Как валять шерсть иглой. Разнообразные иглы для валяния: выбираем подходящие. Строение иглы для валяния


Для сухого валяния применяют специальные иглы с насечками вдоль ребер, позволяющим волокнам сцепляться между собой. На рынке товаров для рукоделия представлено такое великое множество игл разных видов, размеров и длины, что очень легко запутаться и совершенно не понятно, для каких этапов работы они предназначены. Давайте попробуем вместе разобраться.

Всеиглы для валяния , которые можно найти на рынке товаров для рукоделия, пронумерованы. Чем номер выше, тем игла тоньше (№38, 40), а чем толще игла, тем быстрее она сваливает волокна между собой, и тем больше отверстия, которые она оставляет в изделии (№25, №32, №36, №60, №70). Длинной толстой иглой обычно придают первоначальную форму изделию, а для разглаживания поверхности используют тонкие и короткие иголочки.

Для работы вам понадобятся 3-4иглы для валяния . Самыми популярными являются иглы треугольные №36, №38, №40 и звездчатые №38. В некоторых магазинах можно приобрести набор из таких игл. Мне тоже они очень нравятся, правда, вместо №36 я предпочитаю использовать грубые иглы №60 или №70. Так для чего же они предназначены, и чем друг от друга отличаются?

Треугольные иглы для валяния (фелтинга) ­имеют три грани со специальными насечками.

№36 – игла для грубого и быстрого валяния. Используется на начальном этапе для сваливания волокон шерсти.

№38 – игла универсальная. Используется как для соединения слоев шерсти, так и для приваливания войлочных элементов друг к другу.

№40 – игла тонкая. Используется для «разглаживания» поверхности изделия и для проработки самых мелких элементов. Подходит для работы с тонкой мериносовой шерстью.

Звездчатые иглы для валяния (фелтинга) имеют три или четыре грани с насечками. Их еще называют«трехлучевыми» и«четырехлучевыми» . Чем больше граней, тем больше насечек, тем лучше и быстрее сваливается шерсть.

№38 – игла для быстрого и тонкого валяния. «Трехлучевую» используют для приваливания шерсти к тканям. Ей также удобно валять плоские изделия (уши, хвосты). «Четырехлучевая» применяется для основной и отделочной работы.

Мы рассмотрели основные видыигл для валяния , которые, как мы уже сказали, чаще всего используются как начинающими валяльщицами, так и мастерами-профессионалами, давно работающими уже с овечьей шерстью и делающих из этого теплого и душевного материала потрясающие шедевры. Но, хотелось бы вам рассказать и о назначении других игл для фелтинга, представленных на рынке товаров для рукоделия: корончатых, обратных и крученых игл, а также о держателях для игл.

Корончатые иглы для валяния (№ 36, №38, №40, №42) имеют треугольное сечение. Их так и назвали потому, что на самом кончике иглы расположены насечки в форме короны. Такое расположение насечек позволяет работать на поверхности изделия. Игла не уходит глубоко в шерсть, а слегка фиксирует ее. Ей удобно приваливать волосы к голове игрушек, приваливать шерсть к ткани (нуно-фелтинг).

Обратные иглы для валяния (№32, 40) применяют для вытаскивания ворсинок шерсти из валяного изделия наружу. Таким образом, можно «распушить» игрушку или добиться интересного цветового эффекта перемешав глубоко лежащие волокна с поверхностными.

Крученая игла для валяния («звездчатая» №36, треугольная №40). ХИТ!!! Эти иглы очень отличаются от стандартных потому, что их рабочая область закручена по спирали и насечки на стержне расположены по всему диаметру. Благодаря этому они прочнее других игл и заметно ускоряют процесс сваливания шерсти. И проколы от таких иголочек совсем незаметны. Она идеально разглаживает поверхность изделия.

Ну и в заключение скажем несколько слов обиглодержателях .

Иглодержатель для 7 иголок

СИглодержателями валять намного удобнее. Во-первых, так не устают пальцы от сжимания рукояток металлических остовов игл, а во-вторых, можно одновременно использовать несколько игл (от трех до семи), что ускорит сам процесс валяния. Иглы можно менять и комбинировать как вам заблагорассудится. В продаже есть пластиковые и деревянные иглодержатели, с защитой пробивной частью и без. Главный принцип иглодержателя – параллельность и устойчивость игл. При желании их можно смастерить и самим – из пробки из вина, например, или обмотав несколько иголок резинкой, как делают некоторые рукодельницы, обмотав сверху еще и скотчем, чтобы было удобнее держать.

