Как начать учить с ребенком цифры. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. Занятия с дидактическими материалами

Первые шаги на пути к познанию цифр вы с малышом предпринимаете уже в возрасте года. Наверняка, вы учили свое чадо на вопрос «сколько тебе годиков?» показывать один пальчик. Да, в год ребенок пока делает это несознательно и не может произносить цифры вместе с вами, но он уже запоминает и воспринимает информацию. Так, что неумение малыша говорить не означает, что его не нужно учить цифрам. Научить ребенка цифрам можно даже раньше, чем он начнет говорить!

Как научить ребенка цифрам?

Не секрет, что малыши лучше усваивают всю информацию в форме игры (мы это обсуждали, когда учили малыша ). Обучение цифрам — не исключение. Чтобы малышу было проще научиться считать и разбирать цифры, учите его этому в игровой форме.

Учим цифры в игровой форме!

Вот несколько идей, которые вам в этом помогут:

  1. Цифры на стенах. Этот способ хорош для детей визуалов. Повесьте в квартире на уровне глаз ребенка таблички с цифрами от 1 до 5 (или сразу до 10), под каждой нарисуйте соответствующее количество точек, солнышек или котят. Ваш малыш визуально запомнит, как выглядят цифры и что они обозначают. Затем можно попросить малыша найти ту или иную цифру в доме.
  2. Кубики с цифрами. Такие кубики – вещь универсальная. Из них можно и башни строить, и цифры учить. Озвучьте ребенку, какая цифра изображена на каждом кубике, затем попросите малыша дать вам кубик с той или иной цифрой.
  3. Коробки с цифрами. Возьмите пустые коробки и напишите на каждой цифры от 1 до 10. Кладите с малышом в коробку такое количество игрушек/кубиков, которое соответствуют написанному числу.
  4. Считайте предметы вокруг вас. Начните считать все, что угодно: ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице, пальчики на руках, когда делаете малышу , овощи на столе, когда . Озвучивая малышу цифры, дотрагивайтесь до каждого предмета его пальчиками.

На самом деле, вариаций игр на запоминание цифр может быть масса! Главное, чтобы вашему чаду было интересно. Не ругайтесь и не расстраивайтесь, если у малыша плохо получается. Конечно, вы добьетесь успеха не сразу. Главное здесь терпение и регулярность!

Желаем вам успехов!

Едва ли кто-то из взрослых способен восстановить в памяти то, как впервые научился узнавать цифры. Однако это вовсе не умаляет значимости данного процесса. Обучение цифрам является для малышей «базовой программой», которую необходимо освоить, а задача научить ребенка этому лежит на родителях. Сегодня «Активная мама» расскажет, как научить ребенка цифрам.

Содержание статьи:
  • Учим ребенка цифрам: правила успеха

    Здоровый интерес

    Знакомству с цифрами надлежит быть интересным и ярким. Ведь, как правило, это происходит в 3-4 года, то есть в возрасте, когда дети еще не отдают себе отчета в том, что такое «надо», очевидно предпочитая глагол «хочу». Поэтому обучение обязательно должно происходить в игровой форме, так, чтоб ребенок наслаждался процессом, а не был к нему принужден. Если за каждое занятие малыш будет приниматься с энтузиазмом, значит, и материал будет схватывать на лету!

    Где учить ребенка цифрам?

    Да где угодно! Безусловно, должны быть занятия, проведенные непосредственно за письменным столом, однако не стоит ежедневно усаживать ребенка перед собой и начинать утомительный урок. Пусть упражнения будут разнообразными. Некоторые из них можно проводить во время прогулки на улице, по дороге из магазина, в транспорте, параллельно с просмотром мультфильма или даже за сытным обедом. Словом, в любой подходящий момент!

    Продолжительность занятий

    Все должно быть в меру – вот «золотое» правило, которому необходимо следовать. Даже если вам кажется, что обучению стоит уделять около получаса, ребенок скорее всего будет не готов к занятию такой длительности.

