Чему нас учат наши дети? Высказывания психолога, которые помогут понять наших детей. Над пропастью во ржи…

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер знает, что нужно делать, чтобы и дети, и их родители были счастливы. Вот подборка ее высказываний:

Про воспитание

Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.

Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.

Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.

Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

Про непослушание

Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.

Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.

Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.

Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.

Про самооценку

Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.

Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.

Про школу

Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.

Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».

Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.

Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.

Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.

17 бесценных высказываний психолога Юлии Гиппенрейтер, которые помогут понять наших детей.
Про воспитание

  • Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
  • Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
  • Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
  • Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена . Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
  • Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.
Про непослушание
  • Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
  • Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
  • Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений , и только на базе них.
  • Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте , конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы» , просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.
Про самооценку
  • Самооценка ребенка меряется его поступками . Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
    Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.
Про школу
  • Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка . Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
  • Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
  • Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
  • Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди . Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
  • Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.

Беседа с родителями на тему:

«Всегда ли мы понимаем наших детей»

Здравствуйте!

Хотите ли вы, не хотите ли

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде, всего вы родители

А все остальное потом.

Сегодня мы поговорим о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми, попробуем разобраться в причинах и обсудим, как можно решить эти проблемы.

Все мы разные, с разным характером, каждый из нас выстраивает свой стиль общения и воспитания своих детей. В начале нашей встречи вы выбрали себе геометрическую фигуру. Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку. Такие родители чаще всего используют авторитарный стиль в воспитании детей.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель. Вам характерна гипоопека.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает. Вы подвластны гиперопеке.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи. Такие родители воспитывают своего ребенка в стиле «кумир семьи».

Давайте разберем эти 4 типа воспитания и выясним плюсы и минусы каждого типа.

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.

Гипоопека - стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.

Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам.

Кумир семьи – ребенок обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости "кумира" неповторимы.

Так что же получается – все представленные типы воспитания плохие? Как же тогда надо общаться с ребенком, чтобы всегда его правильно понимать? Давайте разбираться в тех ошибках, которые мы допускаем.

Однажды к мудрецу пришел человек.

Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

Когда вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

Что же она сказала тебе? – спросил мудрец.

Она сказала «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Как вы думаете, почему дочь так ответила своему отцу?

Родители – образец для своих детей. Многие родители говорят о том, что их дети их не слышат, не понимают. А давайте вспомним некоторые фразы, которые можно услышать от родителей, когда они не контролируют свои эмоции и говорят такие фразы, которые болезненно воспринимают дети и представим буквально, что происходит с ребенком в этот момент.

«Перестань глазеть» - этой фразой родители буквально «завязывают» глаза своему ребенку.

«Закрой рот» - заставляют его молчать

«убери руки» - связывают ему руки

«Стой смирно» - вообще запрещают двигаться.

И после всего они продолжают «воспитывать» его, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного – освободиться.

Давайте проведем небольшое практическое занятие. Возьмите лист бумаги. Вспомните случаи, когда вы ругали своего ребенка, может быть даже злобно, несдержанно. При воспоминании о каждом таком случае – сгибайте листок.

А теперь вспомните то хорошее, что вы говорили детям и при каждом воспоминании разгибайте его.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Одна из главных причин непонимания между родителями и детьми – меняющееся с возрастом мировоззрение.

Молодость должна смотреть на старость – глазами своего будущего, а старость на молодость – глазами своего прошлого.

Самое главное для родителей – завоевать доверие своего ребенка. А это возможно лишь в том случае, если мы умеем слушать и слышать наших детей.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Как вы думаете, что ждут от вас дети в эти минуты?

Дети ждут понимания, участия, а не нотаций и лекций. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере их чувств. Поэтому если просто что-то пообещать, в чем-то обвинить, чему-то научить – мы детям не поможем. В таких случаях лучше всего их выслушать. Психологи называют эту технику активным слушанием. Как вы думаете, что значит активно слушать?

В общении мелочей не бывает, здесь важно все, даже то, в какой позе оно происходит. Давайте проведем небольшой эксперимент. Мне надо двое родителей. Вы – мам, вы – ребенок. Между вами диалог. Мама спрашивает о прошедшем дне, а ребенок сообщает о неприятности, например, плохой отметке. Но разговаривать вы будете в разных положениях.

Оба стоят.

Мама сидит, ребенок стоит

Ребенок сидит, мама стоит.

Оба сидят.

Выскажитесь, как вам комфортнее было разговаривать.

Эффективным является общение на «одном уровне», «глаза в глаза».

Вообще взглядом можно договориться и без слов, давайте проведем небольшой тренинг.

Сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев и поменяться местами. Помните, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Вот так и родителям, если у них налажено взаимопонимание с ребенком, достаточно только взглянуть и можно обойтись без ненужных слов.

Но есть еще одна типичная ошибка при общении взрослых и детей. Мы точно знаем, что думаем и что имеем ввиду, однако у ребенка могут быть совершенно иные взгляды на вещи.

Отец и его 3-летняя дочка идут по лесу. Папа твердит ей, что она не должна сходить с тропинки. Девочка подходит к дереву.

Оставайся на тропинке

Девочка заходит за куст.

Я же сказал тебе, оставайся на тропинке!

Девочка забирается на пенек…

Я же сказал тебе оставаться на тропинке! – кричит пап и резко дергает девочку за руку.

Девочка (сквозь слезы):

Папа, а что такое тропинка?

Поделитесь своими мнениями, как можно предупредить такую ситуацию, ведь если бы ребенок не задал данного вопроса, то здесь опять бы речь шла о том, что ребенок не слышит, не слушает, делает назло и т.д.

