорусские степи и грозный Кавказ, знойный Туркестан, необъятную суровую Сибирь. И везде они несли с собой русскую культуру, своеобразный казачий уклад жизни и величие русского имени, являясь искусными и способными культуртрегерами среди полудиких народов ближнего и дальнего Востока».

Беспримерное по героизму «Азовское сидение» донских казаков кроме твёрдости веры и духа являет собой удивительный образец военного мастерства, стойкости и мужества.

Мужество – добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности.

Казакам присуще мужество, то есть большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности или, как говорил ещё Платон, со «стойкостью в исполнении должного».

Мужественный казак рисковал благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В одной из песен казаков есть такие слова: «Но назад не пяться, нельзя отступать. Ради русской чести лучше умирать». В таких случаях мужество выбирает второе – гибель и честь, и отвергает первое – жизнь и бесчестье. И умирали казаки всегда с достоинством, мужественно, со стоическим презрением к своим мучителям. О бесстрашии и мужестве казаков можно судить по старинному боевому воинскому клику: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован. Кто готов претерпеть всякие муки за святой крест. Кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от неё не убережёшься. Такова казацкая жизнь».

Проявляли мужество казаки и в походах. Они отрекались от всех земных радостей, от семейной жизни, от благоустроенного жилья, подолгу без движения сидели в засаде, не разводя огня зимой и мучаясь от жажды летом, питаясь, когда рыбой, когда птицей, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.

Много казаков пало в горах и долинах Кавказа в борьбе с турками и горцами. Погибали на лесных завалах, поймав пулю в грудь, в сабельных рубках, падали под ноги коней, сражённые пиками и турецкими ятаганами, от удара кинжала в ночи; гибли днём и ночью, вместе и поодиночке в ночном поиске. Умирали от ран в горах среди павших товарищей в неравных схватках.

Казачество было напрямую связано с государственной службой, и сама служба влияла на систему воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота:

Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её;
- люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;
- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
- все, кто идёт против Отчизны твоей, – враги;
- только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право;
- веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою;
- люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины;
- мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени.

Уклад жизни казачества обусловливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.

Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребёнок быстро развивается физически, умственно, нравственно. С трёх лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках-играх передавали ему воинские мудрости. С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В четырнадцать лет ему докупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В девятнадцать лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики – последнее им выдавала казна. Украшением казака, его гордостью была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым юношей.

Проводы казака на службу и встреча с войны – большой станичный праздник. Все жители спешили разделить эту радость, подчёркивая тем самым, что быть воином и стоять на страже семьи и Отечества – почётная обязанность и долг каждого настоящего казака. Это оказывало огромное воспитательное воздействие на юную смену.

В среде казаков обычаи служили средством приобщения молодёжи к культурному опыту прошлого и настоящего, регламентировали поведение и поддерживали внутригрупповую сплочённость. Многие специфические, присущие только казачеству, методы и приёмы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями.

Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества. В особенности нравственные устои. Патриархальный стиль жизни семьи предполагал, что главой семьи должен быть муж, отец. В отсутствие мужа главой семьи становилась жена-казачка. Часто вместе с мужем казачка отстаивала свою станицу от врагов. Бесстрашная, сильная, работящая казачка была верным союзником мужа в борьбе с неприятелем. В случае необходимости казачка могла сесть на коня верхом, стрелять из ружья, словом, защищать станицу, свой дом.

Так с молодых лет воспитывалась в казаках любовь к Родине, неравнодушие к судьбам Отечества.

В последнее время всё больше очевидной становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это касается как народных обычаев и традиций, верований, так и таких чисто человеческих качеств, как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм, мужество и т.д.

Теперь стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе.

В понедельник, 13 августа, в Темнолесском филиале Спасо – Преображенского реабилитационного центра состоялось открытие первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012».


Делание добра всегда объединяет разрозненные силы общества. Форум явил собой картину деятельного участия, реальной работы лучших общественных сил. Пусть не вчера – сегодня, – активная, твердая, право верующая молодежь принимает в ней участие; будет принимать и завтра. То, что событие было не показным отчетом о проводимой социальной работе – чувствовали, а значит знали – все его участники. Чувство праздника в слиянии с событием – форумом – встречами – работой. Работой каждого – от повара до депутата, от рядового казака до золотопогонного атамана, от стройных казачек в седле до концертных ведущих. Работа. Отдых. Служение.

Состав участников форума является срезом жизни всего Юга России. Делают эту жизнь и те, кто был из нее вырван (реабилитанты), и казаки (возрождающееся сословие, которое представляет сегодня реальную силу), и административный аппарат (люди, уполномоченные принимать решения и исполнять – каждый на своем месте). Единство – то, что всегда было, есть и будет необходимо всем жителям нашего региона, России. А вера православная и единство нераздельны.
Встречали Владыку Кирилла у входа в Темнолесский филиал Спасо – Преображенского реабилитационного центра благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников и руководители края.

Открылся форум выступлением митрополита Кирилла. Владыка возглавляет отдел Священного Синода Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Архиерей в обращении к гостям и участникам форума пожелал: « как можно больше нужно проводить подобных мероприятий – для того, чтобы провести сегодня некую идентификацию нашей молодежи, наших жителей Ставрополья, особенно Юга России, с тем, чтобы мы себя ощутили русскими, православными, казаками, наследниками традиций наших предков». Митрополит также в своем архипасторском слове отметил тот факт, что несмотря на то, что все не так просто, казачество сегодня – это уже серьезная общественная сила, которая готова служить и служит нашему отечеству. «Казачество, – защитное сословие России. Сегодня очень важно, чтобы мы, участники форума, помогли идентифицировать себя казаками.

Государство в свое время разрушало казачество, и пыталось уничтожить совсем. Поэтому государству сегодня и поднимать казачество. Если оно считает, что казачья отвага, служение казаков отечеству будет не лишним. Если государство будет считать, что казачество – важная составляющая в целом России, особенно на южных рубежах. Для этого сегодня православная Церковь, губернатор нашего края, законадательные органы власти, все присутствующие на форуме делают очень много. Президентский совет по казачеству, Александр Дмитриевич Дубров лично, и я буду способствовать, насколько это возможно, всему – чтобы помогать возрождению казачества. Я, как духовный руководитель, буду содействовать и воцерковлению казачества. Все время говорю, в том числе и мусульманам: если вы будете знать правильно свои традиции не фундаменталистского, не сектанского ислама, и воспитывать так своих детей, то вы будете нормально относиться, приезжая на Ставрополье, в другие регионы Российской Федерации, и уважать традиции тех, к кому вы приезжаете. В том числе и вам, юным казакам, в первую очередь нужно изучать свои традиции: знать православные казачьи устои. Так и вы будете нормально относиться ко всем тем, которые исповедуют традиционные ценности нашей России. Тогда все будет хорошо в вашей жизни, и в нашей стране». Митрополит Кирилл поблагодарил всех организаторов форума, в числе которых основатель Спасо – Преображенского реабилитационного центра, депутат Ставропольской краевой Думы Николай Олегович Новопашин. Как чиновник, как человек, он реальными делами способствует оздоровлению общества, а значит, вкладывает немалую долю участия в его нравственное, моральное развитие.

Далее последовал молебен - у стен возведенного храма. Владыке Кириллу сослужили старший диакон митрополии Андрей Гурьев. Пел хор Ставропольской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Даниила Чукарина.

После молитвы, которая так необходима каждому православному человеку, с которой начинается всякое доброе дело, на первом военно – патриотическом форуме казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012» выступили люди, облеченные властью – те, на которых лежит ответственность за настоящее и будущее Юга России. Это председатель Думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Михайловна Казакова, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Николаевич Осачий, ректор государственного университета имени Разумовского, член комиссии при Президенте по делам казачества Валентина Николаевна Иванова, атаман Терского войскового казачьего общества Василий Павлович Бондарев. С приветственным словом к гостям и участникам форума обратилась министр образования Ставропольского края Кувалдина Ирина Владимировна. Выступил и министр социальной защиты населения Ставропольского края Алексей Павлович Карабут. Было предоставлено слово первому заместителю атамана Всевеликого Войска Донского, директору Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, казачьему полковнику Игорю Валентиновичу Козарезову. Выступили и заместитель начальника Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, полковник полиции Виталий Николаевич Черкашин, первый заместитель председателя региональной общественной организации «Союз генералов», генерал – майор Костюнин Владислав Александрович. Также перед собравшимися на форум выступил глава администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Александр Семенович Шишкарев. Общий лейтмотив выступления всех руководителей: при адекватной оценке сложившейся ситуации, всемерно поддерживать правильными решениями казачество, способствовать его возрождению, опираясь на опыт старшего поколения и на казачью молодежь.

