Бумажные солдатики своими руками. Солдатик — игрушка для детей и взрослых

Вам понадобится

  • - плита;
  • - ковш;
  • - олово;
  • - герметик для изготовления формы;
  • - кусачки;
  • - напильник;
  • - паяльник;
  • - скальпель;
  • - акриловые краски;
  • - кисточка.

Инструкция

Подготовьте изложницу для литья . Классической считается разборная, состоящая из двух гипсовых или силиконовых частей. В самом простом случае форму можно выдавить в земле, но удобнее использовать специальный силиконовый герметик. В такой матрице можно сделать несколько десятков отливок. Преимущество формы из в том, что она позволяет отливать обратные углы без повреждения изложницы. Поскольку особенно сложные фигуры могут состоять из нескольких деталей (руки, голова, доспехи, оружие и так далее), может понадобиться несколько форм.

Изготовьте -модель. Используйте для этого эпоксидную смолу или пластмассу. Предусмотрите в модели литниковые каналы, выполните их из проволоки и прикрепите к ноге фигурки. Если будущая скульптура имеет существенные размеры, сначала изготовьте для нее проволочный каркас, на него послойно нанесите материал. Разумеется, качество миниатюры во многом будет зависеть от ваших художественных навыков.

В изложницу уложите мастер-модель будущего изделия и залейте жидким герметиком на несколько часов. В итоге получается упругая форма уже для многократного использования, очень точно повторяющая очертания оригинала.

Залейте в матрицу заранее расплавленное на плите олово и дождитесь, пока металл застынет (время застывания зависит от размеров скульптуры). Затем раскройте форму и достаньте отливку. Литейная часть работы завершена.

Отлитую фигурку обработайте кусачками, напильником и скальпелем. При необходимости используйте также паяльник. Будьте аккуратны и терпеливы, качество работы зависит от вашего умения довести изделие до совершенного вида. Особое внимание уделите мелким деталям, которые следует проработать наиболее тщательно.

После чистовой отделки фигурки переходите к художественной части работ. Красками распишите скульптуру, стараясь воссоздать особенности обмундирования той страны и эпохи, к которой относится солдатик. Рекомендуется использовать акриловые и темперные красители. Перед нанесением краски фигурку обезжирьте и покройте грунтом, чтобы покрытие держалось прочнее. В некоторых случаях тщательная прорисовка деталей требует нескольких недель кропотливой работы.

Источники:

  • Оловянные солдатики своими руками
  • отливка из олова

Миниатюрная фигурка, представляющая воина или солдата известна миру с незапамятных времен. В средние века с их помощью моделировали действия боевых сражений, обучая военному искусству наследников престолов и вдохновляя их на подвиги. В настоящее время оловянные солдатики являются гордостью коллекционеров и предметом воплощения фантазии людей, увлекающихся литьем.

Вам понадобится

  • - Гипс;
  • - сплав висмута;
  • - струбцины;
  • - кисть;
  • - стека;
  • - пластилин;
  • - проволока;
  • - цианакрилатный клей

Инструкция

Сделайте эскиз. Изготавливая его, вы сможете решить, какие элементы лучше отливать вместе, а какие исполнить отдельно и смонтировать на готовой фигурке. Используйте для эскиза скульптурный пластилин, поскольку он более тверд и тугоплавок, нежели тот, что предназначен для детской лепки.

Для скелета пластилиновой фигурки согните проволочный каркас. Это позволит задать скульптуре правильные пропорции. Сгибайте алюминиевую проволоку так, чтобы скрученный участок был равен высоте туловища вместе с головой, а концы, оставшиеся свободными, соответствовали длине нижних конечностей. К каждой ноге добавьте еще по 2 см.

Прикрепите ноги к деревянному бруску, чтобы скульптуру было удобнее лепить. Фигурка будет смотреться более естественно с , слепленными и отлитыми отдельно. Каркас для руки представляет собой кусочек проволоки, согнутый в месте локтя. Также не забудьте для удобства лепки оставить свободный кусочек проволоки, за который можно было бы держать деталь.