А сейчас я предлагаю вам пройти тест. Выберите из перечисленных фраз, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми (честно, не для обсуждения)

Сколько раз тебе повторять? (1 балл)

Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)

3. Не знаю, чтобы я без тебя делал (а)? (1 балл)

4. И в кого ты такой (ая) уродился (лась)? (1 балл)

5. Какие у тебя хорошие друзья. (1 балл)

6. На кого ж ты похож (а)! (2 балл)

7. Вот я в твое время! ... (2 балл)

8. Ты нам опора и помощник! (1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя! (2 балл)

10. О чем ты только думаешь! (2 балл)

11. Какая ты у меня умница! (1 балл)

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты? (2 балл)

14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)! (1 балл)

5-8 баллов – живете душа в душу. Ребенок любит и уважает Вас.

9-10 баллов – Вы непоследовательны в общении. Ребенок Вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов – необходимо быть к ребенку повнимательнее.

13-14 баллов – идете по неверному пути.

Существует недоверие между Вами и ребенком.

Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

А в помощь вам я бы хотела предложить специальные памятки. Надеюсь, они вам пригодятся.

Уделяйте как можно больше времени своим детям. Спешите общаться с детьми – пока они не стали взрослыми, потом этой возможности не будет.

Ход собрания

Родители сидят на стульях по кругу

Педагог: Ждала я этой встречи не случайно.
Поговорить о самом дорогом.
Нам важно, чтоб не пожалеть печально
О том, что что-то мы не досказали
И чашу чувств не выпили до дна.
А оглянувшись, вспоминали
Друг другу только добрые слова.

Здравствуйте, дорогие родители. Меня зовут Желонкина Ольга Викторовна, я педагог-психолог детского сада «Радуга».
Я признательна Вам за то, что Вы нашли время и пришли поговорить на тему, которая нас всех объединяет «Всегда ли мы понимаем наших детей».
Для знакомства давайте расскажем: кто у вас — мальчик или девочка? Первый или второй ребенок?

Ответы родителей.

Из этих данных я делаю вывод, что у вас с вами такой разный педагогический опыт, тем интереснее будет беседа.

Голосование
Вот у вас есть карточки двух цветов, давайте с помощью этих карточек ответим на вопрос: всегда ли мы понимаем наших детей. Если ваш ответ положительный, то поднимите красную, если отрицательный — то синюю.

Всем нам хорошо известен художественный фильм «Доживем до понедельника» . Один из героев фильма, ученик выпускного класса, написал в своем сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают!» Что это значит «понимать»?!

Высказывания родителей

Для меня, понимать – сопереживать ребенку в его радостях и невзгодах, больше терпеть, чем осуждать, уважать его мнение, а главное, принимать и любить его таким, каков он есть!
А встречался ли кто-нибудь из вас с непониманием со стороны детей? Как часто бывают эти проблемы?

Высказывания родителей.

Очень хорошо звучит, давайте попробуем инсценировать такую ситуацию :
Или довольно часто я вижу вот такую ситуацию: «В магазине встретились две мамы со своими детьми. Один ребенок спокойно стоит возле мамы, а другой бегает по магазину. В конечном итоге этот ребенок находит полку с игрушками, выбирает понравившуюся и начинает просить ее у мамы. Мама не обращает внимание» .
Как Вы считаете, можно ли говорить в этой ситуации о понимании своего ребенка?

Высказывания родителей.

Педагог старается вывести наводящими вопросами на конструктивное решение ситуации: в том, что о понимании можно вести разговор, если мама сейчас обратит внимание на ребенка и проговорит или о целесообразности покупки и через какое время это они сделают или о несоответствии возрасту ребенка такой игрушки.

Сейчас я предлагаю Вам объединиться в пары для работы над высказываниями великих людей, затем вы выскажите мнение своей пары об этом высказывании – согласны или нет.

· Родители не всегда понимают своих детей, но всегда их любят. Вот и дети не всегда это понимают . Ольга Муравьева
· Ребенок — зеркало семьи. Василий Александрович Сухомлинский
· Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни . Януш Корчак
· Родители — это кость, на которой дети точат свои зубы . Питер Устинов
· Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили . Иоганн Фридрих Шиллер
· Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить . Леонард Луис Левинсон
· Чтобы выразить себя нужно не понимание, а взаимопонимание. Экзюпери
· Самые наблюдательные люди - дети. Потом - художники . В. Шукшин
· Родители должны любить без всяких условий. Детям нужна их доброта и поддержка . Элизабет Кюблер-Росс
· Хочешь увидеть человека, сделай так, чтобы он заговорил . Сократ

На консультациях я часто слышу фразу: «Дети нас не стараются понять, а мы пытаемся войти в их положение и принять» . А они и не могут нас сейчас (в три, семь, десять лет) понять в силу своих возрастных особенностей, но очень важно, чтобы мы их сейчас понимали и безусловно принимали. Без этого невозможно построить доверительных отношений не только с детьми. Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. Всё это дети возьмут в свою будущую семью.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться – это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как надо действовать в данной ситуации. Никто не застрахован от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих сторон: и своей, и ребенка.

На этом время нашей беседы подходит к концу, я благодарю Вас за участие в ней и предлагаю провести рефлексию нашей беседы таким образом: перед вами ваза с шарами, если сегодняшняя беседа была Вам интересна, вы многое будете использовать, то на память возьмите красный шарик, если беседа была Вам интересна, но применять полученные знания Вы не будете, то возьмите синий шарик, в случае если беседа Вам не понравилась, ничего нового Вы не узнали, то возьмите зеленый шарик. На обратной стороне шарика Вы увидите небольшую памятку.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· Принимать активное участие в жизни семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
· Помогать развивать свои умения и таланты;
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Что еще почитать