Конспект занятия для детей 3 лет лягушка. Конспект занятия на тему «Лягушка-квакушка. Рисование карандашами «Лягушка и комары»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Где живут лягушки?»

Данный конспект может быть интересным воспитателям и детям младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) по познавательному развитию, ознакомлению с миром природы, и проводится не как ознакомительный материал с темой лягушек и среды их обитания – болота, а скорее как закрепляющее занятие на знание материала детьми.
Цель:
Создать положительно-эмоциональную атмосферу в группе, вовлекать детей в игровое общение. Продолжать формировать знания детей о болоте – природной зоны обитания лягушек.
Задачи:
Образовательные:
Повторить с детьми, где живут лягушки, в водной среде природы – болоте.
Закрепить знания детей о лягушках – их внешнем виде, голосах, способах питания.
Развивающие:
Развивать и закреплять правильное произношение гласных и согласных в процессе звукоподражаний.
Воспитательные:
Воспитывать чувство страха от незнакомых образов. Воспитывать дружелюбные отношения друг к другу.
Материалы:
Тазик с водой, резиновые игрушки лягушек, мягкая игрушка Мишка, комарики на ниточках, аудио запись с диска VA - Звуки природы и музыки для детей и не только (2011) песни лягушек.
Обстановка в группе:
В одной стороне группы стоят стулья друг за другом, образуя «поезд», достаточно большое пространство группы находится свободным – «болото», где посередине стоит стол с тазиком воды, а вокруг стола на полу лежат «кочки». В другой стороне группы стоят стулья полукругом, внутри которого образуется «полянка».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям сеть на «Поезд», созданный из стульев, и поехать посмотреть, где живут лягушки.
Воспитатель: Ребята, смотрите, нас ждет поезд. Давайте садитесь скорей! Куда мы сейчас поедим, как вы думаете?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Да, поедим смотреть, где живут лягушки. Подняли одну руку верх – это труба у поезда и сказали «ту-ту!». А теперь колеса закрутились «чух-чух-чух» (одновременно руками изображая крутящиеся колеса поезда). Стоп! Вот мы и приехали. Смотрите (воспитатель обращает внимание детей на середину группы), вот оно болото. Кто там живет?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Давайте подойдем и посмотрим.
Дети вместе с воспитателем перемещаются к столу с тазиком и плавающими в нем лягушатами. Воспитатель рукой потихоньку теребит воду, так чтобы лягушата колыхались на воде.
Воспитатель: А какую песенку поют лягушки?
Дети: «Ква-ква!»
Воспитатель: Что делают лягушки?
Дети: Квакают.
Воспитатель: Послушайте стихотворение про их песенку.
Чтение стихотворения В.Лунина воспитателем:
Лягушачья песенка
Льется из пруда,
Ласковая, светлая…
Льется как вода.
Лягушонка слушают
Листья и трава.
Лягушонок квакает:
- Ква-ква-ква!
Воспитатель: Давайте теперь вместе повторим лягушачью песенку!
Происходит повторное чтение стихотворения воспитателем, а дети по желанию повторяют.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что лягушки едят?
Ответы детей.
Воспитатель: Лягушки ловят комаров и мух, при этом высоко прыгают. Сейчас мы с вами будем лягушками, будем прыгать, квакать и ловить комариков.
Проводится подвижная игра на подражание поведению лягушек .
Дети перемещаются на ковер. Воспитатель достает несколько ниточек с комариками, дергает их, а дети подпрыгивают, квакают, хлопают в ладоши – пытаются поймать комариков.
Воспитатель: Молодцы! Теперь посмотрим, какие у нас лягушки в болоте?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Верно большие и маленькие, зеленые. А что у них есть?
Варианты ответов детей – глаза, рот, лапки.
Воспитатель: Где живет лягушка?
Варианты ответов детей – в воде, в болоте.
Воспитатель: Какие звуки она издает?
Варианты ответов детей – ква-ква.
Воспитатель: Сейчас мы опять будем лягушатами, но теперь не прыгать и скакать, а просто плавать.
Включается музыкальное сопровождение лягушачьего пения , дети хаотично перемещаются по середине группы, изображая плавание лягушат.
Воспитатель вносит игрушку Мишку и говорит:
Вдруг лягушки мишку увидали и в воду поныряли – все лягушки спрятались в оде (дети присели) и тихонько сидят.
Мишка: Ой, кто это был в болоте? Куда все подевались?
Воспитатель: Миша, это были лягушата. Они просто тебя увидели, испугались и спрятались.
Миша: Но я же – не страшный. Чего меня бояться? Я и сам как-то раз большую лягуху испугался. Хотите, расскажу как?
Варианты ответов детей.
Миша: Тогда идите сюда на полянку и садитесь на стульчики.
Дети перемещаются на стоящие полукругом стульчики.
Воспитатель читает стихотворение В.Степанова «Мишка-трусишка» :
Толстый Мишка не купался,
Вкусных ягод не набрал:
Он лягушки испугался,
От лягушки он удрал.
Вот такой трусишка
Этот толстый Мишка!
Миша: Такая вот история со мной была, но теперь я знаю, что лягушки нестрашные и их не надо бояться.
Воспитатель: Конечно Миша, и наши лягушата не страшные, они тебя не обидят! Правда, ребята?
Ответы детей – Да-а-а.
Воспитатель: А давайте все вместе поиграем?
Ответы детей.
Проводится дидактическая игра «Да-да-да, нет-нет-нет» . Если воспитатель рассказывает про лягушку, дети говорят «да-да-да» и хлопают в ладоши, если воспитатель рассказывает не про лягушку (т.е. не правильно), то дети говорят «нет-нет-нет» и грозят пальчиком. Рассказ проводится следующими словами:
Лягушка зеленая.
Лягушка кукарекает.
Лягушка ловит комаров и мух.
Лягушка летает.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Но нам уже пора обратно в группу ехать Можем Мишу с собой в гости позвать. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: Пойдемте садиться на «поезд» и поедим в группу. Ту-ту! Чух-чух-чух. Вот мы и приехали.
Игрушка Мишка остается в поле зрения детей для индивидуальных игр с ним.

