Как ведут себя американские дети. Особенности воспитания детей в россии. Говорить и обсуждать можно долго


Американское образование и воспитание глазами русского учителя. Что меня поражает в Америке? То, что по сравнению с Россией здесь «все наоборот». В семье родился ребенок. Папа присутствовал при родах, помогал, участвовал. «Мы рожали». Дитя сразу же приезжает в свою, заранее приготовленную для него, комнату, чтобы своим присутствием не мешать родителям вести привычный (по возможности) образ жизни. Соску лучше не давать. Надо вместо этого научить сосать пальцы, если еще не умеет. Зачем пальцы? Как зачем? Чтобы был независим от взрослых, вдруг соска выпадет, а подать-то и некому.

Независимость превыше всего. Начинается она от рождения. Будет свято взращиваться всю жизнь и заботливо оберегаться до самой смерти. А сейчас пусть дитя приучается себя успокаивать сам. У меня в школе 6 -- 7-летние дети сосут пальцы. Как замечтаются или расстроятся, так сразу большой пальчик в рот.

В кроватку к ребенку кладется плюшевый мишка или еще какая-нибудь мягкая игрушка. Дитя будет спать с ней иногда до... совершеннолетия. Друг моего старшего сына не забывал захватить своего сильно истасканного мишку, когда приходил к нам с ночевкой, лет так до 13 как минимум. Часто эту роль выполняет детское одеяльце или пеленка: у меня в школе семилетняя девочка не расстается со своей детской пеленкой. Взрослые говорят, что это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, так ему не очень одиноко в этом мире.

Здесь очень много говорят о синдроме внезапной детской смерти, еще его называют колыбельной смертью. Ребенок умирает от удушья. Случается это без какой-либо видимой причины в возрасте до года, во время сна и, что главное, в кроватке. Это никогда не происходит на руках. Если находиться рядом и при сбое дыхания ребенка взять на руки, дыхание восстанавливается и ничего не происходит.

Предлагаются разные решения этой проблемы, много обсуждается поза, в которой лучше укладывать малыша, на животик, на спинку или на бочок. При этом ребенок оставляется на ночь в другой комнате. Взять его к родителям нельзя, ведь им надо заниматься сексом, а при ребенке, даже новорожденном, это по местным понятиям совершенно недопустимо.

Американский пуританизм в его современном виде в совмещении с ранним посвящением (лет так с 12 -- 13) в секс, практикуемый как вид спорта, -- нечто совершенно особенное и интересное само по себе. Вернемся пока к воспитанию детей.

Дитя растет, его заваливают игрушками в невиданных по российским понятиям количествах. Сколько подарков приносит Дед Мороз на Новый год? Здесь на Рождество Санта принесет маленькому американцу штук 5 или 6, столько же будет от мамы с папой, есть еще родственники, бабушки и дедушки. Если судить о любви по количеству того, что приобретается за деньги, то американские родители, наверное, самые любвеобильные на свете.

Интересно наблюдать за детьми, разрывающими красивые обертки с подарков под елкой и недовольно отбрасывающими их после этого в сторону. Столько ожиданий и столько разочарований! Угодить очень трудно. Поэтому заранее составляется список всего, что хочет в данный момент левая нога. Такой же список составлялся и родителями малыша, когда те женились. Они шли в магазины и вносили там в компьютер все, что хотели бы получить в подарок на свадьбу, потом приглашенным давали список магазинов, и они могли выбрать там подарок, заранее выбранный молодоженами. Если же упрямые гости проявляют своеволие, то их непрошенные дары часто просто сдаются обратно в магазин. После Рождества такие возвраты тоже очень распространенное явление.

Обычно в каждом «школьном районе» есть несколько начальных школ, одна «средняя» и одна «высшая» школа. Чаще всего все они разбросаны по всему району. Обучение начинается с полных пяти лет. Нулевой класс называется «детским садом», за ним следуют еще четыре или, в некоторых районах, пять. Следующий этап -- 6 -- 8-е классы. Эта школа называется «средней», располагаться она будет в другом здании. С 9-го по 12-й класс -- «высшая школа», здание опять же другое.

В школе, которую окончил мой старший сын, с 9-го по 12-й класс обучалось полторы тысячи человек. В его классе было человек 300. Не то чтобы они все вместе присутствовали на каком-либо уроке, просто класса как такового у них вообще нет: начиная со средней школы, они идут на каждый урок в разном составе. Собственно, тасовать их начинают с детского сада.

Каждый год всех заново перемешивают и дают нового учителя. Учителя, как правило, преподают только на одном уровне, например только в первом или во втором классе, и так далее. Бывают и исключения, но редко. На мой вопрос директору школы, где обучался в то время мой старший сын, зачем их перетасовывают, мне ответили, что делается это для того, чтобы дети знали как можно большее количество детей и не привязывались к кому-то конкретно. «Ничего, что они в этом году оказались с другом в разных классах. У вашего сына будет много новых друзей! Это еще лучше!»