    Какова же оптимальная продолжительность занятия: пять минут, четверть часа? Как ни странно, таковой нет. Главное, с чем необходимо считаться – желание и настроение ребенка. Сделайте с малышом одно упражнение и посмотрите на реакцию: если он настроен на дальнейшее обучение – продолжайте, если же нет – не принуждайте и проведите следующее упражнение через несколько часов. Лучше меньше, но чаще.

    Последовательность

    Посвящайте каждое занятие только одной цифре, собрав несколько упражнений, связанных с ней. Не стоит переходить к следующему уроку, пока вы не будете уверены в том, что ребенок усвоил предыдущий.

    Как научить ребенка цифрам: игры и упражнения

    Первые шаги

    Сначала покажите ребенку, как выглядит цифра, объяснив, что именно этим символом обозначается, к примеру, единица. Затем переходите к развлечениям: разрисовывайте с ребенком циферку, вырезайте ее из бумаги, .

    Далее – тренировка и проверка. Научился ли ребенок отличать цифру от прочих? Для того чтобы узнать это, существуют соответствующие упражнения. Например, сделайте карточки разных форм и цветов, на каждой из которых будет изображено по цифре. Затем попросите ребенка, отбирая карточки по одной, откладывать те, на которых нарисована нужная. Точно также можно делать с кубиками или фишками.

    Если у малыша хорошая память, разучивайте с ним небольшие стишки, содержащие названия цифр. При этом обязательно нужно связывать циферку с ее изображением, будь то рисунок или фигурка, вылепленная из пластелина.

    Глазами делу не поможешь!

    Малышу будет достаточно трудно запомнить абстрактную цифру, которая не связана ни с чем, известным ранее. Какой напрашивается вывод? Научить ребенка цифрам только с помощью их изображения сложно. Необходимо вызывать у ребенка различные ассоциации, к примеру, объяснив, что цифра «два» похожа на фигуру лебедя.

    Также за помощью можно обратиться к тактильным ощущениям. Предложите ребенку подержать вырезанную из картона цифру в руках – это будет способствовать восприятию и запоминанию материала. После того, как малыш уже усвоит несколько цифр можно даже поиграть с ним в игру, когда он с завязанными глазами должен узнать цифру на ощупь.

    Фото: depositphotos.com

    Скачать карточки с цифрами для распечатки

    Цифры-глазастики:

    Обычные цифры:

    Цифры повсюду

    Поскольку ребенок маленький, долго концентрироваться над тем или иным процессом ему сложно. Равно как и сохранить в памяти то, чем он занимался всего несколько минут в день. Поэтому процесс обучения не должен ограничиваться уроком.

    Сделайте так, чтобы цифры стали неотъемлемой частью досуга вашего малыша. К примеру, циферки можно пришить или приклеить к любимым игрушкам. Пусть, играя, ребенок каждый раз говорит вам, что на красной машинке нарисована цифра «три», а к кофте куклы пришита единица.

    Расположите стикеры с цифрами над кроватью малыша. Перед тем, как ребенок будет отправляться в постель, у него можно спрашивать, какие цифры расположены над его кроватью. При этом после того, как днем кроха усвоит новое число и нарисует его на листике, доверьте ему самому торжественный процесс приклеить цифру в положено месте.

    Информация о себе

    Научить ребенка цифрам можно с помощью информации, которая касается его самого. Поэтому показывая ребенку циферку «три» не забудьте упомянуть, что именно столько лет ему исполнилось. Или же на уроке, посвященном цифре «пять», скажите, что это число обозначает номер квартиры, в которой вы живете.

    Связывайте цифры, которые изучаете, со всем, что окружает ребенка: датой рождения, адресом, цифрой, изображенной на табличке в подъезде, номером домашнего телефона и так далее. Безусловно, все сразу крохе запомнить не удастся, однако какая-то информация обязательно отложится в голове.

    Как дела у бабушки?

    Можно предложить ребенку время от времени звонить по телефону. Сделайте для этого специальные карточки, на которых под приклеенными фотографиями родных будут написаны их номера телефонов. Пусть малыш позвонит бабушке и справится о ее здоровье или же узнает, когда в следующий раз наведается тетя.

    После того, как ребенок выучит все цифры, подобная забава будет уместной для закрепления выученного.