Также на открытии первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012». присутствовали депутат Думы Ставропольского края, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово – кредитной политике Андрющенко Игорь Васильевич; Сергей Арнольдович Шевырев – депутат Думы Ставропольского края, член комитета по безопасности и межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству; Борис Иванович Холодов, директор центра молодежных проектов; Игорь Викторович Лавров, чемпион мира и победитель Европы по гандболу; Фалько Александр Николаевич – заместитель председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества; Ханин Андрей Борисович, президент Федерации айкидо Ставропольского края, Судавцов Дмитрий Николаевич – первый заместитель Думы Ставропольского края; а также почетный гость форума, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии, Анатолий Борисович Кузнецов.

Продолжилось действо у музея казачьего генерала Ермолова. Праздничный концерт, несмотря на моросивший дождь, собрал ценителей хорового народного и казачьего пения.
Таков был первый день работы первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012», который продлится до 17 августа. Впереди много общения, песен под гитару у костра; и немало важных встреч - а значит, и важных решений. Во благо нашего региона – южного форпоста России. На любо всем тем, кто в нем живет: от широкой Кубани до седого Кавказа.

За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок» . В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю , которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница» . Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектам и. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Казаки - патриоты

Казаки - скрепа народов России

«Идея единства России постоянно была маяком для всех атаманов, избранных Кругом, что подтвердили Межаков, Платов и другие. Положив на алтарь истории свою непризнанную республику, не проявив реализма и рационализма в управлении своей территорией, казачество Дона объединилось с другими народами России, признав власть московских государей, но сохранив самобытность. В этом типичная черта Донского казачества. Они добровольно отказались от организации республиканского строя и установили военное управление Областью войска Донского с местным самоуправлением… Донское казачество являлось (вместе с тем) протестом против всех тёмных сторон Московского государства… Создавая самостоятельные свои порядки, своё управление, свой казачий «присуд» - своё Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Казачья «республика» была независима, самостоятельна сносясь с иностранными государствами, вела борьбу против своеволия царей, воевод и угнетения крестьян», - эти слова принадлежат нашему современнику И. Золотарёву.

Воинское общество казаков имело свои уставы, но не имело своей Конституции как свода законов, и стихией его была война, главным правилом - вечная неприязнь к басурманам и необузданная воля. Атаман водил казаков в битвы, делил добычу, но имел весьма ограниченную власть: все дела важные решались общим приговором на Казачьих Кругах. В результате образовалось уникальное воинство «степных рыцарей» с самобытным демократическим самоуправлением… Веру и Отечество выбирали сами и довольно терпимо относились к различным религиям и народам. Что и влекло на Дон тех, кто хотел жить свободно, сообразно своим представлениям о счастье.

Абсолютно русским казачество не стало и никогда не будет. Формирование народа происходит при особых обстоятельствах, исключительно влияющих на генофонд нации. В организации республики и формировании народа под названием казаки участвовали разные социальные группы разных народов. Казачество представляет собой сплав из крови и плоти очень многих народов. Ведь когда зарождалось и развивалось на Диком Поле казачество, русская женщина туда проникнуть не могла, и вся женская половина казачества комплектовалась из представительниц древних народов, живших на Дону, и полонянок: турчанок, татарок, черкешенок, персиянок, калмычек и др. Да и мужская половина составлялась из представителей самых разнообразных народностей. Язык, культура в подавляющем большинстве была русской, вера - христианской. Образовалось первоначальное ядро казачества, а история умалчивает о его первоисточнике. Было ли в его основе славянское племя бродники? Очевидно, было.

Дон жил по своим принципам общественного и государственного строя, был прибежищем всякого гонимого за веру и человеческие права. Это выковывало особую породу людей. Таких людей, которые представляли опасность для тоталитарной власти. Во времена СССР Никита Хрущёв ещё раз раздробил бывшую область Войска Донского, создав Каменскую область и ещё Арзамасскую, Балашовскую, Липецкую и Белгородскую. Каменскую, в свою очередь, слепили из частей Ростовской, Волгоградской и Воронежской. А был ещё в составе Войска Донского и весь промышленный Донбасс, отданный им же Украине.

Так и ведётся, волюнтаристы разъединяют, разоряют Россию и её народы, а казаки - объединяют.

Казачество является феноменом русской истории. Лев Николаевич Толстой считал, что казакам Россия обязана всем хорошим, что у неё было. Он так и говорил с гордостью: «Вся история России сделана казаками».

Многовековая история казачества удивительно многогранна и плодотворна. Особенностью казачьей истории, проходящей через всю жизнь казачества, было и остаётся казачье самоуправление, которое строилось и строится свободными хозяевами.