Привязанность здесь -- скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и ДЛЯ СЕБЯ -- самое главное. А вот агрессивность -- положительное, означает силу, напористость, умение добиваться СВОЕГО -- это качества лидера. А зачем меняют учителей? А это чтобы, если тебе плохой учитель достался, так на следующий год его уже не будет. А в одном только классе они преподают, потому как это легче делать. Узкая специализация. Представьте себе учителя математики, разбирающегося в основном только в алгебре для 6-го класса.

При системе, где дети на каждый урок идут в разном составе, и перемены только 3 минуты, чаще всего глубоких дружеских отношений не образуется, хотя бывают опять же и исключения.

Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», -- говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Встречаются «друзья» для того, чтобы что-то делать вместе.

Например, поиграть в баскетбол или на компьютере, съездить в магазин. Если погода плохая, пойти некуда, новых компьютерных игр нет, то и встречаться незачем. На мой вопрос старшему сыну, имевшему в «друзьях» полрайона семиклассников, почему он сегодня, в субботу, сидит дома и не позвонить ли ему Джордану или Стиву и не позвать ли их к нам, я могла услышать что-то типа «да на улице же дождь и в баскетбол не поиграешь» или «мы уже побили все игры, которые у нас есть, и теперь у нас делать нечего». Короче, просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия. Ситуация несколько изменится, когда одним из таких занятий станет секс.

Дело это все же не такое простое, как игра на игровых приставках, тут хочешь не хочешь, а общаться приходится, поэтому начинают встречаться и собираться почти что «просто так». От друга многого не ждут, претензий не имеют, особой верности не хранят. Друзья часто меняются без особых трагедий.

Еще одна интересная деталь, которая не перестает поражать меня в школе, где я работаю. Дети рассаживаются в классе сами, группами, с теми, с кем дружат. Начинаются болтовня и игры, списывание, что и понятно, делаешь кому-то замечание, и тут все сразу же начинают сваливать на «друга», причем так горячо обвиняют его во всех возможных грехах, что кажется, больше уже никакой дружбы между ними и быть не может, ан нет, все остается без изменений. «Друг» поступит в подобных обстоятельствах так же. Всем, безусловно, понятно, что своя шкура ближе к телу. Обижаться тут не на что.

Индивидуализм проповедуется и воспитывается яростно, хотя результат чаще всего бывает обратный. Мне понравились фотографии, сделанные старшеклассниками моей школы во время поездки в Питер. На девяти из каждых десяти фотографий были... сами дети, не дети на фоне, скажем, Невского или на Дворцовой площади, нет. Дети в аэропорту, дети в комнате, дети где-то там еще, трудно сказать где. Главный объект фиксируемой в данный момент истории не новая, чужая страна, не они сами в этой стране, ТОЛЬКО ОНИ. На стенде в школе, где учился мой сын, висит стенная газета с фотографиями поездки во Францию. И что же? Кроме Эйфелевой башни, одни американские мальчики и девочки то в столовой, то в аэропорту, то в комнате в отеле, где они жили... И при всем при этом, что касается индивидуальности, то именно ее-то чаще всего и не хватает американцам.

Сравнивая русских, ливанских и американских детей, я могу сказать, что у первых и вторых гораздо больше индивидуальности как в одежде, интересах, манере себя держать, так и во взглядах. В 1991 -- 1992 годах я преподавала в университете курс по русской культуре. При обсуждении на уроке любой темы в классе самое большее было два мнения. Отличались они друг от друга так же, как отличаются позиции демократов и республиканцев. Молодое население оставалось строго в партийных рамках. Поражала при этом пассивность аудитории. Расшевелить их, вызвать интерес к чему-то, не имеющему непосредственного отношения к их быту, было очень трудно. Больше всего это напоминало недавно оставленный мною Советский Союз. Разница была только в том, что там свое мнение публично высказывать просто боялись, но все же его имели, здесь же идеология не спускается сверху, ею пропитаны сами массы.

В полном смысле «народ и партии едины». Мне даже один раз угрожали на уроке. На мое замечание, что неплохо было знать немного о тех странах, куда Америка без конца сует нос, студенты спросили меня, не боюсь ли я, иностранка, делать такие замечания, ведь это звучит как-то «против их страны». Я выразила удивление и поинтересовалась, что случилось со «свободой слова».

Знаете, как у нас относятся к ябедам? В Штатах же ябедничать старательно приучают с детства. При возникновении любого конфликта надо сразу же прибегнуть к помощи взрослых. Если ты ответил ударившему или оскорбившему тебя, то неважно, кто прав или виноват, а наказаны будут оба и при этом одинаково, разбираться в этом никто не будет, каждый ответит за свои личные действия, чем бы они ни были вызваны. И это не только у детей. Ябедничать вменяется в обязанность каждого гражданина. Увидел, что где-то кто-то от правил отступил, -- сообщи, выполни свой гражданский долг. Неважно, кто это сделал, друг или родители, сообщи, чтобы вовремя были приняты меры.

В возрасте семи лет старший сын, придя как-то из школы, заметил, что, мол, «будете кричать на меня, уроки заставлять делать, позвоню в полицию, нам сегодня учительница сказала, что, если нас дома обижают, надо набрать 911, придет полиция и разберется». Через десять лет, когда 7 лет исполнилось младшему сыну, он, наблюдая наши попытки заставить старшего брата заниматься, просто взял и набрал эти самые 911, потом, правда, испугался, повесил трубку, но нам сразу же «оттуда» перезвонили. На вопрос, зачем он это сделал, ребенок сказал, что это потому, что мы на брата кричали, а в школе им сказали, что надо делать в этом случае.

Сын моей местной русской подруги тоже угрожал своим родителям привлечением полиции к разрешению конфликта поколений и тоже примерно в 7 лет. А уж о том, что происходит в школе, и говорить не приходится. Исключение составляет только такая вещь, как наркотики. Тут будут хранить молчание. Дело это серьезное, за это могут убить.

Разорвина Анна Сергеевна, аспирант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Россия, г. Ульяновск

Некоторые особенности семейного воспитания в США

Исторически сложилось так, что Россия – страна, находящаяся между востоком и западом, во многих сферах жизни перенимает черты, свойственные как восточному, так и западному укладу жизни. В данной статье рассмотрим некоторые значимые аспекты семейного воспитания в США, выявим различия и, возможно, черты, которые можно было бы перенести в новую российскую действительность, поскольку формирование целостной системы семейного воспитания в нашей стране еще продолжается .

Ведущее место в семейном воспитании отводится США как стране с современными концепциями в этой сфере, поэтому сегодня с целью дальнейшего использования в нашей стране целесообразно изучение идей и достижений американской педагогической мысли семейного воспитания.

Главной тенденцией современной американской педагогики стала активизация взаимодействия школы с родителями и семьей вообще. Заметным признаком деятельности многих социальных работников и педагогов США является их стремление придать совместной деятельности школы и семьи системный характер. Современная американская исследовательница Лилиан Кац (L. Katz) выделяет 7 основных разногласий между матерью и учителем в восприятии ребенка. Например, она отмечает, что «родители, безусловно, любят своего ребенка как индивидуальность, в свою очередь, учителя имеют возможность рассматривать этого же ребенка и его индивидуальные особенности в условиях группы». То есть они видят ребенка по-разному, с разных сторон, а чтобы увидеть его в целом, следует объединить усилия родителей и учителей.

Говоря о родительском просвещении в США следует отметить, что на данный период оно достигает очень высокого уровня. Социальные и педагогические работники проводят специальные курсы семейного воспитания для родителей, на всех уровнях (школа, микрорайон, город и др.) действуют родительские ассоциации, организуется благотворительная деятельность, проводится работа с неблагополучными семьями. Также в США действуют родительско-учительские ассоциации, работа которых включает лекции для родителей, групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями, посещение детей на дому и так далее .

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Привязанность здесь – скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и для себя – самое главное, поэтому у детей поощряется агрессивность, напористость и умение активно отстаивать свою позицию. Считается, что такими качествами обладает настоящий лидер, а это качество приветствуется в американских воспитательных учреждениях. Детям разрешается спорить и с родителями, и с учителями, но для индивидуалистов-американцев это всего лишь форма выражения собственного мнения и активного восприятия того, что слышишь, так же как и способ утвердиться в своих правах . Общеизвестным является факт того, что уровень требований в американской школе ниже, чем в российской, сами программы значительно сокращены (американские школьники отстают от российских на 2-3 года в математике и естественно-научных знаниях, хуже знают литературу и историю). Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) не сильно беспокоят американских родителей, считается, что когда придет время, ребенок всему научится. Неуспевающим в школе уделяется меньше внимания, учителя больше занимаются с хорошими учениками, между ними развита сильная конкуренция. Позиция такова: изначально в классе равные условия для всех, но одни пользуются ими сполна и добиваются успехов, а другие не могут или не хотят, зачем же учителю тратить на них лишнее время? Главное, чтобы они не чувствовали себя неудачниками, учителю нужно помочь им выбрать специальность, не требующую высокого уровня образования. Набор предметов в американской школе может удивить наличием таких курсов как искусство общения, убеждающая аргументация, сексуальное просвещение, искусство упаковки вещей и других.