Чтобы деревянная стека меньше при лепке прилипала к пластилину, пропитайте ее горячим машинным маслом. Постепенно наращивайте пластилин с разных сторон каркаса, отсекая, где нужно, лишнее количество материала. В итоге основные элементы должны как можно точнее соответствовать задуманным при рассматривании фигуры с любого ракурса.

Уделяя достаточно внимания кистям рук и лицу будущего оловянного солдатика , не забывайте обозначать локти, колени, запястья. Эти части подчеркивают контур, даже находясь под одеждой. Одежду лепите как можно тоньше, чтобы мышцы персонажа под ней выглядели более естественно.

Форму для литья сделайте из виксинта или гипса. Первый представляет собой силиконовую резину и помогает повторить мельчайшие детали. Эластичность материала позволяет извлечь отливку даже при заглублении некоторых ее частей в вертикальную поверхность формы. Для литья из олова наиболее подходят термостойкие виксинты.

Знаете что это? Не поверите...

Это - оловянные солдатики!

Но прежде почему меня вообще заинтересовала тема оловянных солдатиков?

Дело в том, что в процессе поиска картинок к посту о , я наткнулся на очень интересную иллюстрацию.
Оцените наборчик "сделай сам" :)

В пост ее вставлять тогда не стал - подумав, что она заслуживает отдельного поста. Но, к сожалению, отдельный пост написать не получилось.
Вот я и решил, найдя забытую картинку, выложить хотя бы подготовленные картинки - дополним их статьёй из "Популярной механики".

Строго говоря, оловянных солдатиков делали не всегда из олова, да и сейчас в чистом виде этот металл используют редко – обычно речь идет о его сплавах. Но уж очень памятна всем с детства сказка Ганса Христиана Андерсена. Помните: «У старой оловянной ложки было двадцать пять сыновей»?

Самые первые маленькие солдатики были и вовсе деревянными или глиняными. Во всяком случае, именно из дерева была сделана найденная в гробнице сына фараона Емсы миниатюрная армия, мастерски вырезанная и раскрашенная более сорока веков назад. Принцы и короли играли солдатиками из драгоценных металлов – например, в 1610 году Людовик XIII получил в подарок 300 серебряных фигурок работы немецкого ювелира Н. Рогера.

Но что же олово? Этот материал стал применяться для игрушек публики попроще. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур».

После появления германской империи рынок наводнили фигуры солдат и полководцев прусской армии всех эпох. Как только их не изображали: и на парадах, и в походе, и на бивуаках. Ближе к Первой мировой войне появились и всевозможные аксессуары: артиллерийские орудия, грузовики, военные корабли и даже цеппелины. Впрочем, армией дело не ограничивалось: так, дрезденская фирма Георга Хайде предлагала на зарубежные рынки фигуры короля Великобритании с парадным конвоем, Робинзона Крузо, персонажей библейской сцены рождения Христа и даже целую антарктическую экспедицию!

Оловянная чума

С Антарктидой связана еще одна страница из истории олова. В 1912 году погибла отправившаяся на штурм Южного полюса экспедиция Скотта. Среди снежной пустыни люди остались без горючего, поскольку керосин вытек из разрушившихся по неизвестной причине жестяных баков. Оказалось, что олово паяных швов превратилось в серый порошок – его поразила «оловянная чума». Полиморфное превращение «белого олова» в «серое» было известно давно – на складах многих армий, бывало, не досчитывались то пуговиц на шинелях, то котелков. Однако далеко не сразу разобрались, что развивается это явление только в условиях низких температур – быстрее всего процесс идет при –33оС. Причем, если пораженные вещи соседствуют с целыми, происходит заражение «здорового» металла, прямо как при настоящей «человеческой» чуме. «Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекции солдатиков. Например, в запасниках питерского музея Александра Суворова превратились в труху десятки фигурок – в подвале, где они хранились, лопнули зимой батареи отопления.

Сегодня в мире десятки фирм делают солдатиков из пластмассы, а вот оловянная миниатюра постепенно стала высоким искусством и предметом вожделения коллекционеров – массово ее теперь почти не производят.

