Интересные факты из жизни молодежи

В нашем обществе существует стереотип, что новое поколение хуже предыдущего, а подростки, как правило, раздражают взрослых своим «странным» поведением. Новые музыкальные хиты не так «цепляют», как прежде, а молодые кинорежиссеры не умеют снимать хорошие фильмы. Программы по ТВ испортились, а мороженое уже не такое вкусное, как раньше.

На самом деле, все это не так. Тинейджеры не всегда адекватные, однако, проблема лежит в плоскости возраста, гормонов и недостаточного воспитания взрослых. Действительно, новое поколение ощутимо отличается от предыдущего. Особенно заметно это, если взглянуть на теперешних школьников старших классов, ведь они уже не считаются неразумными детьми.

Рассмотрим ряд фактов, которые не имеют никакого порядка, но способны кое-что поведать о подростках – людей, для которых гаджеты, компьютеры, интернет, смартфоны – это не удивительные изобретения 21 века, а вещи, появившиеся до их рождения.

  • Никаких записочек. Вы начинаете ностальгически улыбаться, вспоминая, как на школьных уроках передавали записки с сообщениями другу, который сидит в другом конце класса? К сожалению, ваше увядание уже началось. Ведь современные школьники не общаются посредством записок. Для этого у них существуют ВотсАпп, Снапчат и прочие мессенджеры.
  • Гаджеты не отвлекают так сильно, как кажется взрослым. Планшетами и смартфонами в большинстве школ пользоваться запрещено. Но в тех лояльных учебных заведениях, где это позволено, никаких серьезных проблем с обучаемостью нет. Безусловно, если все время в школе проводить в соцсетях, с урока мало что полезного вынесешь. Но, как правило, большинство учеников на уроках все же слушают преподавателя, а в гаджет смотрят лишь на переменках.
  • Ничего особенного. Современные тинейджеры затрудняются выделить какие-либо специфические вещи для них же самих. Если раньше подросток мог сказать, что слушает тяжелый рок и его это выделяет среди прочих, то сейчас выделиться становится невероятно трудно. Ведь все вокруг представлено в огромном изобилии и многое даже не успеваешь попробовать. Поэтому подростки прекратили ассоциировать себя с тем или иным явлением, субкультурой или музыкальной группой. Впрочем, повзрослев, многие тинейджеры смогут ответить, какие же у них были причуды.
  • В моде снова стиль хиппи. Тинейджерская мода – это региональное явление. В различных государствах подростки одеваются по-разному, даже если и похоже. Однако можно выделить определенные общие тенденции. Так, к примеру, в моду вновь вернулись тату, пирсинг и стиль хиппи в одежде.
  • Жаргон больше не крут. В последнее время уже никто не считает, что жаргон или так называемый «язык падонкаф» - это признак крутости. Современные тинейджеры если и используют их, то исключительно в ироничной манере.
  • Умирает MTV. Раньше тинейджеры всего мира приходили домой и смотрели музыкальный канал MTV. Сейчас подростков мало интересует легендарный канал. Раньше он был глобальным феноменом. В этом плане молодое поколение, конечно, непростительно деградировало.
  • Никто не любит Бибера. Несмотря на существующий стереотип, что Джасти Бибер – это молодежный певец, его подростки, в основном, ненавидят. Впрочем, кто же его тогда любит?
  • Бритни Спирз старая. В 90-ых Бритни Спирз считалась суперзвездой. Ее основной фишкой была именно молодость. Современные тинейджеры мало, что вообще знают о поп-идоле 90-ых. Для них она, скорей, раритет, как для вас София Ротару.
  • Увлечение музыкой. Тинейджеры очень часто слушают музыку. Делают это они намного чаще, чем проводят время возле телевизоров. Музыка повсюду. Как правило, никаких конкретных предпочтений в музыке у подростков не бывает. Они с удовольствием слушают все подряд. И правда, если есть такой огромный выбор, зачем себя в чем-то ограничивать?
  • Инстаграм скоро потеснит Фейсбук. Если бы в крупнейшей отечественной социальной сети Вконтакте не было такого огромного количества пиратского контента, то о ней можно было бы сказать то же самое. В западных странах подростки, обычно, посещают Фейсбук пару раз в день, чтобы проверить последние новости и отписаться друзьям. Инстаграм же они мониторят постоянно.
  • Тинейджеры курят обычные сигареты, а не электронные. Мифом оказался еще один стереотип, который касался того, что современная молодежь предпочитает электронные сигареты обычным. Как правило, покупают электронные сигареты люди, которые старше 20 лет. Тинейджеру проще найти лояльного продавца и купить у него пачку сигарет, чем копить финансы, чтобы потратить их на парогенератор.
  • Селфи теряют популярность. Тинейджеры любят секс. Потому вместо традиционных селфи отправляют понравившимся особам противоположного пола эротические фотографии. Обычно не доходит до полной обнаженки, но фотографии в нижнем белье – всегда пожалуйста.
  • Подростки не помнят, что случилось 11 сентября. Самый масштабный теракт в мировой истории случился в 2001 году. Мало какой современный подросток об этом знает. Ведь для большинства из них – это всего лишь история. Примерно, как для нас победа во Второй мировой войне.
  • Тинейджеры стремятся, чтобы их принимали всерьез. Подростки мечтают повзрослеть. Так было и будет, наверное, всегда. Возможно, кому-то кажется, что молодежь стала глупее, беспомощней, злей. Но это не так. В наше время подросток всегда на виду и о каждом его промахе, агрессии, глупости весь мир быстро узнает.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» . В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про-исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла-дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со-знанием молодежи, приобретая универсальный харак-тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про-цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель-ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