Воспитание в семье – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети, но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками. Кардинальное отличие американской семьи от русской заключается в том, что в русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок – все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький, а в американской семье «главой» является семейная пара.

Забота американских родителей о физическом здоровье ребенка является заботой номер один, при этом они достаточно равнодушно относятся к прогулкам на свежем воздухе, очень редко можно увидеть в парках женщин с колясками, практически нет детей, гуляющих самостоятельно, исключения составляют игровые площадки с детскими спортивными сооружениями. Там дети получают первые навыки физических упражнений, которые помогают им плавно перейти к настоящим спортивным занятиям. Спорт – это образ жизни в американской семье, можно даже сказать, что спорт – это Бог в американской системе воспитания.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению, все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры . В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, и чтобы их дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания. В США нет системы дошкольного образования с программой воспитания и обучения, обязательной для всех регионов, но есть отдельные Дневные центры ухода за ребенком– Day Care Center, которые имеют самый разный статус (частные, муниципальные, университетские, принадлежащие крупным корпорациям или фондам и т.д.), плата за их посещение различна, но, как правило, высока. Тем не менее, есть 2 важных черты, присущие всем этим центрам – внешняя неприглядность и даже аскетичность внутреннего устройства и крайне доброжелательная атмосфера и терпение воспитателей. Воспитатель обязан создать у ребенка стойкое уважение к самому себе, он не боится перехвалить воспитанника, а вот создавать у ребенка чувство вины – очень плохой путь воспитания.

Бабушки в США, как правило, не отягощены заботами о внуках, во многом такое отношение происходит из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и т.к. они сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому часто внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит очень дорого, и большинство семей просто не может себе этого позволить. Но и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих детей тепличные условия. Детям предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому их нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США – женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегальные), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение .

Американские родители на каждом шагу советуются со своими детьми, обсуждая с ними разные вопросы, детей с раннего возраста приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти будут сегодня на обед или куда поехать отдохнуть. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, рано привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и как разнообразить свой досуг. Трудовой этике детей обучают с малых лет, путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги) и ребенок, из какой бы семьи он ни был, познает прелесть финансовой независимости. Уже в 13-14 лет школьник совершенно официально поступает на работу, где он занят несколько часов в день (чаще всего это официант в кафе или продавец, посудомойка в ресторане или мойщик машин, помощник в библиотеке или компьютерном зале). Как только дети подрастают, они уезжают из родительского дома и чем дальше, тем лучше. Они должны один на один встречаться с трудностями и уметь их преодолевать, сами зарабатывать на жизнь и лишь в чрезвычайных обстоятельствах обращаться за помощью, и совсем не обязательно получат эту помощь – родители могут отказать из педагогических соображений. Нам такие методы кажутся достаточно жесткими, спартанскими, но они дают результаты – молодые американцы вырастают уверенными в себе, независимыми и способными самостоятельно решать большинство своих бытовых проблем, т.е. приспособленными к жизни. Здесь мы наблюдаем резкий контраст с Россией – в нашей стране родители не спешат отпускать своего ребенка из-под своей опеки достаточно долго, стараются помогать им на протяжении всей жизни насколько это возможно, а совместное или близкое проживание родителей и детей для большинства является желательным.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию. Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников, любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью запретны.

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе преобладает мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны родителей, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и. т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и других удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). Таким образом, лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей. Именно этим и отличается американская система воспитания от русской, где до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка .

В заключение нужно сказать, что американская система воспитания может дать обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно, но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.

Литература :

    Валеева, Н.Ш., Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №4.

    Жуков, В.И. Семья и семейное воспитание. Кросс-культурный анализ на материале России и США,РГСУ , 2009 г.

    Петров,C. Воспитание по-американски: от пуританства к узаконенной свободе. // Мама и Малыш. 2005. №5. с. 10-16.

Американца можно узнать издалека: по раскованности, неспешности, умении достойно выходить из неприятных ситуаций и непременной «американской улыбке». Они очень законопослушны внешне и свободны внутренне.

Дело в воспитании?

Мы не имеем в виду страны латинской Америки, – возьмем только США – в конце концов, именно они породили Спока, Серзов и других известных гуру воспитания.

Как воспитывают детей в среднестатистической американской семье?

Семейные традиции

Говорят, нет понятия «американская нация» - и частично это верно, ведь страна молодая, и состоит в основном из иммигрантов и их потомков. И их менталитет – результат слияний разных менталитетов и культур. Тем не менее, семья для американцев – наивысшая ценность. Хотя создавать ее здесь не спешат – считают, сначала нужно самим встать на ноги, получить образование, устроиться на хорошую работу. Проще говоря, концепция такова: есть деньги–есть возможности–можно обзаводиться потомством. Потому средний возраст вступающих в брак в Америке – около 30 лет, а рожают детей женщины впервые все ближе к 40 годам – и не менее 2-3 детишек-погодок. Считается, одному малышу трудно расти среди взрослых, а детей-погодок растить легче: у них одинаковые интересы.

Отцы и дети

Американские дети, как правило, просто-таки купаются в заботе родителей, не обделены вниманием, а семейные походы на природу, пикники, экскурсии и загородные уикенды – традиция подавляющего большинства американских семей. Есть даже понятие «family day» - это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Кроме того, детишек, даже грудных, родители берут с собой всюду: в парк, в гости, в ресторан, на вечеринку, в путешествия – и это воспринимается обществом абсолютно нормально.

Мало того, в нем, обществе, все для этого приспособлено: всюду есть детские стульчики, пеленальные столики, детские комнаты. А в музеях многие экспонаты можно (и нужно) трогать руками – они рассчитаны на детей. Есть даже специальные музеи - «детские» (Children’s Museums). А вот бабушкам-дедушкам детей в Америке не принято оставлять. Считается: дети – это проблемы родителей, и коль семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Американские бабушки вообще не обременены заботой о внуках – они с удовольствием пользуются своим заслуженным отдыхом. Родители чаще всего, если есть необходимость, нанимают беби-ситтера – но это достаточно дорогое удовольствие (около7 у.е. в час).

Странности воспитания

Об отцовстве

В связи с распространенностью гражданских браков Федеральный закон США требует официальной приписки каждого биологического отца к своему отпрыску: женщина обязана заполнить анкету с данными потенциального отца, которому посылают уведомление с требованием сдать кровь на ДНК – добровольно либо принудительно, в судебном порядке (даже если он проживает с матерью ребенка). Если ДНК совпадают, отцу присуждают платить алименты ребенку – 1/3 зарплаты.

О наказании

По законам США за любые «неправомерные» действия родителя ребенок может подать на него в суд с последующими мерами вплоть до лишения родительских прав или свободы. И даже лишение сладкого и прочих удовольствий в качестве наказания может расцениваться как abuse (противоправные действия). Потому лучшее наказание – беседа. Законом также карается, если родители оставили ребенка до 12 лет одного дома или в машине.

О самостоятельности

Неотъемлемая черта американца – установка на полную самостоятельность с 18 лет. Как правило, после поступления в колледж лет ребёнок уже не живёт с родителями (живет в общежитии, либо подрабатывает и снимает квартиру), иначе рискует прослыть лузером.

О мобильности

Средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни. Зато на Рождество 25 декабря и День Благодарения 26 ноября американцы собираются всей семьей с разных концов континента, чтоб побыть в кругу близких.

О гордости

Американцы гордятся своей мультикультурностью, и в то же время – принадлежностью к американской нации – даже в подготовительном классе школы ежедневно занятия начинаются с хорового прочтения «Клятвы на верность США».

Дошкольники

Формальных детсадовских структур в Америке не так много, и стоят они подчас дороже, чем беби-ситтеры. Да и попасть туда сложно – официально они открыты только для малообеспеченных, оплачиваются казной штата. Подавляющий контингент – дети рабочих мексиканских и черных кварталов. И еду, как правило, в сад нужно приносить свою. Частные сады и, тем более, ясли (nursery) – вообще удовольствие для людей с хорошим достатком.

Зато очень распространены различные клубы-развивалки, «домашние» детсады (в которых одна мама остается на день с несколькими детьми) и различные неформальные объединения. Главная их функция – не развитие детей, а совместное времяпровождение и общение «по интересам». Потому дошкольное воспитание, как правило, сводится в основном к семейному. А обучать детей «по-настоящему» начинают только в подготовительном классе при школах.

Школьники

Учиться ребенок начинает с 5 лет – когда поступает в подготовительный (нулевой) класс при школе – там им занимаются профессиональные педагоги. Это необязательно и бесплатно. Теперь ребенка ждут 12 лет обучения. Частные школы, как правило, готовят к поступлению в престижные вузы и часто работают по принципу интерната, принимая учеников на конкурсной основе и со всех уголков страны.

Особенности американских школ

1. Четкое деление на категории:

Elementary School: начальная школа: 1-4 (5) классы.
-Middle School: средняя школа: 5 (6)-8 классы.
-High School: старшая школа: 9-12 классы.

Каждый уровень предусматривает отдельное здание, администрацию и преподавательский состав.

2. Возможность выбора учеником дисциплин в рамках определенных категорий по склонностям (например «технологии», «искусство», «иностранные языки»). Факультативно можно посещать курс сексуального воспитания. Это формирует чувство свободы уже в раннем возрасте и осознанный подход к учебе. Кстати, атмосфера на уроках тоже свободная.

3. Обилие различных воспитательных, развлекательно-познавательных и оздоровительных мероприятий, регулярные костюмированные представления, утренники.

3. Ориентация на индивидуальность, а не на коллектив: в старшей школе классов, как таковых, не существует – на каждом уроке они разные, а в обучении делается упор на практические знания и навыки.

4. Удобство – детям: в школу их возит школьный автобус, не надо носить портфели – все необходимое хранится в индивидуальном шкафчике-lockerе с замком.

5. Отметки выставляются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительная.

Студенты

Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. Особенно это касается частных вузов (Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд). Чем отличается университет от колледжа? И там, и там учатся 4 года, но в колледже научная работа, если она есть – на втором плане. Вступительных экзаменов, как таковых, не существует – выпускники проходят единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). Кроме того, необходимо заполнить специальную анкету, где указываются не только школьные оценки, но и «внеклассные» интересы, достижения, подаются рекомендации от учителей. Главное – поступить в вуз, факультет же можно окончательно выбрать в процессе обучения.

Иногда к основной специальности можно добавить дополнительные. Обучение в основном платное, но малоимущим, если они успешно прошли все тесты, платят стипендию. После 4-летнего обучения студенты получают степень бакалавра – undergraduate level. Затем можно учиться дальше еще 2-3 года, чтобы получить степень магистра или доктора философии, медицины, права. Это уровень graduate level, соответствующий нашей аспирантуре. Затем еще через два года можно получить, например, степень MBA (Master"s of Business Administration) или заниматься дальнейшей научной работой. В США высокий уровень образования гарантирует более высокий уровень доходов: американец со степенью магистра или доктора, зарабатывает, в среднем на треть больше, чем бакалавр.

Конечно, по «задорновским» меркам американцы нам – не указ, и в их воспитании и обучении есть свои недостатки, все же некоторые особенности американского воспитания можно взять на заметку.

О своей новой американской жизни, об особенностях менталитета местных жителях о школах и детских садах, медицине и многом другом в США семья Тарановых поделилась с читателями 4mama.

О своем переезде в США

В Америку мы приехали 2 марта 2015 года. Скоро два года, срок совсем небольшой. Мы хотели дать детям лучшее, и Америка - это номер один была для нас. И когда случился резкий скачок доллара - наш бизнес рухнул, в тот момент мы и начали планировать переезд в другие страны (Чехия, Израиль). Нас уже пригласили на собеседование в консульство Израиля, когда мы узнали о выигрыше гринкард-лотереи. В этом плане нам повезло.

Насколько вы верили в выигрыш гринкарты?

Если честно, то мы не сильно верили, что можем выиграть. Но мы хотели увезти детей и дать им больше свободы и спокойствия. Играть в гринкард-лотерею США мы начали после рождения детей, именно они заставили нас взглянуть на вещи под другим углом. Играли 4 раза, но выиграли тогда, когда сомнений о переезде не осталось совсем.

С какими сложностями столкнулись в момент переезда и уже на месте?

Самой главной сложностью был языковой барьер. Английский язык здесь очень отличается от того, что мы учили школе. И если можно было в магазине справиться с нашим уровнем, то в поликлинике это было очень тяжело.

Получить хорошую работу тоже является большой трудностью для людей, которые не являются специалистами высокого класса в чем-то. У нас был свой бизнес, по сути мы торговцы. А в Америке востребованы профессии в других направлениях, таких как IT, бухгалтерия, медицина. Нужно получать американское высшее образование.

Об автомобилях в США

Машина нужна сразу по приезду. Без машины здесь очень тяжело, так как общественный транспорт ходит 1 раз в час, и в некоторых местах маршрут не проложен в принципе. Первое время в магазин ходили с чемоданом на колесиках.

Как дети восприняли переезд?

Дети, конечно же, скучают по своим друзьям в Санкт-Петербурге. Иногда общаются по скайпу, но уже редко. В маленьком возрасте адаптация и привыкание к новой жизни проходят быстро. Наши дети очень коммуникабельные и дружные. В школе их сразу полюбили и окружили вниманием и улыбками.

Сложнее всего было нашей дочке Алисе. В России она еще не закончила программу садика, а в Америке ее сразу взяли в первый класс. В России она всегда была позитивным лидером и пойдя в школу в США столкнулась с проблемами общения. Для нее это стало сильным стрессом. Но мы ей помогли справиться. Мы все: семья и школьные сотрудники.

Какие особенности образования в США

К сожалению, мы не посещали дошкольные учреждения в Америке. Детские сады здесь очень дорогие от 600$ в месяц за одного ребенка. Мы решили подождать полгода до начала обучения в обычной школе. Дети начинают ходить в школу с 5 лет в подготовительный класс. Большую часть времени они играют друг с другом, учатся общению и совместным играм с другими детьми. Начинают проходить цифры и буквы. И все настолько в непринужденной форме, что дети не ощущают дискомфорта или давления.

В американский школах объем знаний внедряют постепенно. Это не выглядит как снежный ком на голову ребенка. Из года в год ребенок начинает получать больший объем знаний. Постепенно подходя к высоким нагрузкам в университетах.

У маленьких детей здесь есть детство, до средней школы так точно. Они свободны. Мои дети могут полдня посвятить себе и играм. Это очень важно в их возрасте. В американской начальной школе нет перемен, их график построен так, что после одного урока у них перерыв на легкий завтрак, затем еще перерыв на прогулку и обед. Иногда математика просто сменяется музыкой, где дети могут немного подвигаться и потанцевать. Ведь в маленьком возрасте им нужно много двигаться, так уж устроен их организм. И мы рады, что в американских школах детям не нужно сидеть полдня за партой.

Раз в полгода детей возят на экскурсии. А также в школе с 3-го класса можно бесплатно научиться играть на музыкальных инструментах. Моя дочь занимается игрой на скрипке.

Плюсы жизни в Америке

Отношение к детям, инвалидам, пожилым людям на высоком уровне. А также работа государственных служб, таких как полиция, скорая, пожарная. Полицейский не имеет права остановить машину, если водитель не нарушил. Не придумывают правила, за которые можно взять деньги. Водители всегда пропускают машины с мигалками, отъезжая с дороги в сторону.

В Америке принято улыбаться всем, если вы встретились глазами. Несколько улыбок в день и настроение повышается, даже если они не совсем настоящие в нашем понимании. Но это намного приятней, чем тебя встречают хмурью.

В больших и маленьких городах одинаково развита инфраструктура. Можно жить в маленьком городе и иметь такие же магазины, продукты, банковские системы, уровень образования, как и в крупном городе. Очень хорошая социальная защищенность. Если кто-то потеряет работу и не сможет найти быстро новую, государство может помочь с питанием и медицинской страховкой. Действует очень много программ для многодетных семей.

Минусы жизни в Америке

Медицинское обслуживание очень дорогое, и не всегда хорошее. Американцы хоть и любят пообщаться, но общение далеко не заходит. Тяжело выстроить глубокие дружественные отношение с кем-то. Они не подпустят слишком близко.

Нет отпуска по уходу за ребенком, допустим, когда дети начинают болеть. В многодетных семьях болезнь может затянуться надолго, переходя от одного члена семьи к другому. Работодатели не будут ждать, пока ваш ребенок поправится и сможет пойти в школу.

Дорого стоят и разного рода страховки, услуги, связь, интернет, по сравнению с Россией. Хотя и заработки здесь выше.

О медицине

О медицине приходят двоякие мысли. С одной стороны она, конечно, качественная и с новейшим оборудованием, и вылечат тебя однозначно быстро, но при этом весьма дорого. Страховая система требует кардинальных реформ и, даже уже все Американцы сильно негодуют по поводу страховок и того, как это все устроено. Хотя если честно, мы особого дискомфорта пока не почувствовали, так как пока, к счастью, серьезно не болели.

Пару раз с дочкой обращались в травм пункт, и проходили регулярные обязательные обследования по аллергии и общему состоянию. Также разнится и качество услуг стоматологов. В том числе и качество обслуживания, а также цена, и общий уровень поликлиник.

В общем, что нам нравится в США, что у здесь есть всегда большой выбор сервиса. А не нравится то, что идешь к одному, потом к другому, к третьему и так далее. Перед тем как страховаться советую ознакомиться с местными терминами уровней-пакетов страховки, у американцев они очень специфические. Многие лекарства не купить без рецепта врача, а каждый прием у врача стоит денег.

О людях и отношении американцев друг к другу и к приезжим

Тема многогранная. Это зависит от того, в каком вы слое общества общаетесь. Но, как правило, все приезжие начинают с нуля, скажем 90 %, поэтому будем говорить об этих людях. Общаться вам придется с рабочим и простым классом в первое время, а возможно и всю оставшуюся жизнь, что поверьте не страшно и даже где-то интересно. Так как эти люди откровенны, просты и свои чувства они показывают сразу, не скрывают от тебя своего отношения. Если тебя человек сторонится, он тебе явно даст это понять, своим видом, взглядом и молчаливостью.

Но если же Американец к тебе проявляет интерес, то готовься быть изученным с ног до головы в хорошем смысле этого слова! Общения тебе предстоит по самое не хочу. Даже будешь прятаться от него по углам - все равно тебя найдет и будет обнимать и шутить, и расспрашивать, и рассказывать далеко не всегда смешные шутки. Одна из особенностей американцев, они любят шутить и подкалывать друг друга. Шутки везде и над всеми.