Проволочные кости

Изготовление миниатюрной фигурки начинается с эскиза – ведь необходимо точно знать, что именно хотелось бы получить в финале. Кроме прочего, эскиз помогает заблаговременно понять, какие элементы будущего солдатика будут отливаться вместе, а какие удобнее изготовить отдельно и смонтировать на фигуре уже после отливки. В прежние времена форму для отливки полуобъемных фигур мастер гравировал на мягких пластинах сланца, но для трехмерной миниатюры получить сразу форму не получится, придется сначала сделать модель. Проще всего лепить ее из скульптурного пластилина – он более тугоплавкий и более твердый, чем тот, что продается для детской лепки. Сначала предстоит согнуть проволочный каркас, который будет играть роль скелета пластилиновой скульптуры, а заодно согласно эскизу задаст правильные пропорции..

Алюминиевая проволока скручивается таким образом, чтобы скрученный участок примерно равнялся высоте туловища с головой, а свободные концы соответствовали длине ног плюс еще 1,5–2 см. Для удобства лепки ноги можно прибить к деревянному брусочку. Руки, как правило, лепят и отливают отдельно – и удобнее, и готовая фигурка с такими руками смотрится естественнее. Для рук тоже нужен каркас, но попроще – кусочек проволоки, должным образом согнутый «в локте». Здесь тоже оставляется небольшой свободный «хвост» проволоки, за который держат при лепке.

Пластилиновые мышцы

Для работы с пластилином понадобятся некоторые инструменты: стек – пропитанная горячим машинным маслом (чтобы меньше прилипала) лопаточка из твердого дерева, всевозможные иголочки и небольшой нож с острым концом. Пластилин постепенно наращивается на каркас с разных сторон. Сначала вылепливаются основные крупные объемы в виде простейших геометрических фигур. На этом этапе уточняются по эскизу пропорции, мастер со всех сторон рассматривает фигуру – где-то отсекает лишнее, где-то, наоборот, добавляет материал. До тех пор, пока основные элементы точно не соответствуют замыслу при взгляде с любого ракурса, увлекаться проработкой мелких деталей нельзя – велика вероятность, что любовно оглаженный участок придется переделывать.

Особое внимание уделяется, конечно, лицу и кистям рук персонажа, но важно обозначить и колени, локти, запястья – ведь даже под одеждой они контурируются. Чем легче и тоньше одежда, тем заметнее и более «анатомично» будут выглядеть и мышцы будущего солдатика. Самые рельефные складки одежды продавливаются на внутренних поверхностях локтевых и коленных сгибов, самые большие и плавные – на полах длинной одежды, шинели или накидки.

Куда отлить

Проще всего делать форму из двух половин. Самое сложное – отлить первую часть формы. Модель отделяется от подставки, острием ножа легонько наносится линия разъема половин формы – тут важно избежать пресловутых «замков», особенно если форма будет гипсовой. Затем на куске стекла организуется некое подобие кюветы, для чего объем будущей формы ограничивается пластилиновым бортиком. Теперь можно залить туда гипс, разведенный из расчета 1/3 порошкового гипса на 2/3 воды.

Погружаемая часть модели промазывается до линии разъема разведенным гипсом при помощи кисти (чтобы на месте мелких углублений рельефа модели в форме не образовались полости от воздушных пузырьков). После этого модель притапливают в гипс, совмещая линию разъема с уровнем раствора. Если модель норовит утонуть, можно подержать ее некоторое время, пока гипс не начнет густеть.

Когда гипс начинает схватываться, на его поверхности вырезаются небольшие полусферические углубления – они понадобятся для совмещения половин формы. Перед заливкой второй половины необходимо кистью нанести разделительный слой из смешанного с жидким машинным маслом мыла или консистентной смазки. Сначала он будут довольно активно впитываться в поры гипса, но постепенно этот процесс замедлится, и можно будет промокнуть излишки смазки, добиваясь ровного матового блеска всей поверхности разделения формы. Заливка гипса для второй полуформы происходит аналогично первой, и вот уже гипс «встал», и настал волнующий момент извлечения пластилиновой мастер-модели. Теперь форму можно немного доработать – отгравировать мелкие детали, что невозможно было сделать в пластилине. Например – процарапать иглой канты, тесьму, пряжки, сымитировать фактуру меха и т.д. Остается прорезать в гипсе литник, куда будет заливаться металл, и выпоры для выхода воздуха. Перед отливкой оловянного солдатика гипсовая форма обязательно должна несколько дней сохнуть, чтобы в ней не осталось и следа влаги – иначе закипевшая от расплавленного олова вода форму разорвет.