Образование, профессия

Получить от жизни больше удовольствий

Деловая карьера

Мир (чтобы не было войны)

Действия ради будущего России

Идеалы, вера

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Циничный прагматизм, культ карьеры.

Крах семьи.

Социальное иждивенчество.

Сексуальная распущенность.

Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

Коррупция.

Ксенофобия .

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

Нарушение общественного порядка

Национализм

Экстремизм

Незаконное обогащение

Иждивенчество

Равнодушие

Беспринципность

Потребительство

Подражание западному образу жизни

Праздный образ жизни

Приспособленчество

Карьеризм

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 .
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Данная работа посвящена анализу предпочтений и ценностных ориентаций современной городской молодежи. Тема показалась мне интересной, потому что от того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, от его мировоззренческих позиций, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит завтрашний день нашей страны.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.

Молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляются одинаковые. И не все выдерживают. Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.

В практической части работы представлены результаты исследования сверстников на предмет их жизненных предпочтений и ценностей. Я попыталась проанализировать ответы, полученные с помощью анкетирования, и составить социальный портрет современной молодежи от 17 до 21 года.

1. Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы.

Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся.Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в различного рода околорелигиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем.

Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно - исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально - экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т. к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально - нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Разрушительное влияние на процессы образования и воспитания оказал развал СССР. Тем самым было уничтожено единое экономическое, культурное и образовательное пространство. Социально - политический кризис в стране влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики - все это не способствует воспитанию патриота своей страны, человека достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям. Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Вступающее в жизнь поколение понимает, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего. Развитие правосознания идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы нарушать очень и очень легко, где многие жулики и воры, создатели разного рода “пирамид”, взяточники остаются безнаказанными. Средствами массовой информации постоянно называются стремление к успеху любой ценой, принцип “деньги не пахнут”, модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм. Прагматики предлагают пожертвовать “слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и продвинутые”.

В то же время часто можно услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России.За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.

Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к “утечке мозгов”.У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны - это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.

Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более - ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно - эмоциональном уровне.

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов. Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления. Подростки принимают за “правду жизни” все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, какой должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа.

2. Система ценностей молодого поколения

Молодое поколение - это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.

Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки - завтрашние активные участники всех социальных процессов.

Специфическим объектом исследований является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием “взрослых” потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа - хороший “барометр” протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысложизненных ориентаций и ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности - это то, ради чего люди живут и что ценят.

К сквозным ценностям, которые являются стержневыми практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие. Фундаментальными мы называем ценности, которые не зависят от сферы жизнедеятельности. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль - совокупность общих значений, без освоения которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром.

Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор. Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их “индивидуальных эквивалентов” - ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

В конечном счете, традиционные ценности - это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне - конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, - и тут проявляется второй момент, - что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня “отцам” открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.

Ориентация - это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

Сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

Расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

Развитие - такое изменение в ценностно - ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

Возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

Признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

Стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

Желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

1) отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

2) отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

3) продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

4) отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

5) неготовность, а порой и нежелание педагогов работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.

Молодое поколение оказывается более категоричным в суждениях и, что на первый взгляд парадоксально, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ смысложизненных ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении альтернатив, по сравнению с родительской структурой ценностей. Смысложизненные ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода.” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека - высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.

Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе.

Необходимо отметить существенное противоречие в формировании ценностного сознания молодого поколения: при установке “иногда нужна ложь во спасение” оно попытается достичь “спокойной совести и душевного покоя”. Данная установка достаточно интересна и может служить темой отдельного научного поиска в анализе молодого поколения. Конечно, им трудно будет сочетать стремление к душевному покою вместе с “ложью во спасение”, однако это не означает, что ребята неискренны. Скорее, это проявление общей закономерности противоречивости общественного сознания эпохи как общей закономерности трансформации, когда один и тот же социальный субъект искренне убежден в ценности альтернативных подходов. Система ценностей молодого поколения - в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание - важная задача школы и вуза. Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб. Высшее образование стремятся получить многие люди. И это очень отрадное явление. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений. Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

Молодежь является большой социальной группой населения России. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

Профессиональные предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную профориентационную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это - не знают. Им явно не хватает информации - и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно - обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям. Одна из важных для будущего общества проблем - соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистическому типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на возросший прагматизм жизни, жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку. 70% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. “Заграница” них более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели - возможности состояться профессионально. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, “которая у человека одна”, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31%; остальные считают, что “дл человека важна оценка своей личной жизни по собственным индивидуальным критериям”.

Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы:

Сферы жизни, значимые в высокой степени - работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями;

Сферы жизни, значимые на среднем уровне - учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс;

Сферы жизни, значимые в низкой степени - религия, общество, страна, город, среда обитания.

Обнаруживаются существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых - город, среда обитания, страна, общество. Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Неудовлетворенность молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения). Что касается социализационных ценностей, то здесь не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей - норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности. Так, при анализе социализационной системы была выявлена склонность к расслоению внутри поколения. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций городской молодежи

В данном исследовании принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 17 до 21 года. Всего было опрошено 22 человека, в том числе 10 юношей и 12 девушек. Опрос проводился с помощью анонимного анкетирования (анкету см. в Приложении 1), результаты которого представлены ниже.

Ценностные ориентации. При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья (31,8%),общение с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные, близкие и независимость (по 13,6%), деньги (9%). Единичными оказались варианты: развлечения, учеба, благополучие и удача, жизнь, секс.

Из достоинств, которые наиболее ценны в людях, особенно часто упоминались доброжелательность и честность (по 37,4%). На втором месте отзывчивость - 22,7%. Для некоторых немаловажное значение имеет культура общения, воспитанность - 18,2%.

На вопрос “Что Вам прежде всего нужно для счастья?” 36,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли любовь. Лишь 13,2% считают, что для счастья им не хватает денег.

Анализ способов проведения досуга дал следующие результаты. Дома большинство молодежи свободное время посвящает просмотру телевизионных программ (32%) и чтению различных изданий (18,2%). Среди других вариантов были выпечка, вязание, рисование, разговоры по телефону. У двух респондентов выбор занятий зависит от настроения.

Увлечения, интересы достаточно разнообразны. Наибольшей популярностью пользуется спорт - 40,9% всех опрошенных. Чтение книг и посещение кинотеатров, клубов и т.п. предпочитают 9% молодых людей. Приведем и другие ответы, которые не набрали большое количество голосов: отдых, шоппинг, компьютеры, сетевой маркетинг.

Отношение к религии. Неверующих людей среди опрошенных не оказалось совсем. Оценить свое отношение затруднились 31,8%. Остальные 68,2% верят в Бога, что несомненно радует.

Мнение о работе у большинства респондентов оказалось схожим: 54,5% считают, что “заработок - главное, но надо думать и о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности”;18,2% склоняются к тому, что “важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке”. Варианты “хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы” и “хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы” получили одинаковое количество голосов - по 9%. Причем все молодые люди хотели бы работать в коллективе, а не одни, рассчитывая только на себя.

Как этого и стоило ожидать, у всех, без исключения, опрошенных имеется цель в жизни. Сейчас трудно найти тех, кто не знает, чего бы хотел добиться, каких вершин желал бы достичь. Чаще всего встречаются такие ответы, как иметь семью, детей (59%), получить хорошую профессию, иметь много денег, много друзей, стать сильным и независимым. Также несколько человек хотели бы добиться своих целей.

Вопрос “С каким чувством Вы смотрите в будущее?” особых разногласий на вызвал. Большинство участников исследования смотрят в будущее с чувством надежды и оптимизма (72,7%). Остальные 27,3% относятся к будущему спокойно, хотя значительных перемен для себя не ждут. Пассивного настроя ни у кого выявлено не было. Остается надеяться, что со временем нынешняя молодежь не растеряет имеющийся у нее оптимизм. Мнения относительно негативных действий. Опрашиваемые высказывали свое мнение относительно того, насколько оправданы различные действия, имеющие негативный характер (см. табл. 1.). Была использована шкала от 1 до 10, где 1 - никогда не оправдано, 10 - всегда оправдано. Перевод шкалы в качественную дал следующие оценки в баллах: от 1 до 2,5 - отрицательное отношение; от 2,5 до 4,5 - осуждающее отношение; от 4,5 до 5,5 - среднее отношение; от 5,5 до 7,5 - отношение, стремящееся оправдать действия; от 7,5 до 10 - позитивное отношение.

Таблица 1. Мнение молодежи относительно оправданности различных негативных поступков

Среди респондентов сложились в целом следующие позиции:

Отрицательная относительно употребления наркотиков;

Осуждающее отношение ко лжи в личных целях, супружеской измене, проституции, абортам, управлению транспортом в нетрезвом виде;

Среднее отношение сложилось к проезду в общественном транспорте бесплатно, скрытию доходов, уклонению от воинской службы;

Стремятся оправдать такие действия как половые отношения до достижения совершеннолетия, разводы.

Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации и предпочтения современной молодежи в принципе достаточно разнообразны. Относительное единодушие молодые люди высказали по вопросам ценностей в жизни, отношения к религии, к будущему. Интересы и увлечения весьма отличаются.

Заключение

Необходимость глубокого изучения молодежи продиктована не столько теоретическими, сколько практическими потребностями. Сегодня существует множество мифов о молодежи, чаще всего негативно представляющих жизнь молодого поколения. Но для прогнозирования молодежной политики необходимо знание реальной картины интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и поведения молодежи. Согласно прогнозам, в середине 21 века в общем составе населения люди до 30 лет могут составить около половины всего населения планеты. Какие идеалы и ценности они унаследуют? Каких политических взглядов будут придерживаться? Какими станут родителями? Какие специальности и профессии их привлекут? Какие религиозные взгляды будут исповедовать?

Сейчас очень сложно прогнозировать ответы на эти вопросы. Важно другое - верить и надеяться, что не прервутся преемственность поколений и диалог культур, что потребительская психология не станет смыслом жизни, что судьбы страны не будут для молодых чужими. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь.

С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий. В структуре молодежного досуга преобладают пассивно - потребительские типы времяпрепровождения, снижаются созидательно - творческие формы активности.

У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Молодежные проблемы - это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь - главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Одновременно необходим поиск путей обеспечения каждому юноше и девушке возможности для культурного и духовного роста, для конструктивного самовыражения и самоутверждения личности в соответствии с ее способностями, склонностями и интересами, опираясь на создаваемую систему учреждений молодежи, школьное самоуправление и всячески пропагандируя это, в том числе через СМИ. Многое сегодня зависит от того, способно ли наше общество изменить отношение к подрастающему поколению. Нужна разработка и налаживание продуманной комплексной системы воспитания с учетом новых реалий. Стержнем этой системы должно стать воспитание патриотизма, гражданской гордости, стремления возродить могущество нашего государства.