Сложилось впечатление, что Американцы не относятся серьезно к каким либо отношениям. Вчера с соседом мило беседуешь, а завтра он и не поздоровается. И наступает паника. Чем обидел его, что сделал не так. А по сути, они просто легко относятся к этому.

Чужаком ты в любом с лучшее будешь себя чувствовать в глубинках Америке, где уже на 100 % сформированы традиции и образы, и ты конечно никак не можешь соответствовать этим всем устоям. Ты - Чужак, но и с этим можно жить, если ты относишься к этому легко.

Отношение к детям в Америке

Отношение к детям на высоком уровне. В магазинах мамы не чувствуют дискомфорта приходя с 2-3 детьми, есть специальные тележки. Все двери открываются автоматически, нет бордюров и можно спокойно довезти все товары до машины. Поликлиники, банки, библиотеки оборудованы небольшими детскими зонами. Поэтому можно без труда отвлечь детей и решить важный вопрос со счетами в банке или занять ребенка в ожидании на прием к врачу.

Пешеходных зон в нашем городе мало, так как все передвигаются на машинах. Мамы с детьми обычно едут в парки, где дети могут покататься на горках, а мамы насладиться природой и озером. В нашем городе есть 5 музеев для детей, а также научный центр, где они могут не только весело проводить время, но и полезно в плане познаний чего-то нового.

Очень часто можно увидеть семьи, катающиеся вместе на велосипедах. Специальная дорога для велосипедистов проходит по городу и не пересекается с проезжей частью. Можно выехать в одном парке и добраться до другого. Бассейны и спортивные занятия, тематические мероприятия под праздники не дают скучать в нашем маленьком городе.

Совет тем, кто хочет, но боится (играть в лотерею, решиться на переезд)

Переезд это сложно, а переезд в другую страну сложнее в двойне. Но это приключение, приключение вашей жизни. Вернуться можно всегда, но попробовать стоит. Почувствовать себя в другом мире и изменить свой взгляд на мир.

Сейчас мы работаем с коучем в Америке, и нам очень понравилась тема ее работы «Лягушка в кипятке», суть которой заключается в следующем: «Если лягушку положить в прохладную воду и медленно ее нагревать, лягушка не будет воспринимать опасность и медленно погибнет. Но если лягушку опустить в кипяток, она выпрыгнет». Так же и с людьми: переезд это тот “кипяток”, который заставит вас выпрыгнуть из замкнутого круга, бремени, трясины.

Фото из личного архива семьи Тарановых

Екатерина Морозова


Время на чтение: 18 минут

А А

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются основные принципы воспитания малышей в разных странах?

Америка. Семья – это святое!

Для любого жителя Америки семья – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папы успевают уделить время и женам, и детишкам, и не только по выходным дням.

Особенности воспитания детей в Америке

Америка. Особенности менталитета

Италия. Ребенок – дар небес!

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит.

Особенности воспитания детей в Италии

Италия. Особенности менталитета

  • Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными.
  • Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом.
  • Они не терпят критики и не меняют своих привычек.
  • Итальянцев все устраивает в своей жизни и стране, которую они сами считают благословенной.

Франция. С мамой – до первой седины

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Особенности воспитания детей во Франции

Франция. Особенности менталитета

Россия. Кнут и пряник

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец – кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше – либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Особенности воспитания детей в России

Россия. Особенности менталитета

Особенности русского менталитета прекрасно выражены всем известными афоризмами:

  • Кто не с нами – тот против нас.
  • Зачем упускать то, что само плывет в руки?
  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое.
  • Бьет – значит, любит.
  • Религия – опиум для народа.
  • Вот приедет барин, и нас рассудит.

Загадочная и таинственная русская душа подчас непонятна даже самим русским.

  • Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут.
  • Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди.
  • Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.
  • Основа русского менталитета – это чувства, свобода, молитва и созерцание.

Китай. Приучение к труду с пеленок

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Особенности воспитания детей в Китае

Китай. Особенности менталитета

  • Основы китайского общества – это скромность и покорность женщины, уважение к главе семьи, строгое воспитание детей.
  • Детей растят, как будущих тружеников, которые должны быть готовы к тяжелой многочасовой работе.
  • В повседневной жизни китайцев бессменно присутствует религия, соблюдение древних традиций и вера в то, что бездеятельность – символ разрушения.
  • Основные качества китайцев – упорство, патриотизм, дисциплинированность, терпение и сплоченность.

Какие мы разные!

В каждой стране – свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду. В Южной Корее дети до семи лет – это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям .

Что еще почитать