Приделать руки

По металлической отливке можно выполнять финальную отделку: имитировать тончайшей гравировкой стежки ниток на швах одежды, мелкую фактуру войлока и меха, отверстия для иглы пряжки на ремнях амуниции и т.д. Металл мягкий и пластичный, легко режется острием ножа или штихелями, полируется стержнем стальной иглы. К готовой фигуре приклеиваются цианакрилатным клеем руки и другие отдельно выполненные детали. Чем больше проработано мелочей на модели, тем лучше она выглядит – нужно сымитировать и подшлемник каски, и вентиляционные отверстия в ней, и подбородочный ремень, не забыть знаки различия на погонах, «орлы» на пуговицах. Конечно, степень проработки зависит от масштаба фигурки – одно дело миниатюра высотой 120 мм, совсем другое – 54 или 30 мм.

Прежде чем фигурку красить, необходимо ее загрунтовать – иначе краска будет плохо держаться. Можно использовать любой грунт для металла, например – фирмы Humbrol. И конечно, нужно укрепить солдатика на временной подставке – иначе за что его держать?

<
По клику на картинку - подробные этапы раскраски

Самое сложное – роспись лица. Вначале наносится очень жидкая красно-коричневая краска – так, чтобы она затекла во все складки рельефа и выявила черты лица. Излишки краски промакиваются сухой кистью. Затем на выступающие участки – нос, щеки, лоб, подбородок – наносится более светлая по тону краска. При этом на щеках, губах, ушах краска должна быть чуть розовее; на подбородке, под носом – чуть холоднее (степень «холодности» зависит от того, когда последний раз брился персонаж). Белки глаз можно не выделять – это смотрится «по-кукольному», ведь глаза человека скрыты в глазных нишах и вдобавок почти всегда щурятся от ветра, пыли, громких звуков – как раз тех факторов, которых на поле битвы более чем достаточно. Белки глаз видны только при прямом взгляде, глаза в глаза, но и тут достаточно чуть «тронуть» их не белой, а светло-серой краской с теплым оттенком. Зрачки можно наметить иглой, окунув кончик в черную масляную краску. Лицо и открытые кисти рук лучше всего расписывать художественной масляной краской – только она допускает нежные полупрозрачные лессировки, столь удачно передающие цвет тела живого человека. Неплохой результат дают художественные же водорастворимые акриловые краски.

Одеваем

Главное требование при окраске униформы – матовость покрытия. Здесь важно правильно выбрать подходящую краску. Специальные краски для моделистов выпускаются многими зарубежными фирмами (скажем, той же французской Humbrol, германской Revell или итальянской Model Master). Одно неудобство – сохнут они относительно быстро, поэтому могут оставаться следы кисти, а при подчеркивании складок одежды трудно растушевать границы тонов. Поэтому и здесь «тонировка» – выделение более светлым тоном базового цвета выступающих участков рельефа и зрительное «углубление» более темным тоном складок – выполняется художественной масляной краской. По уровню блеска все участки униформы выравниваются потом, когда фигурка покрывается из аэрографа (художественный краскопульт для мелких и точных работ) слоем матового лака.

Ремни и другие предметы амуниции лучше окрасить акриловой краской, имеющей мягкий восковой блеск, так удачно имитирующий кожу. Сапоги – самая живописная часть костюма. В них, как в зеркале, должны отразиться специфика конкретного театра военных действий, время года и погода. На параде они начищены до зеркального блеска, летом – пыльные, в распутицу облеплены грязью, зимой припорошены снегом.

Металлические части оружия вначале красят полностью в черный цвет или каким-либо из темных «металликов» (и такие краски для моделистов выпускают). Затем выступающие детали и грани высветляются серебрянкой – для этого по ним слегка проводят кистью со следами серебряной краски (кисть предварительно вытирают о салфетку до сухого состояния). Подобная обработка делает оружие «потертым», боевым.

Описать все тонкости процесса «очеловечивания» оловянного солдатика в одной статье невозможно. Процесс это творческий, и каждый художник ищет свои средства для достижения наиболее убедительного результата. Здесь есть и свои Шиловы, и Церетели, и даже свои Ван Гоги.

Сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике помнят, наверное, все. Солдатика, с которым случилось столько интересных событий, мастер сделал из оловянной ложки. Сейчас оловянную ложку найти проблематично. Но отлить оловянных солдатиков своими руками все-таки можно, причем почти по той же технологии, которой пользовался и сказочный мастер. Таким способом до сих пор отливают коллекционных солдатиков , но он вполне подойдет и для изготовления игрушек. Данный метод потребует некоторого умения резать или лепить из воска.

Вам понадобится

  • - оловянный припой «третник»;
  • - воск или парафин;
  • - спички;
  • - острый нож;
  • - гипсовый порошок или алебастр;
  • - газовая горелка или примус;
  • - тигель фарфоровый или алюминиевый;
  • - пластиковые стаканчики из-под йогуртов;
  • - тонкая веревка или шпагат;
  • - вода;
  • - кусачки;
  • - набор надфилей;
  • - сухая плотная тряпка;
  • - жесткая щетка;
  • - ветошь.

Инструкция

  1. Изготовьте фигуру солдатика из воска или парафина. Его можно сделать несколькими способами. Солдатика можно, например, вырезать. Обычно это делается острым ножом или специальными штихелями. Иногда применяют слегка нагретый в горячей воде инструмент.
  2. Подготовьте фигурку солдатика для заливки в гипс. Сначала необходимо озаботиться тем, чтобы при заливке из формы выходил лишний воздух. Переверните восковую заготовку подставкой вверх. Посмотрите, где образуются вершины отливки. Вершины - это «карманы», в которых при отливке будет скапливаться воздух. Обычно это выступающие части, которые при нормальном положении заготовки смотрят вниз (элементы одежды, оружие и т.д.).
  3. Возьмите спички и заточите их колышками. Острия колышков воткните в перевернутую восковую заготовку, в возможные воздушные «карманы» так, чтобы они возвышались над уровнем основания не менее, чем на 1 см. На основание подставки приклейте воском палочку такой длины, чтобы она опиралась на края стаканчика из-под йогурта, а верхняя часть подвешенной таким образом фигуры не касалась дна. Подвесьте фигуру.
  4. Разведите гипс или алебастр до состояния жидкой сметаны и залейте в стаканчик вровень с основанием отливки. Заливку нужно производить по краю стакана аккуратно и равномерно, чтобы не образовывались воздушные пузырьки.
  5. Когда гипс застынет, удалите все палочки, в том числе и ту, на которой висела фигурка. Форме дайте окончательно просохнуть, достав ее из стакана. После этого форму слегка нагрейте над плитой и вылейте из нее расплавившийся воск или парафин.
  6. Поставьте форму обратно в стакан, который необходимо как следует просушить. Отрежьте 3-4 куска веревки длиной примерно 1 м. Привяжите куски веревки к краям стакана в разных местах. В ободе стакана можно для этого сделать отверстия. Свободные концы веревок свяжите вместе так, чтобы подвешенный за узел стакан находился в строго вертикальном положении. Поставьте стакан на стол, а веревку положите рядом так, чтобы верхняя часть стакана была открыта, а веревка при этом не запуталась.
  7. В тигле расплавьте нужное количество припоя. Его должно быть чуть больше, чем требуется для фигурки. Расплавленный припой влейте в отверстие основания фигурки так, чтобы из воздушных выпаров было видно поднявшийся по ним металл. При этом воск, оставшийся в форме, будет вытекать, дымиться и может даже загореться. Потушить его можно, если бросить сверху сухую тряпку. Залитую форму немедленно поднимите на узле веревки и 4-5 раз быстро прокрутить над головой. В результате этого олово полностью заполнит всю форму.
  8. Оставьте форму в покое и дайте ей остыть. После того, как форма остынет, разбейте гипс несколькими короткими резкими ударами молотка. Очистите фигурку от остатков гипса. Кусачками удалите образовавшиеся в воздушных каналах литники, а места удаления аккуратно зачистите мелким надфилем. Получившуюся фигурку окончательно почистите жесткой щеткой с водой и насухо вытрите ветошью. Далее поверхность солдатика можно слегка смазать машинным маслом либо покрасить.

Из пластилина можно создавать игрушки, подарки и сувениры. Это мы продемонстрируем в сегодняшнем мастер-классе по лепке солдатика. После такой работы ваш ребенок обязательно вдохновится на создание новых изделий, например таких как, танк из цветной бумаги . Мы подробно расскажем, как сделать одного бравого воина, а вы с малышом сможете с легкостью воспроизвести целый полк солдат.

1. Итак, начнем урок лепки с отбора пластилина для работы. Для лепки оловянного солдатика необходимы: красный, белый, желтый и черный цвета пластилина. Также не обойтись без острой стеки. И небольшой кусочек телесного материала пригодится для формирования частей тела человечка.

2. Скатайте из пластилина телесного цвета овальную голову.

3. Добавьте глаза и нос, сделайте выемку вместо рта.

4. Начинайте создание шапки военного с формирования усеченного конуса, слегка приподнимите одну сторону вверх. Для этого элемента подойдет красный пластилин.

5. На более высокую часть прикрепите перо, сделайте желтую окантовку по низу шапки.

6. Добавьте черный козырек в форме полумесяца. Головной убор для солдатика готов.

7. Водрузите аксессуар на голову, придавив сверху пальцами, чтобы он идеально разместился на своем месте. По бокам прикрепите два маленьких уха. Голова солдатика готова, можете пока отложить ее в сторону.

8. Второй этап урока – создание туловища игрушки. Начинайте его лепить с формирования красной детали характерной формы, показанной на фото.

9. Налепите на заготовку воротник и трубочки-рукава. Сразу вставьте спичку вместо шеи, без нее вряд ли удастся надежно зафиксировать голову.

10. Третий этап – лепка ног солдатика. Основой брюк станет белая длинная колбаска.

11. Разделите одну сторону лопаточкой на две равные части.

12. Сделайте ноги более аккуратными и создайте черные сапоги, взяв за основу половинки спичек.

13. Вставьте спички в штанины и разгладьте места стыков контрастных цветов. Сразу же вставьте крепежный элемент в зону пояса.

14. Завершающий этап урока – сборка всех подготовленных деталей. Соедините ноги и туловище.

15. Место стыка замаскируйте ремнем, налепите крестообразным движением белые полоски на грудь.

16. Продолжите рукава белыми манжетами, вставьте ладошки.

17. Прикрепите голову, чтобы закончить солдатика.

18. Вставьте в руки солдатику ружье – теперь он готов нести почетный караул.

Итоговый вид поделки. Фото 1.

Итоговый вид поделки. Фото 2.

Вот такой бравый солдат у нас получился. Повторите этот урок вместе со своим ребёнком младшего школьного возраста, ему обязательно понравится этот творческий процесс.

Зачастую бывает такое, что мы не ценим те материалы, которые уже есть дома. Для многих людей проще пойти в магазин, купить новую пачку бумаги, новые, более яркие маркеры и с удовлетворением творить. Но почему-то никто не задумывается, что таким образом мы, так или иначе, расходуем ресурсы нашей планеты, несмотря на то что дома всегда найдется кусок картона и цветные карандаши.

Игрушка родом из детства

Самодельная игрушка всегда являлась прекрасной альтернативой дорогостоящей пластиковой машинке или кукле, которые все-равно забросятся в дальний угол. Поэтому очень важно показать ребенку, что игрушка имеет цену: лучше всего это сделать, предложив создать ее самостоятельно, потратив личное время и приложив немало усилий.

Так, популярные солдатики из бумаги, которых можно лепить десятками, выдумывая новых и новых персонажей, являются идеальной игрушкой для шумных мальчишек. Самое главное, что эта игрушка создается из подручных средств, которые есть в доме у каждого, а поскольку сделать солдатика из бумаги очень просто, то с этим справятся даже маленькие дети.