Список использованной литературы

городской молодежь социальный

1. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2010

2. СОЦИС: Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, № 2, 2011, с. 87-92

3. СОЦИС: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации, М., “Наука”, № 1, 2009,с.96-105

4. СОЦИС: Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи, М., “Наука”, № 1, 2009, с.105-110

5. СОЦИС: Метаморфозы массового сознания россиян №6,2009 г, с 40-56

6. Луков В.А Особенности молодежных субкультур в России, Социологические исследования-2012 №10 с125-137

7. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социологические исследования.-2011г.№7 с56-82

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии. Анализ ценностей, самооценки, достижительных интенций и коммуникативной среды; преобладание прагматических целей и ориентиров в системе ценностей. Образование и занятость молодежи.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Особенности применения тезаурусного метода для формирования подхода к изучению ценностей. Методика изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи и выявление приоритетной модели ценностей молодого поколения г. Брянска, результаты анкетирования.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления. Молодежные организации и движения. Разработка, реализация государственных молодежных программ. Активная роль молодежи в процессе социализации. Проблема роли молодежи как субъекта перемен.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы "Любимый вид досуга молодежи". Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Современная молодежь (респонденты 17-19 лет) РФ и старшее поколение (советская молодежь 90-х годов), их нормы, жизненные тенденции, ценности, манеры, приоритеты и взгляды на жизнь. Исследование досуга современной молодежи и его влияние на её развитие.

    презентация , добавлен 10.09.2013

    Понятие "молодежь" и методологические подходы к социально-философскому анализу образа и ценностных установок современной молодежи. Феномен ценностей в истории философии, формирование ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2013

    Молодежь как социально-демографическая группа общества. Определение возрастных параметров молодежи. Три основных периода в жизни молодого человека. Специфические функции молодежи в обществе. Понятие и признаки физиологической и социальной зрелости.

Молодежь представляет собой социальную группу, которая включает людей в возрасте от 16 до 30 лет. Молодежь - самостоятельный субъект, осуществляющий свой вклад в социальную динамику.

Современная молодежь значительно отличается от предшествующих поколений. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений своими идейными, культурными ориентациями, ценностными установками. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности представляют собой относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ. Ценности носят характер как традиционный, так и инновационный. Среди традиционных ценностей, на которые ориентируются молодые люди, - любовь, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка, что определяется как коллективистские ценности.

Следует отметить то обстоятельство, что в современных условиях молодые люди не наследуют те ценностные установки, которые разделяют в большинстве своем их родители.

Молодежное сообщество характеризуется поиском своего места в жизни, воспринимает культуру общества как поле для самовыражения и самореализации, ищет в ней не столько нравственное, сколько развлекательно-релаксирующее содержание. Отсюда увлечение азартными играми, электронной техникой, зрелищными видами досуга, разного рода стимуляторами психической активности - лекарственными, химическими, пищевыми и т.п.

Этим же объясняется такой феномен современной культуры, как молодежная мода, которая имеет ярко выраженную сексуальную направленность, отличается отсутствием индивидуальности и изысканности. Подростки и юноши стремятся соответствовать пропагандируемым стандартам поведения - в одежде, прическах, манерах, привычках, образе и стиле жизни, выборе способов общения, видов занятости, в определении смысла жизни.

В связи с вышесказанным молодежную культуру можно рассматривать как субкультуру. Ее отличие от культуры всего общества состоит в том, что молодые люди имеют собственные ценности, нормы правила, обычаи, моду символы, интересы и потребности, установки и представления. При этом молодежь как социальная общность неоднородна. В ней присутствуют подгруппы людей высокообразованных и необразованных, имеющих высокий или низкий социальный статус, экономически состоятельных и несостоятельных, городских и сельских, работающих и неработающих, верующих и неверующих. Отсюда и различия в культурных традициях и поведенческих стратегиях представителей молодого поколения.

Характерно, что в настоящее время молодежная субкультура превращается в контркультуру, входит в противостояние с обществом своими идеалами, модой, искусством, языком. Многие социальные явления девиантной направленности связаны с молодым возрастом, и в том числе - деятельность преступных организованных сообществ, наркомания, токсикомания, игромания, проституция и т.п. Особого внимания заслуживает молодежный досуг, который для немалого числа социальных групп принимает все более бездуховную, безнравственную форму.

Потребительские ориентации отравляют душу молодых людей, вынуждают их соперничать друг с другом, приводят к подавлению в личности духовно-нравственного начала. Особого внимания заслуживает такая проблема, как развитие аморальных ориентаций молодых людей. Проституция, половая распущенность все меньше осуждаются молодежью, а в наиболее интеллектуальной молодежной среде - студенческой, все чаще встречаются факты использования нецензурной лексики, курения табака среди девушек, наркомании, пивного алкоголизма, пьянства, хулиганства, воровства, рэкета. Гуманизм как общечеловеческая ценность уходит все дальше, оставляя вместо себя такие нравственных проявления, как грубость, агрессия, равнодушие, соперничество, идолопоклонничество.

Неформальные движения молодежи представляют собой разновидность контркультуры, бросающей вызов обществу. Поскольку контркультура обозначает установки, противоречащие фундаментальным принципам данной культуры, неформальные молодежные движения получают статус альтернативных форм культуры, не контролируемых обществом.

Важно понимать то, что эти формы культуры возникают объективно, а значит их невозможно уничтожить, запретить, заменить чем-либо иным. Они вызваны неудовлетворенностью молодежи как маргинальной, переходной социальной группы своими условиями жизни и труда. Низкий уровень заработной платы у большинства начинающих профессиональную карьеру, еще более скромный размер студенческой стипендии, бедствующие молодые семьи, а более всего студенческие, - все это вместе и на почве резкого социального расслоения в обществе становится миной замедленного действия для социализации новых поколений россиян.

Неформальные движения молодежи - музыкальные, технические, правовые, спортивные, философско-мистические, экологические, патриотические, фашистские, расистские, творческие - выполняют определенные функции, которые не могут взять на себя другие социальные структуры. Среди них - функции самореализации, времяпрепровождения, компенсаторная, эвристическая. Особо следует выделить такие молодежные движения, которые ставят в центр всего общение, мир, любовь, взаимопонимание (кришнаиты, религиозные братства и секты), а также группы альтернативного творчества, объединяющие не признанных официальными кругами художников, писателей, артистов, музыкантов и т.д. Очевидно, что их деятельность не носила бы сомнительной направленности, если бы молодые люди могли легально получить все то, к чему они стремились и что искали в альтернативных объединениях среди социальных групп, существующих в правовом и социальном пространстве.

Исследования показывают, что современная российская молодежь ориентирована более на такие виды досуга, как посещение кинотеатров, мест развлечений - кафе, баров, ночных клубов, дискотек, культурно-развлекательных центров с шоу-программами, просмотр телепередач, прослушивание музыкальных записей или музыкальных радиоканалов, Популярные прежде чтение художественной литературы, прессы, физкультурные и спортивные занятия уступают в рейтинге развлекательным видам досуга. Модный в последние годы фитнес привлекает состоятельную часть молодежи, так как это весьма дорогостоящий вид спортивного досуга, хотя и несомненно прогрессивный, поскольку он совместим только со здоровым образом жизни.

Такие мощные каналы передачи культурной информации, как театр, консерватория, выставки, музеи, большей частью современной молодежи не востребованы. Интерес к ним проявляют в основном специалисты - настоящие или будущие, студенты вузов культуры и искусства, представители педагогической и других гуманитарных специальностей. Для остальных социальных групп молодежи учреждения, несущие высокую культуру, оказываются недоступными. Одна из внешних причин - дороговизна посещений не дотируемых государством учреждений, кроме того, сказывается и их территориальная удаленность: не каждый город имеет достаточное количество культурных объектов. Внутренние причины равнодушия к ним - отсутствие потребности в контакте с художественными ценностями. Поскольку сравнительно небольшое число детей и подростков посещают школы искусств (музыкальные, художественные, спортивные и иные) и столь же редко общеобразовательные школы занимаются творческим развитием своих учеников, у последних не формируется потребность в принятии тех или иных видов искусства, дети остаются вне воздействий классической инструментальной музыки, оперы, балета, театрального искусства, художественных живописных произведений, классической и современной российской и зарубежной литературы. Затрудняется процесс формирования эмоционально-чувственного отношения к жизни, к культуре, столь необходимого для социализации зрелой личности и самореализации молодежи.

Современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как досуг, молодежной культуры, потребление. Социологи давным-давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - культура современной молодежи .

Появляются первые кассеты с записями любимых певцов, открываются дискотеки, мощно развивается поп-культура - первые группы, первые фанаты, первые тусовки. В конце XX в. молодость начинает все чаще использоваться как символ. Многие взрослые обращаются к интересам, традиционно считавшимся молодежными. Так, например, новый модный уклон современной молодежной культуры - адреналиновые удовольствия.

Молодость сама по себе связана с риском, испытаниями. Взрослые, испытывая в определенном смысле недостаток острых ощущений, начинают перенимать у молодых их стиль жизни. Реальные испытания могут подменяться искусственно созданными: прыжки с парашютом, экстремальные путешествия и т. д.

Современная молодежная культура стала стержнем многих модных течений: культура хиппи породила стиль «унисекс», панки повлияли на всеобщую моду на черный цвет, скинхеды - на модную прическу «благородная лысина» и т. д. Таких примеров можно привести множество. Молодежные культуры - это ценности, пристрастия, интересы, вкусы молодежи. Местом их публичного проявления стали кафе, дискотеки, массовые выступления. Родиной классических молодежных субкультур, как панки, скинхеды, рокеры и др. является Великобритания.

В настоящий момент добавилась еще одна особенность молодежи как социальной группы. Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. Все могут говорить со всеми. Сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Ульяновске точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации. Исследования показывают, что современные стили жизни молодежи во многом зависят от их нацеливания на карьеру, качественное образование, высокий уровень достижений, высокий социальный статус, то стиль его жизни будет значимо отличаться от тех молодых людей, которые ориентированы на молодость, как на период расслабления, развлечения, как на время, когда нужно «перебеситься» и попробовать от всех радостей жизни. Кто-то интересуется спортом, кто-то интересуется живописью. Кто-то ничем не интересуется в этом то и есть суть момента разделения современной молодежной культуры.


Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. В. Даль писал: «свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, но их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Но большая часть молодежи это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Внутренняя духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Современная молодежь умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения. Человек должен уважать другого человека, несмотря на его материальное, физическое положение; не должен ставить себя выше или ниже тех или иных людей. Я думаю, что у современной молодежи с этим проблем нет.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться официантом, продавцом в киоске, промоутером, на любую оплачиваемую работу.

Еще одна ценность - патриотизм. Любовь к родной земле, уважение к государству, чувство долга перед родиной должны присутствовать в сознании современной молодежи. Они понимают, что земля, на которой они ходят, едят ее плоды, живут в тепле и уюте благодаря ее полезным ископаемым - это их вторая мать. Ведь не случайно говорят: «Родина - мать». Мы должны делать все для ее процветания и быть горды ею.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей.

Современная молодежь имеет ряд проблем, которые связаны с воспитанностью, толерантностью, отсутствием патриотизма, вежливостью, хорошими манерами поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, а также умением правильно и грамотно излагать свои мысли, сексуальная распущенность и аморальность, умением правильно и красиво одеваться (многие даже позабыли, что именно одежда, в первую очередь, бросается в глаза и создает первоначальное мнение о человеке) также, следует, не упускать из поля зрения, пассивное отношение молодежи к современной политике и к людям стоящим у власти. Современная молодежь, практически, не соблюдает нормы и правила хорошего поведения. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день - это является острой проблемой.

Есть несколько решений этих проблем:

Возрождение ранее созданного в 1811году Общества русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;

Введение в школах и ВУЗах обязательной учебной дисциплины «этимология русской словесности»;

Организация регулярных конференций, дебатов, встреч с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

Мы - это не будущее, а настоящее, которое строит будущее! Чтобы, в очередной раз, не услышать из уст «будущее России - это армия невежд»,я призываю нашу молодежь к тому, чтобы они сознательно относились к своим поступкам и больше занимались самовоспитанием.

Е. М. Стешова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Е. В. Смолокуров

доцент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Что еще почитать