Цели:

Дать детям элементарные знания о внешнем виде лягушки, среде ее обитания и образе жизни.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, количестве, величине, геометрических фигурах.
Закреплять умение отсчитывать заданное цифрой количество предметов.
Упражнять в звукоподражании, конструировании из строительного материала
Совершенствовать навыки рисования карандашом и пальчиком, наклеивания, лепки.
Развивать речь, мелкую и общую моторику, внимание, умение согласовывать слова и движения, чувство ритма.

Оборудование:

Сундук. Большая игрушка «лягушка», мелкие игрушки «лягушки», игрушки-прыгалки для пальчиковой игры.
Карандаши синие и красные, лист-заготовка с нарисованной лягушкой и мошками.
Листья кувшинки и силуэтные картинки лягушек трех размеров.
Схематичное изображение лягушки из геометрических фигур, вырезанные из зеленого картона эти геометрические фигуры.
Силуэты лягушек, листы с нарисованными листьями кувшинки с цифрами «1» и «3», клей.
Зеленый пластилин, нарисованная на листе лягушка.
Соленое тесто синего цвета, камешки, коктейльные соломинки зеленого цвета, цветы.
Разноцветные прищепки, обрезанное дно от пластиковых бутылок в виде цветка.
Сачки, мелкие игрушки «насекомые».
Строительный материал: кубики, бруски.
Вырезанные из плотного зеленого картона головы лягушек с вставленным в рот двигающимся шнурком.
Нарисованные на листе синего картона тени от камешков разного размера и листьев в виде круга, овала, треугольника, квадрата; камешки разного размера, листья кувшинки зеленого цвета в виде геометрических фигур.
Музыкальные молоточки.
Пуговицы разного размера и цвета, силуэты лягушек с наклеенными кругами соответствующего цвета и размера.
Пальчиковые краски, раскраска «лягушка».
Аудиозаписи: «Ква-ква», «Лягушата» Железнова, «Две лягушки», лягушачье кваканье.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Кто в сундуке?»

Приготовьте свои ушки, послушайте и попробуйте догадаться, кто прячется в сундуке?(Раздается аудиозапись лягушачьего кваканья). Чей это голос? Кто в сундуке? Это лягушка.

Звукоподражание «Ква»

Лягушку называют «лягушка-квакушка», как вы думаете, почему? Потому что лягушка квакает. Скажите, как лягушка: «ква».

Пальчиковая игра «Лягушка-попрыгушка»

Лягушку называют «лягушка-попрыгушка», как вы думаете, почему? Потому что лягушка умеет хорошо прыгать.
Положите перед собой лягушек и нажмите им на хвостик. (Показ). Если нажать сильно - лягушка прыгнет высоко, если нажать слабо - лягушка прыгнет низко.

Артикуляционное упражнение «Лягушка»

Лягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке,
(Приложить ладони к макушке)

А все ее слова -
Только «Ква!» да «Ква!».
(Звукоподражание: «ква-ква-ква»)

А щеки раздувает Надуть щеки
И рот свой раззевает,
(Медленно открывать и закрывать рот)

Чтоб комары и мушки
Летели в рот к лягушке.
(Звукоподражание: «з-з-з»)

Рисование карандашами «Лягушка и комары»

Дети закрашивают синим карандашом воду в озере. А красным карандашом проводят прямые линии от рта лягушки до каждого комара.

Дидактическая игра «Рассади лягушек на листья»

Подберите лягушкам подходящего размера листья.

Пальчиковая гимнастика «Скачут две лягушки»

Скачут две лягушки -
Зеленые подружки.
(Пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают)

Комаров они поели,
Прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками,
(Поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу)

Хлоп-хлоп ладошками!
(Хлопаем в ладоши)

Конструирование «Лягушка»

Разложите геометрические фигуры на место, так, чтобы получилась лягушка. Из какой геометрической фигуры сделано туловище? Из квадрата. А голова? Из треугольника. Какие фигуры мы использовали для глаз? Круги. Сколько кругов? Два. Из каких фигур сделаны лапы лягушки? Из прямоугольников и овалов. Сколько прямоугольников? Два. Сколько овалов? Два.

Аппликация «Сколько лягушек?»

Наклейте на лист столько лягушек, какая цифра написана рядом.

Игра с прищепками «Кувшинки»

На обрезанное дно от пластиковых бутылок дети прикрепляют прищепки-лепестки кувшинок.

Динамическая пауза «На озере»

Дети прыгают по «листьям кувшинки», пролезают в тоннель, проходят по скамейке и коррегирующей дорожке. (Выполняется под музыку «Лягушата»).

Упражнение «Длинный-короткий»

Высуньте язык лягушки далеко, так, чтобы язык стал длинным. А теперь сделайте так, чтобы язык стал покороче - лягушка прячет свой язык. Теперь лягушка совсем спрятала язык - втяните его.

Дидактическая игра «Разложи камешки и листочки»

Разложите камешки и листочки на их тени, подбирайте камешки подходящего размера.

Лепка «Лягушка»

Из зеленого пластилина дети лепят меленькие шарики и придавливают к изображению лягушки.

Упражнение «Поймай комаров и мушек на обед лягушкам»

Дети с помощью сачков подбирают разложенных в разных частях комнаты мелкие игрушки «насекомые».

Инсценирование песни «Две лягушки»

Дети сидят на корточках, как лягушки, затем имитируют игру на скрипке, а потом выполняют танцевальные движения.

Конструирование «Длинный мост»

Хватит ли нам одного этого бруска, чтобы построить мост через озеро? Нет, брусок слишком короткий. А как же построить мост из нескольких брусков? Посмотрите, я вам покажу.

Игра с пуговицами «Лягушка»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и величины.

Пальчиковое рисование «Лягушонок»

Раскраска подскажет вам, где закрасить светло-зеленым, а где темно-зеленым цветом.

Ручной труд «Лягушка на озере»

Из соленого теста синего цвета дети делают лепешку. По краям втыкают соломинки зеленого цвета - камыши, в середине размещают кувшинки (из яичной клетки). Вдавливают камешек и на него сажают лягушку.

Музыкально-ритмическое упражнение «Ква-ква»

Дети отбивают ритм музыкальными молоточками под музыку.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Поющие лягушки»

Цель: с различными видами лягушек лягушками

Задачи:
- расширить знания детей о лягушках;
- развивать воображение, познавательный интерес, творческие способности детей;
- воспитывать чувство бережного отношения к животному миру.

Ход мероприятия

Учитель:
Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица. (Лягушка)

Спасибо за внимание!

Чем полезна лягушка?