Стойкий солдатик

Как из бумаги сделать солдатика, чтобы он прослужил подольше? Нужно взять натуральные материалы, приятные для соприкосновения с ними и не предоставляющие никакой опасности:

  • Бумажные цилиндры. Зачастую они изготавливаются из прессованной бумаги, которая уже была использована и переработана. Их можно встретить в основаниях полотенец и туалетных рулонов. Такая форма идеально подходит под туловище и прекрасно удерживает на себе приклеенные элементы.
  • Обрезки цветной бумаги. В основном, когда дети расходуют этот творческий материал, то не экономят на остатках (хотя зря). Так как солдатики сами по себе маленькие, то чтобы сделать обувь, погоны, лицо или костюм, нужно совсем чуть-чуть бумаги.
  • Простой карандаш.
  • Линейка.
  • Ножницы. С ними стоит быть поосторожнее, так как легко порезаться, особенно когда вырезаешь мелкие детали.
  • Клей. Для бумаги лучше вего выбирать клей-карандаш или ПВА, так как они менее токсичны и не предоставляют угрозы для детей. В использовании все-таки более удобен первый вариант.

Как сделать солдатика из бумаги своими руками

Теперь, когда все материалы собраны, самое время начинать процесс изготовления игрушки.

  1. Возьмем бумажную втулку и разделим ее карандашом на три равные части: голову, тело и ноги. Важно прочертить эти линии по всей окружности цилиндра ровно, так как на них будут равняться следующие ряды.
  2. Сначала сделаем лицо солдатику: для этого вырежем полосу бежевого или белого цвета, чтобы ширина была равна 1/3 втулки, а длина полностью закрывала необходимый участок. На отдельном квадрате рисуем лицо солдатика, после чего приклееваем сначала полосу, а потом голову на цилиндр. Даем подсохнуть.

Настоящий военный

Как из бумаги сделать солдатика, чтобы он был по-настоящему похож на военного? Для этого нужно смастерить ему камуфляжную форму из бумаги зеленого цвета. Для большей правдоподобности темным зеленым карандашом можно нарисовать узор экипировки.

  • Оклеиваем 2/3 нашего солдатика зеленой бумагой. Важно следить, чтобы она не выходила за намеченные границы. Даем ему немного подсохнуть и приступаем к изготовлению мелких деталей.
  • Отдельно вырезаем 2 рукава из зеленого картона и наклееваем на них ладошки из светлой бумаги. Из бумаги желтого и черного цветов можно сделать погоны на каждой руке. Также создаем ремень.
  • Вырезаем сапоги черного цвета и, собрав все детали вместе, приклеиваем их к телу солдатика.
  • Создаем фуражку, склеивая круг и полоску с выступом из зеленого картона. Также приклеиваем к солдатику.
  • Последние штрихи можно добавить уже ручкой или фломастером, нарисовав красивые пуговицы и застежки на форме.

Все, наш солдатик готов к игре, в которой он точно сможет постоять за себя!

Как сделать солдатика из бумаги (оригами)

Для этого нам понадобится намного меньше материалов, а точнее, только зеленая и бежевая бумага.

  • Возьмем квадратный лист бумаги зеленого цвета, из которой мы будем формировать тельце нашего солдатика. Для этого согнем заготовку по диагонали, получив треугольник.
  • Теперь согнем полученную фигуру пополам, чтобы получить изгиб по середине. После чего возвращаем согнутую сторону обратно и поднимаем углы у основания к прямому углу с двух сторон. Причем одну из сторон нужно согнуть так называемой горой.
  • У нас получилось некое подобие кармана, которое нам нужно хорошенько раскрыть и сплющить. Готовую фигуру оригами переворачиваем и получаем тельце нашего самодельного солдатика.
  • Теперь самое время делать лицо для игрушки. Для него возьмем бумагу светлых оттенков, но поплотнее, чтобы эта часть плотно держалась на солдатике. Вырезаем из нее голову, в данном случает форма головы не сильно важна.
  • После этого наградим нашего военного чертами лица, изобразив глаза, нос, губы и даже небольшую челочку.
  • Приклеиваем голову к самому верху готового треугольника и радуемся новой игрушке, сделанной своими руками.

Что еще почитать