Ну вот, дорогие мои, мы с вами и разобрались в том, какиеиглы для валяния представлены нарынке товаров для рукоделия . Теперь вы без труда сможете выбрать себе те, которые вам будут необходимы в работе, и можете приступать к процессу сотворения своего собственного шедевра из овечьей шерсти. Желаю вам творческих успехов!

Что такое валяние и какие бывают виды валяния? Постараемся подробнее ответить на этот вопрос. В каменном веке люди заметили способность шерсти сваливаться. Сегодня валяние (набивание, фелтинг, фильц, фильзевание) снова становится очень популярным видом рукоделия. Простота используемых методов делает его доступным всем желающим. Даже начинающий может создать авторские предметы одежды, игрушки, аксессуары или детали интерьера. Они подчеркнут индивидуальный стиль и вкус владельца.

Два основных вида войлоковаляния, сухое и мокрое - основаны на свойстве волокон натуральной шерсти спутываться друг с другом и уплотняться, образуя единое полотно. В обоих случаях в качестве расходного материала используют гребенную ленту (шерсть мериноса). В процессе сухого фальцевания комочки шерсти многократно прокалываются специальными иглами, которые способствуют сцеплению ворсинок между собой. При этом получается объёмное изделие: игрушка, сувенир или бижутерия. Подобная технология позволяет также наносить узор и декорировать уже готовые вещи.

Техника валяния шерсти также называется фелтинг и фильцевание. Она используется для того, чтобы создавать различные декоративные изделия из непряденой шерсти. Например, при помощи валяния можно изготавливать детали одежды, игрушки, украшения и т.д. Валяние выполняется только из натуральной шерсти. Наиболее удачным выбором для валяния станет мохер и шерсть альпака. Остальная пряжа может не подойти. Поэтому прежде чем начать валяние, нужно проверить пригодность выбранной вами пряжи. Возьмите небольшой кусок нитки, комкайте его в ладошке, добавьте мыло и воду, и в течение некоторого времени потрите в руках. После этого тщательно смойте мыло и потрите вновь. Если через пять минут после этого пряжа начнет сжиматься и цепляться волокнами, то это значит, что она пригодна для валяния, в противном случае выберите другую пряжу.

Мокрое валяние подразумевает использование мыльного раствора и расправленных прядей шерсти. В тёплой воде лёгкими массирующими движениями добиваются соединения отдельных слоёв в общее полотно. Понятно, что изделие получается плоским, и из него можно изготовить одежду, плед или панно.С недавнего времени очень популярной стал нунофелтинг (от японского «нуно» - ткань). Это разновидность мокрого фелтинга, позволяющая комбинировать традиционную шерсть с тонкими или рыхлыми натуральными тканями. Новый вид ткани даёт возможность создавать шарфы, шали и другие авторские изделия.

Секреты технологии

Главное, что необходимо для сухого фальцевания - это гребенная лента и набор иголок. Чтобы не пораниться во время работы, будущее творение необходимо держать на основе: толстой губке из поролона или специальной щётке. В целях экономии дорогого расходного материала внутренний каркас делается из ваты или синтепона.

Для этого вида рукоделия иголки используют различные по форме и толщине, а также по направлению зазубринок. Такой инструмент может быть в виде треугольника, четырехгранной звёзды или короны, крученным или обратным. У самой тонкой иглы диаметр рабочей части равен 43. Её используют на заключительном этапе работы. Наиболее толстый инструмент с диаметром 19 применяется в самом начале валяния. Если предстоит большой объем работ или нужно ускорить процесс, то используется ручка-держатель для 4–7 игл.

Для мокрого фильца, помимо самой шерсти, требуются:

  1. Мыльный раствор (из любого кускового или жидкого мыла).
  2. Сетка (под штукатурку, антимоскитная, из тонкого трикотажа или тюля).
  3. Коврик (резиновый с рифлёным узором, бамбуковый или упаковочная плёнка с воздушными пузырьками).

На коврик аккуратно выкладывают шерсть. Первый слой базовый, затем - фон и верхний слой - рисунок. В процессе работы шерсть даёт усадку, поэтому изначально размер изделия должен быть приблизительно на 25% больше, а толщина - в 4 раза превышать планируемую. Волокна равномерно укладываются крест-накрест без просветов, а сверху накрываются сеткой. Она предохранит узор от расползания и поможет зафиксировать слои. Изделие смачивается тёплым раствором (можно использовать пульверизатор) или аккуратно натирается мылом.

На начальном этапе валяния движения должны быть очень осторожными. «Лёгкий массаж» руками или виброшлифовальной машинкой нужно постепенно усиливать. Чтобы руки лучше скользили, можно надеть целлофановые перчатки. Когда сетка отойдёт от полотна, ее можно снять, перевернуть шерсть и продолжать фальцевание. Шерсть можно мять, заворачивать и месить как тесто. Готовый войлок необходимо прополоскать и сушить не выжимая в разложенной виде.

Иглы для сухого валяния делают из стали. Благодаря этому они во время работы не гнутся. Когда вы втыкаете иглу в шерсть, то насечки на её нижней части зацепляют волокна шерсти и проталкивают их в нижние слои. Так получается спутывание шерстяных волокон.

Валяние или фелтинг - популярная и очень интересная техника, используя которую можно создавать разнообразные фигурки, украшения, предметы интерьера и аксессуары. Это оригинальный микс скульптуры и рукоделия, позволяющий максимально раскрыться творческой фантазии автора.

Сейчас можно найти массу пособий и мастер классов, посвященных технике сухого валяния, однако разбирая конкретные примеры, авторы часто упускают технические рекомендации общего характера и тонкости мастерства, на которые стоило бы обратить внимание начинающим мастерам. В этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы, возникающие у тех, кто мечтает освоить технику сухого валяния, и поделимся некоторыми профессиональными секретами.

Выбор материалов для валяния

Как и в любом ручном труде, выбор материалов для валяния занимает немаловажное место. Для начала работы вам понадобиться не так много материалов, однако к их выбору следует подойти осознано, а не покупать первые попавшиеся на глаза в магазине, предметы.

Подложка

Наличие подложки - важный аспект техники безопасности при валянии. Она должна защитить как ваши пальцы, так и поверхность рабочего стола от возможных проколов. Можно приобрести в магазине товаров для рукоделия толстую войлочную подложку или специальную пластиковую щетку для фелтинга. В качестве альтернативы подойдет обычная банная губка из толстого поролона.

Войлочная и поролоновая подложки, иглы, непряденая шерсть

Именно в специальных граненых иглах - секрет превращения бесформенного мотка шерсти в плотную и изящную фигурку. Иглы для валяния производятся из закаленной стали и имеют специальные зазубринки, которые цепляют тонкие волоски непряденой шерсти, крепко переплетая их между собой. Для работы понадобится несколько игл, которые различаются как по толщине, так и по виду сечения.

Памятка: на сегодняшний день существует 2 стандарта нумерации игл для валяния. По международной маркировке большему номеру иглы соответствует более тонкая игла, по отечественной классификации, все наоборот.

Иглы с треугольным сечением обычно толще и подходят для начальных этапов валяния, звездчатые - для финишной отделки и работы над мелкими элементами.

Для работы понадобятся минимум 3-4 иголки (номера указаны, согласно международной классификации):

  • толстая игла с треугольным сечением № 36 (для первичного приваливания)
  • средняя игла для промежуточных этапов работы № 38
  • звездчатая игла для финишной отделки № 40

Памятка: будьте аккуратны при работе с иглами, иглы острые и хрупки, и могут не только легко ломаться на кончике, но и повредить пальцы. Поначалу можно заклеить большой и указательный пальцы лейкопластырем, чтобы защитить их от возможных уколов.

Шерсть для валяния: кардочес (серый) и гребная лента

Для валяния вам потребуется натуральная непряденая шерсть разных цветов (обычно используется овечья шерсть). На сегодняшний день различных вариантов шерсти в магазинах очень широкий выбор, со временем вы сможет подобрать удобные именно для вас варианты.

Основные виды шерсти, подходящие для изготовления фигурок:

  • Кардочес - чесаная, похожая на вату, шерсть с хаотически перемешанными волокнами. Очень удобна в работе.
  • Гребная лента - шерстяная лента с выровненными в одном направлении волокнами. Для валяния игрушек подходит, хотя и менее удобна, чем кардочес.
  • Тонкая и полутонкая шерсть - чаще используется для отделки и создания аксессуаров.
  • Грубая шерсть - грубый пух, используется только для создания основы фигурки.
  • Сливер - неочищенная, грубая шерсть. Применяется только для валяния внутренней части игрушки в целях экономии материала.

Декор и аксессуары

Именно декор и аксессуары придают вашей работе настроение и неповторимый внешний вид.

Использовать в качестве декора можно цветной листовой фетр, пуговки, бисер, ленты, различную фурнитуру. Не забудьте о готовых пластиковых или стеклянных глазках для игрушек. Декор можно пришить, привалять или приклеить к фигурки, в зависимости от материала.

Основы техники сухого валяния

Если вы определились с выбором материалов, пора приступать непосредственно к работе. С чего начать?

Гребная лента и готовый шарик из шерсти

Представьте, а лучше нарисуйте в цвете на листе бумаги свое будущее изделие. Какую бы необычную форму оно не имело, мысленно его можно разложить на более простые составные детали, именно так, частями, и будет валяться фигурка.

Памятка: если вы собираетесь изготовить фигурку выше 15 см, имеет смысл изготовить базовые заготовки основных деталей (туловище, голова) из сливера или грубой шерсти. Это существенно снизит затраты на материал и никак не отразиться на итоговом внешнем виде изделия.

Как подготовить шерсть для валяния?

От общего мотка (особенно, если вы работаете с гребной лентой, которая чаще всего встречается на прилавках магазинов) начинайте отделять отдельные перышки шерсти для будущей детали. Подготовить их следует с изрядным запасом.

Памятка: в процесс работы первоначальный объем шерсти уменьшиться примерно в 3-4 раза!

Отобранные прядки снова разделяем в разных направлениях, пока они не смешаются в полностью однородную массу. Длинные волокна в процессе валяния создают некрасивые борозды, поэтому так важно разделять шерсть на мелкие волокна и перемешать их между собой.





Процесс подготовки шерсти для валяния

Если вам предстоит изготовить две или более одинаковые детали, равные по объему пучки шерсти следует заготовить заранее для них всех. Если вы начнете валять одну лапу, а за другую возьметесь только, когда первая будет полностью готова, шансов изготовить одинаковые детали, у вас очень мало.

Как валять?

Валяние - простой процесс, заключающийся в том, что вы часто втыкаете иголку в клубок шерсти. Волокна переплетаются между собой, а вы руками придаете им нужную форму.

Из бесформенных волокон постепенно начинаем иголкой и руками формировать простые формы, постепенно из детализирую

Основные правила сухого валяния:

  • валять следует всегда на подложке
  • начинаем работу всегда с более толстой иглы, постепенно меняя ее на более тоненькие
  • иголка должна входить в материал перпендикулярно рабочей плоскости, движения должны быть равномерными и достаточно быстрыми
  • во время работы постоянно поворачивайте деталь, обрабатывая одновременно все ее стороны, включая торцы тонких деталей
  • на начальных этапах работы старайтесь плотно свалять сердцевину детали, втыкая иголку глубоко
  • пока шерсть мягкая, придавайте ей нужную форму пальцами, как при лепке из пластилина
  • готовой деталь можно считать только тогда, когда шерсть приобрела ощутимую плотность. Внутри не должно быть пустот, фигурка не должна быть ворсистой и не должна деформироваться от нажатия пальцем
  • если вы планируете соединять одну деталь с другой, оставляйте свободными прядки шерсти в местах соединения

Памятка: если надо изменить размеры детали, пока ее поверхность еще рыхлая, добавьте в нужных местах дополнительные перышки шерсти.

Как соединять детали между собой?

Крупные детали, например, голова и туловище фигурки, часто валяются вместе как единое целое. Более мелкие (лапы, носы, уши, хвосты и т.д.) изготавливаются отдельно. Чтобы детали можно было надежно соединить друг с другом, на концах более мелких заготовок оставляют свободные непривалянные прядки, которые потом тщательно приваливают к основной детали.

Шляпка гриба приобрела углубление. На ножки остались свободные нити для соединения деталей

Как придать изделию законченный вид?

Шлифовка

Если вы соединили между собой все детали фигурки и довольны результатом, пора приступать к заключительному, однако немаловажному этапу работы - шлифовке. Поверхность должная быть плотной, однородной и не ворсистой.

Отделяем от основного мотка шерсти несколько маленьких перышек, разрывая их в разных направлениях, превращаем в легкий пух без длинных ворсинок. Получившееся «облачко» прикладываем к детали и самой тонкой иглой аккуратно приваливаем. Следующее облачко кладем немного внахлест и таким образом прорабатываем всю поверхность фигурки, пока она не станет абсолютно гладкой. Работа трудоемкая и кропотливая, однако без нее изделие не приобретет опрятный внешний вид!

Памятка: узор на поверхности детали делается аналогично, из пуховых «облачков» нужного цвета.

Грибок, поверхность выровнена, детали соединены

Тонировка

Как придать фигурке большую выразительность и подчеркнуть объем? Для этого лучше всего применить технику тонировки, накладывая на форму своеобразный макияж. Для этого можно использовать разведенные водой акриловые краски или измельченную сухую пастель. Последний способ проще и лучше подходит для новичков.

Пастельные мелки (можно использовать вместо них цветные карандаши) мелко крошатся с помощью канцелярского ножа и наносятся на поверхность игрушки сухой, мягкой кистью. Красиель можно слегка растушевать пальцами, создавая мягкие переходы.

Раскрошенные пастельные мелки

Памятка: чтобы придать детали большую глубину, используйте темную тонировку (на 2-3 тона темнее основной поверхности), чтобы придать объем и подчеркнуть выпуклость - более светлые.

Основам техники сухого валяния при желании может любой желающий. Это кропотливый, но чрезвычайно увлекательный творческий процесс, результаты которого наверняка приведут в восторг ваших друзей и близких. Более подробно с этапами работы можно ознакомиться в наших последующих мастер классах, от простого к сложному.

Валяние с помощью пробивных игл представляет собой довольно простой процесс спутывания и пробивания волокон специальными иглами, после чего они соединяются с другими волокнами или материалами. Как плоские, так и объемные изделия изготавливаются несколькими способами, но каждый из них может привести к совершенно другому результату. Сначала попробуйте поэкспериментировать с небольшим количеством волокон и пробивной иглой, чтобы определить, какой из способов вам больше подходит.

Работа с иглами при валянии .

Пробивные иглы для имеют трех или четырехгранную форму. Они очень острые и хрупкие и снабжены зубцами вдоль каждого края. Эти зубцы захватывают волокно по мере движения иглы вверх-вниз через всю массу волокон, благодаря чему те спутываются и сваливаются вместе.

При работе с пробивными иглами вам понадобится надежная поверхность, чтобы удобно было проталкивать иглу сквозь самые нижние волокна или ткань для прочного закрепления волокон на месте. Хорошей рабочей поверхностью могут стать подставка для валяния, подложка из пенопласта, подложка из стиропены или что-то другое, не поддающееся валянию.

Подставка обеспечивает меньшую сопротивляемость процессу с помощью пробивных игл, чем подложка из пенопласта. Процесс заметно облегчается, но задняя сторона изделия получится более ворсистой, чем в том случае, если изготавливать его на подложке из пенопласта. Удачным компромиссом будет подставка для валяния, накрытая старым полотенцем: это обеспечит нужную сопротивляемость и снизит ворсистость. Не забывайте часто поднимать изделие с рабочей поверхности, чтобы волокна не закрепились в подставке для валяния.

Если вы не используете подставку для валяния, желательно надеть на руку, которой будете держать волокна, кожаную перчатку, чтобы избежать болезненных уколов иглой. Будьте крайне осторожны при работе с пробивными иглами - зубцы делают их более опасными по сравнению с обычными иглами.

Валяние рисунков на разных поверхностях. Выполнение войлочных рисунков с помощью пробивных игл сродни живописи. Вы можете воспроизвести рисунок в виде линий, использовать затенение, чтобы показать легкие цветовые переходы, добавить эффект объема путем наслоений или выборочной обработки иглами.

Чтобы создать на поверхности будущего изделия декоративные элементы, нужно пробивать его, погружая в него иглы на 1-3 см. Для нерезкого смешивания оттенков волокон или обеспечения плавного перехода от дополнительных деталей к основе лучше делать неглубокие проколы иглами. Сдвиг волокон под воздействием пробивной иглы применяется для перемещения волокон или разделения оттенков, чтобы они лучше смешивались, но нужно соблюдать осторожность с иглами, так как они очень ломкие. Поверхность изделия получится более прочной, если слегка обработать ее проколами иглы на глубину 6-13 мм.