Способность народов России к САМООРГАНИЗАЦИИ по принципу: «Голь на выдумку хитра», всегда нервировала российскую власть. «Голи» приходилось нелегко. Она искала место для сытого и спокойного проживания. Но таких мест в России не было и нет. Да и в остальном мире - тоже. Можно было, конечно, смириться, гнуть спину и жить батраками, но можно было уйти в Дикое поле и там жить жизнью полной опасностей, но на воле. Это был казачий путь. Вернее, путь в казаки, вольное ядро которых брало своё начало в глубокой древности.

У большинства россиян сложилось мнение, что казаки селились в основном по окраинам России: на Дону, на Днепре, на Урале, в Забайкалье, в Сибири. Это не совсем так: все народные войны, поднимаемые казаками, проходили прямо по сердцу России - Волжским берегам.

Другое дело, что самодержавная российская власть, вплоть до освобождения крестьян от крепостного права, создавала такие тяжелейшие условия своему народу, что он вынужден был бежать на окраины. Да и потом, вплоть до наших времён, власть не щадила народ. Всему миру известен пример середины ХХ века: расстрел жителей города Новочеркасска, большая часть которых была из потомственных казаков. Времена были хрущёвские. Оттепель, так сказать.

Сменившие заскорузлых крепостников большевики ничего нового в плане закабаления собственного народа не придумали. Многое в России поменялось, но гнёт остался. При тотальном гнёте процессы народной САМООРГАНИЗАЦИИ принимали самые разнообразные формы: от традиционных (старообрядчество, протестантизм) до таких экзотических, как «теневики», «воры в законе», диссиденты и т. д… Но всё это формы САМООРГАНИЗАЦИИ народа, их можно корректировать, лучше в выгодном для развития государства направлении, но их нельзя разрушать.

Только в этом случае будет стабильное развитие ГОСУДАРСТВА, а не резкие переходы от удельных княжеств к самодержавию, от самодержавия к большевизму, от большевизма к перестройке и т. д. Казачество во всех этих процессах выделяется одной неизменной особенностью: оно защищает свою волю и право на волю других.

Сегодня казачье движение набирает силу. Казачья идея вновь возвращается на исконные земли. Однако, у православных общинников и казаков порой не хватает опыта и знаний, которыми необходимо руководствоваться в создании казачьих организаций и их жизни. Не много и носителей казачьих традиций, особенно в центральной России, которые могли бы ответить на интересующие последователей казаков вопросы. Для пытливых и свободных умов предназначена наша книга.

Сразу заметим, что «приём» в казаки лиц не казачьего происхождения практиковался всегда и практиковался широко. Дело в том, что казаки защищали свои земли и обороняли их со всех чётырёх сторон. Были времена, когда в боях погибало более половины всего казачьего сословия. И тогда начинался новый набор, набор новых защитников своей земли, своего уклада жизни и самого права на свою собственную жизнь. Это важно понимать. Казацкий след, казацкое миропонимание можно найти практически во всех западных демократиях.

В казаки принимали лиц всех национальностей и всех сословий. Можно утверждать, что и российская демократия берёт своё начало из казачьего уклада жизни, в казацких поселениях. Демократичность казачьего самоуправления основывалась на историческом и многовековом опыте: самоуправляемое общество является совокупностью множества саморегулируемых организаций и общин. Главным достижением казачества является тот факт, что они определили для многих государств, а не только Российского, основы и пути народной САМООРГАНИЗАЦИИ. Именно народной САМООРГАНИЗАЦИИ.

Пытливые умы часто восхищаются рыцарями Круглого стола как носителями лучших демократических традиций. Но рыцарство - это узкий круг, это кастовость, это военная элита, это деньги, могущество, власть. Рыцарство, по некоторым исследованиям, берёт своё начало у гладиаторов Рима (больших «демократов»), которые с падением империи остались без работы, но с умением, а главное желанием зарабатывать себе деньги войной, уроками фехтования и т. п. Их на обломках Римской империи осталось так много, что они образовали отдельную касту. По нравам того времени, богатому человеку лучше было держать меч, чем плуг, поэтому желающих помахать мечом было сколько угодно. Но это был не духовный путь: это шло от власти и от её обломков. Скажу лишь, что всё хорошее идёт из народных глубин, если хорошо «покопать», то может статься, что Круглый стол - это даже не казачий Круг, а просто маленький казачий Сход.

Эта книга написана на русском языке - языке общения всех казаков. И это не оговорка. От Камчатки и до Сахалина, от Дона и до Кубани казаки в обиходном языке имеют много слов, разнящихся в произношении и понимании, но русский язык понимают все. Поэтому русский язык - язык родной.

То же касается и обычаев. Донцы на своих Кругах кричат «Любо». А, например, в Забайкалье казаки на Кругах и Сходках не кричат «Любо», а голосуют поднятием фуражек и папах. Это и есть САМООРГАНИЗАЦИЯ, различие форм при сохранении Духа свободы, равенства и братства.

Надеюсь, что эта часть книги станет для казаков и атаманов всех казачьих округов хорошим подспорьем в организации казачьих обществ и их деятельности. Руководствоваться данными материалами необходимо вместе с восстановлением своих, местных традиций и обычаев.

Инна Осыка

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в Конвенции о правах ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:

Развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

Формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

Развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – патриотическое воспитание детей на основе культурного наследия казачества Белогорья.

С 01.09.2013 года в МАДОУ реализуется муниципальная программа по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья посредством создания казачьих отрядов в ДОУ».

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «ЦРР – ДС №12» включает следующую цель и задачи.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Гражданско - патриотическое воспитание

в учебно-образовательном процессе

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через следующие формы работы:

Игры (подвижные, хороводные, русские народные)

Музыкальные и театрализованные представления,

Выставки детского творчества,

Тематические и православные праздники,

Развлечения,

Исследовательские проекты,

Экскурсии в краеведческий музей

Целевые прогулки и экскурсии к памятникам,

Поездки в исторически значимые, заповедные места

Казачество с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Главное в этом направлении – педагог вызывает вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот поддерживался и сохранялся в разных видах деятельности.

В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте казачества. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба», в котором представлены предметы старины и быта казаков, фотографии, иллюстрации, пошиты русские и казачьи костюмы. На территории детского сада создана этнографическая площадка «Казачье подворье» для проведения прогулок, ознакомления с бытом казаков.

На протяжении трех лет ведется сотрудничество с Шебекинской казачьей общиной. Одним из значимых мероприятий стало участие детского казачьего коллектива в пятом районном слете кадетских классов, где проходило посвящение в казачество. С ответным словом детский казачий коллектив представил свою поздравительную открытку.

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом наших христианских, самых главных праздников, воссоздавало духовно-нравственный уклад детской жизни, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми. Это раскрыла встреча с казаками на хуторе «Державный» (село 2 – Стрелица, казачий отряд принимает участие в празднике, посвященном Победы в ВОВ. Дети имеют возможность не только прикоснуться к культуре казачьих традиций, но и отведать блюда солдатской кухни, покататься на лошадях.

Традиционно в День защитника Отечества глава казачьей общины принимает парад юнармейцев, на котором воспитанники демонстрируют знания особенностей различных родов войск, исполняют стихи, песни, пляски.

Детский казачий коллектив МАДОУ «ЦРР-ДС№12» принимал активное участие в:

В пятом районном слете кадетских классов,

В районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ,

В районном конкурсе патриотической песни «Любовью к Родине дыша…»,

В районной выставке декоративно прикладного творчества посвященной 70-летию Победы в ВОВ,

В муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В областном этапе Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В региональный этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» с исследовательским проектом «История войны в истории моей семьи».

В канун празднования Дня Великой Победы казачий отряд воспитанников МАДОУ «ЦРР-ДС№12» совместно с родителями участвовали в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ. В канун 70 –летия Победы в ВОВ более семидесяти воспитанников старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это стало традицией, что дает возможность показать на примере истории отдельных семей роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений, дети совместно с родителями стремятся участвовать в исследовательской (проектной) деятельности: познавательно – развивающие и исследовательские проекты «История войны в истории моей семьи», «Победный Май», «Наследники войны».

Интерес к историческим событиям восполняют еженедельные занятия в музее с детьми старшего дошкольного возраста, экскурсии в историко-краеведческий музей города Шебекино и села Купино, походы к памятникам, поездки в исторически значимые заповедные места. Все это формирует самосознание ребенка и элементарные сведения по истории, географии, культуре России.

С 2003 года в МАДОУ функционирует кружок «Культура Православия», где освещаются традиции, Святыни земли, православные праздники, календарные праздники, уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Один раз в квартал выходит детсадовская газета «Благовест», оснащенная информацией для родителей по православным праздникам. Налажено сотрудничество с настоятелями Тихвинского храма протоиереем Олегом и храма Козьмы и Дамиана протоиереем Димитрием.

Педагоги детского сада знакомят дошкольников с народными праздниками и традициями казаков, разучивают казачьи песни, частушки, танцы; используют элементы казачьего фольклора в режимных моментах, организуют фольклорные праздники.

В холле детского сада проходят тематические выставки совместной деятельности детей и взрослых декоративно-прикладного творчества по знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня. За последние 3 года детский сад получил более 60-ти грамот. Дети продолжают занятия в городских студиях.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Что еще почитать