    Часы

    Отличная тренировка – «азы» определения времени. К примеру, указывая на циферку «шесть» на часах, объясните, что именно в это время папа возвращается с работы. Придумайте для каждой цифры какое-либо занятие, которое заинтересует кроху, и объясните, что произойдет оно, когда маленькая стрелочка будет указывать на то или иное число на циферблате.

    Календарь

    Еще один помощник в изучении цифр – настенный календарь с передвигающимся окошком для текущего дня. Объясните ребенку, что именно он ответственный за то, какое нынче число, и должен самостоятельно передвигать окошко. Обязательно свяжите с числами какую-либо информацию для того чтоб заинтересовать малыша. К примеру, скажите что «восьмого числа у папы выходной», а «четвертого в гости приедет бабушка».

    Кто есть кто?

    Гораздо сложнее втолковать малышу значение каждой цифры и соотношения между ними. Поскольку, даже запомнив, как выглядит та или иная цифра, малыш будет воспринимать ее абстрактно.

    С этой задачей прекрасно справляется обучающий курс, который является частью методики Глена Домана. Малышам даются карточки с разным количеством точек на них – от одной до девяти. Когда ребенок научится сравнивать и отличать количество точек, изображенных на карточках, предложите ему обозначать карточки уже знакомыми циферками.

    С той же целью можно показывать ребенку цифру вместе с предметами в том количестве, которое ею обозначено. Так ребенок научится соотносить пальчики на своей руке с красочным рисунком цифры «пять», а собственноручно вылепленную из пластелина тройку – с тремя конфетками в вазе.

    Соотношения между цифрами

    Для того чтоб ребенок запомнил, как выученные цифры соотносятся между собой и чем отличаются, можно поиграть в следующую игру.

    Родителям понадобится заранее вырезать из бумаги все девять цифр. Вырезанные фигурки должны отличаться по размеру так, чтоб каждая следующая была больше предыдущей. В процессе игры малышу необходимо выстроить из цифр своеобразную «лесенку», которая начинается единицей и заканчивается девяткой. Когда малыш справится с задачей, похвалите его за проделанную работу и объясните, что самая маленькая цифра в «лесенке» – единица, а самая большая – девятка.

    Что такое «ноль»?

    Как правило, у детей возникают трудности с осознанием того, что обозначается цифрой «ноль».

    Научите малыша ассоциировать слово «ноль» со словом «ничего». Для этого можно разложить на столе несколько различных предметов, а затем, раздав их членам семьи, оставить на столе пустое место и сказать, что теперь на столе осталось «ноль» предметов.

    Какие бы игры вы не выбрали и каким бы тренировкам не отдали предпочтение для того, чтобы научить ребенка цифрам, не стоит требовать от него механического заучивания. Играйте, играйте и еще раз играйте! Пробудите в нем интерес, пускай цифры войдут в жизнь малыша и станут ему необходимыми. Приятного обучения!

    Запоминание чисел для некоторых взрослых людей и школьников – непростая задача. Но многие практики психологи изобрели несколько способов для облегчения этого процесса. Локации, ассоциации, римские комнаты, чертоги разума и метод Цицерона – эти таинственные слова скоро помогут любому желающему улучшить свою память.

    Тренировка памяти для запоминания цифр

    О том, как выучить цифры, мы обычно думаем, когда в доме растет малыш. Очень полезно на стене поместить красочный плакат, с цифрами от 1 до 10, а потом и от 1 до 20, периодически показывая ребенку на одну из цифр, громко и четко проговаривать ее название. Хорошо играть в кубики, на которых написаны цифры.

    Ребенку легче запомнить цифры по ассоциациям. Нарисуйте или купите картинки, на которых нарисовано одно яблоко, с цифрой 1. Две клубнички с цифрой 2 и так далее. Пересчитывая кубики, называйте цифры. Так постепенно легко можно перейти к счету до 10 и 20, складывая кубики.

    Запоминать цифры взрослый человек тоже может, пользуясь ассоциациями.

    К примеру:

    • визуально ноль похож на бублик;
    • единица на осиновый кол;
    • двойка напоминает лебедя;
    • тройка похожа на повернутые усы;
    • четверка на стул;
    • пятерка на крючок для рыбалки;
    • шестерка на навесной замок;
    • семерка на косу для сена;
    • восьмерка на Ваньку-встаньку;
    • девятка на бублик с ниточкой.