Для получения глубоких отпечатков или придания изделию объема следует погружать иглы более глубоко, чтобы волокна обрели нужную форму. Если наклонить иглу под углом в 45° к поверхности изделия, тоже можно добиться объемности элементов, а также соединить отдельные участки волокон или обозначить края. Не рекомендуется работать под углом при использовании иглодержателя с более чем одной пробивной иглой, так как это ведет к сгибанию игл и может закончиться их поломкой.

Валяние - перенос рисунка.

Существуют несколько способов переноса рисунка на ваше изделие. Чтобы выполнить проекты вам придется первым делом увеличить рисунок на фотокопирующем устройстве или другим способом.

Перед тем как приступать к с помощью пробивных игл на тканой основе, положите листок копировальной бумаги на фоновую ткань и поместите на него увеличенный рисунок. Обведите все линии рисунка, чтобы они перешли на ткань фона.

Если вы работаете с поверхностью, на которой не видны линии копировальной бумаги, вам понадобится трафарет. При подготовке трафарета для валяния с помощью пробивных игл вам пригодится та часть рисунка, которую обычно выбрасывают. Вырежьте рисунок и используйте окружающую бумагу в качестве трафарета, т. е. вам предстоит работать иглой внутри пустоты от рисунка, а не по его линиям. Сделайте копию рисунка на обычной бумаге или на бумаге для заморозки, а затем вырежьте его.

Приколите бумажный трафарет булавками к изделию, а трафарет на бумаге для заморозки закрепите с помощью утюга. Прикрепите волокна иглами к поверхности изделия, следуя внутренним краям рисунка. После нанесения основного рисунка уберите трафарет и закончите выделение рисунка.

Выполнение рисунка в виде линий.

Нанесение контура - это наилучший способ выполнения повторяющегося , который должен быть каждый раз одинаковым. Вы также можете нанести контур каким-то особенным ярким цветом, чтобы выделить его. Очерчивание контура простого рисунка пряжей является хорошим дополнением к валянию с помощью пробивных игл. Удобно использовать одинарную шерстяную пряжу, потому что на ней не видны проколы иглы. Если вы возьмете крученую пряжу в несколько сложений, то на ней останутся следы иглы, и она будет выглядеть так, словно вы повредили пряжу, пытаясь закрепить ее на нужном месте.

Опытные мастера советуют обрабатывать иглами только боковые края пряжи, чтобы в центре не были заметны проколы игл. Это позволяет получить аккуратную линию, а пряжа слегка приподнимается и создает интересную текстуру. Не отрезайте концы пряжи, пока не уточните нужную вам длину. В любом случае отрежьте чуть больше, чем вам нужно, и накрепко зафиксируйте концы пробивной иглой, чтобы они оставались на месте.

Имеется два способа получения четкого контура рисунка. Первый состоит в размещении небольшого количества волокон внутри рисунка и последующем их закреплении с помощью пробивной иглы, чтобы добиться четкого и чистого контура по краям трафарета. Второй способ предполагает наложение легкого свободного пучка волокон на рисунок, чтобы он заходил за края. Если в вашем распоряжении есть волокна камвольной шерсти, вам придется слегка растрепать их, потерев между пальцами, чтобы они не ложились в одном направлении, а немного спутались.

В данном случае вам понадобится незначительное количество волокон, и они должны быть контрастного оттенка по сравнению с тканью основы. Работайте иглой четко вверх-вниз по контурам рисунка, двигаясь либо вперед, либо назад, либо поступательно, как будто изображаете линию, состоящую из точек. Вы увидите, что волокна начнут выстраиваться в линию.

Убирайте все свободные волокна, которые нависают над бумагой, в центр рисунка и продолжайте двигаться иглой в сторону центра до получения четкого контура. Уберите трафарет и вбейте пробивной иглой оставшиеся волокна в центр. Добавьте еще волокон, которые необходимы для завершения полного охвата.

Переходы оттенков при валянии.

Завершив валяние основного рисунка с помощью пробивной иглы, оттените его путем добавления другого цвета - это придаст рисунку глубину и объем. Для легкого оттеночного эффекта требуется незначительное количество волокон; он не отразится на цвете самого рисунка, но цветовые переходы обретут рельефность.

Распушите небольшое количество волокон и поместите их туда, где хотите слегка изменить оттенок. Пройдитесь иглой от центра к краям, растягивая и размещая волокна так, чтобы получился гладкий переход цвета. Если вы допустите ошибку, можно либо вытащить волокна, либо прикрыть дефект дополнительным небольшим количеством волокон. В этом и состоит притягательность валяния с помощью пробивных игл.

Сочетание оттенков, наложение их друг на друга позволяют создавать сложные и красивые изделия. Если вы хотите придать волокнам определенное направление, возьмите камвольные волокна в том виде, в каком они есть, не распушая их между пальцами. Они сохранят линии направления в готовом изделии.

Добавление объема.

Для того чтобы придать элементу изделия приподнятый или объемный вид, используйте в 2-3 раза больше волокон, чем требуется для плоской детали. Начните с легкой обработки иглой центра детали, чтобы удержать волокна на месте. Затем обработайте края объемной детали, держа иглу под углом в 45° к поверхности изделия, чтобы добавленное волокно оставалось приподнятым, и только край был плотно скреплен с фоном. И слегка приподнятые, и полностью объемные изделия выполняются в одной технике - меняется только количество волокон. Можете изготавливать объемные детали отдельно, а затем прикреплять их к поверхности основного изделия с помощью пробивных игл.

Войлочные фигурки.

Одна из причин, почему валяние с помощью пробивных игл пользуется популярностью, заключается в том, что по данной технологии можно изготовить различные войлочные фигурки. Фантазии в этом случае нет предела, но до того как приступить к выполнению трехмерного изделия, вам потребуется форма основы. В сложных случаях такой формой служит «арматура» из проволоки, для простых фигурок достаточно пучка волокон. Когда форма основы будет готова, на ней начинают создавать готовое изделие.

Каркасные изделия в технике валяние.

Подготовьте из проволоки каркас будущего изделия или в технике валяние. Не торопитесь, хорошенько продумайте форму и сделайте такой каркас, который станет надежной основой для фигурки. Тщательность работы на данном этапе поможет вам сэкономить время и добиться успеха в будущем. Арматура должна сохранять форму изделия и обеспечивать его балансировку, чтобы оно было прочным и устойчивым. Проволока потребуется достаточно длинная, чтобы сформировать конечности человека или животного. Срезанные концы проволоки нужно обязательно завернуть внутрь, чтобы они не выходили сквозь готовое изделие. Оберните готовую арматуру шерстью и начинайте обрабатывать волокна пробивными иглами вплоть до закрепления их на арматуре. В целях экономии используйте для внутренней части фигурки неокрашенные натуральные волокна, которые намного дешевле окрашенных. Нет необходимости валять каждую часть внутренних волокон до получения плотного войлока - тем не менее, волокна должны быть сваляны так, чтобы они закрепились на месте. Когда арматура будет готова, начинайте формировать детали изделия.

Подушечки из волокон.

Основой мягкой фигурки простой формы будет служить из волокон. Чтобы сделать такую основу, сформируйте из достаточного количества волокон шарик размером приблизительно с ваше будущее изделие. В процессе работы иглой периодически помещайте шарик между ладонями, сложенными горстью, и осторожно дышите на него, чтобы согреть волокна и помочь им слегка схватиться. Обрабатывая волокна, старайтесь придать им форму основы вашего изделия. Когда форма будет готова, приступайте к дальнейшей работе.

Изменение формы основы.

С целью изменить форму основы вы можете начать сильно работать иглой в какой-то части основы и сформировать, к примеру, впадину. Другой способ -слегка пощипать основу до получения нужной формы и обработать ее иглой до закрепления.

Добавление деталей.

Завершив форму основы, дополните ее другими объемными деталями. Детали нужно сформировать заранее, после чего закрепить их с помощью пробивных игл на местах. Чтобы добавить детали, можно намотать шерсть вокруг палочки, а затем снять с нее. Попробуйте также сворачивать волокна для получения трехмерных форм и прикреплять их к основе путем обработки краев иглой. Если вы решите добавить к изделию какую-то деталь, обязательно оставьте про запас небольшой пучок несвалянных волокон.

Цветовые переходы при валянии.

После завершения объемных элементов изделия самое время заняться отделкой его поверхности. Можете добавлять оттенки в любой момент работы, но ощутимые изменения лучше вносить перед финалом. Цветовые оттенки наносите прямо на детали изделия, которые вы присоединяете к основе. Смешивайте оттенки перед внесением их в эти детали. Чтобы лучше выделить детали, раскрасьте готовое изделие красками.