(Слайд 12) Лягушки приносят большую пользу сельскому хозяйству. Они уничтожают насекомых – вредителей растений. За сутки лягушка в среднем съедает 1-2 г пищи, жаба – до 8 г. Лягушки малочувствительны к ядам, поэтому не отказываются от ядовитых, имеющих неприятный запах, или ярко, точнее пугающе, окрашенных насекомых. Птицы не клюют таких насекомых, а лягушки их уничтожают. Птицы питаются только днем, а лягушки охотятся и днем, и ночью. Выходит, что растения находятся под охраной лягушек.

(Слайд 13) Лягушки полезны и тем, что уничтожают комаров, мух, слепней, оводов, которые летом досаждают людям и животным.

Большую пользу приносят озёрная и прудовая лягушки тем, что поедают хищных водяных жуков и их личинок. Эти жуки уничтожают мальков рыб. Выходит, что лягушки спасают мальков.

(Слайд 14) Лягушки полезны и в медицине. Оказывается, лягушки выделяют вещества, которыми можно лечить заболевания сердца, органов дыхания и кожи.

(Слайд 15) Обладают лягушки и бактерицидными свойствами: в деревнях издавна клали их в свежее молоко, чтобы оно дольше не скисало. Почему? Потому что кожа выделяет особое вещество, убивающее бактерии и грибы, в том числе и молочнокислые.

(Слайд 16) Лягушки часто применяются учеными как подопытные животные. Первая успешная операция по пересадке сердца была сделана лягушке 50 лет назад. Ученые ставят опыты на лягушках, на них учатся студенты. Выходит, люди сильно обязаны лягушке.

Оказывается, лягушек нужно охранять. Большую опасность для лягушек представляет разрушение их мест обитания и загрязнение. Некоторые виды лягушек занесены в «Красную книгу».

План

Цели: - изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки; - обратить внимание на внешний вид, строение лягушки;

Задачи:

    Научить поэтапному складыванию лягушки.

    Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги -оригами;

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

    Прививать художественный вкус.

    Развивать пространственное мышление, творческие и логические способности.

    Расширять кругозор учащихся.

Ход занятия:

    Opганизационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята.

– Сегодня у нас необычное занятие. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

– Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим

– Итак, начнем наше занятие.

«Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спеши м».

– Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию?

2. Введение в тему занятия.

Педагог: Чему посвящено сегодняшнее наше занятие вы узнаете отгадав загадку:

ЗАГАДКА ПРО ЛЯГУШКУ:

Из малька выходят лапки -
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка –
Длинноногая… лягушка

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о лягушках.

3. Изучение нового с использованием презентации.

Педагог: А кто из вас видел лягушку?

Ребята, а вы знаете, что в природе существует более 3500 видов

лягушек, давайте рассмотрим лягушку и опишем её. К каким животным относятся лягушки? Что значит, земноводные животные, из каких 2 слов оно состоит? Какая у нее форма

тела? Голова? Ноги?

Дети: к земноводным…. живут на земле, на суше и в воде. Форма тела лягушки – овальная, кожа зеленая, скользкая, мокрая, гладкая. Голова: ноздри, рот – во рту длинный, липкий и широкий язык. Глаза большие, ноги – передние короткие, задние длинные.

Педагог: Дети скажите, а где живут лягушки?

Дети: На суше. В воде. В болоте.

Педаг: Скажите, пожалуйста как называется детеныш лягушки?

Дети: Головастик

Педагог: Совершенно верно. Посмотрите как много лягушат.

Педагог: Как вы думаете, а чем питаются лягушки?

Дети: Комарами.

Педагог: Правильно, и не только. Еще они питаются мухами и насекомыми.

Педагог: А теперь давайте посмотрим какие бывают лягушки: прудовая лягушка, стеклянная лягушка, леопардовая, оранжевая, синяя.

Древолазы

На фотографиях лягушки столь обворожительны: разноцветные, с симпатично выпученными глазами, что не верится в то, что чем ярче окраска, тем больше яда выделяется лягушачьей кожей!


Лягушка- песочные часы


Золотая лягушка из Панамы


Лягушка поросенок


Лягушка помидор


Жёлтая лягушка


Лягушка арлекин


Пурпурная лягушка

В наших краях можно встретить четыре вида лягушек: две - зелёные
Озёрная, эта самая крупная из наших лягушек. Сверху - зелёная, снизу - белая, в отличие от прудовой вся покрыта пятнами. Эта лягушка целыми днями сидит в воде или на берегу и при первой же опасности сразу прыгает в воду.


Прудовая, спинка у неё ярко-зелёная, с тёмными пятнами, вдоль спины светлая полоса, брюшко чисто белого цвета.


И две - бурые (коричневые).
Травяная, окраска травяной лягушки сверху коричневая, снизу белая, на спине и брюхе видны пятна, образующие мраморный рисунок, около глаза у лягушки тёмное пятно.


Ещё в наших краях живёт остромордая или болотная лягушка - спина светло-коричневого, оливкового цвета. От глаз и почти до плеч идет темная полоса, которая к концу сужается.


Есть у этой лягушки удивительная особенность: всю жизнь она проводит на суше, и там коричневый цвет её спинки делает лягушку незаметной для врагов. Но вот один раз в году только для откладывания икры весной идёт эта лягушка в водоём, где надевает необычный, яркий, серебристо-голубой наряд! Увидеть голубую лягушку очень интересно, но ловить её не стоит, потому что вне пруда она опять станет бурой.

Учитель: Знакомы ли вы с «родственниками» лягушки? Кто они?
Жабы



Квакши


Чесночницы

Многие виды лягушек имеют мешочки, соединенные с ротовой полостью - они называются резонаторами. Эти мешочки начинают наполняться воздухом и раздуваться, когда лягушка издает звуки. Именно эти мешочки и придают специфическую звуковую окраску кваканью и придают ему громкость.

У зелёных лягушек голоса нет, но двумя большими шарами надувает лягушка резонаторы и громко поёт свою песню. Если надуть щёки, а потом сжать их, то получится звук, напоминающий лягушачью песню. В песне озерной лягушки слышится раскатистый хохот, что и подсказало ее название –смеющаяся.

Голос у остромордой лягушки - громкое урчание и хрип: «тур-лур-лурр...».

Очень громко кричат украшенные лягушки, так как у них раздувается не только резонатор, но и все тело. Крик этих лягушек легко заглушает голоса людей.

В заболоченном лесу обитают лягушки, способные петь как птицы, точнее птицеголосые квакши. Весь день эти земноводные прячутся в деревьях, но с наступлением ночи выползают, чтобы исполнить свои лягушачьи песни. Считается, что самое красивое пение птицеголосых квакш можно услышать в Северной Америке

Голос японской лягушки - веслонога похож на пение соловья. Ну, может, и не соловья, но японцам нравится. Они держат такую певунью дома, как мы - канарейку.

Сильным голосом обладает лягушка-бык. Услышав пение лягушки - быка, можно запросто в панике пуститься наутёк, решив, что поблизости неведомый огромный зверь. Обычно, впервые услышав ее, отказываешься верить, что звук издает лягушка, а не какой-нибудь крупный зверь.

Самая громкая лягушка на свете - крошечная коки из Пуэрто-Рико; Самцы-коки собираются в глухих лесах - по одному на десять квадратных метров - и соревнуются между собой, кто издаст самый громкий клич. На расстоянии метра сила производимого кваканья доходит до девяноста пяти децибел - примерно столько же, сколько у отбойного молотка, и очень близко к болевому порогу человека.

Жаба Фаулера издает звук, напоминающий блеяние овцы, страдающей жесточайшей простудой.
Песни жаб Фаулера, живущих в США, слышны за несколько километров, ко всему еще они напоминают воинственные крики индейцев, что в свое время наводило ужас на завоевателей Америки.

Почувствовав опасность, испуганная дождевая лягушка принимает угрожающий, как ей кажется, вид – она раздувается, как воздушный шар и начинает пронзительно визжать. У человека, встретившего африканскую дождевую лягушку в такой момент, действительно есть шанс умереть… от смеха.

Крик тигровой лягушки напоминает треск разрываемой ткани.

Пятипалый свистун из Коста-Рики шипит, как змея.

Древесная квакша тявкает наподобие собачки.

Квакша свистящая резко свистит.

Крупная южноамериканская жаба ага хрипло лает, как надорвавшая голос собака.

Парадоксальная лягушка в Южной Америке хрюкает как свинья. Парадоксальная она потому, что ее головастики размером с три мамаши.

Буро-пятнистая болотница нежно мяукает, как ласковый котенок.

Суринамская пипа тикает, словно часы.

Листовая лягушка из Южной Америки лает, как собака. Эта амфибия ведет ночной образ жизни и предпочитает «лаять», сидя на деревьях, растущих в стоячей воде.

При первых струях дождя самцы древесной лягушки начинают активно вокализировать, издавая мелодичные звуки,
похожие на щебетание птиц.

Квакша - кузнец из Аргентины кричит, словно молотком по медному подносу бьёт.

Самая маленькая, размером с наперсток, квакша - самая красивая среди лягушек, (в некоторых странах ее содержат как домашнее животное) скрипит, будто кто ножом по фарфоровой тарелке скребёт.

Когда поет североамериканская лягушка-плотник, кажется, что стучат два плотника, забивающие гвозди вразнобой.

Все наши земноводные по-своему симпатичны и красивы. Человеку они приносят только пользу, уничтожая вредных насекомых. Присмотрись к ним, и ты поймёшь, до чего беззащитны перед человеком эти животные. Не причиняй им вреда!
А давайте мы с вами соберем лягушку

К какому виду она у нас относится? Какое имя мы ей дадим?

7. Итог занятия: (СЛАЙД 23)

Педагог: Время зря мы не теряли
Все заданья выполняли
Как вам это удалось?
Что же сделать вам пришлось? (Ответы детей.)

8. Рефлексия.

Педагог: А ТЕПЕРЬ Я ПРЕДЛАГАЮ ОЦЕНИТЬ ЗАНЯТИЕ, ПОДНЯТЬ

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ: веселый смайлик – понравилось!!!

грустный смайлик - не понравилось

Ребята, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?

Педагог: На этом на этом наше занятие закончено всем спасибо!!!

Методическая разработка
игрового занятия. Тема: «Лягушка-квакушка».
Цели и задачи занятия: познакомить учащихся с классом земноводных, разнообразием их размеров и окраски, их значением для природы и человека; формировать умение выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп; воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным;
закрепить навыки искусства оригами;
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, развитие логического мышления, воспитывает умение работать в группе.

Знакомство с земноводными.
В: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о земноводных.
Слайд 1
Как вы думаете, кто такие земноводные?
Слайд 2
В: Это животные, которые обитают и в воде и на земле.
Рассмотрите их, но в начале угадайте, кто же из животных относятся к земноводным.
Загадка:
В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдёте:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные…(лягушки).
В: К земноводным также относятся тритон и саламандра.
Игра «Лягушачье царство».
Ребятам на фланелеграфе с пейзажем болота предлагается разместить земноводных. На 10-15 сек фланелеграф закрывается и идет изменение картинки (убираются или добавляются животные, изменяется их положение)
Дети должны определить, что изменилось в лягушачьем царстве.
В: Послушайте загадки, попробуйте их отгадать.(Загадывает 2 загадки о лягушках).
Слайд 3
В: Ребята, а что вы знаете о лягушках?
Слайд 4
(Выходят 5 ребят и рассказывают о них).
1 ребёнок: Кожа лягушек гладкая и скользкая и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в год лягушки переодеваются – меняют кожу и всякий раз съедают поношенное платье.
2 ребёнок: Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве.
3 ребёнок: Детёныш лягушки называется лягушонком. Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который становится затем лягушкой.
4 ребёнок: В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет.
5 ребёнок: У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.
В: По окраске лягушки бывают разные: зелёные, бурые, краснобрюхие, белые и др. Лягушки есть в Азии, и в Африке, и в Америке. В Южной Америке бывают лягушки размером с арбуз. Есть лягушки массой более 3 кг. Самая маленькая лягушечка- кокоа умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает самым сильным ядом в мире животных.
Слайд 5
Физкультминутка: Лягушачий вальс.
Дети встают парами лицом друг к другу и поют:
Раз, два, три (встают на носочки и квакают) «Ква! Ква! Ква!» – 3 раза
Раз.два, три покружились, (хлопнули в ладоши и квакают)
«Ква! Ква! Ква!» -6 раз
В: Лягушки помогали человеку сделать много верных открытий – их использовали в опытах по биологии, химии, физике. Лягушке поставлено 2 памятника: первый – в г. Сорбонне, а второй в г. Токио, в Японии. Студенты этой страны для своих экспериментов использовали 100000 лягушек.

Чтение рассказа В.Бианки «Голубые лягушки»
В: Как в тексте объясняется лягушачий цвет? Почему голубую лягушку называют турлушкой?
В: Слово «лягушка» родственно слову «лягаться». Так назвали лягушку за её прыжки.
Слайд 6
В: Речь в этом стихотворении идёт не совсем о лягушке, точнее о жабе. Ребята, а кто знает, как отличить жабу от лягушки?
В: Лягушки прыгают, а жабы медленно ходят. У лягушки голова приподнята вверх. Так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. У лягушки спинка гладкая, а у жабы – шероховатая.
(Выходят 3 ребёнка и рассказывают о жабе).
1 ребёнок: Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся.
2 ребёнок: Если в вашем огороде поселилась жаба, она проживёт здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых.
3 ребенок: Живёт жаба 40 лет, но ей редко удаётся прожить столько: слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как защищается она от своих врагов? На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден. Но всё же не стоит брать в руки жаб.
Оригами. Изготовление прыгающей лягушки.

Исполнение песни «Заквадычные подружки» группой ребят.
Жили в дружбе, жили в мире,В ква-квадратной ква-квартиреДве лягушки-попрыгушки,Заквадычные подружки.И сидели день за днёмЗа обеденным столом.
А обед был очень вкусный -Щи из квашеной квапусты,Маквароны и квартошка,И ещё кватлет немножко.А на третье каждый разКва-квампот и ква-кваквас.
Друг за дружкой из буфетаИсчезали ква-кванфеты,Раздувались, как подушки,Заквадычные подружки.Потому, что аппетитНикому не повредит.Потому, что аппетитНикому не повредит.
Итог занятия.


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 426

Конспект НОД

«Беседа о лягушках»

Составил

Якушева Н.А.

воспитатель I КК

Екатеринбург

Тема: Беседа о лягушках.

Цель: расширение представлений о жизни лягушек в природе.

Задачи:

    познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру);

    изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам;

    объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа;

    показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.

    развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительности, наблюдательности, памяти.

    воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам;

    воспитывать любознательность, интерес к природе.

Оборудование:

    картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастик, малька, лягушонка;

    пластилин;

    дощечки для лепки;

    стеки для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

    чтение художественной литературы - сказки про лягушек: «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница», «Две лягушки», «Жалейкин и лягушонок», «Теремок».

    рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности.

Воспитател ь. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:

У болотной мягкой кочки

Под зелененьким листочком

Притаилась попрыгушка

Пучеглазая... (Лягушка).

Воспитатель . Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.

Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. А вы знаете сказки про лягушку?

Дети . Да.

Воспитатель . А какие?

Дети . «Теремок», «Царевна - лягушка», «Лягушка - путешественница», «Жалейкин и лягушонок».

Воспитатель. Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, и «Теремок» С.Маршака и русская народная сказка «Царевна –лягушка».

Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.

Кожа лягушки холодная. Мокрая. Гладкая. Голая. Покрытая слизью. Люди считают, что если взять лягушку в руки, то на руках появятся бородавки. Это не правда. Ребята, обратим внимание на лапы лягушек. Какой длины задние и передние лапы?

Дети. Передние короткие, задние длинные.

Воспитатель. Что помогает лягушке плавать?

Дети. Лапы, потому что на них перепонки.

Воспитатель. Чем интересен язык?

Дети. Красный. Длинный. Чтобы кушать. Чтобы ловить мух.

Воспитатель. Как лягушки передвигаются?

Дети. Прыгают.

Воспитатель. Дети, скажите, где они живут?

Дети. В воде, на земле, в речке, в болоте, в озёрах, на суше.

Воспитатель. Правильно, лягушки, могут жить и на земле, и в воде.

Лягушка, которая живёт на суше – травяная и она бурого (коричневого)цвета. А лягушка, которая живёт в воде - водяная и она зелёного цвета. Дети, а почему лягушки разного цвета?

Дети. От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде и на земле.

Значит, где могут жить лягушки?

Дети. На земле и в воде.

Воспитатель. Дети, животные, которые могут жить и в воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов земля и вода. Давайте, все вместе повторим это слово.

Дети. Земноводные.

