Какие сказки читать детям. Роль сказки в воспитании детей Роль сказки в воспитании детей

Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и злом.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом . Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важно знать:

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Маша и медведь

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная , которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

ОСП Детский сад №10 «Улыбка»

Гульнева Мария Владимировна, вопитатель.

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда дети лучше всего любят и понимают сказку.

Сказка – это волшебный мир, с помощью которого можно не только успокоить или развлечь ребенка, но и научить его чему – то важному и настоящему.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сказки как средства развития личности ребенка.

Для достижения этой цели необходимы следующие задачи:

    Побуждать у детей интерес к сказкам;

    Создать необходимые условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для знакомства со сказками;

    Формировать представления о добре и зле;

    Развивать умение анализировать поступки сказочных героев.

Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру.

Главные герои волшебных сказок обладают целым набором замечательных качеств. Именно способность сострадать дает человеку невероятную силу, с которой он настоящий герой,

В своей деятельности я использую такие методы работы со сказкой, как чтение и рассказывание.

Чтение воспитателем - это самый распространенный метод для ознакомления со сказкой, дословная передача текста.

Рассказывание – это более свободная передача текста. При рассказывании самое главное выразительно рассказывать, чтобы дети заслушались.

Важно, чтобы ребенок, слушая сказку, следил за развитием действия, понимал содержание, рассказывал ее с помощью взрослых.

Именно в дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми; «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра.

Воспитание детей дошкольного возраста через сказку это не только приятное времяпровождения. Ребенок неизбежно учится понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку ребенку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др.,

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных («Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят»).

Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах возникающих в жизни, но и путях выхода из ситуаций. Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически.

Из моего опыта работы со сказкой можно делать вывод: возможности сказок обширны, они развивают личность ребенка, обогащают его внутренний мир, воспитывают.

Список информационных источников

1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч.,т.4, - М., 1984.
3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

Конспект по теме: «Роль сказки в воспитании дошкольников» воспитатель: Т.А.Солодкова с.Александровка

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно.

Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д.».

Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду неделя мая посвящена театрализованной деятельности, так как она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром - через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Основная цель этой недели - создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей посредством приобщения их к регулярным занятиям театрализованной деятельностью при взаимодействии педагогов и родителей!

Детские сказки, их роль

в воспитании

Все родители, имеющие детей-дошкольников, знают, как дети любят сказки. Родители выходят из себя, читая в сотый раз одну и ту же сказку, которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка: «Мама, а ты пропустила, как петушок звал котика на помощь! ».

Что же это за феномен – любовь детей к сказке, и в чем заключается их роль в воспитании? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Почему дети любят сказки?

По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить.

Благодаря сказке, ребенок переживает захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.


Развитие речи и фантазии при помощи сказок

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.

Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

Чтение сказки как вариант общения

с родителями

Для того чтобы ребенок внимательно и с удовольствием слушал чтение сказки, лучше всего выбрать время перед сном, когда ребенок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.

Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Связь любимого персонажа с характером ребенка

Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой – Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ваш ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему вашему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж.

Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами родители, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей .

Победа добра над злом как важный воспитательный момент

Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности . Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.

Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей . Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума.

Не всегда воспитательное представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Сказка, представляя собой своеобразный ужастик, призвана насторожить малыша, заложить на основе базового доверия к миру еще и здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам. Воспринимая сказку ребенок начинает осознавать, что внешняя привлекательность, ласковые слова другого не могут быть ширмой, прячущей «гнилую» душу. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей: нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п.

Роль сказок в развитии детей заключается еще и в том, что она закладывает предпосылки критического мышления ребенка, учит понимать, что не все, что говорят взрослых, является «истиной в последней инстанции». Но при этом важно понимать, что сказку нужно не просто рассказывать ребенку, а постоянно комментировать то, о чем рассказываете. Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности.

1.Определение сказки, ее роль в воспитании ребенка


Прежде чем начать наш разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу.

Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомится с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства - о сказках.

Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников:

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил. Словарь русского языка.

Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Литературно энциклопедический словарь.

Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел. С.К. Нартова-Бочавер.

Произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. В.И. Аникин.

Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристализированной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного. М.-Л. Фон Франц


Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке


Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксирует в определении такой вид сказки, как авторская. Эта позиция представляется не вполне правомерной, тем более что в статьях о сказке, как правило, обязательно упоминаются сказочные произведения Пушкина, Гофмана, Андерсена, ставшие неотъемлемой частью литературного наследия всего человечества.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ее».

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек - не человек.

Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не столько яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.


Виды и тип сказок


Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:

1.сказки о животных

2.волшебные сказки

.бытовые (сатирические) сказки

Сказки о животных

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.

Волшебные сказки

Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становится взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Бытовые (сатирические) сказки

Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.

Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

3. Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка


Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже светских) обрядов, игр, знания преданий и традиций, способных сформировать менталитет (национальную идентификацию), привить нормы морали, дать необходимые знания об окружающем мире (и понимание своего места в этом мире), развить сообразительность, трудолюбие, выносливость, бережное отношение к При-Роде (природа - то, что окружает мир человеческого рода, находится вокруг).

Особая роль в воспитании детей отводилась сказке. Она, и только она имела в себе такие воспитывающие возможности, с какими и сейчас не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии. Нет ни одного народа, ни одного затерянного на просторах нашей планеты племени, где не рассказывали бы сказки. Только сказка у любого бесписьменного народа в состоянии объяснить - откуда ты пришёл, для чего, как должен прожить эту жизнь и куда потом уйдёшь... Язык сказки универсален - её с удовольствием можно слушать в любом возрасте. Недаром поморы обязательно брали с собой в море на промысел сказочника, и все издержки за его проживание артель брала на себя

Сказочники особо ценились и среди охотников Сибири, когда несколько месяцев требовалось провести в зимовье, вдалеке от людей. Сказочники-профессионалы, кормившиеся своим мастерством, жили и у нас.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются


Сказки, включенные в образовательную программу


Детский сад, в котором работаю я, воспитывает детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. По данной программе наш сад работает уже несколько десятилетий, она всесторонне апробировалась воспитателями.

В соответствии с современной научной « Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим в списки художественной литературы в программе включены классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

Я работаю во второй группе детей раннего возраста (от одного года до двух лет). Наша задача по программе в разделе художественная литература состоит в том, чтобы приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Вот сказки, включенные в программу для возрастной группы, в которой я работаю:

·«Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского)

·«Репка» (обр. К. Ушинского)

·«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)


Использование сказок в работе с детьми


Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется:

·формировать у детей раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных)

·во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо. Это помогает им полноценно переживать события сказки.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается вытягивать репку (р. н. с. «Репка»). Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.

В своей группе с детьми мы используем театрализованные игры по сказкам. Театрализованные игры включают в себя:

Флонелеграф (ковралин)

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран.

Пальчиковый театр

Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые герои.

Настольный театр игрушек

Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать движения животных и других персонажей.

Конспект занятия

Тема: Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба»

1.учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе

2.развивать внимание, память, усидчивость

.в понимании речи: обогащение словаря: курочка, мышка

.воспитывать у детей желание слушать сказки и прививать любовь к русским народным сказкам.

Развивающая среда: настольный театр сказки «Курочка Ряба»

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил - бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем воспитатель рассказывает сказку снова (без наглядного сопровождения). В заключении воспитатель приглашает ребят к столу, предлагая хорошо рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Можно поиграть. Дети передвигают фигурки сопровождая действия речью.


Список использованной литературы


1.В.Г. Аникин, Ю.Г. Круглов. «Русское народное поэтическое творчество» пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983г.

2.«Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/ http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm

Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

.«Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04

Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений Т. 4. - М.: Просвещение, 1959

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

.«Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm

Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.«Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.

М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Что еще почитать