Иглы для валяния. Информация для начинающих

Валяние (фелтинг) сегодня довольно популярно среди рукодельниц. Вещицы и игрушки из шерсти изготавливают и взрослые, и дети. Шерстяные поделки несут тепло и радость, а уж какой восторг вызывает сам факт того, что ты держишь в руках настоящее произведение искусства, которое еще вчера было бесформенной массой волокон!

Поговорим о сухом валянии, когда используются специальные иглы. Работая с шерстью в этой технике, сложно испортить изделие. Всегда есть возможность подправить: добавить или убавить объем, привалять деталь, убрать лишнее.

Иглы для фелтинга представляют собой острые металлические инструменты, по всей поверхности которых расположены зарубки. Виды игл различны, и каждый из них имеет свою сферу применения, свою функцию.

Какие иглы нужны для валяния

Вообще, свалять небольшую игрушку можно и одной иглой, любой. Вопрос только в том, сколько времени и сил вы на это потратите, и какого качества получится изделие. Любой мастерице хочется, чтобы ее рукотворные чудеса были действительно чудесами, а их изготовление не превратилось в изнурительно-однообразный процесс. Поэтому для работы понадобится несколько игл, отличающихся толщиной и формой сечения.

Виды игл для валяния

По толщине иголки для валяния варьируются от толстых (грубых) до тонких. Этот параметр определяет номер иглы. Чем толще она – тем меньше число. Так, самая грубая игла имеет номер 19, самая тонкая – 42. Иногда можно встретить и маркировку «№43», эту иглу называют ультратонкой. Самое начало работы всегда выполняется грубой иглой, основная ее часть – средней, а тонкая иголка нужна для окончательной проработки деталей и выравнивания поверхности.

Иглы могут иметь сечение в форме:

  • бриллианта
  • треугольника
  • конуса
  • цилиндра
  • трехлучевой звездочки
  • четырехлучевой звездочки

Наибольшей популярностью из них пользуются звездчатые и треугольные.

Также этот инструмент может иметь прямые и обратные насечки. Прямые иглы впутывают верхние шерстинки вглубь изделия, сваливая их плотнее, обратные же, наоборот, нижние шерстинки из глубины вытаскивают наружу. Таким образом можно создать эффект меха, что особенно уместно смотрится на фигурках животных. А еще обратными иглами можно свалять поверхность в труднодоступном месте – внутри сгиба, например. Там, где сложно достать, и тем более, работать прямой иглой. Обратной иглой проходят изделие насквозь и дорабатывают детали.

Как выбрать иглы для валяния

Выбирать иглы надо исходя из своих целей. Что вы собираетесь валять? Если это будут гладкие изделия несложной формы, то достаточно прямых игл толстой, средней и тонкой. Если планируется изготовление шерстяного пушистика – не обойтись без обратной иглы.

Иглы с сечением «звездочка» сваливают быстрее и плотнее, чем с треугольным сечением. Поэтому для объемных вещей лучше предпочесть их. Для маленьких вещиц это не принципиально. «Звездочкой» удобно производить финишную отделку – она аккуратно сгладит все неровности и не оставит на поверхности предательских дырочек.

Как пользоваться иглой для валяния

Иглу для валяния можно использовать и саму по себе, держа пальцами за тупой конец, однако это не совсем удобно. Лучше всего фиксировать ее в специальном держателе с эргономичной ручкой. Это ускорит процесс валяния и позволит вам работать с большим комфортом. Некоторые иглы продаются уже в держателе.

Перед работой необходимо подготовить поверхность, на которой будет помещаться сначала шерсть, а потом и изделие в процессе своего создания. Многие рукодельницы пользуются для этой цели поролоновой губкой.

Это дешево, однако минусы губки перевешивают ее единственный плюс. Губку можно проткнуть насквозь и либо сломать иглу об стол, либо (если поролон лежит у вас на коленях) получить травму. После недолгого времени использования, мелкие кусочки поролона начинают отрываться и приставать к изделию. Работая обратной игрой их и вовсе можно случайно привалять к нему.

Наилучшим вариантом будет использование специальной щетки для валяния с длинным жестким ворсом и плотным основанием. И вы будете целы, и иглы.

Приятного рукоделия!

Внимание! Данная статья написана эксклюзивно для сайта www.happy-kids.ru. Полная или частичная перепечатка данной статьи запрещена.

Что еще почитать