Изготавливать поделки из папье-маше своими руками несложно. Давайте изучим основы и приготовим необходимые материалы.
Возникновение данной техники изготовления поделок, скорее всего, произошло во Франции. По-французски папье маше - это «жеваная бумага». В названии нет ничего удивительного, ведь для поделки нужна газета, белые листы А4 и клей.
Существует 2 различных способа:
Большинство предметов изготавливается легко и быстро, но требуется достаточно много времени на просушку. Отделка порой занимает день-два, особенно когда изделие сложное.
Клейстер нужен для соединения бумажных деталей. Обычный ПВА слишком густой, обойный тоже не подойдет.
Клейкую массу можно сделать дома, следуя несложному рецепту: ПВА и обычная вода. Их смешивают в соотношении 2:1. Варить клейстер необязательно, можно приобрести готовый в специализированных магазинах.
Изделия из папье-маше своими руками для начинающих - выбирают несложные. Так, чтобы «вылепить» чашку или вазу, надо выбрать подходящую емкость. Техника изготовления довольно проста:
Новичкам удобно пользоваться данным способом.
Особый интерес представляет разновидность техники папье-маше. Подойдет газета, рулон ненужной туалетной бумаги (многослойная, мягкая), салфетки или упаковка новых бумажных полотенец.
Перед тем как делать папье маше, аккуратно сложите бумагу и нарежьте. Если ножниц нет или хочется побыстрее, то нарвите, чтобы получились одинаковые квадраты (рекомендуемый размер - 1,5×1,5 см).
Уложите их в одну кружку доверху, а можно и в миксер. Теперь залейте водой, хорошенько размешайте. Доливайте жидкость понемногу при необходимости.
Проще замочить бумагу, выждать часа три, потом руками размешать ее, формируя бумажную массу.
Излишки жидкости сцедите при помощи сита. Получившуюся массу переложите в большую миску, добавьте туда ложку клея, немного клейстера. Размешайте. Смесь клей+клейстер необходима, ведь простого клейстера недостаточно, а если обойтись одним клеем, то лепить сложно
Добавляйте их еще, пока масса не приобретет липкость и не станет напоминать тесто. Регулировать степень жидкости можно добавлением клея или сцеживанием воды. Усилят прочность опилки.
Закончив, спрячьте бумажную массу в обычный пакет и храните в холодильнике.
Что можно сделать дома по технике папье-маше:
Полезные советы начинающим:
Подробный мастер-класс поможет создать красивую карнавальную маску для волшебной праздничной ночи!
Что потребуется:
Изготовление:
Осваивая технику бумагопластики с ребенком. лучше начать с изготовления яйца. Для развития детской моторики занятия рукоделием крайне полезны. Проведенные вместе уроки запомнятся надолго.
Изготовление:
Похожим образом можно сделать яблоко, грушу, арбуз и любой другой фрукт (овощ). Главное - основа для поделок папье-маше. Помните, что арбуз - большой, круглый, тыква - более сплюснута с боков и имеет ребристые края, у груши форма вытянутая. Низ шире, а верх, наоборот, уже.
Проще всего лепить основы из обычного пластилина. Из него несложно скорректировать форму и прикинуть размер будущего изделия.
Отделка такая же, различаются только цвета.
Делать цветы из газет папье-маше сложнее, чем объемные фигурки. Техника такая: лепестки изготавливаются отдельно, потом после высыхания и окраски их присоединяют к одной центральной основе, собирая цветок. Требуемые материалы такие же, только вместе со стандартным набором нужен стакан, воздушный шарик, специальный клеевой пистолет и лист плотного картона.
Изготовление:
Такая игрушка, безусловно, станет отличным подарком или украшением интерьера. Легкий, красивый, кажется, вот-вот взлетит.
Что потребуется:
Изготовление:
Похожим образом можно сделать кита - вырезать плавники, основу из ненужной бутылки или слепить ее из пластилина. В последнем случае половинки туловища после высыхания разрежьте, затем склейте заново. Плавники и окончание хвоста сделайте отдельно.
Изготовление фигурок животных - легкий, но увлекательный процесс.
Чтобы сделать ежика, потребуется:
Изготовление:
Потребуются ненужные лотки, оставшиеся после яиц. Замочите их и оставьте сутки настаиваться. Кстати, заливайте горячей водой.
Что потребуется:
Изготовление:
Папье-маше – это вид смеси, из которой можно самостоятельно создать оригинальную поделку в домашних условиях. Это французское название буквально переводится как “жеванная бумага”.
Папье-маше представляет собой смесь картона (бумаги) с клеящими материалами (гипс, крахмал). Из подобной массы можно сделать самостоятельно в домашних условиях декоративные украшения, детские игрушки или мебель.
Для создания папье-маше потребуется большой просторный стол. Его необходимо застелить клеенкой или бумагой (газетой), которую будет не жалко выбросить после работы. Рядом с рабочим местом необходимо держать сухую ткань для того, чтобы вытирать руки от клея.
Прежде чем рассмотреть варианты поделок из папье-маше и необходимые для этого инструментов, стоит подробнее изучить инструкцию как правильно делать папье-маше, техники производства и некоторые нюансы.