    Существуют и другой тип ассоциаций.

    Например, цифру можно назвать первой буквой названия:

    • ноль, начинается с буквы Н;
    • единица с буквы Е;
    • двойка с Д;
    • тройка – Т;
    • четверка – Ч;
    • пятерка – П;
    • шестерка – Ш;
    • семерка – С;
    • восьмерка – В;
    • девятка – Д.

    Вы можете выбрать для себя тот метод, который вам легче освоить.

    Существует еще такой метод, который называется Локации. Он же может называться римской комнатой, методом Цицерона, чертогом разума.

    Для начала надо приготовить локации, места, которые вы хорошо помните в своем доме. Так делал Цицерон в своем римском доме.

    Для локаций выбирайте те места, которые хранятся в памяти.

    Локации могут начинаться с прихожей и переходить в жилую комнату:

    1. Входная дверь.
    2. Коврик с парой обуви.
    3. Кассета с остальной обувью.
    4. Вешалка для верхней одежды.
    5. Полка для шляп.
    6. Настенная лампа.
    7. Стул.
    8. Кровать.
    9. Большой ковер на стене.
    10. Кладовка.

    Каждой локации присвойте определенную цифру. Чтобы запомнить цифры, соответствующие данной локации, придумайте смешную картинку:

    • Кол, стучит во входную дверь.
    • Двойка меряет пару грязной обуви, в которой вы только что пришли с улицы.
    • Тройка, в виде усов проверяет чистоту остальной обуви в кассете.
    • Четверка тычет всеми своими палками в одежду, отыскивая нужное пальто или плащ.
    • Пятерка тянет крючком шляпу с верхней полки.
    • Настенная лампа шипит, перегорая слишком часто.
    • Стул сгибается, когда на него кладут косу.
    • Кровать вечно скрипит.
    • Ковер большого размера на стене похож на самую большую цифру.
    • Десятка открывает дверь в кладовую, добавляя к колу бублик.

    Чем смешнее картинки, тем лучше вы запомните цифры. Локации можно добавлять. Причем, если от кассеты с обувью вы считали снизу-вверх, также поступайте с другими предметами, такими как стол и ваза.

    Теперь, чтобы вспомнить нужную цифру, вы представите то место в привычном для вас интерьере, куда вы ее поместили.

    Запоминание чисел

    Давайте рассмотрим упражнение для запоминания чисел.

    Для тренировки возьмем четырехзначное число 1672. Придумаем графические ассоциации каждой цифре. Единица похожа на свечку. Представим, что Петр Первый сидит за столом, на котором горит свеча и пишет очередной Указ. Причем тут Петр Первый? Притом, что он родился в 1672 году.

    Шестерка похожа на профиль слона. Пусть Петр Первый едет на слоне. Представим это в уме и нарисуем слона. Семерка похожа на флаг. Дадим ему флаг в руки. Двойка похожа на лебедя. В пруду у дворца Петра Первого встречают белые лебеди. Свеча, слон, флаг, лебедь и Петр 1 – все эти символы помогут запомнить дату рождения исторического лица.

    Кроме того, нам помогла небольшая история, которую мы придумали про поход императора с флагом и слона с лебедем.

    Неважно, как хорошо вы рисуете, запоминая числа, применяйте те графические ассоциации, которые вам близки. Их легче будет запомнить, если, тренируя новый метод, образы их придумаете самостоятельно.

    Известны еще разные методы запоминания многозначных чисел. Один из них – логические последовательности. Они бывают восходящими и нисходящими, четными, нечетными и сложными.

    Интересен к изучению способ солдата Швейка. Тренировка памяти в этом случае касается групп цифр.

    Рассмотрим для ясности длинное число: 2, 718281828459045 (число Эйлера).

    Разделим число на три группы:

    • Цифры 27 – год окончания призывного возраста.
    • 1828 – год рождения Льва Толстого, повторяется дважды.
    • 459045 можно зарисовать как равнобедренный треугольник с двумя углами 45 и одним в 90 градусов.

    Запоминаем год окончания призыва в армию, два раза рождение Л. Толстого и углы равнобедренного треугольника.

    Конечно, не всегда просто отыскать ассоциацию, которая легко запоминается. Но любое новое дело требует навыка и опыта, повторения. Поначалу все будет не так быстро, как кажется. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Так и в этом вопросе. Если вы решили улучшить память тем способом, которым мы учим, пробуйте и тренируйтесь.

    Понимание цифр является ключевым навыком в повседневной жизни. Большинство детей способны к 5 годам научиться считать и получить основное представление о функции чисел. Эти знания очень важны, так как они подготавливают к более сложным математическим задачам, с которыми дети столкнутся в приближающиеся школьные годы. Чтобы узнать больше, начните с шага 1.

    Шаги

    Основные методы обучения

      Учим счету. Научите детей считать от одного до десяти. Большинству из них будет довольно просто запомнить десять чисел, а также научиться повторять их, например в песенной или стихотворной форме. Тренируйте этот основной навык при каждом удобном случае.

      • Многие дети лучше всего обучаются, используя осязание. Дайте детям потрогать предметы, которые они считают. Это поможет им развить представление о цифрах.
    1. Знакомим с самими цифрами. Для начала напишите на доске или на листке бумаги числа от одного до десяти. Проговаривайте каждое из них вслух и указывайте на цифру, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры.

      • Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимайте карточку с цифрой, громко ее произносите и просите каждого ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Пусть каждый ребенок произнесет название цифры.
    2. Обсуждаем каждую цифру по отдельности. Уделите некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы. Запишите как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрируйте, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Затем переходите к цифре 2.

      • Не переходите к следующей цифре, пока каждый ребенок не усвоит ту, что вы объясняли. Лучше всего осваивать цифры по очереди.
    3. Объединяем с изображениями. Многие дети лучше всего обучаются, когда имеют наглядную картинку. Запишите каждую цифру и изобразите то, что ее представляет. Например, для двойки нарисуйте два глаза, два яблока или два цветка.

      • Игральные кости, домино или карточки с точками также отлично подойдут.
      • Для лучшего результата позвольте детям попробовать нарисовать собственные варианты.
    4. Задействуем осязание. При помощи фасоли, кубиков или других осязаемых предметов детям будет проще усвоить изучаемые понятия. Так, объясняя цифру 3, просите каждого ребенка отсчитать какие-нибудь три предмета, дотрагиваясь до них по очереди.

      Показываем детям, как писать цифры. Обсуждая конкретную цифру, научите детей правильно ее писать. Позвольте им попробовать написать числа самостоятельно.

      • Будьте изобретательны и действуйте в игровой форме! Скажите, что цифра 1 имеет тощую линию тела и длинный, вытянутый нос. Немного глупости и забавы способствуют прочному закреплению цифр в памяти ребенка.
    5. Подчеркиваем важность последовательности цифр. Знание числовой последовательности является крайне необходимым навыком. Начните обучать этому, написав цифры в одну линию на доске или листочке бумаги. Это должна быть прямая линия, в которой цифры идут слева направо через равные интервалы.

      • Помогите детям понять последовательность, попросив их рассортировать карточки в нужном порядке. Или можно намеренно считать неправильно, чтобы дети указывали вам на ошибки.
    6. Учим считать “с середины”. Как только дети освоят цифры и их последовательность, можно приступать к обучению счета с любой цифры, а не только с единицы. Продемонстрируйте эту идею при помощи карточек или других предметов. Например, если у ребенка есть стопка из 5 карточек, а вы добавите к ней еще две, ему будет проще не начинать счет с первых пяти штук. Вместо этого он может продолжить, отсчитав еще 2 цифры: “Шесть, семь”. Это заложит фундамент для будущих примеров со сложением.

      Закрепление навыков счета

      1. Играем в игры с основными цифрами. Познакомив детей с базовой системой счета и цифровой последовательностью, вы можете закрепить эту информацию при помощи числовых игр. Их может быть бесконечное множество. Для начала попробуйте:

        • Построение башни из кубиков. Выберите определенное число или число, которое вы сейчас обсуждаете, и соберите башню из нужного количества кубиков.
        • Создание лестницы. При помощи кубиков постройте башни и рассортируйте их по размеру. Сначала башня из одного кубика, потом из двух, затем из трех. Это поможет запомнить последовательность, а также соотнести физический размер и количество.
        • Настольные игры. Во многих настольных играх детям требуется определять цифры по количеству точек на игральных костях, а затем отсчитывать соответствующее количество клеток, чтобы продвинуться дальше.
      2. Поем песни-считалочки. Основные песни-считалочки и стихи помогают детям запомнить цифры и их последовательность.

        Используем книги с иллюстрациями. Существует огромное количество книг со считалками и цифрами, которые доступны для дошкольников и учеников подготовительных классов. Выберите несколько с яркими цветами и красивыми картинками.

        Как можно чаще спрашиваем “сколько? ”. Каждый раз, когда в жизни возникает ситуация, требующая счета, просите детей сделать это за вас. Сколько тарелок нужно, чтобы накрыть на стол? Сколько книг вы взяли с полки? Сколько у вас конфет?

        Подчеркиваем взаимосвязь между цифрами и количеством. Играйте в игры, где детям необходимо понимать связь между цифрами и соответствующему им количеством. Например, попросите детей отсчитать определенное количество фасоли, а затем добавить или отделить несколько. Пусть дети определят новое число и скажут, больше оно или меньше.

        Используем таблицу 5 на 2. Нарисуйте прямоугольник, состоящий из 10 маленьких квадратов (два ряда по пять штук). Нарисуйте точки или раскрасьте по частям каждую секцию, обозначающую конкретную цифру.

      3. Тренируем сравнивать цифры. Объясните, что при переходе от 1 до 10 цифры увеличиваются. При помощи фасоли, кубиков или других предметов разложите на столе или парте две кучки, одну слева, а другую справа. Попросите детей определить, какая сторона больше, и отсчитать конкретную цифру. Укажите, что эта цифра больше той, что располагается на другой стороне.

        • Эту технику можно также использовать при обучении равенству. Время от времени делайте две одинаковые кучки: по 5 зерен фасоли, по 10 кубиков, либо других предметов, которые вы используете для обучения. Пусть дети эти обнаружат и объяснят, что это значит.

    Что делать, если ваш ребёнок никак не может запомнить цифры?

    Другие запоминают, а ваш – ни в какую! Обидно.

    И, главное, – почему это происходит?! Непонятно.

    Ведь ребёнок-то – ничем не хуже остальных, правда?

    А, если уж быть предельно откровенными, то местами-то — даже и лучше! Умный ведь и талантливый…

    Знакомая история? Вот и у нас всё было также 🙂 .

    Что делать, если ваш ребёнок не может запомнить цифры? Как помочь?

    Маша у нас умница. Очень сообразительная и талантливая и … Ну, вы поняли.

    А вот цифры запомнить – никак не выходило! Сколько ни повторяли, ни считали, наклейки наклеивали – никакого проку.

    Все цифры для Маши были на одно лицо.

    «На одно лицо»

    Вот оно! В этом и оказался главный секрет Маши и многих других детей.

    Всё дело в восприятии! Оно у людей разное. Не только у детей, кстати.

    Есть дети, для которых единица это – единица, а двойка это – двойка. Ну, знаете, как осёл это – осел, а барашка это – барашка. Вы бы, наверное, удивились, если ваш ребёнок не мог отличить осла от барана, так?

    А есть дети для которых единица, двойка, тройка и все-все-все (равно как и буквы!) –

    ПРОСТО ЗА — КО — РЮ — ЧКИ!

    И вот теперь представьте себе. Дают вам листок закорючек и говорят:

    – Эта закорючка называется «один», эта «два», а это вообще, – буква «а»! Всё запомнил? Повтори!

    Представили? Страшно? Вот так и деткам, у которых никак не запоминаются цифры и буквы.

    Ну да ладно, страшного в этом теперь ничего нет, ведь мы уже придумали решение, которое помогло нам выучить сначала буквы, а затем – и цифры.

    Быстрого вам запоминания!

    Да, если вам подходит наша методика, напомню, что точно таким же методом вы можете изучить и буквы с !

    Что еще почитать