Воспитатель. Дети лягушек, по-другому как могут назвать.

Дети. Земноводными.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, как мы дышим?

Дети. Носом. Вдыхаем воздух носом, набираем его и выдыхаем. Лёгкими. Вдыхаем и выдыхаем.

Воспитатель. Лягушки, как и люди, вдыхают воздух носом, набирают его в лёгкие и выдыхают. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?

Дети. Воздухом.

Воспитатель. Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть». Дети, что мы видим?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Дети, мы с вами увидели воздух. Вот так, лягушки, и дышат. Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время.

В начале весны все лягушки просыпаются и начинают готовиться к свадьбам. Самцам – женихам нужно подозвать к себе самочек – невест. А они такие капризные, что без свадебных песен ни за что не придут. Вот самцы и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А как вы думаете как поют лягушки? (Ква-ква-ква). Правильно а как можно сказать по другому? (квакают). Самое интересное, что квакают только самцы. Но не - долго лягушки дают концерт. Самки – невесты прибудут на свадьбу вечером, а ночью начнут метать икру. Пройдёт время, и из икринок появляются на свет головастики, потом они вырастают вот в таких мальков. Ну, когда у мальков отломаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. (Расставить по порядку картинки, что было в начале, а что потом ).

Дети, кто скажет, чем питаются взрослые лягушки?

Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.

Воспитатель. Да, дети, вы правы. Они питаются насекомыми. Охотятся лягушки только вечером и ночью. Лягушки бросаются только на движущуюся цель. Добычу, которая сидит неподвижно, они не замечают. Лягушки поджидают добычу, затем прицелившись, точным броском выталкивают изо рта свой язык.

Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка: "Две лягушки"

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель. Дети, как вы думаете, что бы произошло, если бы лягушек не стало?

Дети. Много было бы комаров. Людей укусили бы комары. Не было бы пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.

Воспитатель. Да, лягушки нужные и полезные существа. Они приносят большую пользу природе. За ночь они съедают целые кучи комаров, слизней, так же очищают воду.

А как вы думаете, у лягушек есть враги? Да, в животном мире у всех есть враги.

Ребята, нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.

Сейчас, ребята, мы с вами сделаем лягушку из пластилина.

Ребята, для лепки какого мы цвета пластилина взяли?

Дети. Зелёного.

Воспитатель. Пластилин поделите на 4 ровные части. Для заготовления лапок возьмите один из четырёх кусочков. Сначала сделаем задние лапы. Ребята, какие у лягушки задние лапы?

Дети. Длинные.

Воспитатель. Да, правильно. Из двух частей скатайте одинаковые по толщине валики. Сплющите концы валиков и наметьте на них стеком перепонки. Однако запомните: изгибать лапки сейчас нельзя. Теперь сделайте передние лапки лягушки. Ребята, какими должны быть они?

Дети. Передние ноги короче задних ног.

Воспитатель. Поэтому оставшийся третий кусочек пластилина разделите пополам и с этими половинками повторите всю процедуру изготовления задних лапок. Получатся передние лапки. Оставшиеся три части пластилина скатайте в шар. Из шара вылепите заготовку, по форме похожую на небольшой огурчик. Сделайте надрез на одном конце этого «огурчика» и слегка отогните нижнюю часть. Если вы хотите, чтобы лягушка улыбалась, стеком загните уголки рта вверх. Из белого пластилина скатайте два маленьких одинаковых шарика - глаза лягушки. Закрепите их на голове. Сверху накройте глаза двумя тонкими зелеными веками, следя за тем, чтобы сзади они соприкасались с зеленым туловищем. В рот лягушки вложите красный язычок. Ребята, а для чего нужен язык лягушкам?

Дети. Чтобы ловить комаров и мух.

Воспитатель. Всё правильно. Молодцы.

Особенность сборки лягушки заключается в том, что если передние лапки можно прикрепить самым обычным способом, то задние следует крепить перепонками вверх. Аккуратно замазав места соединения лапок, необходимо загнуть задние лапки вперед и вниз так, чтобы они плотно касались доски. Теперь лягушка готова.

Вопросы:

1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как появляются на свет лягушачьи детки?
6. Чем питаются лягушки?
7. Почему лягушки – земноводные животные?
8. Назовите врагов лягушек.

Что еще почитать