На сегодняшний день существует множество техник изготовления различных поделок из папье-маше.
Для того, чтобы сделать крупную поделку потребуется поработать с бумагой и клейстером. Какую поделку папье-маше можно сделать? Начинающим рукодельникам советуют изготавливать небольшие поделки и только после пробовать создавать игрушки и предметы интерьера.
Наиболее популярная техника изготовления подобных поделок – маширование. Основной принцип – наклеивание рваной бумаги слоями на предмет. Дождавшись высыхания бумаги, снимите ее с поделки, окрасьте и покройте лаком.
Эта техника изготовления очень проста в исполнении и может быть освоена детьми. Простые поделки папье-маше подойдут начинающим рукодельницам. Подобный метод применяется при изготовлении тарелок или чашек.
Для начала необходимо измельчить бумагу, залить ее водой и тщательно смешать. Приготовленную смесь оставляют на сутки, затем отжимают и добавляют клей.
Для максимальной пластичности опытные рукодельницы советуют добавить 2-3 столовые ложки любого из масел. Если тщательно упаковать приготовленную смесь в пищевую пленку, то можно сохранить ее в рабочем виде в холодильнике.
Подобные техники изготовления поделок позволяют создать интересные предметы интерьеры, детские игрушки, шкатулки, посуду и т.д. Наибольший интерес в этом хобби проявляют дети от пяти до десяти лет.
Подобные занятия поднимают детям настроение, развивают моторику и восприятие прекрасного. Подобное хобби не включает каких-либо особенно сложных действий. Главное – усидчивость.
Начинающим рукодельникам советуют начинать заниматься этим хобби с изготовления тарелки. Попробуйте приобщить к этому занятию детей. Это сделает процесс изготовления поделки из папье-маше любой сложности более увлекательным и веселым.
Для начала необходимо нарезать бумагу (белого цвета), либо газету на мелкие полоски. Далее готовим основу для поделки – тарелку. В отдельной посуде смешайте воду и клей ПВА.
Смазываем тарелку маслом или кремом. Это обеспечит более легкое отлипание бумаги от основы. Далее обмакиваем нарезанные кусочки в воде и наклеиваем их. В начале выкладываем один слой. Его необходимо тщательно промазать клеем и выложить на него следующий. Повторять процесс стоит до того момента, пока толщина слоя не достигнет трех-пяти миллиметров.
Как только заготовка достигнет необходимой толщины ее оставляют высыхать при комнатной температуре. После полного высыхания аккуратно снимите заготовку с основы.
Для красоты и гладкости поверхности обработайте ее наждачной бумагой, а сверху нанесите слой шпатлевки.
Подобные тарелки отлично украсят интерьер квартиры, дома, зону в фотостудии. Проявите свою фантазию, вдохновляйтесь фото поделок папье-маше в интернете. Создать изделие из папье-маше стоит недорого, но выглядеть подделка будет интересно.
В интернет-источниках вы сможете найти массу мастер-классов по папье-маше. Вот один из них: создание тигренка-копилки. Для этого потребуется: белая бумага – 2 л., листы газеты, пластилин, банка, клей, клейстер, гуашь, акриловый лак.
В первую очередь, приготовьте клейстер (вскипяченная и остывшая смесь холодной воды и крахмала). Банку переворачивают и ставят на пол или стол. Ее облепляют пластилином, формируя мордочку животного.
Для того, чтобы копилка получилась более крепкой, оставьте ее на ночь для высыхания. После следует обклеивание белой бумагой с помощью клея ПВА.
Дайте заготовке немного высохнуть, а затем разрежьте ее на две части. Их необходимо снять с банки и соединить вновь с помощью клея ПВА и белой бумаги.
Сверху делаем надрез размером, подходящим под монеты. Заготовка обрабатывается сверху белой гуашью, а после высыхания можно приступить к ее раскраске. Тигренок-копилка готов!
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?
Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.
В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.
Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:
1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.
Как работать с материалами в этой технике?
Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.
Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.
Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.
Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.
Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.
2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.
Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:
Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.
Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.
Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.
Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.
Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.
Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.
Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.
Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.
Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.
Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.
Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.
Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.
Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.
После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.
Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.
И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.
Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.
Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.
Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.
Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.
Рассмотрим по порядку.
Начнем с инструментов.
Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:
Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.
Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.
Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.
Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.
Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.
Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:
Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:
Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.
Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:
Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.
Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.
Трафареты для нанесения рисунков.
Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.
Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.
Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.
Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.
Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.
Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:
Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.
Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.
Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.
Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.
Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.
В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умницаИз-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции , однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.
Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.
Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол . Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго-товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.
Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.
Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме-шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.
Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.
Для современного потребителя изделия из папье-маше при-влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов . Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.
Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.
Попробуем сделать копию какого-нибудь прибора посуды из «папье-маше». Вы наверняка работали с папье-маше в школе, ведь технология его создания очень проста, хотя и требует усидчивости и аккуратности. Наша инструкция поможет вам вспомнить «молодость»!
Для начала следует приготовить «клейстер», клей на основе муки или крахмала. Конечно, можно воспользоваться стандартным клеем ПВА, но клейстер все же более удобен и практичен: он сделан из природных материалов, а значит, не токсичен и не ядовит.
Надеюсь, что эта скромная деталь добавит частичку уюта и тепла в ваш интерьер.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам